Научная статья на тему 'Задачи переструктурироваиия общеобразовательной сети и система воспроизводства научнопедагогических кадюв'

Задачи переструктурироваиия общеобразовательной сети и система воспроизводства научнопедагогических кадюв Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сажин В. Б., Селдинас И., Кочетов Л. М., Белоусов А. С., Чунаев М. В.

Важным элементом системы воспроизводства научно-технических кадров для инновационной экономики является повышение качества нового набора в вузы. Выделяются две составляющие — качество обучении в общеобразовательных учреждениях и повышение требований конкурсного отбора абитуриентов. Показано, что при росте госфинансирования данной проблемой является качество образования. Исследованы причины серьезной деградации учащихся старшей ступени школы. Обсуждены новации в общеобразовательной сфере: введение отраслевой формы оплаты труда педагогов, ликвидация малокомплекгных [менее 200 чел.] школ, введение структуры менеджмента в школах, массовая аттестация учителей и руководителей, востребованность экетерната, введение оценки общественной активности учащихся. Обсуждена ситуация с ЕГЭ. Показано, что ЕГЭ, в целом, не соответствует своему назначению. Обсуждено введение дополнительных форм конкурсных испытаний в вузы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сажин В. Б., Селдинас И., Кочетов Л. М., Белоусов А. С., Чунаев М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Задачи переструктурироваиия общеобразовательной сети и система воспроизводства научнопедагогических кадюв»

родоохранных мероприятиях, следует повышать активность Росприроднад-зора в части охраны водного бассейна. По словам эколога О. Митволя, если корпорация General Electric за загрязнение Гудзона вынужденно заплатила $6.5 млрд., то в России свои реки любят не меньше, чем американцы Гудзон.

Библиографические ссылки

1. Проблемы здравоохранения, демографии и экологии как индикатор устойчивого развития./ В.Б. Сажин [и др.]; // Успехи и химии и химической технологии: Сб. науч. тр. [под ред. П.Д. Саркисова и В.Б. Сажина]; / РХТУ им. Д.И. Менделеева М.: Изд-во РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2006. Том XX. №5 (63). С. 58-70.

2. Охрана окружающей среды в условиях рынка. / В.Б. Сажин [и др.]; // Успехи в химии и химической технологии: Сб. науч. тр. [под ред. П.Д. Саркисова и В.Б. Сажина]; / РХТУ им. Д.И. Менделеева М.: Изд-во РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2006. Том XX. №7 (65). С. 117-123.

3. Проблемы рационального использования водных ресурсов в России./ В.Б. Сажин [и др.]; // Успехи в химии и химической технологии: Сб. науч. тр. [под ред. П.Д. Саркисова и В.Б. С'ажина]; / РХТУ им. Д.И. Менделеева М.: Изд-во РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2008. Том XXII. №11 (91). С. 56-70.

УДК 336.2

В. Б. Сажин. И. Селдинас, Л. М. Кочетов, А. С. Белоусов, М. В. Чунаев, М. Б. Сажина. Е. В. Отрубянников, Е. Г. Баталов

Российский химико-технологический университет мм. Д.И. Менделеева, Москва, Россия Высшая школа нетрадиционной медицины, Нью-Йорк, США

Московский государственный текстильный университет им. A.M. Косыгина, Москва, Россия Калто-Скаидинавская медицинская сеть "Селдми-Центр", Юрбаркас, Литовская Республика Российский заочный институт текстильной и легкой промышленности, Москва, Россия

ЗАДАЧИ ПЕРЕСТРУКТУРИРОВАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СЕТИ И СИСТЕМА ВОСПРОИЗВОДСТВА НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

Важным элементом системы воспроизводства научно-технических кадров для инновационной экономики является повышение качества нового набора в вузы. Выделяются две составляющие — качество обучения в общеобразовательных учреждениях и повышение требований конкурсного отбора абитуриентов. Показано, что при росте госфинансирования главной проблемой является качество образования. Исследованы причины серьезной деградации учащихся старшей ступени школы. Обсуждены новации в общеобразовательной сфере: введение отраслевой формы оплаты труда педагогов, ликвидация малокомплектных (менее 200 чел.) школ, введение структуры менеджмента в школах, массовая аттестация учителей и руководителей, востребованность экстерната, введение оценки общественной

активности учащихся. Обсуждена ситуация с БГЭ. Показано, что ЕГЭ, в целом, не соответствует своему назначению. Обсуждено введение дополнительных форм конкурсных испытаний в вузы.

Государством поставлена задача создания инновационной экономики, что предполагает подготовку новых — инновационных кадров. Таким образом, важность воспроизводства научно-педагогических кадров дополнительно актуализируется, и, по-существу, из проблемы, в основном, научно-педагогического сообщества, возведена в ранг стратегической государственной задачи. В рамках развития научно-педагогических кадров важна цепочка преемственности в сфере непрерывного образования и непрерывного же развития творческих способностей: школьники — выпускники — абитуриенты — студенты — специалисты - аспиранты — научные сотрудники — педагоги высшей школы. Наиболее затратной, с точки зрения бюджетного финансирования, является подготовка студентов. Поэтому важным элементом решения общей задачи является повышение качества нового набора в вузы. Очевидно, что здесь надо вычленить составляющие — качество обучения в общеобразовательных учреждениях и повышение требований конкурсного отбора абитуриентов.

