ется проведение экологического мониторинга. В быту надо непременно иметь заводские фильтры для очистки воды, а во время дождей использовать зонты; укрывать грядки личных садовых участков, если вкус дождевой воды кислый.
Обычно по одной и той же проблеме создаются три варианта сценариев: пессимистичный, оптимистичный и более
УДК 373 ББК 74.202
усредненный, реальный. Важно сделать все три и выбрать оптимальный, реальный сценарий. Перспективность выводов вытекает из качества проекта, сценария, их реализации и анализа, воображения сценаристов.
РОЛЬ КОНФЕРЕНЦИИ КАК ФАКТОРА ПОВЫШЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА ГИМНАЗИИ
Ю.А. Андреенко, кандидат педагогических наук, доцент МИСиС (495) 955-00-32
Д.Е. Капуткин, доктор технических наук, директор Института базового образования МИСиС
(495) 955-00 32
В.М. Мапельман, доктор философских наук, профессор МИСиС (495) 955-00-32
В статье обсуждается вопрос об оптимизации числа участников взаимодействия гимназии с высшими учебными заведениями и о значении конференций как рабочего органа в многостороннем сотрудничестве.
Ключевые слова: конференция, компетенция, гимназия, сотрудничество, высшие учебные заведения.
ROLE OF CONFERENCE AS A FACTOR OF INCREASING COMPETENCE OF PARTICIPANTS IN THE EDUCATIONAL
PROCESS OF A GRAMMAR SCHOOL Andreenko U.A., Kaputkin D.E., Mapelman V.M.
The questions about optimization of number of participants' interaction in grammar school with high educational institutions and about conference's meaning as a working part in the multilateral cooperation are discussed.
Keywords: conference, competence, grammar school, cooperation, high educational institutions.
О том, что роль конференции как фактора повышения связей по арифметической прогрессии, то есть неуклонном
кв
компетенции участников образовательного процесса велика, свидетельствует практика взаимодействия образовательных учреждений общеобразовательной и высшей школы, а также то внимание, которое уделяется этой форме взаимодействия в средствах научной информации [1].
При этом следует иметь в виду не только очевидный факт полезности конференции как форума для предъявления и обсуждения последних научных, технических и прочих достижений, но также факт появления или укрепления сопутствующих конференции направлений деятельности, например, возникновения новых связей между личностями, учреждениями и т. д.
Очевидно, что повышение компетенции предполагает наличие взаимодействия. При этом повышение компетенции может быть односторонним (если в основном одна сторона оказывает влияние на другую) и многосторонним (если все участники процесса активно влияют друг на друга).
Тема конференции - «Взаимодействие гимназии с высшими учебными заведениями - условие повышения компетентности участников образовательного процесса гимназии» - связана с многосторонним процессом, предполагающим, как минимум, двух участников (учреждений) гимназия - вуз. При этом возникает вопрос об оптимальности количества участников, поскольку их увеличение приводит к росту числа связей, а, следовательно, - к усложнению управления взаимодействием. Так, увеличение минимального числа участников на единицу приводит к росту числа связей в три раза (число связей для двух участников равно двум, а для трёх участников - шести), при общем увеличении числа связей на четыре. При увеличении числа участников ещё на единицу число связей по отношению к предыдущему случаю возрастает в два раза, при абсолютном увеличении числа связей на шесть. В общем случае прирост числа связей при увеличении количества участников составляет возрастающую арифметическую прогрессию. И в то же время, прирост последующего числа связей по отношению к предыдущему стремится к единице.
Возрастание объёма информации, так же как точность измерений, точнее характеризуется относительными величинами. Поэтому понятно, что при возрастании прироста числа
ухудшении управления процессом, при одновременном ухудшении относительного показателя прироста объёма информации, увеличение числа постоянно взаимодействующих участников в целом приводит к уменьшению эффективности функционирования системы.
Таким образом, наибольшее относительное увеличение прироста числа связей при наименьшем абсолютном увеличении происходит при переходе от двух участников к трём. При четырёх участниках эффективность взаимодействия значительно меньше. Иллюстрацией постоянного сотрудничества четырёх участников может служить пример взаимодействия МИСиС с двумя школами города Солнечногорска и органом управления образования этого города в системе целевого приёма. При этом учащиеся одной школы проходили отбор в другой школе, которая была базовой при МИСиС. При общей заинтересованности всех участников в ускорении процедуры приёма, организация приёма оказалась громоздкой и едва не была сорвана.
С другой стороны, показательным примером трехстороннего взаимодействия может служить сотрудничество между гимназией № 1636 «НИКА», ГТУ «МИСиС» и МПГУ (каждый из участников связан с другим двусторонним договором о сотрудничестве). Это партнёрство зародилось на конференции [2] и оказалось весьма плодотворным как в плане совместного решения основных задач школы и вуза (развитие у обучаемых навыков самостоятельной работы, выработка умений исследовательской деятельности и т. д.), так и в плане объединения усилий для повышения педагогической квалификации преподавателей взаимодействующих сторон и других образовательных учреждений.
Однако трёхстороннее сотрудничество, при всей его эффективности, не закрывает пути для двусторонних взаимодействий. Более того, двустороннее сотрудничество наиболее управляемо, и таких взаимодействий у каждой из сторон должно быть много. Не пересекаясь постоянно, эти двусторонние процессы при взаимном дополнении не мешают друг другу. В этом случае наиболее эффективный обмен информацией происходит на конференции, на самом деле являющейся рабочим органом многостороннего сотрудничества.
