Научная статья на тему 'Патопсихологические методики диагностики антиобщественной позиции несовершеннолетних осужденных'

Патопсихологические методики диагностики антиобщественной позиции несовершеннолетних осужденных Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
88
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
антиобщественная позиция / несовершеннолетние / осужденные / диагностика / патопсихологические методики / antisocial position / minors / convicts / diagnostics / pathopsychological methods

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Нигар Назимовна Алигаева

Антиобщественная позиция подростков является одним из факторов, способствующих совершению данными лицами различных преступлений против личности и против собственности. В статье представлены возможные варианты проведения диагностики антиобщественной позиции путем применения патопсихологических методик. В связи со сложностью определения данного феномена при подборе методик мы основывались на составляющих психологической структуры личности: направленности личности, индивидуально-типологических особенностях, возможностях личности, психических процессах, системе саморегуляции. Использование патопсихологических методик при обследовании несовершеннолетних осужденных имеет большое значение для выявления отклонений и нарушений в психическом развитии, которые могли послужить формированию антиобщественных позиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pathopsychological methods for diagnosing the antisocial position of juvenile convicts

The antisocial position of adolescents is one of the factors contributing to the commission of various crimes against the person and against property by these persons. In the article the author presents possible options for diagnosing an antisocial position through the use of pathopsychological techniques. Due to the complexity of defining this phenomenon, when selecting methods, we relied on the components of the psychological structure of the personality: the orientation of the personality, individual typological features, the capabilities of the personality, mental processes, and the system of self-regulation. The use of pathopsychological techniques in the examination of juvenile convicts plays a significant role in identifying deviations and disorders in mental development that could serve to form antisocial positions.

Текст научной работы на тему «Патопсихологические методики диагностики антиобщественной позиции несовершеннолетних осужденных»

УДК 159.9

DOI: 10.51522/2307-0382-2023-251-4-56-63

НИГАР НАЗИМОВНА АЛИГАЕВА

преподаватель кафедры психологии профессиональной деятельности в уголовно-исполнительной системе Академии ФСИН России И nigar-0520@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-1239-1892

Рязань

Патопсихологические методики диагностики антиобщественной позиции несовершеннолетних осужденных

Аннотация. Антиобщественная позиция подростков является одним из факторов, способствующих совершению данными лицами различных преступлений против личности и против собственности. В статье представлены возможные варианты проведения диагностики антиобщественной позиции путем применения патопсихологических методик. В связи со сложностью определения данного феномена при подборе методик мы основывались на составляющих психологической структуры личности: направленности личности, индивидуально-типологических особенностях, возможностях личности, психических процессах, системе саморегуляции. Использование патопсихологических методик при обследовании несовершеннолетних осужденных имеет большое значение для выявления отклонений и нарушений в психическом развитии, которые могли послужить формированию антиобщественных позиций.

Ключевые слова: антиобщественная позиция, несовершеннолетние, осужденные, диагностика, патопсихологические методики

Для цитирования

Алигаева Н. Н. Патопсихологические методики диагностики антиобщественной позиции несовершеннолетних осужденных // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2023. № 4. С. 56-63. https://www.doi. о^/10.51522/2307-0382-2023-251-4-56-63.

5.3.9 Юридическая психология и психология безопасности (психологические науки)

В период взросления и становления люди являются постоянными или временными членами разных групп и вступают в различные объединения формального (школа, колледж, университет) и неформального (детские и молодежные организации) характера. У каждого человека, в том числе и у лица, не перешагнувшего 18 лет, есть выбор, в каких группах состоять или с какими людьми взаимодействовать и устанавливать тесные отношения. Подростки с устойчивыми ценностями и пониманием обществен© Алигаева Н. Н., 2023_

ных норм отдают предпочтение молодежным спортивным и художественным клубам, общественным движениям и так далее. Однако подростку с делинквентным поведением данные виды деятельности не интересны: отсутствие поддержки со стороны близких людей и родственников, низкие волевые способности, неустойчивая самооценка служат маргинализации в криминальной среде, где под воздействием дурного примера и пагубного влияния данного общества его действия становятся антиобщественными.

