Научная статья на тему 'Партизанский маркетинг - один из самых важных инструментов в бизнесе'

Партизанский маркетинг - один из самых важных инструментов в бизнесе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
389
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРТИЗАНСКИЙ МАРКЕТИНГ / МАЛОБЮДЖЕТНЫЙ МАРКЕТИНГ / ВИРУСНЫЙ МАРКЕТИНГ / СКРЫТЫЙ МАРКЕТИНГ / ПРОДВИЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мяло Кристина Владимировна, Шульц Виктор Иванович

На сегодняшний день очень важно для предпринимателей знать, как сократить маркетинговый бюджет. Статья раскрывает суть партизанского маркетинга и его эффективность для предпринимательства. Рассмотрены инструменты, задачи и особенности партизанского маркетинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Партизанский маркетинг - один из самых важных инструментов в бизнесе»

2. Портал Лаборатории социальной рекламы. [Электронный ресурс]: Портал Лаборатории социальной рекламы. Режим доступа: http://www.soclaboratory.ru/ (дата обращения: 11.09.2016).

3. Население. [Электронный ресурс]: Архангельскстат. Режим доступа: http://arhangelskstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/arhangelskstat/ru/statistics/popu Ыюп/ (дата обращения: 11.09.2016).

4. Справочник «Весь бизнес России». [Электронный ресурс]: Справочник «Весь бизнес России». Режим доступа: http://b2b-russia.ru/ (дата обращения: 06.06.2016).

5. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-Ф3 (ред. от 08.03.2015, с изм. от 03.07.2016) «О рекламе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015).

6. Сайт Агентства наружной рекламы «Факел». [Электронный ресурс]: Сайт Агентства наружной рекламы «Факел». Режим доступа: http://phakel.ru/ (дата обращения: 10.06.2016).

Партизанский маркетинг - один из самых важных инструментов

в бизнесе Мяло К. В.1, Шульц В. И.2

1Мяло Кристина Владимировна /Myalo Kristina Vladimirovna - студент;

2Шульц Виктор Иванович / Schultz Viktor Ivanovich - студент, кафедра инженерного предпринимательства, Томский политехнический университет Институт социально-гуманитарных технологий, г. Томск

Аннотация: на сегодняшний день очень важно для предпринимателей знать, как сократить маркетинговый бюджет. Статья раскрывает суть партизанского маркетинга и его эффективность для предпринимательства. Рассмотрены инструменты, задачи и особенности партизанского маркетинга. Ключевые слова: партизанский маркетинг, малобюджетный маркетинг, вирусный маркетинг, скрытый маркетинг, продвижение.

Малобюджетный маркетинг как явление существует с незапамятных времен, но, к сожалению, все это время это было не систематично, каждый что-то придумывал как умел, опыт других никак не учитывался. И в 80 годы возникает дисциплина -партизанский маркетинг. Американский рекламщик Джей Конрад Левинсон, в 1984 году выпустил книгу «Партизанский маркетинг». Он провел параллель с партизанской тактикой на войне. Малые отряды, только легкое вооружение. Задача партизан была не в том, чтобы выиграть войну, а в том, чтобы удержать какую-то территорию, не дать ее захватить. В маркетинге ситуация фактически та же самая [14].

Существуют три класса инструментов партизанского маркетинга:

1. Стратегические (инструменты на каждый день) - то, на чем можно построить продвижение малого/среднего бизнеса, то чем можно усилить продвижение компании.

2. Вспомогательные (проведение периодических рекламных акций, промоакций).

3. Эпатажные (используются раз в год/два года) [4].

Партизанский маркетинг позволяет решить 5 классов задач:

• Маркетинг без бюджета (это актуально для стартапа либо микробизнеса);

• Малобюджетная реклама (малая полиграфия, визитки листовки и т. д.);

• Малозатратное усиление продаж (инструменты, которые помогают поднять продажи иногда на проценты, иногда на десятки процентов);

• Локальный маркетинг (например, существуют компании, которые специализируются на туристах. Им не нужно накрывать рекламой всю страну, им достаточно накрыть рекламой только зону концентрации гостиниц);

• Маркетинг точечный (например, ситуации, когда вы занимаетесь продажей вакцины от рака груди, следовательно, нет смысла охватывать массовый рынок, потому что массовому клиенту ваша реклама не нужна) [8].

