Научная статья на тему 'ПАРТНЕРСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА И УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ - ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ'

ПАРТНЕРСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА И УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ - ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИЯ / ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / ДЕТИ-СИРОТЫ / НАУЧНЫЙ ПРОЕКТ / ТРУД / ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / PROFESSION / PROFESSIONALIZATION / ORPHANED CHILDREN / SCIENTIFIC PROJECT / LABOR / LABOR ACTIVITY / SELF-DETERMINATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дохоян Анна Меликсовна, Алдакимова Ольга Викторовна

В статье представлен опыт работы профессорско-преподавательского коллектива ФГБОУ ВО «АГПУ» по реализации научно-практического проекта «Мир профессий глазами ребенка», победителя Конкурса Президентских грантов РФ 2019 года. Авторы демонстрируют такое важное направление в профессиональном становлении личности младшего школьника, как ранняя профессионализация и помощь в профессиональном самоопределении детей-сирот. На базе детской деревни «Виктория» доценты осуществляли приобщение младших школьников, актуализировали их знания и представления о труде взрослых, что выступило одним из средств допрофессионального самоопределения и ранней профориентации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дохоян Анна Меликсовна, Алдакимова Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTNERSHIP OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY AND INSTITUTIONS FOR CHILDREN-ORPHANS - A TOOL FOR SOCIALIZATION OF PUPILS

The article presents the experience of the teaching staff of the Armavir state pedagogical University in the implementation of the scientific and practical project" World of professions through the eyes of a child", the winner of the Competition of Presidential grants of the Russian Federation in 2019. The authors demonstrate such an important direction in the professional development of the younger schoolboy as early professionalization and assistance in the professional self-determination of orphaned children. On the basis of the children's village "Victoria", associate professors introduced younger students, updated their knowledge and ideas about adult work, which was one of the means of pre-professional self-determination and early career guidance.

Текст научной работы на тему «ПАРТНЕРСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА И УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ - ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ»

7. ИРИ предложил разработать единый стандарт государственных сайтов для людей с ограниченными возможностями // Сайт "Институт развития интернета" URL: http://ири.рф/news/70 (дата обращения: 24.05.2020)

8. Конвенция о правах инвалидов. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml (дата обращения: 24.05.2020).

9. Кукушкина О.И. Использование информационных технологий в различных областях специального образования: дис. ... доктора пед. наук. Москва, 2005.

10. Леханова О.Л. Специфика применения средств электронного обучения в высшем профессиональном образовании студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью // Современные информационные технологии. Теория и практика материалы II Всероссийской научно-практической конференции в рамках ИТ-форума «ICITY 2015: Информатизация промышленного города». 2016. С. 141-145.

11. Марголис А.А., Рубцов В.В., Панюкова С.В., Сергеева В.С. Концепция формирования и распространения цифрового контента для высшего инклюзивного образования // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 2. С. 102-110.

12. Обзор стандартов W3C по обеспечению доступности веб-контента // Стратегии, стандарты, ресурсы по веб-доступности для инвалидов [Электронный ресурс]: URL: https://www.w3.org/WAI/standards-guidelines/ru (дата обращения: 24.05.2020).

13. Панюкова С.В., Сергеева В.С. Организационное и методическое обеспечение дистанционного обучения студентов с инвалидностью // Психолого-педагогические исследования. 2019. Т. 11. № 3. С. 72-83.

14. Подымова Л.С Толерантность к неопределенности как фактор психологической устойчивости личности в цифровой образовательной среде // Человеческий капитал в формате цифровой экономики Международная научная конференция, посвященная 90-летию С.П. Капицы: сборник докладов. 2018. С. 331-337.

15. Санпитер Ю.П. Реализация принципа доступности информации на сайтах специальных библиотек для слепых и слабовидящих // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 3(19). С. 128-132.

16. Шеманов А.Ю. Цифровые технологии в контексте инклюзии [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2016. Том 5. № 3. С. 66-74. doi:10.17759/jmfp.2016050307

17. Эксперты обсудили доступность цифровой среды для инвалидов / Сайт "/Изестия iz" [Электронный ресурс]: URL: https://iz.ru/950955/2019-12-05/eksperty-obsudili-dostupnost-tcifrovoi-sredy-dlia-invalidov (дата обращения: 25.01.2020).

18. Ярская В.Н., Ярская-Смирнова Е.Р. Инклюзивная культура социальных сервисов // Социологические исследования. 2015. № 12. C. 133-140.

