Научная статья на тему 'ПАРТИЗАНСКИЙ МАРКЕТИНГ: НЕСТАНДАРТНЫЕ И ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРОДВИЖЕНИЯ НА РЫНКЕ'

ПАРТИЗАНСКИЙ МАРКЕТИНГ: НЕСТАНДАРТНЫЕ И ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРОДВИЖЕНИЯ НА РЫНКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
315
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ / ПАРТИЗАНСКИЙ МАРКЕТИНГ / ПРИНЦИПЫ ПАРТИЗАНСКОГО МАРКЕТИНГА / ПРЕИМУЩЕСТВА ПАРТИЗАНСКОГО МАРКЕТИНГА / КОНКУРЕНЦИЯ / МАЛЫЙ БЮДЖЕТ / ВИРУСНЫЙ МАРКЕТИНГ / ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПРИВЯЗКА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / ЭПАТАЖНЫЙ МАРКЕТИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кривоногов Юрий Витальевич, Рафиков Руслан Илдарович

В статье представлена общая характеристика партизанского маркетинга, его основные принципы и методы. Автор статьи подчеркивают, что партизанский маркетинг не является панацеей от всех проблем рекламной индустрии, но при правильном использовании может оказать значительное влияние на продвижение бренда. Описывая основные методы партизанского маркетинга, авторы рассматривают создание уникальных и запоминающихся визуальных образов, активное использование социальных сетей и многое другое. Помимо этого, статья содержит конкретные примеры успешной реализации стратегии партизанского маркетинга на практике. Авторы анализируют кейсы крупных брендов, среди которых Nike, McDonald’s, МТС, Евросеть и др. В итоге, статья о партизанском маркетинге является полезным материалом для маркетологов, рекламистов и бизнесменов, которые стремятся применять нестандартные и эффективные методы продвижения своего бренда на рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GUERRILLA MARKETING: GUERRILLA MARKETING: NON-STANDARD AND EFFECTIVE METHODS OF PROMOTION IN THE MARKET

The article presents the general characteristics of guerrilla marketing, its basic principles and methods. The author of the article emphasizes that guerrilla marketing is not a panacea for all the problems of the advertising industry, but if used correctly, it can have a significant impact on brand promotion. Describing the main methods of guerrilla marketing, the authors consider the creation of unique and memorable visual images, the active use of social networks and much more. In addition, the article contains specific examples of successful implementation of the guerrilla marketing strategy in practice. The authors analyze cases of major brands, including Nike, McDonald's, MTS, Euroset, etc. As a result, an article about guerrilla marketing is useful material for marketers, advertisers and businessmen who seek to apply non-standard and effective methods of promoting their brand on the market.

Текст научной работы на тему «ПАРТИЗАНСКИЙ МАРКЕТИНГ: НЕСТАНДАРТНЫЕ И ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРОДВИЖЕНИЯ НА РЫНКЕ»

Партизанский маркетинг: нестандартные и эффективные методы продвижения на

рынке

Guerrilla Marketing: Guerrilla marketing: non-standard and effective methods of promotion

in the market

Кривоногов Юрий Витальевич

Студент 2 курса Факультет Гуманитарный Нефтекамский филиал Уфимского университета науки и технологии 452681, Приволжский федеральный округ, Республика Башкортостан, городской округ город

Нефтекамск, г. Нефтекамск, ул. Трактовая, дом 1

e-mail: krionogov@mail.ru

Krivonogov Yuri Vitalievich

Student 2 term Faculty of Humanitarian Neftekamsk Branch of Ufa University of Science and Technology 452681, Volga Federal District, Republic of Bashkortostan, city district of Neftekamsk, Neftekamsk,

Traktovaya str., house 1 e-mail: krionogov@mail.ru

Рафиков Руслан Илдарович

Старший преподаватель Нефтекамский филиал Уфимского университета науки и технологии Нефтекамский филиал Уфимского университета науки и технологии 452681, Приволжский

федеральный округ, Республика Башкортостан, городской округ город Нефтекамск, г. Нефтекамск, ул.

Трактовая, дом 1

Rafikov Ruslan Ildarovich

Senior Lecturer

Neftekamsk Branch of Ufa University of Science and Technology Neftekamsk Branch of Ufa University of Science and Technology 452681, Volga Federal District, Republic of

Bashkortostan, city district of Neftekamsk, Neftekamsk, Traktovaya str., house 1

Аннотация.

