Научная статья на тему 'Партийно-политическая система в Узбекистане, Таджикистане и Туркменистане'

Партийно-политическая система в Узбекистане, Таджикистане и Туркменистане Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
485
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Дадабаева З.

«Социально-экономические и политические процессы на постсоветском пространстве: Проблемы развития стран СНГ», М., 2008 г., с. 90-115.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Партийно-политическая система в Узбекистане, Таджикистане и Туркменистане»

сти от задачи, а сами силы могут быть быстро передислоцированы для выполнения задачи в другой местности. В рамках этой программы, в частности, в Азербайджане, будет обеспечено американское присутствие на бывших советских военных точках Кюрда-мир, Насосная и Гуюллах;

- «Каспийский страж» (или «Каспийская гвардия») (Caspian Guard Initiative). «Каспийский страж» предназначен для создания системы наблюдения за воздушным и морским пространством, а также сил быстрого реагирования и пограничного контроля. Реализация этой программы направлена на создание в регионе Каспийского бассейна трехстороннего союза в составе США, Азербайджана и Казахстана. В перспективе Белый дом планирует привлечь к сотрудничеству в рамках создаваемой структуры Туркмению и, возможно, Турцию. Фактически «Каспийский страж» должен стать передовым постом европейского командования США со штаб-квартирой в Штуттгарте, в зону ответственности которого будет входить Каспийский регион.

«Каспийский регион: Политика, экономика, культура», Астрахань, 2008 г., с. 14-21.

З. Дадабаева, доктор политических наук ПАРТИЙНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА В УЗБЕКИСТАНЕ, ТАДЖИКИСТАНЕ И ТУРКМЕНИСТАНЕ

Нынешние центральноазиатские государства были продуктами советской системы, у которых до 1991 г. не было истории как самостоятельных, независимых стран, кроме Таджикистана. После десятилетий советского правления и тщательного манипулирования историей, языком, территорией они внезапно оказались независимыми. Несмотря на то что у центральноазиатских стран общая история и культура, между ними существует множество различий. Политические и экономические шаги, которые сделали отдельные государства Центральной Азии с момента своей независимости, привели к резким экономическим и политическим контрастам между ними. Так, Казахстан и Узбекистан осуществляют заметно более амбициозные, чем остальные страны региона, экономические

78

и политические реформы. Многочисленное русское меньшинство Казахстана на фоне более развитой экономики чувствует себя гораздо более европеизированным, чем его соседи. Природные ресурсы, главным образом нефть и природный газ, Казахстана и Туркменистана резко контрастируют с бедностью Киргизстана и Таджикистана, несмотря на то, что они обладают уникальными природными богатствами в виде полезных ископаемых и запасов воды. Ситуацию усугубляют тревожные признаки укрепляющегося авторитаризма и политические репрессии, которые видны повсюду. Социальное недовольство подогревается всеобщей нищетой народа.

Сейчас в Центральной Азии в моде политика внешнеполитического лавирования, так называемого «дистанционного партнерства». Таким образом, односторонняя внешнеполитическая ориентация стран ЦА находится под вопросом. Наиболее активным, по всей видимости, будет двустороннее или трехстороннее сотрудничество внутри региона. Правящие элиты всех постсоветских государств ЦА имеют чрезвычайно узкие политические возможности, вызванные особенностями модернизационных процессов в странах исламского Востока. В государствах исламского мира успешно реализуются две модели политического развития. Это - авторитарный светский режим со всеми присущими ему недостатками (клановость, деспотизм, коррупция) и исламская теократия. Авторитарную модель ЦА описал О. Руа: «Здесь существует президентская структура семейного типа: жена, братья, сын главы государства делят посты и доходные места, родственники проходят в депутаты с "советским" рейтингом». Именно такие режимы делают ставку на социально-экономическую модернизацию (внедрение рыночных институтов, создание условий для развития социальных групп капиталистического общества) и на секулярное развитие. При этой модели роль религии в политике минимизируется. По этому пути наиболее успешно продвигались Египет, Иордания, Индонезия (до своей «цветной революции» в 1998 г.). Пиком политического развития этой модели является своеобразный вариант демократии, при котором сохраняется сильная роль личной власти лидера страны, армии и спецслужб. Наиболее ярким примером здесь служит Турция.

* * *

79

Одним из самых тоталитарных государств в регионе в настоящее время считается Узбекистан. Можно сказать, что Узбекистан представляет собой государство с авторитарным режимом «сверхпрезидентского» правления. Президент И. Каримов не раз подвергался критике со стороны международного сообщества за нарушение гражданских свобод и общих демократических принципов. Основная масса населения относится к институту государственной власти как к системе справедливого распределения социальных и материальных благ. Что касается лидера страны, то в общественно-политическом сознании он ассоциируется с человеком высшего сословия, наделенным этой же общиной неограниченной властью. Политические и экономические реформы 90-х годов заставили часть населения пересмотреть свои взгляды, но в настоящее время все еще сохраняется традиционно-патриархальный уклад узбекского общества, чему во многом способствует низкий уровень образования населения. Современное узбекское общество положительно восприняло новые экономические реформы в стране. Что касается политических реформ с демократическими принципами и гражданским обществом, то они не могли сразу вписаться в политические традиции, основанные на авторитаризме, культе власти и силы, групповой и корпоративной солидарности. Приход к власти И. Каримова в 1989 г. означал своеобразный компромисс между кланами, так как он практически не принадлежал ни к одному из них и, скорее всего, мыслился как проходная, временная фигура. Партноменклатура была довольна этим фактом. Оппозиция не имела в то время сильных личностей, готовых и способных возглавить страну в смутное время. Требовались соответствующие условия, чтобы осуществить захват власти. Кандидатура И. Каримова устраивала и местных бизнесменов, и теневых «воротил», так как беспредел, творившийся в стране, требовал незамедлительного вмешательства. Во главе государства оказался волевой, целеустремленный человек, способный к быстрым, жестким решениям и, что крайне важно на тот период, не имевший в то время альтернативы на политической арене. Ликвидировав конструктивную оппозицию и проводя авторитарную, жесткую государственную политику, И. Каримов добился того, что до сегодняшнего дня равнозначного по силе и возможностям соперника ни в оппозиции, ни в ближайшем его окружении нет. В республике создан жесткий режим власти автократического типа, принят порядок внутри номенклатуры, она становится управляемой и подотчетной. Поэтому

80

с приходом к власти И. Каримов взял курс на соблюдение баланса интересов между всеми региональными элитными группами и кланами, но при помощи авторитарных методов. В настоящее время Узбекистан находится на стадии жесткой централизации власти, демократизация на западный манер подавляется авторитарной политической системой. Принятая в декабре 1992 г. Конституция Республики Узбекистан действует до сих пор и не претерпела никаких изменений. Она предоставила президенту неограниченные полномочия по осуществлению руководства страной и механизмы воздействия на другие ветви власти и институты общества.

