Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ АНТИОБЩЕСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ АНТИОБЩЕСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
15
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Виктимология
ВАК
Ключевые слова
АНТИОБЩЕСТВЕННАЯ ПОЗИЦИЯ ЛИЧНОСТИ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ОСУЖДЕННЫЕ / ПСИХОДИАГНОСТИКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ / КОЛОНИИ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Залящев Г.С.

Статья описывает проблему антиобщественной позиции личности несовершеннолетних осужденных. Актуальность исследования предопределяется противоречием между необходимостью исправления несовершеннолетних осужденных в период отбывания в воспитательной колонии и отсутствием в пенитенциарной науке и практике средств диагностики и коррекции ряда факторов совершения преступлений, в частности, такого как антиобщественная позиция личности. Проблема коррекция антиобщественной позиции личности была поднята в ряде исследований, но не была решена как в концептуальном, так и в технологическом плане. Целью исследования являлась разработка и апробация методов психологической диагностики и коррекции антиобщественной позиции личности у несовершеннолетних осужденных. Методами исследования выступили: теоретический анализ с выделением сущности и структуры феномена антиобщественной позиции личности; эмпирическое исследование особенностей антиобщественной позиции личности несовершеннолетних осужденных; и экспериментальное исследование возможностей ее психологической коррекции. В результате исследования установлена эффективность для выявления наличия и особенностей антиобщественной позиции личности комплекса методов включающего: анализ личного дела, Методику цветовых метафор, методики «Субъективная оценка интегрированности», «Незаконченное предложение», «Найди себя» и диагностическую беседу. Также доказана эффективность предложенного комплекса психокоррекционных методов, направленного на снятие негативных чувств в отношении общества, изменение негативных убеждений в отношении общества, поиск и закрепление индивидуально-полезных форм взаимодействия с обществом. Полученные результаты могут найти свое применение в деятельности психологов воспитательных колоний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF THE POSSIBILITIES OF DIAGNOSISAND CORRECTION OF THE ANTISOCIAL ATTITUDE OF JUVENILE CONVICTS

The article describes the problem of the antisocial attitude of juvenile convicts. The relevance of the study is predetermined by the contradiction between the need to correct juvenile convicts while serving in a young offenders’ institution and the lack in penitentiary science and practice of diagnostic tools and correction of a number of factors of committing crimes, in particular, such as the antisocial attitude of the individual. The problem of correcting the antisocial attitude has been raised in a number of studies, but has not been solved both conceptually and technologically. The aim of the study was to develop and test methods of psychological diagnosis and correction of antisocial attitude of juvenile convicts. The purpose of the study was to develop and test methods of psychological diagnosis and correction of the antisocial position of the individual in juvenile convicts. The research methods were theoretical analysis with the allocation of the essence and structural of the phenomenon of the antisocial attitude; an empirical study of the characteristics of the antisocial attitude of juvenile convicts; and an experimental study of the possibilities of its psychological correction. As a result of the study, the effectiveness was established for identifying the presence and characteristics of the antisocial position of the personality of the complex of methods including the analysis of the personal file, the methodology of color metaphors, the methodology “subjective assessment of integration”, “incomplete proposal”, “find yourself” and a diagnostic conversation. The effectiveness of the proposed complex of psycho-correctional methods aimed at removing negative feelings in relation to society, a change in negative beliefs against society, the search and consolidation of individual-useful forms of interaction with society. The results can find their application in the activities of psychologists of juvenile correction institutions.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ АНТИОБЩЕСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ»

V-

Научная статья УДК 159.9: 343.8

001: 10.47475/2411-0590-2023-10106

Исследование возможностей диагностики и коррекции антиобщественной позиции личности несовершеннолетних осужденных

Глеб Сергеевич Залящев

Академия ФСИНРоссии, Рязань, Россия vip.zalyashev@mail.ru © https://orcid.org/0000-0003-0842-6092

