ДЕПОЗИТНАЯ ПОЛИТИКА КАК БАЗОВЫЙ ЭЛЕМЕНТ ФОНДИРОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА Давыдов М.Ш.
Давыдов Максим Шукродинович - магистрант, кафедра экономики и финансового менеджмента, инженерно-экономический факультет, Рязанский государственный радиотехнический университет, г. Рязань
Аннотация: в фондировании российских банков особую роль играет депозитная политика, что вызвано преобладанием в структуре ресурсной базы кредитных организаций депозитных источников. Изменение условий привлечения средств в экономике со значительной волатильностью обуславливает целесообразность постоянного совершенствования методологических основ в части формирования депозитных ресурсов, что определяет актуальность выбранной тематики. Авторами обобщена существующая научная база в области разработки депозитной политики, представлены факторы, воздействующие на эффективность ее реализации. В заключении исследователи приходят к выводу, что депозитная политика формирует не только большую часть ресурсов банка, но и его кредитный потенциал, и эффективность финансовой деятельности. Поэтому любые инновации в этой области возможны только при устойчивой стабильности финансовой сферы, в любых других экономических условиях коммерческие банки будут стремиться к удержанию ликвидности путем совершенствования подходов к наиболее разработанным и привлекательным клиентским сегментам.
Ключевые слова: депозитные торговые операции, фондирование, коммерческий банк.
В фондировании российских банков особую роль играет депозитная политика, что вызвано преобладанием в структуре ресурсной базы кредитных организаций депозитных источников. Изменение условий привлечения средств в экономике со значительной волатильностью обуславливает целесообразность постоянного совершенствования методологических основ в части формирования депозитных ресурсов, что определяет актуальность выбранной тематики. Авторами обобщена существующая научная база в области разработки депозитной политики, представлены факторы, воздействующие на эффективность ее реализации. В заключении исследователи приходят к выводу, что депозитная политика формирует не только большую часть ресурсов банка, но и его кредитный потенциал, и эффективность финансовой деятельности. Поэтому любые инновации в этой области возможны только при устойчивой стабильности финансовой сферы, в любых других экономических условиях коммерческие банки будут стремиться к удержанию ликвидности путем совершенствования подходов к наиболее разработанным и привлекательным клиентским сегментам.
Специфика коммерческих банков проявляется в структуре их ресурсной базы, где преобладают привлеченные, а не собственные средства, достигая порой 80%. В связи с этим, именно от эффективности формирования привлеченных средств зависит и финансовый результат деятельности банка.
Привлеченные ресурсы коммерческого банка традиционно подразделяются на две основные формы:
- депозитные (включают: депозиты/вклады юридических и физических лиц соответственно; привлеченные средства за счет выпуска банковских сертификатов, векселей);
- недепозитные (привлеченные средства за счет размещения собственных долговых ценных бумаг, кредитования на межбанковском рынке и в Банке России).
Баланс между указанными составляющими в структуре ресурсной базы будет зависеть от специфики и специализации деятельности самого банка. Но так как
российские коммерческие банки более склонны к традиционной банковской, а не инвестиционной деятельности, то удельный вес депозитной формы привлечения ресурсов, как правило, преобладает. Это определяет особую роль депозитных операций в деятельности банка, а значит и политику, связанную с их реализацией как особо важную для фондирования рассматриваемых финансовых институтов.
Указанные выше обстоятельства определяют место и значение депозитной политики в формировании финансовых ресурсов российских коммерческих банков.
Чаще всего депозитные операции трактуют как операции банков по привлечению денежных средств физических и юридических лиц во вклады/депозиты на определенный срок или до востребования. Именно этот подход формирует базу для понимания сущности депозитной политики (ДП).
На взгляд ряда авторов, целесообразно рассматривать понятие «депозитная политика» с двух сторон:
- как деятельность банка, связанную с привлечением средств вкладчиков и других субъектов, а также с определением соответствующей комбинации данных источников;
- как действия, направленные на удовлетворение потребности банка в ликвидности путем активного поиска и привлечения средств.
