Научная статья на тему 'АНТИОБЩЕСТВЕННАЯ ПОЗИЦИЯ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ: ОТ ПРОБЛЕМЫ К РЕШЕНИЮ'

АНТИОБЩЕСТВЕННАЯ ПОЗИЦИЯ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ: ОТ ПРОБЛЕМЫ К РЕШЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
82
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Виктимология
ВАК
Ключевые слова
АНТИОБЩЕСТВЕННАЯ ПОЗИЦИЯ ЛИЧНОСТИ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ОСУЖДЕННЫЕ / ОТНОШЕНИЕ К ОБЩЕСТВУ / ПРЕСТУПНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ПСИХОЛОГИЯ ОТНОШЕНИЙ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Залящев Г. С., Горностаев С. В.

Статья описывает проблему антиобщественной позиции личности несовершеннолетних осужденных. Рассматривается значение проблемы, как для общества, так и для пенитенциарной практики. Описывается влияние антиобщественной позиции личности на совершение преступлений и сложность исправления осужденных с антиобщественной позицией личности. Отмечается рост в местах лишения свободы числа несовершеннолетних осужденных, имеющих антиобщественную позицию личности. Вместе с актуальностью проблемы отмечается низкая степень ее научной разработанности и отсутствие концептуальных основ, достаточных для ее практического решения. Цель исследования обозначается как разработка теоретической базы для создания научно обоснованных средств диагностики и коррекции антиобщественной позиции личности несовершенных осужденных. На основании анализа научной литературы авторами предложена концепция антиобщественной позиции личности несовершеннолетних осужденных, понимаемой как слабо структурированное и мало осознаваемое негативное отношение к обществу, переживаемое как противопоставление себя ему, базирующееся на негативном социальном опыте и выражающееся в противоправном поведении. Для получения возможности ее практического применения, концепция дополнена механизмами и факторами формирования антиобщественной позиции личности. Изложен опыт ее практического применения для решения задач психологической диагностики и коррекции в условиях воспитательных колоний, приведены промежуточные результаты, намечены направления совершенствования инструментария диагностики и коррекции антиобщественной позиции личности несовершеннолетних осужденных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Залящев Г. С., Горностаев С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTISOCIAL ATTITUDE OF JUVENILE CONVICTS: FROM PROBLEM TO SOLUTION

The article describes the problem of the antisocial attitude of juvenile convicts. The significance of the problem is considered, both for society and for penitentiary practice. Increasing the number of juvenile convicts who have an antisocial attitude in corrections is stated. Along with the urgency of the problem, there is a low degree of its scientific elaboration and the lack of conceptual foundations sufficient for its practical solution. The purpose of the study is designated as the development of a theoretical basis for the creation of scientifically-based tools for diagnostic and correction of the antisocial attitude of juvenile convicts. Based on the analysis of scientific literature, the authors propose the concept of the antisocial attitude of juvenile convicts, understood as a poorly structured and little-realized negative attitude towards society, feeling as an opposition to it, based on negative social experience and expressed in criminal behavior. In order to obtain the possibility of its practical application, the concept is supplemented with mechanisms and factors for the formation of an antisocial attitude. The experience of its practical application for solving the problems of psychological diagnosis and correction in corrections for juveniles is described, results are given, directions for improving the tools for diagnosing and correcting the antisocial position of the personality of juvenile convicts are outlined.

Текст научной работы на тему «АНТИОБЩЕСТВЕННАЯ ПОЗИЦИЯ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ: ОТ ПРОБЛЕМЫ К РЕШЕНИЮ»

ПСИХОЛОГИЯ ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Научная статья УДК 159.9:343.8

DOI: 10.47475/2411-0590-2022-19309

Антиобщественная позиция личности несовершеннолетних осужденных: от проблемы к решению

Глеб Сергеевич Залящев1, Станислав Викторович Горностаев2

1 2Академия ФСИН России, Рязань, Россия 'vip.zalyashev@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-0842-6092 2stanislavrz@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-5259-0258

