Научная статья на тему 'Депозитная политика как базовый элемент фондирования коммерческого банка'

Депозитная политика как базовый элемент фондирования коммерческого банка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4228
319
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
ДЕПОЗИТНЫЕ ТОРГОВЫЕ ОПЕРАЦИИ / ФОНДИРОВАНИЕ / БАНК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Давыдов Максим Шукродинович

В фондировании российских банков особую роль играет депозитная политика, что вызвано преобладанием в структуре ресурсной базы кредитных организаций депозитных источников. Изменение условий привлечения средств в экономике со значительной волатильностью обуславливает целесообразность постоянного совершенствования методологических основ в части формирования депозитных ресурсов, что определяет актуальность выбранной тематики. Авторами обобщена существующая научная база в области разработки депозитной политики, представлены факторы, воздействующие на эффективность ее реализации. В заключении исследователи приходят к выводу, что депозитная политика формирует не только большую часть ресурсов банка, но и его кредитный потенциал, и эффективность финансовой деятельности. Поэтому любые инновации в этой области возможны только при устойчивой стабильности финансовой сферы, в любых других экономических условиях коммерческие банки будут стремиться к удержанию ликвидности путем совершенствования подходов к наиболее разработанным и привлекательным клиентским сегментам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Депозитная политика как базовый элемент фондирования коммерческого банка»

ДЕПОЗИТНАЯ ПОЛИТИКА КАК БАЗОВЫЙ ЭЛЕМЕНТ ФОНДИРОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА Давыдов М.Ш.

Давыдов Максим Шукродинович - магистрант, кафедра экономики и финансового менеджмента, инженерно-экономический факультет, Рязанский государственный радиотехнический университет, г. Рязань

Аннотация: в фондировании российских банков особую роль играет депозитная политика, что вызвано преобладанием в структуре ресурсной базы кредитных организаций депозитных источников. Изменение условий привлечения средств в экономике со значительной волатильностью обуславливает целесообразность постоянного совершенствования методологических основ в части формирования депозитных ресурсов, что определяет актуальность выбранной тематики. Авторами обобщена существующая научная база в области разработки депозитной политики, представлены факторы, воздействующие на эффективность ее реализации. В заключении исследователи приходят к выводу, что депозитная политика формирует не только большую часть ресурсов банка, но и его кредитный потенциал, и эффективность финансовой деятельности. Поэтому любые инновации в этой области возможны только при устойчивой стабильности финансовой сферы, в любых других экономических условиях коммерческие банки будут стремиться к удержанию ликвидности путем совершенствования подходов к наиболее разработанным и привлекательным клиентским сегментам.

Ключевые слова: депозитные торговые операции, фондирование, коммерческий банк.

В фондировании российских банков особую роль играет депозитная политика, что вызвано преобладанием в структуре ресурсной базы кредитных организаций депозитных источников. Изменение условий привлечения средств в экономике со значительной волатильностью обуславливает целесообразность постоянного совершенствования методологических основ в части формирования депозитных ресурсов, что определяет актуальность выбранной тематики. Авторами обобщена существующая научная база в области разработки депозитной политики, представлены факторы, воздействующие на эффективность ее реализации. В заключении исследователи приходят к выводу, что депозитная политика формирует не только большую часть ресурсов банка, но и его кредитный потенциал, и эффективность финансовой деятельности. Поэтому любые инновации в этой области возможны только при устойчивой стабильности финансовой сферы, в любых других экономических условиях коммерческие банки будут стремиться к удержанию ликвидности путем совершенствования подходов к наиболее разработанным и привлекательным клиентским сегментам.

Специфика коммерческих банков проявляется в структуре их ресурсной базы, где преобладают привлеченные, а не собственные средства, достигая порой 80%. В связи с этим, именно от эффективности формирования привлеченных средств зависит и финансовый результат деятельности банка.

Привлеченные ресурсы коммерческого банка традиционно подразделяются на две основные формы:

- депозитные (включают: депозиты/вклады юридических и физических лиц соответственно; привлеченные средства за счет выпуска банковских сертификатов, векселей);

- недепозитные (привлеченные средства за счет размещения собственных долговых ценных бумаг, кредитования на межбанковском рынке и в Банке России).

