Научная статья на тему 'Некоторые аспекты практического богословия современных российских евангельских христиан-баптистов'

Некоторые аспекты практического богословия современных российских евангельских христиан-баптистов Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
378
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты практического богословия современных российских евангельских христиан-баптистов»

структуру-аттрактор. Тем самым определяется вектор креативной активности, ведущий к прорыву к новому. Поле возможностей испытывается, "прощупывается". В результате одна из скрытых структур актуализируется, происходит кристаллизация нового знания»1.

Многие философы и психологи говорили о том, что творческий человек должен уметь расчищать пространство внутри самого себя для спонтанной активности, рождающей новое. Пустота, незаполненный центр души или интеллекта есть условие для творчества. Эта пустота имеет разные смыслы. Это и перевзвешивание всего для выхода из привычных русел и рождения новой целостности. Это, наконец, и ценность момента. Творящий человек, как говорил А. Маслоу, - холистический человек, преодолевающий свою раздробленность. Он весь в настоящем, настоящее втягивает в себя прошлое и будущее и прободает в вечность.

Моделирование нелинейной динамики и развитие синергетического видения мира способно приоткрыть завесу над тайной феномена человека, функционирования его тела и сознания, работы его творческой интуиции, являясь наиболее перспективным среди множества теорий относительно природы интуиции. Что же представляет собой «синергетическая методика» поисковой и творческой деятельности? Зная, как устроено сложное в мире и по каким общим законам оно функционирует, вписывать свои действия в универсальные цепи самоорганизации, оставляя себе тем самым большую надежду на успех. Иными словами, сообразовывать свои действия с общим порядком, с общими «правилами игры», установленным самой природой. Делать структуру своей личности конгруэнтной изумительным структурам самоорганизации природы, «взрастить в себе самом дерево», ибо древо - это образ жизни и познания, образ многократного ветвления, то есть нелинейного течения времени, образ самодостраивания и рождения новых целостностей, который является ключевым для понимания творчества.

О.А. Бокова

Некоторые аспекты практического богословия современных российских евангельских христиан-баптистов

Значительный интерес у евангельских христиан-баптистов (ЕХБ) России в последние два десятилетия вызывает практическое богословие. Его структура в богословии отечественных ЕХБ в настоящее время не приобрела четкости. К области практического

1 Князева Е.Н. Синергетическое видение креативности человека // Грани научного творчества: коллект. моногр. / ИФ РАН. М., 1999. С. 127.

143

богословия могут быть отнесены христианская этика, пасторское богословие, миссиология, гомилетика, душепопечительство и другие отрасли. Работ, написанных отечественными авторами по практическому богословию, немного, статьи в богословских изданиях становятся методическими, теоретическими и практическими наработками в соответствующих областях. Различные разделы практического богословия серьезно разработаны западными теологами. В России издано большое количество переводной литературы по изучению христианской жизни. Практическое богословие рассматривает вопросы применения в жизни отдельного верующего (и церкви в целом) истин веры, установленных и обоснованных теоретическими богословскими дисциплинами.

Душепопечительство (или христианская психология) - новая, но весьма востребованная отрасль практического богословия современных российских ЕХБ. В какой-то мере оно и раньше присутствовало в практике церквей ЕХБ, в частности в служении пасторов, но не было осознано как отдельная дисциплина и не достигло уровня теоретических и практических обобщений. Вопросы христианского душепопечения рассматривались как часть пасторского богословия (пастыреологии). В настоящее время отдельные программы, готовящие душепопечителей, существуют в Московской богословской семинарии ЕХБ и Санкт-Петербургском христианском университете. Курсы по душепопечительству присутствуют в программах, по которым ведется подготовка в учебных заведениях ЕХБ. Духовные учебные заведения готовят душепопечителей, в том числе женщин, так что профессиональное душепопечение перестало быть всецело делом пасторов.