В статье представлена общая характеристика партизанского маркетинга, его основные принципы и методы. Автор статьи подчеркивают, что партизанский маркетинг не является панацеей от всех проблем рекламной индустрии, но при правильном использовании может оказать значительное влияние на продвижение бренда. Описывая основные методы партизанского маркетинга, авторы рассматривают создание уникальных и запоминающихся визуальных образов, активное использование социальных сетей и многое другое. Помимо этого, статья содержит конкретные примеры успешной реализации стратегии партизанского маркетинга на практике. Авторы анализируют кейсы крупных брендов, среди которых Nike, McDonald's, МТС, Евросеть и др. В итоге, статья о партизанском маркетинге является полезным материалом для маркетологов, рекламистов и бизнесменов, которые стремятся применять нестандартные и эффективные методы продвижения своего бренда на рынке.

Annotation.

The article presents the general characteristics of guerrilla marketing, its basic principles and methods. The author of the article emphasizes that guerrilla marketing is not a panacea for all the problems of the advertising industry, but if used correctly, it can have a significant impact on brand promotion. Describing the main methods of guerrilla marketing, the authors consider the creation of unique and memorable visual images, the active use of social networks and much more. In addition, the article contains specific examples of successful implementation of the guerrilla marketing strategy in practice. The authors analyze cases of major brands, including Nike, McDonald's, MTS, Euroset, etc. As a result, an article about guerrilla marketing is useful material for marketers, advertisers and businessmen who seek to apply non-standard and effective methods of promoting their brand on the market.

Ключевые слова: Маркетинг, партизанский маркетинг, принципы партизанского маркетинга, преимущества партизанского маркетинга, конкуренция, малый бюджет, вирусный маркетинг, целевая аудитория, эмоциональная привязка потребителей, эпатажный маркетинг.

Key words: Marketing, guerrilla marketing, principles of guerrilla marketing, advantages of guerrilla marketing, competition, small budget, viral marketing, target audience, emotional attachment of consumers, shocking marketing.

Современный мир характеризуется высокой конкуренцией во всех отраслях. Каждая компания стремится привлечь внимание потребителей к своим товарам и услугам. Для эффективного продвижения продукции необходимы инновационные подходы и технологии в области маркетинга. Один из таких подходов -это партизанский маркетинг. Этот метод находит все большее применение в современном бизнесе и является важным элементом маркетинговой стратегии многих успешных компаний.

Маркетинг, в большинстве своем, связан с финансовыми возможностями компаний и отвечает на вопрос «Что мы можем предложить нашим потенциальным клиентам нашего продукта или услуги?», в то время как партизанский маркетинг, как следует из его названия, выходит за рамки официальных линий и ищет другие способы связи с аудиторией. Главной целью партизанского маркетинга является установление более тесных отношений с целевой аудиторией, и это будет решающим фактором в привлечении новых клиентов и удержании старых.

«Партизанский маркетинг» (guerrilla marketing) - это метод продвижения товаров и услуг, основанный на нестандартных, оригинальных идеях и техниках, которые редко используются традиционным маркетингом. Ключевой идеей партизанского маркетинга является использование неожиданных и необычных способов привлечения внимания к продукту. Продавцы используют любые возможности для того, чтобы выделить свой товар среди множества похожих на него продуктов. Главным принципом партизанского маркетинга является креативность и оригинальность.

Понятие «партизанский маркетинг» ввел американский рекламист Джей Конрад Левинсон в 1984 году. Термин «партизанский» автор использовал из военного дела, где под ним подразумевается ведение войны малыми отрядами, которые не имеют хорошего вооружения - чтобы провести аналогию с малым и средним бизнесом, чей бюджет на рекламу ограничен, поэтому компания не может себе позволить дорогостоящие традиционные методы рекламы. Подход Левинсона сводился к использованию дешевых носителей рекламы -таких, как визитки, билборды, листовки и т.п. - взамен дорогих. В более поздних работах Левинсона и его коллег набор приемов партизанского маркетинга был расширен другими способами продвижения - написание статей для журналов, общественные мероприятия, выстраивание взаимоотношений с клиентами и т.д. Так же было выделено партнерство с другими бизнесами, как важный принцип. [1]

Главные принципы партизанского маркетинга:

1. Низкие бюджеты

Эта тактика заключается в использовании небольших бюджетов для рекламных кампаний и нацелена на малые компании или стартапы, которые не могут выделить огромные средства на рекламу.

2. Творчество и инновация

Вместо традиционного подхода к маркетингу, партизанский маркетинг призывает рассматривать вещи нестандартно и вносить нововведения в процесс привлечения клиентов.

3. Личная связь с клиентом

Партизанский маркетинг ставит задачу установления личной связи с клиентом, и это означает не только угождение непосредственно самому клиенту, но и создание отношений, основанных на доверии и взаимопонимании.

4. Взаимодействие с аудиторией

Это общение и интерактивное взаимодействие с аудиторией через социальные сети и мессенджеры, что дает возможность клиентам почувствовать себя важными частями компании.

Основные преимущества партизанского маркетинга

1. Эффективность по низкой цене

Партизанский маркетинг, как правило, включает использование социальных сетей и других онлайн-платформ, что делает его очень доступным. Также наиболее часто используемым инструментом являются мероприятия, проводимые на публичных местах и вне стандартных форматов.

