Научная статья на тему 'ПАССИВНЫЕ ОПЕРАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ'

ПАССИВНЫЕ ОПЕРАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2765
268
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПАССИВНЫЕ ОПЕРАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ»

2) определение основных структурных единиц модели, ее составных элементов;

3) выделение совокупности связей между элементами модели;

4) установление их иерархического соотношения;

5) связь с внешней социокультурной средой.

Построение модели духовно-нравственного воспитания студентов базируется на принципах:

- преемственности и последовательности в осуществлении воспитательного воздействия;

- вариативности содержания и форм воспитательной среды;

- открытости данной модели социуму;

- личностно-ориентированного подхода к целеполаганию, организации воспитательной среды, оценке результатов педагогического процесса.

Исходя из выше изложенного, следует, что при духовно-нравственном воспитании студенческой молодежи необходимо сбалансировать социально активные методы (тренинговые поведенческие технологии, ролевые игры, дискуссии и т.д.) и способы, обеспечивающие духовно-нравственное воспитание студенческой молодежи: объяснительно-иллюстративный, рефлексивный, проблемно-поисковый, коммуникативный, репродуктивный и имитационно-ролевой.

Таким образом, в соответствии с целостным концептуальным представлением о сущностных чертах социально-педагогической модели важно помнить, что условием ее реализации выступает достижение гармоничного уравновешивания двух начал, первого - общечеловеческие нормы морали, и второго - собственные притязания личности студента на достижения, утверждающие образ «Я».

Бровко М.В. студент магистратуры 2 курса ИДО ТГУ «Финансы и кредит» Россия, г. Новый Уренгой ПАССИВНЫЕ ОПЕРАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ

В качестве пассивных операций коммерческого банка понимаются такие операции, результатом которых является рост денежных средств, размещенных на пассивных счетах, либо же на активно-пассивных счетах (в той части, которая отвечает за превышение пассивов над активами).

Пассивные операции чрезвычайно важны для функционирования коммерческих банков, так как именно с помощью данных операций коммерческие банки могут приобрести кредитные ресурсы на денежном рынке.

Пассивные операции коммерческих банков можно разделить на четыре вида:[4, С.21]

- первичная эмиссия коммерческим банком ценных бумаг;

- та часть прибыли банка, которая направляется на увеличение или формирование фондов банка;

- кредиты, получаемые банком от других юридических лиц;

- депозитные операции коммерческого банка.

Роль пассивных операций заключается в том, что они дают банку возможность привлечь в банк такие денежные средства, которые уже находятся в обороте. В этом состоит основное отличие пассивных операций коммерческих банков от активных кредитных операций, так как последние создают новые ресурсы банковской системы.

Первые две (из вышеперечисленных) формы пассивных операций участвуют в создании такой крупной группы кредитных ресурсов, как собственные ресурсы банка. Две оставшиеся формы кредитных операций (получение банком кредитов от других юридических лиц и депозитные операции) участвуют в создании второй крупной группы кредитных ресурсов, которые называются заемными (привлеченными) кредитными ресурсами. В качестве собственных ресурсов банка выступает банковский капитал, а также статьи, приравненные к банковскому капиталу. Величина собственного капитала коммерческих банков и та роль, которую он играет в деятельности банков, отличаются от собственных ресурсов организаций и предприятий, занимающихся другими видами деятельности. Это отличие состоит в том, что коммерческие банки покрывают меньше 10% своей общей потребности в средствах за счет собственного капитала. Как правило, минимальная граница, показывающая допустимое соотношение между собственными и привлеченными ресурсами, устанавливается на уровне государства. Что касается Российской Федерации, то здесь данное соотношение не может быть ниже 1:25 (может варьироваться от 1:15 и до 1:25, точные значения зависят от типа банка).

Одной из наиболее важных групп пассивных операций коммерческих банков являются депозитные операции.

К депозитным операциям коммерческого банка относятся операции, в рамках которых денежные средства клиентов банка (юридических и физических лиц) привлекаются в банк в качестве вкладов на определенный срок или вкладов до востребования. Как правило, депозитные операции составляют до 95% пассивных операций банка.

Субъектами пассивных операций коммерческих банков могут выступать следующие:[2, С.10]

- акционерные общества различного типа;

- коммерческие банки и иные кредитные учреждения;

- госучреждения;

- трастовые фонды и инвестиционные компании;

- смешанные предприятия (предприятия с участием иностранного капитала);

- различные общественные фонды и организации;

- страховые компании и финансовые объединения;

- кооперативы;

- государственные организации и предприятия;

- физические лица и различные объединения физических лиц.