В России, по заявлению главы Мииобрнауки А. Фурсенко, продолжается приоритетный рост госфинансирования образования с ежегодным увеличением не менее чем на 25%. Так в 2008 году консолидированный бюджет образования составил 1,3 трлн. рублей. В стратегии развития России до 2020 года заложено значительное увеличение процента ВВП, выделяемого на образование (до 5-6%). При этом деньги должны быть потрачены на переструктурирование образовательной сети. Без этого, при ухудшении нефтяной конъюнктуры, государство не сможет выполнить социальных обязательств ни перед учителями, ни перед детьми. Сейчас, по словам министра, реальное финансирование российского образования не дотягивает и до 4% ВВП.

Начиная с заседания Госсовета РФ в марте 2006 года, проблемы отечественного образования получили в России приоритет национальной стратегии [1]. Тогда президент В. Путин озвучил свои взгляды на развитие отечественного образования до 2010 года: "Образование должно быть доступным для граждан, а его качество соответствовать лучшим отечественным и международным образцам. Это абсолютная база. Расходы на "разумное, доброе, вечное" за последние годы выросли более чем в пять раз — с 38 млрд. руб. в 2000-м до 206 млрд. в 2006-м. В три раза возросли они в консолидированном бюджете страны. Однако коренной модернизации отрасли пока не произошло».

По мнению коллектива аналитиков «м&к» (Н. Рогов и др.), госрасходы на образование в последние годы увеличились с 2,8 до 4% ВВП. При этом в Германии, по последним данным ООН. госрасходы на образование составляют 4,6% ВВП. в Италии —4.7 % ВВП. а в США— 5,7%. Что же касается «азиатских тигров», то в Японии госрасходы на образование составляют 3,6%, в Южной Корее—4,2 %.

По экспертным оценкам, в России государственные расходы на образование растут даже быстрее, чем экономика в целом (рис.1, табл. 1.2) |2|.

Если считать долю госфинансирования образования в процентах от национального ВВП и принять уровень России за 1, то в США госрасходы на образование составляют в условных баллах 1,44, в Италии — 1,18, в Германии — 1,15, в Южной Корее—1,05, в Японии - 0.9. В Китае к 2011гг. уровень госфинансирования образования предс тоит довести (в тех же условных единицах) - до 1. Конечно, если учитывать, что российский ВВП существенно уступает ВВП этих стран, то ситуация не будет выглядеть столь благополучной (рис. 2). Но эти данные отражают степень заинтересованности правительств и граждан стран вкладывать деньги в сохранение и развитие национального интеллектуального потенциала.,По мнению И. Абанкиной из Высшей школы экономики, для азиатских стран характерно большое внимание к образованию со стороны самого населения. И национальные стратегии развития образования рассчитаны во многом именно на привлечение негосударственного финансирования. Так в Китае, в рамках пакета экстренных мер по сокращению социального разрыва между городом и деревней, в 2008 году было введено бесплатное девятилетнее образование для деревенских детей. Однако в азиатских странах даже с учетом негосударственных средств расходы: на образование не превышают 8 -.......10% ВВП.

•л H

+52%

i: ш ? ш 1 • -íé

1 1

|з озз | |1300|

-- " t 1 Щ

PS3Í г vi} ; i t ß Í щ i á ' % r 4 í

2 о из 2(мм зноя 2() О Г, 2007 2008

. Динамика роста государственных расходов на образование в 2001-2008 гг. (млрд. руб.)

В России общие расходы на образование с учетом поступлений от домохозяйств и бизнеса достигают сейчас, возможно, 7,5 — 8% ВВП, т.к. из негосударственных источников в высшее образование приходит уже более половины средств (но данным экспертов, например, в высшем образовании — до 61%), а объем госфинансирования, по данным министра А. Фурсенко, составляет порядка 4% ВВП. По оценке ректора ВШЭ-ГУ профессора Я. Кузьмина, около 3,5% ВВП идет на регулярные государственные расходы на образование, нацпроект по образованию добавляет. 0,3—0,4% ВВП, и еще порядка 2% тратит само население. По словам российского омбудсмена В. Лукина, коммерциализация образования ведет к снижению его доступности, нарушающей конституционные права граждан.

Еще в 2007 году Общественная Палата РФ выявила приоритеты для бюджетного финансирования. Главным (и самым затратным) приоритетом названа средняя общеобразовательная школа. Предлагается обеспечить за

счет государственных средств полностью бесплатное среднее образование. Ежегодно порядка 200—250 миллиардов рублей в год придется выделять дополнительно на зарплату учителей, чтобы довести ее до ПО — 115% от средней по стране.

'Гябл. 1. Расходы бюджета России на образование (млрд. руб.), отнесенные к величине внутреннего валового продукта (%) в 2004-2008 гг.