В целом существует множество дефиниций рассматриваемого понятия, хотя теоретические основы в указанной области являются достаточно разработанными. Базовые подходы представлены в таблице 1.
Таблица 1. Подходы к определению понятия «депозитная политика коммерческого банка»
Автор Дефиниция
О.И. Лаврушин Банковская политика по привлечению денежных средств вкладчиков в депозиты и эффективному управлению процессом привлечения
Г.Н. Белоглазова Процесс привлечения временно свободных средств в различные виды депозитов в коммерческих банках
Г.С. Панова Банковская политика по привлечению средств в депозиты и эффективное управление ими
Обобщая трактовки понятия депозитной политики банка, представленные в таблице 1, следует отметить, что большинство авторов представляют депозитную политику банков как стратегию и тактику по привлечению ресурсов и предлагают следующие элементы депозитной политики банка:
- стратегия депозитного процесса;
- организация привлечения ресурсной базы;
- контроль за реализацией представленных элементов.
Также выделяются ключевые мероприятия, реализация которых направлена на повышение эффективности депозитной политики банка:
- анализ депозитного рынка;
- определение целевых рынков;
- минимизация расходов, связанных с привлечением денежных средств;
- оптимизация и поддержание должного уровня ликвидности.
Рассматривая сущность депозитной политики коммерческих банков, необходимо затронуть такие вопросы, как: субъекты и объекты депозитной политики, цели, задачи и принципы ее формирования.
В состав субъектов депозитной политики коммерческого банка включены:
- корпоративные и розничные клиенты;
- мегарегулятор в лице Банка России и соответствующие государственные институты, оказывающие влияние на формирование ресурсной базы банка.
К последним субъектам относятся не только органы государственной власти, влияющие на условия формирования депозитных средств, но и выступающие потенциальными клиентами банка, размещая бюджетные средства на депозиты коммерческих банков, как правило, на аукционной основе.
К объектам депозитной политики отнесены:
- привлеченные средства банка;
- дополнительные услуги банка (комплексное обслуживание).
Главной целью депозитной политики любого банка является привлечение оптимального объема денежных ресурсов, необходимого и достаточного для работы на финансовых рынках и усилении кредитного потенциала, при условии обеспечения минимального уровня издержек.
Среди базовых задач депозитной политики коммерческого банка выделяются следующие:
1. Формирование достаточного объема ресурсов для активных операций банка.
2. Обеспечение ликвидности
3. Соотношение цены, объема и структуры привлекаемых ресурсов (достаточное количество по оптимальной цене).
4. Устойчивое фондирование.
В целом, каждый коммерческий банк, как субъект депозитного рынка пытается реализовать свои интересы путем реализации индивидуальной депозитной политики при условии учета влияния денежно-кредитного регулирования со стороны Банка России и базируясь на конкретных условиях функционирования депозитного рынка.
В связи с чем, депозитная политика конкретной кредитной организации строится в зависимости от:
- субъектов (в отношении розничных и корпоративных клиентов);
- форм депозитов (по срочным депозитам, депозитам до востребования, сберегательным вкладам и др.);
- сроков привлечения (краткосрочная, среднесрочная и долгосрочная депозитная политика);
- цели привлечения (для инвестирования, кредитования и поддержания текущей ликвидности);
- методов привлечения ресурсов (ценового и неценового метода);
- агрессивности в вопросах привлечения ресурсов и связанных с этим вопросом ценовой политики и степени риска проводимых операций.
Каждый банк формирует и реализует свою депозитную политику индивидуально, государство в лице соответствующих органов может лишь косвенно воздействовать на финансовый институт. Тем не менее, можно выделить ряд внешних (экзогенных) и внутренних (эндогенных) факторов, влияющих на формирование и реализацию депозитной политики банка.
Экзогенные факторы являются независимыми для кредитной организации, не поддаются влиянию со стороны коммерческого банка и определяют для него внешние риски деятельности в части привлечения денежных средств.
В то же время коммерческий банк, учитывая указанные внешние факторы, может выработать оптимальную депозитную политику с учетом входящих условий деятельности. Важным элементом при учете указанных факторов является информационная обеспеченность, качество прогнозирования и андерайтинга, уровень принимаемых рисков.