Аннотация. Статья описывает проблему антиобщественной позиции личности несовершеннолетних осужденных. Рассматривается значение проблемы, как для общества, так и для пенитенциарной практики. Описывается влияние антиобщественной позиции личности на совершение преступлений и сложность исправления осужденных с антиобщественной позицией личности. Отмечается рост в местах лишения свободы числа несовершеннолетних осужденных, имеющих антиобщественную позицию личности. Вместе с актуальностью проблемы отмечается низкая степень ее научной разработанности и отсутствие концептуальных основ, достаточных для ее практического решения. Цель исследования обозначается как разработка теоретической базы для создания научно-обоснованных средств диагностики и коррекции антиобщественной позиции личности несовершенных осужденных. На основании анализа научной литературы авторами предложена концепция антиобщественной позиции личности несовершеннолетних осужденных, понимаемой как слабо структурированное и мало осознаваемое негативное отношение к обществу, переживаемое как противопоставление себя ему, базирующееся на негативном социальном опыте и выражающееся в противоправном поведении. Для получения возможности ее практического применения, концепция дополнена механизмами и факторами формирования антиобщественной позиции личности. Изложен опыт ее практического применения для решения задач психологической диагностики и коррекции в условиях воспитательных колоний, приведены промежуточные результаты, намечены направления совершенствования инструментария диагностики и коррекции антиобщественной позиции личности несовершеннолетних осужденных.

Ключевые слова: антиобщественная позиция личности, несовершеннолетние осужденные, отношение к обществу, преступность несовершеннолетних, психология отношений Для цитирования: Залящев Г. С., Горностаев С. В. Антиобщественная позиция личности несовершеннолетних осужденных: от проблемы к решению // Виктимология. 2022. Т. 9, № 3. С. 330-339. DOI: 10.47475/2411-0590-2022-19309

© Г. С. Залящев, С. В. Горностаев

Research article

Antisocial Attitude of Juvenile Convicts: from Problem to Solution

Gleb S. Zalyaschev1, Stanislav V. Gornostaev2

1 2Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, Ryazan, Russia 'vip.zalyashev@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-0842-6092 2stanislavrz@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-5259-0258

Abstract. The article describes the problem of the antisocial attitude of juvenile convicts. The significance of the problem is considered, both for society and for penitentiary practice. Increasing the number of juvenile convicts who have an antisocial attitude in corrections is stated. Along with the urgency of the problem, there is a low degree of its scientific elaboration and the lack of conceptual foundations sufficient for its practical solution. The purpose of the study is designated as the development of a theoretical basis for the creation of scientifically-based tools for diagnostic and correction of the antisocial attitude of juvenile convicts. Based on the analysis of scientific literature, the authors propose the concept of the antisocial attitude of juvenile convicts, understood as a poorly structured and little-realized negative attitude towards society, feeling as an opposition to it, based on negative social experience and expressed in criminal behavior. In order to obtain the possibility of its practical application, the concept is supplemented with mechanisms and factors for the formation of an antisocial attitude. The experience of its practical application for solving the problems of psychological diagnosis and correction in corrections for juveniles is described, results are given, directions for improving the tools for diagnosing and correcting the antisocial position of the personality of juvenile convicts are outlined.

Keywords: antisocial attitude, convicted juveniles, attitude towards society, juvenile delinquency, psychology of relationships

For citation: Zalyaschev GS., Gornostaev SV. Antisocial Attitude of Juvenile Convicts: from Problem to Solution. Viktimologiya [Victimology]. 2022;9(3):330-339. DOI: 10.47475/24110590-2022-19309 (In Russ.)

Введение

Ранее вопросы позиции личности обычно не рассматривались в психологии применительно к подросткам, поскольку считалось, что в этом возрасте продолжаются поиски способов адаптации к окружающей социальной среде и собственного места в ней. Однако наблюдаемая в настоящее время интенсификация социальной жизни подростков, расширение возможностей для получения ими социального опыта и широкий доступ к социальному опыту других людей в сети Интернет, создают условия для ускорения процесса формирования позиции личности и оформления ее, в том числе, и у достаточно молодых людей.

Однако, в большинстве случаев, развитие субъектности и способности к саморефлексии у подростков отстают от темпов

усвоения ими социального опыта. Поэтому, если позиция личности у них в каком-то виде и формируется, то, как правило, она не отличается высокой осознанностью, являясь результатом спонтанной переработки опыта, имеет примитивное содержание и не способствует эффективной адаптации к широкому спектру социальных ситуаций. Зачастую, получение психотравмирующего социального опыта не позволяет подросткам адаптироваться к обществу в позитивном ключе и приводит к формированию антиобщественной позиции личности, которая рассматривается криминологами как фактор систематического совершения преступлений [1] и др.

