В современном обществе существует как бы двоякое отношение к природе в том числе и лесу:
- старое — утилитарно-хозяйственно-научное использование ресурсов, энергии и измерение всен критерием выгоды для некоторой части человечества;
- новое — бессознательно-эгоистически-физиологическая любовь. Учитывая изложенное, становится
очевидной необходимость с экологической, исторической, природоохранной, культурной, эстетической и многих других точек зрения, связанных с общечеловеческими ценностями, преподавания
А.М. ВОЛОБАЕВ, профессор, зав. кафедрой
Вынесенная в заголовок терминология призвана отобразить ту тревожную обстановку нынешнего времени, что сложилась в результате расширения взаимодействия общества и природы, в которой лес занимает одно из ведущих мест. Существует взаимосвязь и зависимость негативных тенденций в лесном хозяйстве от политических, законодательных и образовательных (!) систем и принципов.
В МГУЛеса готовят специалистов по полуторадесятку специальностей и трем десяткам специализаций по самым различным направлениям.
Но, как справедливо заметил
А. Швейцер, «.. .во всех сферах деятельности и больше всего, пожалуй, в науке, угроза узкой специализации как для индивида, так и для духовной жизни общества в целом, становится все более явственной... Применение находит только часть способностей человека, что, в
основополагающей дисциплины, дающей главные понятия о сущности леса, его природе, законах его существования и развития студентам всех факультетов и всех специальностей, обучающихся в университете леса. Такой дисциплиной является лесоводство.
В связи с этим правомерно разделение дисциплины «лесоводство» на две — лесоведение и собственно лесоводство. И желательно в связи с введением статуса университета леса преподавание дисциплины «лесоведение» как основы знаний о природе леса на всех факультетах и специализациях университета.
свою очередь, оказывает обратное воздействие на его духовную сущность. Формирующие личность силы, коренящиеся в многообразии производственных задач, иссякают при меньшем их многообразии и соответственно меньшей духовной значимости.. . Творческое и художественное начало... умирает. Чувство собственного достоинства... сменяется самодовольством, мешающим... видеть за доведенным до совершенства частным навыком общее несовершенство.»
Следовательно, лесное образование (и воспитание) должно быть именно Университетским, многосторонним и фундаментальным и совершаться оно должно под знаком Культуры, под созвездием Этики, Экологии и Эстетики. И прав академик Д. Лихачев, говоря, что «... без нравственной основы не действуют законы экономики и государства, не выполняются указы, невозможно и развитие любой науки. Воспитывают же людей: впрямую
Пароль — лес и человек;
отзыв — этика, эстетика, экология
религия,... искусство. Экология только тогда действенна, когда она идет рука об руку с моральным развитием человека». Ему вторит поэт Н. Коржавин (кстати, в свое время учившийся в МЛТИ): «Люди, получившие плохую подготовку, чаще стремятся к административным постам и к тому, чтобы превращать свой уровень во всеобщий. Такое образование питало номенклатуру». Именно поэтому на кафедре мировой и отечественной культуры ведущей является концепция ака: демика В.В. Давыдова, состоящая в том, что главными в педагогическом процессе признаются цели воспитания, а цели обучения являются их средством, что и способствует усилению гуманистическо-экологической сущности лесотехнического образования.
На кафедре и сосредоточены дисциплины, которые частично способствуют решению этой задачи — это мировая и отечественная культура (у бакалавров — культурология), история отечества, производственная культура (техническая эстетика и эргономика). Почему частично? Потому что это лишь малая часть того, что делает кафедра помимо штатного «прожиточного минимума» для создания гуманитарной среды университета как обязательного элемента российского «образовательного пространства». Но прежде — о базовой подготовке.
Главная особенность предметов, читаемых на кафедре, — это не только их гуманитарный, но и междисциплинарный характер, что помогает создать разностороннее, но целостное видение мира, целостную модель деятельности будущего инженера, базирующуюся на трех уже упомянутых «китах» — «Трех Э»!
