Научная статья на тему 'Душепопечение наркозависимых: цели, ценности и принципы взаимодействия'

Душепопечение наркозависимых: цели, ценности и принципы взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
363
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУШЕПОПЕЧЕНИЕ / НАРКОЗАВИСИМЫЕ / ПОПЕЧИТЕЛЬ / ПОДОПЕЧНЫЙ / ИНТЕРВЬЮ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СПЕЦИАЛИСТ / КЛИЕНТ / PASTORAL COUNSELING / DRUG ADDICTS / GUARDIAN / WARD / INTERVIEW / INTERACTION / SPECIALIST / CLIENT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кузьмин Диомид

Автор обращается к теме душепопечительской практики зависимых людей с академических позиций пастырского и практического богословия. Статья содержит некоторые теоретические положения душепопечения наркозависимых, сформулированные при обработке интервью российских и зарубежных специалистов, как священников, так и мирян. Рассмотрены цели и стратегии терапевтического взаимодействия с позиции консультанта. Кратко анализируются два наиболее распространенных принципа взаимодействия специалиста и клиента партнерский и учительский. Особо подчеркиваются преимущества христианского подхода к ведению терапевтического диалога с подопечными, позволяющего более полно реализовать ожидания как пациентов, так и специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Кузьмин Диомид

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pastoral counseling of drug addicts: goals, values and principles of interaction

The author of the article appeals to the pastoral counseling practice topic of the drug addicts in accordance with the positions of pastoral and practical theology. The article paper contains some theoretical thesis of drug addicts pastoral counseling, formulated in the process of author’s work with the Russian and foreign specialists ( priest and laics). The aim and strategy of the therapeutic’s interaction from the consultant’s position are considered in this work. The two most widespread principles of the specialist’s and client’s cooperation partner and teacher are briefly analyzed here. The author emphasizes advantages of christian approach to the making of the therapeutic dialog with wards. It gives more possibilities for the realization of the patient’s and specialist’s goals.

Текст научной работы на тему «Душепопечение наркозависимых: цели, ценности и принципы взаимодействия»

УДК 253 (241) Иером. Диомид (Кузьмин)*

ДУШЕПОПЕЧЕНИЕ НАРКОЗАВИСИМЫХ: ЦЕЛИ, ЦЕННОСТИ И ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Автор обращается к теме душепопечительской практики зависимых людей с академических позиций пастырского и практического богословия. Статья содержит некоторые теоретические положения душепопечения наркозависимых, сформулированные при обработке интервью российских и зарубежных специалистов, как священников, так и мирян. Рассмотрены цели и стратегии терапевтического взаимодействия с позиции консультанта. Кратко анализируются два наиболее распространенных принципа взаимодействия специалиста и клиента — партнерский и учительский. Особо подчеркиваются преимущества христианского подхода к ведению терапевтического диалога с подопечными, позволяющего более полно реализовать ожидания как пациентов, так и специалистов.

Ключевые слова: душепопечение, наркозависимые, попечитель, подопечный, интервью, взаимодействие, специалист, клиент.

Hieromonk Diomid (Kuzmin) Pastoral counseling of drug addicts: goals, values and principles of interaction

The author of the article appeals to the pastoral counseling practice topic of the drug addicts in accordance with the positions of pastoral and practical theology. The article paper contains some theoretical thesis of drug addicts pastoral counseling, formulated in the process of author's work with the Russian and foreign specialists ( priest and laics). The aim and strategy of the therapeutic's interaction from the consultants position are considered in this work. The two most widespread principles of the specialist's and client's cooperation — partner and teacher — are briefly analyzed here. The author emphasizes advantages of christian approach to the making of the therapeutic dialog with wards. It gives more possibilities for the realization of the patient's and specialist's goals.

Keywords: pastoral counseling, drug addicts, guardian, ward, interview, interaction, specialist, client.