Наблюдения авторов статьи показывают, что процент несовершеннолетних осужденных, у которых сформировалась

антиобщественная позиция личности, в течение последних десяти лет неуклонно возрастает. Если еще 10-15 лет назад анализируемое явление в среде несовершеннолетних осужденных воспринималось воспитателями и психологами как редкое и нетипичное, то по результатам исследований, проведенных Г. С. Заляще-вым в 2021 и 2022 году в Можайской, Ка-мышинской и Ижевской воспитательных колониях, количество воспитанников, которых сотрудники характеризовали как обладающих антиобщественной позицией личности, превысило 10 %. Факторы, способствующие росту частоты встречаемости антиобщественной позиции у несовершеннолетних, и криминализации их поведения хорошо известны. Это формализм в профилактической работе в сочетании с фактической безнаказанностью вплоть до совершения несовершеннолетними наиболее тяжких и циничных преступлений, насаждаемое СМИ обесценивание традиционных социальных связей, общечеловеческих ценностей и обязательств, пропаганда индивидуализма, материального успеха и власти в различных ее проявлениях, занятость родителей и опекунов выживанием или достижением рекламируемых материальных стандартов жизни, приводящая к снижению внимания к жизни детей, обесцениванию человеческих отношений с ними, невозможности помочь им разобраться в окружающем мире, дать им чувство защищенности и т. д. Поскольку тенденции к снижению выраженности данных факторов в современном обществе не наблюдается, можно ожидать дальнейшего роста количества подростков с антиобщественной позицией личности, в том числе и осуждаемых в связи с совершением тяжких и особо тяжких преступлений.

Несовершеннолетние со сформированной антиобщественной позицией личности, находясь на воле, представляют собой опасность для общества, а находясь в местах лишения свободы — проблему для администрации исправительных учреждений. Они не только мало восприимчивы к воспитательному воздействию, в связи с чем имеют сравнительно низкие шансы на исправление, но также, выражая свою

антиобщественную позицию, оказывают негативное влияние на других несовершеннолетних осужденных, многие из которых находятся в поиске себя, нуждаются в интерпретации окружающей реальности, осмыслении произошедшего и готовы воспринимать различные идеи, в том числе и антиобщественные установки. Данное мнение подтверждается исследованием, которое провели Т. Хуарес и М. В. А. Говард, доказав трудность исправления осужденных, имеющих антиобщественную позицию личности [2].

Таким образом, в решении проблемы антиобщественной позиции личности подростков и в частности, несовершеннолетних осужденных, заинтересовано как гражданское общество в целом, так и профильные специалисты, работающие с несовершеннолетними осужденными.

Несмотря на актуальность проблемы, степень ее теоретической разработанности все еще недостаточна для реализации практических решений. Ученые, использовавшие термин «антиобщественная позиция» [1; 2; 3; 4], рассуждают о ее факторах и следствиях, но не дают ее четкого определения. Общий смысл термина представляется очевидным, но этого недостаточно для разработки технологических решений по диагностике и коррекции антиобщественной позиции личности, в том числе у несовершеннолетних осужденных. Опе-рационализация любого понятия требует, в первую очередь, четкой концепции ключевого феномена, которая не просматривается в имеющихся исследованиях.

Целью статьи является уточнение теории антиобщественной позиции личности положениями, достаточно конкретными для перехода к практическому решению проблемы.

Содержание исследования

Исследование включало в себя анализ научной литературы и формирование концепции антиобщественной позиции личности несовершеннолетних осужденных, которая, за счет выявления сущности феномена, его механизмов и факторов развития, обеспечивала бы возможность научно-обоснованного выбора методов его

психологической диагностики и коррекции. В качестве дополнения к результатам теоретического исследования также приводятся отдельные данные об апробации подобранных практических методов, подтверждающие состоятельность концепции.

В основу разработанной концепции легли исследования, содержащие мнения ученых о содержании понятия «позиция личности», признаках, позволяющих классифицировать позицию личности как антиобщественную, а также позволяющие определить ее специфику у несовершеннолетних осужденных.

Рассмотрим основные положения этих работ.

По мнению Р. В. Овчаровой, проведшей обзорное исследование, употребляя слова «позиция», авторы социально-гуманитарных исследований чаще всего подразумевают [5]: 1) социальное положение человека в обществе; 2) положение человека в конкретной жизненной ситуации; 3) отношение к различным сферам; 4) отношения человека, предопределяющие его социальную активность.

В результате проведенного анализа С. Ю. Головин, определяет позицию как проявляющуюся в поведении систему отношений. Ученый выделяет в ней объективную (социальное положение) и субъективную (социальные установки) составляющие [6].

Субъективную составляющую (внутреннюю позицию) А. С. Королев, содержательно конкретизирует, полагая, что человек видит и оценивает мир с учетом понимания собственного места в нем. [7].

В. В. Радул и О. С. Радул поясняют, что внутренняя составляющая позиции личности формируется под воздействием социальной среды и, при условии достаточной согласованности с социальной средой позволяет человеку эффективно взаимодействовать с социумом. При этом, обладая высоким уровнем субъектности, человек может во внутреннем и внешнем плане корректировать позицию, предлагаемую обществом, создавать, утверждать и отстаивать свою позицию [8].