Годы 2004 2005 2006 2007 | 2008

Образование, 119.3 160,5 679.17 1033 | 1300

% к ВВП 0,70 0.74 2.5 3,3 1 ~ 4

Табл. 2. Госфинансирование в област и образования по отношению к ВВП (по данным ООН)

Страна Индекс госфинансирования образования*

США 1,44

Италия 1,18

Германия 1,15

Южная Корея 1.05

Россия 1.0

Япония 0.9

Китай 0,85-0,9

""Индекс рассчитывается как отношение % ВВП страны — к % ВВП для России

Страна 2006 2007 2008

Япииш^ ; 43 6 7 4302 4433

ГерлиигШ! 289 7 30 Ш 31Н4

Китай 2630 зоУ/ 341 7

11 (■„[ пко брчташт 23 74 266/ 2823

Францня 2232 2401 2513

11 ¡1! <11 И >! 1853 ШИ 4 2 О 76

Канада 1204 7.266 /334

Мс: п и и ня 1226 /359 1454

Кра зилця То68 1 1 7.4 .1252

Россия у 79 1 16 Г 1345

Рис. 2. Страны-лидеры по величине внутреннего валового продукта (ВВП) (5, млрд.) (по данным Международного валютного фонда)

Готовность граждан платить за обучение детей при пассивности государства может привести к тому, что через несколько лет вдруг обнаружатся огороженные школы для среднего класса, за отдельным высоким забором — заведения для элиты, а все остальные где-то на задворках. Есть риск создания разных социальных групп, которые, начиная со школьной скамьи, друг с другом не общаются. У них будут качественно разные возможности попасть на следующий уровень образования. И коренная для образования

функция социального перемешивания будет отринута.Профессор Я. Кузь-минов убежден, что это — слишком высокая цена для России. Дополнительные $4-5 миллиардов от состоятельных российских семей, не стоят того будущего, которое мы можем уготовить своей стране. По мнению депутата Госдумы О. Смолина, уже сейчас уровень неравенства возможностей в сфере образования зашкаливает. А дальнейшее сокращение доли бюджетного финансирования (с ростом платного обучения) приведет к еще большему увеличению разрыва в праве на образование для различных слоев населения.

Главная проблема российского образования — качество [3]. По результатам проведенного Организацией экономического сотрудничества (ОЭСР) исследования, российские старшеклассники в 2006 году заняли 30-е место (из 40) по уровню знаний в математике.

Идет подготовка к очередному международному конкурсу PIRLS в 2011 году. Международный проект по исследованию качества чтения и понимания текста Progress in International Reading Literacy Study (PIRLS) проводится раз в пять лег. В нем принимают участие школьники четвертого года обучения (начальная школа). Средний возраст — 9—10 лет (в России — 10— 11). По условиям проекта, внутри каждой страны участники и школы выбираются случайным образом. В последнем конкурсе (2006 г.) россияне стали первыми (табл. 3), заняв на предыдущем конкурсе (2001 г.) только 16-е место.

В 2006 году тестирование охватило 45 регионов РФ, в нем участвовали 4955 четвероклассников из 232 школ (против 4093 учащихся из 206 школ в 2001 году). Конкурс 2006 года показал, что по количеству школьников, читающих каждый день художественную литературу, Россия находится на первом месте (50% учащихся по сравнению с 32% в среднем по странам-участницам). По мнению экспертов РАО, патронировавшей конкурс с российской стороны, в России сохраняется традиция уважительного отношения к книге (особенно со стороны старшего поколения), а в школьной программе уделяется достаточного много времени чтению художественных произведений. Результаты PIRLS показали, что российские дети в целом читают больше (по времени, по количеству книг и по их разнообразию), чем их западные сверстники. Есть и современные тенденции (с характерными тендерными особенностями): увеличилось количество мальчиков, использующих в качестве библиотеки интернет, а также — девочек, регулярно читающих статьи в журналах и газетах. При этом эксперты РАО отмечают, что чтению в российской школе уделяется 18 часов в неделю (24 — в Англии, 26 — во Франции, 28 — в Шотландии, свыше 30 — в Израиле).

В 2009 году в рамках участия в международной программе тестирования старших школьников — Programme for International Student Assessment (PISA) — в России проходит международное тестирование 15-летних подростков. Тестирование проводится раз в три года (последнее прошло в 2006 году). Его цель — проверить умение применять полученные знания в реальной жизни. В 2006 году в тестах приняли участие 57 стран (в 2003-м — 42). В России — почти 5800 подростков из 209 школ (2003 — 6000 из 212 учебных заведений). В 2006 году в общем зачете 15-летние россияне показали лишь 35-й результат (из 57). А верхние строчки таблицы заняли школьники

из Финляндии, Канады. Гонконга, Южной Кореи, Японии, Бельгии, Швейцарии и других стран. Две трети заданий пришлись на естественнонаучные вопросы. Результаты тестирования шокировали российское учительство. Наши девятиклассники по уровню естественнонаучной и математической грамотности, а также по грамотности чтения существенно уступают европейским школьникам. Так, по естественнонаучной грамотности российские школьники оказались на 33—38-м месте, по математической грамотности — на 32— 38-м, а по грамотности чтения — на 37—40-м.

Табл. 3. Результаты международного проекта P1RLS по исследованию качества чтения и понимании текста младшими школьниками

Место Страна Средний возраст детей, лет Набранный балл (из 1000)

I. Россия .10,8 565

5. Италия 10 551

7. Швеция 11 549

8. Германия 10,5 548

14. США 10 540

15. Англия 10,3 539

23. Франция 10 522

Все тесты PISA требовали не столько знания предмета, сколько умения мыслить логически, рассуждать и анализировать факты. Даже по математике были не просто задачи на вычисление и знание формул, а своеобразные тесты на практическую смекалку — например, предлагалось из двух тарифных планов оплаты мобильных телефонов выбрать наиболее выгодный.

