Научная статья на тему 'Новые правила налогообложения микробизнеса должны способствовать росту налоговых поступлений'

Новые правила налогообложения микробизнеса должны способствовать росту налоговых поступлений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
267
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Налоги и финансы
Область наук
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / НАЛОГИ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ БЮДЖЕТЫ / МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ / САМОЗАНЯТЫЕ ГРАЖДАНЕ / НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малис Нина Ильинична

Основной проблемой, которую предполагается решить путем реформирования налогового законодательства по малому бизнесу, в настоящее время является вовлечение в легальную деятельность предпринимателей самозанятых граждан, не состоящих на налоговом учете. В настоящее время у государства нет подтвержденной информации о том, чем занимаются 20 миллионов трудоспособных граждан России, которые не работают по трудовым договорам и не ведут легальный бизнес. Понятно, что в условиях рыночной экономики все эти лица заняты какой-то деятельностью, которая приносит им доход. При этом сами граждане прекрасно осознают, что нарушают законы, но становиться на учет как индивидуальные предприниматели и платить налоги не хотят, то есть они сознательно нарушают закон, осуществляя нелегальную деятельность, рискуя попасть под уголовную ответственность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New Rules of Taxation of Microbusiness should provide increasing of tax receipts

The main problem, that is offered to be solved by reforming the tax legislation in relation to small businesses, is involvement of entrepreneurs self-employed persons not registering in tax authorities into the legal activities. At the present time the state has no confirmed information on activities of 20 million able-bodied citizens of Russia, who do not work under the employment agreements and do not conduct legal business. It is clear, that under free market conditions all of them conduct some activities, which bring them profit. Therewith the citizens realize that they breach the laws, but they do not want to register themselves as individual entrepreneurs and to pay taxes, i.e. they knowingly breach the law conducting illegal activities taking risks to fall under criminal sanctions.

Текст научной работы на тему «Новые правила налогообложения микробизнеса должны способствовать росту налоговых поступлений»

© 2017 г. Н. И. Малис

новые правила налогообложения микробизнеса должны способствовать росту налоговых поступлений

Малис Нина Ильинична - профессор Департамента налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования Финансового Университета при Правительстве РФ, заслуженный профессор Финансового Университета

(E-mail: malis.nina@mail.ru)

Важным приоритетом налоговой политики РФ на всех уровнях власти является поддержка малого и среднего бизнеса, поскольку в рыночной экономике налогообложение предприятий этого сектора экономики решает задачи обеспечения государства необходимыми финансовыми ресурсами и стимулирование наращивания производства товаров и услуг, роста занятости населения, повышения его материального благосостояния.

Можно отметить, что по количеству зарегистрированных в ФНС России малых предпринимателей лидируют индивидуальные предприниматели, но при этом их вклад в доходы бюджетов крайне низок. При общем количестве малых предприятий 2,7 млн, микропредприятия составляют 2,6 млн. При этом от налогоплательщиков, которые находятся на упрощенной системе налогообложения в бюджет поступило в 2016 г. 287,1 млрд руб., а от налогоплательщиков единого налога на вмененный доход и патентной формы налогообложения, которые являются в подавляющем большинстве индивидуальными предпринимателями в сфере микробизнеса и применяют косвенные методы налогообложения - 80,1 млрд рублей.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что основные налоговые поступления связаны с достаточно крупными налогоплательщиками, микробизнес пока показывает низкие результаты, одной из причин такого положения является большой объем теневого оборота в этой сфере.

Основной проблемой, которую предполагается решить путем реформирования налогового законодательства по малому бизнесу в настоящее время является вовлечение в легальную деятельность предпринимателей, которые являются самозанятыми гражданами, на налоговом учете не состоят и соответственно налоги не платят.