С учетом вышесказанного, можно согласиться с Е. С. Зориной, которая, анализируя терминологические вариации, заключает,

что словосочетание «позиция личности» является наиболее удачным и универсальным, термином способным отразить как объективный (внешний, социальный), так и внутренний (психологический) аспекты анализируемого феномена [9].

Б. Г. Ананьев, пытаясь определить сущность позиции личности, писал, что это «сложная система отношений личности (к обществу в целом и общностям, к которым она принадлежит, к труду, людям, самой себе), установок и мотивов, которыми она руководствуется в своей деятельности, целей и ценностей, на которые направлена эта деятельность» [10, с. 209].

Подход Б. Г. Ананьева с постановкой на первое место в структуре позиции личности отношения к обществу как нельзя лучше подходит для решения рассматриваемой проблемы. Также неоспоримо, что без учета мотивации этого отношения и де-ятельностных проявлений позиции вряд ли можно эффективно решать диагностические и коррекционные задачи.

Внутренняя сторона позиции личности по Л. И. Божович это «...не навязанный внешним окружением, а принятый человеком выбор своего места в жизни, мотивированный внутренними побуждениями.» [11, с. 159], через призму которого принимаются или отвергаются социальные воздействия, выбирается способ поведения [11]. О проявлении позиции личности в поведении писал и С. Л. Рубинштейн [12].

В содержание позиции личности ученые включают также опыт, взгляды, ценности, активные избирательные отношения [13], самосознание, оценочные отношения [3], направленность и систему ключевых отношений [14], мотивацию, характеристику активности и самосознания [9] и др.

Признаком сформированности позиции личности С. В. Басюк считает стабильность и личностную значимость указанных компонентов и связанной с ними линии поведения [15].

На основании приведенных положений, можно прийти к выводу, что позиция личности в наиболее общем смысле представляет собой устойчивую систему отношений к социально-значимым объектам, имеющая в основе определенные мотивы

и жизненный опыт и проявляющаяся в соответствующей линии поведения.

Для рассмотрения конкретно антиобщественной позиции личности, важно понимать, что, как указывала Т. В. Шабанова, условием для существования какой-либо позиции лежит существование и восприятие человеком социально-значимых объектов, по отношению к которым эта позиция занимается [16].

Соответственно, человек, занимающий антиобщественную позицию, прежде всего, выделяет общество как объект значимый для его личности, а во-вторых, оценивая его негативно, противопоставляет себя ему.

В соответствии с базовым определением, подобное отношение выражается в «антиобщественной направленности поведения» [15], и конкретно совершении преступлений [1].

Таким образом, предложенная трактовка не вступает в противоречия со сложившейся практикой употребления термина, уточняет и конкретизирует его содержание.

Подобная конкретизация делает возможной дифференциацию со смежными понятиями. Например, с понятием «асоциальная позиция», хотя «асоциальные» подростки также отделяют себя от общества [17], воспринимая общество как «они», по сравнению с кругом своего общения по интересам («мы»). Они также мало приобщены к общественным нормам и процессам, однако асоциальность предполагает низкий уровень эмоциональной значимости общества как объекта отношения, и, соответственно, слабое влияние отношения к обществу на содержание позиции личности и направленность поведения. Поэтому поведение асоциальных личностей может по факту ситуативно оказываться как антисоциальным, так и просоциальным.

Вопросы антиобщественной позиции личности непосредственно в отношении несовершеннолетних осужденных поднимались К. А. Абульхановой-Слав-ской [3]. Она указывала на противоречия в отношениях, составляющих позицию личности несовершеннолетних правонарушителей и на отсутствие осознания подростками этих противоречий. Эта неосознанность сочетается с отсутствием

в основе антиобщественной позиции у молодых рецидивистов каких-то особых антиобщественных ценностей [18; 19], но также и отсутствием ценностей просоциально-го характера [18]. Сочетание этих факторов может свидетельствовать, что данная позиция не является следствием развития субъектности, а напротив, формируется вынуждено и бессознательно по типу психологической защиты, и возможно, фиксируясь на психологическом и поведенческом уровне, примитивно реализует функцию защиты от неблагоприятных воздействий социальной среды и дальнейшего получения негативного социального опыта.

На основании вышеизложенного, логично определить антиобщественную позицию личности несовершеннолетних осужденных как слабо структурированное и мало осознанное отношение эмоционального отрицания и субъективного противопоставление себя обществу, базирующееся на негативном социальном опыте и выражающееся в противоправном поведении.

Практико-ориентированные концепции, помимо определения, как правило, включают в себя положения, касающиеся факторов, влияющих на изучаемый феномен, и его механизмов. Рассмотрим наиболее значимые из них.