NIGAR N. ALIGAEVA

Lecturer at the Department of Psychology of Professional Activities in the Penal System of the Academy of the FPS of Russia nigar-0520@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-1239-1892 Ryazan

Pathopsychological methods for diagnosing the antisocial position of juvenile convicts

Abstract. The antisocial position of adolescents is one of the factors contributing to the commission of various crimes against the person and against property by these persons. In the article the author presents possible options for diagnosing an antisocial position through the use of pathopsychological techniques. Due to the complexity of defining this phenomenon, when selecting methods, we relied on the components of the psychological structure of the personality: the orientation of the personality, individual typological features, the capabilities of the personality, mental processes, and the system of self-regulation. The use of pathopsychological techniques in the examination of juvenile convicts plays a significant role in identifying deviations and disorders in mental development that could serve to form antisocial positions.

Keywords: antisocial position, minors, convicts, diagnostics, pathopsychological methods

For citation

Aligaeva N. N. Pathopsychological methods for diagnosing the antisocial position of juvenile convicts // Vedomosti of the Penal System. 2023. № 4. C. 56-63. https://www.doi.org/10.51522/2307-0382-2023-251-4-56-63.

5.3.9 Legal psychology and safety thinking (psychological sciences)

Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» антиобщественными действиями признает «действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц» [1].

С. П. Юдакова говорит о том, что, согласно взглядам некоторых исследователей (М. Гил-ди, М. Кантора, Р. Холдена и других), огромное значение имеют личностные особенности подростков, которые затрудняют их адаптацию в среде сверстников, приводят к возможному их отвержению и принуждают их удовлетворять свои эмоциональные потребности в группах с делинквентным уклоном [2]. Антиобщественная позиция, сформированная и поддерживаемая в данных группировках, приводит к изменению представлений несо-

вершеннолетнего о хорошем и плохом, о правильном и неправильном, к отрицанию традиционных ценностей, идеалов, норм нравственности и общественных правил.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что с каждым годом значимую роль в формировании общественных норм и правил начинают играть средства массовой информации, в частности социальные сети, доступ к которым есть практически у каждого подростка, видеохостинги, инфлюэнсеры и другие, которые привносят в мировоззрение несформировавшихся личностей идеи об экс-триме, нездоровом стремлении к богатству, успеху и славе, нигилизму общественных норм и правил, что приводит к изменению ценностно-смысловой структуры большого пласта людей и общества. В погоне за сиюминутной славой или получением прибыли подростки реализуют различные преступные деяния, которые являются причиной их судимости и отбытия наказания в местах лишения свободы, где они вновь сталкиваются с трудностями адаптации или еще больше вовлекаются в криминальную субкультуру.

В настоящее время феномен «антиобщественная позиция личности» активно изуча-

Направленность личности:

^ потребности, мотивы, убеждения,

' идеалы, интересы, привычки,

мировоззрение, установки

Индивидуально-

типологические особенности:

/ Психологическая\ темперамент, характер

1 структура 1

V личности 1 Возможности личности:

способности, знания,

умения и навыки

Психические процессы:

познавательные,

эмоционально-волевые

Система саморегуляции

Рисунок 1. Психологическая структура личности

ется в трудах отечественных исследователей А. А. Ашина, В. И. Игнатенко, Л. М. Левина, О. С. Носкова, О. А. Падун, В. Д. Смирнова, Н. А. Хариной и других. Г. С. Залящев, С. В. Горностаев отмечают трудность в формировании батареи психодиагностических методик в связи с недостаточным теоретическим описанием данного понятия [3]. Мы предлагаем возможный вариант подбора психологических методик, основанный на психологической структуре личности, состоящей из представленных на рисунке 1 структурных компонентов.

Современными исследователями были выявлены психологические особенности несовершеннолетних осужденных, совершивших общественно опасные деяния, которые играют одну из значимых ролей в формировании их антиобщественной позиции. Рассмотрим основные из них и те методики, которые используются психологами для выявления их выраженности при проведении диагностических обследований.

1. Направленность личности Ценностно-потребностная сфера Во все времена значимыми двигателями действий человека являлись потребности, стремления, ценности и интересы. Согласно исследованию С. П. Юдаковой, наибольшее воздействие на формирование преступного поведения оказывают негативные интересы, потребности и ценности [2]. Глубокая деформация нравственных и правовых ориентаций у подростков, по мнению А. И. Долговой, является причиной выбора целей, связанных с получением сиюминутного удовольствия и самоутверждения, и способов (средств) их достижения, которые не исключают нарушения правовых норм [4].