Баланс между указанными составляющими в структуре ресурсной базы будет зависеть от специфики и специализации деятельности самого банка. Но так как

российские коммерческие банки более склонны к традиционной банковской, а не инвестиционной деятельности, то удельный вес депозитной формы привлечения ресурсов, как правило, преобладает. Это определяет особую роль депозитных операций в деятельности банка, а значит и политику, связанную с их реализацией как особо важную для фондирования рассматриваемых финансовых институтов.

Указанные выше обстоятельства определяют место и значение депозитной политики в формировании финансовых ресурсов российских коммерческих банков.

Чаще всего депозитные операции трактуют как операции банков по привлечению денежных средств физических и юридических лиц во вклады/депозиты на определенный срок или до востребования. Именно этот подход формирует базу для понимания сущности депозитной политики (ДП).

На взгляд ряда авторов, целесообразно рассматривать понятие «депозитная политика» с двух сторон:

- как деятельность банка, связанную с привлечением средств вкладчиков и других субъектов, а также с определением соответствующей комбинации данных источников;

- как действия, направленные на удовлетворение потребности банка в ликвидности путем активного поиска и привлечения средств.

В целом существует множество дефиниций рассматриваемого понятия, хотя теоретические основы в указанной области являются достаточно разработанными. Базовые подходы представлены в таблице 1.

Таблица 1. Подходы к определению понятия «депозитная политика коммерческого банка»

Автор Дефиниция

О.И. Лаврушин Банковская политика по привлечению денежных средств вкладчиков в депозиты и эффективному управлению процессом привлечения

Г.Н. Белоглазова Процесс привлечения временно свободных средств в различные виды депозитов в коммерческих банках

Г.С. Панова Банковская политика по привлечению средств в депозиты и эффективное управление ими

Обобщая трактовки понятия депозитной политики банка, представленные в таблице 1, следует отметить, что большинство авторов представляют депозитную политику банков как стратегию и тактику по привлечению ресурсов и предлагают следующие элементы депозитной политики банка:

- стратегия депозитного процесса;

- организация привлечения ресурсной базы;

- контроль за реализацией представленных элементов.

Также выделяются ключевые мероприятия, реализация которых направлена на повышение эффективности депозитной политики банка:

- анализ депозитного рынка;

- определение целевых рынков;

- минимизация расходов, связанных с привлечением денежных средств;

- оптимизация и поддержание должного уровня ликвидности.

Рассматривая сущность депозитной политики коммерческих банков, необходимо затронуть такие вопросы, как: субъекты и объекты депозитной политики, цели, задачи и принципы ее формирования.

В состав субъектов депозитной политики коммерческого банка включены:

- корпоративные и розничные клиенты;

- мегарегулятор в лице Банка России и соответствующие государственные институты, оказывающие влияние на формирование ресурсной базы банка.

К последним субъектам относятся не только органы государственной власти, влияющие на условия формирования депозитных средств, но и выступающие потенциальными клиентами банка, размещая бюджетные средства на депозиты коммерческих банков, как правило, на аукционной основе.

К объектам депозитной политики отнесены:

- привлеченные средства банка;

- дополнительные услуги банка (комплексное обслуживание).

Главной целью депозитной политики любого банка является привлечение оптимального объема денежных ресурсов, необходимого и достаточного для работы на финансовых рынках и усилении кредитного потенциала, при условии обеспечения минимального уровня издержек.

Среди базовых задач депозитной политики коммерческого банка выделяются следующие:

1. Формирование достаточного объема ресурсов для активных операций банка.

2. Обеспечение ликвидности

3. Соотношение цены, объема и структуры привлекаемых ресурсов (достаточное количество по оптимальной цене).

4. Устойчивое фондирование.

В целом, каждый коммерческий банк, как субъект депозитного рынка пытается реализовать свои интересы путем реализации индивидуальной депозитной политики при условии учета влияния денежно-кредитного регулирования со стороны Банка России и базируясь на конкретных условиях функционирования депозитного рынка.

В связи с чем, депозитная политика конкретной кредитной организации строится в зависимости от:

- субъектов (в отношении розничных и корпоративных клиентов);

- форм депозитов (по срочным депозитам, депозитам до востребования, сберегательным вкладам и др.);

- сроков привлечения (краткосрочная, среднесрочная и долгосрочная депозитная политика);

- цели привлечения (для инвестирования, кредитования и поддержания текущей ликвидности);

- методов привлечения ресурсов (ценового и неценового метода);

- агрессивности в вопросах привлечения ресурсов и связанных с этим вопросом ценовой политики и степени риска проводимых операций.