В настоящее время у государства нет подтвержденной информации о том, чем занимаются 20 миллионов трудоспособных граждан России, которые не работают по трудовым договорам и не ведут легальный бизнес. Понятно, что в условиях рыночной экономики все эти лица заняты какой-то деятельностью, которая приносит им доход. При этом сами граждане прекрасно осознают, что нарушают законы, но становиться на учет как индивидуальные предприниматели и платить налоги не хотят, то есть они сознательно нарушают закон, осуществляя нелегальную деятельность, рискуя попасть под уголовную ответственность.

Эти предприниматели пользуются разнообразными социальными услугами, не участвуя в их финансировании. Это и система медицинского обслуживани, и работа экстренных служб, и многочисленные государственные услуги, и право на пенсионное обеспечение. Налицо социальная несправедливость: официально работающие или занимающиеся бизнесом граждане участвуют в софинансировании неделимых общественных потребностей, а они не участвуют.

В конце 2016 года Госдума взяла двухлетний таймаут на решение этой проблемы: объявила «налоговые каникулы» для части самозанятых граждан - нянь, сиделок, репетиторов, уборщиц. При этом вольнонаемные шоферы (самая распространенная в России профессия), программисты, автомеханики, дизайнеры по-прежнему обязаны регистрировать свою деятельность и платить с ее плодов налоги и взносы. Обязаны, но практически никогда не делают этого.

Подход к созданию налогового механизма для этих граждан требует официального определения их статуса. В тексте Закона «О занятости населения в Российской Федерации» № 1032-1 от 19.4;1991 г. определение самозанятых граждан отсутствует, но при этом в ст.2 есть понятие «занятые граждане» , - "Занятыми считаются граждане, работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы», то есть очевидно, что самозанятые граждане под это определение попадают.

Если взять определение с официального сайта пенсионного фонда России, то «Самозанятое население - это индивидуальные предприниматели, главы и члены крестьянских (фермерских) хозяйств, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся частной практикой, и не являющиеся индивидуальными предпринимателями. Если исходить из толкования Пенсионного фонда, то самозанятые должны платить за себя налоги и взносы.

В Налоговом кодексе РФ определение и даже понятие "самозанятые граждане" отсутствует, но на сайте ФНС России таким гражданам дана следующая характеристика: «физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями и оказывающие без привлечения наемных работников услуги физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд».

Если воспользоваться формулировками, которые содержатся в законодательствах других стран, то можно сделать вывод, что это определенная форма рабочих взаимоотношений, при которой частное лицо получает денежное вознаграждение за свой личный труд непосредственно от заказчика. Отличие от наемной работы в том, что человек находит работу самостоятельно, сам организует трудовой процесс, договаривается об оплате и отвечает за результаты своей деятельности непосредственно перед клиентом.

Самозанятые - это термин, который существует во всем мире, производное от английского слова self-employed.

Одной из возможных мер вывода самозанятого лица из теневого бизнеса является возможность приобрести патент для самозанятых граждан и подтвердить свой статус "индивидуальный предприниматель - самозанятый", что по логике должно позволить микропредприятиям, находящимся в «сером секторе» экономики, легализовать свою деятельность и рассчитывать на поддержку государства и налоговые послабления, которые могут быть доступны только официально зарегистрированным предпринимателям.

Поскольку в гражданском и налоговом законодательстве понятие «индивидуальный предприниматель» закреплено и на первый взгляд мало отличается от понятия «самозанятого лица», при введении особых правил налогообложения самозанятых граждан полезно определить их отличия от индивидуальных предпринимателей.

Главное отличие в том, что самозанятые предприниматели не могут нанимать на работу сотрудников, но зато могут вести несколько проектов одновременно на основании договорных отношений с работодателем. Хотя они занимаются предпринимательской деятельностью, но в классическом понимании бизнесменами не являются. Их доходы складываются из оплаты проектов и дальнейшего использования полученного дохода, а выручка при индивидуальной предпринимательской деятельности состоит из денежных средств, которые поступают при оплате товара или услуги на расчетный счет или через кассу и из общей суммы вычитаются налоги и пошлины, которые отдаются государству, только после этого предприниматель может воспользоваться доходом по собственному усмотрению.