Аннотация. Статья описывает проблему антиобщественной позиции личности несовершеннолетних осужденных. Актуальность исследования предопределяется противоречием между необходимостью исправления несовершеннолетних осужденных в период отбывания в воспитательной колонии и отсутствием в пенитенциарной науке и практике средств диагностики и коррекции ряда факторов совершения преступлений, в частности, такого как антиобщественная позиция личности. Проблема коррекция антиобщественной позиции личности была поднята в ряде исследований, но не была решена как в концептуальном, так и в технологическом плане. Целью исследования являлась разработка и апробация методов психологической диагностики и коррекции антиобщественной позиции личности у несовершеннолетних осужденных. Методами исследования выступили: теоретический анализ с выделением сущности и структуры феномена антиобщественной позиции личности; эмпирическое исследование особенностей антиобщественной позиции личности несовершеннолетних осужденных; и экспериментальное исследование возможностей ее психологической коррекции. В результате исследования установлена эффективность для выявления наличия и особенностей антиобщественной позиции личности комплекса методов включающего: анализ личного дела, Методику цветовых метафор, методики «Субъективная оценка интегрированное™», «Незаконченное предложение», «Найди себя» и диагностическую беседу. Также доказана эффективность предложенного комплекса психокоррекци-онных методов, направленного на снятие негативных чувств в отношении общества, изменение негативных убеждений в отношении общества, поиск и закрепление индивидуально-полезных форм взаимодействия с обществом. Полученные результаты могут найти свое применение в деятельности психологов воспитательных колоний.

Ключевые слова: антиобщественная позиция личности, несовершеннолетние осужденные, психодиагностика, психологическая коррекция, колонии для несовершеннолетних

Для цитирования: Залящев Г. С. Исследование возможностей диагностики и коррекции антиобщественной позиции личности несовершеннолетних осужденных//Вик-тимология. 2023. Т. 10, № 1. С. 59-66. 001: 10.47475/2411-0590-2023-10106

Г. С. Залящев

Research article

The Study ofthe Possibilities of Diagnosis and Correction ofthe Antisocial Attitude ofJuvenile Convicts

Gleb S. Zalyashchev

Academy ofthe Federal Penitentiary Service ofRussia, Ryazan, Russia vip.zalyashev@mail.ru 0 https://orcid.org/0000-0003-0842-6092

Abstract. The article describes the problem of the antisocial attitude of juvenile convicts. The relevance of the study is predetermined by the contradiction between the need to correct juvenile convicts while serving in a young offenders' institution and the lack in penitentiary science and practice of diagnostic tools and correction of a number of factors of committing crimes, in particular, such as the antisocial attitude of the individual. The problem of correcting the antisocial attitude has been raised in a number of studies, but has not been solved both conceptually and technologically. The aim of the study was to develop and test methods of psychological diagnosis and correction of antisocial attitude of juvenile convicts. The purpose of the study was to develop and test methods of psychological diagnosis and correction of the antisocial position of the individual in juvenile convicts. The research methods were theoretical analysis with the allocation of the essence and structural of the phenomenon of the antisocial attitude; an empirical study of the characteristics of the antisocial attitude of juvenile convicts; and an experimental study of the possibilities of its psychological correction. As a result of the study, the effectiveness was established for identifying the presence and characteristics of the antisocial position of the personality of the complex of methods including the analysis of the personal file, the methodology of color metaphors, the methodology "subjective assessment of integration", "incomplete proposal", "find yourself" and a diagnostic conversation. The effectiveness of the proposed complex of psycho-correctional methods aimed at removing negative feelings in relation to society, a change in negative beliefs against society, the search and consolidation of individual-useful forms of interaction with society. The results can find their application in the activities of psychologists of juvenile correction institutions.

Keywords: antisocial attitude, juvenile convicts, psychodiagnostics, psychological correction, juvenile correction institutions

For citation: Zalyashchev GS. The Study of the Possibilities of Diagnosis and Correction of the Antisocial Attitude ofJuvenile Convicts. Viktimologiya [Victimology]. 2023;10(l):59-66. DOI: 10.47475/2411-0590-2023-10106 (In Russ.)

