УДК:373.2
Ткачук Л. Г. студент магистратуры 1 курс факультет «Психологии и педагогического образования» ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно педагогический университет» Росиия, г. Симферополь Tkachuk L. G. master student 1st year Faculty of Psychology and Teacher Education GBOU HE RK ""Crimean Engineering and Pedagogical University"" Russia, Simferopol
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ КАК ВАЖНАЯ ЗАДАЧА
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ PATRIOTIC EDUCATION OF CHILDREN AS AN IMPORTANT TASK
OF PRESCHOOL EDUCATION
Аннотация: в статье раскрывается патриотическое воспитание детей как важная задача дошкольного образования. Успешность работы по патриотическому воспитанию зависит от верно выбранной позиции педагога в процессе организации и построения этой деятельности, а также определения ее содержания. Главную задачу работы в рамках данного направления можно определить, как формирование у детей интереса к родному дому, краю, его истории и культуре, показать сложность, противоречивость, неоднозначность исторического пути родной им земли.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, патриотизм, любовь к родному дому, дети старшего дошкольного возраста.
Annotation: the article reveals the patriotic education of children as an important task of pre-school education. The success of the work on patriotic education depends on the rightly chosen position of the teacher in the process of organizing and building this activity, as well as determining its content. The main task of work in this area can be defined as the formation of children's interest in their home, land, its history and culture, to show the complexity, inconsistency, ambiguity of the historical path of their native land.
Key words: patriotic education, patriotism, love for the native home, children of the senior preschool age.
Проблема формирования патриотизма у детей старшего дошкольного возраста приобретает все большее значение. Дошкольный возраст является периодом становления личности, в котором формируются нравственные чувства: гуманизм, коллективизм, трудолюбие, чувство собственного достоинства, патриотизм. В концепции дошкольного образования подчеркивается необходимость организации в дошкольном учреждении специальной деятельности по патриотическому воспитанию детей с учетом
их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа.
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Цель статьи: раскрыть важность проблемы патриотического воспитания детей старшего возраста путем ознакомления с родным городом. Чувство любви к Родине подобно чувству любви к родному дому. Общее у этих эмоций — чувства привязанности и чувство защищенности. Следовательно, если мы будем воспитывать у ребенка чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, в таком случае при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране. Чувство патриотизма многогранно согласно своей структуре и содержанию. В него входят ответственность, желание и умение трудиться на благо Отечества, оберегать и умножать богатства Родины, гамма эстетических чувств и др. Воспитываются данные чувства на родном материале: мы обучаем ребенка ответственно относиться к делу, беречь вещи, книги, природу, т.е. воспитываем качество личности - бережливость, обучаем трудиться в пользу своей группы и товарищей, приобщаем к красоте находящейся вокруг природы. Таким образом, фундаментом для формирования любви к Родине является глубокая и основательная деятельность по нравственному воспитанию дошкольников [7].
Ученые отмечают, что как интегративное качество, патриотизм включает эмоционально-ценностный компонент, знаниейвый и поведенческий компоненты. Разнообразные подходы к определению данного понятия не имеют существенных различий и в большей части сводятся к пониманию патриотизма, как социального чувства, которое сочетает в себе любовь к Отчизне, своему народу, желание защищать интересы своей страны [5, с. 12]. Задачами патриотического воспитания дошкольников являются:
• развитие у детей представлений о своей Родине, которая может быть рассказана таким образом: природоведческие и географические сведения (географические особенности родного края, атмосферного климата, природы страны), данные о жизни своего народа (характерные черты быта, труда, культуры, традиций), социальные сведения (знания о достопримечательностях родного города, столицы, страны, знания названия страны, её столицы, иных городов, государственной символики), исторические данные (о жизни народа в разных исторических этапах, о подвигах людей в годы Великой Отечественной войны, знание исторических памятников города, улиц).