Эндогенные факторы полностью находятся под контролем коммерческого банка и уровень их влияния будет зависеть от принимаемых стратегических решений и тактики их реализации.
Каждый из этапов формирования депозитной политики коммерческого банка тесно связан с остальными и является обязательным для формирования оптимальной депозитной политики и правильной организации депозитного процесса.
Первый этап: постановка целей и определение задач проводимой депозитной политики.
При разработке депозитной политики главным является правильное формирование цели и выбор соответствующих инструментов для ее реализации с учетом современного этапа развития финансового рынка и предпочтений потребителей.
Изначально коммерческий банк разрабатывает депозитную политику для проникновения на рынок депозитных операций, затем, в процессе деятельности политику развития и диверсификации.
О.И. Лаврушин определяет несколько типов стратегии банка в области депозитной политики согласно занимаемой доли на рынке, а именно стратегия лидера, конкурента, специалиста и догоняющего.
Стратегия «гонки за лидером» позволяет проводить депозитную политику, опираясь на успешный имидж и эффективный опыт лидеров. В России это, безусловно, «Сбербанк России», «ВТБ», «Россельхозбанк», «Газпромбанк», «Альфа -банк». Недостаток стратегии - ресурсозатратность, так как существенный приток ликвидности в данные банки позволяет им снижать затраты по привлечению ресурсов тем самым обеспечивая клиентоорентированные процентные ставки по активным операциям.
Стратегия конкурента - это стратегия банка, занимающего следующую по величине долю на рынке депозитных операций, проведение которой основана на установление более выгодных условий по вкладам/депозитам, предоставление клиентам дополнительных преимуществ (бонусы, индивидуальные условия, повышенные проценты и пр.).
Стратегия специалиста - предполагает стратегию проведения в области депозитной полотки не по всем направлениям, а в отдельно выделенном секторе (конкретная группа клиентов, отдельный вид депозитных операций и/ или способ привлечения (например, дистанционная форма проведения операций)).
Стратегия догоняющего - предполагает, что банк не разрабатывает новые продукты / услуги в области депозитных операций, а внедряет гарантированные, которые уже зарекомендовали себя на рынке и окупаемость по которым будет гарантированна.
В рамках выбранной стратегии банк производит ориентацию на соответствующую категорию клиентов или базируется на универсальном подходе. При этом выделяются ключевые категории вкладчиков в рамках которых производится ценообразование. Например, для розницы наиболее часто выделяемыми потребительскими сегментами являются пенсионеры, студенты.
Второй этап: выделение в рамках депозитной политики соответствующих подразделений и распределение полномочий между сотрудниками банка каждый финансовый институт определяет систему взаимодействия служб и подразделений банка в части формирования и реализации депозитной политики. Разработкой и реализацией депозитной политики банка в тесной взаимосвязи друг с другом занимается целый ряд структурных подразделений банка, а также органы управления банка, исходя из финансовой стратегии кредитной организации, ее специализации и целей размещения ресурсов.
Третий этап: разработка необходимых процедур привлечения ресурсов предполагает формирование инструментов привлечения депозитных ресурсов (депозитные операции и условия по ним), внутренних регламентов по реализации депозитных операций.
Основным инструмент в этой области является процентные ставки по депозитным операциям. Он может выступать в следующих формах согласно представленным критериям:
- от степени стабильности: фиксированные / плавающие;
- учет инфляции и отчисления в резервы: реальные / номинальные;
- от степени защиты ресурсов и процентов от обесценения: позитивные / негативные.
Модели ценообразования также относятся к инструментам депозитной политики. Среди основных выделяют:
1. Формирование цены по депозитам для проникновения на рынок, что означает предложение высоких депозитных ставок (выше рыночного уровня) или низких тарифов комиссионных сборов в целях привлечения большого числа клиентов.
2. Установление процентов по депозитам в зависимости от минимального остатка на депозитном счете или «условное» ценообразование, т.е. зависящее от условия по соблюдению минимального уровня депозита.
3. Ценообразование, нацеленное на привлечение VIP-клиентов, т.е. клиентов с более высокими доходами.