Душепопечительство включает общие вопросы и вопросы оказания помощи отдельным категориям людей (имеющим химическую зависимость, оккультнообремененным - в терминологии ЕХБ, новообращенным и др.). Для ЕХБ христианское душепопечительство имеет библейские основания. Сложным и спорным для российских ЕХБ является вопрос об отношении к психологии как светской научной дисциплине.

С одной стороны, звучат призывы к применению знаний, полученных психологией, в теории и на практике для оказания более эффективной помощи. При этом не подвергается сомнению Библия и личные отношения с Христом как главный источник понимания и решения психологических проблем.

Некоторые представители сообщества ЕХБ - психологи по образованию, имеют степень кандидата психологических наук (например, М. Н. Телепов и Н. Н. Телепова), в своих работах они ссылаются на признанные авторитеты психологической науки.

144

В.Н. Соболев, бывший помощник председателя российского Союза ЕХБ по молодежной работе, следующим образом обосновывает необходимость знаний из области психологии для христиан: «Психология - это секулярная наука о душе человека. Так как дух граничит с душой человека и часто причина проблем и внутренних страданий человека может быть душевной или духовно-душевной, то молодежный руководитель, если он желает быть успешным, должен иметь познания и в психологии. Лучшим молодежным душепопечителем может стать тот, кто одинаково хорошо знает психологию и Библию. Важно подходить к нуждающемуся человеку как к целостной личности. Дух, душа и тело тесно взаимосвязаны... Молодежному руководителю важно знать хотя бы основы психологии»1. Соболев приводит в своей работе сведения из возрастной психологии. Возрастная психология входит в набор дисциплин, которые преподаются в Московской богословской семинарии.

С другой стороны, среди российских евангельских христиан-баптистов существует мнение, что исходя их чистого библейского учения, содержащего ответы на все вопросы, без примеси светских знаний, можно и нужно строить служение душепопечения. Такой точки зрения, например, придерживается автор статьи «Душепопечительство: библейский взгляд»2.

Столкновение этих точек зрения иллюстрирует дискуссия в газете «Мирт» (Христианская психология: «за» и «против». Круглый стол газеты «Мирт» // Мирт. 1999. ноябрь-декабрь. № 6 (19)). В журнале Московской богословской семинарии «Путь богопознания» был помещен перевод статьи преподававшего в МБС доктора теологии Уильяма Р. Янта, в которой он отмечает наличие у студентов МБС предубеждения насчет применения достижений психологии в христианской жизни. Он излагает свое понимание взаимоотношений христианства и психологии, считает обращение к психологии полезным для христиан3.

А. Пичугин, студент Московского библейского института, в статье «Душепопечительство новообращенных» подробно и в весьма систематизированном виде рассматривает духовные проблемы, возникающие у новообращенных, пути их решения, а также негативные моменты, которые может нести деятельность душепопечителя и которые необходимо устранить. В своей работе он демонстрирует

1 Соболев В. Н. Работа с молодежью в церкви // Путь богопознания. 2001. Вып. 7. С. 98.

2 Н. Г. Душепопечительство: библейский взгляд // Путь богопознания. 2004. Вып. 10. С. 95-106.

3 Янт Уильям Р. Психология и христианство - враги навеки? // Путь богопознания. 1998. Вып. 3. С. 101-109.

145

эффективность душепопечительской работы с новообращенными, анализируя показатели ухода из церкви в мир и перехода верующих в категорию пассивных христиан. Эти показатели намного меньше в тех общинах, где активно занимаются душепопечением новообращенных1.

Существуют сферы, в которых деятельность российских ЕХБ весьма активна, например, миссионерство, социальное служение во всех его видах. Но обобщений, работ отечественных авторов по практическому богословию в этих областях, например по социальному богословию или миссиологии, практически нет. В рядах интеллектуалов раздаются голоса о необходимости богословского осмысления социальной активности, культуры, миссии. РС ЕХБ и Евро-Азиатская Федерация Союзов ЕХБ представлены в Консультативном Совете глав протестантских церквей. Совет принял решение о разработке социальной концепции протестантских церквей в России. Концепция была принята в 2003 году. М.В. Иванов, глава отдела богословия и катехизации РС ЕХБ, входил в состав комиссии по подготовке концепции.