Строго говоря, христианское душепопечение наркозависимых не всегда сводится к социальной работе среди них, но вполне правомерно говорить, что социальная работа с людьми, страдающими зависимостью, — один из важных аспектов такого душепопечения. При таком рассмотрении душепопечение предстает как некое соци-

* Диомид (Кузьмин) — иеромонах, аспирант УПРО «Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия», diomid.father@gmail.com.

Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2014. Том 15. Выпуск 4

253

альное действие или, точнее, взаимодействие между попечителем и подопечным, где незримо присутствует и действует сам Бог. В этой цепочке можно рассмотреть цели, ценности и принципы такого взаимодействия, сформулированные как попечителями, так и самими наркозависимыми. В этом случае мы увидим не только разнообразие точек зрения, но и новые тенденции осмысления практического опыта душепопе-чительства наркозависимых, той области практического богословия, которая в последнее время широко и динамично развивается в нашей церковной жизни. Причем само понятие «взаимодействие» будет для нас ключевым содержательным моментом самого явления душепопечения.

В рамках выполняемого нами диссертационного исследования был проведен опрос душепопечителей наркозависимых (как отечественных, так и зарубежных), который затрагивает разные стороны взаимодействия терапевтов и пациентов. Нужно заметить, что мы будем обсуждать только предварительные наблюдения этого опроса, а не детальный анализ разных точек зрения на широкий круг вопросов работы с наркозависимыми. (Интервью специалистов приводятся с их согласия и находятся в архиве автора.)

Цели взаимодействия

В классическом труде Гари Коллинза «Пособие по христианскому душепопече-нию» изложены самые общие цели, стоящие перед обычным человеком, который обращается за помощью к специалисту [1, с. 45]. В случае наркозависимости как тяжелой прогрессирующей болезни мы можем выделить следующие важные моменты, которые заставляют человека в такой ситуации приходить в различные церковные центры помощи. Мы будем располагать их по мере значимости в случае скорейшего их решения подопечными.

Первая и важнейшая цель душепопечения аддиктов — это обучение в изменении поведения. Зависимое от алкоголя или наркотических веществ поведение — самая главная проблема всех клиентов мотивационных и реабилитационных центров. Содержание работы таких центров предусматривает в первую очередь изменение самого зависимого поведения различными методами. Обучение изменению поведения производится разным образом, исходящего от психологических подходов теории развития и научения, объясняющих такое аддиктивное поведение.

На это указывает известный американский исследователь:

Хотя есть общепризнанные физиологические факторы, приводящие к тяжелой наркомании, непреложное условие употребления наркотиков можно найти в теории обучения. Разнообразие компонентов, таких как культурная среда, доступность веществ, воздействующих на различные способы употребления наркотиков, и самостоятельность в оценке своих потребностей, все это способствует приобретению привычки употребления наркотиков. Установлено, что само физическое облегчение напряжения в аддикционном цикле не может быть отделено от психологических аспектов, которые его сопровождают. Воздействие глубокого облегчения от употребления ПАВ существенно дополняет процесс обучения. Что было вполне удовлетворительным в начальный период снятия напряжения, вероятно, будет повторяться в аналогичных обстоятельствах и на следующий раз. Структура научения может объяснить не только употребление наркотиков, но и другие, связанные с ним формы поведения» [2, р. 191].

Несомненно, обучение в процессе душепопечения — самый важный и главный вопрос этого взаимодействия, ведь поведение в большей степени есть процесс обучения.

Таким образом, первой целью терапевта является помощь подопечным в их трудных попытках оставить болезненную форму поведения и научиться новым формам поведения в старых жизненных обстоятельствах. Подобного рода обучение происходит при наставлении и подражании как консультанту, так и выздоравливающим коллегам из своей группы, путем неизбежных проб и ошибок. На это нацелены многие программы выздоровления для зависимых людей.

Вторая цель — это поддержка подопечных. Это не менее важная и серьезная задача душепопечения. Это то, что ожидают от консультантов обращающиеся за помощью клиенты. Сами консультанты так определяют это важное направление своей деятельности: «Цель моей работы — попытка дать людям во все моменты их жизни поддержку и надежду» (В. Ш, 44 года). «Дать человеку надежду, так что когда он будет пытаться измениться, Бог ему поможет и исцелит его» (С. А., 44 года).