Введение

Проблема антиобщественной позиции личности обычно затрагивается в исследованиях, посвященных профилактике и коррекции преступного поведения. Актуальность исследования проблемы диагностики и коррекции антиобщественной позиции личности несовершеннолетних осужденных обусловлена рядом факторов. Тенденция усиления криминальной зараженности состава осужденных,

содержащихся в местах лишения свободы, развивающаяся в связи с гуманизацией уголовного законодательства и судебной практики, в том числе и в отношении несовершеннолетних, требует повышения внимания к лицам, имеющим устойчивые психологические предпосылки для дальнейшего совершения преступлений, и разработки действенных мер их исправления. Одной из таких устойчивых психологических предпосылок является

антиобщественная позиция личности [1; 2; 3; 4]. Лица, обладающие антиобщественной позицией личности, не только совершают преступления, но и попадая в места лишения свободы, активно противодействуют режиму отбывания наказания и исправительному воздействию со стороны администрации. Они нередко становятся лидерами групп отрицательной направленности, ведущих криминальную деятельность, в том числе и на территории исправительных учреждений. Таким образом, работа с осужденными, имеющими антиобщественную позицию личности, выступает средством профилактики преступности и тюремной субкультуры.

Антиобщественная позиция личности взрослого осужденного, как показывают проведенные исследования [5], под воздействием применяемых коррекционных программ практически не претерпевает позитивных изменений. Однако перспективы психокоррекционной работы с несовершенными преступниками представляются более благоприятными, поскольку психика несовершеннолетних более восприимчива к воздействиям, а антиобщественная позиция у них в подавляющем большинстве случаев еще находится на стадии формирования, она носит пассивно-оборонительный характер и не является результатом осознанного выбора.

Поэтому работа именно с несовершеннолетними осужденными на предмет коррекции антиобщественной позиции их личности может быть результативна и способствовать профилактике преступлений.

Несмотря на значимость описанной выше научно-практической проблемы, средства диагностики и коррекции антиобщественной позиции личности у несовершеннолетних осужденных до сих пор были разработаны недостаточно, что и обусловило необходимость исследования. Более того, при общем понимании исследователями сути феномена, в научной литературе до последнего времени нельзя было встретить даже его четкого определения, не говоря уже о структуре и динамических особенностях, вследствие чего создание научно обоснованных

диагностических и коррекционных методик было затруднено.

Целью описанного в статье исследования явилась апробация комплекса методов по диагностике и коррекции антиобщественной позиции личности несовершеннолетних осужденных в условиях воспитательной колонии.

Организация и результаты исследования

Исследование включало в себя три основных этапа:

1) теоретический анализ литературы, направленный на выявление сущности феномена антиобщественной позиции личности и его структуры, а также на подбор психодиагностических методик в соответствии с этой структурой;

2) эмпирическое исследование, направленное на выявление антиобщественной позиции личности у несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в ВК и изучение ее структурно-динамических особенностей, позволяющих в свою очередь определить ключевые точки и методы пси-хокоррекционного воздействия;

3) экспериментальное исследование, направленное на проверку разработанной по результатам теоретического и эмпирического анализа программы психологической коррекции антиобщественной позиции личности у несовершеннолетних осужденных.

В результате проведения теоретического исследования было установлено, что антиобщественная позиция личности, фактически, представляет собой негативное отношение к обществу, выражающееся в отделении себя от него, переживании в его адрес негативных эмоций, наличии негативных убеждений в его отношении и опыте совершения действий антиобщественного характера. Поэтому, в соответствии с положением В.Н.Мяси-щева о целостном характере отношения [6], диагностика антиобщественной позиции личности несовершеннолетних осужденных строилась нами на переходе от общей оценки интегрального отношения к обществу к изучению его сторон (когнитивной, аффективной и поведенческой), которые в отечественной психологии

также были впервые выделены и описаны В. Н. Мясищевым.

Базу для эмпирического и экспериментального исследования, проведенных в период с октября 2021 по ноябрь 2022 года составили Можайская, Камышинская, Ижевская и Пермская воспитательные колонии. Объем выборки эмпирического исследования составил 308 осужденных мужского пола, что составляет 100% от численности воспитанников, содержащихся в данных учреждениях в период проведения исследования в каждом из них.

