Научная статья на тему 'Патентная система налогообложения как метод по выведению в легальный сектор экономики самозанятой категории граждан в Российской Федерации'

Патентная система налогообложения как метод по выведению в легальный сектор экономики самозанятой категории граждан в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
385
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОЗАНЯТОСТЬ / SELF-EMPLOYMENT / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / TAXATION / ПАТЕНТ / PATENT / НЕФОРМАЛЬНЫЙ СЕКТОР / INFORMAL SECTOR / СТРАХОВЫЕ ФОНДЫ / INSURANCE FUNDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маркина Ю. В., Владыкин И. Е., Мельник Н. А.

В настоящее время самозанятость в России является актуальной проблемой. Данная категория граждан создает нагрузку на государство и страховые фонды из-за того, что они не являются плательщиками налогов и страховых взносов, но пользуются всеми государственными благами наравне с законопослушными гражданами. Государство пред-принимало различные попытки устранить данную проблему, но они не увенчались успехом. Поэтому данная статья посвящена изучению и анализу методов воздействия государства на самозанятые категории граждан с целью вывести их на легальный рынок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PATENT'S SYSTEM OF TAXATION AS A METHOD TO ELIMINATE IN THE FORMAL SECTOR SELF-EMPLOYED CITIZENS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Currently, self-employment in Russia is an urgent problem. This category of citizens creates a burden on the state and insurance funds due to the fact that they don t pay taxes and insurance contributions, but enjoy all the public benefits on an equal basis with law-abiding citizens. The government has made various attempts to address this problem, but unfortunately it wasnt succeeded. Thats why, this article is devoted to the study and analysis of methods of states influence on the self-employed categories of citizens, in order to bring them to the legal market.

Текст научной работы на тему «Патентная система налогообложения как метод по выведению в легальный сектор экономики самозанятой категории граждан в Российской Федерации»

УДК 336.201

Маркина Ю.В., Владыкин И.Е., Мельник Н.А.

ПАТЕНТНАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КАК МЕТОД ПО ВЫВЕДЕНИЮ В ЛЕГАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ САМОЗАНЯТОЙ КАТЕГОРИИ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В настоящее время самозанятость в России является актуальной проблемой. Данная категория граждан создает нагрузку на государство и страховые фонды из-за того, что они не являются плательщиками налогов и страховых взносов, но пользуются всеми государственными благами наравне с законопослушными гражданами. Государство предпринимало различные попытки устранить данную проблему, но они не увенчались успехом Поэтому данная статья посвящена изучению и анализу методов воздействия государства на самозанятые категории граждан с целью вывести их на легальный рынок.

Ключевые слова: самозанятость, налогообложение, патент, неформальный сектор, страховые фонды.

Markina Y.V., Vladykin I.E., Melnik N.A.

THE PATENT'S SYSTEM OF TAXATION AS A METHOD TO ELIMINATE IN THE FORMAL SECTOR SELF-EMPLOYED CITIZENS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Currently, self-employment in Russia is an urgent problem. This category of citizens creates a burden on the state and insurance funds due to the fact that they don t pay taxes and insurance contributions, but enjoy all the public benefits on an equal basis with law-abiding citizens The government has made various attempts to address this problem, but unfortunately it wasnt succeeded. Thats why, this article is devoted to the study and analysis of methods of states influence on the self-employed categories of citizens, in order to bring them to the legal market.

Keywords: self-employment, taxation, patent, informal sector, insurance funds.

В Российской Федерации на протяжении многих десятилетий существует проблема, когда люди с целью дополнительного заработка уходят в неформальный сектор экономики, где оказывают различного плана услуги за плату, при этом данная категория лиц не облагается никаким налоговым бременем. Под неформальным сектором экономики, согласно Оливеру Хар-ту, следует понимать некую экономическую систему, в которой экономические опера-

ции осуществляются нетрадиционными методами и которые оказывали положительный эффект как бедным слоям населения, так и более обеспеченным слоям общества [1] Стоит отметить, что к неформальному сектору экономики следует относить те категории граждан, кто занят на предприятиях, которые не прошли процедуру официальной регистрации в качестве юридического лица, а также сюда можно отнести и самозанятых граждан, фермеров,

а также членов семьи, которые помогают по бизнесу, принадлежащему родственникам.