Педагогика

УДК 376.6

кандидат психологических наук, доцент Дохоян Анна Меликсовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир); кандидат педагогических наук, доцент Алдакимова Ольга Викторовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир)

ПАРТНЕРСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА И УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ - ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ

Аннотация. В статье представлен опыт работы профессорско-преподавательского коллектива ФГБОУ ВО «АГПУ» по реализации научно-практического проекта «Мир профессий глазами ребенка», победителя Конкурса Президентских грантов РФ 2019 года. Авторы демонстрируют такое важное направление в профессиональном становлении личности младшего школьника, как ранняя профессионализация и помощь в профессиональном самоопределении детей-сирот. На базе детской деревни «Виктория» доценты осуществляли приобщение младших школьников, актуализировали их знания и представления о труде взрослых, что выступило одним из средств допрофессионального самоопределения и ранней профориентации.

Ключевые слова: профессия, профессионализация, дети-сироты, научный проект, труд, трудовая деятельность, самоопределение.

Annotation. The article presents the experience of the teaching staff of the Armavir state pedagogical University in the implementation of the scientific and practical project" World of professions through the eyes of a child", the winner of the Competition of Presidential grants of the Russian Federation in 2019. The authors demonstrate such an important direction in the professional development of the younger schoolboy as early professionalization and assistance in the professional self-determination of orphaned children. On the basis of the children's village "Victoria", associate professors introduced younger students, updated their knowledge and ideas about adult work, which was one of the means of pre-professional self-determination and early career guidance.

Keywords: profession, professionalization, orphaned children, scientific project, labor, labor activity, self-determination.

Введение. Социальное и научно-практическое партнерство в сфере образования - примета нового времени. Сегодня не только общеобразовательные учреждения, но и учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находятся в таких условиях, когда без установления взаимовыгодного социального партнерства невозможно развиваться, да и порой, просто выжить.

Кубанский регион - уникальная система и флагман в реализации различных федеральных проектов, программ и стратегий в области поддержки и сопровождения детей-сирот и приемного родительства. Поэтому именно социально-образовательный центр «Виктория», который функционирует с 2015 года, учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно стать открытой системой,

расширяющей сотрудничество с различными социальными, образовательными и научными институтами, одним из которых является ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет». Воспитанники данного учреждения нуждаются в том, чтобы профессиональные психологи, педагоги и профессионалы разделили между собой ответственность за их обучение и воспитание.

Целью данной статьи является описание хода проведения и результативности программы в рамках Проекта «Мир профессий глазами ребенка» (помощь в профессиональном самоопределении приемных детей младшего школьного возраста), который стал победителем Конкурса Президентских грантов в номинации «Поддержка семьи, материнства, отцовства и детства» в 2019 году [31.

Представленный проект посвящен проблеме по поддержке и сопровождению, а также содействию профориентации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей младшего школьного возраста (8-12 лет), проживающих в Краснодарском крае, для их успешной адаптации и социализации в общество.

Согласно проведенной первичной диагностике, обозначена проблема низкой осведомленности и значительных пробелов в представлениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей о мире профессий, сферах деятельности, системе профессионального образования, сроках и особенностях обучения. Все эти и другие пробелы в обусловлены их прошлым негативным жизненным опытом. В связи с данным фактом, была предложена к реализации комплексная программа занятий по ранней профориентации для приемных детей младшего школьного возраста.

Изложение основного материала статьи. Совместно с профессорско-преподавательским коллективом кафедры социальной, специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет», под руководством к.псх.н., доцента Анны Меликсовны Дохоян, была разработана Программа по ранней профессионализации и ознакомлению с миром профессий детей-сирот младшего школьного возраста, как важнейшее направление в профессиональном становлении личности. Программа состояла из цикла встреч, которые включает в себя:

- диагностику самооценки уверенности детей и их уровня осведомленности;

- диагностику способностей, интересов и интеллектуального потенциала детей;

- цикл занятий по начальной профориентации.

Местом проведения занятий и реализации проекта, стала детская деревня «Виктория» - уникальный социально-образовательный объект города Армавира, где в настоящее время в девяти профессиональных приемных семьях проживает 280 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 80 из которых -это дети в возрасте 8-12 лет. В данный проект было включено более 40% из них (35 человек). Также участниками проекта стали приемные родители, проживающие в Детской деревне.

В результате реализации проекта произошел рост информированности в части знания профессий, сфер деятельности, качеств личности, которые осуществляют определенную профессиональную деятельность и т.д.

В начале работы, на вводном занятии, была проведена входная диагностика детей-участников, которая позволила определить их склонности и способности, начальный уровень знаний, а также их профессиональной осведомленности. Также в рамках полученных первичных результатов, родители получили консультации по развитию определенных качеств и свойств личности у ребенка, возможные направления оказания поддержки на этапе профессионального определения своих воспитанников.