К. А. Абульханова-Славская полагает, что позиция личности зависит не только от объективных социальных условий, но и от решений принятых человеком. По ее мнению, человек находит свою позицию там, где его потребности максимально совпадают с социальными возможностями. Содержание же позиции зависит от предлагаемых социумов идеалов и ценностей, а также от соотношения собственной активности и объективной социальной ситуации [3].

К. А. Абульханова-Славская излагает важные для коррекции позиции личности положения о том, что определяя социальную жизнь человека и его поступки, позиция, в свою очередь, формируется и укрепляется ими. При этом эффективными механизмами изменения позиции она видит сравнение человеком себя с другими, оценку себя, участие в какой-либо деятельности, а также переживание противоречий

между текущей позицией и самовосприятием, стремлениями человека.

В. С. Мухина [20] отмечает роль в координации внутренней и внешней сторон позиции эталонного образа, которому стремится соответствовать ее обладатель.

Этот эталон, как правило, учитывает воспринятые человеком внешние ожидания к нему как к обладателю демонстрируемой позиции, предполагает усвоение определенных связанных с занятой позицией прав, обязанностей и образцов поведения [21].

Фактором усиления антиобщественной позиции у осужденных В. М. Яковлева называет отсутствии связи с семьей [22], иначе говоря, значимых взрослых, способных выступать в качестве защитников и источников ориентиров подростков в социальной среде.

Значение данного фактора подтверждается и зарубежными исследователями. Д. Альварез-Гарсия с соавторами прямо указывают на связь антиобщественного поведения с удовлетворенность эмоциональной коммуникацией с семьей [23]. М. Ф. Армента и Н. С. Корал-Фриас, показали, что удовлетворяющее подростков социальное окружение, напротив, профилактирует их антиобщественное поведение [24]. Механизмом, обеспечивающим работу данного фактора, как полагает М. И. Мунавар, выступает ощущение благополучия [25].

Ж. Павич фактором переживания благополучия и профилактики антиобщественной позиции личности считает накопление подростками «социального капитала» в различных группах просоциальной направленности [24].

Таким образом, рассмотренные источники содержат ряд оснований для разработки научно-обоснованных путей перехода от анализа проблемы антиобщественной позиции личности несовершеннолетних к ее практическому решению.

Обсуждение результатов

Из принятой нами концепции, а также рассматриваемых в совокупности с ней факторов и механизмов формирования антиобщественной позиции личности, можно сделать несколько выводов,

являющихся важными для последующей диагностики и коррекции антиобщественной позиции личности несовершеннолетних осужденных:

1. В низкой степени осознанности и защитного характера антиобщественной позиции личности у несовершеннолетних осужденных она должна диагностироваться при помощи средств, позволяющих изучать неосознаваемые отношения.

2. Исходя из идей К. А. Абульхановой-Славской, позиция может разрушаться и корректироваться через формирование у человека определенного опыта, предоставление возможности сравнить себя с другими, увидеть себя со стороны, помощь в осознании противоречий, объективно заложенных в принятой подростком позиции, например, стремлением получать блага от общества и нанесением ему вреда, поиском позиции позволяющей лучше реализовать личные устремления. Условием, способствующим изменению непродуктивной позиции личности будет являться рост субъектности в части повышения осознанности своей жизни, принятия ответственности за нее, установления контроля над ней, обращения к внутренним ресурсам личности для ее планирования.

3. В совокупности положения В. С. Мухиной и О. А. Офёркиной обосновывают возможности коррекции содержания той или иной позиции личности через коррекцию ее эталона, посредством трансляции ее обладателю определенных ожиданий, разрушение нежелательных эталонов.

4. Идеи М. В. Яковлевой и зарубежных исследователей указывают на возможность коррекции антиобщественной позиции личности несовершеннолетних осужденных посредством внедрения в их жизнь фигуры значимого взрослого, представляющего в их глазах общество, предоставляющего им ресурсы доверия, защиты, поддержки и ориентации в социальной жизни, получение через этих взрослых позитивного опыта взаимодействия с обществом, разрушающего негативные стереотипы. Более широкое применение данных идей подводит к целесообразности формирования благоприятной социальной среды, однако, в условиях исправительного учреждения

моделировать данный фактор представляется затруднительным.

Заключение

Предложенная концепция и вытекающие из нее положения, касающиеся диагностики и коррекции антиобщественной позиции личности несовершеннолетних осужденных в настоящий момент апробируются нами в ходе эмпирического исследования.

