Научная статья на тему 'Очарованная душа'

Очарованная душа Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
101
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Волобаев A. M.

Пришла пора постучать по дереву обнаружилось, что мир состоит из алюминия и пластика. Мэрфология, закон Флагга

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Очарованная душа»

A.M. ВОЛОБАЕВ, зав. кафедрой Мировой и отечественной культуры

Пришла пора постучать по дереву - обнаружилось, что мир состоит из алюминия и пластика.

Морфология, закон Флагга

Есть в Москве МУРАВЕЙ - трудолюбивый издательский дом, выпускающий серию книг, от одних названий которых сладко замирает сердце россиянина. Судите сами: «Названия московских улиц»,

«Пушкин и христианство», «У истоков славянской письменности», «Названия московских храмов», «Древнерусское деревянное зодчество». Что же это - планка такой высоты и ... муравей! Не будем удивляться -муравей, по христианским понятиям питается зернами пшеницы, которые он отделяет от «плевел» и потому символизирует мудреца, который достигает мудрости, отделяя ее от ложных учений. И еще. Символизирует он прилежание и скромность. А именно таков автор последней из названной

книг - как сказано в аннотации издательства, один из «ведущих специалистов области... истории, искусства, архитектуры» Яков Вениаминович Малков. Да-да, лесте-ховец, «наш человек». Профессор, доктор технических наук, заведующий кафедрой, хотя и не имеющей в МГУЛе ни к древесине, ни к архитектуре «по штатному расписанию» непосредственного отношения. Только... есть еще и сердечная склонность, и сороколетний опыт работы «для себя» в этой удивительной сфере искусства, техники, строительства, музыки, поэзии, дизайна, зовущейся зодчеством, архитектурой.

Впрочем, почему только «для себя»? А блестящие, в течение нескольких лет авторские курсы в УНИКУМе - Уни-

Фото А.М. Волобаева.

верситете культуры МЛТИ, а затем спецкурсы на созданной в 1990 г. кафедре Мировой и отечественной культуры, и, наконец, выдержавшая два издания (в качестве учебного пособия по кафедре МиОК) солидная монография (217 страниц!) «Шедевры древнерусского зодчества XI-XVII вв. Традиции и новаторство».

И вот - книга о деревянном зодчестве, прошедшая апробацию на страницах ведущего всероссийского отраслевого журнала «Деревообрабатывающая промышленность» и получившая заслуженно высокие отзывы читателей, в том числе и профессионалов.

«А к какому «жанру» отнести эту книгу?» - спросит любитель классификаций. Прежде всего, это откровение очарованной души, это признание в любви, это приглашение «любить архитектуру за ее фантастические неожиданности и величественные открытия, за... изобразительные формы, которые очаровывают нам дух, захватывают наши мысли, сопровождают нашу жизнь» (Д. Понти, эпиграф к одной из книг Я.В. Малкова). Это не восторженность дилетанта и не холодная оценка эксперта, подсчитывающего баллы за «эстетику». Это взгляд настоящего ученого, человека щедрого ума и сердца, сумевшего показать в своей книге единство Божественного мира, воплощенного в архитектурных шедеврах древней Руси.

Кстати, а так ли далеки эти две сферы - техники, которой профессионально занимается наш автор, - и архитектуры, которой он занимается не менее профессионально? Вспомним, что первыми машинами (в современном понимании) на Руси были сооружения - машины, такие, как водяные и ветряные мельницы, лесопилки, техническая структура которых выражалась в архитектурных формах, где торжествовал древнегреческий принцип триединства предметного мира -гармоничного сочетания пользы, удобства и красоты. Кстати, и в средневековой Европе под понятием «художник» подпадали и живописец, и зодчий, и механик. И в современном мире наблюдаются эти тенденции сближения эмоционального и

умственного, духовного и прикладного, машинного и человеческого. Именно поэтому радостное, эмоциональное восприятие автором древнерусской архитектуры и, соответственно, передача его читателям соседствует в книге со строгим научноинженерным изложением предмета. Так что эта монография вполне может считаться учебником, который не стыдно рекомендовать не только студентам МГУЛа (и других университетов), изучающим архитектуру в курсе Мировой и отечественной культуры, но и будущим специалистам - технологам-деревообработчикам и биохимикам. Появилась сейчас и потребность в оборудовании, позволяющем обрабатывать детали, из которых собираются постройки «древнерусского» типа. Значит, это учебник и для механиков, и для конструкторов, не говоря уже о студентах архитектурно-строительных институтов и академий.