Под объектами депозитных операций понимаются депозиты - то есть, суммы денежных средств, вносимые субъектами депозитных операций в банк; при этом данные средства в течение определенного времени оседают на счетах данного банка, что регулируется действующими правилами осуществления банковских операций.

По экономическому содержанию депозиты классифицируются в рамках трех больших групп: сберегательные вклады физических лиц (населения); депозиты до востребования; срочные депозиты.

В рамках каждой группы также существуют свои (более мелкие) классификации. Так, например, сберегательные вклады населения можно подразделить в зависимости от сроков и особенностей хранения денежных средств на них, на: срочные вклады без дополнительных взносов, срочные вклады с дополнительными взносами, денежно-вещевые выигрышные вклады, просто выигрышные вклады, условные вклады, молодежно-премиальные вклады, вклады на предъявителя, текущие счета, счета до востребования, сберегательные сертификаты, счета пластиковых карт и др.

Депозиты до востребования можно классифицировать по основаниям принадлежности и характера средств, размещенных на счетах банка, следующим образом: средства на текущих, расчетных и бюджетных счетах организаций и предприятий самых разнообразных форм собственности; средства, хранящиеся на специальных счетах фондов (причем фонды могут очень сильно разниться в зависимости от их целевого экономического назначения) и т.д.

Что касается срочных депозитов, то их можно классифицировать по срокам хранения денежных средств на них: от 3 до 6 месяцев; от 6 до 9 месяцев; от 9 до 12 месяцев; более 12 месяцев.

Самыми ликвидными являются депозиты до востребования. Владельцы таких депозитов могут в любое время снять деньги со счетов до востребования. В качестве особенностей депозитов до востребования, присущих РФ, можно назвать следующие: денежные средства на счет до востребования могут вноситься как полностью, так и частями (изыматься денежные средства могут в том же порядке), причем ограничений на внесение или снятие денежных средств нет; снятие наличных со счетов до востребования осуществляется в порядке, установленном ЦБ РФ; каждый коммерческий банк обязан хранить минимальный резерв в ЦБ РФ по счетам до востребования, причем пропорция этого резерва больше, чем, например, по срочным вкладам.

В качестве основных недостатков депозитов до востребования можно перечислить следующие: владельцы таких депозитов не получают процентов по счету; коммерческому банку необходимо обладать более высоким оперативным резервом для того, чтобы поддерживать ликвидность.

По срочным депозитным счетам устанавливается четкий срок, по истечении которого денежные средства должны быть востребованы, по таким депозитам их владельцам выплачивается фиксированные проценты, а также данные счета, как правило, имеют ряд ограничений, касающихся досрочного истребования денежных средств со счета. Норма обязательных резервов, устанавливаемая для денежных средств, которые хранятся на срочных депозитных счетах, ниже, чем норма, устанавливаемая для депозитов до востребования.

В качестве достоинства срочных депозитов для клиента банка можно назвать относительно высокий процент, а в качестве достоинства для банка -тот факт, что банк может поддерживать необходимый уровень ликвидности при наличии меньшего оперативного резерва.

Недостатков срочных депозитных счетов для клиентов банка несколько, наиболее значимые из них: невысокая ликвидность; невозможность использования денежных средств, находящихся на срочных депозитных счетах, для текущих расчетов и платежей и для получения наличных денег. В качестве недостатка депозитных счетов для банка можно назвать необходимость выплаты повышенных (относительно депозитов до востребования) процентов, что ведет к снижению маржи.

Выгода сберегательных депозитов для банков состоит в том, что такие депозиты, как правило, являются относительно долгосрочными, и, соответственно, могут рассматриваться как источник долгосрочных вложений. Недостаток у сберегательных депозитов (с точки зрения банков) всего один, но зато весьма существенный: такие вклады очень подвержены самым различным экономическим, социально-политическим и т.д. факторам, что ведет к угрозе очень быстрого оттока средств с таких счетов, в результате чего банк может потерять ликвидность.

Необходимо принять во внимание следующую тенденцию: опыт развитых в экономическом отношении стран показывает, что в последние годы снижается четкое разграничение между разными видами депозитов. Например, в США появилась новая форма депозитных счетов (так называемые, «нау»-счета): на средства, размещенные на этих счетах, выплачивается рыночная ставка процента, и, одновременно, на эти счета могут быть выписаны расчетные тратты (аналогичные чекам), таким образом, данные счета могут быть использованы для платежей.[3, С.13]

Депозитные сертификаты получают все более широкое употребление в практике коммерческих банков. Под депозитным сертификатом понимается такая ценная бумага, которая свидетельствует о том, что в банк внесен срочный депозит с фиксированной ставкой процента и фиксированным

сроком депозита. Депозитные сертификаты делятся на два вида: передаваемые (свободно продающиеся на вторичном рынке ценных бумаг) и непередаваемые (хранятся у владельца депозита и предъявляются в банк по наступлении срока окончания срочного депозита).