Необходимо отметить, что самозанятые лица не являются плательщиками налогов и страховых взносов, следовательно, государство не отслеживает их как участников трудового процесса. Они наравне со всеми бесплатно пользуются общественными благами, поэтому возникает проблема, заключающаяся в легализации этой категории населения. Под самозанятым населением понимаются граждане, которые осуществляют на свой страх и риск личную трудовую деятельность, заключающуюся в оказании работ и услуг различного характера, направленных на получение дохода. Данная категория граждан сознательно не регистрирует свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя либо юридического лица, а также не имеет наемных работников [2].

Следует отметить, что в неформальном секторе на сегодняшний день, по данным Росстата, занято около 16,3 млн. человек, что составляет около 21,2% от обшей численности занятого населения [3]. Также отметим, что этот показатель имеет положительную динамику роста за последние годы. Так, по сравнению с 2016 годом численность занятых в неформальном секторе увеличилась примерно на миллион человек, а по сравнению с 2011 годом на 3,5 млн. человек. Ниже, на рисунках 1 и 2 представлена динамика роста численности занятого населения в неформальном секторе.

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 20 М 2015 2016 2017 1 Icpmvi

Рисунок 1. Количество само$анятого населения в период с 2006 по 2017 годы (млн. чел.)

2006 2007 2008 200!) 2010 2011 2012 2013 201I 2015 2016 2017 11йриач

Рисунок 2. Доля самочанятого населения в общей занятости в период с 2006 по 2017 годы

Как видно из представленных выше рисунков, в периоды с 2006 по 2009 и с 2010 по 2017 гг. количество занятых в неформальном секторе имеет положительную тенденцию роста, что позволяет сделать вывод о том, что и в последующие года данная тенденция будет иметь положительную динамику, если государство не будет предпринимать попытки борьбы с этим явлением. Именно этим обусловлена актуальность данной проблемы. Поскольку люди, которые заняты в неформальном секторе экономики, не уплачивают налоги в государственный бюджет, что лишает государственный бюджет дополнительных доходов, что, в свою очередь, приводит к невозможности реализации различных государственных функций. Немаловажным является тот факт, что самозанятые группы лиц, оставаясь в неформальном секторе экономики, лишают себя права на получение в будущем пенсионных выплат по возрасту, поскольку они не уплачивают страховые взносы в соответствующие фонды, а их рабочий стаж не регистрируется. Также важным аспектом является то, что, уклоняясь от уплаты страховых взносов, они являются дополнительной нагрузкой на пенсионный и медицинский фонды, так как в случае инвалидности, болезни или дожития до пенсионного возраста они становятся получателями различных выплат от государства.

Для начала необходимо разобраться с причинами ухода самозанятых в неформальный сектор.

Наиболее важной причиной является относительно высокое налоговое бремя и страховые взносы. Большинство людей, которые заняты в неформальном секторе, име-

ют невысокие уровни дохода от своей деятельности, а регистрировать свою деятельность и платить налоги государству им не выгодно. Так, в 2018 году индивидуальный предприниматель обязан уплатить за себя в Пенсионный фонд России фиксированную сумму, равную 26545 рублям, а также в Фонд медицинского страхования сумму, равную 5840 рублям, что составляет в год сумму, равную 32385 рублям, что говорит о том, что ежемесячно индивидуальный предприниматель обязан уплатить 2698,75 рублей, и это без учета налога на доходы физических лиц. Но стоит подчеркнуть, что заработок самозанятых категорий граждан порой не превышает 10000 рублей. Это подтверждает то, что налоговая система России является недостаточно проработанной для данной категории граждан.

Немаловажным фактом является то, что население считает пенсионную систему Российской Федерации малоэффективной. Так, люди утверждают о том, что если человек добросовестно и легально работал и выплачивал все взносы в Пенсионный фонд, то когда он выходит на пенсию, на его «пенсионном счете» накапливается солидная сумма средств, которая делится на равные части до определенного возраста Но если человек скончался раньше рассчитанного срока, то остаток страховой части пенсии не возвращается его семье, а остается у государства. Поэтому люди считают рациональным не платить пенсионные выплаты в соответствующий фонд, а класть их на депозитный счет в банке, потому что в случае непредвиденной смерти у их родственников есть возможность получить оставшуюся часть денежных средств.

Второй причиной является опасение самозанятых потерять свое имущество, так как они отвечают им по своим обязательствам.

Третьей причиной является то, что народ не желает платить налоги и социальные взносы из-за того, что люди не доверяют своему государству, так как считает, что большинство средств разворовывается и тратится не на то, что нужно.

