ПАРТНЕРСТВО ШКОЛЫ И ВУЗА В РАЗВИТИИ
THE DEVELOPMENT OF PARTNERSHIP BETWEEN SCHOOL AND UNIVERSITY
З. П. Барышева, Д. Е. Капуткин, О. И. Лебедева, Ю. А. Андреенко, Е. В. Конарева, И. Ф. Уварова
В статье рассматриваются вопросы сотрудничества школы и вуза в новых условиях, связанных с введением единого государственного экзамена.
Ключевые слова: сотрудничество, единый государственный экзамен, система подготовки.
Изменение системы вступительных испытаний в вузы, введение Единого государственного экзамена (ЕГЭ) не может не отразиться на связях и взаимодействии средней школы и вуза. Если до введения ЕГЭ школы могли подготовку к вступительным испытаниям переадресовать подготовительным курсам и подготовительным отделениям при вузах, то в настоящее время вузы должны искать новые пути влияния на учебный процесс в средней школе. Не каждый новоиспеченный студент, зачисленный в вуз по результатам ЕГЭ, станет его выпускником, и это проблема не только высших учебных заведений.
На самом деле школу и вуз должна объединять единая система непрерывного образования «школа - вуз», в которой они являются партнерами и имеют общие интересы. Действительно, вуз заинтересован в абитуриентах, подготовленных к успешному продолжению образования. А средняя школа для привлечения учеников нуждается в статусе и общественном мнении о ней как об
Z. P. Barysheva, D. E. Kaputkin, O. I. Lebedeva, Yu. A. Andreenko, E. V. Konareva, I. F. Uvarova
This article covers the questions of partnership between school and university in new reality caused by the introduction of the unified state examination.
Keywords: partnership, unified state examination, system of training.
учебном заведении, способном подготовить учащихся к обучению в вузе.
Конечно, подготовка школьников к ЕГЭ проводится и на обычных подготовительных курсах высших учебных заведений. Но в этом случае в системе подготовки отсутствует важное звено - школьный учитель. С другой стороны, роль учителя при подготовке учащихся в системе непрерывного образования «школа - вуз» возрастает, если взаимодействие вуза и школы происходит по представленной ниже схеме (см. рисунок). Через указанные на схеме формы сотрудничества вузы получают возможность влиять не только на подготовку к ЕГЭ, но и на другие важные для адаптации к обучению в вузе виды деятельности учащихся.
В настоящее время у общеобразовательных школ и вузов уже накоплен опыт сотрудничества. Какой это опыт и каковы дальнейшие перспективы, проанализируем на примере сотрудничества со школами Национального ис-
Формы сотрудничества преподавателей вуза и школы
Семинары Круглые столы Конференции Стажировки Курсы повышения квалификации
1 1 г 1 г
Виды деятельности учащихся в системе непрерывного образования «школа - вуз»
Подготовка к ЕГЭ Выполнение лабораторных работ Реферативная деятельность Проектная деятельность
Рис. Схема форм сотрудничества преподавателей вуза и школы и видов деятельности учащихся в системе
непрерывного образования «школа - вуз»
следовательского технологического университета «МИ-СиС» (НИТУ «МИСиС»).
У НИТУ «МИСиС» есть богатый опыт сотрудничества в системе целевой подготовки со школами различных регионов, а также администрацией регионов и промышленных предприятий; совместной подготовке специалистов, вплоть до высшей квалификации, с Московским педагогическим государственным университетом; со школами Москвы и Московской области в системе непрерывного образования и дополнительной подготовки.
Однако, как показывает практика, сотрудничество в рамках целевой подготовки постепенно затухает, отчасти потому, что далеко не всегда в эту систему подготовки включаются самые сильные абитуриенты. Это обедняет ресурс взаимодействия вуза с промышленными предприятиями и администрацией регионов. Но объединение интересов в улучшении подготовки учащихся к ЕГЭ подвигает вуз к углублению контактов с учителями непосредственно или совместно с окружными управлениями образования г. Москвы [1].
Сотрудничество осуществляется по направлениям:
1. Проведение совместных школьно-вузовских конференций.
2. Совместная подготовка школьников и студентов к проектной деятельности.