Помимо институциональных механизмов закрепления своей власти правящая элита использует идейно-теоретические постулаты в сочетании с элементами легально-бюрократической и традиционной риторики, которая основана на восхвалении основателя среднеазиатской империи Тамерлана (Тимура) как историко-культурного символа нации. Свою роль играет девиз Тамерлана: «В силе справедливость», написанный на гербе Ташкента и государственной награде республики, ордене «Звезда Самарканда». Роль демократии по-особому оценивается в Узбекистане. Демократия по-каримовски - это деятельность негосударственных структур и органов самоуправления граждан, демократия должна естественным образом выйти из недр самого общества по мере развития. Президентом Каримовым декларируется политика, направленная на консолидацию узбекского народа вокруг ценностей национального государства светского характера, но сопровождается она жестким подавлением любых попыток использовать религиозное знамя в политических целях. Такая политика отвечает интересам среднеазиатских соседей Узбекистана. Возникновение на узбекской земле государственного образования исламского толка неминуемо станет источником нестабильности, терроризма и наркоугрозы, это полностью противоречит интересам этих стран. Каримов сумел добиться того, что в стране нет оппозиции ни в парламенте, ни в СМИ, создаются препоны регистрации неправительственных организаций (НПО). Так как «по сути, НПО - это маленькие партии, общественные движения со своими профессиональными интересами, электоратом, фондами, членами. Их "опасность" в демократизации страны осознается президентом». Таким образом, вся либеральная и конструктивная оппозиция была устранена, но взамен появилась более радикальная, экстремистская. В Республике

81

Узбекистан действуют пять юридически зарегистрированных политических партий.

1. Социал-демократическая партия «Адолат» («Справедливость»). Первый секретарь - Т. Даминов. Создана в 1995 г. по инициативе депутатов, прошедших в парламент по списку представительных органов власти. Партия декларирует социал-демократические принципы построения государства, включая демократизацию, дебюрократизацию общества и экономики. Имеет одноименную фракцию в парламенте страны.

2. Национальная демократическая партия «Фидокорлар» («Самоотверженные»). Первый секретарь Центрального совета партии - А. Турсунов. Образована в 2000 г. Считается правым крылом политических сил страны. Пропагандирует идеи формирования свободной рыночной экономики, строительство демократического государства, обеспечение прогрессивного развития республики, повышение уровня жизни народа, обеспечение своего места в мировом сообществе, формирование национальной идеологии и положительного отношения молодежи к идее национальной независимости.

3. Демократическая партия Узбекистана «Миллий Тикла-ниш» («Национальное Возрождение»). Партия создана в 1995 г. Основные цели и задачи: национальное возрождение и национальное единство. Провозглашенный демократический путь определил следующие приоритеты: духовное единство нации, сильное демократическое государство, сохранение национальных ценностей, интеграция в мировое сообщество. Опирается на средние слои собственников, рабочих и служащих, связанных с современными технологиями.

4. Либерально-демократическая партия предпринимателей и бизнесменов Узбекистана (УзЛиДеП). Создана в 2003 г. Самая молодая партия в Узбекистане, партия предпринимательских кругов, заявившая о готовности «лоббировать их интересы». Получила большинство голосов на выборах в нижнюю палату парламента. Специалисты высказывают мнение, что партия была создана для дочери президента Г. Каримовой. Она владеет крупным бизнесом в республике, и некоторые исследователи прочат ее на пост президента Узбекистана.

5. Народно-демократическая партия Узбекистана. Первый секретарь Центрального совета (председатель политсовета) -А. Рустамов (с декабря 2003 г.). Партия образована в 1991 г. на базе

82

Коммунистической партии Узбекистана. Своей целью провозглашает материальное и духовное благополучие трудящихся и каждой семьи. В задачи партии входит гарантия конституционных прав и гражданских свобод, защита чести и достоинства людей независимо от национальной принадлежности, общественного происхождения, вероисповедания и убеждений. Считалась «партией Каримова», до 1996 г. он состоял ее членом. Впоследствии И. Каримов заявил, что коммунисты не имеют в Узбекистане никаких перспектив, так как их идея принесена извне, в то время как партии здесь могут быть созданы только на узбекской почве. В настоящее время в республике нелегально действует Коммунистическая партия трудящихся Узбекистана, ядро которой составляют несколько профессоров Ташкентского государственного университета. Эта партия поддерживает отношения с Союзом коммунистических партий -КПСС в России.

Рассматривая партийно-политическую систему в республике, нельзя не обратить внимания на значение оппозиции. Действующее законодательство о выборах, партиях и т.п. сильно ограничивает пространство для возможных оппонентов президента и правительства. Эксперты разделяют узбекскую оппозицию на три группы:

а) национально-демократическая, выступающая за создание демократического гражданского общества в сочетании с национальными ценностями;

б) клановая, основанная на противоречиях между кланами узбекского общества;

в) исламская, связанная с идеей создания исламского государства.

Национально-демократическая оппозиция включает в себя следующие объединения и партии: «Бирлик», «Эрк», «Озод дех-конлар». Оппозиционные партии Узбекистана «Бирлик», «Эрк», Исламское движение Узбекистана запрещены, кроме одной -«Озод дехконлар», но и она не зарегистрирована. «Бирлик» и «Эрк» - больше националистические партии, чем исламские, в чем их усиленно обвиняют.

1. «Бирлик». Народное движение «Бирлик» («Единство») создано в 1989 г. группой представителей интеллигенции: писателем М. Солихом, академиком Б. Ташмухамедовым, доктором технических наук А. Пулатовым, его братом А. Пулатовым, поэтом У. Азимом и др. Как общественно-политическая организация было зарегистрировано в 1991 г. На момент его начальной деятельности

83

озвучивалась цифра членов движения около 400 тыс. человек. Коллективными членами или союзниками движения были Союз свободной молодежи, женская организация «Тумарис», Свободная дехканская партия, Партия зеленых и др. В наиболее крупных городах республики существовали отделения партии. В 1990 г. на базе движения «Бирлик» была создана Демократическая партия Узбекистана (в настоящий момент - партия «Бирлик»). Она насчитывала 8 тыс. человек. Фактически партия приняла все политические функции движения. Председателем партии был избран один из сопредседателей движения Абдурахим Пулатов. Однако власти не позволили «бирликовцам» зарегистрироваться в качестве политической партии и, как следствие, выдвинуть своих кандидатов на выборные должности. Отказано было и в регистрации печатного органа движения - газеты «Бирлик». В настоящее время движение выпускает «Независимый еженедельник» («Мустакил хафталик»), который издается в России. Опальный лидер партии Абдурахим Пулатов, живший в США, в 1996 г. вернулся на родину, где сделал заявление о том, что в Узбекистане заметны признаки улучшения в сфере соблюдения прав человека. Он отказался от оппозиционной деятельности и выразил желание сотрудничать с властями в сфере осуществления просветительских программ по основам демократии и улучшения положения дел с правами человека. В настоящее время А. Пулатов является председателем действующего Общества по правам человека в Узбекистане. Демократическая оппозиция сейчас не представляет собой реальную контрэлиту, способную оттеснить правящие круги от власти или хотя бы оказывать на них заметное давление. В настоящее время движение «Бирлик» продолжает вести подпольную антиправительственную работу, развивает сотрудничество с исламскими оппозиционными кругами.

