Научная статья на тему 'Кафедра лесоводства и подсочки леса'

Кафедра лесоводства и подсочки леса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кафедра лесоводства и подсочки леса»

Использование быстродействующий ЭВМ позволило решать задачи по обоснованию параметров лесозаготовительной техники путем перебора большого числа возможных их сочетаний и определить основные характеристики машины, обеспечивающие наибольшую экономическую эффективность в заданных условиях эксплуатации.

Предложенные кафедрой программы обоснования параметров лесосечных машин и систем лесозаготовительной техники внедрены в производство и используются в ГСКБ ОТЗ.

Принимая во внимание необходимость улучшения экологических показателей лесных машин, проведены исследования влияния колесных и гусеничных движителей на состояние лесных почв.

Лабораторная база кафедры была заложена в период ее становления и состояла из лабораторных двигателей, учебных классов по изучению материальной части автомобилей и тракторов в стенах МЛ-ТИ и учебно-опытного полигона в Воря-Богородском лесничестве.

По мере морального старения техники экспонаты, учебные стенды и автотракторный парк обновлялись без существенного изменения номенклатуры оборудования.

Значительная реконструкция лаборатории автотракторных двигателей произг ведена в 1989 г., когда в машинном зале был создан испытательный бокс, двигатели оснащены электронными измери-

тельными системами ЭВМ для обработки результатов исследования эксплуатационных показателей, выдающими данные на световые табло и печать.

Наряду с испытательным боксом в лаборатории двигателей создан специализированный класс для изучения устройства и исследования элементов топливной аппаратуры, дизелей, укомплектованный новейшим оборудованием.

Для подготовки инженеров-конструк-торов лесных машин создан специализированный класс, оснащенный системой автоматизированного проектирования.

В настоящее время педагогический коллектив кафедры состоит из восьми штатных преподавателей и двух преподавателей с почасовой оплатой труда. Среди них четверо профессоров, четверо доцентов, двое аспирантов.

За время своего существования кафедра подготовила к защите на соискалие ученых степеней 21 кандидата технических наук и одного доктора технических наук. На сегодняшний день в аспирантуре обучаются три аспиранта.

Преподавателями кафедры разработаны методические указания к выполнению лабораторных работ и курсовых проектов по изучаемым дисциплинам, изданы конспекты лекций по наиболее сложным разделам. Разработаны типовые программы для ряда дисциплин. В соавторстве издано ряд учебников для студентов вузов и средних специальных заведений.

Е.П. СЕРГЕЕВА, доцент

Кафедра лесоводства и подсочки леса

Кафедра лесоводства (прежде кафедра общего лесоводства) и подсочки леса существует со времени создания Московского лесотехнического института.

Основные дисциплины, представляю-

щие кафедру: лесоведение — наука о природе леса, лесоводство — о теоретическом обосновании способов, приемов ведения лесного хозяйства, лесная пирология — о лесных пожарах, подсочка леса — о полу-

чении из леса терпеннинно-скипидарного производства и побочном пользовании лесом.

Лесоведение является логическим продолжением и развитием созданного Георгием Федоровичем Морозовым учения о лесе. Лесоведение освещает природу леса, законы его существования и развития, средообразующую роль. От правильного усвоения этого раздела зависит профессиональная значимость специалиста лесного хозяйства, который должен правильно понимать не только региональное, но и глобальное (планетарное) и даже космическое значение леса. Пользование лесом также как и другими природными ресурсами должны осуществлять люди, не только хорошо подготовленные в теоретическом плане, но и воспитанные в духе национального самосознания и вообще гуманизма, связанного с заботой о будущих поколениях и человечества в целом. Поэтому профессия лесовода несовместима с беспринципностью, безыдейностью, корыстолюбием.

Лесоводство как дисциплина в наиболее широком объеме изучается на лесном факультете, где будущим специалистам обеспечена необходимая профессиональная подготовка для получения возможно более полного воззрения на лес и понимания его сущности, природы, законов развития. В этом большая роль принадлежит кафедре лесоводства, усилиями которой наряду с другими кафедрами обеспечивается теоретическая подготовка инженеров лесного хозяйства, носящая экологическую направленность и обеспечивающая изучение леса от простого к сложному. На каждом курсе знание и формирование экологического мировоззрения поднимается на все более высокий уровень, который достигает своего наивысшего развития к моменту дипломного проектирования.

В разные годы на кафедре работали П.И. Брынцев, В.М. Иванюта, В.Г. Атро-хин, А.М. Пинчук, Т.К. Коваленко,

В.М. Пикалкин, В.Б. Чипашвили и др., имена которых хорошо известны нашим выпускникам.