На кафедре читаются относительно новые и специфические в техническом вузе предметы. Это, прежде всего, мировая и отечественная культура. Ее тематика — история человечества в архитектурных и
инженерных сооружениях, в произведениях искусства, в памятниках материальной и духовной культуры (здесь, кстати, прослеживается связь с чисто инженерными дисциплинами: математикой, черчением, теоретической и технической механикой, сопроматом, физикой, материаловедением
— вспомним великих инженеров, архитекторов, художников в широк:ом смысле слова — Леонардо да Винчи, Дюрера, Ломоносова). Особое, главное внимание уделяется российской культуре с древнейших времен до наших дней, раскрываются ее высочайшие духовные истоки, тесно связанные с принятием Русью христианства, что и определило ее неповторимость и особую роль в развитии мировой цивилизации.
В курсе истории фактически впервые поставлены задачи выявления менталитета русского человека, его эволюции, особенностей становления цивилизации в русских землях, анализа духовного мира человека при переходе к индустриальному обществу, оценки вклада России в достижения мировой цивилизации. И здесь главными, центральными, являются вопросы нравственности, сквозь призму которой и рассматривается исторический процесс.
Дисциплины «Техническая эстетика и эргономика» (у конструкторов — с практикумом по дизайну) и «Эстетика ландшафта» связаны с проблемами и вопросами искусства, технологий, проектной деятельности, экологии, научной организации труда, в свою очередь базирующихся на знании антропологии, инженерной психологии, физиологии труда, то есть они тоже напрямую связаны с человеком в мире создаваемой им «второй природы».
Все эти базовые курсы рассматриваются нами и соответственно «подаются» студентам сквозь призму «нравственного профессионализма». Так, в курсе МиОК важное место занимают разделы «Лес в
истории Руси» (книга доцента В.К. Те: плякова под этим же названием была выпущена кафедрой и заслужила высокие оценки академика И. Мелехова и писателя А. Солженицына), «Русское деревянное зодчество», «Русские деревянные народные промыслы»; в курсе истории Отечества — «Россия как лесная держава», «Лес как важнейший элемент био- и ноосферы»; в курсах технической эстетики и эстетики ландшафта — «Проектирование и оценка лесной техники и ландшафтов с учетом эстетических, экологических и социальных факторов». Базовые курсы дополняются спецкурсами по выбору студента — он может выбрать любой из 15 развивающих и углубляющих полученные знания, имеющих прикладной или проблемный характер — таких, например, как «Культура и речь», «Поэзия садов и парков» (реставрация парковых ансамблей), «Генетика» (анализ факторов, могущих привести к нарушению генофонда и леса, и человека), «Бионика» (крайне необходимая современным лесным инженерам — конструкторам, технологам, ланд-шафтникам, что позволит исключить неквалифицированное вмешательство в природу, в лес человека, вооруженного мощной лесозаготовительной техникой), «Бизнес и культура», «Православное церковное искусство России» (истоки и современность), «Введение в Священное Писание Нового Завета» — курсы, читаемые священниками, выпускниками Духовной Академии, Литературного института, других высших учебных заведений.
Кстати, многие спецкурсы были «обкатаны» ранее, до создания кафедры в 1990 году, на занятиях Университета культуры, которым с 1979 года руководил автор настоящей статьи.
Важную роль в становлении кафедры сыграла многотиражная газета «Вестник МГУЛ», которая на самом «высоком» материале приобщала и продолжает приобщать студентов к культуре, воспитывает нравственность, публикуя зачастую
уникальные материалы (не издававшуюся прозу В. Вернадского и Д. Андреева, например), посвящая специальные выпуски Рерихам и П. Флоренскому, А. Швейцеру и Г. Державину, призывая к милосердию, добру, порядочности, ориентируя студентов на подлинные духовные и нравственные ценности. Не случайно в свое время «Вестник» (редактор В. Локаленкова) занял первое место среди вузовских многотиражек.