Когда Сбербанк применяет партизанский маркетинг, он делает это, во-первых, не крикливо, чтобы не нарушить образ своей торговой марки. А во-вторых, очень точно нацеливаясь на нужных людей [1].

Просто купили принтерную бумагу в больших количествах. На одной стороне напечатали рекламу кредитов Сбербанка, вторую сторону листа оставили чистой. И затем эту бумагу рекламоносители бесплатно раздали по бухгалтериям оптовых торговых баз. Человек приезжает закупать продукты для своего магазина, для своего склада, и прямо в руки получает рекламу Сбербанка, адресованную именно таким как он. Эта реклама стоила весьма небольших денег и при этом она сгенерировала поток заявок на кредиты на сумму в 1,5 млрд рублей [13].

Итак, необходимость партизанских действий очевидна, эффект - тем более.

Далее рассмотрим особенности партизанского маркетинга:

Особенность 1: партизанский маркетинг — это маркетинг без бюджета или с малым бюджетом.

Например, 4 тыс. лет назад были изготовлены сандалии, их особенность была в том, что они оставляли отпечаток с логотипом производителя и каждый, кто шел по следу, неминуемо попадал в лавку изготовителя. Естественно за след стопы никто никаких денег не брал.

Особенность 2: приемы легко внедряются.

Один из первых примеров: к законоучителю приходит лавочник и спрашивает «будет ли справедливо, честно и богоугодно, если я стану угощать маленьких детей моих покупателей семечками и орехами? Чтобы, когда семья в следующий раз придет на рынок, дети тащили родителей именно в мою лавку?

Законоучитель, сверившись с источниками, отвечает - это будет честно, потому что любой другой лавочник, если захочет, может сделать то же самое [7].

Особенность 3: эта реклама вездесуща.

Она появляется перед потребителем в самых неожиданных местах, использует самые неожиданные рекламоносители.

Еще в 19 веке ее научились искусно прятать в книги, теперь это называется модным словом Продакт-плейсмент.

Например, отрицательный герой опаздывал на свой пароход, потому что он уехал поездом одной фирмы, а вот положительный успевал вовремя, потому что ехал поездом другой компании [10].

Особенность 4: точность.

Партизанские акции точно направлены на свою целевую аудиторию, всегда происходят в нужном месте в нужное время.

Например, нужно было вывести на рынок новый журнал.

Целевая аудитория была определена как владельцы небольших предприятий, которые арендуют помещения, владельцы помещений различных бизнес-центров и т. д.

Была сделана простая вещь, каждому такому директору была сделана прямая доставка (забрэндированый конверт) а внутри конверта 1 долл. США и маленькая записочка - это 1 доллар, который вы можете залить в фундамент своего инвестиционного бизнеса, который может превратиться в миллионы.

Потом был проведен опрос: слышали ли? Получали?

Особенность 5: резонансность.

О партизанах и их акциях всегда обязательно много говорят, это то самое бесплатное сарафанное радио, о котором так мечтают все бизнесмены.

60

Как пример - эта история с выходом журнала для взрослых хастлер в Великобритании. Нераспроданные остатки первого тиража разослали двум категориям людей, во-первых, священникам. Во-вторых, видным политикам консервативных партий. В результате чего произошел немедленный скандал, и полстраны узнало о новом журнале [5].

Далее необходимо рассмотреть инструменты, которые вы можете использовать в своей деятельности, для того чтобы повысить прибыль и рост продаж без увеличения затрат на рекламу.

Инструменты

1. Бесплатные каналы рекламы.

В первую очередь это наши внутренние каналы рекламы, те каналы, которые мы уже наладили с клиентами, но не использовали для дополнительных, новых продаж, например, ваша эл. почта [2].

2. Документы, счета, накладные, в любое такое письмо есть смысл вкладывать яркую бумажку, вашу листовку, ваш флаер, опять-таки с горячим предложением [3].