Возглавляли кафедру профессора Г.Р. Эйтинген, В.Г. Нестеров, В.И. Панков, академик И.С. Мелехов. Сейчас возглавляет кафедру член-корреспондент РАЕН, доктор с.-х.н., профессор В.И. Обы-денников — ученик и последователь академика И.С. Мелехова.

Большую роль в жизни кафедры сыграл академик И.С. Мелехов, который возглавлял ее с 1962 по 1992 г.

Иван Степанович был выдающимся ученым, энциклопедического плана, который охватил своим вниманием многие отрасли лесной науки и везде оставил след своей необыкновенной одаренности, прозорливости и творческого предвидения. Он занимал достаточно высокие посты, участвовал в осуществлении лесной политики нашего государства.

Академик И.С. Мелехов был директором института леса и лесохимии, заместителем председателя Государственного комитета по лесной, целлюлозно-бумажной, деревообрабатывающей промышленности и лесному хозяйству при Госплане СССР, секретарем отделения лесоводства агромелиорации ВАСХНИЛ, председателем Научно-технического совета Министерства лесного хозяйства РСФСР, председателем научно-технического Совета Министров СССР, членом и председателем экспертной комиссии ВАК по лесным специальностям, членом Совета Московского общества испытателей природы, членом редколлегии «Лесного журнала», журналов «Лесоведение» и «Лесное хозяйство». Будучи в курсе злободневных проблем лесной науки, он направлял исследования свои и своих учеников на решение важнейших задач лесной науки.

Это был ученый с мировым именем. Он являлся членом-корреспондентом и

почетным членом Лесного общества Финляндии, почетным членом Высшей сельскохозяйственной школы г. Брно (Чехия), иностранным членом Королевской Шведской академии сельского и лесного хозяйства, почетным членом Венгерской академии наук. Многие годы Иван Степанович был членом исполнительного бюро Международного совета лесных исследовательских организаций. Он получил много международных информационных изданий, периодики, научной литературы. Вся информация доводилась до сведения коллектива кафедры, которая осуществляла сотрудничество с лесными специалистами многих стран мира.

И.С. Мелехов с большой серьезностью относился к педагогической деятельности. Он читал лекции, издавал много учебной и методической литературы самого высокого качества. Она активно используется в учебном процессе и имеет самое высокое признание. За учебник «Лесоведение» Иван Степанович был удостоен Золотой медали им. Г.Ф. Морозова.

Коллектив кафедры чтит память своего учителя — Ивана Степановича Мелехова. К 90-летию со дня его рождения (1995 г.) издан юбилейный сборник и проведены чтения, в которых приняли участие представители более 20 организаций. На кафедре создан уголок памяти академика, где представлены материалы о его жизни и научной работе.

При подготовке инженеров лесного хозяйства активно используются учебники и учебные пособия, написанные И.С. Мелеховым: «Лесоведение», «Лесоводство», «Лесная пирология» и др.

И.С. Мелехов главным для коллектива считал взаимопонимание, трудолюбие, дисциилину, деликатность, а для лесовода — преданность лесной науке, уважение к печатному слову, высокий профессионализм. Кафедра живет и работает по этим принципам.

И. С. Мелеховым создана научная школа, которая охватывает основные положения лесоводственной науки. В русле этой школы проходит работа кафедры по основным направлениям фундаментальных научных исследований:

- динамическая типология леса и типология вырубок;

■- повышение древесной, биологической и экологической продуктивности леса;

- эколого-лесоводственные последствия вырубок леса в связи с применением агрегатной техники;

- формирование древесины в связи с экологическими факторами; лесоводственная оценка воздействия промышленных выбросов рекреационных нагрузок на состояние насаждений;

- изучение состояния и роста насаждений ГПНП «Лосиный остров»;

- лесные пожары и их последствия.

Эти направления являются главными в научных исследованиях кафедры уже более 30 лет, т.к. они являются базовыми для лесной науки. От их теоретической фундаментальной разработки зависит не только успешное развитие лесного хозяйства, неистощительное и рациональное пользование лесом, но и само существование леса, как природного единства. Особенно отчетливо это ощущается в преддверии XXI века, когда природная среда испытывает постоянный, все увеличивающийся техногенный прессинг, а экология планеты претерпела необратимые изменения.

Лесоводство по существу — экологическая наука и в то же время имеет самостоятельное значение, т.к. тесно связана с пользованием леса, в том числе с лесной промышленностью, поскольку разрабатывает лесоводственно-экологические критерии рубок, техники и технологии их проведения, направленных на возобновление и

формирование высокопродуктивных лесных насаждений.