2. «Эрк». Демократическая партия «Эрк» была образована в 1990 г. В августе 1991 г. партия была зарегистрирована. В 1992 г., по заявлениям ее лидеров, в рядах партии насчитывалось 54 тыс. членов. В Верховном совете Узбекистана партию представляют 11 депутатов. Председатель партии М. Солих был единственным альтернативным кандидатом во время президентских выборов в декабре 1991 г. (набрал 14% голосов избирателей), проигравшим И. Каримову. Партия выступала за ускоренные темпы создания рыночной экономики в стране, открытую куплю-продажу земли, устранение государства от регулирования экономики. В начале своей деятельности партия сумела наладить конструктивный диа-

84

лог с властью, была официально зарегистрирована и получила возможность печатать свою одноименную газету в типографии ЦК КПУ тиражом около 60 тыс. экземпляров и распространять по каналам официальной прессы. Офис партии разместился в здании бывшего Куйбышевского районного исполкома в Ташкенте, получив необходимые средства связи, включая правительственную, и транспорт. Власти рассчитывали на лояльность «Эрка» и поддержку ими своего курса. Отношения между партией и властями изменились после январских событий 1992 г. в Ташкенте. Активисты «Эрка» пытались создать (в марте 1992 г.) неконституционный орган Милли Маджлис, как альтернативный действующему парламенту и призванный осуществлять общественный контроль за исполнительной и законодательной властью. Члены партии в парламенте пытались выразить недоверие действующему президенту и правительству. В знак протеста против принятия Закона о перерегистрации общественных объединений (в июле 1993 г.) М. Солих сложил с себя депутатские полномочия. Через некоторое время власти закрыли газету «Эрк» (осенью 1992 г.), отобрали занимаемые ею помещения. А в 1993 г. партия не была перерегистрирована и была объявлена вне закона. Арестованный в 1993 г. по обвинению в причастности к краже одного из экспонатов краеведческого музея в Хорезмской области М. Солих был освобожден из-за недостатка доказательств. В 1994 г. прошли массовые аресты, связанные с распространением подпольно изданной газеты «Эрк». Было арестовано почти 50 членов партии по обвинению в подготовке государственного переворота. Впоследствии «Эрк» перешел на позиции политической лояльности к правящему режиму.

3. «Хизб ут-Тахрир». Суннитская религиозно-политическая организация «Хизб ут-Тахрир» («Партия освобождения») была основана в 1953 г. известным религиозным деятелем, судьей шариатского апелляционного суда в Иерусалиме Такиуддином ан-Набхани. После его смерти в декабре 1977 г. амиром партии стал палестинец Абдул Кадим Заллум. Согласно документам этой организации, «Хизб ут-Тахрир» - политическая партия, идеологией которой является ислам. Цель партии - содействие возвращению мусульман к исламскому образу жизни. Она нацелена на то, чтобы все стороны жизни общества основывались и регулировались нормами шариата, а также на распространение исламской веры в мире путем джихада. При этом декларируется, что реализация этой цели возможна лишь путем воссоздания единого теократического госу-

85

дарства (халифат), объединяющего весь исламский мир. Филиалы «Хизб ут-Тахрир» проявляли активность в Египте, Иордании, Тунисе, Кувейте, Палестине, Турции и Западной Европе. В 1995 г. были созданы отделения организации в Андижанской, Самаркандской, Ташкентской и Ферганской областях. Члены партии осуждали «безбожную» власть в Узбекистане, зарубежных «врагов» ислама в лице США и Израиля и призывали к созданию всемирного исламского государства. Партия принципиально отказывалась от насильственных методов борьбы за создание халифата. Возможный приход к власти носил чисто теоретический характер и не подкреплялся подготовкой к насильственным действиям. Но в Узбекистане и других странах региона сформировалось мнение, что «Хизб ут-Тахрир» является радикальной организацией, более опасной для узбекских властей, чем ваххабиты. По мнению специалистов, «успех "Хизб ут-Тахрир" в Узбекистане обусловлен тем, что представители этого движения, в отличие от других существующих в Узбекистане мусульманских структур, не боятся открыто критиковать действия властей, развязавших, по их мнению, массовые репрессии против мусульман, сопоставимые по масштабам со сталинскими чистками 30-х годов».

4. «Акрамийя». Существуют противоречивые данные об этой организации. Одни источники утверждают, что такой организации вообще нет и она была придумана властями. По другим источникам, организация «Акрамийя» была основана в 1996 г. А. Юлда-шевым. По сообщению радио «Свободная Европа», «Акрамийя» откололась от группировки «Хизб ут-Тахрир». Они разделились после того, как А. Юлдашев решил, что насильственные методы «Хизб ут-Тахрир» по созданию в регионе исламского государства не дадут результата в Средней Азии. Председатель Узбекского общества защиты прав человека Т. Екубов заявил радиостанции «Свободная Европа», что исламская группировка «Акрамийя» прекратила свою работу в Узбекистане и что правительство И. Каримова использует обвинения в исламском экстремизме как предлог для нападок на инакомыслие. Некоторые отличия от «Хизб ут-Тахрир» можно видеть и в организационной структуре «Акра-мийи», основу которой составляет особая производственно-распределительная община («джама'а»). В ее распоряжении были небольшие сельскохозяйственные предприятия, денежные средства и склады. Все это имущество и общественные средства («байт ал-мал») распределялись в виде помощи для многодетных членов

86

«братства», иногда просто «сочувствующим». Общины «Акра-мийя» зафиксированы в Андижанской области, Намангане, Кокан-де и других областях Узбекистана, а также в Оше (Киргизстан). В настоящее время деятельность «Акрамийи» в республике запрещена, ее лидер А. Юлдашев арестован и ему предъявлен ряд обвинений. Исламская опасность этой организации явно преувеличивается и оппозицией, и государством. Она действительно ставит задачу построить всемирный халифат, но верна установке действовать ненасильственными методами. В связи с этим Юлдашев ее покинул и организовал свою «Акрамийю», обвиненную в андижанских событиях.