3. Следующий момент - это любого рода вещи, инструменты, которые передаются в руки ваших клиентов.

Возьмём как пример авиакомпанию. За время полета вы вместе с едой/чаем получаете 2/3 салфетки. Вспомните ваш последний полет. Например, если это был Аэрофлот - салфетки были просто оранжевые. Если авиакомпания Россия, там был нарисован самолет и название авиакомпании [5].

4. Иногда рекламоносителем может служить сам товар, например, одна из компаний, устанавливающих кондиционеры, пишет на коробке, которая находится снаружи здания, свое название адрес сайта и телефон.

5. Помимо бесплатных каналов внутренних существуют бесплатные внешние. Во -первых, это интернет. Скажем, доски объявлений.

6. Другие бесплатные внешние каналы требуют времени и вложения сил, это ваш корпоративный блог, страница в соц. сетях и корпоративные электронные газеты.

7. Еще один канал бесплатной рекламы — это партнерские каналы. Если вы найдете бизнесы, которые работают с той же целевой аудиторией, что и вы, но при этом не конкурируют с вами, то всегда существует возможность договориться с этими бизнесами чтобы они продвигали вас, а вы их. Причем способы продвижения могут быть бесплатными, например, «положите на вашей кассе мои визитки, а я положу ваши». Таким образом, мы тратим деньги на печать визиток, но к нам приходят новые люди [13].

Раскрытие сути партизанского маркетинга, безусловно, бесценно и актуально прежде всего для предпринимателей, так как на данный момент перед каждым предпринимателем стоит вопрос: «Как поднять продажи и прибыль не увеличивая, а еще лучше сократив рекламный бюджет?» Здесь бизнесмену в помощь может прийти партизанский маркетинг!

Литература

1. Конвейер клиентов пошаговое руководство по привлечению и удержанию

клиентов / Андрей Зинкевич. Спб.: Издательство «Азбука-Аттикус», 2014. 106 с.

2. Маркетинг в социальных сетях / Дамир Халилов. М.: Издательство «МИФ», 2013.

240 с.

3. Бесплатная реклама. Результат без бюджета/ Алексей Иванов. М.: Издательство

«Альпина Паблишер», 2015. 248 с.

4. Сарафанный маркетинг. Как умные компании заставляют о себе говорить / Энди

Серновиц: [перевод с английского]. М.: Издательство «МИФ», 2016. 240 с

5. E-mail маркетинг. Исчерпывающее руководство / Дмитрий Кот. М.: Издательство

«МИФ», 2013. 292 с.

6. Клиенты на всю жизнь / Карл Сьюэлл, Пол Б. Браун: [перевод с английского]. М.: Издательство «МИФ», 2016. 232 с.

7. Маркетинг без бюджета. 50 работающих инструментов / Игорь Манн. М.: Издательство «МИФ», 2015. 296 с.

8. Анатомия сарафанного маркетинга / Эмануил Розен: [перевод с английского]. М.: Издательство «МИФ», 2013. 416 с.

9. Партизанский маркетинг за 30 дней: Пошаговое руководство / Левинсон Дж., Лаутенслагер Э.: [перевод с английского]. М.: Издательский дом Гребенникова, 2008. 256 с.

10. Партизанский маркетинг: большая победа малыми силами / Пол Хэнли: [перевод с английского]. М.: Издательский дом Гребенникова, 2008. 130 с.

11. Партизанский маркетинг в социальных сетях / Сергей Щербаков. Спб.: Издательство «Питер», 2015. 50 с.

12. Партизанские маркетинговые исследования / Роберт Дж. Каден. М.: Издательство «Эксмо», 2016. 320 с.

13. Партизанский маркетинг в туризме / Александр Шнайдерман. М.: Издательство «Альпина Диджитал», 2015. 630 с.

14. Больше денег от вашего бизнеса. Партизанский маркетинг в действии / Александр Левитас: [перевод с английского]. Спб.: Издательство «Азбука-Аттикус», 2010. 368 с.

15. Партизанские продажи. Как увести клиента у конкурентов / Мурат Тургунов. Спб.: Издательство «Альпина Диджитал», 2015. 630 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.