-МУАРРИХ - ИСТОРИК - HISTORIAN-
УДК 792.07 (575. 3)
ПАТРИАРХ ТАДЖИКСКОГО ТЕАТРОВЕДЕНИЯ И ТЕАТРАЛЬНОЙ КРИТИКИ1
(посвящается 100-летию со дня рождения Н.Х. Нурджанова)1 КАБИЛОВА Б.,
Институт истории, археологии и этнографии им. А. Дониша НАНТ
«К критике во все времена относились с неприязнью и даже враждебно. Не случайно она сегодня исчезла вовсе».
Н. X. Нурджанов
18 декабря 2023 года исполнилось 100 лет со дня рождения Низама Хабибулла-евича Нурджанова, ученого-этнографа, искусствоведа, с международной известностью, доктора искусствоведения, Заслуженного деятеля искусств Таджикистана, Лауреата государственной премии им. Рудаки, Лауреата Международной премии «Книга года» в Иране, члена Союзов писателей и Союза театральных деятелей Таджикистана, члена ЮНЕСКО по народному творчеству. Н. Х. Нурджанов стоял у истоков искусствоведческой науки Таджикистана, и по его инициативе был создан сектор (впоследствии отдел) истории искусств при Институте истории, археологии и этнографии им. А. Дониша, которым он руководил с 1953 по 1988 годы, и которому в 2023 году исполнилось 70 лет [1, 251-265].
О том, что Низам Хабибуллаевич Нурджанов по праву является первым таджиком-этнографом, известно [6,31]. Между тем, он внес огромный вклад в сложный процесс становления и развития искусствоведческой науки в Таджикистане [2, 201207]. Сложность заключалась в том, что в республике не было специалистов, поскольку ни один вуз Таджикистана не готовил профессиональных искусствоведов. Молодой сектор за короткое время превратился в большой профессиональный коллектив, который и сегодня является главным научным центром в республике по изучению всех видов и сфер искусства с квалифицированными специалистами по вопросам изобразительного и прикладного искусства, музыке, театру, кино, архитектуре.
В многогранной деятельности профессора Нурджанова особое место занимает критика, которая, как известно, заключается в умении прямо и беспристрастно смотреть на те или иные события, своевременно оценить то, что происходит. На протяжении всей своей творческой жизни Н. Х. Нурджанов активно публиковал статьи в газетах и журналах в течение каждого театрального и концертного сезонов, таким образом, воспитывая в читателе вкус к художественному, прекрасному. Без сомнения, он был в своей области специалистом №1.
В многогранном творчестве профессора Н. Х. Нурджанова критика является важным направлением, и эта область требует специального исследования. Хорошо
1 Статья написана в рамках проекта «История и теория искусства таджикского народа», государственный регистрационный номер 0121ТЛ221.
понимая природу театрального искусства, Нурджанов был тем критиком, в монографиях, статьях, рецензиях, обзорах которого писалась история таджикского театра. Будучи первым таджикским профессиональным критиком, он внес значительный вклад в историю театрального искусства в Таджикистане.
Все мы знаем, что критик - это человек, который профессионально анализирует и оценивает то или иное произведение, а его критические обзоры должны носить еще и просветительский, разъясняющий характер. «Критика, - читаем в словаре Даля - это розыск и суждение о достоинствах и недостатках какого-либо труда, особенно сочинения; его разбор, оценка» [9], хотя часто встречается и другое мнение: «критиковать - для многих значит ругать». Между тем, критика для Нурджанова была не только одним из направлений его творчества, но и призванием и самоцелью, поскольку говорить правду о том, что хорошо, и что плохо в искусстве и есть критика. И Нурджанов всегда говорил правду, какой бы жесткой она ни была для тех, кому она предназначалась. Для него было неважно, что последует за его критикой, ведь, по словам Сократа, «если говорить правду, тебя возненавидят люди, если говорить неправду - тебя возненавидят боги». Ученый стремился своими статьями сделать общество лучше, нравственней, а игру актеров профессиональней. Критика Нурджа-нова была основана на знании правил, с одной стороны, и на профессиональном долге, с другой.