• развитие у дошкольников заинтересованности к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости к событиям общественной жизни: эта задача подразумевает активизацию эмоциональной сферы личности, развитие таких чувств как любовь к близким и родным людям, родному городу, почтение к истории народа, восхищение произведениями народного творчества, любви к природе, ненависти к врагам.
• включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний, представляет собой формирование определенных
навыков и умений: отражение накопленных знаний в игре, художественной и трудовой деятельности, принятие участия в общественно направленном труде, бережное отношение к природе, результатам труда других, отражение знаний в речи, общении со взрослыми и сверстниками [4].
Педагог, решая задачи патриотического воспитания, должен выстраивать свою работу в соответствии с особенностями детей, учитывая следующие принципы:
- "позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста);
- непрерывность и преемственность педагогического процесса;
- дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок; - деятельностный подход;
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Далее следует, сообщать ребенку те знания, которые являются для него
понятными и близкими: о дошкольном учреждении, о его родном доме, об улице, на которой проживает, стране в целом. В последствии эти знания обогащают представления детей о родной стране. В основе методики патриотического воспитания заложен «территориальный» принцип отбора содержания и информации предлагаемой детям [1]. Он эффективен лишь в том случае, когда реализуется в свободной форме и практической деятельности детей. Важную роль в патриотическом воспитании дошкольников играет приобщение к обычаям, традициям народа, к литературе, искусству. Важно, чтобы эти знания дети применяли на практике: участвовали в национальных праздниках, знали и могли рассказать о традициях своего народа. Образцом для подражания детей является воспитатель.
В дошкольном учреждении используются разнообразные средства патриотического воспитания, к которым относятся: художественная литература, музыка, изобразительное искусство, игровая и трудовая деятельность, праздники, и наконец природное и социальное окружение в котором находятся дети [3, с.27].
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Российской Федерации ориентирует на овладение детьми системой знаний о нашем государстве, а также воспитание уважения к государственным символам. Старшие дошкольники должны обладать знаниями о флаге, гимне, гербе России, ее столице, других крупных городах, значимых географических названиях, памятных местах. Успешность работы по патриотическому воспитанию зависит от верно выбранной позиции педагога в процессе организации и построения этой деятельности, а также определения ее содержания. Главную задачу работы в рамках данного направления можно определить, как формирование у детей интереса к родному дому, краю, его истории и культуре, показать сложность,
противоречивость, неоднозначность исторического пути родной им земли [4]. Процесс формирования представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ будет эффективным при опоре на следующие методические основы:
- ознакомление дошкольников с родным краем должно естественно «вплетаться» в целостный образовательный процесс;
- введение краеведческого материала в работе с детьми должно происходить с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку (личностно-значимого) к более удаленному (культурно-историческим фактам);
- необходимо использовать разнообразие средств, методов и приёмов работы с целью оптимизации процесса формирования личностного отношения ребенка к фактам, событиям, явлениям в жизни города и родного края;
- важно создавать возможности для самостоятельного выбора ребенком той деятельности, в которой он хотел бы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном.
Использованные источники:
1.Герасимова З. Родной свой край люби и знай / З. Герасимова, Н. Казачок // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 12. - С. 47.
2.Комратова Н.Г. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие / Н.Г. Комратова, Л.Ф. Грибова. - М.: Сфера, 2007. - 201с.
3.Корчажинская С.А. Воспитываем патриотов / С.А. Корчажинская // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 6. - С. - 27-29.
4.Любимова Л. В. Педагогические условия использования народной культуры в процессе гражданского воспитания дошкольников : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 / Любимова Людмила Валентиновна. - Екатеринбург, 2004. 247 с.
5.Маханёва М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». - 2 - е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2005. - 75 с.
6.Павлова Л. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей / Л.О. Павлова // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 8. - С. 8-13.
7.Рыбалова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания / И. Рыбалова // Дошкольное воспитание. -2003. - № 6. - С.45-49.