Методики исследования ценностно-потребностной сферы: полоролевой опрос-

ник С. Бэм; ценностный опросник Ш. Шварца; диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности С. С. Бубновой; диагностика уровня морально-этической ответственности личности И. Г. Тимощука; «Нравственное самоопределение личности» (А. Б. Купрейченко, А. Е. Воробьева).

Патопсихологическая диагностика возможна с помощью применения тематического апперцептивного теста (ТАТ) (Г. Мюррей и К. Морган), позволяющего выявить направленность переживаний личности и ее интересов, методик «Выбор ценностей», «Уровень притязаний» (Ф. Хоппе), «Исследование самооценки» (Т. В. Дембо).

Мотивационно-волевая сфера

Мотив является результатом опредмечивания потребности. С. П. Юдакова отмечает, что у несовершеннолетних осужденных с антиобщественной позицией отсутствует мотивация, слабо развиты волевые процессы и имеется безразличное отношение к будущему, что затрудняет процесс исправления, так как не позволяет подростку мечтать, планировать собственное будущее, проявлять интерес к законопослушной жизни. Согласно проведенным отечественным исследованиям, распространенным мотивом совершения преступления среди несовершеннолетних являются корыстные побуждения [2].

Методики исследования мотивацион-но-волевой сферы: «Измерение мотивации аффиляции» А. Мехрабиана (модификация М. Ш. Магомед-Эминова); «Измерение мотивации достижения успехов и избегания неудач»; метод наблюдения для оценки волевых качеств А. И. Высоцкого; опросник «Список личностных предпочтений» А. Эдвардса.

При проведении патопсихологического исследования применяют сбор анамнеза, наблюдение за точностью и выразительностью движений при выполнении различных заданий, способностью самостоятельно включаться в работу. Как правило, нерешительность и повышенная внушаемость может свидетельствовать о слабом развитии волевых способностей. Так как экспериментальных патопсихологических методик для исследования воли разработано мало, специалисты часто применяют методы изучения произ-

вольных движений несовершеннолетнего: проверку способности манипулировать реальными или воображаемыми предметами, выполнять символические действия; пробу «кулак - ладонь - ребро»; пробу заданной последовательности движений пальцев по про-приоцептивному показу, по зрительному эталону. Для исследования глубинных мотивов возможно применение проективных методик (ТАТ Г. Мюррея, тест фрустраций С. Розен-цвейга, тест незаконченных предложений и другие).

2. Индивидуально-типологические особенности (темперамент, характер)

Несовершеннолетние характеризуются повышенной восприимчивостью, агрессивностью, импульсивностью, внушаемостью, легче поддаются влиянию других. Некоторые исследователи рассматривают темперамент как возможный фактор формирования криминальных действий.

П. Н. Казберов отмечает, что агрессивное поведение несовершеннолетних является обычным явлением для подросткового возраста, носит защитно-демонстративный характер и связано со стереотипами поведения, на формирование которых оказали воздействие внутрисемейные и внутригруппо-вые формы поведения. В ходе социализации агрессивное поведение способно помогать подростку в адаптации в коллективе, защите от угрозы, отстаивании своих интересов, однако в крайних случаях может приводить к развитию делинквентного поведения [5].

Методики исследования индивидуально-типологических особенностей: опросник нервно-психического напряжения (НПН) Т. А. Немчина; оценка подвижности по жизненным показателям; оценка уровня тревожности у старшеклассников; тест школьной тревожности Б. Н. Филлипса (8-12 лет); тест юмористических фраз (ТЮФ) А. Г. Шмелева, В. С. Бабиной; шкала астенического состояния (ШАС) Л. Д. Малковой; шкала сниженного настроения - субдепрессии; шкала тревожности (по принципу шкалы социально-ситуационной тревоги Р. Кондаша); определение типов высшей нервной деятельности человека (по И. П. Павлову); «Агрессивность» (модификация теста С. Розенцвейга);

тест-опросник Я. Стреляу (тип нервной деятельности); «Автопортрет» Е. С. Романовой, О. Ф. Потемкиной; «Акцентуации характера» -тест-опросник Г. Шмишека; «Изучение направленности личности» В. Смекала, М. Кучера; методика аутоидентификации акцентуаций характера Э. Г. Эйдемиллера; опросник Г. Айзенка (тип темперамента); «Оценка уровня притязаний»; опросник структуры темперамента В. М. Русалова; патохарактероло-гический диагностический опросник (ПДО) А. Е. Личко, «Темп и работоспособность (10-15 лет)» - теппинг-тест Е. П. Ильина.