Четвертой причиной является то, что работа самозанятых может носить сезонный характер. Таким образом, гражданину необходимо то регистрировать себя в качестве индивидуального предпринимателя, то сниматься с учета

Пятая причина, из-за которой люди не хотят выходить на легальный рынок, - это работа с отчетностью, которая вызывает затруднения у рядового пользователя. Стоит также подчеркнуть, что отталкивающим фактором для выхода на легальный рынок является существование выездных налоговых проверок, которые мешают нормальной деятельности. Ведь по большей части в неформальном секторе экономики зарабатывают небольшие суммы денег, которые необходимы для выживания.

Рассмотрев причины, по которым самозанятое население не желает выходить на легальный рынок, возникает логичный вопрос: «Для чего выводить самозанятых из неформального сектора?»

В настоящее время можно сформулировать две основные цели, стоящие перед государством, касающиеся вывода самозанятых категорий граждан из неформального сектора.

Первой целью выведения самозанятых из неформального сектора является снижение нагрузки на медицинский и Пенсионный фонды Российской Федерации.

Второй важной целью вывода из неформального сектора самозанятых категорий граждан это увеличение налоговых поступлений в государственный бюджет.

Выполнение этих целей позволит решить проблемы, стоящие перед государством, относительно пенсионного и медицинского обеспечения граждан, а помимо всего прочего обеспечит дополнительное поступление налоговых доходов в государственный бюджет. Следовательно, для самозанятых необходимо разработать специальную стимулирующую программу, которая сильно не влияла бы на их заработок и позволяла осуществлять свою деятельность законным путем.

Государство не раз пыталось осуществить выполнение целей, указанных выше

Так, в 2017 году государство принимало попытки стимулирования граждан выйти из тени: для самозанятых слоев населения, вставших на учет, были введены налоговые каникулы, по условиям которых самозанятые освобождаются от уплаты НДФЛ и страховых взносов «за себя» на два года [4]. Такая политика является иррациональной, так как для людей, занимающихся такой деятельностью, нет смысла раскрываться для налоговой службы, их доходы невелики, и через два года их снова отяготят налоговым бременем, кроме того им придется платить социальные отчисления, которые являются достаточно высокими относительно тех потенциальных доходов, которые могут получить самозанятые. Также о неэффективности данного предложения говорит то, что с начала 2017 года только 8 южноуральцев воспользовались данным предложением, а по России из «тени» вышло около тысячи бывших самозанятых, что составляет примерно 0,005 % от общего числа самозанятых.

Стоит отметить, что сложившаяся ситуация с самозанятым населением усугубилась в 2013 году, когда из-за повышения ставок

страховых взносов в соответствующие фонды снялись с официальной регистрации около полумиллиона предпринимателей, но стоит подчеркнуть, что они не прекратили заниматься своей деятельностью.

По большей части со стороны государства применяется метод так называемого «кнута». Государственные деятели всячески пытаются вывести из тени предпринимателей путем применения различного вида санкций Например, рассматривалась возможность введения нового налога на тунеядство либо сделать услуги, связанные с оказанием медицинской помощи, для безработных платными, но в настоящее время эти законопроекты еще официально не опубликованы.

Отметим, что самозанятые имеют возможность зарегистрировать свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя или приобрести патент на свою деятельность для получения социального и пенсионного обеспечения в будущем. Важно отметить, что как самозанятый, так и индивидуальный предприниматель могут приобрести патент в рамках ПСН, но условия предоставления имеют определенные отличия, которые представлены ниже, в таблице 1 [5].

Условия Дня индивидуального предпринимателя Для самозанятых категории населения

Уплаты налогов Только приобретение патента Только приобретение патента, отсутствие налогов

Страховые взносы Взносы «за себя» уплачиваются в полном объеме Отсутствует право снижения размера налоговых отчислений за счёт страховых взносов. Страховые взносу уже включены в стоимость патента и распределяются казначейством по соответствующим фондам Примерная стоимость патента в год не должна превышать 20000 рублей. ИЗ общей суммы 10000 рублей направляются в бюджет субъекта РФ, 9000 рублей в ПФР, 1000 в ФОМС

Таблица 1

Сходства и различия условий патента для самозанятого гражданина и индивидуального предпринимателя

Бухгалтерский учёт Не требуется

Отчётность Не обязательна, рекомендуется вести книгу учёта доходов и расходов. Не требуется

Определение стоимости патента Рассчитывается на основе возможного годового дохода для определённого вида деятельности по региону, а также начисляемого на него налога, равного 6%. Стоимость патента не должна превышать 20000 рублей.