Третья цель — самопознание. Это задача может ставиться после снятия симптомов физиологической зависимости, которая отнимает у подопечного значительные силы. Как мне жить с этой пагубной зависимостью? Это нелегкие вопросы к самому себе. И помочь разобраться в них — следующая задача консультанта и используемой им программы выздоровления. В процессе проводимого самоисследования человек видит, как болезненные формы поведения были ему присуще порой очень задолго до первого приема вещества, изменяющего сознание, и видение этого имеет цель, во-первых, снять напряжение, рожденное чувством вины, во-вторых — принять собственное бессилие изменить что-либо. Без этого принятия процесс исцеления невозможен.

Четвертая цель терапевтического взаимодействия — это само общение. Настоящее человеческое общение, без использования собеседника в своих целях, стремление находить точный и конструктивный язык в общении друг с другом и с попечителем. Учиться понимать другого, общаться на духовные темы, обмениваться чувствами, мыслями, представлениями. Об этом говорят наши консультанты: «Быть с подопечными честным, не лукавым, не манипулирующим и не поддаваться на неизбежные манипуляции с их стороны» (А. А., 38 лет).

Пятая цель состоит в обретении веры и духовной целостности. Это аспекты поиска личной идентичности в условиях кризиса и поиска самого себя у выздоравливающих. О важности последней, пятой цели свидетельствуют и суждения многих специалистов. Приведем некоторые их мнения: «Цель — постараться привести человека к честному общению с Богом. Выздоровление от химической зависимости возможно только через духовный рост, т. к. на биологическом уровне заболевание неизлечимо. И только в синергетическом участии пациента, терапевта и Бога возможно исцеление. Но терапевт не может постоянно быть рядом с человеком, а к Богу же можно обращаться везде и всегда» (А. А., 38 лет). «[Главное] — в том, чтобы люди получили практический опыт... [церковной] жизни, что поможет им поддерживать трезвость и вести нравственный образ жизни. Направление устремлений человека к Богу как главной "линейки" и цели жизни человека» (Е. С., 56 лет). Очень важно, что терапевты здесь говорят о синергетическом взаимодействии человеческого и божественного, совместном усилии терапевта и пациента на пути духовного устремления к Богу.

Названные выше пять целей душепопечения выведены из анализа ожиданий самих наркозависимых. А какие цели взаимодействия преследуют специалисты? Тут мнения могут расходиться. Интересно, когда ценности, на которые ориентированы специалисты, и цели душепопечения будут совпадать в процессе взаимодействия

с ожиданиями клиентов. В этом случае результирующий процесс будет значительно усиливать суммарное взаимодействие обеих сторон.

Цели со стороны клиента, его ожидание от встречи со специалистом, находят отклик и с другой стороны, могут открыться во взглядах самого консультанта. Терапевт «видит в себе» своего пациента, представляет себя на его месте. Однако это цели профессионального свойства. Близкое отождествление себя со своим пациентом — серьезный вызов для специалиста, и показывает непроработанность его внутренних личных проблем.

Ценности взаимоотношений «Консультант — клиент»

Как строить взаимодействие с подопечными, что особенно ценится самими консультантами при общении с клиентами, как построить стратегию таких взаимоотношений? В клиническом больничном уходе давно замечено, что взаимоотношения между персоналом и больными значительно улучшались, и пациенты быстрее выздоравливали, если специалисты проявляли больше тепла и искреннего понимания [1, с. 47].