Конкурс выявил очень тревожную для отечественного образования закономерность: резкую деградацию 15-летних по сравнению с 9-10-летними: в четвертом классе — первое место среди сверстников, а в девятом — ближе к концу списка. ЭКСПЕРТЫ объясняют ситуацию перегрузкой в классе и дома. Если российская, школьная программа ориентирована на большой объем знаний (что при ограниченной классной нагрузке предполагает серьезную домашнюю работу), то на Западе стремятся заинтересовать ребенка в предмете, научить его учиться. Более того, здесь на деле проявляют несвойственную (к сожалению) в России бережность к психологическому состоянию детей.

В 2007 году Детский фонд ООН представил исследование системы начального образования. Согласно его выводам, наименее счастливыми в западном мире ощущают себя 3,5 млн. британских учащихся. По мнению сотрудника Independent Couk Ричарда Гариера (Richard Garner), это исследование — «самое полное за последние 40 лет». Школьники Великобритании страдают из-за «отсутствия детства», они ощущают себя «несчастными» из-за отсутствия социальной сплоченности в стране. По информации эксперта А. Миклашевской, в исследовании, которым руководил профессор Кембриджского университета Робин Александер, говорится, что начальные школы накрыло волной «асоциального поведения, материализма и культа

знаменитостей». Авторы другого исследования возлагают вину за асоциальное поведение учащихся на жесткую государственную систему тестирования и ее постоянную ориентацию на достижение намеченных показателей. Многие учащиеся чувствуют охлаждение к учебе, потому что уроки скучны и учителя тратят слишком много времени на «подготовку к тестам», говорится в этом исследовании.

Национальная ассоциация директоров школ Великобритании в 2008 году обвинила министров в том, что это они «убивают радость и игру в начальной школе», Ассоциация учителей и преподавателей Великобритании (АУП) в 2008 году представила многочисленные данные о том, насколько психически уязвимы многие из 7 млн. учащихся начальных и средних школ страны. Отмечается, что «многие учащиеся в школах чувствуют себя несчастными и испытывают тревогу», «социальные проблемы и развал семей негативно сказываются на уровне образования детей и результатах работы школ и колледжей». Отмечается также рост числа учащихся, кончающих жизнь самоубийством «под давлением, которое они испытывают со стороны учебы, общества и одноклассников», что доказывает статистический взлет в 2007-2008 гг. числа самоубийств в Бридженде (Южный Уэльс).

По убеждению генерального секретаря ассоциации Мэри Боустид, все больше детей приходят в школу неспособными учиться, потому что они находятся в условиях стресса из-за того, что их жизнь безрадостна и уныла. При том, что домашние задания не дают достаточного представления о реальных способностях разных детей, они подвергают огромному стрессу детей из неблагополучных семей. Дети из семей, относящихся к среднему классу, приходят домой, и родители помогают им делать домашние задания. А у детей из неблагополучных семей такая поддержка есть не всегда. Дети должны иметь возможность исследовать, экспериментировать и получать удовольствие от учебы без ощущения давления. Домашние задания становятся все более тяжким грузом для учащихся начальной и средней школы.

В качест ве первого шага в решении этой проблемы предложено поддержать отмену обязательного домашнего задания для 3,5 млн. учащихся британских начальных школ, а также введение более жестких ограничений иа объем домашних заданий для учащихся средних школ. В 1997 году, когда к власти пришли лейбористы, министр образования Дэвид Бланкегг впервые опубликовал директиву об объеме домашних заданий для детей в возрасте от 4 до I б лет, с рекомендацией давать задания на 20 минут в день для четырех — пятилетних де тей, на 30 минут для шести— семилетних и от полутора до двух часов для 16-летних, которые готовятся к сдаче экзаменов на получение аттестата зрелости. С чех пор объем требований к домашним заданиям растет. По мнению М. Боустид, учителя, чувствуют себя обязанными задавать домашние задания из-за поставленных правительством высоких задач и тестирования, по итогам которог о составляется сравнительная таблица всех начальных школ страны с указанием результатов тестов 11-летних детей. Согласно обзору начальных школ специалистами Кембриджского университета, современные дети подвержены большему стрессу, чем предыдущие поколения, и испытывают скуку от уроков, на которых их постоянно

готовят к сдаче тестов. В результате уровень образования падает. По мнению эксперта Ричарда Гариера, заслуживает интереса опыт директора независимой школы Веллингтон-колледж Энтони. Селдоиа, который ввел специальные уроки «счастья», чтобы помочь учащимся справляться со стрессом.

Официальная позиция министерства Великобритании по делам детей, школ и семей такова: «Домашние задания не являются обязательными, но мы советуем учителям давать детям задания для выполнения после занятий. Хорошая, правильно составленная программа домашних заданий помогает детям и молодым людям развить навыки и умения, которые понадобятся им для успешного накапливания личного опыта на протяжении всей жизни. Исследования показывают, что быть ребенком в 2008 году — прекрасно, и это верно для большинства детей. Большинство детей счастливы, большинство достигает более высокого уровня, чем прежде, у них более крепкое здоровье, больше возможностей для путешествий, занятий спортом, участия в культурных мероприятиях, чем у детей всех предыдущих поколений».

