РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА
)
Модернизация образования: от школы до вуза
И.А. ПОДШИВАЛОВА, преподаватель химии и физики МОУСОШ№>14 (г. Люберцы)
К.П. ХОМЯКОВ, канд. хим. наук Н.Н. ПАВЛОВ, профессор, зав. кафедрой общей и неорганической химии Московский государственный текстильный университет им. А.Н. Косыгина
По мнению авторов, необходимым условием успешной модернизации образования, повышения его качества является творческое сотрудничество средней и высшей школы при реальной поддержке органов управления образованием. В статье освещается опыт подобного взаимодействия Московского государственного текстильного университета им. А.Н. Косыгина и его базовых школ.
Ключевые слова: средняя школа, вуз, сотрудничество, модернизация образования, уровень знаний, качество обучения.
Модернизация образования будет осуществляться успешнее, если между средней школой и вузами, а также федеральными, городскими и районными органами управления образованием сложатся качественно новые отношения, основанные на более тесном взаимодействии. Для пользы всего отечественного образования целесообразно установление творческих связей высших учебных заведений со школами, научно-исследовательскими организациями, вовлечение в этот процесс широкого круга специалистов: педагогов, психологов, социологов, представителей местных и федеральных органов управления образованием. В таком всестороннем сотрудничестве видится одно из важных условий успешной модернизации образования.
Исходя из нашего многолетнего опыта преподавания химии в школе и вузе, выскажем ряд оценок и предложений.
Школьные и вузовские образовательные стандарты, стиль изложения и терминология учебников нуждаются в оптимизации и согласовании. Дело в том, что педагоги средней школы недостаточно осведомлены о современных вузовских требованиях, а преподаватели вузов - о школьной программе и стандартах общего среднего образования.
Есть основания утверждать, что учебный процесс постепенно формализуется. Учителя озабочены не тем, как учить, а тем, как контролировать знания (рейтинги, сумма баллов и пр.). Всё меньше (по крайней мере в вузах) преподаватели непосредственно общаются с учащимися, они излишне обременены непедагогическими обязанностями, к их мнению «наверху» не прислушиваются. Символом и апогеем формализации является ЕГЭ.
Поскольку средняя школа никак не связана ни с наукой, ни с промышленными технологиями, получение знаний о современном уровне и достижениях в этих сферах для учителей затруднительно, а действующая система повышения их квалификации ни в коей мере эти пробелы не восполняет. Учителя химии обречены из года в год пересказывать ученикам тексты из учебников, далеко не всегда имея представление о реальных явлениях и процессах в рамках своего предмета, о современном научном оборудовании и приборах. Всё это они могли бы увидеть в лабораториях вузов либо при их посредничестве в других организациях (например, в профильном НИИ или на производстве).
Как правило, учителя средней школы плохо представляют себе содержание про-
158
Высшее образование в России • № 2, 2011
фессий, которым обучают в вузах, в ней нет эффективной системы профориентации. Участие в этом деле вузов было бы очень полезным.
Уровень подготовленности многих абитуриентов к обучению в высшей школе недостаточен для восприятия вузовской науки. Одна из основных причин - сокращение школьной программы по естественным дисциплинам в старших классах (по химии - до одного часа в неделю, по физике - до двух часов). Этого совершенно недостаточно не только для получения учащимися минимально необходимой суммы знаний в этих областях, но и для формирования у них хотя бы элементов естественно-научного образа мышления. Другая причина - необязательность школьного экзамена по физике, химии, биологии, что позволяет учащимся вообще не открывать учебник по этим предметам. Поэтому для многих студентов-перво-курсников необходимость изучать химию в вузе фактически заново оказывается неприятной неожиданностью. Как показывает наш опыт, у вчерашних школьников зачастую отсутствуют представления не только о химических, но и вообще о естественно-научныхявлениях: они не знают, что такое электрический ток, зачем живым организмам нужна пища и т.д. Случаются затруднения и в элементарных арифметических действиях (деление и умножение чисел), и в определении количественных соотношений (например, сколько литров в кубометре). Приходится констатировать, что значительная часть выпускников общеобразовательной школы среднего образования на самом деле не имеет и лишь меньшинству первокурсников школьная подготовка позволяет без серьёзных затруднений продолжить обучение в вузе (показательно, что существенной разницы в уровне подготовленности по естественно-научным дисциплинам между москвичами и ребятами из провинции не наблюдается).
