Хилобок Зоя Г еоргиевна
Воспитатель МБДОУ детский сад №37 «Соловушка»
г. Старый Оскол, Белгородская область
Каракулина Надежда Васильевна
Воспитатель МБДОУ детский сад №37 «Соловушка»
г. Старый Оскол, Белгородская область
Кранина Наталия Валериевна
учитель - логопед МБДОУ детский сад №37 «Соловушка»
г. Старый Оскол, Белгородская область
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ
Аннотация
В статье предлагаются пути осуществления задач патриотического воспитания путем приобщения детей к народной культуре на конкретных исторических событиях и героических примерах.
Ключевые слова: патриотизм, воспитание, традиции, национальная культура
Keywords: patriotism, education, traditions, national culture
... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным.
К.Д. Ушинский
Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё, необходимо всегда.
Мы поддерживаем мнение ученых, что воспитание патриотизма происходит постоянно. Оно осуществляется во время учения, труда, игр, в быту. У ребенка все оставляет неизгладимые впечатления, настолько сильные, что тогда, когда он станет взрослым, впечатления детства будут влиять на его представления о себе, о людях, влиять на выбор конкретных поступков, линии поведения. Весь образ его жизни, весь строй мыслей и чувств формируют его личность, причем в силу особой восприимчивости детского возраста формируются активнее, чем это будет происходить, когда он станет взрослым.
В последние десятилетия всему мировому сообществу, включая Россию, в качестве универсального образа устройства государства и человека предлагается деидеологизированный либеральный стандарт, сущность которого заключается в приоритете земных интересов над нравственными и религиозными ценностями, а также над суверенитетом государств и патриотическими чувствами.
Поэтому в настоящее время возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням. Дети страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, зачастую равнодушно относятся к близким людям, товарищам по группе.
Мы считаем, что нужно как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества.
Ведь всё, что усвоено в период дошкольного возраста оказывается особенно прочными и является фундаментом дальнейшего развития личности.
Одной из форм устного народного творчества является сказка. В.А. Сухомлинский писал: «Красота родного края, открывается благодаря сказке...». Ведь сказка это важнейшее воспитательное средство, в течение столетий выработанное и проверенное народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок.
Приобщая детей к национальной культуре, невозможно обойти стороной ни душевную народную песню, ни самобытную звонкую частушку, ни яркий и напевный хоровод. С музыкальным фольклором дети знакомятся во время музыкально-художественной деятельности, в повседневной жизни, на досугах, при участии в фольклорных праздниках, театрализованных представлениях, ярмарках.
Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение. Через народную музыку дети познают жизнь и быт русского народа.
Весь познавательный опыт народа запечатлен в пословицах и поговорках, ведь недаром их называют жемчужинами народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека. Пословицу можно использовать в любой ситуации. Дети в повседневной жизни самостоятельно научились их применять: "Семеро одного не ждут", "Поспешишь - людей насмешишь". Во время прогулок пословицы помогают ребятам лучше понять различные явления и события, соотносить увиденное в природе с народными приметами: "Весна красна цветами, а осень богата плодами", "Март с водой, апрель - с травой" и другие.
Расширяя представления детей о предметах народного декоративноприкладного искусства, нельзя забывать и о народных игрушках, которые увлекают дошкольников своим замыслом и яркостью росписи, вызывают чувство радости, учат видеть и замечать прекрасное в окружающей жизни, природе.
Во время совместной изобразительной деятельности дети с удовольствием рассматривают их, лепят с натуры и по представлению, используя для этого пластилин, соленое тесто, глину и расписывают, а затем организуются выставки детского творчества.
Неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания
дошкольников являются народные игры. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве. Такие игры как: «Гуси-лебеди», «Жмурки», «Горелки», «Двенадцать палочек», и др. приносят радость движения и духовно обогащают детей.
Формирование патриотических чувств проходит эффективно в тесной связи с семьёй. Для включения родителей в совместную работу мы систематически проводим консультации, родительские собрания в виде семинаров-практикумов, творческих гостиных, привлекаем родителей к сбору материала для оформления альбомов «Любимый город», «Наши земляки - герои Великой Отечественной войны». Эта работа имела свое продолжение в составлении родителями и детьми "Генеалогического дерева своей семьи", изготовлении газеты «Моя семья».
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
В результате проводимой работы дети получают первичные представления о культуре и ее истории, учатся различать виды народноприкладного искусства, жанры художественного и фольклорного творчества. Имеют представление о русских традициях и праздниках. У детей улучшилось внимание, расширился словарный запас и используется в активной речи русский фольклор, повысился интерес к русским народным подвижным и хороводным играм, к русской народной культуре в целом.
Мы считаем, что воспитывать патриота надо на конкретных героических примерах, исторических событиях, на народных традициях и правилах, по которым веками жила могучая Россия. Необходимо вместе с детьми постоянно прослеживать связь между стариной и днем настоящим, дать понять ребенку, что он хозяин своей Родины.
Литература:
•Журнал "Ребенок в детском саду" N4, 2001; N5, 2001.
•Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П. - Система патриотического воспитания в ДОУ. - 2007. - Волгоград: Учитель
•Усова А.П. - Русское народное творчество в детском саду. -1999. - М.: Просвещение.
• Шангина И.И. - Русский народ. Будни и праздники. - 2004. - М.: Искусство.