В обобщенном виде самозанятые граждане имеют следующий ряд ключевых различий с ИП:

- могут работать только на предусмотренных для них условиях (совмещать с иным режимом налогообложения нельзя);

- не могут нанимать сотрудников (то есть в этом и есть смысл самозанятого индивидуального предпринимателя, который своим трудом обеспечивает доход без помощи дополнительных лиц);

- могут заниматься только определенными видами деятельности. Этот спектр специализации сейчас более узкий, но охватывает распространенные области;

- для них не предусмотрена налоговая отчетность;

- у них нет необходимости использовать кассовый аппарат.

Очевидность того, что самозанятые граждане являются труднооблагаемыми налогоплательщиками с крайне низким уровнем налоговой культуры и доверия к государству явилась побудительным мотивом для предложения, выдвинутого Президентом РФ В.В. Путиным об освобождении самозанятого населения от налогов и обязательных взносов на два года.

Глава государства отметил, что счет самозанятых граждан в РФ идет на миллионы человек, которые остаются в тени, чтобы не сталкиваться с бюрократией, поборами, постоянными проверками и нагрузками, может быть, избыточными для того вида деятельности, который они ведут.

Вариантов легализации самозанятых предполагалось несколько:

- Выдавать патент, разрешающий без регистрации ИП вести определенные виды деятельности.

- Выдавать такой патент на два года, но бесплатно.

- Просто ставить самозанятых на налоговый учет без выдачи патента, но с возможностью два года не платить налоги и взносы.

Недостатком первого варианта является то, что выдача патента за деньги, пусть и без регистрации ИП, практически ничем не отличается от действующей патентной системы налогообложения. В обоих случаях оформляется патент и оплачивается его стоимость, поэтому никакой мотивации для самозанятых здесь нет.

С другой стороны, бесплатно выдавать самозанятым патент на оказание услуг - значит нарушать принцип справедливости налогообложения и ставить зарегистрированных индивидуальных предпринимателей в невыгодное положение, поскольку они-то со своих доходов платят налоги и взносы. В итоге был принят третий вариант.

В соответствии с поручением Президента РФВ были подготовлены и введены поправки в Налоговый кодекс (п.70 ст.217), в которых освобождают от налогов и страховых взносов на 2017-2018 годы три категории самозанятых граждан - тех кто занимается:

- присмотром и уходом за детьми, больными и достигшими 80-летнего возраста гражданами;

- репетиторством;

- уборкой жилых помещений, ведением домашнего хозяйства.

Согласно смыслу документа, самозанятые граждане по истечении двухлетнего периода должны будут определиться:

- они могут прекратить заниматься своей деятельностью,

- стать индивидуальными предпринимателями,

- уплачивать НДФЛ по ставке 13 % на общей системе налогообложения.

При этом регионам было предоставлено право устанавливать иные виды услуг, доходы от которых будут освобождаться от налогообложения.

Для лиц, оказывающих такие услуги, также предусмотрено освобождение от уплаты страховых взносов. Освобождение от уплаты НДФЛ и страховых взносов установлено на 2017 и 2018 годы.

Предпринятые усилия для вывода из тени самозанятых граждан по замыслу законодателей должны были охватить не менее 10 млн человек, но результат оказался крайне удивительным. По данным ФНС России количество самозанятых граждан, оказывающих услуги физическому

лицу за 10 месяцев 2017 года составило по стране всего 559 человек, причем граждан РФ -481 чел., при том, что было зарегистрировано уведомлений об осуществлении деятельности -567, из них 40 - по Москве, по 37 - по Московской области и Крыму и 29 - по Белгородской области. В остальных регионах или не было вообще или общее количество не достигало 10. Таким образом, вывод очевиден: предложенные меры не сработали, а регионы не воспользовались своим правом расширять виды деятельности, которые могут дать право самозанятым гражданам получить налоговые освобождения на два года.