Состав студенческой аудитории по уровню знаний крайне неоднороден, однако влиять на него вуз не может, поскольку
приём осуществляется на основе сертификата ЕГЭ: конкурируют не абитуриенты, а документы. Вузовские стандарты это обстоятельство совершенно не учитывают, поэтому качественное выполнение учебной программы осложняется. Не готовых к восприятию знаний первокурсников приходится тем или иным способом «доводить до кондиции ». Разумеется, это лучше делать до поступления в вуз, то есть в школе и, может быть, с помощью вуза. В любом случае, такое положение не должно сохраняться, и его кардинальное изменение к лучшему возможно лишь при совместных действиях средней и высшей школы и органов управления образованием.
Факультетом химической технологии и экологии и факультетом повышения квалификации МГТУ им. А.Н. Косыгина организован постоянно действующий семинар для учителей химии базовыхшкол Москвы и Подмосковья. Содержанием двух циклов занятий продолжительностью 24 и 72 часа было чтение курса лекций по основным разделам общей и органической химии, дискуссии о преподавании некоторых сложных для восприятия школьников тем, лекции по применению методов нано- и биотехнологий при создании новых текстильных материалов, занятия по использованию компьютерной техники в лабораторном практикуме по общей химии. На кафедре технологии химических волокон и нанотехнологии участникам семинара были показаны процессы формирования искусственного волокна как традиционными, таки современными нанотехнологическими методами. Была организована экскурсия в аналитическую лабораторию Природоохранного центра Москвы, где учителя получили возможность увидеть современные приборы химического анализа и их работу. Кроме того, преподаватели кафедр МГТУ участвовали в учительских конференциях (в г. Люберцы Московской обл.), где обсуждались проблемы преподавания химии. Вузовские педагоги рассказывали школьным учителям о современных тек-
Редакционная почта
159
стильных материалах и технологиях, проводили показательные занятия по химии со школьниками.
Непосредственное общение вузовских преподавателей с учащимися школ - важная часть учебной работы и на университетском, и на факультетском уровне. В МГТУ регулярно проводятся Дни открытых дверей, предметные олимпиады «Шаг в будущее», а ежегодно в октябре университет устраивает для старшеклассников «День науки», на который приходит более тысячи человек. Каждый год факультет приглашает школьников на студенческие научные конференции, где они докладывают о результатах своих нехитрых исследований. Наш опыт показывает, что юношество весьма горячо и благодарно откликается на предложения, исходящие от вуза. Замечено, что впечатления, которые школьники получают от подобного общения, значительно повышают их интерес к предмету и мотивацию к его изучению.
Инициаторами сотрудничества могут быть и школы. Так, например, гимназия № 9 посёлка Купавна (г. Железнодорожный) Московской области, решая пробле-
му профориентации, многие годы устраивает встречи учеников (своих и других школ) и их родителей с преподавателями МГУ им. М.В. Ломоносова, Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова, МГТУ им. Н.Э. Баумана, Национального исследовательского технологического университета «МИСИС», МГТУ им. А.Н. Косыгина и других высших учебных заведений. Находящаяся в посёлке Томилино (г. Люберцы) Московской области школа №14 также регулярно приглашает университетских преподавателей заниматься со старшеклассниками. По нашему единодушному мнению, школы могут и должны чаще обращаться к вузам за помощью в решении своих учебных проблем.
В заключение отметим, что тема сотрудничества средней и высшей школы неоднократно обсуждалась на страницах журнала «Высшее образование в России». Полагаем, что освещение и распространение опыта их творческого взаимодействия необходимо для достижения главной цели национального проекта «Образование» - повышение качества обучения российской молодёжи.
PODSHIVALOVA I, KHOMIAKOV K, PAVLOV N. MODERNIZATION OF EDUCATION: FROM SECONDARY TO HIGHER SCHOOL
The authors present the conception and forms of cooperation between secondary school and higher education institutions, which will help to raise the quality of education especially in natural sciences.
Keywords: secondary school, higher school, education, cooperation, modernization, perfection.
9