В. П. Емельянов за годы психиатрических обследований несовершеннолетних преступников установил, что более 60 % данных лиц являются вменяемыми, однако имеют определенные отклонения в психическом развитии [6].

Патохарактерологический диагностический опросник А. Е. Личко позволяет выявить типы характера в подростковом возрасте (14-18 лет), а также крайние варианты нормы (акцентуации). Согласно автору, наиболее подвержены делинквентности следующие типы психопатии и акцентуации: неустойчивый, эпилептоидный, истероидный, шизоидный, гипертимный, лабильный. Для сенситивного и психоастенического типа совершение правонарушений не свойственно. Необходимо также учитывать, что мотивы совершения преступлений у каждого подростка отличны: при неустойчивом типе это способ получения средств для развлечений, при гипертимном - стремление показать сверстникам собственное превосходство, при эпилептоидном - приобретение материальных ценностей, при шизоидном - «символические» кражи и так далее [7].

3. Возможности личности

Подверженность аддиктивному поведению

В большинстве литературных источников отражена проблема употребления подростками алкоголя, наркотических и (или) психотропных веществ, которые оказывают деморализующее воздействие на незрелую личность, способную в дальнейшем совершать криминальные деяния. В состоянии алкогольного и наркотического опьянения под-

ростки более склонны к внушению, их легче и проще склонить к совершению преступления, втянуть в криминальную субкультуру.

Патохарактерологичекий диагностический опросник позволяет выявить особенности личности подростка, что может помочь установить прогноз развития аддиктивного поведения (таблица 1).

При патопсихологическом исследовании специалист проводит беседу, направленную на выявление аспектов употребления психоактивных веществ, а также может применять специализированные опросники для подростков: тест-опросник «Аддиктивная склонность» (В. В. Юсупов, В. А. Корзунин), тест «Склонность к зависимому поведению» (В. Д. Менделевич), тест для определения степени никотиновой зависимости для курящих (методика К. О. Фагерстрёма).

Коммуникативные способности, межличностные отношения, климат в семье

Овладение такими чувствами, как любовь, забота, сострадание, происходит в семье как в первичном институте социализации. Семейные отношения являются базовыми для человека и учат его принятию себя и взаимодействию с другими людьми. Поведение родителей служит образцом для подражания, примером соблюдения общественных норм и правил. Некоторые подростки совершают преступления из-за недостаточного понимания совершенных ими действий, отсутствия представлений о должном поведении. Согласно В. А. Шумакову, выраженная деформация межличностных отношений у несовершеннолетних правонарушителей является причиной развития асоциальной направленности личности [8].

По утверждению А. И. Алексеева, С. И. Герасимова, А. Я. Сухарева, для подростков характерен романтизм криминальной субкультуры - именно поэтому большинство совершенных ими преступлений направлены на удовлетворение потребности в самоутверждении и самореализации [9].

Методики исследования семейных и межличностных отношений: методика идентификации детей с родителями - опросник А. И. Зарова; опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И. М. Марков-

Таблица 1

Особенности развития аддиктивного поведения при психопатии

Тип Особенности

Гипертимный С подросткового возраста высока вероятность развития алкоголизации. Употребляют в основном в компании друзей, начиная с неглубоких эйфоризирующих стадий опьянения до частых и регулярных выпивок

Циклоидный Подростковые поведенческие реакции выражены умеренно. Делинквентность, побеги из дому, знакомство с наркотиками мало свойственны данным лицам. В период подъема состояния могут обнаруживать склонность к употреблению алкоголя

Лабильный Им свойственна крайняя изменчивость настроения, чужд и опьяняющий азарт игр, и скрупулезная дотошность коллекционирования, и так далее

Сенситивный Сенситивные подростки не склонны к алкоголизации, употреблению наркотиков, курению, делинквентному поведению

Шизоидный Эмансипационные устремления легко могут оборачиваться социальной нонконформностью - негодованием по поводу существующих правил и порядков, насмешками над распространенными вокруг идеалами, духовными ценностями, интересами

Эпилептоидный Большинство эпилептоидов склонны к азартным играм, тяге к обогащению

Истероидный У истероидов алкоголизация или употребление наркотиков носит демонстративный характер

Неустойчивый Данные подростки еще детьми начинают курить, ищут легкие способы получения наслаждения, вовлечены в уличные компании, совершают мелкие кражи. С возрастом увлечения переходят в употребление алкоголя, наркотиков, совершение хулиганства и так далее. Слабое место неустойчивых - безнадзорность, обстановка попустительства, открывающая просторы для праздности и безделья