Вообще, на наш взгляд, нельзя относиться к дисциплинам кафедры с мерками, к которым привыкли в технических вузах. Они несут не только и не столько «информационное» значение, сколько знание эмоциональное, духовное, сердечное, — как в песне:
Я смотрю на Москву через призму поэзии,
Призму музыки, призму любви.
Просто так смотреть на нее бесполезно,
Просто так ничего не увидите Вы. ..
Поэтому делается все, чтобы студенту учиться было бы интересно. Все лекции, все семинарские занятия сопровождаются слайдами, видеоматериалами, в том числе с использованием аудиторного телевидения; отдел технических средств обучения специально записывает «из эфира» фрагменты передач Российского ТВ, НТВ, учебного ТВ; для семинарских занятий кафедрой оборудован кабинет — дизайн-центр, также оснащенный техническими средствами обучения. Некоторые практические занятия по МиОК проводятся в залах московских музеев — Третьяковке, ГМИИ им. А.С. Пушкина; по архитектуре и истории — в Коломенском, Сергиевом Посаде, Новом Иерусалиме; по ландшафтной архитектуре — в Кусково, по технической эстетике — на международных выставках (Мебель-индустрия-93, Деревообработка-93, Лесдревмаш-94, 96); в художественно-конструкторских отделах КБ.
Проводятся и открытые лекции с приглашением писателей, журналистов, актеров.
Прививать интерес к жизни, творчеству, науке — этой задаче подчинена работа кафедры со студентами с первых же дней пребывания в вузе. Уже в День знаний, 1 сентября, каждый студент получает ежегодно, в течение 6 лет, выпускаемый кафедрой «Спутник первокурсника»
-. справочник-путеводитель по МГУЛе-
са, помогающий студенту адаптироваться в вузе; с этой же целью при кафедре организована «Служба доверия», и студент-«младшекурсник» в любой из дней может обратиться к преподавателям — а это педагоги, психологи, философы, священнослужители — и разрешить свои, зачастую очень и очень непростые, проблемы.
Самый верный путь к профессионализму — обучение через творчество. Уже в первые годы своей деятельности кафедра ориентировала студентов на творческую работу, в том числе по линии НИРС. Э го - - подготовка студентами рефератов но всем дисциплинам кафедры; докладов на ежегодные студенческие, научные конференции; выступления студентов на круглых столах; выступления студентов, занявших призовые места в ежегодных смотрах НИРС, перед своими сокурсниками на потоках с одной-двумя лекциями по своей УИРС'овской теме, как правило, связанной с тематикой учебного плана. Среди таких лекторов — и победители тематических «микроконференций», таких, например, как «Война 1812 года» или «Вопросы нравственности и права в эпоху античности». Это — прекрасная школа как для выступающих, так и для слушающих. Лучшие доклады печатаются (издаются) в сборниках кафедральных НИРС и УИРС, вышел второй — по историческому краеведению, причем «объекты» изучались не только по литературным, музейным и архивным источникам, ибо большинство из них — архитектурные и инженерные сооружения, которые находятся
в окрестностях МГУЛа, то есть на трассе Золотого кольца, — но менее известны — например, Яузский акведук мытищинского водопровода, усадьба князей Трубецких и Голицыных Гребнево (где студенты МГУЛа проходят производственные практики), это дом «русского Эдисона» Ипатьева и т.д.
Особое место занимает дисциплина кафедры, стоящая на стыке технических и гуманитарных наук, изучение которой требует сочетания абстрактноаналитического (формально-логического) и эмоционально-образного (ассоциативного), гуманитарного мышления студента. Это — техническая эстетика с основами эргодизайна, в которой, как в фокусе, сосредоточились проблемы техники и искусства, антропологии и инженерной психологии,социологии и культуры, этики и эстетики. И здесь уже желательное понимание красоты технического изделия переходит в обязательное, поскольку последнее является уже профессиональным требованием к проектировщику, создающему современную конкурентоспособную лесозаготовительную машину или деревообрабатывающий станок. Это эстетическое видение начинает формироваться уже на младших курсах в ранее упомянутой дисциплине — МиОК, — а. здесь оно уже реализуется в виде проектов, макетов объемно пространственных композиций машинных форм, моделей машин отрасли, выполняемых студентами.