2. Привлечение внимания

Партизанский маркетинг позволяет брендам выходить за рамки традиционных рекламных кампаний и привлекать внимание клиентов нестандартными способами.

3. Эффективность для малых компаний

Малые компании, которые часто не могут себе позволить огромные рекламные кампании, могут использовать партизанский маркетинг для привлечения клиентов и создания своего бренда.

4. Установление долгосрочных отношений

Личное общение с клиентом в процессе партизанского маркетинга позволяет установить более тесные связи между брендом и клиентом, что будет способствовать удержанию клиентов и росту лояльности к бренду.

В настоящее время к партизанскому маркетингу относят и ряд методов, которые Левинсон не описывал в своих трудах, но они отвечают главному принципу - доступность для компаний с небольшим бюджетом на рекламу. К таким методам относятся - «вирусный маркетинг», «эмбиент медиа» (ambient media), «эпатажный маркетинг» и другие.

Партизанский маркетинг уделяет большое внимание не только самому продукту, но и эмоциональному аспекту его продвижения. Важно создавать у потребителей положительные эмоции у чувства, чтобы они обратили внимание на рекламу и запомнили её на долго. Кроме того, при продвижении товаров и услуг с помощью партизанского маркетинга многие компании обращаются к социальным и культурным событиям, создают собственные сообщества или используют контент-маркетинг для привлечения к своим продуктам.

Вместо громоздкого традиционного маркетинга приверженцы «партизанского маркетинга» предпочитают компактный маркетинговый план, который можно уместить в семь предложений, так как,по их мнению, большее количество элементов сделает его менее понятным и лаконичным. Первое предложение должно раскрывать цель маркетинга. Второе - как добиться цели с минимальными экономическими затратами. Третье - кто является целевой аудиторией. Четвертое - какой инструмент необходимо использовать. Пятое -занимаемая ниша на рынке. Шестое - отличительная особенность компании. Седьмое - маркетинговый бюджет в процентах от выручки с продаж. [1]

У данной концепции есть поклонники среди различных бизнес-тренеров, например, Александр Левитас, его подход близок к подходу Левинсона, однако не полностью совпадает с ним Левинсон уделяет большое внимание тому какие носители использовать, чтобы за небольшие деньги обратить на себя внимание потенциальных клиентов. Александр Левитас же развивает другие направления, которые дополняют работы классика. Основа его идей - это быть «в нужном месте» и «в нужное время». В теории объясняется как найти людей, которые прямо сейчас готовы к покупке, а также как сделать так, чтобы люди увидели твою рекламу в тот момент, когда интерес к товару максимальный, но при этом прежде чем клиент не столкнется с рекламой конкурентов. Вторая идея, которую выдвигает Левитас - активное сотрудничество с другими бизнесами, даже с конкурентами. [2]

Одним из примеров успешного использования партизанского маркетинга является австралийская компания Blendtec, производящая кухонную технику. Они разработали серию видеороликов под названием «Will it Blend?», в которых представитель компании тестирует различные предметы, добавляя их в блендер, чтобы

показать высокое качество и мощность их продукции. Эти видеоролики стали популярны в социальных сетях и среди блогеров, что помогло компании привлечь внимание широкой аудитории.

Еще одним примером использования партизанского маркетинга является компания под названием «День без связи» от оператора мобильной связи МТС. В рамках этой компании МТС проводила различные мероприятия, направленные на то, чтобы люди проводили больше времени вне сети. Они организовывали различные бесплатные уроки йоги и фотоконкурсы, а также раздавали бесплатные книги и кроссворды. Эта кампания помогла МТС привлечь внимание к своим услугам и создать позитивный имидж среди большой группы людей.

Нельзя обойти стороной такую тему, как партизанский маркетинг в Интернете и СМИ, в нынешнюю эпоху цифровых технологий он пользуется особенно большой популярностью. Партизанский маркетинг в СМИ - это тактика продвижения товаров и услуг, которая использует неформальные структуры влияния социальных групп и лидеров маркетинга. В отличие от традиционного маркетинга, который нацелен на широкую аудиторию, партизанский маркетинг нацелен на узкие группы, которые могут оказать сильное влияние на поведение окружающих людей.

Методы продвижения через Интернет и СМИ описывает в своей книге Николай Мрачовский, он приводит 55 инструментов для дешевого, а то и вовсе бесплатного продвижения своей продукции через интернет и СМИ, например, написание положительных отзывов о своей продукции на сайтах, посты в социальных сетях и т.п. [3]

Основной целью партизанского маркетинга в СМИ является создание мнения о товаре или услуге, которое бы распространилось в обществе через устную рекламу, благодаря связям и лояльности социальных групп и лидеров. Для этого могут использоваться различные методы воздействия, такие как плата за упоминание бренда в социальных сетях, создание вирусных видеороликов, поддержка блогеров и общественных лидеров и т.д.