Весьма тревожно, что отчет ООН и ситуация в Великобритании практически не нашли отклика у российской педагогической общественности. Вместе с тем, по данным руководителя Центра оценки качества образования ИСМО РАО Г. Ковалевой, российские школьники с годами теряют интерес к обучению, снижается и успеваемость. Причем, самое заметное падение происходит у отличников. В начальной школе обычно бывает 10 — 12% отличников, а в 9-х классах — всего 5—6%. Вывод — надо менять всю систему: не заставлять школьников «зубрить» учебники, а приучать самостоятельно добывать знания, в том числе с помощью библиотек и интернета. По мнению президента Российской академии образования (РАО) И. Микандро-ва, следует определиться с особенностями обучения на средней и старшей ступенях российского среднего образования ......в частности, почему международное тестирование подтверждает высокий уровень подготовки учащихся младших классов, и более чем средний — у остальных. Кроме того, российских школьников предлагается диагностировать на наличие готовности учиться — в первом классе, а затем — в четвертом.

Школьники (и их родители) проявляют интерес к альтернативным учебным программам [3]. Сегодня эксперты образования отмечают растущую популярность получения обязательного образования экстерном. Главное преимущество - это возможность закончить два класса (10-11-й) за год или 11-й — за полгода. При этом экономится время для подготовки к вузу — не надо рваться из последних сил, ведь трудно совместить ежедневные 7—8 уроков с подготовительными курсами и занятиями с репетиторами. Выгода очевидна, поэтому за последние десять лет число экстернов только в Москве увеличилось в 20 раз. По Положению об экстернате, «экстернат» — особая, внешкольная форма получения знаний, «экстерн» — лицо, самостоятельно осваивающее общеобразовательные программы. «Экстерн» самостоятельно изучает школьные предметы и потом сдает экзамены. Когда положительные оценки получены, его переводят в следующий класс или выдают документ об окончании школы — аттестат. Но большинство учащихся-экстернов предпочитают ходить на интенсив — специальные занятия по

предметам. Так проще готовиться к экзаменам, да и лучше узнаешь преподавателей. Занятия проводят лекционно-блочным (модульным) методом. Учеба - четыре раза в неделю, по три пары (шесть часов) в день. Все уроки посвящаются только одному предмету — например, химии, литературе, математике или истории. За цикл учащиеся проходят годовую программу по школьной дисциплине, сдают промежуточный экзамен и приступают к новому модулю. Погружение в один предмет гораздо эффективнее, чем чехарда уроков. К тому же общение только с одним учителем психологически комфортнее, чем шесть-семь педагогов в день, сменяющих друг друга, как на конвейере. Во время модуля опрос в классе не проводится, поэтому у школьников нет боязни получить «двойку». Экстернам полагаются бесплатные учебники и два часа консультаций перед каждым экзаменом. Сами занятия - платные.........это дополнительная образовательная услуга. Правда, цены

гораздо ниже, чем у репетиторов. В экстернате более снисходительны к пропускам: при необходимости разрешается пройти модуль с другой группой. Главное, вовремя сдать все экзамены. За иесданные экзамены экстерна могут отчислить. В экстернате, как правило, имеются как дневные, так и вечерние группы, а также группы выходного дня. Чтобы учиться в экстернате, специального разрешения не требуется. Необходимый пакет документов: аттестат за 9-й класс, паспорт, справка о регистрации, медсправка и три фотографии.

Продолжается разработка и обкатка различных стратегий развития средней школы. Так в 2008 году И. Реморенко из Департамента госполитики Минобрнауки заявил, что общая оценка учащегося, кроме баллов в аттестате, должна быть дополнена оценками за внеучебиые достижения школьника (наличие лидерских качеств, степень участия в жизни школы, личный порт-фолио, результаты участия в олимпиадах).

По информации эксперта М. Лемуткиной, средняя школа окончательно входит в новые финансово-экономические реалии и получает соответствующую структуру менеджмента. Помимо должностей тьюторов (учителей для дистанционного обучения) и диспетчера в школе будут введены должности генерального директора и нескольких заместителей. Начата массовая сертификация имеющихся школьных управленцев — прежде всего директоров школ и их замов. Тем, кто ее не пройдет, придется в срочном порядке пройти курсы повышения квалификации.

С 1 сентября 2008 года базовые оклады российских педагогов выросли на 20%, а с I декабря фонд заработной платы учителей дополнительно увеличился на 30%. Еще в сентябре 2008 года на правительственном часе в Госдуме министр А. Фурсенко заявил, что рост зарплаты коснется не всех учителей. Сейчас — около 50 российских регионов перешли на новую систему оплаты труда. В них, по информации председателя комитета по образованию Госдумы. РФ профессора Г. Бальшша, заработок, рядового педагога вырос в 1,5 — 2 раза, а опытного — в 2—2,5. Однако при этом стали учитывать не только количество, но и качество труда. Раньше учителям было выгодно загружать школьников по полной программе — чем больше учебных часов, тем выше зарплата. Теперь в расчет берут не только учебную нагруз-

ку, но и внеклассную воспитательную работу. Поэтому заработок педагогов в одной школе может различаться в разы. Учитываться будет качество труда, его результативность. Инициативные, передовые педагоги смогут получать на,много больше, чем в среднем в регионе.