Причина очевидна, те виды деятельности, которые перечислены в федеральном законодательстве, являются традиционно теневыми и предприниматели мало мотивированы вставать на учет, предполагая, что в дальнейшем их обязательства перед государством должны будут меняться и они будут вынуждены выбирать налоговый режим. Представляется, что выход надо искать не только в облегчении налогового бремени, а в сфере контроля за нелегальной деятельностью с целью ее выявления и ужесточении наказания за ведение такой деятельности. Косвенным подтверждением необходимости жестких мер наказания за ведение такой деятельности является официально зарегистрированное огромное количество трудовых мигрантов, значительное количество из которых попадает под определение самозанятых граждан, но никаких налогов в казну государства не платят.

И еще одна, на наш взгляд, важная причина - полное отсутствие осведомленности рассматриваемых категорий о возможности перейти в легальное поле путем регистрации в налоговых органах, ведь они не читают соответствующую литературу и не интересуются нововведениями в налоговое законодательство. Если о необходимости сдать налоговую декларацию по НДФЛ идет оповещение даже в метро и наземном транспорте, что значительно менее актуально, то о возможностях самозанятых граждан информация практически полностью отсутствует, а она должна быть в доступных для них местах.

Еще одним стимулом для микропредпринимателей войти в легальный бизнес является введение двухлетних налоговых каникул для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей.

Налоговая льгота распространяется не на всех индивидуальных предпринимателей, а только на тех, которые находятся на Упрощенной системе налогообложения или патентной форме, причем сферы деятельности ограничиваются, поскольку налоговые каникулы в сответствии с федеральным законодательством распространяются на определенные виды деятельности в производстве, услугах и научной деятельности, торговля под налоговые каникулы не подпадает.

Кроме того, доля доходов, получаемых ИП от видов деятельности, по которым введены налоговые каникулы, должна составлять не менее 70 % от всех доходов. Если предприниматель совмещал «льготные» виды деятельности с другими, например, производство и торговлю, и от льготного вида деятельности получил доходов меньше 70 %, то все его доходы будут облагаться по обычной ставке - 6 % или 15 %, а индивидуальный предприниматель, который оформил разные патенты на разные виды деятельности, в том числе тех, которых нет в региональном законе, должен будет вести раздельный учет доходов.

Законы о налоговых каникулах в регионах могут устанавливать свой лимит доходов для работающих на УСН. Так, в 2017 году лимит для упрощенцев установлен, в общем случае, как 150 млн рублей. Регионы могут снижать этот лимит, но не более, чем в 10 раз. Есть ограничения и относительно наемных работников. Московские предприниматели, к примеру, смогут нанимать не больше 15 человек, причем, не только на ПСН, но и на УСН (по общему правилу, на упрощенной системе можно иметь до 100 работников).

Важно отметить и тот факт, что относительно страховых взносов за себя и за работников индивидуальные предприниматели, работающие в режиме налоговых каникул, никаких льгот не имеют, то есть фиксированный платеж в пенсионный фонд ничем не отличается от взносов остальных предпринимателей.

Из материалов, представленных на сайтах регионов, можно сделать вывод о том, что своими возможностями они воспользовались. Так, Законом г. Москвы от 18 марта 2015 г. № 10

для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, находящихся на УСН налоговая ставка 0 % установлена по 25 видам деятельности, а на патенте - по 17 видам.

Главная опасность введения налоговых каникул состоит в том, что есть вероятность получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды путем перерегистрации бизнеса.

С одной стороны, регистрация физического лица осуществляется по ИНН индивидуального предпринимателя, который не меняется в течение жизни, поэтому легко отследить тех, кто снялся с учета и открыл новую фирму, чтобы попасть под действие налоговых каникул. А вот закрыть работающую фирму и открыть новую, которая попадет под льготу легко, ведь ИНН будет другой. Видимо, необходимо привязать регистрацию льготной фирмы к конкретным учредителям, но соответствующий механизм пока не разработан.