Астено-невротический Делинквентность, побеги из дому, алкоголизация и другие нарушения поведения подросткам не свойственны

Психоастенический Данным лицам не свойственны делинквентность, побеги из дому, употребление алкоголя и наркотиков. Их место вытеснили навязчивости и самоанализ

Конформный Конформные подростки могут быть втянуты в групповые правонарушения, в алкогольные компании, подбиты на побег из дому и так далее

ской; «Диагностика содержания общения детей с близкими взрослыми» Т. Ю. Андрущен-ко и Г. М. Шашловой; «Представления об идеальном родителе» Р. Г. Овчаровой; опросник родительского отношения к детям - «зеркало» для АСВ; социометрическая методика Дж. Морено; метод диагностики межличностных отношений Л. Н. Собчик.

Часто в патопсихологическом исследовании применяют методику «Понимание сюжетных картин»; методику диагностики межличностных (интерперсональных) взаимоотношений Т. Лири, тематический апперцептивный тест; вербальный проективный тест; метод рисуночной фрустрации; тест «Рука»; методику «Кинетический рисунок

семьи» Р. Бернса; «Рисунок семьи»; тест незаконченных предложений (модификация В. Михала); цветовой тест отношений.

4. Познавательные психические процессы

Г. С. Залящев, С. В. Горностаев отмечают, что при работе с несовершеннолетними осужденными возможны трудности применения различных психологических методик в связи с неразвитостью их аналитических способностей и познавательных процессов, неумением выражать собственные чувства и мысли [3].

Одной из основных задач патопсихологического обследования является выявление изменений и нарушений познавательных процессов, поэтому в этой области разработано большое количество методик, направ-

ленных на исследование процессов внимания, памяти, мышления и так далее.

5. Система саморегуляции

Произвольная саморегуляция у человека, характеризующаяся осознанным управлением собственной деятельностью для достижения поставленных целей, начинает формироваться в подростковом возрасте. Согласно Т. Н. Клюевой и Ю. В. Генсецкой, саморегуляция играет значимую роль в процессе целе-полагания и проектирования будущего [10]. А. Ш. Минатуллаев отмечает, что у несовершеннолетних на систему саморегуляции может оказывать влияние микросреда (семья, компания друзей, группировки и так далее), определяющая направленность личности подростка и образ его жизни, которые формируют основные черты его жизненной позиции [11].

Методики исследования саморегуляции: опросник диагностики саморегуляции (ДИАСАМ) (В. П. Прядеин, К. В. Злоказов); диагностика саморегуляции (ДС-30); опросник «Саморегуляция» (ОС) (модификация А. К. Осницкого) [12].

Для диагностики антиобщественной позиции личности несов ершеннолетних о сужден-ных мы предлагаем следующий комплекс психодиагностических методик для возможного внедрения в деятельность психологов исправительных учреждений: диагностика уровня морально-этической ответственности личности (И. Г. Тимощук), диагностика реальной структуры ценностных ориента-ций личности (С. С. Бубнова), модификация тест-опросника мотивации аффиляции (М. Ш. Магомед-Эминов), методика диагностики темперамента (Я. Стреляу), патохарак-терологический диагностический опросник А. Е. Личко, метод диагностики межличностных отношений (Л. Н. Собчик). Для специа-

листов, обладающих профильным образованием в области клинической психологии или профессиональной переподготовкой по данному направлению, можно предложить дополнить комплекс следующими методиками: тематический апперцептивный тест (Г. Мюр-рей и К. Морган), «Понимание сюжетных картин», тест «Рука», методика «Пиктограмма», ассоциативный эксперимент, методика Г. Эббингауза, методика «Проблема Эверье», тест прогрессивных матриц Дж. Равена. Данный набор методик позволяет выявить психологические особенности несовершеннолетних осужденных, оказывающие влияние на формирование антиобщественной позиции. Однако требуется проведение ряда эмпирических исследований для изучения не только психологических особенностей, но и дополнительных значимых факторов: условий воспитания в семье, социального статуса родителей, алкоголизации и (или) наркотизации в семье, наличия неврологических или иных соматических заболеваний, физиологических нарушений и физических дефектов и так далее, что позволит более полно раскрыть основные причины развития феномена «антиобщественная позиция личности».