Но, конечно, не только чисто «учебно-прикладной» стороной для специалистов привлекательна эта книга. Ведь эти рукотворные творения - посланцы времени, не являющиеся только «вещью в себе». Это квинтэссенция исторических событий и судеб зачастую тысяч людей -знаменитых и безвестных, князей и царей, плотников и иконописцев, крестьян и мореходов. Это - эстафета времени. И поэтому особо ценно знание об истоках, начиная с библейских, евангельских времен, которые дали жизнь и имена большинству архитектурных сооружений - в первую очередь, храмовых, - такова, например, интереснейшая история древнейшего на Руси сохранившегося памятника деревянного зодчества - Лазаревской церкви. (Как преподаватель, опять ловлю себя на мысли на том, что это - опять-таки прекрасное подспорье при изучении Истории Отечества - как говорится, «для студентов всех специальностей»). А для (опять-таки специалистов!) - для референтов-переводчиков, инженеров-педагогов, лингвистов - какая богатейшая россыпь прекрасных и неожиданных слов, терминов, текстов, дошедших из глубины веков; какой повод для дальнейших самостоятельных изысканий в лингвистике; «кровля по

потокам и курицам», «причелины», «ветреница на фронтоне». Неужели лингвисту (и не только ему) не интересно будет узнать о «битой печке», о «борове» и, извините за неблагозвучие, «хайле». И от этого обширного словаря терминов, помещенных в конце книги, невозможно оторваться -столько поэзии, столько юмора - и какой точный язык определений, приводимых Я.В. Малковым!

Да и построение всей книги - очень точное и по-научному строго системное: строительные и декоративные приемы в деревянном зодчестве ; архитектура культовых построек; деревянные архитектурные ансамбли (сведения о погостах, хоромах, дворцах, крепостях, монастырях). Последний раздел - это блестящий историко-краеведческий рассказ о соседних с нами, прежде деревянных, в основном северных городах и поселениях. (Вообще, автор с легкостью перемещается, - и мы вместе с ним, в пространстве и времени; но делается это настолько органично, естественно, что скоростей этих и расстояний почти не замечаешь из-за крепкой логической последовательности рассмотрения тех или иных шедевров).

И вдруг тебя осеняет - да ведь это еще и справочник-путеводитель - из-за обширности его материала и толкового его построения. Ведь изучив его, вы, например, уже по виду7 церкви (клетская, шатровая, кубоватая, ярусная или многоглавая) сможете узнать об истории и особенностях построения ее (и подобных ей), эстетике, символике, духе и душе храма. Вообще, на наш взгляд, в жизни Руси невозможно выделить, разделить, обособить «культурную» и «общественно-политическую» составляющие исторического процесса. Именно духовная субстанция, сгустившись и воплотившись в архитектурных шедеврах тех времен, живое свидетельство творческого духа и силы русского народа, поддерживает и укрепляет нас и сейчас в вере в будущее России.

Сейчас в ней много музеев под открытым небом. Бывал я и в Кижах (по заданию редакции одного всесоюзного журнала), по которым водил меня хоро-

ший знакомый, сотрудник музея, художник и писатель В. Пулькин, и в малых Ко-релах под Архангельском, и в Суздали, и в Костроме, и в Коломенском... Да, «осиротели», как пишет Я.В. Малков, те места, откуда были увезены и собраны вместе совершенно разные архитектурные объекты, и экспонируются они вне своей «среды обитания», что, конечно, разрушает их органическую связь с «той» природой и ухудшают восприятие и впечатление от них.