Комплекс диагностических методик, в соответствии с избранной в результате теоретического анализа структурой антиобщественной позиции личности включал в себя следующие методики: Анализ личных дел осужденных, «Методика цветовых метафор» (МЦМ), «Субъективная оценка интегрированности» (СОИ), «Незаконченные предложения», «Найди Себя», диагностическая беседа.

Основным методом диагностики интегрального отношения к обществу выступала адаптированная под цели исследования Методика цветовых метафор И. Л.Соломина, показавшая свою эффективность при работе с несовершеннолетними осужденными [7], созданная на базе высоко валидного [8] Цветового теста отношений. Основным индикатором интегративного отношения при этом выступал цветовой выбор испытуемого для стимула «общество». Выбор данного для этого стимула цвета, который затем выбирался последним или предпоследним свидетельствовал о негативном отношении к обществу, психологическом отделении от него противопоставлении себя ему.

Вторым методом, который подтверждал полученный результат по МЦМ результат, являлись диагностическая беседа, в ходе которой осужденные вербально подтверждали или даже инициативно обозначали свое негативное отношение к обществу.

Также подтверждение результатам МЦМ давали методика Р. Жиля «Найди себя» [9] (карточка № 24 без разъяснения сюжета) и анализ материалов личного дела (прежде всего приговора суда и материалов личного дела, а также дополнительно — анализа тетради индивидуальной воспитательной

работы, на предмет поиска различных антиобщественных проявлений, дающих картину тотального негативного отношения к обществу).

Особенности когнитивной стороны антиобщественной позиции диагностировалась при помощи методик:

1) СОИ [10] (оценка стимулов № 1-4, 6-7, 11, 14-15, 17-21, 23-25 применительно к группе «общество» (например, стимул № 4 «понимаю, что вхожу в эту группу», № 24 «группа старается учесть мои интересы»);

2) МЦМ (в случае негативной оценки стимула «общество», изучались включенные в стимульный материал методики стимулы оценочного характера (например: «плохие люди», «угроза», «единство», «препятствие», «идеал» и т.д.), обозначенные тем же цветом, что и стимул «общество»);

3) методики «Незаконченные предложения» (изучались ответы на предложения №5, 11-13, 16-17, (например, №13 «Ни за что не хотел бы быть похожим на...»).

Особенности аффективной стороны изучались при помощи:

1) МЦМ (выявлялись, стимулы, обозначающие эмоции и чувства (например: «печаль», «гнев», «отвращение») обозначенные тем же цветом, что и негативно оцениваемый испытуемым (обозначенный 7-м или 8-м по порядку выбора цветом) стимул «общество»;

2) методики СОИ—через оценку испытуемыми стимулов 5, 8 и 13 (например, № 5 «испытываю эмоции единения с группой») в отношении группы «общество»;

3) методики «Незаконченные предложения» (предложения 14 и 15 («зло у меня ассоциируется с.»).

Особенности поведенческой стороны изучались посредством:

1) изучения материалов личного дела и другой документации на осужденного;

2) выявления экстремально низких оценок ряда стимулов по методике СОИ (утверждения 9-10, 12, 16 и 22 (например, № 16 «при желании я могу свободно обратиться к любому члену этой группы»);

3) выявления стимулов по МЦМ, указывающих на поведенческие паттерны и мотивы активности, ассоциирующихся

с негативно оцениваемым стимулом «общество» (например, стимулы «избегание», «соперничество», «власть», «самоутверждение» и др.);

4) анализа ответов на стимулы методики «Незаконченные предложения» (стимулы 1-10 (например, № 2 «в жизни я обращался за помощью к... »)).

Каждая из этих сторон изучалась также в процессе диагностической беседы, в которой на основе данных, полученных по вышеуказанным методикам, задавались вопросы о том, что респондент думает и чувствует по отношению к обществу, как он вел себя по отношению к нему.

Описанная диагностическая батарея позволила установить, что содержание антиобщественной позиции личности несовершеннолетних осужденных составляют чувства печали и гнева, страха, переживание изолированности, осознание противоречий с обществом, восприятие его как препятствия для себя, оценка членов общества как «чужих» и «плохих», неприятие общества, поведенческая стратегия избегания, доминирующая на более ранних стадиях развития антиобщественной позиции и поведенческая стратегия соперничества, со временем усиливающая свою выраженность.