Так для диагностики ключевой составляющей антиобщественной позиции личности используется проективный метод «Методика цветовых метафор», отвечающий сформулированным нами требованиям. Сделать однозначные выводы о практической применимости концепции можно будет лишь по завершению исследования, однако результаты полученные на базе трех воспитательных колоний (Можайской, Ижевской и Камышинской) показывают, что данный диагностический метод, являясь защищенным от сознательных искажений, стимулируя у осужденных подростков игровую мотивацию и не встречая у них сопротивления, имея возможности для группового проведения успешно применяется для первичной диагностики антисоциальной позиции личности, существование которой подтверждается затем практически в 90 % случаев по результатам изучения материалов личного дела, экспертной оценки сотрудников и углубленной диагностической беседы.

В ходе коррекционной работы, проведенной на базе Ижевской воспитательной колонии нами применялись рисуночные диагностико-коррекционные методы

арт-терапии (рисунки «Я и моя семья», «Я и общество», а также метод психологического консультирования (3-5 встреч в течение 2-х недель), в рамках которых удалось успешно реализовать на практике теоретически обоснованные нами пути коррекции антиобщественной позиции, такие как повышение степени осознания собственной позиции, ее противоречивости и непродуктивности, осознания своей жизни в целом, принятие ответственности за нее, поиск источника негативных убеждений, разрушение негативных сверхобобщений в отношении общества, формирование позитивного образа психолога как представителя общества, обнаружение ресурсов для улучшения своей жизни, конструирование эталона приемлемой и выгодной позиции, планирование и выполнение шагов по ее реализации.

Успешный опыт использования нами избранных средств диагностики и коррекции антиобщественной позиции личности несовершеннолетних осужденных, обладая практической ценностью, прежде всего, доказывает состоятельность предложенных теоретических положений. При этом, конкретные методы работы, базирующиеся на предложенных концептуальных основах, могут варьироваться в зависимости от особенностей объектов воздействия, его условий, а также индивидуальных профессиональных компетенций психолога.

Дальнейшие эмпирические исследования в области диагностики и коррекции антиобщественной позиции личности несовершеннолетних будут способствовать проверке и уточнению предложенных теоретических положений.

Описок источников

1. Гайков В. Т. Особенности уголовно-правового регулирования рецидива преступлений в странах бывшего социалистического лагеря // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2006. № S20. С. 79-81.

2. Juarez T., Howard M. V. A. Self-Reported Change in Antisocial Attitudes and Reoffending Among a Sample of 2,337 Males Convicted of Violent Offenses // Criminal Justice and Behavior. 2021. Vol. 49, Iss. 1. P. 3-19. DOI: https://doi.org/10.1177/00938548211013576

3. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология. Москва : Наука, 1980. 335 с.

4. Pavic Z. The Impact of Civic and Religious Social Capital on the Antisocial Attitudes of the Youth: AMulti-Level Cross-National Study // Societies. 2021. Vol. 11. Iss. 110. P. 110. DOI: https://doi.org/10.3390/ soc11030110

5. Овчарова Р. В. Родительство как психологический феномен. Москва, 2006. 496 с.

6. Словарь практического психолога / сост. С. Ю. Головин. Минск : Харвест, 1998. 301 с.

7. Королев А. С. Формирование социально-активной позиции студента-будущего учителя физической культуры : дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Королев Андрей Сергеевич ; [Место защиты: Воронеж. гос. ун-т]. Воронеж, 2019. 195 с.

8. Радул В. В., Радул О. С. Социальная позиция личности // Universum: психология и образование : электрон. научн. журн. 2021. № 2 (80). С. 6-11. URL: https://7universum.com/ru/psy/archive/ item/11219 (дата обращения: 07.02.2022).

9. Зорина Е. С. Позиция личности в философско-социологических и психолого-педагогических исследованиях 70-80-х гг. XX в. // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. № 61. С. 400-403.

10. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Санкт-Петербург : Питер, 2001. 288 с.

11. Лубовский Д. В. Понятие «внутренняя позиция личности» в работах Л. И. Божович: теоретические аспекты и современные исследования // Журнал практического психолога: Научно-практический журнал. 2008. № 5. С. 157-171.

12. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург : Питер, 2008. 713 с.

13. Гневашева В. А., Сукталиева Э. В., Терпугова Н. Ф. Становление профессиональной позиции личности // Знание. Понимание. Умение. 2007. № 3. С. 60-63.

14. Кузнецова А. Г., Бурова О. Е. Характеристика интерсубъективной позиции личности // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 6. С. 274-280.

15. Басюк С. В. Воспитание гражданско-правовой позиции личности старшеклассника // Педагогический журнал Башкортостана. 2010. № 4-2. С. 197-206.