Главное звено в этой цепочке взаимоотношений — сам попечитель, его личные качества: сердечность, искренность, эмпатия. Эти качества предполагают искреннее ненавязчивое участие, интерес к своим подопечным независимо от их поступков и жизненных установок. «Искренность подразумевает спонтанность без импульсивности и честность без равнодушной конфронтации» [1, с. 47]. Эмпатия предполагает способность сочувствовать и поддерживать, принимать и понимать. Подобные мысли указывают наши респонденты. «Каждыйраз, когда терапевт встречается с зависимым человеком, это вызов для терапевта встречаться со своими собственными [^проработанными] проблемами. Итак, ценности — это сопереживание, безусловная любовь, отношения без осуждения. Работая с наркозависимыми, я научился не иметь никаких ожиданий. Хотя я делаю все возможное, у меня до сих пор не было больших ожиданий от зависимых людей» (I. N 43 года). «[Ценности душепопечения] —это близость и интерес к людям, во всех их жизненных проявлениях: боли, горя, радости, страха и т. д. Это [происходит] на фоне безусловной солидарности с людьми. Пастырское попечение имеет и внешнее измерение. Человеку не позволительно выпадать из общества, [ведь] социальная изоляция [всегда] плохо переносится человеком» (В. М, 44 года). «Важной ценностью в душепопечении является возможность очень долго слушать. Люди в их бедственном положении воспринимают это очень серьезно. Не только говорить какие-то слова, но и оказывать конкретную помощь. [Следует говорить об] исцеляющем прикосновении: когда Иисус исцелял, он касался людей, и они несли это [прикосновение] в свою общину, они делались способными иметь отношения с другими людьми, в состоянии работать, быть общественно нужными» (Б. Я., 71 год).

То есть через сердечность, искренность, способность слушать и сопереживать достигаются необходимые условия эффективной коммуникации зависимого и терапевта, образуется устойчивая цепочка личных отношений и взаимодействий. «Отношения с консультантом строятся в совершенно иной, непривычной и немыслимой для пациента рамке доверия, сопереживания, эмпатии, поста, милосердия, свободы, служения в ракурсе воли Божьей, но не просто гуманистической психологии. Эти отношения [в дальнейшем] становятся моделью отношений человека с Богом, и через них только пациент обретает собственную возможность выстраивания адекватных отношений с Богом» (Е. С., 56 лет). «[Ценности] — это вера сотрудников в то, что в каждом

нашем воспитаннике не уничтожим образ Божий. Эта вера помогает сделать шаг навстречу друг другу, происходит встреча желающего помочь и открытого к принятию [такой] помощи. С этой встречи и диалога может начаться выздоровление зависимого и интерес к Церкви, вера в Бога» (Е. Р., 51 год).

Таким образом, происходит перерастание индивидуальных отношений попечителя и опекаемого, становящихся в свою очередь определенным образцом уникальных отношений зависимого человека с Богом. Недаром многие специалисты говорят о таком высшем качестве отношений к пациентам, как любовь.

«Проблема химически зависимого человека [состоит] в патологической нехватке любви. Именно эта «недо-любленность» и толкает его на поиск [особых] впечатлений и состояний. Это и проблема «замороженных» чувств, и проблема «не-взрослости». И решение этой непростой задачи состоит именно в отогревании человека любовью, что требует порой очень много терпения и заботы. В повседневной жизни это проявляется в каждодневном безоценочном принятии человека, в разделении человека, его слов и поступков» (А. А., 38 лет). Характерно, что об этом пишет специалист-мирянин. А вот мнение специалиста-священника: «Наиболее фундаментальным качеством пастырского консультирования является любовь: любовь к Богу и любовь между попечителем и его опекаемыми. Без любви не может быть и самого душепопечения. Второе — это сочувствие: если попечитель не может относиться к человеку, которого он консультирует, исходя из своего собственного опыта, то он не может ничем значимым поделиться [с людьми]. Третье — это личная ответственность: каждому надо брать на себя полную ответственность за свои действия и свои прегрешения, но так, чтобы воспринимать полноту Божией благодати и исцеления» A., 44 года).

Жертвенная любовь — вот настоящая и подчас труднодостижимая ценность христианского душепопечения, основанного не просто на профессиональном консультировании (недаром, часто многие терапевты подчеркивают это обстоятельство), а на действительном служении ближнему, который просит поддержки и защиты. Любовь — это то, что скрепляет и одушевляет как стройную систему взглядов, так и череду ежедневных практических шагов терапевта, что объединяет и роднит последнего с пациентом, наполняет их отношения высшим евангельским смыслом.