Анализируя особенности кластеризации данных компонентов было отмечено, что на ранних стадиях формирования антиобщественной позиции личности у несовершеннолетних осужденных доминируют бессознательные защитные реакции на фоне негативных эмоций, неблагоприятный социальный опыт способствует переносу негативного отношения к отдельным людях и группам на общество в целом. По мере развития антиобщественной позиции личности несовершеннолетних осужденных, под воздействием давления среды исправительного учреждения и наблюдаемых негативных образцов, в ней возрастает осознанность как в когнитивном и эмоциональном, так и поведенческом компоненте, несовершеннолетние принимают свое негативное отношение к обществу и начинают рассматривать свою личность через призму занятой антиобщественной позиции.

Важным диагностическим выводом является то, что поведение, часто воспринимаемое другими людьми как проявление сформированной антиобщественной позиции, часто наблюдается у несовершеннолетних осужденных, у которых такая позиция только формируется, она носит преимущественно неосознанный, пассивно-оборонительный характер, не является результатом их выбора. Этот факт улучшает прогноз работы с антиобщественной позицией несовершеннолетних осужденных, демонстрирующих признаки ее наличия в своем поведении.

Для оценки возможности психологической коррекции антиобщественной позиции личности у несовершеннолетних осужденных в условиях воспитательной колонии и наработки методического инструментария для этого нами было проведено экспериментальное исследование.

Из 308 участников исследования антиобщественная позиция личности в итоге была выявлена у 38 осужденных, которые сразу же после ее выявления, приняли участие в эксперименте по оценке эффективности авторской среднесрочной психо-коррекционной программы, включающей в среднем 10 встреч.

Экспериментальная и контрольная группа создавались в каждом учреждении, где проводился эксперимент. Экспериментальная группа подвергалась психо-коррекционному воздействию, после чего в обеих группах проводился повторный замер. После обобщения данных осужденных, входивших в экспериментальные и контрольные группы во всех четырех учреждениях, обобщенные данные экспериментальной и контрольной групп были подвергнуты статистической обработке при помощи Т-критерия Уилкоксона для связанных выборок.

В программу психологической коррекции входили приемы и методы, направленные на:

1) снятие негативных чувств в отношении общества (беседа чувствах переживаемых всеми людьми и о чувствах переживаемых осужденным, наблюдение за своими эмоциями в течение дня, получение от психолога разрешения

на переживание чувств, проговаривание чувств, отображение чувств «гнев» и «печаль» на рисунке, отсроченное реагирование на психотравматическую ситуацию, вымещение агрессии на предметах, утилизация негативных эмоций в позитивной активности, акцентированное переживание негативных чувств, конверсия (замена чувства в типичных травматичных ситуациях), рационализация и переоценка психотравматического опыта, прощание со значимой потерей с использованием ритуалов, воспоминания о позитивных моментах жизни, получение разрешения быть счастливым);

2) изменение негативных убеждений в отношении общества (размышления об обществе, его назначении и проблемах, формулирование убеждений, обсуждение фактов, оценка адекватности убеждения, контрпример, уточнение убеждения, изучение и оценка конкретных людей вокруг, выявление значимых положительно оцениваемых представителей общества, поиск пользы от взаимодействия с обществом);

3) поиск и закрепление индивидуально-полезных и социально приемлемых форм взаимодействия с обществом (наработка позитивного опыта социального взаимодействия с психологом и наиболее безопасным окружением, рисунок «карта жизни», анализ временной перспективы своей жизни (прошлое, настоящее и будущее), отслеживание и пресечение нежелательных поведенческих реакций, моделирование типовых для осужденного проблемных ситуаций и возможных способов их разрешения, примерка чужих нетипичных ролей, поиск мотивации следования выбранной линии поведения, обучение приемам саморегулирования, проведение ритуала «перерешения»—отказа от спонтанно сформированной антиобщественной позиции и осознанного принятия новой).