Немного говорит о социальном богословии баптистский автор В.А. Попов, включая его в христианскую этику. Он утверждает, что христианство изначально имеет социальную направленность, поскольку Христос пришел в мир спасти всех людей и явить любовь Божию, христиане - соль и свет мира2. Согласно его точке зрения, в основе социальной этики Нового Завета лежит любовь как движущая сила возрожденного человека. Она, преобразуя изнутри человека, изменяет и социальные отношения. Попов отмечает резкий контраст, который являли собой христианские принципы отношений между людьми, в сравнении со сложившимися в Римской империи представлениями и обычаями. Он подчеркивает, что христианство освятило труд (особенно простой) как божественное установление3. Рассмотрев три значения слова «мир» в Новом Завете, В.А. Попов приходит к выводу, что задача христианина - «быть Божиим соработником в мире», на христианах лежит бремя социальной ответственности, данное им Богом. Христианин должен участвовать в делах милосердия и благотворительности, примирения4.

Весьма своеобразную отрасль практического богословия в последнее время начал развивать СПбХУ, где под руководством кафедры практического богословия (создана в 2010 г.) была

1 Пичугин А. Душепопечительство новообращенных // Путь богопознания. 1998. Вып. 4. С. 77-101.

2 Попов В. А. Христианская этика. СПб.: Библия для всех, 1999. С. 109.

3 Там же. С. 101-104.

4 Там же. С. 105, 106, 108-111.

146

учреждена Высшая школа лидерства и управления. Пока что серьезных богословских трудов в этой сфере участники этого проекта не написали, преобладает активная преподавательская деятельность по подготовке лидеров. Но некоторые общие идеи по поводу смысла этого начинания высказал А.И. Негров. По его мнению, в церквях проявляется негативное отношение к бизнесу. В то же время, в отличие от предыдущего периода в истории евангельских церквей в России, сейчас в них появились предприниматели. Негров считает, что необходимо изменить отношение к предпринимательству в евангельских церквях, богословски осмыслить его. Бог, на взгляд Негрова, - «наиболее успешный Предприниматель», бизнес - путь для человека стать соработником Бога в творчестве. Он предлагает понять бизнес с нескольких богословских перспектив: с точки зрения догмата о Троице и концепции творения, грехопадения, искупления. В последнем случае бизнес мыслится как имеющая твердый моральный фундамент деятельность возрожденного человека на благо ближнему1.

О.Э. Добжанская

Ритуальная музыка как сакральная духовная сущность: философско-эстетическое осмысление феномена

Доклад подготовлен на основе собственных полевых материалов автора (с 1989 г.), многочисленных интервью со знатоками шаманства нганасан.

В шаманских ритуалах самодийских народов музыка (пение, звучание инструментов, звукоподражания) связана с религиозномифологическими аспектами и часто выполняет магические функции. Более того, в культуре нганасан, ненцев, селькупов существует корреляция представлений сакральное/звучащее: это значит, что категория сакрального проявляется через звучание.

В ряде предыдущих статей автора разрабатывалось понятие «звук - звучание - музыка» применительно к музыкальнофольклорным культурам малочисленных народов Сибири (например, статья в сборнике конференции «Царскосельские чтения» за 2012 год). Введенное автором новое понятие «звук - звучание -музыка» является мировоззренческой категорией, связанной с религиозно-мифологическими аспектами ментальности. Триединое понятие «звук - звучание - музыка» служит для комплексного представления феномена музыки, в котором соединяются звуковой ма-

1 Негров А. И. Кратко о богословии и бизнесе. URL: http://leadership. spbcu.ru/2010/04/theology-of-buisness/

147

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.