Он критиковал аргументировано, не выходя за рамки этики, нередко становясь той фигурой, которая стоит между актером и простым зрителем. Анализируя игру актеров, Нурджанов критиковал, прежде всего, работу режиссеров, которым порой не хватает фантазии и воображения, эрудиции и кругозора, следовательно, на сцене имеет место приблизительность действия, приблизительная достоверность игры актёра. «Нельзя сказать, - писал Н. Нурджанов, - что у нас не кипят страсти, не сталкиваются темпераменты. Смотришь на сцену, там герои мечутся, как будто волнуются, страдают, кричат, но в целом спектакль не затрагивает зрителя, нет в нём живых органических переживаний, подлинно человеческих чувств, правды непосредственных эмоций, отсутствует психологическая разработка роли, нет глубины мысли и пытливого анализа текста. Иногда в спектаклях логическое рациональное начало преобладает над чувством. Некоторые наши актёры, маскируясь под «современную манеру», нередко используют экономные средства выразительности, бывают сдержанными, а внутренне - пустыми. Вместо того, чтобы исследовать сложнейшие душевные процессы, глубоко проникнуть в подтекст роли, они просто пребывают на сцене, со странной интонацией произносят слова, делают необычные акценты и в результате утрачивают глубинное постижение образа. Конечно, такие актёры не могут потрясти зрителя своим пониманием роли, не завораживают его. Зритель не сопереживает, не сочувствует герою, не плачет вместе с ним» [5,75]. Ведь согласно одному из главных принципов системы Станиславского - бесспорной основе актерского мастерства, признанной во всем мире - жизненной правде на сцене - существует прямая связь между эмоциями актера и ощущениями зрителя: чем больше актер чувствует свою игру и точнее передает переживания героя, тем больше зритель верит происходящему на сцене [10].
Напротив, неумение и нежелание режиссеров ставить задачи перед актерами, сама игра актеров с неумением вести себя на сцене, низкая культура речи - все это,
безусловно, снижает уровень спектакля, с одной стороны, и уровень театральной культуры в целом, с другой. И, говоря о последней, Нурджанов в первую очередь призывал к творческому содружеству драматурга, режиссера, актеров, композитора, художника, технических работников и др.
Так, в одной из своих рецензий он писал: «Отсутствие ансамбля, единого стиля игры, бедное и неряшливое художественное оформление, резкий звук магнитофонной записи, крик на сцене, суета в массовых сценах, резкие движения или бессмысленное трюкачество, игра на зрителя, отсутствие вкуса в костюмах и всего того, что называется «форма артиста», всё это снижает культуру спектакля, загрязняет его, делает художественно незавершённым, мало эстетичным.
Нашим спектаклям недостаёт отработанности, стилевой цельности. А ведь строгое соблюдение норм и чистоты жанра - показатель высокой художественной культуры театра, развития хорошего вкуса. В театрах художественность стала дефицитом, так как она органически связана с профессиональной культурой актёра и режиссёра» [5,77]. Именно творческое содружество профессиональных мастеров может повысить его этическую и воспитательную роль, как это было в лучших национальных спектаклях в период становления таджикского театра.
Перечень рецензий Н. Х. Нурджанова после просмотра (нередко многократного) тех или иных спектаклей на сценах театров г. Душанбе внушителен. Кроме того, рецензии на спектакли отличаются от рецензий на другие виды искусства, так как не только содержат анализ и оценку, но и воспроизводят спектакль. Действительно, когда читаешь книги или статьи Н. Х. Нурджанова, мысленно представляешь, что происходит на сцене, настолько ученый подробно анализирует каждый спектакль: от драматургии, режиссерской трактовки до сценического и музыкального оформления и игры актеров. Предметом его анализа является реальность, отраженная через литературное и театральное произведение, и критик, расшифровывая спектакль, обязан объяснить связь реальности и фантазии творцов. Иногда первичное событие и конечный художественный продукт слишком далеки друг от друга. В таком случае в рецензии необходима четкость - что хотели сказать авторы и как в итоге сказали. Это невозможно осуществить без описания спектакля и рассуждения о нем. Читателя вряд ли убедит чисто информационный текст, скорее заинтересует текст художественно-публицистический.
Критика до Нурджанова в лице самих деятелей культуры и журналистов, весьма смутно разбиравшихся в театральных делах, была ограниченной. По словам М. Та-барова, она оказалась бессильной осмыслить те новые процессы, которые вызрели в таджикской культуре с появлением Мухаммедджана Касымова, Асли Бурханова, Гулчехры Бакаевой, Ахада Сулейманова, Миркарима и Абдурахмана Саидовых, Софьи Туйбаевой, Туфы Фазыловой, Гаффара Валаматзаде и Лутфи Захидовой. И чтобы понять и достойно оценить то новое, что принесли своим появлением в искусство эти артисты, нужно было выработать новые подходы, изменить существующие эстетические критерии [8,180].