Максимальная стоимость патента > 80000 рублей 20000 рублей

Наличие кассового аппарата Не требуется, но предприниматель обязан выписывать чеки, квитанции за оказанные им услуги. Не требуется

Возможность выбора системы налогообложения Есть возможность выбора системы налогообложения. Нет возможности выбора системы налогообложения и совмещения с другими режимами. Только приобретение патента

Региональная зависимость Патент не привязан к региону. Есть ВОЗМОЖНОСТЬ вести свою деятельность на территории нескольких регионов. Также разрешает выполнение разных видов работ и услуг Патент привязан только к одному региону и разрешает выполнение только одного вида работ, услуг.

Проанализировав таблицу 1, можно сделать вывод о том, что для самозанятых категорий граждан наиболее привлекательным является не регистрация своей деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, а приобретение патента. Так, приобретение патента для самозанятого обойдется в 20000 рублей в год, что составляет примерно 1667 рублей в месяц, а индивидуальный предприниматель обязан уплатить за себя в Пенсионный и медицинский фонд сумму, равную 32385 рублям в год, что составляет 2698,75 рублей в месяц Однако стоит подчеркнуть, что зарегистрироваться в качестве самозанятого лица могут не все желающие, а только те, кто осуществляет свою деятельность в следующих сферах:

1 Оказание клининговых услуг для домов, квартир и прочих жилых помещений 2. Оказание услуг по уходу за больными

и пожилыми людьми, а также оказание услуг по присмотру за детьми.

3. Оказание услуг репетитора.

В будущем этот список может быть расширен.

Как можно заметить, патентная система налогообложения для самозанятых категорий граждан, действительно, является наиболее привлекательной, однако данная система налогообложения требует доработки.

Для совершенствования данной налоговой системы с целью вывода самозанятых категорий граждан на легальный рынок можно выделить некоторые рекомендации, которые будут рассмотрены ниже

Во-первых, необходимо ввести региональную политику расчета стоимости патента, так как стоимость одной и той же услуги может сильно отличаться в разных регионах страны. Стоимость патента для

каждого региона должна определяться отдельно.

Во-вторых, необходимо изменить структуру распределения денежных средств, поступающих в бюджет и страховые фонды РФ от приобретения патента. В качестве рекомендации можно рассмотреть два варианта:

Первый - это исключить из структуры распределения денежных средств от приобретения патента поступления в бюджет РФ. Так, приобретая патент за 20000 рублей, 10000 рублей из стоимости патента направляются в государственный бюджет РФ, 9000 направляется в ПФРФ, а 1000 рублей - в ФОМС. Однако если уменьшить стоимость патента на 10000 рублей, которые направляются в государственный бюджет РФ, то его стоимость составит 10000 рублей, из которых 9000 направляется в ПФРФ, а 1000 рублей - в ФОМС Таким образом, снизится стоимость патента до 10000 рублей, что для самозанятых обойдется в 834 рубля в месяц, но лишит государственный бюджет денежных поступлений. Однако снизится нагрузка на страховые фонды, тем самым это позволит получать самозанятым в будущем официальную пенсию. Таким действием государство по своей сути, ничего не потеряет, так как самозанятые и так не приобретают патент, а следовательно, не насыщают ни государственный бюджет, ни страховые фонды денежными средствами Но снизив стоимость патента, у людей будет больше возможности для приобретения его, что обеспечит насыщение страховых фондов денежными средствами, следовательно, снизит нагрузку на них

Вторым вариант - снижение стоимости патента, но сохранение структуры распределения денежных средств, поступающих от его приобретения, тем самым обеспечиваются как поступления в государственный бюджет, так и поступления в страховые фонды, что также снижает нагрузку на них, но в меньшей степени по сравнению с первым вариантом

В-третьих, у самозанятых должна быть возможность по совмещению официальной трудовой деятельности и ведение своего дела на патентной системе Так, если человек официально трудоустроен, а работодатель уплачивает за него как налоги, так и страховые взносы, а работник дополнительно ведет свое дело на патентной системе, то у него должна быть возможность возместить те расходы, которые он понес от приобретения патента, но в размере той части из стоимости патента, которая уплачивается в страховые фонды. Таким образом, человек не должен второй раз платить страховые взносы за себя, так как за него уже было уплачено работодателем.

В-четвертых, приобретение и оплата патента должна быть максимально упрощена, вплоть до того, что самозанятому не придется выходить из дома для оплаты и регистрации на портале государственных услуг.

В-пятых, необходимо расширить список тех видов деятельности и предоставления услуг, которые попадают под действие патента.