По результатам опроса, диагностических методик, проведенного нами в АНО «Виктория» среди приемных детей 8-12 лет, можем констатировать, что 75% из них не имеют даже общего представления о профессиях. Участие в проекте позволит восполнить этот дефицит.

Дети-участники проекта «Мир профессий глазами ребенка» - это дети-сироты, которые проживают на территории Детской деревни в профессиональных приемных семьях. Такие семьи большие, количесво детей в них от 8 до 11. Семейная пара (родители), прошли школу приемных родителей, серьезный отбор, имеют психолого-педагогические компетенции, которые позволяют воспитывать ребенка, но практически всегда -это основной вид их деятельности. Профессиональные замещающие родители, больше нигде не работают. Бесспорно, данный факт дает возможность уделять большое внимание процессу адаптации, реабилитации, но не позволяет ребенку познакомиться с моделью «родитель-работник (работающий человек)». Этот недостаток необходимо восполнить в рамках занятий по данному проекту.

Цель программы - дать возможность увидеть и пробовать себя ребенку-сироте в разных видах деятельности, именно такой навык, даст возможность в дальнейшем не бояться делать ошибки и смело двигаться вперед, что сыграет положительную роль в будущем профессиональном самоопределении. Большая нагрузка в подростковом возрасте, протестные реакции, блоки и защиты, связанные с процессом сепарации, сложность с приоритетами не дают возможности сосредоточиться на своем выборе, в силу специфики психофизиологических процессов. Чем раньше ребенок начнет задумываться о том, чем ему интересно, тем проще он потом интегрируется во взрослую жизнь. Все это говорит о важности особого похода к процессу профориентации у детей-сирот.

Остановимся более подробно на каждом занятии в рамках реализации программы.

Для измерения уровня сформированности профессионального самоопределения по обозначенным критериям, показателям и средствам измерения, мы получили определенные данные. Диагностика предполагает использование четырех методик, которые ориентированы на детей-участников: анкета «Знаешь ли ты профессии?», тест «Предметы труда», исследование мотивации проводится через методики «Три желания» и методика М.Р. Гинзбурга (заполняются совместно с помощником-студентом) [1].

Анкета «Знаешь ли ты профессии?» и тест «Предметы труда» были разработаны и апробированы в рамках занятия «Труд в почете любой, мир профессий большой». Они позволяют определить уровень сформированности представлений о мире профессий. В анкете содержатся вопросы о профессиях ближайшего окружения, дается три варианта ответа, из которых необходимо выбрать правильный. Тестирование выявляет знание предметов труда. Детям-сиротам необходимо соотнести предложенные на картинке предметы труда и название профессий.

Для определения личностных предпочтений и значимых отношений, нами применялась методика «Три желания». В основу методики М.Р. Гинзбурга положен принцип персонализации мотивов. Детям-участникам был предложе короткий рассказ, где каждый из предложенных мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей. Участнику зачитывается ситуация, демонстрируется схематический, соответствующий содержанию рисунок, который служит внешней опорой для мотивации. Ребенку,

предложенная методика позволит выявить преобладание определенного мотива при поступлении в школу: внешний, учебный, игровой, позиционный, социальный. Листы наблюдений для педагогов деревни Виктория и приемных родителей разработаны коллективом психологов кафедры ССПиП, с целью выявления положительного отношения к труду и готовности ребенка к осуществлению выбора профессии.

Обозначенные методики позволяет определить уровни сформированности профессионального самоопределения младших школьников - низкий, средний, высокий. Методики разработаны и подобраны таким образом, чтобы процедуру диагностики мог осуществлять как профконсультант, так и педагог. Диагностика по вышеперечисленным критериям позволяет выявить уровни сформированности профессионального самоопределения младших школьников.

Согласно выделенным критериям, проведенным диагностическим методикам, можем наглядно представить полученные результаты. На диаграмме 1 видно, что из 30 детей, которые принимали участие в проекте, 34% (10 человек) отнесены к низкому уровню, 54% (16 человек) к среднему уровню, и 12% (4 человека) к высокому уровню сформированности профессионального самоопределения детей младшего школьного возраста.

В период с ноября 2019 года и по апрель 2020 года, с периодичностью 1 раз в месяц, доцентами кафедры ССПиП проводились занятия с воспитанниками АНО СОЦ «Виктория».

На основном этапе, педагоги и психологи кафедры использовали игры, мини-лекции, беседы, практические задания, рисуночные методики, просмотр видео и мультфильмов о профессиях, создание сказки (из пластилина, пазлов, с помощью рисунка), города профессий (из песка, картона), раздела «Портфолио», фотовыставки и др.