Эта задача стала под силу тому, кто был хорошо знаком с истоками таджикской культуры и при этом знал историю мирового театра. И таким человеком оказался Низом Хабибуллаевич Нурджанов. «Он обосновал социально-исторический взгляд
на художественное творчество, - отмечает М. Табаров, - он судил о значении произведения искусства с точки зрения того, насколько оно достоверно и глубоко отражает реальную действительность, сколь оно соответствует его потребностям [8, 181].
Поддержка настоящих, подлинно художественных произведений и, наоборот, честный ответ низкопробным опусам - вот, что характеризовало Нурджанова как ученого-критика. Отличительной его чертой было и то, что он неукоснительно следил, чтобы любое его произведение имело отражение реальной жизни, возможно, это и есть истинный патриотизм, когда боль за происходящее вырастает из понимания фундаментальных образов, характерных для таджикского народа.
Феномен Нурджанова заслуживает особого внимания и потому, что он, несмотря на идеологию и политику советского государства, а также на ожесточенную цензуру, все же доказательно отстаивал роль таджиков в Среднеазиатском регионе, в том числе, в области театрального и музыкального искусства. В первом томе «Истории таджикского советского театра» он писал: «В период с 1917 по1924 г., когда Узбекистан и Таджикистан входили в состав Туркестанской республики, и в период с 1924 по 1929 г., когда Таджикистан входил в Узбекскую ССР как автономная республика, основными центрами развития новой социалистической культуры наряду с Ташкентом были Самарканд и Бухара, в которых преобладало таджикское население.
В этих древнейших городах были воздвигнуты величественнейшие памятники архитектуры, создавались замечательные произведения прикладного, музыкального и хореографического искусства; здесь жили и творили гениальные таджикские ученые, поэты, писатели - Рудаки, Ибн Сино, Сайидо, Ахмад Дониш, Айни и др.; здесь по существу, образовался современный таджикский литературный язык... И, разумеется, таджикская интеллигенция этих культурных центров древней таджикской государственности до появления своего профессионального театра принимала самое активное участие в создании и укреплении узбекского советского театрального искусства. . Неоценима роль таджикской интеллигенции в развитии узбекской культуры тех лет» (4, 24-25).
А в дальнейшем, уже в годы независимости, он, критикуя театроведов из Узбекистана, доказывал принадлежность художественного наследия таджиков не по территориальному вхождению Бухары в состав Узбекистана, а по национальному происхождению. В его фундаментальных работах, таких как «Театральная и музыкальная жизнь столицы государства Саманидов», двухтомный «Традиционный театр таджиков», «Олами беканори ра^си точик» и многих других он смело, на фоне опубликованного исторического материала, который выбирался критиком как подтверждающий фон для решения существующих проблем в области таджикской культуры, красной нитью проводил мысль о том, что таджики являются носителями древней культуры.
Так, во введении к книге «Театральная и музыкальная жизнь столицы государства Саманидов» автор писал: «Многие ученые, не располагая конкретным материалом, делали скоропалительные и поверхностные выводы. Они приписывали культуру одного народа другому, не имея на это никаких объективных оснований. От-
сюда много ошибочных рассуждений, неверных заключений, корни которых глубоки. И необходимо это объяснить» [6,5].
Так, на основе достоверных фактов, собранных во время экспедиций в Бухарскую область, Нурджанов пытался пояснить читателю истинную суть своего замысла, верность своей позиции. При этом он обращался к первоисточникам, что очень важно для ученого, и здесь, конечно, большую роль сыграла его первая профессия этнографа.
Нурджанов оставил яркий след в истории таджикской культуры. Он относился к тому поколению людей, когда они мужали очень рано, чувствовали свою ответственность за все, что происходило вокруг них. Его наследие поражает своей масштабностью и широкоохватностью. Его самозабвенная отдача мысли об искусстве вызывает уважение и восхищение, а также помогает оценить все этапы развития отечественной культуры.
Он постоянно стремился к пропаганде подлинного, совершенного в эстетико-художественном отношении искусства и к борьбе с пошлым, антихудожественным творчеством. Многие отмечают в работах ученого его язык, оригинальный стиль изложения, неповторимый почерк исследователя.
Как отмечал профессор Нурджанов, критика сегодня исчезла вовсе. Искусствоведов, театроведов, музыковедов, киноведов, занимающихся наукой, педагогической работой и выступающих в роли критика в прессе, почти не осталось. И сама печать безразлична к этой профессии. Голоса, оценки тех специалистов, которых осталось единицы, никто не слышит [3].