Физические лица могут воспользоваться сберегательными сертификатами, которые выдаются банком как до востребования, так и на определенный срок.

В силу того, что коммерческим банкам приходится вести свою деятельность в условиях острой и непрекращающейся конкурентной борьбы за свою долю рынка кредитных ресурсов, руководство банков должно направлять все усилия на повышение как качества, так и количества своих депозитов. Банки пользуются для этого разнообразными методами, причем все без исключения банки должны соблюдать основные принципы организации депозитных операций, которые состоят в следующем:[5, С.46]

- все без исключения депозитные операции банка должны либо вести к получению прибыли, либо формировать базу для будущего получения прибыли;

- в банке должно быть представлено широкое разнообразие депозитных операций, рассчитанных на различных субъектов;

- в процессе организации работы с депозитами коммерческого банка особое внимание необходимо уделять срочным вкладам;

- необходимо обеспечить четкую согласованность и взаимосвязь между кредитными и депозитными операциями банка (речь идет о сроках и суммах кредитных вложений и депозитов);

- в процессе организации кредитных и депозитных операций банку необходимо стремиться к максимальному уменьшению своих свободных ресурсов;

- руководство банка должно заниматься постоянным развитием банковских услуг, которые бы могли привлечь депозиты.

Что касается недепозитных источников привлечения ресурсов банка, то к ним можно отнести следующие виды пассивных операций: эмиссия облигаций и капитальных нот; получение займов на межбанковском рынке кредитных услуг; получение займов на рынке евродолларов; различные соглашения, касающиеся продажи ценных бумаг с обратным выкупом; эмиссия коммерческих ценных бумаг; учет векселей и получение ссуд у ЦБ РФ; продажа акцептов коммерческого банка и т.д.

Большая часть из вышеперечисленных недепозитных источников привлечения ресурсов коммерческого банка не получила должного развития в условиях становления банковской системы Российской Федерации, а основными источниками, используемыми российскими коммерческими банками для недепозитного привлечения ресурсов, являются кредиты ЦБ РФ и межбанковские кредиты. Средства, размещенные на корреспондентских счетах Банка России, продаются и покупаются коммеческими банками на

рынке межбанковских кредитов. На современном этапе развития банковской системы кредиты Банка России предоставляются, в основном, коммерческим банкам на условиях рефинансирования, то есть, фактически имеет место распределение этих кредитов. Всего лишь около 10% централизованных кредитов предоставляются коммерческим банкам на конкурсной основе. Удобство межбанковских и централизованных кредитов заключается в том, что они очень быстро поступают в распоряжение банка-заемщика, не требуя резервного обеспечения, так как данные кредиты не относятся к категории вкладов. Если проанализировать статистику по 100 наиболее крупным банкам РФ, можно увидеть, что доля межбанковских и централизованных кредитов в общей сумме пассивных операций коммерческих банков варьируется от 0.19% до 61.5.

Рынок межбанковских кредитов весьма важен, так как в рамках этого рынка перераспределяются избыточные для некоторых коммерческих банков финансовые ресурсы, что ведет к росту эффективности использования кредитных ресурсов всей банковской системы РФ.[1, С. 219] Помимо этого, развитый рынок межбанковских кредитов ведет к снижению оперативных резервов коммерческих банков, затрачиваемых на поддержание ликвидности.

Использованные источники:

1. Деньги, кредит, банки / Под ред. Н.П. Белотеловой, Ж.С. Белотеловой. -М.: Издательско-торговая корпорация «Данилов и Ко», 2013. - 484 с.

2. Искаков У. Методы управления финансовым результатом банков второго уровня // АльПари. - 2009. - №2. - С. 9-12.

3. Камалетдинов Р.А. Эра дешевых денег закончилась // Банковское дело. -2014. - №1. - С. 11-14.

4. Корчагин Ю. Пассивные операции банка // Банки и банковское дело. -2013. - №9. - С. 21-22.

5.Полушкин В.Ю. Анализ стабильности управления активными и пассивными операциями в коммерческом банке // Бухгалтерия и банки. -2013. - №6. - С. 40-48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.