Наибольшую эффективность в дестабилизации и изменении антиобщественной позиции личности показали такие методы как выполнение рисунка «Я и общество» с его последующим описанием и корректировкой на последующих этапах работы, «разоблачение» подмены негативного отношения к конкретным людям на отношение к обществу, а также выявление имеющихся

у осужденного связей с положительно оцениваемыми им членами общества.

Предэкспериментальный и постэкспериментальный замер, позволяющие судить о динамике антиобщественной позиции личности под воздействием коррекцион-ной программы проводились при помощи следующих методов:

1) МЦМ;

2) оценка нормативности поведения, по материалам дисциплинарной практики (критерий—среднее количество нарушений дисциплины за три месяца, предшествующие началу программы психологической коррекции и за три месяца после завершения программы психологической коррекции;

3) экспертная оценка проявлений антиобщественной позиции личности, по мнению воспитателей отрядов, где отбывают наказание осужденные;

4) диагностическая беседа.

Таким образом, для повышения надежности оценки использовалось сочетание психодиагностических показателей, объективно-поведенческого и субъективного критериев.

Как результат доэкспериментального замера по МЦМ и Диагностической беседе брался результат, полученный испытуемым в эмпирическом исследовании.

Основными контролируемыми показателями, статистически значимо изменившимися в экспериментальной группе в отличие от контрольной стали:

1) показатель по шкале «общество» МЦМ, оценка воспитателей и оценка психолога по результатам диагностической беседы ( р<0,01);

2) шкалы «изолированность», «противоречие», «печаль», «гнев» (р^0,01).

Изменение выраженности этих маркеров антиобщественной позиции личности показало эффективность примененной пси-хокоррекционной программы.

Заключение

Таким образом, в результате проведенной работы были найдены действенные инструменты психологической диагностики и коррекции антиобщественной позиции личности несовершеннолетних осужденных.

Научная новизна исследования заключается в разработке методических подходов к диагностическому и коррекционному воздействию, дополняющих имеющиеся знания в сфере работы с антиобщественной позицией личности.

Теоретическая и практическая значимость исследования, заключается в том, что оно вносит вклад в криминальную и пенитенциарную психологию, пополняя знания о психологических причинах преступности и работе с ними, вооружает пенитенциарных психологов действенными инструментами выявления несовершеннолетних осужденных с антиобщественной позицией личности и их исправления.

Фактически, в статье приведены результаты первого комплексного теоретико-эмпирического исследования антиобщественной

позиции личности несовершенных осужденных и возможностей психологической работы с ней.

Общий вывод по результатам исследования: антиобщественная позиция личности несовершеннолетних осужденных поддается психологической диагностике и коррекции, в частности, при помощи предложенных автором методов.

Как перспективные направления дальнейших исследований проблемы можно выделить изучение гендерных особенностей психологической коррекции антиобщественной позиции личности и постпенитенциарное сопровождение освобождающихся несовершеннолетних осужденных, прошедших программу психологической коррекции антиобщественной позиции личности.

Список источников

1. Locklair B.R. Beyond self-report: Construction and validation of the Implicit Test of Antisocial Attitudes. Drexel University, 2018. DOI: https://doi.org/10.17918/D8J38F

2. Cargill R. Antisocial attitudes and antisocial behaviour: an investigation of antisocial attitudes in a New Zealand non-offender sample : thesis. Massey University, 2004. URL: http://hdl.handle. net/10179/8419

3. Small E., Kim Y. K. Aggression behavior and substance use among immigrant children: Mediating effect of antisocial attitudes // Journal of Ethnicity in Substance Abuse. 2017. Vol. 16, Iss. 1. Р. 3-22. DOI: https://doi.org/10.1080 / 15332640.2015.1077761

4. Kroner D. G., Mills J. F. The Structure of Antisocial Attitudes among Violent and Sexual Offenders // International Journal of Offender Therapy and Comparative Criminology. 1998. Vol. 42, Iss. 3. P. 246-257. DOI: https://doi.org/10.1177/0306624X9804200306

5. Juarez T., Howard M. V. A. Self-Reported Change in Antisocial Attitudes and Reoffending Among a Sample of 2,337 Males Convicted of Violent Offenses // Criminal Justice and Behavior. 2021. Vol. 49, Iss. 1, P. 3-19.