Кафедра играет значительную роль в жизни лесной науки. За период ее существования здесь проходили стажировку более 80 представителей высших учебных заведений, научно-исследовательских институтов и лабораторий, лесхозов-техникумов, управлений лесного хозяйства, производственных объединений и т.д.

Сотрудники кафедры участвуют в разработке правил рубок, основных принципов ведения лесного хозяйства в различных регионах, осуществляют сотрудничество с ведущими научными организациями.

Более 40 кандидатских и более 20 докторских диссертаций были рассмотрены и прошли предзащиту на кафедре, а затем успешную защиту в ученых советах.

Подготовка научных кадров в аспирантуре всегда была важным моментом в работе кафедры. Аспирантами могли стать только люди, имеющие интерес и склонность к научной работе. Поэтому на кафедре отмечали студентов, показавших на экзамене высокую теоретическую подготовку, отличающихся творческим мышлением, активно занимающихся научными исследованиями в кружке лесоводства. За время существования кафедры более 50 человек прошли обучение в аспирантуре. Большинство из них успешно защитили кандидатские диссертации, а некоторые в дальнейшем докторские и успешно работают в лесной науке и лесном хозяйстве.

Аспирантами кафедры были люди, занимающие сейчас ведущие и ответственные посты:

Н.И. Кожухов — директор ВНИИЛМ,

A. И. Чилимов — директор ВНИИ Л X,

Г.А. Чибисов — директор Архангельского института леса и лесохимии,

B.И. Обыденников — зав. кафедрой лесоводства МГУЛеса.

В.Ф. Цветков — зав. кафедрой лесоводства Архангельского технологического университета.

В коллективе кафедры преобладают ученики академика И.С. Мелехова.

Продолжателем дела И.С. Мелехова стал Виктор Иванович Обыденников, который сейчас заведует кафедрой.

В 1996 г. В.И. Обыденников избран членом-корреспондентом РАЕН. За разработку и внедрение эколого-лесоводственных приемов рубок леса в 1996 г. награжден медалью Академии наук им. П.Л. Капицы.

Большинство сотрудников кафедры являются выпускниками МЛТИ, затем обучались здесь же в аспирантуре, защитили диссертации. Для кафедры традиционным является большой стаж работы ее сотрудников. Здесь никогда не было текучести кадров. Нет ее и теперь, несмотря на серьезные трудности, касающиеся приобретения оборудования, командирования сотрудников в объекты исследований. Для лесовода лабораторией является лес и без выездов в лес, без проведения наблюдений, закладки опытов, лесоводственно-таксационных измерений развитие лесной науки просто невозможно.

Сотрудники кафедры являются членами ученых советов С.-П.ЛТА, Тимирязевской СХА и др. организаций, участвуют в работе технических советов, редколлегий журналов, пишут отзывы на стати. заключения и отзывы на диссертации и авторефераты, являются членами секции по лесоводству и агролесомелиорации РАСХН, где активно работают, выступая с докладами и сообщениями.

Кафедра осуществляет тесную связь с производством. Темы дипломных проектов выбираются с учетом нужд лесного хозяйства, лучшие проекты получают рекомендации к внедрению.

Более 10 лет кафедра в качестве филиала использует Всероссийский научно-исследовательский институт лесоводства и механизации. Во ВНИИЛМе имеются опытные участки, где проводятся рубки с использованием различных технологий и техники. Здесь студенты имеют возможность получить полное представление об организации лесозаготовительного процесса с наиболее полным учетом лесовод-ственных требований.

Большая роль отводится упомянутым моментам при проведении учебной и производственных практик, стажировок преподавателей других лесных вузов, трехгодичной формы обучения.

За последние годы стало еще более тесным сотрудничество с ВНИИЛМ и ЦНИИМАШ, институтом леса и лесохимии, ГПНП «Лосиный остров» и др. организациями. Научные исследования, проводимые кафедрой, проходят апробацию на предприятиях лесного хозяйства.

Многие годы кафедра осуществляла, творческое сотрудничество с зарубежными странами — Венгрией, Чехией, Словакией. В течение 5 лет разрабатывалась тема по эколого-лесоводственным аспектам ведения хозяйства в еловых насаждениях с кафедрой лесоводства Сельскохозяйственного университета г. Брно (Чехия).

Продолжалась разработка тематики ельников с Лесотехническим институтом г. Зволена (Словакия). Сотрудничество проходило в виде обмена отчетами, публикациями, взаимными командировками с работой на объектах, симпозиумами.