16. Шабанова Т. В. Гражданская позиция как фактор социализации личности // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2015. № 44. С. 129-131.

17. Офёркина О. А. Социально-психологическая профилактика асоциального поведения подростковых групп : автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.05 / Офёркина Оксана Александровна ; [Место защиты: Гос. ун-т упр.]. Москва, 2013. 22 с.

18. Анфиногенов В. А. Ценности осужденных и их значение в местах лишения свободы // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. № 4. С. 69-71. DOI: https:// doi.org/10.23672/SAE.2019.2019.29082/

19. Вилкова А. В. Духовно-нравственные ценности несовершеннолетних осужденных в пенитенциарной системе. Москва : НИИ ФСИН России, 2018. 99 с.

20. Мухина В. С. Личность: мифы и реальность. Екатеринбург : ИнтелФлай, 2007. 1072 с.

21. Психология индивидуальных различий. Хрестоматия по психологии / под ред. Ю. Б. Гип-пенрейтер, В. Я. Романова. Москва : ЧеРО, 2000. 776 с.

22. Яковлева В. М. Взаимосвязь свойств личности осужденного и совершения им преступлений корыстной направленности в исправительном учреждении // Человек: преступление и наказание. 2020. Т. 28. № 3. С. 432-439. DOI: https://doi.org/10.33463/2687-1238.2020.28(1-4).3.432-439

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Álvarez-García D. et al. Impact of Family and Friends on Antisocial Adolescent Behavior: The Mediating Role of Impulsivity and Empathy // Frontiers in Psychology. 2019. Vol. 10. DOI: https://doi. org/10.3389/fpsyg.2019.02071

24. Armenta M. F., Corral-Frías N. S. Positive University Environment and Agreeableness as Protective Factors Against Antisocial Behavior in Mexican University Students // Frontiers in Psychology. 2021. Vol. 12. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.662146

25. Munawar M. I. Subjective Well Being with Antisocial Behavior in Adolescents Case of Babalan Village Wedung Demak (A Criminological Perspective) // Journal of Law and Legal Reform. 2021. Vol. 2, Iss. 2. P. 157-164. DOI: https://doi.org/10.15294/jllr.v2i2.46619

References

1. Gaikov VT. Features of the criminal law regulation of recidivism in the countries of the former socialist camp. Izvestija vysshih uchebnyh zavedenij. Severo-Kavkazskij region. Obshhestvennye nauki. [Izvestiya of higher educational institutions. The North Caucasus region. Social sciences]. 2006;(S20):79-81. (In Russ.)

2. Juarez T., Howard MVA. Self-Reported Change in Antisocial Attitudes and Reoffending Among a Sample of 2,337 Males Convicted of Violent Offenses. Criminal Justice and Behavior. 2021;49(1):3-19. DOI: https://doi.org/10.1177/00938548211013576

3. Abulkhanova-Slavskaya KA. Activity and psychology. Moscow: Nauka; 1980. (In Russ.)

4. Pavic Z. The Impact of Civic and Religious Social Capital on the Antisocial Attitudes of the Youth: A Multi-Level Cross-National Study. Societies. 2021;11(110). DOI: https://doi.org/10.3390/soc11030110

5. Ovcharova RV. Parenthood as a psychological phenomenon. Moscow; 2006. (In Russ.)

6. Dictionary of a practical psychologist. Ed. SYu. Golovin. Minsk: Harvest; 1998. (In Russ.)

7. Korolev AS. Formation of a socially active position of a student-a future teacher of physical culture [dissertation]. Place of protection: Voronezh. state University. Voronezh, 2019. (In Russ.)

8. Radul VV., Radul OS. Social position of personality. Universum: psihologija i obrazovanie: jelektron. nauchn. Zhurn [Universum: psychology and education: electron. scientific. Journal]. 2021;2(80):6-11. URL: https://7universum.com/ru/psy/archive/item/11219 (date of address: 07.02.2022). (In Russ.)

9. Zorina ES. The position of personality in philosophical-sociological and psychological-pedagogical studies of the 70-80-ies of the XX century. Izvestija RGPUim. A. I. Gercena [Izvestiya RSPU named after A. I. Herzen]. 2008;(61): 400-403. (In Russ.)

10. Ananyev BG. Man as a subject of cognition. St. Petersburg: Peter; 2001. (In Russ.)

11. Lubovsky DV. The concept of "The inner position of personality" in the works of L. I. Bozhovich: theoretical aspects and modern research. Zhurnal prakticheskogo psihologa: Nauchno-prakticheskij zhur-nal [Journal of a practical psychologist: A scientific and practical journal]. 2008;(5):157-171. (In Russ.)