5. Исламская партия возрождения Узбекистана (ИПВУ). Создана в 1991 г. как филиал всесоюзной ИПВ, утверждена на съезде представителей мусульманской общественности Астрахани в 1992 г. Ее лидер Утаев после февральских событий 1993 г. пропал без вести. После многочисленных репрессий со стороны властей исламские партии и движения ушли в глубокое подполье. Это в свою очередь породило вооруженную оппозицию, ядром которой стали религиозные радикалы. Глава одной из таких организаций «Ислом лашкалари» Т. Юлдашев перебрался в Афганистан и стал духовным лидером моджахедов.

6. Исламское движение Узбекистана (ИДУ). Лидеры - Д. На-мангани и Ходжиев. Создано в 1998 г. Цель - свержение режима И. Каримова, создание исламского государства в Ферганской долине, которое в будущем должно войти в состав халифата. Финансовую поддержку ИДУ, по данным журналистов, оказывал «террорист № 1» Усама бен Ладен. Боевики ИДУ тесно сотрудничали с афганскими талибами, получая от них всевозможную помощь. После поражения талибов в Афганистане и гибели Д. Намангани ИДУ все еще представляет угрозу для безопасности центрально-азиатских государств. Во главе движения стоит авторитетный лидер Т. Юлдашев. Несмотря на существенное сокращение численности своих боевиков, погибших, попавших в руки властей или разбежавшихся по разным странам, ИДУ располагает боеспособными кадрами, прошедшими через военные действия в Таджикистане, Чечне, Баткенте и Афганистане. ИДУ продолжает получать финансовую поддержку спонсоров, заинтересованных в распространении «исламской революции» по всему миру, включая и Центральную Азию.

87

7. Партия «Озод дехконлар» («Свободные крестьяне»). Создана в 2003 г., позиционирует себя как светская партия, проявила себя в андижанских событиях. Число членов партии определяют в 100 тыс. человек, в основном это жители Ферганской долины. Руководит партией Н. Хидоятова. После расстрела в Андижане «Озод дехконлар» выступила за немедленную отставку правительства и перевыборы президента Узбекистана в трехмесячный срок. «США и другие демократические государства, - говорила тогда Н. Хидоятова, - должны не только осудить этот режим, но и активно участвовать в мирной, конституционной передаче власти в Узбекистане демократическим силам на основе закона». Партия имеет свою экономическую программу прозападного образца, ориентированную на малый и средний бизнес.

8. Партия «Хак йюл адолат» («Партия верного пути и справедливости»). В 2003 г. Ш. Мирсаидов - фактический лидер ташкентского клана - создал партию, главной программной целью которой является социальная защита населения. Явная ангажированность оппозиционной группы Ш. Мирсаидова со стороны борющегося за власть ташкентского клана не позволяет отнести ее в разряд демократической оппозиции. В 1991 г. И. Каримов предложил ему маловлиятельный пост государственного секретаря, хотя до этого обещал назначить премьер-министром. В ответ на это Ш. Мирсаидов на сессии парламента публично отказался от предложенного ему поста и подал в отставку, выразив тем самым свое нежелание работать в команде Каримова. После этого он фактически находился под домашним арестом. В 1993 г. Ш. Мирсаидов предстал перед судом по обвинению в нанесении ущерба государству в размере 5,5 млн. долл. США, был приговорен к трем годам лишения свободы с конфискацией имущества, но тут же амнистирован. По некоторым данным, имели место попытки покушения на его жизнь. Осенью 1996 г., вскоре после визита И. Каримова в США, Ш. Мирсаидову позволили заняться общественно-политической деятельностью. Затем он возглавил Координационный центр оппозиционных сил Узбекистана, куда вошли основательно поредевшие «Бирлик», «Эрк», Союз свободной молодежи и некоторые другие организации, каждая из которых уже не играла существенной роли в политической жизни республики.

* * *

88

Политическая система в Таджикистане имеет свои особенности, связанные, прежде всего, с кровопролитной междоусобной, кланово-территориальной, религиозно-националистической войной, длившейся пять лет. Только в 1998 г. наметились первые признаки стабилизации экономики, приостановился спад производства, республика постепенно стала выходить из кризиса. Конфликт в Таджикистане первоначально, безусловно, носил признаки политического противостояния приверженцев коммунистической номенклатуры и новых политических организаций, партий, движений. Однако в ходе борьбы региональные, клановые интересы затмили интересы политические. Расслоение общества по регионам в Таджикистане зрело давно, усилилось в период перестройки, обострилось в феврале 1990 г. и продолжается до сих пор. Процесс региональной раздробленности в Таджикистане зашел очень далеко, он определяет поведение и политиков, и народа, все это пока препятствует единению общества перед лицом сложных социально-экономических задач. Значительную роль в политической и общественной жизни Таджикистана играют территориально-семейные кланы, или «авлоды». Согласно Конституции, принятой 6 ноября 1994 г., Таджикистан является республикой. Во главе государства и исполнительной власти стоит Президент (в настоящее время -Э. Рахмонов). В июне 2003 г. после всенародного референдума Э. Рахмонов получил право баллотироваться еще на два семилетних срока после окончания в 2006 г. его текущего срока правления. ОБСЕ и другие международные организации не признали выборы 1999 г. и референдум 2003 г. свободными и справедливыми. Участникам референдума предлагалось списком принять 55 поправок к Конституции, из которых несколько касались президента и срока его правления. Стремление Э. Рахмонова продлить срок своего правления лежит в основе большинства претензий, предъявляемых международным сообществом нынешнему таджикскому режиму.

Президент назначает премьер-министра и членов кабинета министров. В настоящее время премьер-министром является А. Акилов, выходец из Ходжента (Ленинабада). Следует подчеркнуть, что никаких стратегически важных решений премьер-министр принимать не может и не должен, и эту должность «северянин» занимает только номинально. После выборов в феврале 2000 г., которые впервые в истории страны были многопартийными, высший законодательный орган республики - Маджлиси Оли

89

(парламент Республики Таджикистан) - стал двухпалатным. Он состоит из палаты представителей (Маджлиси Намояндагон), в которую депутаты избираются на пять лет по партийным спискам и одномандатным округам, и палаты национальностей (Маджлиси Милли). В палату национальностей депутатов выбирают областные, городские и районные депутаты. Она состоит из 33 депутатов: восемь человек из них в соответствии с Конституцией назначаются президентом, остальные избираются на совместной сессии депутатов всех уровней Хатлонской, Согдийской областей, ГБАО, районов республиканского подчинения и города Душанбе. Один член парламента постоянен - это первый президент Республики Таджикистан К. Махкамов (согласно ст. 29 Закона республики «О выборах Маджлиси Оли Республики Таджикистан»). Каждый бывший президент является пожизненным членом Маджлиси Милли, «если он не откажется от использования этого права». Абсолютное большинство в нижней палате парламента Таджикистана имеет Народно-демократическая партия (лидер - Э. Рахмонов). С формальной точки зрения, политическая система Таджикистана является вполне демократической. Однако де-факто в стране подавлена как демократическая, так и религиозная оппозиция. Более того, Э. Рахмонов привлек к уголовной ответственности и своих соратников, т.е. тех, кто ему помог прийти к власти в 1992 г. Налицо признаки автократии.