Чтобы СМИ начали обсуждать какую-то тему должен быть очень дерзкий предлог. Сильно в этом преуспела компания «Евросеть». Например, 1 апреля 2002 года была проведена акция, в которой каждый желающий мог получить бесплатно новенький мобильный телефон, но при одном условии нужно было прийти в салон Евросети без одежды. Желающих нашлось много, но тех, кто хотел посмотреть на это еще больше. Информация об этой акции обсуждалась в ряде СМИ. Акция «Разденься и получи мобильник» обошлась компании всего в 1300$, но популярность Евросети значительно выросла.

Партизанский маркетинг в СМИ и Интернете может быть осуществлен как прямо, так и косвенно, через вторичные каналы воздействия. Однако, как и любая другая технология маркетинга, партизанский маркетинг имеет свои риски и ограничения, так как может привести к трудностям с общественным доверием.

Неудачный партизанский маркетинг может происходить, когда компания основана на шокирующих, отвратительных или просто неприятных методах. Если подобная кампания вызывает негативные эмоции у потребителей, это может повредить имиджу компании и ее бренду. С другой стороны, проблемы в партизанском маркетинге могут заключаться в отсутствии креативных идей для проведения таких компаний, а так же в отсутствии четкой стратегии и финансирования. Иногда нарушение законодательства может так же стать проблемой в проведении партизанского маркетинга, что влечет за собой штрафы и судебные разбирательства.

Например, в 2020 году, во время пандемии, популярный фастфуд McDonald's разместил в своих социальных сетях и на своем сайте рекламу, которая призывала соблюдать правила безопасности. Для этого изменили дизайн логотипа компании - буква «М» была разделена на два, напоминая о важности социальной дистанции. Но пользователи не оценили такую рекламу и обвинили в том, что она просто хочет заработать на проблеме вместо того, чтобы принять какие то реальные меры по защите. В результате компании McDonald's

пришлось убрать все упоминания этой рекламы и сосредоточиться на своей службе доставки, которая реально решала проблемы социальной дистанции.

Другой пример реклама Nike, обычно она дает огромный заряд мотивации, что хочется стать лучше прямо сейчас. Но даже у таких гигантов бизнеса бывают осечки. В 2020 году Австралию охватили лесные пожары, а Nike выпустил рекламу новой спортивной одежды со слоганом «побеждать в обжигающих условиях». Вероятнее всего эти два события даже не связаны и реклама была подготовлена заранее. Тем не менее, производитель получил свою порцию критики. Другая рекламная компания для Nike имела уже более серьезные последствия, все из-за участия в ней Колина Каперника, участника скандала за позицию по поддержке афроамериканцев, пострадавших от произвола полиции. В результате на Nike ополчились известные личности и политики, вещи этого бренда сжигали и выкладывали видео в интернет. После этого акции компании сильно упали в цене.

В заключение, партизанский маркетинг - это подход к рекламе и продвижению товаров, который основывается на изобретательности, креативности и низкобюджетности. Предприниматель, использующий такой метод, не будет зависеть от классических методов рекламы и находиться в рамках устоявшейся системы. Он будет придумывать новые способы продвижения своих товаров с помощью находчивости и оригинальности сообразно самой предметной области.

При использовании партизанского маркетинга нет гарантии успеха, но важно понимать, что такой метод является важным этапом для успешного бизнеса. Важно заметить, что дальнейшее развитие и продвижение предприятия может зависеть от направления данного подхода.

Таким образом, использование такого подхода может быть решающим фактором конкурентоспособности в любой сфере бизнеса. Независимо от масштабов компании, партизанская маркетинговая стратегия может помочь получить конкурентное преимущество в борьбе с другими участниками рынка.

Список используемой литературы:

1. Левинсон Джей Конрад Партизанский маркетинг. Простые способы получения больших прибылей при малых затратах / Джей Конрад Левинсон. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 432 с.

2. Левитас А. Больше денег от вашего бизнеса. Партизанский маркетинг в действии. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. - 320 с.

3. Мрочковский Н.С. Интернет-маркетинг без бюджета: как продвигать, если денег нет или их мало [+вебинар] - Москва: Питер, 2014. - 190 с.

4. Нафикова А.М. Рафиков Р.И. Развитие малого и среднего бизнеса в Республике Башкортостан // Студенческий вестник. - 2019. - № 19-4 (69) - С.87-90

5. Попов Р. С., Муллакаев Р.Р., Фархатшин А.Э. Маркетинг в экономике // Экономика предприятий, регионов, стран: Актуальные вопросы и современные аспекты. Сборник статей VIII Международной научно-практической конференции - Пенза.: Наука и просвещение, 2022 - С.34-36

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.