Принято решение о закрытии малокомплектных школ. По информации эксперта И. Сергеева, в России 6,5 тысячи малокомплектных начальных школ (80% из имеющихся). По данным министра образования и науки А. Фурсенко, в 3000 российских школ наполняемость составляет до пяти человек, а в 12 000 классов сельских школ учится по 1 —2 ученика, обучение которых обходится государству в 10 раз дороже, чем в городских малокомплектных учебных заведениях. Всего же из 35 тысяч полных средних учебных заведений в 15 тыс. занимается меньше чей по 200 человек. Содержание одного ученика в такой школе обходится госказне в 500 тыс. руб. в год — в двадцать раз больше, чем в укомплектованной городской школе (24 тыс. руб.). Кроме того, в маленьких учебных заведениях уровень обучения, как правило, очень низкий. Нет ни современного оборудования, ни компьютеров, ни интернета. А сами педагоги давно перешагнули пенсионный рубеж. Однако, по мнению министра А. Фурсенко, в каждом случае принимать решение надо индивидуально.

С 1 января 2009 года стал всеобщим и обязательным в России Единый государственный экзамен (ЕГЭ) (табл. 4). По мнению отраслевого эксперта М„ Лемуткиной, пока тотальный ЕГЭ ос тавался отдаленной перспективой, игнорировать его слабые стороны и прямые провалы было легко. Итоги ЕГЭ 2008 года (табл. 5) убедительно показали, что в выбранной модели больше минусов, чем плюсов. А с переходом Единого госэкзамена в штатный режим негатив лишь усугубится.

Во-первых, школа окончательно переключится с обучения детей на их подготовку к тестам, после чего на среднем образовании можно будет окончательно поставить крест. Во-вторых, вузы лишатся возможности самостоятельно набирать талантливых студентов, а значит, высшее образование хоть и чуть позже, но все равно разделит судьбу среднего. В-третьих, не менее четверти выпускников (по некоторым оценкам, до половины), получивших «двойку» на ЕГЭ. будут выходить из школы без аттестатов о среднем образовании и без каких бы то ни было жизненных перспектив.

По словам М. Лемуткиной, власти начали нащупывать пути к отступлению. Вначале прекратились разговоры о пользе ЕГЭ для школьников. Оно и понятно: продолжать их, когда выяснилось, что ни коррупция, ни репетиторство, ни экзаменационные стрессы никуда ие делись, а количество иногородних студентов увеличилось лишь на несколько процентов, и в самом деле как-то неловко. В итоге официальные достоинства Единого госэкзамена свелись лишь к «объективности оценок», Именно «благодаря ЕГЭ. — подтвердил министр образования и науки Андрей Фурсенко, — мы получили объективную картину: четверть выпускников школы ие знают математики и еще столько же русского — государственного языка страны». Во всем остальном министр согласился с оппонентами нынешней версии ЕГЭ. По мнению А. Фурсенко, ЕГЭ в качестве инструмента проверки знаний не со-

вершенен, поскольку выявить очень способного человека не поможет, а способен определить только средний и нижний уровни знаний. Кроме того, по его словам, школьников «стали: натаскивать на сдачу ЕГЭ. А ведь главное — не экзамен, а знания, необходимые для дальнейшей жизни». Озвучен проект переноса ЕГЭ в 9-й класс, чтобы определить, кому и чем стоит заниматься, идти ли в науку или нет.

Табл. 4. Показатели проведения в России единого государственного экзамена - ЕГЭ

(2(101-21)08 п .)

Показатели/ по годам 2001 2002 2003 2004 '2005 2006 2007 2008

Количество регионов 5 26 47 64 .78 79 82 84

Количество предметов 8 9 12 13 13 13 13 13

Процент выпускников 2,3 22,8 49,5 60,3 61,6 63,5 95,1 99,96

Количество вузов 16 123 464 946 1543 1650 1800 1800

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Количество ссузов - 79 928 1525 1765 1889 2000 2000

Тиб-т 5. Результаты сдачи ЕГЭ в 2007-20081'г.

Оценки «2» «5» «100 баллов»

Химия

2007 14.9% 16,8% 77чел.

2008 11.5% 16,5% 36 чел.

Физика

2007 12,3% 12% 28 чел.

2008 9.6% 12,2% 81 чел.

Русский язык

2007 8,8% 13,1% 951 чел.

2008 9,1% 10,7% 628 чел.

История

2007 10% 15% 34 чел.

2008 13,1% 14,5% 37 чел.

Английский язык

2007 7,9% 18,3% 3 чел.

2008 6,1% 18% 0 чел.

Дано разрешение принимать в вузы через победу в вузовских олимпиадах для школьников. Минобрнауки положительно оценивает предложение экспертов разрешить вузам, кроме рекрутов-олимпийцев, набирать, по своему усмотрению (до 5% общего набора), еще и талантливых ребят, не

имеющих высокие баллы ЕГЭ или дипломы победителей олимпиад. Тогда с учетом 15% победителей олимпиад и с учетом узаконенных в некоторых вузах дополнительных испытаний, общее число принятых в вуз может составить 25 — 30% от нового набора. Таким образом, по крайней мере, для высшей школы «Единый», госэкзамеи останется единым только формально.