Представляется необходимым расширять количество
участников подобных конференций, по возможности включая в их число все стороны, заинтересованные в качестве образовательного процесса гимназии (среди участников должны быть не только субъекты образовательной деятельности, но и врачебной, юридической и пр.).
И, наконец, поскольку конференции являются рабочим органом многостороннего сотрудничества, они должны работать периодически. Начало этому процессу в гимназии № 1636 положено.
Литература
1. Андреенко Ю.А., Мапельман В.М. Совместная школьно-вузовская конференция как способ выработки согласованных подходов в профильном образовании / Наука и школа. - 2006. - № 3.
2. Курьянова Т.Г. Проектная деятельность как средство реализации компетентностного подхода в профильном образовании / Наука и школа. - 2006. - № 3.
УДК 371 ББК 74.200
ОРГАНИЗАЦИЯ КВАЗИПРОФЕССИОНАЛЬНОИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ
К ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ
Г.Х. Валеев, доктор философских наук, кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии и социологии Башкирского государственного аграрного университета, (905) 353-37-91, [email protected] Л.Ф. Нугуманова кандидат педагогических наук, ст. преподаватель кафедры технологии Стерлитамак-ской государственной педагогической академии(3473) 24 91 18, [email protected]
В статье представлены формы учебных занятий контекстного типа, предполагающих активное включение студента в квазипрофессиональную деятельность, в которой в аудиторных условиях и на языке науки моделируются условия, содержание и динамика педагогического процесса, отношения занятых в нём людей.
Ключевые слова: квазипрофессиональная деятельность, педагогический процесс, профориентационная работа, ролевые игры.
ORGANIZATION OF QUASIPROFESSIONAL ACTIVITY OF FUTURE TEACHERS IN THE PROCESS OF PREPARATION
TO THE PROFESSIONALLY-ORIENTED WORK.
Valeev G.H., Nugumanova L.F.
The article deals with the forms of lessons of a contextual type which include students ' participation in a quasiprofessional activity. The latter is aimed at creating conditions, contents, dynamics and relations between people in a teaching process in the atmosphere of a process in the atmosphere of f science language in the classroom.
Keywords: quasiprofessional activity, pedagogical process, professionally-oriented work, role-playing games.
В профессиональной подготовке будущих учителей щихся; ;
особое место занимает развитие профессиональной мотивации студентов, проявляющееся, в частности, в устойчивом интересе будущих учителей к педагогической профессии и желании работать по специальности. Ведь известно, что далеко не все выпускники педагогических вузов работают в школе. Среди разнообразных причин этого можно назвать и то обстоятельство, что некоторые студенты безразлично относятся к своей будущей профессии, а также, изучая большое количество различных учебных предметов, тем не менее не владеют навыками применения полученных знаний в профессиональной деятельности.
Формирование педагогической направленности студентов - понимание ими социальной значимости профессии учителя, интерес к школе и педагогической деятельности, навыки общения со школьниками и другими субъектами учебно-воспитательного процесса, готовность к решению различных проблем и задач педагогической деятельности - должно пронизывать все стороны профессиональной подготовки будущих учителей. В наиболее систематизированном виде указанные аспекты реализуются в контекстном обучении. Формы учебных занятий контекстного типа предполагают активное включение студента в квазипрофессиональную деятельность, в которой в аудиторных условиях и на языке науки моделируются условия, содержание и динамика педагогического процесса, отношения занятых в нем людей, как это имеет место, например, в деловой игре [1].
Разрабатывая программу курса по выбору для студентов педагогических вузов «Теория и методика профориентацион-ной работы в школе», мы выделили в нем два смысловых блока:
1) теория профориентационной работы в школе;
2) практика профориентационной работы, проводимая школьным учителем, включающая следующие компоненты:
а) активизация профессионального самоопределения уча-
б) профессиональная диагностика;
в) профессиональная консультация.
Композиционно курс строится следующим образом: по первому блоку проводятся лекционные и семинарские занятия; по второму - лабораторно-практические, включающие тренинги, деловые и ролевые игры. Приобретенные знания, умения и навыки затем реализуются в ходе педагогической практики. В дальнейшем многие студенты выбирают и пишут курсовые и дипломные работы по проблемам профессиональной ориентации молодёжи. Включение студентов в квазипрофессиональную деятельность осуществляется в ходе ролевых игр, дидактических игр, диспутов, соревнований в знаниях и умениях [2].
В ролевых играх студенты, проигрывая роли «учителя», «учащихся», «родителей», «коллег по работе», овладевают конкретными практическим умениями, необходимыми им в будущей профессии. Разбор возникающих в ходе игры различных педагогических ситуаций и проблем способствует осмыслению студентами полученных теоретических знаний, формированию умений находить оригинальные решения, развивает профессиональную мотивацию, познавательные интересы, умение проникать в сущность явлений. Так как ролевая игра предполагает коллективное выполнение задачи, разрешение игровых проблем и последующее обсуждение хода игры, то занятия способствуют развитию коммуникативных, перцептивных и интерактивных умений, а также получению эмоционального удовлетворения от самореализации в совместной деятельности. По сравнению с чтением литературы или записью лекций, по методике профориентации ролевые игры создают учебную среду, максимально приближенную к будущей профессиональной деятельности. Это облегчает перенос умений, сформированных на семинарских и лабораторных занятиях, на реальные педагогические ситуации.