Многообразен и в то же время един спектр вопросов, рассматриваемых на круглых столах и научных конференциях, проводимых кафедрой, с обязательным участием энтузиастов Университета культуры, клуба книголюбов «Арион», университетской библиотеки, газеты «Вестник», преподавателей и сотрудников других кафедр, которым «тесно» в рамках их зачастую узких специализаций. Кстати, недаром старую аббревиатуру МЛТИ
раньше часто расшифровывали как Московский литературно-театральный институт, —- ибо в нем учился не только дважды Герой Советского Союза космонавт В. Рюмин, но и не менее знаменитый... артист Савелий Крамаров, а студенческий театр ФЭСТа, превратился в театр профессиональный.
С учетом специфики кафедры ее преподавателями выпущены уникальные книги: А.П. Саврухина «О естественных основах нравственности» — со сделанными непосредственно с оригиналов переводами древнекитайского сочинения «Дао де цзин» и древнеиндийских трактатов «Санкхиа карика» и «Йога сутра»; священника о. Вячеслава Резникова «Беседы на ежедневные Апостольские и Еванг гельские чтения всего года», академика Ю.М. Евдокимова «Культура как основа познания», хрестоматии «Средневековая культура России» доцента Н.И. Ма,-тяша и «История России XIX в.» доцента Э.А. Дурмановой, «Шедевры древнерусского зодчества» профессора Я.В. Малко-ва (это не считая другой обширной учебнометодической литературы).
Взаимному обогащению идеями способствуют и регулярно проводимые кафедрой круглые столы такие, как посвященный 600-летию преставления преподобного Сергия Радонежского (по его материалам издан сборник работ студентов и преподавателей кафедры), «Лесное образование вчера, сегодня, завтра» (подробный о тчет о нем и основной доклад, как обычно, были помещены в газете «Вестник»); «Живая земля В. Вернадского» (его про,-вела хранительница научного фонда и организатор мемориального музея академиг ка В. Неаполитанская, причем присутствовали на встрече и старшеклассники из близлежащих школ — потенциальные наши абитуриенты); «От Палестины до России» — ведущий протоирей о. Вячеслав Марченков, кандидат богословия, с
блистательной выставкой доцента МГУЛа Г. Кононова российских церковных медалей.
Естественно, что кафедра участвовала и во всех всероссийских конференциях, посвященных гуманитаризации образования в технических вузах, осуществляет культурные программы для участников международных конференций, проводимых МГУЛом.
Экспозиция «Лестеховцы — Победе», которой открылся в мае 1995 г. Музей МГУЛа, книга воспоминаний ветеранов, книга Памяти университета — также дело рук работников кафедры МиОК. Сейчас ими готовится следующая — «Лестех, первые годы», посвященная жизни университета в 1943-1953 гг. и его истокам, начиная с 1919 г. Возглавляет эту работу бывший ректор МЛТИ почетный академик Александр Николаевич Пименов.
Социологические исследования, проводимые кафедрой совместно с газетой «Вестник», показали, что 97-99 % студентов удовлетворены тематикой и качеством преподавания дисциплин кафедры. Думается, что такой успех был бы невозможен без постоянной помощи ректора
— академика А.Н. Обливина, академика
A.К. Редькина., начальника УМУ доцента,
B.В. Быкова, деканов факультетов и всего коллектива университета.
Принятый Конференцией ООН Документ о лесных принципах устанавливает моральные, этические и технические стандарты, по которым будет оцениваться каждая нация и ее практика лесопользования и лесоуправления.
В непростых нынешних условиях кафедра постарается сделать все, чтобы этот свой главный «экзамен века» выпускники МГУЛеса, прошедшие школу нравственного профессионализма, сдали бы на «отлично».