По мнению заместителя председателя московской городской предметной комиссии А. Семенова, отмену ЕГЭ вообще можно только приветствовать, а с отменой только ЕГЭ «по математике» предмет в школе сразу перестанут изучать, как это случилось с «геометрией», не представленной в перечне экзаменов в форме ЕГЭ. А без «математики» начнется спад по всем дисциплинам, кроме гуманитарных, например по «физике» и «химии». Хуже того, у детей не будет развиваться умение логически рассуждать, а оно необходимо для построения отношений в любой сфере, включая взаимоотношения с другими людьми». По данным директора Московского центра непрерывного математического образования И. Ященко. «ненужные» для. сдачи в виде ЕГЭ предметы и в самом деле стремительно исчезают из школьной программы. «Физики», например, реально нет уже в четверти школ. А если исчезнет еще и «математика», то последствия для страны будут самыми плачевными, и в том числе в вопросах обороноспособности: для управления высокотехнологичным оружием, нужны солдаты, способные прочитать и усвоить инструкцию по его применению, что без знания математики — немыслимо. По информации М. Лемуткипои. эксперты ие сомневаются в необходимости экзамена по математике на выходе из школы. Мннобрнауки должно поменять положение об итоговом экзамене, заменив оторванный от жизни и страдающий завышенными требованиями ЕГЭ по матанализу экзаменом по математике. Его-то и качестве итогов и должны сдавать все выпускники школы. Причем обязательно по разным уровням — базовому и профильному. Задачи профильного уровня, естественно, должны быть сложнее. А вот базовые, предназначенные для гуманитариев и тех, кто не собирается учиться дальше, должны представлять собой простые арифметические задачки. Если школа научит ребят решать задачи своего уровня, ее миссию можно считать выполненной. Впрочем, когда ученик не сомневается в нужности того, чему его учат, выполнить ее будет несложно.

В 2009 году Правительство впервые утвердило перечень вузов, которым были разрешены помимо ЕГЭ собственные вступительные экзамены в приемной кампании 2009 года. В него вошли 24 учебных заведения (табл. 6). В конкурсе, проводимом Рособрнадзором, приняло участие порядка 50 вузов. На собственные дополнительные испытания могли претендовать лишь те учебные заведения, где число абитуриентов с отличными результатами ЕГЭ (от 80 из 100 баллов), как минимум, вдвое превышает число бюджетных мест по конкретной специальности. Поэтому на конкурс ие попали известные инженерные вузы, например, МГ'ТУ имени Баумана. МИФИ. МАИ. РХ'ГУ имени Менделеева и другие.

По мнению эксперта 10. Таратуты, примечательно (хотя и вполне закономерно в условиях сокращения бюджетных мест), что самый высокий конкурс в высшей школе в последние годы приходился на юридические и

экономические вузы, а также профильные факультеты университетов (в ведущих вузах он доходил до 30 человек на место).

Табл. 6. Перечень вузов, в которых нрошлн дополнительные экзамены в 2009 году

№ пп. Высшие учебные заведения

1. Московский государственный университет им М В.Ломоносова

о X.. Московский педагогический государственный университет

3. Московский физико-технический институт (государственный университет)

4. Московский государственный лингвистический университет

5. Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития и торговли РФ

6. Государственный универси тет—Высшая школа экономики

7. Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения

8. Санкт-Петербургский государственный университет

9. Академия народного хозяйства при правительстве РФ

10. Московский государственный медико-стоматологический университет

II. Московская государственная юридическая академия

12. Нижегородский государственный лингвистический университет им. 11. А. Добролюбова

13. Финансовая академия при правительстве РФ

14. Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ)

15. Волгоградский государственный медицинский университет

16. Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов

17. Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики

18. Российская академия правосудия

19. Московская медицинская академия им. И. М. Сеченова

20. Российский государственный медицинский университет

21. Московский государственный университет печати

22. Северо-Кавказский государственный технический университет

23. Государственный университет управления (ГУУ)

24. Московский государственный институт международных отношений (университет)

Одной из задач введения всероссийского ЕГЭ, было снижение субъективности приемной кампании и, как следствие, снижение коррупции при приеме студентов (объем «серых» доходов, то есть взяток и репетиторства, по оценке Высшей школы экономики, достигает $3 млрд. в год). Тем не менее, оппоненты введения ЕГЭ настаивали на необходимости дополнительных экзаменов, указывая, что единый госэкзамен не позволяет выявлять по-настоящему талантливых абитуриентов. При этом в ректорском сообществе

признавались, что вузовские администрации не хотят быть полностью отодвинуты от контроля над приемом в учебные заведения.

По мнению ректора ВШЭ-ГУ профессора Я. Кузьминова, «критерии отбора оптимальны: конкурс и вузовская репутация». Более того, университет, может и не воспользоваться правом на дополнительные испытания по всем из разрешенных специальностей. По мнению Минобрнауки, для многих вузов с «прозрачной системой отбора» собственные экзамены могут стать обузой, к тому же в ближайшее десятилетие ведущим вузам придется не столько отбиваться от абитуриентов, сколько бороться за «элитных» выпускников школ, ведь число самих школьников, по прогнозам, сократится на 20%. По заявлению ректора МИСиСа профессора Д. Ливанова, отказавшегося от подачи заявки, ЕГЭ и предметные олимпиады вполне достаточны для решения вузовских задач по качеству и количеству набора. Ректор МГТУ имени Баумана, академик РАН И. Федоров также вполне осознанно не участвовал в конкурсе, справедливо полагая, что . проводимый вузом конкурс «Шаг в будущее» (который, к слову, был отмечен Государственной премией), вполне достаточен для отбора будущих инженеров.