Каждый банк формирует и реализует свою депозитную политику индивидуально, государство в лице соответствующих органов может лишь косвенно воздействовать на финансовый институт. Тем не менее, можно выделить ряд внешних (экзогенных) и внутренних (эндогенных) факторов, влияющих на формирование и реализацию депозитной политики банка.

Экзогенные факторы являются независимыми для кредитной организации, не поддаются влиянию со стороны коммерческого банка и определяют для него внешние риски деятельности в части привлечения денежных средств.

В то же время коммерческий банк, учитывая указанные внешние факторы, может выработать оптимальную депозитную политику с учетом входящих условий деятельности. Важным элементом при учете указанных факторов является информационная обеспеченность, качество прогнозирования и андерайтинга, уровень принимаемых рисков.

Эндогенные факторы полностью находятся под контролем коммерческого банка и уровень их влияния будет зависеть от принимаемых стратегических решений и тактики их реализации.

Каждый из этапов формирования депозитной политики коммерческого банка тесно связан с остальными и является обязательным для формирования оптимальной депозитной политики и правильной организации депозитного процесса.

Первый этап: постановка целей и определение задач проводимой депозитной политики.

При разработке депозитной политики главным является правильное формирование цели и выбор соответствующих инструментов для ее реализации с учетом современного этапа развития финансового рынка и предпочтений потребителей.

Изначально коммерческий банк разрабатывает депозитную политику для проникновения на рынок депозитных операций, затем, в процессе деятельности политику развития и диверсификации.

О.И. Лаврушин определяет несколько типов стратегии банка в области депозитной политики согласно занимаемой доли на рынке, а именно стратегия лидера, конкурента, специалиста и догоняющего.

Стратегия «гонки за лидером» позволяет проводить депозитную политику, опираясь на успешный имидж и эффективный опыт лидеров. В России это, безусловно, «Сбербанк России», «ВТБ», «Россельхозбанк», «Газпромбанк», «Альфа -банк». Недостаток стратегии - ресурсозатратность, так как существенный приток ликвидности в данные банки позволяет им снижать затраты по привлечению ресурсов тем самым обеспечивая клиентоорентированные процентные ставки по активным операциям.

Стратегия конкурента - это стратегия банка, занимающего следующую по величине долю на рынке депозитных операций, проведение которой основана на установление более выгодных условий по вкладам/депозитам, предоставление клиентам дополнительных преимуществ (бонусы, индивидуальные условия, повышенные проценты и пр.).

Стратегия специалиста - предполагает стратегию проведения в области депозитной полотки не по всем направлениям, а в отдельно выделенном секторе (конкретная группа клиентов, отдельный вид депозитных операций и/ или способ привлечения (например, дистанционная форма проведения операций)).

Стратегия догоняющего - предполагает, что банк не разрабатывает новые продукты / услуги в области депозитных операций, а внедряет гарантированные, которые уже зарекомендовали себя на рынке и окупаемость по которым будет гарантированна.

В рамках выбранной стратегии банк производит ориентацию на соответствующую категорию клиентов или базируется на универсальном подходе. При этом выделяются ключевые категории вкладчиков в рамках которых производится ценообразование. Например, для розницы наиболее часто выделяемыми потребительскими сегментами являются пенсионеры, студенты.

Второй этап: выделение в рамках депозитной политики соответствующих подразделений и распределение полномочий между сотрудниками банка каждый финансовый институт определяет систему взаимодействия служб и подразделений банка в части формирования и реализации депозитной политики. Разработкой и реализацией депозитной политики банка в тесной взаимосвязи друг с другом занимается целый ряд структурных подразделений банка, а также органы управления банка, исходя из финансовой стратегии кредитной организации, ее специализации и целей размещения ресурсов.

Третий этап: разработка необходимых процедур привлечения ресурсов предполагает формирование инструментов привлечения депозитных ресурсов (депозитные операции и условия по ним), внутренних регламентов по реализации депозитных операций.

Основным инструмент в этой области является процентные ставки по депозитным операциям. Он может выступать в следующих формах согласно представленным критериям:

- от степени стабильности: фиксированные / плавающие;

- учет инфляции и отчисления в резервы: реальные / номинальные;

- от степени защиты ресурсов и процентов от обесценения: позитивные / негативные.