В настоящее время в республике зарегистрированы и действуют восемь политических партий. Самой влиятельной из них является Народно-демократическая партия Таджикистана. Благодаря ее лидеру партия обладает мощными административными и финансовыми ресурсами. Оппозиционные партии ограничены в своих действиях последними поправками, принятыми в Закон о выборах. Они не имеют реальной возможности эффективно участвовать в парламентских и президентских выборах в республике. Несмотря на 15-летнее правление Э. Рахмонова, нищенскую зарплату и беспредел местных чиновников, разделивших государство на передаваемые по наследству уделы, рядовые таджики не видят реальной альтернативы нынешнему президенту, что наглядно показали выборы 2006 г. За последние два года президенту удалось обеспечить относительную стабильность в стране, устойчивые темпы развития ее экономики, заключить стратегически важные торгово-экономические и военно-политические соглашения с Россией, КНР, Ираном, США и другими странами, имеющими реальные рычаги

90

влияния на ситуацию в Таджикистане. По мнению таджикских журналистов, «таджикский лидер, в отличие от некоторых коллег по региону, задолго до предстоящих выборов смог нейтрализовать своих явных и потенциальных конкурентов в борьбе за власть». Как показали итоги президентских выборов 6 ноября 2006 г. Э. Рахмонов одержал победу над своими соперниками и победил в президентской гонке, набрав 79% голосов. Новый срок продлится до 2013 г. Срок большой, но в Таджикистане вновь нарастает напряженность.

Однако Рахмонов заручился поддержкой России и западных стран. Как одну из форм поддержки можно расценить безвозмездную передачу таджикской армии четырех вертолетов: двух ударных МИ-24 и двух транспортно-боевых МИ-8. Военно-техническая помощь России Таджикистану составила в 2006 г. 26 млн. долл. В 2007 г. она возрастет до 30 млн. долл. Правительство Швейцарии выделило Таджикистану грант в размере 1 млн. долл. - на помощь правительству для усиления расширения и диверсификации экспортного производства малых и средних предприятий республики. МВФ заключил со страной соглашение на сумму 50 млн. долл. для реализации программы поддержки экономики и снижения уровня бедности населения сроком на три года. Политическая и экономическая стабильность Таджикистана привлекает российские инвестиции. В 2006 г. Россия вложила в Таджикистан 400 млн. долл. В ближайшие пять лет Россия намерена вложить еще 2,5 млрд. долл. Уже осуществляется ряд совместных проектов в области гидроэнергетики (строительство Сангтудинской ГЭС-1 и Рогунской ГЭС). Позиция Э. Рахмонова однозначна: дружить с Россией. Хотя его борьба с оппозицией может дестабилизировать обстановку в стране, но это не может привести к проблемам в российско-таджикских отношениях. Новый срок Э. Рахмонова как наиболее предсказуемого центральноазиатского политика для России означает продление военного присутствия в регионе и укрепление сотрудничества в энергетической сфере.

Политический расклад сил в Таджикистане с момента подписания мирных межтаджикских соглашений значительно изменился. После 1997 г. процесс мирного урегулирования создал предпосылки для появления на политической арене ряда новых партий и политических движений. Помимо официальной Народно-демократической партии власти, а также уже хорошо известной и довольно многочисленной Коммунистической партии появились Граждан-

91

ско-патриотическая партия Таджикистана, Аграрная партия, Партия политического и экономического обновления, Партия Адо-латхох (справедливости), Партия справедливости и развития, Социалистическая партия, а существовавшая ранее Демократическая партия разделилась на две платформы - Московскую и Алмаатин-скую; были организованы Движение национального единства и возрождения Таджикистана, Конгресс народного единства, Национальное движение Таджикистана. Часть этих партий можно было назвать «персонифицированными однодневками», так как они создавались конкретными личностями. Социалистическая партия - во главе с бывшим генеральным прокурором республики, активным сторонником президента Р. Набиева, председателем комиссии Маджлиси Оли С. Кенджаевым; Партия политического и экономического обновления - во главе с О. Бабаевым, видным предпринимателем республики, сторонником бывшего премьер-министра А. Абдуллоджанова. Как правило, в состав этих партий входили члены их семей и другие родственники, которые представляли собой довольно многочисленные кланы с развитыми родовыми отношениями. В то же время власти не давали никакой возможности осуществлять свободное волеизъявление граждан в части вступления в ту или иную партию или движение.

Правительство Э. Рахмонова больше заинтересовано в имитации демократии, чем в ее реальном существовании. Как и в Кир-гизстане, в Таджикистане достаточно развит сектор неправительственных организаций (НПО), поддерживаемый международным сообществом; по сути, он обеспечивает работой значительный слой населения. Э. Рахмонов и его команда понимают, что резкое ограничение деятельности этого сектора лишь усугубит экономические проблемы. Более того, любые радикальные изменения в нормативно-правовой базе, регулирующей деятельность НПО, наверняка вызовут громкие международные протесты и поставят под угрозу внушительный объем иностранной помощи Таджикистану. Однако Таджикистан не продвинулся в создании политических институтов и проведении экономических реформ настолько, чтобы добиться списания внешнего долга в той мере, в какой это удалось Киргиз-стану. Усиливается непрерывное давление на независимые СМИ. Тем, кто критикует правительство, урезают тиражи, затрудняют распространение их изданий и даже отбирают лицензии. Оппозиционные партии испытывают проблемы с получением регистрации в Министерстве юстиции республики. Широко распространена

92

практика заведения уголовных дел на лидеров оппозиции. Возможности участия в политической жизни сокращаются. Лидеры Демократической и Социал-демократической партий, выступившие в оппозиции на июньских выборах 2003 г., подверглись еще большей изоляции. Члены некогда влиятельных политических кланов Худ-жанда так долго были отстранены от ведущих ролей в национальной политике, что теперь стремятся лишь сохранить хоть какое-то влияние в своем регионе. Хотя отношения между Э. Рахмоновым и Партией исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) обостряются, он больше не опасается мобилизационного потенциала ПИВТ, чье руководство сегодня расколото на тех, кто готов служить режиму, тех, кто заинтересован в использовании таджикских законов о политических партиях, чтобы выступать в качестве лояльной оппозиции, и тех, кто считает, что сотрудничество с режимом ставит под угрозу политическую программу партии, пропитанную религиозным духом.

В настоящее время в Таджикистане зарегистрированы и действуют восемь партий.