3. Совместные курсы повышения квалификации учителей и преподавателей вуза.
4. Стажировка учителей на кафедрах Института базового образования НИТУ «МИСиС».
5. Предоставление учащимся школ возможности выполнения лабораторных работ в физическом практикуме вуза.
6. Проведение совместных школьно-вузовских семинаров по подготовке к ЕГЭ.
Как видно из перечня направлений сотрудничества, оно не ограничивается объединением усилий в подготовке к ЕГЭ. Продолжается начатое ранее сотрудничество по организации совместных школьно-вузовских конференций [2], разработка практических и методологических аспектов обучения на лабораторных занятиях [3-4].
Сотрудничество не ограничивается направленностью на физико-математические и технические классы. В орбиту непрерывной подготовки в системе «школа - технический вуз» включаются учащиеся спортивного и гуманитарного профилей (ЦО «Самбо-70», ЦО № 1948 «Лингвист-М» и др.). Особо отметим взаимную пользу от контактов технического вуза с учебными заведениями спортивного и гуманитарного профилей. В данном случае учащиеся на стадии довузовской подготовки получают дополнительные возможности для выстраивания индивидуальных образовательных траекторий, нацеленных на получение инженерного образования. А технический вуз получает студентов, пропагандирующих здоровый образ жизни и способствующих созданию образовательной среды, благоприятствующей гуманитаризации инженерного образования.
Курсы повышения квалификации и стажировка на кафедрах института базового образования НИТУ «МИСиС»
помогают учителям ознакомиться самим и познакомить учащихся своих школ с современным физическим практикумом, лабораториями общей и неорганической химии. Кроме того, учителя имеют возможность получить индивидуальную консультацию по применению интерактивных методов обучения и мультимедиатехнологий в преподавании физики, химии, математики, истории.
В программу курсов повышения квалификации и стажировки также включается индивидуальная помощь преподавателей кафедр института базового образования НИТУ «МИСиС» педагогическим работникам в создании новых или адаптации имеющихся учебных пособий для нужд средних образовательных учреждений г. Москвы.
В программе курсов повышения и стажировки учителей предусмотрены лекции по истории развития естественных наук, круглые столы и семинары по различным аспектам школьного и вузовского образования.
В подготовке школьников к проектной деятельности участвуют также специальные кафедры НИТУ «МИСиС». Так, в работе над проектом «Нанотехнологии в медицине и спорте» учащиеся ЦО «Самбо-70» участвовали в экспериментах и получали консультации на кафедрах Института новых материалов и нанотехнологий НИТУ «МИСиС». А консультантами проекта «Зубчатые передачи» учащихся школы № 906 были преподаватели кафедры технологии и оборудования трубного производства Института экотех-нологий и инжиниринга НИТУ «МИСиС» [5]. В итоге школьники получают возможность познакомиться с отдаленными перспективами, связанными с обучением в вузе.
Такое комплексное взаимодействие НИТУ «МИСиС» со школами решает сразу несколько задач: облегчает адаптацию вчерашних школьников к условиям вузовского образования, позволяет совершенствоваться учителям, а преподаватели вузов имеют возможность корректировать содержание учебного процесса, исходя из потенциала будущих абитуриентов.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреенко Ю. А., Барышева З. П., Конарева Е. В. О содержательно-критериальном компоненте подготовки к ЕГЭ по физике // Наука и школа. 2012. № 3.С.98-100.
2. Андреенко Ю. А., Капуткин Д. Е, Мапельман В. М. Роль конференции как фактора повышения компетенции участников образовательного процесса гимназии // Наука и школа. 2009. № 4. С. 14-15.
3. Капуткин Д. Е, Шустиков А. Г. Физика. Обработка результатов измерений при выполнении лабораторных работ. М.: Учеба, 2007.
4. Пурышева Н. С., Андреенко Ю. А. Роль методологических знаний при организации лабораторных занятий по физике // Физическое образование в вузах. 2009. Т. 15, № 2. С. 49-54.
5. Исследование особенностей зубчатых зацеплений / В. Б. Колчева, Д. В. Слёзка, В. С. Уваров [и др.] // Потенциал. 2010. № 10. С. 62-66.