DOI: 10.29357/2521-179X.2021.v19.1.19
Пастор и душепопечение : Основы ПАСТОРСКОГО СЛУЖЕНИЯ НУЖДАЮЩИМСЯ ЧЛЕНАМ ЦЕРКВИ. [THE PASTOR AND COUNSELING. THE BASICS of Shepherding Members in Need. Jeremy Pierre and Deepak Reju] Джереми Пьер и Диплк РЕДЖУ / ПЕР. С АНГЛ. СЕРГЕЙ КоРСАКов. Чернигов: In Lumine Media, 2021. 144 с.; ISBN (рвк) 9786177168835 (пер.); 460.00 RUB.
Данное актуальное практическое руководство подготовлено из личного опыта авторов как пастырей и в ответ на запрос других служителей. Это сравнительно небольшое пособие последовательно раскрывает основы пасторского служения нуждающимся в церкви. Три ясные структурные части книги соответствуют концепции, процессу и контексту душепопечения. В конце книги приводятся четыре полезных пояснения и вспомогательные формы. Определяя душепопечение в основе как «стремление одного человека помочь другому, сбившемуся с пути» (с. 16), авторы подчеркивают, что именно Иисус Христос есть как средство, так и цель изменений (с. 16, 30).
Авторы неоднократно уважительно и ободряюще обращаются к пасторам, на личном опыте осознавая важность и трудность совершения заботы о людских душах. Авторы также сразу же подчеркивают уникальное значение достаточности Евангелия и побуждают уповать «не на какую-то сверхсовременную методику психологического консультирования и не на свои силы, а на способность Господа менять сердца людей» (с. 15). Хотя книг по душепопечению уже немало, но данное издание приветствуется и должно быть оценено как преподавателями, так и практиками. Это очередная, заслуживающая внимания, новая книга известного издательства «In Lumine Media» в рамках книжной серии «9 Признаков».
В первой части, авторы раскрывают концепцию душепопечения. В первой главе звучит напоминание о душепопечении как обязанности пастырей пасти вверенную паству. Верно подмечено, что «служение Слова в церковной жизни совершается не только через проповедь» (с. 22) и «любить Христа означает заботиться о тех, кто Ему принадлежит» (с. 23). Это не всегда приятно, нравится и легко, но это призвание и привилегия. Ведь сущность душепопечения — это также личные страдания из-за: 1) отождествления со слабостями и грехами людей, 2) обращения к Богу от их имени и 3) обращения к людям от имени Бога. Во второй главе ясно указано, и в продолжение книги прослеживается, что пасторское душепо-печение сводится к трем основным целям: 1) первоначальный этап: разобраться в возникшей проблеме, ведь люди при обращении ожидают мудрых советов; 2) фундаментальный этап: привести к значимости Евангелия, когда только Христос может и желает исправить трудности; 3) конечна настоящая цель — помочь людям в уподоблении Христу. В этой главе также напоминается, что инициатива о начале душепопечения может исходить от самого нуждающегося, от его друга
258
Богословсык роздуми 19.1 (2021)
Пастор и душепопечение, Пьер Дж., Реджу Д.
или от внимательного взгляда пастора. Также детально раскрываются три подготовительные советы для первой встречи: оценить суть проблемы, приоритеты и продолжительность дальнейших встреч. В третей главе кратко подчеркивается суть методологии: пастору следует сперва слушать, затем рассуждать и только потом говорить, чтобы выявить реакцию сердца опекаемого на обстоятельства, окружающих людей, самого себя и Бога.
Во второй части книги, авторы детально поясняют процесс душепопечения, непосредственно встреч, от первой до заключительной. Так в четвертой главе предлагается четыре цели при первой встрече с нуждающимся человеком: 1) установить личный контакт в атмосфере доверия, милосердия, любви и уважения;
2) исследовать суть проблемы, внимательно слушая, задавая уточняющие вопросы и ведя упорядоченные записи; 3) указать на надежду, истинную надежду на Бога, как она представлена в Писании; 4) сформировать реалистичные ожидания, оставляя самостоятельные задания над Писанием и оговаривая время и рамки дальнейших встреч, завершая встречу молитвой за подопечного — тем самым показывая истинное уповании в Боге. В пятой главе, предлагается другие четыре элемента как составляющие каждой беседы: 1) узнавать текущие дела человека, чтобы отслеживать как он реагирует на свою проблему; 2) обсуждать выполнение домашнего задания, чтобы привить человеку практику доверия Слову Божьему;
3) углубляться в анализе проблемы, чтобы подопечный осознал, что и почему он делает, и настроил в сердце истинное поклонение Богу; 4) предлагать человеку различные пути решения, чтобы наилучшим образом справляться с трудностями, устраняя неверные заблуждения и практики. Наконец в шестой главе рассматривается заключительная встреча. Ведь встречи не могут длиться бесконечно, независимо положительные или отрицательные результаты. Процесс душепопечения рекомендуется завершить двумя составляющими: обзором основных пройденных тем с целью ободрения и предостережения, и планом дальнейшего регулярного воздействия Словом Божьего через посещение собрания церкви, малой группы и личного изучения Библии.
Третья часть передает важное напоминание широты вовлеченных в душепопечение, в т.ч. необходимость задействовать дополнительные ресурсы и участников как внутри общины, так и за ее пределами. Седьмая глава призывает пастора не трудится в одиночку, но активно содействовать культуре ученичества в трех областях: членство в помесной церкви, что подразумевает и церковную дисциплину; обучение ученичеству через наставничество и личный пример; общение между собой, когда в отношениях есть готовность протянуть руку помощи другому. И заключительная, восьмая глава, побуждает обращаться за помощью вне церкви. И это не чтобы избавиться от опекаемых, но, осознавая свою ограниченность, предлагать лучшую помощь по трем необходимым категориям: компетентные служители в других церквах, профессиональные христианские консультанты и медицинские или психиатрические специалисты. При этом пастору следует участвовать в их выборе и держать с ними связь по поводу подопечного.
В послесловии авторы реалистично напоминают: «Вам не удастся разрешить всех аспектов проблемы, однако вы можете научить человека с верой следовать
Theological Reflections 19.1 (2021)
259
Василий НОВАКОВЕЦ
за Христом» (с. 123). Поэтому очевидно, что авторы придерживается библейских консервативных позиций, а в изложение не замечено непонятных «западных» примеров, неуместных советов или неприемлемых практик для отечественного евангельского читателя. Возможно книге не хватает дополнительной части или главы о душепопечении самих дущепопечителей, но вероятно это не недостаток, а просто достойно для отдельного издания.
Авторы своим пособием вполне отвечают на свой же призыв: «Вы необязательно станете основным душепопечителем в своей церкви, но непременно должны будете научиться помогать тем, кто оказался в беде» (с. 27). Поэтому, оценивая данную книгу, я рекомендую ее как хорошее практическое пособие и основу для дальнейшего углубления в теме как пастырям и душепопечителям, так и студентам богословских школ в качестве рекомендованной литературы по курсам пастырология и душепопечение.
Василий Новаковец Украинская баптистская теологическая семинария
Львов, Украина
260
Богословсьга роздуми 19.1 (2021)