1. Народно-демократическая партия Таджикистана - партия власти. Была образована в декабре 1994 г. как Народная партия (председатель - Э. Рахмонов). Как и в Узбекистане, в республике существует оппозиция. Таджикское исламское оппозиционное движение начало формироваться еще в 1970-х годах XX в. Активно оппозиция проявилась в 1991 г. на волне протестов против политики коммунистов. Основу оппозиции составили Партия исламского возрождения и демократическое движение «Растохез». После свержения коммунистов им ненадолго удалось установить свою власть в стране. Это вызвало недовольство как старой советской номенклатуры, так и представителей кулябского, гиссарского и ходжентского кланов, не получивших доступа к власти. Кулябцы во главе со своим лидером С. Сафаровым и другими полевыми командирами, в числе которых был и Э. Рахмонов, вступили с «демо-исламистами» в вооруженное противостояние, которое закончилось гражданской войной.

2. Партия исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ). С сентября 2006 г. лидер - М. Кабири. Образована на Учредительной конференции 6 октября 1990 г. путем отделения от Всесоюзной партии исламского возрождения. Зарегистрирована Министерством юстиции в декабре 1991 г. Запрещена в течение трех месяцев. С 1993 г. входит в Движение исламского возрождения Таджикистана

93

(Афганистан). До августа 2006 г. лидером партии был авторитетный С.А. Нури. Нынешний председатель ПИВТ М. Кабири окончил факультет востоковедения Таджикского государственного университета, стажировался в университете г. Сана (Йемен), окончил Дипломатическую академию МИД России, защитил кандидатскую диссертацию по политическим наукам. Как депутат парламента (избранный по партийным спискам на выборах 2005 г.) он представляет «модернистское крыло» исламской партии. Это своеобразная «визитная карточка» ПИВТ для стран Европы и Америки. Неслучайно М. Кабири очень любят приглашать на лекции в университеты Запада. Но это еще большой вопрос - хватит ли ему влияния, чтобы стать настоящим лидером ПИВТ, партии, большинство членов которой смотрят в противоположную от Запада сторону. Позиция умеренного и демократичного М. Кабири устраивает официальные власти Таджикистана. Независимый политолог А.Х. Рахнамо (Таджикистан) оптимистично смотрит на будущее ПИВТ. «В последние годы ПИВТ была единственной политической партией, которая усердно работала на собственную инсти-туционализацию. Поэтому это достаточно устоявшаяся партия». А.Х. Рахнамо отмечает, «что сохранение единой ПИВТ не только в интересах самой партии, но и в интересах всего общества. Сегодня ПИВТ это больше, чем политическая партия, это неотъемлемый атрибут новой постконфликтной политической конструкции Таджикистана. Будучи единственной политической партией религиозного характера в регионе и гордостью наших политиков на международной арене она является важным каналом социализации исламского потенциала, его легитимного слияния в общенациональное государство. ПИВТ играет важную роль в отвлечении верующих от незаконной деятельности и радикальных исламских движений. В этом плане партия выступает как элемент безопасности и фактор стабильности. Поэтому сохранение единства ПИВТ является важной задачей всей нашей политической системы. По вопросу консервативности и либеральности в дальнейшем ПИВТ в религиозных вопросах будет более либеральной, точнее, более реформаторской, а в политическом плане на определенное время более осторожной. Так как каждый член ПИВТ осознает, что без С.А. Нури они стали более уязвимыми во всех отношениях». Летом 2006 г. наступил сложный момент для оппозиции. Происходит смена лидеров, которые по тем или иным причинам покидают

94

свои посты. (Был осужден лидер таджикских демократов М. Искандаров, ушел из жизни лидер ПИВТ С.А. Нури.)

3. Коммунистическая партия Таджикистана (председатель -Ш. Шабдолов). Преемница КПТ в составе КПСС. Воссоздана в 1992 г. Зарегистрирована Министерством юстиции Таджикистана в марте 1992 г. На 2005 г. по партийным спискам в партии насчитывалось 25 тыс. членов. В правительственных структурах Таджикистана Коммунистическая партия представлена госсоветником президента по связям с общественностью и социальным вопросам К. Олимовым. В настоящее время наблюдается раскол в рядах партии во взглядах на дальнейшую деятельность. Ее лидера обвиняют в коррупции и приспособленчестве к властям.

4. Социал-демократическая партия Таджикистана (СДПТ). Образована в 1998 г. Зарегистрирована Министерством юстиции. По сведениям самой партии, в ее рядах насчитывалось на 2005 г. 5 тыс. членов. Лидер партии Р. Зойиров - юрист по образованию -имеет свою принципиальную оценку событий в обществе, активно позиционирует себя по всем вопросам экономики и политики. Имеет скорее прозападные взгляды.

5. Демократическая партия Таджикистана (ДПТ). Председатель - М. Искандаров. Зарегистрирована Министерством юстиции в июне 1991 г. Запрещена Верховным судом Республики Таджикистан в июне 1993 г., тогда же вошла в Объединенную таджикскую оппозицию. В сентябре 1994 г. раскололась на ДПТ «Алмаатинская платформа» и ДПТ «Тегеранская платформа». Вновь зарегистрирована Министерством юстиции в июле 1995 г. Окончательно разделилась на партии в 1999 г.: Демократическая партия «Алма-атинская платформа» (самоназвание - Демократическая партия). Входила в Объединенную таджикскую оппозицию (ОТО). Председатель - Д. Ниязов; Демократическая партия «Тегеранская платформа» (самоназвание - Демократическая партия). Председатель -А. Афзали; политическая партия «Тараккиет» («Развитие»). Образована в мае 2001 г. на базе «Тегеранской платформы» ДПТ.

6. Социалистическая партия Таджикистана (СПТ). Бывшая Коммунистическая партия Таджикистана, переименованная в 1991 г. после августовских событий ГКЧП. Фактически прекратила свое существование в 1992 г. Образована заново в июне 1996 г. Зарегистрирована Министерством юстиции в августе 1996 г. А в марте 1998 г. партия была перерегистрирована согласно Закону Республики Таджикистан «О политических партиях». Председате-

95

лем был С. Кенджаев (убит в 1999 г.), в настоящее время председатель - М. Нарзиев; Социалистическая партия Таджикистана-2. В 2004 г. бывшие функционеры СПТ К. Восиев и А. Гаффоров провели внеочередной съезд СПТ, состоящий из их сторонников, при активной поддержке местных комитетов НДПТ. Министерство юстиции зарегистрировало в качестве СПТ именно их партию. В настоящее время действуют две СПТ. Первая - под руководством А. Гаффорова, и вторая - с председателем М. Нарзиевым, которая, по мнению Министерства юстиции республики, является незаконной и нелегитимной, по этому делу продолжается судебное разбирательство.