Модели ценообразования также относятся к инструментам депозитной политики. Среди основных выделяют:

1. Формирование цены по депозитам для проникновения на рынок, что означает предложение высоких депозитных ставок (выше рыночного уровня) или низких тарифов комиссионных сборов в целях привлечения большого числа клиентов.

2. Установление процентов по депозитам в зависимости от минимального остатка на депозитном счете или «условное» ценообразование, т.е. зависящее от условия по соблюдению минимального уровня депозита.

3. Ценообразование, нацеленное на привлечение VIP-клиентов, т.е. клиентов с более высокими доходами.

4. Ценообразование, зависящее от количества и качества услуг (многофакторный способ ценообразования), т.е. клиенты, пользующиеся несколькими услугами, получают более низкие тарифы по обслуживанию и более высокие процентные ставки по депозитам, что обеспечивает закрепление за банком лучших клиентов.

Четвертый этап: организация контроля и управления в процессе осуществления депозитных операций. На данном этапе определяется логистика осуществления контроля и управления в части реализации депозитной политики, определяется алгоритм взаимодействия служб и подразделений банка, зоны ответственности и показатели оценки эффективности.

Новацией в области разработки депозитной политики на современном этапе является бенчмаркинг. Суть этого управленческого механизма заключается в мониторинге лучших решений на рынке депозитных услуг с целью адаптации и внедрения оптимальных практик. Использование бенчмаркинга в разработке / совершенствовании депозитной политики позволяет усилить конкурентоспособность кредитной организации в части привлечения депозитных ресурсов. При этом является важным формализация бизнес-процессов по депозитному фондированию в коммерческом банке. Так, каждый коммерческий банк должен разработать, а затем соблюдать внутренние документы по привлечению ресурсов, в которые могут входить:

- процентная политика банка;

- документально закрепленная и оформленная депозитная политика банка (меморандум по депозитной политике);

- политика по управлению ликвидностью банка;

- учетная политика банка (раздел об отражении операций по привлечению ресурсов и начислению процентов);

- положение о депозитах юридических лиц;

- положение о привлечении межбанковских кредитов из других банков;

- положение о депозитах физических лиц;

- положение о подразделениях банка, на которые возложены операции но привлечению ресурсов;

- правила внутреннего контроля по противодействию коррупции (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;

- инструкция о порядке совершения депозитных операций юридическими лицами;

- инструкция о порядке совершения операций по вкладам физических лиц.

В документе «Депозитная политика банка» должна быть определена его стратегия по привлечению средств для выполнения уставных требований, целей и задач, определенных меморандумами по кредитной и инвестиционной политике с ориентиром на поддержание банком своей ликвидности и обеспечение прибыльной работы. Конкретно в нем банк предусматривает:

- перспективы роста собственных средств банка (капитала), а отсюда и соотношение между собственными и привлеченными средствами;

- структуру привлеченных и заемных средств (вклады, депозиты, межбанковские кредиты, в том числе кредиты Банка России);

- предпочтительные виды вкладов и депозитов, сроки их привлечения; соотношение между срочными депозитами (вкладами) и на срок «до востребования»;

- основной контингент по вкладам и депозитам, т.е. категорию вкладчиков; -географию привлечения средств;

- способы привлечения депозитов (на основе договоров банковского счета, корреспондентского счета, банковского вклада (депозита), путем выпуска собственных сертификатов, векселей);

- соотношение между рублевыми и валютными депозитами (вкладами);

- новые формы привлечения средств в депозиты;

- особые условия открытия отдельных видов депозитов (вкладов);

- меры по соблюдению нормативов риска банка по привлеченным средствам. Обобщая вышеизложенное, следует сделать вывод, что, рассмотренные положения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

свидетельствуют о достаточной теоретической разработанности вопросов сущности депозитной политики, а также об определении ее ключевой роли не только в привлечении ресурсов банка, но и эффективности его кредитной политики. Именно оптимальное сочетание политики банка в области активных и пассивных операций обеспечит не только необходимый объем ликвидности для кредитной организации, но и позволит максимально повысить рентабельность деятельности банка при принимаемом уровне рисков.

При этом стратегия реализации разработанной депозитной политики будет максимально эффективной при гибкости к внешним условиям. Поэтому любые инновации в этой области возможны только при устойчивой стабильности финансовой сферы, в любых других экономических условиях коммерческим банкам следует стремиться к удержанию ликвидности путем совершенствования подходов к наиболее разработанным и привлекательным клиентским сегментам. Именно это позволит сделать политику по привлечению ресурсов максимально сбалансированной.