В настоящее время большой интерес к исследованиям кафедры и стремление к сотрудничеству проявляют коллеги с лесного факультета Белградского университета (д-р. Милун Крстич и др.).

В штате кафедры 2 доктора наук

— В.И. Обыденников, Л.Ю. Ключников, 5 кандидатов наук, коллектив постоянно пополняется молодежью. За последние 2 года на кафедре подготовлены и

успешно защищены одна кандидатская и одна докторская диссертации. Под руководством профессора В.И. Обыденнико-ва защищена кандидатская диссертация в ВНИИЛМе.

Традиции кафедры в подготовке научных кадров сохраняются и развиваются. После почти трехлетнего спада вновь возрос интерес к аспирантуре. План приема перевыполнен. Помимо традиционной имеет место и контрактная форма подготовки аспирантов.

Большую активность проявляет творческая молодежь. Над кандидатскими диссертациями работают б человек. Аспиранты кафедры выступают с докладами на конференциях, регулярно публикуются в научных изданиях. Достаточное внимание уделяется на кафедре совершен' ствованию педагогического процесса в том числе методическому обеспечению. За последние 3 года на кафедре вышло 22 методических издания.

С преобразованием МЛТИ в МГУЛе-са возникает ряд новых проблем в том числе и для кафедры лесоводства. Университетское образование по сравнению с институтским более широкое и разностороннее (от латинского иптет&И(т — совокупность). Как учебное заведение университет должен вести подготовку специалистов по фундаментальным (основным) и многим прикладным (изучающим методы решения практических задач) наукам, различным отраслям народного хозяйства и культуры. Это вызывает необходимость серьезной перестройки системы обучения студентов. Слово «лес» в названии университета ко многому обязывает.

Лес в настоящее время — не только объект труда для выпускников большинства факультетов нашего университета, но и элемент окружающей человека среды. Это растительный покров, занимающий более трети поверхности суши нашей планеты.

В современном обществе существует как бы двоякое отношение к природе в том числе и лесу:

- старое — утилитарно-хозяйственно-научное использование ресурсов, энергии и измерение всен критерием выгоды для некоторой части человечества;

- новое — бессознательно-эгоистически-физиологическая любовь. Учитывая изложенное, становится

очевидной необходимость с экологической, исторической, природоохранной, культурной, эстетической и многих других точек зрения, связанных с общечеловеческими ценностями, преподавания

А.М. ВОЛОБАЕВ, профессор, зав. кафедрой

Вынесенная в заголовок терминология призвана отобразить ту тревожную обстановку нынешнего времени, что сложилась в результате расширения взаимодействия общества и природы, в которой лес занимает одно из ведущих мест. Существует взаимосвязь и зависимость негативных тенденций в лесном хозяйстве от политических, законодательных и образовательных (!) систем и принципов.

В МГУЛеса готовят специалистов по полуторадесятку специальностей и трем десяткам специализаций по самым различным направлениям.

Но, как справедливо заметил А. Швейцер, «.. .во всех сферах деятельности и больше всего, пожалуй, в науке, угроза узкой специализации как для индивида, так и для духовной жизни общества в целом, становится все более явственной... Применение находит только часть способностей человека, что, в

основополагающей дисциплины, дающей главные понятия о сущности леса, его природе, законах его существования и развития студентам всех факультетов и всех специальностей, обучающихся в университете леса. Такой дисциплиной является лесоводство.

В связи с этим правомерно разделение дисциплины «лесоводство» на две — лесоведение и собственно лесоводство. И желательно в связи с введением статуса университета леса преподавание дисциплины «лесоведение» как основы знаний о природе леса на всех факультетах и специализациях университета.

свою очередь, оказывает обратное воздействие на его духовную сущность. Формирующие личность силы, коренящиеся в многообразии производственных задач, иссякают при меньшем их многообразии и соответственно меньшей духовной значимости.. . Творческое и художественное начало... умирает. Чувство собственного достоинства... сменяется самодовольством, мешающим... видеть за доведенным до совершенства частным навыком общее несовершенство.»

Следовательно, лесное образование (и воспитание) должно быть именно Университетским, многосторонним и фундаментальным и совершаться оно должно под знаком Культуры, под созвездием Этики, Экологии и Эстетики. И прав академик Д. Лихачев, говоря, что «... без нравственной основы не действуют законы экономики и государства, не выполняются указы, невозможно и развитие любой науки. Воспитывают же людей: впрямую

Пароль — лес и человек; отзыв — этика, эстетика, экология

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.