7. Партия экономических реформ. Возглавляет О. Бобоев (ректор Транспортного института Таджикистана). Образована в 2005 г., зарегистрирована Министерством юстиции в ноябре 2005 г.

8. Аграрная партия Таджикистана (АПТ). Председатель -X. Насреддинов. Была образована в 1998 г. В начале 2000 г. прекратила свое существование. Новая партия под тем же названием была создана в 2005 г. и зарегистрирована Министерством юстиции в ноябре 2005 г. Председателем является вице-президент Академии сельскохозяйственных наук, академик А. Каракулов. Партия декларирует численность своих членов в 1 тыс. человек (по состоянию на октябрь 2005 г.). АПТ была создана для защиты интересов сельского населения.

Оппозиционные партии Таджикистана существуют не только на взносы членов партии, но и имеют значительную поддержку. Объем помощи определяется политической ситуацией в республике. По мнению таджикских политологов, «еще одним фактором, влияющим на осторожность возможных внешних "доноров" таджикских партий и движений, является возможная угроза значительного увеличения объемов наркотрафика и потеря выстроенной системы контроля за государственной границей в условиях политической нестабильности в такой важной, с точки зрения мировой геополитики, стране, как Таджикистан». В свою очередь вновь созданные в 2005 г. Аграрная партия и Партия экономических реформ являются проектом официальных властей, чтобы показать легитимность и демократичность президентских выборов в республике в 2006 г. Наряду с Э. Рахмоновым на пост главы государства баллотировались председатель Аграрной партии, председатель Партии экономических реформ, представитель Коммунистической партии.

96

* * *

Конституцией Республики Туркменистан формально провозглашается принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, но на практике подлинного разделения властей нет. Систему власти в Туркменистане можно назвать авторитарно-монархической, хотя, по Конституции, Туркменистан является республикой. Составной частью государственной идеологии является культ личности С. Ниязова, его именем названы: город, два района, корабль, водный канал, Академия сельскохозяйственных наук, улицы, площади, школы, совхозы и колхозы - всего около 1 тыс. объектов. С. Ниязов являлся высшим должностным лицом Туркменистана. Он имел право самостоятельно формировать правительство, распускать парламент, назначать и освобождать от должности генпрокурора и судей всех уровней. Его указы имели силу закона, он также имел право ввести в стране чрезвычайное положение.

Таким образом, вся полнота власти была сосредоточена в руках президента страны, которым с 1991 г. являлся С. Ниязов, а с февраля 2007 г. - Г. Бердымухаммедов. За принятие президентских законов отвечает Меджлис (парламент Туркменистана), а также Халк Маслахаты (Народный совет), который не располагает конкретными властными полномочиями, но принимает решения по принципиальным вопросам жизни республики. Так, 27 декабря 1995 г. Народный совет объявил Туркменистан нейтральным государством. Народный совет состоит из всех избираемых официальных лиц, членов Меджлиса и представителей региональных властей. Меджлис состоит из 50 депутатов (в свое время Верховный совет Туркменской союзной республики насчитывал 175 депутатов). Уменьшение численности парламента характерно для всех постсоветских государств региона. Контрольные и распорядительные полномочия и возможности парламента ограничены в пользу исполнительной власти, что снижает его роль как полноценной ветви власти. Действуя на постоянной основе, парламент принимает Конституцию, вносит в нее изменения, принимает законы, назначает даты выборов Президента и Меджлиса, утверждает программу деятельности Кабинета министров и бюджет. Особым органом, по мнению экспертов, является Халк Маслахаты, который не имел до этого аналогов ни в государственном строительстве Туркменистана, ни в практике СССР и постсоветских республик. Это - высший представительный орган власти народа. В его состав,

97

согласно ст. 46 Конституции, входят: Президент, депутаты парламента, народные представители (халк векиллири - собственно члены этого органа, которые избираются по одному от каждого этрапа (района)), председатель Верховного суда, Генеральный прокурор, председатель Высшего хозяйственного суда, члены Правительства, главы администраций велаятов (областей) и генгеши муниципальных советов городов и поселков. В него входит и Совет старейшин, который собирается по мере необходимости и состоит из вождей туркменских племен и руководителей областных администраций. Непосредственно в Халк Маслахаты населением избираются выборные представители (их всего 60: от 46 районов, 11 городов районного подчинения и трех районов г. Ашхабада). Другие члены этого органа входят туда «по должности», причем выборными из этой части являются только члены парламента и местного самоуправления. Представители высших органов управления, назначаемые президентом, должны проводить в Халк Маслахаты волю главы государства. Заседания Халк Маслахаты проводятся один раз в год. Этот орган в значительной мере имеет традиционный характер и облекает волю президента в форму народного волеизъявления. В этом смысле конституционное строительство в Туркменистане создало орган намного менее демократичный, чем отдаленные мировые аналоги, такие как Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП) в КНР, Съезд народных депутатов в бывшем СССР. Органы власти, объединяющие власть высшего должностного лица, который больше похож на монарха, и законодательную ветвь власти, подобные Народному совету в Туркменистане, функционируют в ближневосточных монархиях: Иордании, Бахрейне, Кувейте, Саудовской Аравии (парламент с совещательными полномочиями).

Ключевой фигурой в структуре исполнительной власти Туркменистана является хаким - глава администрации велаята (области), шахера (города), этрапа (района). Хаким является представителем Президента. Он несет персональную ответственность за положение дел на вверенной ему территории перед Президентом. В качестве органов местного самоуправления в Туркменистане действуют генгеши, избираемые из авторитетных представителей населенного пункта (города, села, микрорайона). В ведение генге-ши входят: утверждение местного бюджета, решение социальных вопросов в рамках города, села, поселка, микрорайона, улицы.

98

Территория Туркменистана разделена на пять областей (ве-лаятов). Каждая область возглавляется губернатором, который назначается Президентом и подотчетен ему, а население избирает совет. Области делятся на районы (этрапы); во главе района стоят хаким, которого назначает губернатор, и избираемый жителями района совет. Туркменский политический режим занимает особое место среди центральноазиатских режимов. Сегодня можно констатировать, что власть С. Ниязова не оставляла никаких шансов для народной революции. Смена власти и демократизация режима были возможны лишь посредством дворцового переворота, военной интервенции или по естественным причинам, что и произошло в результате смерти Ниязова. К власти пришел Г. Бердымухаммедов, который провозгласил преемственность власти, но постепенно отходит от политики президента С. Ниязова по многим вопросам.