4. Ценообразование, зависящее от количества и качества услуг (многофакторный способ ценообразования), т.е. клиенты, пользующиеся несколькими услугами, получают более низкие тарифы по обслуживанию и более высокие процентные ставки по депозитам, что обеспечивает закрепление за банком лучших клиентов.
Четвертый этап: организация контроля и управления в процессе осуществления депозитных операций. На данном этапе определяется логистика осуществления контроля и управления в части реализации депозитной политики, определяется алгоритм взаимодействия служб и подразделений банка, зоны ответственности и показатели оценки эффективности.
Новацией в области разработки депозитной политики на современном этапе является бенчмаркинг. Суть этого управленческого механизма заключается в мониторинге лучших решений на рынке депозитных услуг с целью адаптации и внедрения оптимальных практик. Использование бенчмаркинга в разработке / совершенствовании депозитной политики позволяет усилить конкурентоспособность кредитной организации в части привлечения депозитных ресурсов. При этом является важным формализация бизнес-процессов по депозитному фондированию в коммерческом банке. Так, каждый коммерческий банк должен разработать, а затем соблюдать внутренние документы по привлечению ресурсов, в которые могут входить:
- процентная политика банка;
- документально закрепленная и оформленная депозитная политика банка (меморандум по депозитной политике);
- политика по управлению ликвидностью банка;
- учетная политика банка (раздел об отражении операций по привлечению ресурсов и начислению процентов);
- положение о депозитах юридических лиц;
- положение о привлечении межбанковских кредитов из других банков;
- положение о депозитах физических лиц;
- положение о подразделениях банка, на которые возложены операции но привлечению ресурсов;
- правила внутреннего контроля по противодействию коррупции (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;
- инструкция о порядке совершения депозитных операций юридическими лицами;
- инструкция о порядке совершения операций по вкладам физических лиц.
В документе «Депозитная политика банка» должна быть определена его стратегия по привлечению средств для выполнения уставных требований, целей и задач, определенных меморандумами по кредитной и инвестиционной политике с ориентиром на поддержание банком своей ликвидности и обеспечение прибыльной работы. Конкретно в нем банк предусматривает:
- перспективы роста собственных средств банка (капитала), а отсюда и соотношение между собственными и привлеченными средствами;
- структуру привлеченных и заемных средств (вклады, депозиты, межбанковские кредиты, в том числе кредиты Банка России);
- предпочтительные виды вкладов и депозитов, сроки их привлечения; соотношение между срочными депозитами (вкладами) и на срок «до востребования»;
- основной контингент по вкладам и депозитам, т.е. категорию вкладчиков; -географию привлечения средств;
- способы привлечения депозитов (на основе договоров банковского счета, корреспондентского счета, банковского вклада (депозита), путем выпуска собственных сертификатов, векселей);
- соотношение между рублевыми и валютными депозитами (вкладами);
- новые формы привлечения средств в депозиты;
- особые условия открытия отдельных видов депозитов (вкладов);
- меры по соблюдению нормативов риска банка по привлеченным средствам. Обобщая вышеизложенное, следует сделать вывод, что, рассмотренные положения
свидетельствуют о достаточной теоретической разработанности вопросов сущности депозитной политики, а также об определении ее ключевой роли не только в привлечении ресурсов банка, но и эффективности его кредитной политики. Именно оптимальное сочетание политики банка в области активных и пассивных операций обеспечит не только необходимый объем ликвидности для кредитной организации, но и позволит максимально повысить рентабельность деятельности банка при принимаемом уровне рисков.
При этом стратегия реализации разработанной депозитной политики будет максимально эффективной при гибкости к внешним условиям. Поэтому любые инновации в этой области возможны только при устойчивой стабильности финансовой сферы, в любых других экономических условиях коммерческим банкам следует стремиться к удержанию ликвидности путем совершенствования подходов к наиболее разработанным и привлекательным клиентским сегментам. Именно это позволит сделать политику по привлечению ресурсов максимально сбалансированной.