Справедливости ради отметим, что проблемы театрального искусства остались прежними, и составить целостную панораму театрального процесса в республике сложно, поскольку критиков такого масштаба как Низам Хабибуллаевич Нурджанов сегодня нет. Он был личностью в науке и искусстве, глубоко осознавал потребности развития общества на каждом этапе, указывал пути и средства для осуществления задач, стоящих перед деятелями культуры и искусства. Следовательно, творчество Н. Х. Нурджанова, с одной стороны, требует отдельного исследования в контексте театрально-критической мысли в Таджикистане, с другой - критические статьи ученого являются бесценным источником для изучения истории таджикского театра ХХ - начала XXI веков.
Н. Х. Нурджанов прожил долгую и насыщенную яркими событиями жизнь. При нем и без него пришла и ушла целая плеяда мастеров театральной сцены, которые были ему благодарны за ценные советы со знанием дела. В этой связи уместно высказывание М. Табарова о том, что Нурджанов был критиком-учителем: «Его духовное влияние испытали на себе крупнейшие таджикские актеры, режиссеры и другие деятели таджикского искусства. Высокая авторитетность суждений Низома Ха-бибуллаевича состоит в том, что он отлично знает не только законы искусства, но и жизнь. И это дает ему право учить» [8, 182].
Светлая память о профессоре Н. Х. Нурджанове будет жить в его трудах и добрых делах, а его профессиональная деятельность служить наглядным примером гармоничного сочетания в одном лице ипостасей ученого и критика.
ЛИТЕРАТУРА
1. Отдел истории искусств//Институт истории, археологии и этнографии им. Ахмада До-ниша Академии наук Республики Таджикистан. 60 лет. - Душанбе, 2014. - С.251-265.
2. Кабилова Б. Роль профессора Н. Х. Нурджанова в становление и развитие искусствоведческой науки Таджикистана//70-сол дар рохи омузиши таърихи миллат. - Душанбе, 2021. - С. 201-207.
3. Нурджанов Н. Без культуры нет жизни//Бизнес и политика, 30 ноября 2001.
4. Нурджанов Н. История таджикского советского театра (1917-1941 гг.). - Душанбе, 1967.
5. Нурджанов Н. Сцена, зритель и репертуар//Памир, -1982. -№8. -С. 74-78.
6. Нурджанов Н. Театральная и музыкальная жизнь столицы государства Саманидов. - Душанбе, 2001.
7. Писарчик А. Этнографическая наука в Таджикистане (1920-1990 гг.). - Душанбе, 2002.
8. Табаров М. Классик театральной критики//Табаров М. События.
9. Шр8://^о.теМйМа1/критика
10. Пять принципов системы Станиславского//https://partacademy.ru/5-principov-sistemy -stanislavskogo#popup: cornerform.
ПАТРИАРХ ТАДЖИКСКОГО ТЕАТРОВЕДЕНИЯ И ТЕАТРАЛЬНОЙ КРИТИКИ (посвящается 100-летию со дня рождения Н. Х. Нурджанова)
Статья посвящена видному ученому Низаму Хабибуллаевичу Нурджанову - первому этнографу таджику, первому таджикскому искусствоведу, театроведу и театральному критику, внесшему огромный вклад в сложный процесс становления и развития искусствоведческой науки в Таджикистане. Хорошо понимая природу театрального искусства, Нурджанов был тем критиком, в монографиях, статьях и рецензиях которого писалась история таджикского театра. Будучи первым таджикским профессиональным критиком, он внес значительный вклад в историю театрального искусства в Таджикистане. Творчество Н.Х. Нурджанова, с одной стороны, требует отдельного исследования в контексте театрально-критической мысли в Таджикистане, с другой - критические статьи ученого являются бесценным источником для изучения истории таджикского театра ХХ - начала XXI веков.
Ключевые слова: история, театр, театральное искусство, театральный критик, история таджикского театра, искусствоведение.
ПАТРИАРХИ ТЕАТРШИНОСИИ ТОЧ.ИК ВА ТАЩИДИ ТЕАТРЙ (бахшида ба 100 - солагии рузи таваллуди Н. X. Нурчонов)
Макола доир ба фаъолияти илмии олими барчаста Низом Хабибуллоевич Нурчонов - авва-лин мардумшинос, санъатшинос, театршиноси точик бахшида шудааст, ки дар раванди мурак-каби ташаккул ва рушди илми санъатшиносй дар Точикистон сахми бузург гузоштааст. Низом Нурчонов мохияти санъати театриро хуб дарк намуда, хамзамон мунаккиде буд, ки дар монография, макола ва такризхояш доир ба таърихи театри точик тахкикот намудааст. У хамчун аввалин мунаккиди касбии точик дар таърихи санъати театрии Точикистон сахми босазо гузоштааст.