На одном из занятий был проведен тренинг в игровой форме. Каждый из ребят искал ответ на вопрос: «Что будет, если у нас появится робот, который умеет...». А вот, что должен уметь этот робот, и зачем он нужен, решить должен был каждый из участников. Помогали в поисках ответа на этот вопрос метафорические карты «Роботы».

Эта необычная игра не только дала возможность поговорить о том, чем занимаются люди различных профессий, но и помогла развить внимание, коммуникативные навыки, в том числе с помощью невербальных средств общения, учила работать в команде.

Активно на занятии для формирования профессионально важных качеств использовались модификации психологических игр, направленных на развитие произвольности внимания, восприятия, мышления, воображения («Волшебные кляксы», «Сказочные комочки») и др.

Ценность данной формы работы заключается в том, что при помощи развивающих игр можно узнать, какая сфера научного знания больше интересует ребенка: окружающий мир, природоведение, чтение, спорт, математика и т. д. Например, игра на развитие ощущений и восприятия «Волшебный мешочек»: в мешочек складываются предметы, связанные с разными профессиями, обучающиеся на ощупь должны угадать предметы и связать их с какими-то профессиями.

На занятии по теме «Труд в почете любой, мир профессий большой» дети-участники, которые уже владели определенной информацией о мире профессий, сумели самостоятельно подготовить развернутое описание профессии. Для этого преподаватели использовали методику-синквейн, которая представляет собой составление текста, стихотворения из пяти тематических строк.

Синквейн дети составляли индивидуально, в парах или всей группой, самостоятельно либо с помощью педагога, который записывал на доске, флипчарте слова, предлагаемые участникам.

На занятии для развития внимания, памяти проводили игру «Расскажите о прошлом»: рассказать о вчерашнем дне, о том, что делали вечером, в обед, утром (о прошлом профессии, профессиях-пенсионерах или будущего, дне профессионала и т.д.). Для осмысления отдельных элементов изучаемой профессии проводились игры «Угадай профессию», «Профессия на букву...», «Кто использует в работе?» (назвать профессии, которые используют заданный инструмент или материал, например зеркало или иглу), «Ассоциация» (угадать задуманную профессию с помощью ассоциативных вопросов: «Какой запах (цвет) у профессии?», «Связана ли работа с общением с людьми?»).

Сегодня мы уже можем резюмировать полученные результаты. Дети-сироты, и дети, оставшиеся без попечения родителей, участники данного проекта, уже смогли познакомиться с различными профессиями, такими как кондитер, актер, электромонтер, врач, библиотекарь, психолог, логопед, социальный педагог, учитель - это лишь малая часть профессий, которые участники смогли изучить и попробовать за столь непродолжительное время.

Свои коррективы в жизнь людей и в наш проект внесла и мировая пандемия коронавируса COVID-19.

Ряд занятий, под тематикой «Парад профессий» были проведены в форме мастер-класса через платформу Zoom. Тем не менее, занятия в цифровом формате прошли на высоком методическом и практическом уровне. Дети смогли увидеть и попробовать себя в качестве диктора радио и телевидения -выговаривая скороговорки, ученого-химика, - проводя опыт и наблюдая за работой «Лавовой лампы», стеклодува и креативного художника - выдувая рисунок на бумаге, а также приобрели умение снимать физическое и психологическое напряжение через дыхательные и двигательные упражнения.

Наставники через арт-техники, творческие задания помогли детям не только усвоить основные понятия, но и разобраться в том, какие факторы влияют на принятие решений и выбор профессии. Все участники видео конференции получили незабываемый опыт и яркие впечатления. Освоив простые, но интересные упражнения. Именно в современных условиях самоизоляции детям будет легче пережить отсутствие контактов со сверстниками и вынужденное пребывание дома, если они смогут играть, рисовать и выполнять упражнения со своими братьями и сестрами, а также займутся увлекательным делом.

Выводы. В результате внедрения программы по ознакомлению младших школьников с миром профессий, участники получили знания о трудовой деятельности людей, о содержании труда самых распространенных профессий, о правилах поведения в процессе трудовой деятельности. Значительно увеличились интерес детей к трудовой и учебной деятельности.

Чтобы проверить эффективность проделанной работы, на итоговом занятии были проведены повторно диагностические методики, то есть контрольный срез, который должен был продемонстрировать динамику проведенной работы по программе.