6. Мясищев В. Н. Психология отношений : избранные психологические труды / под ред. А. А. Бодалева. 4-е изд. Москва : Изд-во Московского психолого-социального ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2011. 398 с.

7. Соломин И. Л., Чернышкова М. П., Суворина Н. Ю. Использование методики цветовых метафор (МЦМ) И. Л. Соломина в практике психологов УИС : метод. пособие. Санкт-Петербург : МПЛ ФКУ Колпинская ВК УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленингр. обл., 2012. 69 с.

8. Бодалев А. А., Столин В. В., Аванесов В. С. Общая психодиагностика. Санкт-Петербург : Речь, 2000. 440 с.

9. Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учеб. пособие / ред. и сост. Д. Я. Рай-городский. Самара : ИД Бахрах, 1998. 672 с.

10. Горностаев С. В. Служебная лояльность: интегративная теория и технологии : на примере сотрудников ФСИН России : дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.06. Рязань, 2021. 460 с.

References

1. Locklair BR. Beyond self-report; Construction and validation of the Implicit Test of Antisocial Attitudes. Drexel University, 2018. DOI: https://doi.org/10.17918/D8J38F

2. Cargill R. Antisocial attitudes and antisocial behaviour : an investigation of antisocial attitudes in a New Zealand non-offender sample: thesis. Massey University, 2004. URL: http://hdl.handle.net/10179/8419

3. Small E, Kim YK. Aggression behavior and substance use among immigrant children: Mediating effect of antisocial attitudes. Journal of Ethnicity in Substance Abuse. 2017;16(1):3-22. DOI: https://doi. org/10.1080 / 15332640.2015.1077761

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Kroner DG, Mills JF. The Structure of Antisocial Attitudes among Violent and Sexual Offenders. International Journal of Offender Therapy and Comparative Criminology. 1998;42(3):246-257. DOI: https:// doi.org/10.1177/0306624X9804200306

5. Juarez T, Howard MVA. Self-Reported Change in Antisocial Attitudes and Reoffending Among a Sample of 2,337 Males Convicted of Violent Offenses. Criminal Justice and Behavior. 2021;49(1):3-19.

6. Myasishchev VN. Psychology of relations: selected psychological works / Ed. A. A. Bodalev. 4th ed. Moscow: Publishing House of the Moscow Psychological and Social Institute; Voronezh: Modek, 2011. (In Russ.)

7. Solomin IL, Chernyshkova MP, Suvorin NYu. Using the methodology of color metaphors (MCM) in the practice of psychologists of the UIS method. St. Petersburg, 2012. (In Russ.)

8. Bodalev AA, Stolin VV, Avanesov VS. General psychodiagnostics. St. Petersburg: Rech Publ., 2000. (In Russ.)

9. Practical psychodiagnostics. Text methods and tests. manual / ed. and comp. D. Ya. Raigorodsky. Samara: Bahrakh Publ., 1998. (In Russ.)

10. Gornostaev SV. Office Loyalty Integrative Theory and Technology on the example of employees of the Federal Penitentiary Service of Russia [dissertation]. Ryazan, 2021. (In Russ.)

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Залящев Глеб Сергеевич

Адъюнкт, факультет подготовки научно-педагогических кадров, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний России.

390000, Рязань, ул. Сенная, д. 1.

vip.zalyashev@mail.ru

https://orcid.org/0000-0003-0842-6092.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Gleb S. Zalyashchev

Adjunct, Faculty of Training of Scientific and Pedagogical Personnel, Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service of Russia.

1 Sennaya st., Ryazan 390000, Russia.

vip.zalyashev@mail.ru

https://orcid.org/0000-0003-0842-6092.

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ CONFLICT OF INTEREST

Конфликт интересов отсутствует. There is no conflict of interest.

Дата поступления статьи / Received: 10.11.2022.

Дата рецензирования статьи / Revised: 15.11.2022.

Дата принятия статьи к опубликованию / Accepted: 15.11.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.