Фаъолияти илмии Н. Х. Нурчонов, аз як тараф, дар заминаи афкори накди театрй дар Точикистон тахкики алохидаро такозо мекунад, аз тарафи дигар, маколахои интикодии олим барои омузиши таърихи театри точик асри ХХ ва огози асри ХХ1 сарчашмаи бебахо мебошанд.
Калидвожахо: таърих, театр, санъати театрй, театршинос, таърихи театри тоцик, таърихи санъат.
PATRIARCH OF TAJIK THEATER STUDIES AND THEATER CRITICISM (dedicated to the 100 th anniversary of the birth of N. H. Nurjanov)
The article is devoted to the prominent scientist Nizam Nurjanov, the first Tajik ethnographer, art historian, theater expert, and theater critic, who made a significant contribution to the formation and development of art history science in Tajikistan. Fully understanding the nature of theatrical art, Nur-janov was the critic whose monographs, articles, and reviews chronicled the history of the Tajik theater. As the first professional Tajik critic, he made a significant contribution to the history of theatrical art in Tajikistan. The work of N.H. Nurjanov, on the one hand, requires a separate study in the context of theatrical critical thought in Tajikistan, and on the other hand, his critical articles are an invaluable source for studying the history of the Tajik theater from the 20th to the early 21st centuries.
Key words: history, theater, theatrical art, theater critic, history of the Tajik theater, art history.
Маълумот дар бораи муаллиф: Кобилова Бахринисо Туйчиевна - доктори илмхои таърих, сарходими шуъбаи таърихи санъати Института таърих, бостоншиносй ва мардумшино-сии ба номи. А. Дониши АМИТ. Сурога: 734025, Душанбе, хиёбони Рудакй, 33. E-mail: bahri60@mail.ru
Information about the author: Kabilova Bakhriniso Tuychievna - Doctor of Historical Sciences, Chief Researcher of the Department of Art History of the Institute of History, Archeology and Ethnography named after. A. Donish NANT. Address: 734025 Dushanbe, Rudaki Ave., 33. E-mail: bahri60@mail.ru
♦-♦
УДК 737.1(575.3)
ТА^КИКИ СИККАЗАНЙ ВА МУОМИЛОТИ ПУЛИИ ДАВЛАТИ СОМОНИЁН ДАР ИТТЩОДИ ШУРАВЙ1
ШАРИФЗОДА А. К., Институти таърих, бостоншиносй ва мардумшиносии ба номи А. Дониш
Бо галабаи индилоби Октябри соли 1917, таъсисёбии Иттиходи Шуравй ва дар хайати он ташкилшавии чумхурихои шуравй чамъоварй, тахдид ва муаррифии сик-кахои сомонй, ки дар асрхои пешин вучуд дошт, идома ёфта, комил гашт. Х,арчанд дар давраи аввали таъсисёбии давлати Шуравй бинобар эхтиёчоти зиёди идтисодй теъдоди зиёди сиккахои сомонии аз Россия ба даст омада гудохта шуда, аз филизи онхо пули Шуравй зарб мешуд, дар умум сиёсати давлати Шуравй барои хифзу тахдид ва муаррифии мероси таърихй созгор буд.
Анъанаи пешдадами сомонишиносии Россияи подшохй дар замони Шуравй идома ёфт. В. В. Бартолд (1865- 1930), Р. Р. Фасмер (1888 -1938), М. Е. Массон (18971986), А. А. Биков (1896 -1977) ва чанде дигарон халдаи пайванди ин ду давраи таърихй дар тахдиди сикказанй ва муомилоти пулй дар давлати Сомониён мебо-шанд. Яке аз мухимтарин кашфиёти бостоншиносии марбут ба сикказании Сомониён дар Мовароуннахр - кашфи мехкадаи Сомониён дар харобахои шахри Са-марданди асрхои VIII-XIII, ки бо номи Афросиёб машхур аст, ба хисоб меравад. Зеро
1 Макола дар асоси лоихаи «Таърихи илм ва техникаи халки точик аз давраи кадим то замони хозира», раками кайди давлатй 0121TJ1273 навишта шудааст.