Возникает следующий вопрос, а как эти ценности душепопечения проявляются при каждой новой встрече, что может сделать попечитель, чтобы его подопечные смогли принять и усвоить эти важные истины? В этом случае можно проследить динамику проявления и усвоения этих важнейших моментов изучаемого нами терапевтического взаимодействия. Приводим отрывок интервью на эту тему: «С первых минут общения консультант показывает свои намерения в выстраивании этих отношений. Жизнь немедленно предоставит возможности для проверки. В задании пациент говорит о своем криминальном опыте, опыте насилия, в т. ч. сексуального, демонстрирует привычные защиты, и способность принимать пациента с этим его опытом и способами вести себя и требует практического воплощения всех перечисленных ценностей. Принимать — означает не осуждать, осознавать точно то, что происходило и происходит сейчас, и менять это на то, что согласуется с волей Божьей. Консультант явно заявляет это как собственные ценности, на которых вдобавок построен [весь] реабилитационный процесс, и проявляет это в конкретных жизненных ситуациях» (Е. С., 56 лет).

Далее другой специалист рассуждает о динамике подобных взаимоотношений с точки зрения страдания и греховности. «Через сочувствие мы отождествляем себя со страданиями других и стремимся излечить их как товарищей по несчастью.

Вместо того, чтобы обижаться на других из-за своей греховности, мы видим нашу собственную греховность и понимаем, что мы несем те же тяготы. Это дает нам терпение и заботу о ближних. Как христиане, мы призваны любить всех людей. Это очень трудно, и поэтому мы много и постоянно каемся, чтобы видеть свои грехи, а не осуждать других. Церковь помогает нам в этом с помощью богослужения, которое напоминает нам о необходимости покаяния и [принесения] его плодов... Я напоминаю, что без этих главных ценностей люди страдают от собственного упрямства. Ведь боль [при выздоровлении] обязательна, но страдание совсем не является обязательным. Люди выбирают страдание и остаются болеть еще долгое время после того, как источника этой боли уже нет» Л., 44 года).

А вот размышление терапевта о двух сторонах процесса взаимодействия: «Я предпринимаю два вида действий, если можно так сказать. Во-первых это создание и поддержание терапевтического процесса, а во вторых это личная проработанность [своих проблем]. Быть с подопечными честным, не лукавым, не манипулирующим и не поддаваться на неизбежные манипуляции с их стороны. Это баланс фрустраций и поддержек, но с преимуществом поддерживающего, принимающего поведения» (А. А., 38 лет).

Приведем один пример недирективного поведения душепопечителя, рассчитанного, возможно, на кратковременную программу взаимодействия. «Увидев людей, которые в нужде, которые вовлечены в наркоманию, я подхожу [к ним], и они чувствуют, что я там — все для них. Я ничего не делаю. Я живу этими ценностями, и большинство из них чувствуют, что я так серьезно считаю. Самым лучшим является то, что они могут принять эти ценности» (Б. Я., 71 год).

Принципы взаимодействия

На каких началах устроено общение терапевта и пациента? В настоящее время среди специалистов по реабилитации и христианскому консультированию происходит дискуссия вокруг двух принципов терапевтического взаимодействия — учительского и партнерского. Это обсуждение вызвано освоением наиболее распространенных в мире терапевтических программ для зависимых людей: «Терапевтических Сообществ» (ТС) и «Анонимных сообществ» («12 шагов»). Групповой пошаговый метод терапии предполагает прежде всего партнерский принцип взаимодействия «равный — равному», а групповой метод с иерархическим началом вызвал к жизни программу ТС.