Доцентами кафедры ССПиП проведены повторно четыре методики: анкета «Знаешь ли ты профессии?», тест «Предметы труда», исследование мотивации проводится через методики «Три желания» и методика

М.Р. Гинзбурга. По итогам работы, при помощи диагностики у учащихся успешно сформированы: сознательное отношение к труду и логически завершен процесс ознакомления с миром профессий с учетом своих интересов, возможностей и требований. Результатом стала дальнейшая успешная социализация детей-сирот.

Именно занятия, проводимые профессорско-преподавательским составом кафедры ССПиП в рамках Проекта, повысили степень социализации, снизили тревожность, научили пользоваться поддержкой окружающих, оказывать помощь другим, видеть свои сильные и слабые стороны, принимать себя и совершенствовать свои способности.

По итогам работы, можем констатировать динамику в результатах. Дети-участники, в количестве 30 человек, которые прошли обучение по программе проекта, 34% (10 человек) были отнесены к низкому уровню, после проведения работы, их стало 4, что составляет 12 %.

54% (16 человек) в начале работы были отнесены к среднему уровню, после обучения в проекте, таких детей стало 15 человек, что составило 50 %.

Но, произошли изменения у детей, имеющих высокий уровень сформированности профессионального самоопределения, их было 4 человека (12%), а к концу реализации серии занятий - к высокому уровню мы смогли отнести уже 11 детей, что составило 38%.

Проведя наше теоретико-эмпирическое исследование, получив определенные результаты работы, мы можем утверждать, что нам удалось воспитать в детях трудолюбие, старательность, аккуратность, настойчивость в доведении дела до конца, бережное отношение к результатам своего и чужого труда.

Разумеется, наше исследование не исчерпало всех проблем, связанных с помощью в профессиональном самоопределении приемных детей младшего школьного возраста, эти вопросы и станут предметом нашего дальнейшего исследования.

Литература:

1. Бахлова Н.А. К вопросу построения практикума по профориентации // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №64-1. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/k-voprosu-postroeniya-praktikuma-po-proforientatsii.

2. Дохоян А.М. Коммуникативная компетентность педагога: психологический практикум. Учебно-методическое пособие / А.М. Дохоян. - Армавир: Армавирский государственный педагогический университет, 2015. - 58 c. - ISBN 2227-8397. - Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. - URL: http://www.iprbookshop.ru/54526.html

3. Инна Ушанева - победитель конкурса Фонда Президентских грантов. // Армавирский собеседник 06.11.2019 г.: Итернет-ресурс: https://news-armavir.ru/2019/11/06/aspirantka-iz-armavira-stala-pobeditelem-konkursa-prezidentskikh-grantov

Педагогика

УДК 373.1

доктор педагогических наук, профессор Дулатова Анна Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар);

магистрант 2 курса Линник Анастасия Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар)

ПРОБЛЕМЫ ДОКУМЕНТАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация. В статье описаны результаты анализа деятельности средней школы, раскрываются особенности организации данных процессов, роль документоведа высшей квалификации в оптимизации учебно-воспитательной работы. На примере ФГОС СОО прогнозируется трансформация документной деятельности школы в условиях цифровых технологий.

Ключевые слова: средняя школа, управление, организация делопроизводства, цифровые технологии, трансформация, компетенции, профессиональные кадры.

Annotation. The article describes the results of analyzing the activities of secondary schools, reveals the features of the organization of these processes, the role of a highly qualified document specialist in optimizing educational work. Using the example of the soo Federal state educational system, the transformation of the school's document activity in the conditions of digital technologies is predicted.

Keywords: secondary school, management, office management, digital technologies, transformation, competence, professional staff.

Введение. В документационном обеспечении общества сегодня происходят радикальные изменения, вызванные внедрением цифровых технологий. Цифровизация, как стратегия развития государства, охватывает все социальные институты. И, следовательно, обусловливает трансформационную активность документа, сопровождающего деятельность, что прежде всего проявляется в практике делопроизводства. Это закономерно для начального этапа работы с документами в цифровой культуре. Человек - исполнитель стандартных рутинных процедур заменяется автоматизированными системами. В его функциях все больше места занимают сложные творческие процессы управления документами.

Отсюда компетенции работника с документами не просто модернизируются. Меняются приоритеты ключевых знаний, умений, способностей, готовности формируемых в подготовке специалистов. Предпочтение отдается не только технологиям, которые выполняются автоматизированными системами, а организационно-управленческой, научно-исследовательской, проектной, консультационной работе. Иными словами, цифровой цивилизации нужны документоведы высокого уровня квалификации. Эти вопросы мы изучали на примере документационной деятельности в средних общеобразовательных учреждениях.

Изложение основного материала статьи. В 2017-2019 годах нами проводилось исследование на тему «Современные проблемы документной деятельности системы образовательных учреждений». Базой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.