Таким образом, психологическое исследование с применением патопсихологических методик способно выявить изменения в таких структурах личности, как направленность, индивидуально-типологические особенности, возможности личности (его знания, умения, навыки и способности), психические процессы, система саморегуляции, которые могут оказывать существенное влияние на формирование и развитие антиобщественной позиции несовершеннолетних осужденных.

1. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : федер. закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

2. Юдакова С. П. Нравственно-психологическая характеристика личности несовершеннолетнего осужденного: социальный анализ и перспективы ресоциализации // Юридическая наука. 2021. № 12. С. 80-84.

3. Залящев Г. С., Горностаев С. В. Проблемы и перспективы исследования антиобщественной позиции личности несовершеннолетних осужденных // Всероссийский научно-практический журнал социальных и гуманитарных исследований. 2022. № 4. С. 38-43.

4. Долгова А. И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. М. : Юридическая литература, 1981. С. 78.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Казберов П. Н. Агрессия в контексте формирования делинквентного поведения несовершеннолетних осужденных // Антропогогика. 2022. № 3. С. 36-40.

6. Емельянов В. П. Преступность несовершеннолетних с психическими аномалиями. Саратов : Изд-во Саратовского университета, 1980. С. 9.

7. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. 2-е изд., доп. и перераб. Л. : Медицина : Ленинградское отделение, 1983. С. 51.

8. Шумаков В. М. О роли неблагоприятных факторов в детском и подростковом возрасте в формировании асоциальной направленности личности // Материалы Всесоюзной конференции по организации психиатрической и неврологической помощи детям. М., 1980. С. 164-166.

9. Алексеев А. И., Герасимов С. И., Сухарев А. Я. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы. М. : Норма, 2001. С. 371.

10. Клюева Т. Н., Генсецкая Ю. В. Формирование осознанной саморегуляции подростков в учебной деятельности : методические рекомендации. Самара : ГБУ ДПО «Региональный социопсихологический центр», 2017. С. 11.

11. Минатуллаев А. Ш. Причины вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления и антиобщественных действий // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2022. № 2. С. 100-105.

12. Прядеин В. П. Психодиагностика личности : избранные психологические методики и тесты : монография. Сургут : РИО СурГПУ, 2013. 245 с.

1. On the basics of the system for the prevention of neglect and juvenile delinquency : Feder. Law of June 24, 1999. No. 120-FL. Access from LRS «ConsultantPlus».

2. Yudakova S. P. Moral and psychological characteristics of the personality of a convicted juvenile: social analysis and prospects for resocialization // Legal Science. 2021. No. 12. P. 80-84.

3. Zalyashchev G. S., Gornostaev S. V. Problems and prospects of studying the antisocial position of the personality of juvenile convicts // All-Russian Scientific and Practical Journal of Social and Humanitarian Research. 2022. No. 4. P. 38-43.

4. Dolgova A. I. Socio-psychological aspects of juvenile delinquency. M. : Legal literature, 1981. P. 78.

5. Kazberov P. N. Aggression in the context of the formation of delinquent behavior of juvenile convicts // Anthropogogy. 2022. No. 3. P. 36-40.

6. Emelyanov V. P. Juvenile delinquency with mental anomalies. Saratov : Publishing House of Saratov University, 1980. P. 9.

7. Lichko A. E. Psychopathies and character accentuations in adolescents. 2nd ed., add. and reworked. L. : Medicine : Leningrad branch, 1983. P. 51.

8. Shumakov V. M. On the role of adverse factors in childhood and adolescence in the formation of an asocial orientation of the personality // Proceedings of the All-Union Conference on the organization of psychiatric and neurological care for children. M., 1980. P. 164-166.

9. Alekseev A. I., Gerasimov S. I., Sukharev A. Ya. Criminological prevention: theory, experience, problems. M. : Norma, 2001. P. 371.

10. Klyueva T. N., Gensetskaya Yu. V. Formation of conscious self-regulation of adolescents in educational activities: guidelines. Samara : SBI APE «Regional sociopsychological center», 2017. P. 11.

11. Minatullaev A. Sh. Reasons for involving a minor in committing a crime and antisocial actions // Science and education: economy and economics; entrepreneurship; law and management. 2022. No. 2. P. 100-105.

12. Pryadein V. P. Psychodiagnostics of personality: selected psychological methods and tests : monograph. Surgut : RIO SurGPU, 2013. 245 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.