Наверное, единственное исключение составляет архангельский заповедник, где его разнообразнейший рельеф позволяет воссоздать для церквей, домов, бань, амбаров, водяных и ветряных мельниц обстановку их малой родины, воспроизведя и пологий склон морского (на самом деле речного) побережья, и лесные опушки, и долины рек с запрудами, и вольные, обдуваемые северными ветрами курганы.

Сейчас это дает возможность, шанс показать и рассказать потомкам, что было,, с тем, чтобы предсказать, что будет. С какой горечью говорил В. Пулькин о том, что военные вертолетчики, сжигающие сотни тонн топлива во время тренировочных полетов, отказались вывезти для Петрозаводского музея из рядом с аэродромами расположенных глухих мест, из заброшенных деревень Карелии уникальнейшие, древнейшие иконы, архитектурные детали, утварь, предметы старины, которые могли бы стать украшением музея мирового уровня. Все это пропало, было вывезено на байдарках пришлыми (и дошлыми) людьми. Все мы от этого стали намного беднее.

Издавна человеческое общество делилось на созидателей, собирателей и созерцателей. Мне кажется, книга собирателя истин и созидателя на ниве российского просветительства Я.В. Малкова -это Музей открытого сердца. В ней - легкая тень печали по гармонии цвета и образа, света и рифмы, звука и формы, уходящей из нашей жизни.

Но, продолжая стихотворный пере-клич со стихотворным эпиграфом Б. Окуджавы к этой книге, хочется привести заключительные строки из поэмы «Кижи» поэтес-

сы Татьяны Семеновой. Мне кажется, что в светлой надежде на преображение созерцателей в созидателей, на протяжении всей книги, подспудно звучит в ней обращенный к читателю пожелание-вопрос.

«...Когда, скажи,

Родятся те, стучащие о ребра Твои неповторимые Кижи?»

«ТЕХНОЛОГИЯ И ОБОРУДОВАНИЕ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ»

Учебник

Ю.В. ШЕЛГУНОВ, профессор

Издательство Московского Государственного Университета леса в конце 1997 г. выпустило в свет учебник для ВУЗов «Технология и оборудование лесопромышленных предприятий». Авторы учебника: профессор Ю.В. Шелгунов, доцент Г.М. Кутуков и профессор Н.И. Лебедев.

Учебник рекомендован для студентов, обучающихся по специальности 1704 «Машины и оборудование лесного комплекса».

Как пособие учебник может быть использован при подготовке студентов, обучающихся по специальности 2601, студентами лесотехнических техникумов, а также специалистами-производственниками.

В соответствии с новым учебным планом, технология и оборудование предприятий лесного хозяйства в учебнике изложены в краткой форме и лишь с учетом требований подготовки инжене-ров-механиков по специальности 1704. По сравнению с изданием 1982 г., учебник

дополнен изложением технологических процессов лесозаготовительных и лесосплавных предприятий, конструкций и методов расчета новых машин и оборудования.

Учебник состоит из двух разделов. В первом разделе учебника рассмотрены вопросы, касающиеся технологии и оборудования лесозаготовительных предприятий.

Второй раздел описывает технологические процессы на лесосплаве, конструкции лесосплавных машин и оборудования, а также методы их расчета.

Учебник содержит обширную библиографию по лесозаготовительному и лесосплавному производству.

Общий объем учебника 37,75 печатных листа.

Книга издана при финансовой поддержке акционерного общества «Экспорт-лес» (генеральный директор АО А.И. Крылов).

«МЕХАНИКА В ЛЕСОИНЖЕНЕРНОМ ДЕЛЕ»

Учебник

З.И. КАРЛИНСКИЙ, зав. кафедрой теории и конструирования машин, д. т. н. наук, профессор

Издательство МГУЛ в 1997 г. вы- ханики МГУЛа, доктор технических наук,

пустило книгу В.В. Андронова «Механика профессор - более 30 лет преподает тео-

в лесоинженерном деле». Автор книги - ретическую механику в вузах (сначала в

заведующий кафедрой теоретической ме- Поволжском, далее в Московском лесо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.