Результаты введения налоговых каникул пока не впечатляют: в 2016 г. количество налогоплательщиков УСН, применяющих 0-ю ставку, составило всего 8 795, при этом 7 196 применяли объект налогообложения - доходы, а налоговая база этих налогоплательщиков составила 21,4 млн руб.

Из 321 606 выданных в 2016 г. патентов, 0-й ставкой воспользовались только в 10 112 случаях (3,2 %), что говорит о том, что предприниматели крайне редко используют свои возможности.

В перечне мероприятий налогового стимулирования микробизнеса немалое место имеют правила налогового контроля, которые значительно облегчены для индивидуальных предпринимателей. Одно из существенных преимуществ в механизме налогообложения индивидуальных предпринимателей является последовательное сокращение налоговых проверок, особенно это касается выездных налоговых проверок, однако это не означает, что эффективность налогового контроля снижается.

период Количество выездных проверок Ип Из них: выявивших нарушение Сумма доначислений, в тыс. руб. эффективность выездной проверки, в тыс. руб. темп прироста эффективности по сравнению с 01.01.2013, в %

01.01.2016 3 201 3 171 6 939 435 2 188,4 115,2

01.01.2015 4 787 4 749 8 733 787 1 839,1 80,8

01.01.2014 6 566 6 508 9 266 706 1 423,9 40,0

01.01.2013 10 857 10 749 10 931 836 1 017,0

Несмотря на снижение количества выездных проверок индивидуальных предприятий за период с 01.01.2013 по 01.01.2016 более чем в 3,2 раза, эффективность одной выездной проверки увеличилась более чем в 2 раза. Приведенные на сайте ФНС России данные за 2016 г. показывают, что если в 2015 году была проведена 3 201 выездная налоговая проверка индивидуальных предпринимателей, то в 2016 г.- 2 285, то есть почти на 30 % меньше. При этом эффективность одной налоговой проверки (выявленные нарушения на количество проверок) повысилась с 2 166 до 3 421 руб., то есть почти на 60 %. Несмотря на отсутствие данных в целом по 2017 г., очевидно, что такая тенденция сохраняется, - за 9 месяцев проведено 1 368 проверок с выявленными

нарушениями на сумму 5 071 819 и эффективность одной проверки составила 3 707,4 руб., то есть риск выявления налоговых правонарушений даже в условиях сокращения налоговых проверок несомненно остается, что мотивирует предпринимателей к соблюдению налогового законодательства.

В целом можно сделать вывод о том, что несмотря на крайне льготные условия налогообложения микробизнеса и сокращение числа налоговых проверок, результаты оказались чрезвычайно незначительными, поэтому налоговое законодательство необходимо реформировать, причем не только в сторону облегчения налогового бремени, а и в сторону ужесточения правил налогового администрирования.

Библиографический список

1. Налоговая политика государства. - Учебник /под редакцией Н.И. Малис/ Н.И. М.Юрайт. 2014.

2. Гончаренко Л.И., Малис Н.И. Проблемы и перспективы бюджетной и налоговой политики республики Крым. Журнал «Финансы» №10. 2015

3. Кивико И.В., Малис Н.И. Налоговые поступления в региональные бюджеты: резервы роста. Финансовый журнал №2. 2015

4. Малис Н.И. Налоговое законодательство республики Крым адаптируется к российскому. Вестник ИПБ №3.2015

5. Налоговая политика России: проблемы и перспективы /под редакцией Горского И.В./-М. 2003 «Финансы и статистика»

6. Официальный сайт Правительства Российской Федерации: www.government.ru

7. Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации: www.ach.gov.ru

8. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации: http://www1.minfin.ru/ru/

9. Официальный сайт ФНС России: www.nalog.ru

10. Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации: http://www.pfrf.ru

11. Официальный сайт ФСС РФ: http://www.fss.ru/

12. Официальный сайт ФОМС: http://www.ffoms.ru/

13. Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.