Список литературы

1. Абрамова М.А. Ключевые аспекты современной денежно-кредитной политики России: мнения экспертов / М.А. Абрамова, С.Е. Дубова, Л.Н. Красавина, О.И. Лаврушин, В.В. Масленников // Экономика. Налоги. Право, 2016. №1. С. 6-15.

2. Алехин Б.И. Реальная процентная ставка в России // Финансовая аналитика: проблемы и решения, 2015. № 22. С. 2-16.

3. Артемьева С.С. Депозитные операции банков, их роль в формировании ресурсов / С.С. Артемьева, А.А. Крылова // Контентус, 2015. № 6. С. 28-34.

4. Банки и банковское дело: Учебник / Под ред. И.Т. Балабанова. СПб.: Питер, 2012. 256 с.

5. Банковский менеджмент: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушин. М.: Кнорус, 2011. 560 с.

6. Банковское дело: Учебник / Под ред. Г.Н. Белоглазова. М.: Финансы и статистика, 2014. 591 с.

7. Бондарь А.П. Методы управления привлеченными ресурсами как элемент депозитной политики / А.П. Бондарь, Е.А. Ковбасюк // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции, 2014. № 2. С. 89-92.

8. Валенцева Н.И. Депозитная политика коммерческих банков // Банковское дело,

2013. № 2. С. 16-21.

9. Васильева А.С. Современное состояние рынка депозитов коммерческих банков / А.С. Васильева, Т.Р. Высоцкая // Международный научно-исследовательский журнал, 2017. № 7-1. С. 6-9.

10. Гаврилин А.В. Проблемы формирования ресурсной базы коммерческих банков в современных условиях / А.В. Гаврилин, Т.Ю. Тычкова // Современные тенденции развития науки и технологий, 2016. № 10-9. С. 21-24.

11. Герасименко Р.А. Депозитная политика банков и факторы, влияющие на ее формирование / Р.А. Герасименко, Е.И. Хорошева, В.В. Геросименко // Финансы, учет, банки, 2014. № 1. С. 141-150.

12. Звонова Е.А. Банковские вклады как основной инструмент аккумуляции сбережений населения в современных условиях // Экономика. Налоги. Право, 2015. № 1. С. 27-36.

13. Ильина Е.В. Влияние Центрального банка на депозитную политику коммерческих банков / Е.В. Ильина, В.Е. Илюшин // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ, 2015. № 4. С. 133-138.

14. Комаревцева Л.В. Проблемы формирования депозитной политики в современных условиях / Л.В. Комаревцева, Е.А. Гладышева // Проблемы финансов и учета,

2014. № 2. С. 47-52.

15. Кочемайкина Л.А. Процесс формирования депозитной политики банка / Л.А. Кочемайкина, С.В. Шеремета, Н.Г. Хайрулина // Инновационное образование и экономика, 2015. Т. 1. № 18. С. 10-13.

16. Кредитная политика коммерческого банка / Под ред. Г.С. Пановой. М.: ДИС ИПФК, 1997. 464 с.

17. Пошнев Р.В. Депозитная политика банка: суть и значение в деятельности банковского учреждения // Формирование рыночных отношений, 2007. № 11. С. 121-125.

18. Продолятченко П.А. Депозитное финансирование в системе финансов кредитной организации // Микроэкономика, 2010. №5. С. 116-120.

19. Рыкова И.Н. Кредитный потенциал коммерческого банка, его роль в деятельности банка и методология оценки // Финансы кредит, 2005. № 25. С. 10-21.

20. Тетерина В.С. Теоретические аспекты формирования депозитной политики банка // Вестник Науки и Творчества, 2016. № 5. С. 445-449.

21. Швецов Ю.Г. Методы оценки стоимости капитала коммерческого банка / Ю.Г. Швецов, В.Г. Корешков // Финансы и кредит, 2016. № 5. С. 12-22.

22. Ягупова Е.А. Использование бенчмаркинга при разработке депозитной политики коммерческого банка / Е.А. Ягупова, А.Н. Доморников // Инновационная наука, 2017. № 1-1. С. 133-137.

23. Zhovtun Ye.V. Ttheoretical aspects of bank deposit policy // Облк i фшанси, 2016. № 3. С. 77-83.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.