Список литературы
1. Абрамова М.А. Ключевые аспекты современной денежно-кредитной политики России: мнения экспертов / М.А. Абрамова, С.Е. Дубова, Л.Н. Красавина, О.И. Лаврушин, В.В. Масленников // Экономика. Налоги. Право, 2016. №1. С. 6-15.
2. Алехин Б.И. Реальная процентная ставка в России // Финансовая аналитика: проблемы и решения, 2015. № 22. С. 2-16.
3. Артемьева С.С. Депозитные операции банков, их роль в формировании ресурсов / С.С. Артемьева, А.А. Крылова // Контентус, 2015. № 6. С. 28-34.
4. Банки и банковское дело: Учебник / Под ред. И.Т. Балабанова. СПб.: Питер, 2012. 256 с.
5. Банковский менеджмент: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушин. М.: Кнорус, 2011. 560 с.
6. Банковское дело: Учебник / Под ред. Г.Н. Белоглазова. М.: Финансы и статистика, 2014. 591 с.
7. Бондарь А.П. Методы управления привлеченными ресурсами как элемент депозитной политики / А.П. Бондарь, Е.А. Ковбасюк // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции, 2014. № 2. С. 89-92.
8. Валенцева Н.И. Депозитная политика коммерческих банков // Банковское дело,
2013. № 2. С. 16-21.
9. Васильева А.С. Современное состояние рынка депозитов коммерческих банков / А.С. Васильева, Т.Р. Высоцкая // Международный научно-исследовательский журнал, 2017. № 7-1. С. 6-9.
10. Гаврилин А.В. Проблемы формирования ресурсной базы коммерческих банков в современных условиях / А.В. Гаврилин, Т.Ю. Тычкова // Современные тенденции развития науки и технологий, 2016. № 10-9. С. 21-24.
11. Герасименко Р.А. Депозитная политика банков и факторы, влияющие на ее формирование / Р.А. Герасименко, Е.И. Хорошева, В.В. Геросименко // Финансы, учет, банки, 2014. № 1. С. 141-150.
12. Звонова Е.А. Банковские вклады как основной инструмент аккумуляции сбережений населения в современных условиях // Экономика. Налоги. Право, 2015. № 1. С. 27-36.
13. Ильина Е.В. Влияние Центрального банка на депозитную политику коммерческих банков / Е.В. Ильина, В.Е. Илюшин // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ, 2015. № 4. С. 133-138.
14. Комаревцева Л.В. Проблемы формирования депозитной политики в современных условиях / Л.В. Комаревцева, Е.А. Гладышева // Проблемы финансов и учета,
2014. № 2. С. 47-52.
15. Кочемайкина Л.А. Процесс формирования депозитной политики банка / Л.А. Кочемайкина, С.В. Шеремета, Н.Г. Хайрулина // Инновационное образование и экономика, 2015. Т. 1. № 18. С. 10-13.
16. Кредитная политика коммерческого банка / Под ред. Г.С. Пановой. М.: ДИС ИПФК, 1997. 464 с.
17. Пошнев Р.В. Депозитная политика банка: суть и значение в деятельности банковского учреждения // Формирование рыночных отношений, 2007. № 11. С. 121-125.
18. Продолятченко П.А. Депозитное финансирование в системе финансов кредитной организации // Микроэкономика, 2010. №5. С. 116-120.
19. Рыкова И.Н. Кредитный потенциал коммерческого банка, его роль в деятельности банка и методология оценки // Финансы кредит, 2005. № 25. С. 10-21.
20. Тетерина В.С. Теоретические аспекты формирования депозитной политики банка // Вестник Науки и Творчества, 2016. № 5. С. 445-449.
21. Швецов Ю.Г. Методы оценки стоимости капитала коммерческого банка / Ю.Г. Швецов, В.Г. Корешков // Финансы и кредит, 2016. № 5. С. 12-22.
22. Ягупова Е.А. Использование бенчмаркинга при разработке депозитной политики коммерческого банка / Е.А. Ягупова, А.Н. Доморников // Инновационная наука, 2017. № 1-1. С. 133-137.
23. Zhovtun Ye.V. Ttheoretical aspects of bank deposit policy // Облк i фшанси, 2016. № 3. С. 77-83.