Что говорят об этом наши респонденты? Мы можем наглядно проследить в наших интервью диапазон мнений от партнерства до учительства. Вот некоторые из них. «Партнерство, я разделяю вместе с ними проблему. Главное отличие в том, что я нахожусь дальше, и могу показать, где находится следующий шаг» Л., 44 года). «С людьми, которые приходят ко мне, и ищут возможности поговорить, я могу заниматься только в партнерстве. Я хочу говорить с ними на равных, и они принимают это всерьез, как взрослые, и ни в коем случае не иерархически» (Б. Я., 71 год). «Как учитель, я не могу быть принятым наркозависимыми. В качестве партнера у меня есть больше шансов получить их доверие и открытость. Однако, даже в этом случае существует определенный риск в том, что в определенный момент мы можем стать слишком знакомы с ними. Принцип, согласно которому я следую в своей работе, таков: «Максимальное сочувствие и профессиональное отношение» (I. N 43 года). «Как попечители — мы товарищи. Ни учителя, но партнеры. Учитель знает все лучше. Он не знает партнерства. А партнер — на "равных". Это не попечитель. Он не должен

идти тем же путем вместе с людьми. Это делает его беспомощным. Спутник оставляет свободу людям. Он может обеспечить поддержку в течение короткого времени для остановки. Он может дать уверенность, надежду, но человек должен пройти сам этот путь» (B. W., 44 года).

«Смешанного. С одной стороны, необходимо быть опорой для человека, а друг по песочнице учителем быть не может. С другой стороны построение партнёрских отношений даёт человеку возможность почувствовать себя свободным, в равной степени разделить ответственность за выздоровление» (А. А., 38 лет). «И того и другого. В крупном смысле мы все равны, одни требования ко всем нам и соответствие им постоянно проверяется жизнью. Должна быть достаточная открытость, включая свои ошибки, чтобы это видеть. Но опыт и авторитет — у нас, а не у них и не у коллектива. Потому что мы отвечаем за процесс, и профессиональны» (Е. С., 56 лет).

Сформулируем краткие выводы из наших размышлений.

1. В отличие от методик психологического консультирования, основанных на идеях светского гуманизма, христианские душепопечители говорят о необходимости духовного роста своих подопечных, об обретении ими веры, формировании новой системы ценностей. Все это выступает, так сказать, стратегическим условием выздоровления. Важно подчеркнуть, что такая цель душепопечения основана на глубинных ожиданиях значительного числа обращающихся за помощью самих наркозависимых.

2. Принцип чистого партнерства без учительства, заимствованный из практики психологического консультирования, не до конца соответствует целям христианского душепопечения. Можно заметить неполное соответствие этого принципа целям и ценностям душепопечения, как они видятся и попечителям, и самим наркозависимым. При таком подходе не все названные выше цели душепопечения могут быть достигнуты. Так, в рамках принципа чистого партнерства, можно осуществлять необходимое подопечному общение, моральную поддержку, отчасти обучение. Но полноценное обучение новым формам поведения и тем более обретение веры и духовной целостности невозможно без осуществления в ходе взаимодействия принципа учительства. Душепопечитель-христианин, отказываясь от авторитарного воздействия на подопечного, будучи чутким и понимающим партнером во взаимодействии с подопечным, в то же время должен опираться и на авторитет. Прежде всего, на авторитет Св. Писания и церковного Предания, и кроме того, на авторитет профессиональных знаний и опыта.

3. В самом общем виде основной принцип христианского душепопечения может быть описан как принцип синергии, в котором деятельно участвуют и подопечные, и попечитель, и Сам Бог. В таком случае терапевт предстает и как партнер пациента, и как его наставник. Подобный подход наилучшим образом способствует осуществлению целей и ценностей душепопечения, как они понимаются и наркозависимыми, и опытными специалистами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Коллинз Г. Пособие по христианскому душепопечению / Пер. с англ. А. А. Баев — СПб.: Мирт, 2010.

2. Calvin F. J. Drug Abuse as Learned Behavior // Lettiery D. J., Sayers M., Wallenstein Pearson H. (eds.) Theories on Drug Abuse: Selected Contemporary Perspectives. — Rockville, Maryland: NIDA Division of Research, 1980. — P. 191-194.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.