Правящая партийно-советская элита в Туркменистане практически полностью и организованно сменила коммунистические цвета на национальные и преобразовалась в новую региональную элиту. В этом качестве она монополизировала раздел собственности, однако по сей день полностью зависит от высшей государственной власти. В советский период вся политическая власть в стране принадлежала Коммунистической партии Туркменистана (КПТ). В январе 1990 г. насчитывалось 115 тыс. членов и кандидатов в члены этой партии. На 25-м съезде в декабре 1991 г. она была преобразована в Демократическую партию Туркменистана (ДПТ). Бывший первый секретарь КПТ, а затем ДПТ С. Ниязов занял пост президента в октябре 1990 г. В результате безальтернативных выборов 21 июня 1992 г. он остался на этом посту, а после всенародного референдума в январе 1994 г. президентские полномочия С. Ниязова были продлены на пять лет без проведения перевыборов. В 1999 г. С. Ниязов получил право оставаться президентом «без ограничения срока полномочий».

В начале 1992 г. была создана Аграрная партия Туркменистана. В ее задачи входили: защита интересов крестьян, фермеров и сельскохозяйственных рабочих, а также сельской интеллигенции (врачей, ветеринаров, учителей, инженеров); создание рыночной экономики; отстаивание прав крестьян на обрабатываемые земли и их наследование. Эта единственная оппозиционная партия в стране занимает достаточно пассивную позицию и не влияет на принятие решений государственного значения. Оппоненты критиковали

99

туркменское правительство за отказ разрешить деятельность движения «Агзибирлик» («Единство») и Партии за демократическое развитие. Были запрещены также Партия исламского возрождения и консервативная Исламская политическая партия. В Советском Союзе партийно-государственной элитой называли руководителей партии и государства и их ближайших родственников. Но элитарность противоречила сути государственного устройства, поэтому настоящей элитой в силу объективных и субъективных причин эти люди не стали. Партией осуждались возвышение над народом, династийность и клановость, но негласно все это существовало. В результате распада СССР изменился и состав политической элиты страны: если раньше она состояла из партийных деятелей, то теперь на первый план выдвинулась торгово-финансовая и хозяйственная элита. Она сделала свой капитал на торговле хлопком, газом, нефтью, наркотиками и финансово-хозяйственных махинациях при поддержке самого президента. С. Ниязов не признавал идею создания демократического многопартийного государства с равной для всех избирательной системой, со свободной и объективной прессой.

В Туркменистане нет легальной политической партии, способной организовать эффективную оппозиционную деятельность. Религиозные группы в этой стране не имеют шансов включиться в борьбу за власть, так как религиозные идеи, в отличие от других республик Центральной Азии, в Туркменистане не популярны. В последнее время руководством Туркменистана были предприняты шаги, направленные на превращение республики в нейтральную страну - «азиатскую Швейцарию», которая в то же время выступала посредником в решении региональных проблем. При этом туркменское руководство предполагает, что страна получит возможность через гарантии мирового сообщества быть посредником в решении целого ряда проблем стран Азии, что, в свою очередь, уменьшит зависимость от России, с одной стороны, и поможет развить выгодное сотрудничество с Ираном, Турцией и США. Демократическая оппозиция режиму личной власти президента в настоящее время и в обозримом будущем не сможет добиться каких-либо успехов, так как у нее нет сколько-нибудь надежной и весомой опоры в традиционном туркменском обществе. Реформы в социально-экономической сфере свелись к номенклатурно-клановой приватизации и выполнению международных контрактов по добыче и транспортировке газа. Средняя заработная плата в

100

стране составляет 15-20 долл. в месяц. В республике сохраняются трудности с продовольствием. Описывая положение в Туркменистане, исполнительный директор ШБ Аарон Родес заявляет, что «нет никакой свободы печати вообще. Нет никакого гражданского общества. Существуют некоторые независимые группы, но они действуют в политически "безвредных сферах". Таким образом, нельзя говорить, что в стране существует хотя бы одна организация по правам человека, которой официально разрешено существовать в Туркмении. Суды полностью зависят от исполнительной власти, т.е. права на справедливое судебное разбирательство в Туркмении не существует. Нет никаких свободных СМИ, нет никакой свободы слова и информации. Есть свидетельства того, что для получения признаний в совершении преступлений используются пытки». С 1991 г. - года провозглашения независимости и самостоятельности - президентская власть в Казахстане, Киргизстане, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане остается в одних и тех же руках. После событий 11 сентября мировое сообщество обратило внимание на Центрально-Азиатский регион, элиты в этих странах лелеяли надежду, что президенты будут предпринимать шаги для обеспечения политической и экономической стабильности своих стран, но этого не произошло. Во всех государствах региона существуют режимы, направленные на личное обогащение. Элиты недовольны отсутствием гражданского общества, отсутствием реформ в политической, финансовой сферах, в системе выборов или обеспечении подлинной свободы слова.

С обретением независимости в Туркменистане поменялись общественные ценности и ориентиры. В результате резкого поворота к национализму за короткое время произошла «туркмениза-ция» всех сторон жизни, в республике установилась власть одного человека - Президента, который жестко контролирует все сферы жизни общества.

* * *

Политическая система, сложившаяся в Центрально-Азиатском регионе, основана на режиме личной власти, отсутствии равновесия властей, контролируемом местным самоуправлением. В этих странах нет условий для реализации механизма свободного волеизъявления народа, нет свободы слова. Особую позицию занимает Узбекистан, мотивируя ее тем, что является государством с самым большим количеством населения и узбеки - самая много-

101

численная нация в регионе. Главные принципы особого пути по-узбекски: приоритет деидеологизированной экономики над политикой; главная роль в проведении реформ отводится государству; жесткие законы, стремление к сильной социальной политике и поэтапный переход к рыночной экономике. Таджикистан является сторонником экономической и политической интеграции со странами СНГ, в первую очередь с Россией, понимая невозможность справиться с политическими и экономическими реформами самостоятельно. Туркменистан предпочитает идти своим путем. Первоначально в стране сложилась система пожизненного президентства С. Ниязова, который единолично решал все основные вопросы, продвигая особый путь Туркменистана под лозунгом «XXI век -золотой век туркменского народа». С его смертью ситуация постепенно меняется, но пока еще рано говорить о политических приоритетах нового президента Г. Бердымухаммедова.

Таким образом, полуфеодальная клановость и низкий уровень жизни населения Центральной Азии способствуют консервации существующих режимов. Узбекистан стремится к лидерству в регионе и не стремится к тесной интеграции, хотя в силу политических мотивов проявляет особую озабоченность в области интеграции в структуры с участием России (ЕврАзЭС, ОДКБ). Туркменистан, основываясь на авторитарном режиме и богатых энергетических ресурсах, стремится проводить самостоятельную политику. В Таджикистане ситуация осложняется угрозой международного терроризма и распространением наркотиков из-за соседства с Афганистаном, а также крайне низким уровнем жизни населения. Интеграция с более богатыми соседями (Россия, Казахстан) может привести в будущем к заметному улучшению экономического положения страны.

«Социально-экономические и политические процессы на постсоветском пространстве: Проблемы развития стран СНГ», М., 2008 г., с. 90-115.

102

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.