12. Rubinstein SL. Fundamentals of general psychology. St. Petersburg: Peter; 2008. (In Russ.)

13. Gnevasheva VA., Suktalieva EV., Terpugova NF. The formation of a professional position of a person. Znanie. Ponimanie. Umenie. [Knowledge. Understanding. Skill]. 2007;(3):60-63. (In Russ.)

14. Kuznetsova AG., Burova OE. Characteristics of the intersubjective position of personality. Jaro-slavskij pedagogicheskij vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin]. 2016;(6):274-280. (In Russ.)

15. Basyuk SV. Education of the civil-legal position of the personality of a high school student. Pedagogicheskij zhurnalBashkortostana [Pedagogical Journal of Bashkortostan]. 2010;(4-2):197-206. (In Russ.)

16. Shabanova TV. Civic position as a factor of socialization of personality. Psihologija i pedagogika: metodika i problemy prakticheskogo primenenija [Psychology and pedagogy: methodology and problems of practical application]. 2015;(44):129-131. (In Russ.)

17. Oferkina OA. Socio-psychological prevention of antisocial behavior of adolescent groups: [abstract of dissertation] Place of defense: State University of Management. Moscow, 2013. (In Russ.)

18. Anfinogenov VA. Values of convicts and their significance in places of deprivation of liberty. Gumanitarnye, social'no-jekonomicheskie i obshhestvennye nauki [Humanities, socio-economic and social sciences]. 2019;4:69-71. DOI: https://doi.org/10.23672/SAE.2019.2019.29082/ (In Russ.)

19. Vilkova AV. Spiritual and moral values of juvenile convicts in the penitentiary system. Moscow: FKU Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia; 2018. (In Russ.)

20. Mukhina VS. Personality: myths and reality. Yekaterinburg: Intelfly, 2007. (In Russ.)

21. Psychology of individual differences. Textbook on psychology / edited by YuB. Gippenreiter, VYa. Romanova. Moscow: Chero, 2000. (In Russ.)

22. Yakovleva VM. The relationship between the personality traits of a convicted person and the commission of crimes of a mercenary orientation in a correctional institution. Chelovek: prestuplenie

i nakazanie [Man: crime and punishment], 2020;28(3):432-439. DOI: https://doi.org/10.33463/2687-1238.2020.28(1-4).3.432-439 (In Russ.)

23. Álvarez-García D., González-Castro P., Núñez JC., Rodríguez C. and Cerezo R. Impact of Family and Friends on Antisocial Adolescent Behavior: The Mediating Role of Impulsivity and Empathy. Front. Psychol. 2019;10:2071. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.02071

24. Armenta MF., Corral-Frías NS. Positive University Environment and Agreeableness as Protective Factors Against Antisocial Behavior in Mexican University Students. Frontiers in Psychology. 2021;12. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.662146

25. Munawar MI. Subjective Well Being with Antisocial Behavior in Adolescents Case of Babalan Village Wedung Demak (A Criminological Perspective). Journal of Law and Legal Reform. 2021;2(2):157-164. DOI: https://doi.org/10.15294/jllr.v2i2.46619

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Залящев Глеб Сергеевич

Адъюнкт, факультет подготовки научно-педагогических кадров, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний России.

390000, Рязань, ул. Сенная, д. 1.

vip.zalyashev@mail.ru

https://orcid.org/0000-0003-0842-6092

Горностаев Станислав Викторович

Доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры юридической психологии и педагогики Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний России.

390000, Рязань, ул. Сенная, д. 1.

stanislavrz@yandex.ru

https://orcid.org/0000-0001-5259-0258

ВКЛАД АВТОРОВ

Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ

Конфликт интересов в материалах данной научной статьи отсутствует.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Gleb S. Zalyashev

Adjunct, Faculty of Training of Scientific and Pedagogical Personnel, Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service of Russia.

1 Sennaya st., Ryazan 390000, Russia.

vip.zalyashev@mail.ru

https://orcid.org/0000-0003-0842-6092

Stanislav V. Gornostaev

Doctor of Psychology, Associate Professor, Professor of the Department of Legal Psychology and Pedagogy, Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service of Russia.

1 Sennaya st., Ryazan 390000, Russia.

stanislavrz@yandex.ru

https://orcid.org/0000-0001-5259-0258

CONTRIBUTION OF AUTHORS

All authors made an equivalent contribution to the preparation of the publication.

CONFLICT OF INTEREST

There is no conflict of interest in the materials of this scientific article.

Дата поступления статьи / Received: 28.06.2022.

Дата рецензирования статьи / Revised: 05.07.2022.

Дата принятия статьи кпубликации / Accepted: 25.07.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.