В-шесгых, у зарегистрированного на патентной системе самозанятого должны возникать дополнительные юридические права. Например, подача рекламы в официальные источники, средства массовой информации, заключать договора.

В-седьмых, у самозанятых должна быть мотивация приобретения патента. Так, государство должно проводить стимулирующие мероприятия для приобретающих патент. Например, это может быть выбор кандидатов на конкурсной основе, которым государство обеспечит финансирование из бюджета для расширения бизнеса и тем самым обеспечит развитие малого предпринимательства.

В-восьмых, самозанятые категории граждан, которые приобрели патент, должны полностью освобождаться от камеральных проверок налоговой инспекции, так как страх перед налоговыми органами и их проверками зачастую является серьезным препятствием для легального ведения бизнеса.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что для того, чтобы самозанятые вышли на легальный рынок, необходимо сделать для данной категории минимальное налоговое бремя, а также снизить ставки по страховым выплатам, чтобы

они стали соизмеримы с теми доходами, которые люди могут получить, так как речь идет о небольших суммах, а также обеспечить максимально благоприятные условия для ведения своей коммерческой деятельности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Грабова О Н., Суглобов А Е Проблемы выхода «из тени» самозанятых лиц в России: риски и пути их преодоления //Экономика Налоги Право. Серия "Экономика и управление". 2017. Вып. 6. С. 108-116.

2. Кафтулина Ю А, Батова В Н. Разграничение понятий "неформальная экономика" и "неформальный сектор экономики"// Сборник научных трудов международной научно-практической конференции: в 2 томах. 2016. С. 76-81.

3 Налоговый кодекс Российской Федерации // [ Электронный ресурс] Режим доступа: URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/(датаобращения: 09.03.2018).

4 Соболь О.С. Патентная система налогообложения: правовое обеспечение на современном этапе и перспективы развития // Вестник университета имени O.E. Кутафина (МГЮА) 2017. 88-97 с.

5. Фризен Е. Налоговые каникулы как инструмент поддержки индивидуальных предпринимателей // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Вып. №3. 2015. 1093-1099 с.

6. Эффективность экономики России: Федеральная служба государственной статистики // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/efficiency/

7. https://www.nalog.ru/m77/taxation/taxes/patent/

8. http://www.gks.ru/

REFERENCES

1 Grabova ON, Suglobov A. Ye. Problemy vykhoda«izteni» samozanyatykh lits v Rossii: riski i puti ikh preodoleniya //Ekonomika. Nalogi Pravo. SeriyaEkonomikaiupravleniye. 2017. Vyp. 6. S. 108-116.

2. Kaftulina YTJ A, Batova VN. Razgranicheniye ponyatiy "Neformal'naya ekonomika" i "NeformaTnyy sektor ekonomiki"// Sbornik nauchnykh trudov mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii: v 2 tomakh. 2016. S. 76-81.

3. Nalogovyy kodeks Rossiyskoy Federatsii // [ Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/(dataobrasliclieniya: 09.03.2018).

4. SoboF O. S. Patentnaya sistema nalogooblozheniya: pravovoye obespeclieniye na sovremennom etapeiperspektivyrazvitiya// Vestnik universiteta imeni O.Ye. Kutafina (MGYUA). 2017. 88-97 s.

5. Frizen Ye. Nalogovyye kanikuly kak instrument podderzhki individual'nykli predprinimateley // Elektronnyy vestnik Rostovskogo sotsial'no-ekonomicheskogo instituía. Vyp. №3. 2015. 1093- 1099 s.

6 Effektivnost' ekonomiki Rossii: FederaTnaya sluzhba gosudarstvennoy statistiki [Elektronnyy resurs] Rezhim dostupa: http://www.gksm/\\psAvcnVconnect/rosstat_m

7. https://www.nalog.ru/rn77/taxation/taxes/patent/

8. http://www.gks.ru/

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

МАРКИНА Юлия Валерьевна, кандидат экономических наук, доцент, Южно-Уральский государственный университет, факультет «Высшая школа экономики и управления», кафедра «Экономическая безопасность», г. Челябинск.

E-mail: [email protected]

ВЛАДЫКИН Игорь Евгеньевич, студент Южно-Уральского государственного университета, факультет «Высшая школа экономики и управления», кафедра «Экономическая безопасность», г Челябинск.

E-mail: [email protected]

МЕЛЬНИК Надевда Александровна, студентка Южно-Уральского государственного университета, факультет «Высшая школа экономики и управления», кафедра «Экономическая безопасность», г. Челябинск.

Рецензент:

кандидат экономических наук, доцент

Степанова Н М

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.