По утвержденным Минобрнауки правилам для выпускников 2008 года главной формой оценки знаний одиннадцатиклассников стал Единый госэкзамен. Он проходил по дисциплинам: математика, русский язык, литература, физика, химия, биология, география, история России, обществознание. иностранные языки (английский, французский, немецкий языки), информатика, но в каждом регионе набор был свой (например, в Москве — русский язык и математика). С учетом выпускников прошлых лет в ЕГЭ приняли участие около 1 миллиона человек, получив госсвидетельства с ЕГЭ-баллами, со сроком действия — до 31 декабря 2009 года. В 2008 году так называемое правило "плюс один балл" (когда в аттестат ставится оценка на балл выше полученной на ЕГЭ) была временно оставлена только для математики, литературы и русского языка. Выпускники, не набравшие баллов на «тройку», или пересдавали госэкзамен, или вместо аттестата получили лишь справку об окончании школы.

Минобрнауки в 2008 году согласилось удовлетворить заявки министерств и ведомств на дополнительную подготовку кадров, увеличив контрольные цифры набора бюджетников почти на 1,5 тыс. мест (табл. 7). Отказано в финансировании непрофильных специальностей — социологии, педагогики и психологии, запрошенных Госкомитетом по рыболовству. Сильнее всего сокращен набор гуманитариев. По специальности "Экономика и управление" — на 8%, а по юридическим дисциплинам —- на 7,7%. Количество бюджетных мест по информатике и вычислительной технике увеличилось на 10%. В 2008 году бюджетный набор в вузы сократился на 2.1% (к уровню 2007 года) и составил 523 тыс. человек (в том числе 375 тыс. студентов-очников).

МГУ им. М.В. Ломоносова впервые в 2008 году стал учитывать результаты Единого государственного экзамена (ЕГЭ), причем, результаты региональных госэкзаменов. Например, в Москве это были русский язык и литература. Москвичи предоставляли в приемную комиссию МГУ свои серти-

фикнты с ЕГЭ-баллами. В то же время университет проводил свои вступительные испытания. Поэтому у школьников было по две оценки по русскому языку и математике. На некоторых факультетах, скажем, на мехмате, даже три: по ЕГЭ, математике устно и математике письменно. Для абитуриентов из регионов, где не было в 2008 году ЕГЭ но алгебре и русскому языку, во второй половине июля была проведена вторая волна госэкзаменов (но сдаче тестов, аналогичных ЕГЭ). И только после этого было проведено зачисление в университет. В итоге все абитуриенты (и москвичи, и немосквичи) поступали в одинаковых условиях.

Табл. 7. Контрольные нифры приема и государственные образовательные учреждения России в 2008 году, тыс. чел. (по данным Минибрнауки)

Образовательные учреждения Прием в год, тыс. чел.

2007 2008

ПТУ 163,6 159,9 (-2,3%)

ССУЗы 312,1 300 (-3,9%)

ВУЗы 533, 7 523,1 (-2,1%)

По информации экспертов И. Сергеева и М. Лемуткиной, на общественных слушаниях в Госдуме в марте 2008 года в ультимативной форме потребовали от Минобрнауки оставить ЕГЭ сугубо добровольным, а по гуманитарным предметам отменить вовсе. По мнению депутатов, в нынешнем виде ЕГЭ служит лишь оболваниванию детей и разгулу коррупции, а сдача экзаменов в форме ЕГЭ лишь усиливает и без того тяжкое бремя учебных программ для современных школьников.

Эксперт 10. Таратута отмечает, что именно олимпиады, согласно новым правилам аттестации, включенным в закон «Об образовании», позволят ректорам минимизировать роль ЕГЭ в приемных кампаниях. Если ведущие вузы проводили олимпиады и раньше, теперь в битву за право проведения предметных олимпиад включатся и остальные. Отмечается, что в ряде вузов в 2007-2008 гг. до 70% победителей олимпиад, поступивших на модные факультеты «права» и «экономики», относились к категории «блатных».

Библиографические ссылки

1. Проблемы совершенствования Российского образования. / В.Б. Сажии [и др.]; // Успехи в химии и химической технологии: Сб. науч. тр. [под ред. П.Д. Саркисова и В.Б. Сажина]; / РХТУ им. Д.И. Менделеева М.: Изд-во РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2006. Том XX. №1 (59). С. 88-98.

2. Развитие образовательной среды в России./ В.Б. Сажин [и др.]: // Успехи в химии и химической технологии: Сб. науч. тр. [под ред. П.Д. Саркисова и В.Б. Сажина]; / РХТУ им. Д.И. Менделеева М.: Изд-во РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2007. Том XXI. №5 (73).- С. 69-82.

3. Совершенствование системы обязательного образования./ В.Б. Сажии [и др.]; !! Успехи в химии и химической технологии: Сб. науч. тр. [под ред. П.Д. Саркисова и В.Б. Сажина]; / РХТУ им. Д.И. Менделеева М.: Изд-во РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2008. Том XXII. №8 (88). С. 93-120.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.