Научная статья на тему 'Творческая деятельность руководителей научных школ России в млти в 1919-1953 гг. (Н. Н. Лузина, О. Ю. Шмидта, А. Ф. Иоффе, Н. В. Ефимова и др. )'

Творческая деятельность руководителей научных школ России в млти в 1919-1953 гг. (Н. Н. Лузина, О. Ю. Шмидта, А. Ф. Иоффе, Н. В. Ефимова и др. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
140
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Короткина M. P., Полещук О. М., Рыбников К. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Творческая деятельность руководителей научных школ России в млти в 1919-1953 гг. (Н. Н. Лузина, О. Ю. Шмидта, А. Ф. Иоффе, Н. В. Ефимова и др. )»

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЕЙ НАУЧНЫХ ШКОЛ РОССИИ В МЛТИ В 1919-1953 гг. (H.H. ЛУЗИНА, О.Ю. ШМИДТА, А.Ф. ИОФФЕ, Н.В. ЕФИМОВА и др.)

М.Р. КОРОТКИНА, о. ф.-м. н., профессор кафедры физики МГУЛа,

О.М. ПОЛЕЩУК, к. ф.-м. н., докторант МГУ Ла,

К.К. РЫБНИКОВ, к. ф.-м. доцент кафедры высшей математики

Осенью 1919 г. в Москве был открыт Московский лесотехнический институт (МЛТИ), разместившийся первоначально в доме 23 по Большой Никитской улице.

Ректор нового института, профессор Виктор Эмильевич Классен сумел собрать уникальный преподавательский коллектив, которому мог бы без преувеличения позавидовать любой европейский университет. По воспоминаниям профессора В.Н. Головни, учившегося в эти годы в институте, курс дифференциального и интегрального исчисления читал H.H. Лузин, аналитическую геометрию - О.Ю. Шмидт, механику - С.А. Чаплыгин, термодинамику - А.Ф. Иоффе [1].

Многие преподаватели, так как это было принято в это время, успешно сочетали преподавание в разных учебных заведениях, иногда занимали при этом и ответственные посты на государственной службе. Так, H.H. Лузин в 1919-1921 гг. одновременно занимал должность профессора Иваново-Вознесенского политехнического института, О.Ю. Шмидт был в те годы заместителем народного комиссара финансов, а А.Ф. Иоффе приезжал читать лекции в институт из Петрограда, где руководил физико-техническим отделом Г осударственного

рентгенологического и радиологического института, который впоследствии был под его руководством преобразован в Физико-технический институт Академии наук СССР.

С.А. Чаплыгин с 1918 г. работал в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ), ас 1921 г. руководил этим институтом.

Заметим, что математики и физики МЛТИ были хорошо известны в научном мире. H.H. Лузин в 1916 г. получил степень

доктора чистой математики, представив работу «Интеграл и тригонометрический ряд». О.Ю. Шмидт в 1916 г. опубликовал монографию «Абстрактная теория групп», в которой определил основные направления развития современного математического аппарата этой отрасли алгебры.

С.А. Чаплыгин в 1902 г. защитил докторскую диссертацию и был избран профессором Московского университета по кафедре прикладной математики. А.Ф. Иоффе уже в 1918 г. был избран членом-корреспондентом Академии наук. Период работы в МЛТИ был для них необыкновенно плодотворным.

H.H. Лузин в течение 1919-1925 гг. публикует восемь работ, заложивших фундамент его дальнейших исследований в области теории функций, принесших ему всемирную известность [2].

Я.Ю. Шмидт в 1924 г. опубликовал в «Математическом сборнике» № 31 одну из основных своих алгебраических работ «Группы, все подгруппы которых специальные».

С.А. Чаплыгин разрабатывает метод приближенного интегрирования дифференциальных уравнений и публикует две работы, содержащие полное его описание [2]. В 1925 г. ему присуждается премия имени Н Е. Жуковского.

А.Ф. Иоффе избирается в 1920 г. действительным членом Академии наук.

К сожалению, в 1925 г. МЛТИ, переименованный в 1923 г. в Московский лесной институт, прекращает свое существование в связи с правительственным решением о слиянии его с Ленинградским лесным институтом и переводом большин-

ства его студентов в Ленинград. Среди многих ученых, безуспешно пытавшихся предотвратить это разрушение серьезного учебного заведения, был профессор С.А. Чаплыгин.

В протоколе заседания лесного ученого комитета при управлении лесами Нар-комзема РСФСР от 15 мая 1925 г. есть запись: «Профессор С.А. Чаплыгин высказался за необходимость оставления в Москве учебного заведения, которое является единственным в СССР лесным ВУЗом с определенно выраженным лесотехническим направлением и, которое, именно в Москве нашло необходимые организационные возможности и преподавательские силы для постановки учебного дела в весьма важной отрасли народного хозяйства - лесотехнической».

Но все было бесполезно, несмотря на полуподдержку этого мнения Народным комиссаром просвещения A.B. Луначарским (текст его телефонограммы помещен в упомянутой в списке литературы книге «Лестех. Начало. 1919-1953» на стр. 56).

Блестящий научный и педагогический коллектив перестал существовать.

Возродить его не удалось и в 1930 г., когда на базе деревообделочного отделения Высшего художественно-технического института (ВХУТЕИН) был вновь открыт Московский лесотехнический институт (первоначальное название «Лесотехнический институт по механической обработке твердых и ценных пород древесины»). Причиной этого явления стал несколько приземленный подход к программам подготовки специали-стов-инженеров, напоминающий крайние формы обучения по системам типа «завод-ВТУЗ» (имеется в виду неправильная, извращенная форма реализации этой, вообще говоря, возможной системы). Короткие периоды обучения перемежались длительными практиками. Профессор В.А. Баженов, выпускник МЛТИ 1930-х гг. вспоминал: «В марте 1933 г. мы вернулись в Москву. Это был последний выезд, далее началась учеба (она прерывалась практиками, но учебными). Особенно плохо было с черчением... По

физике и химии знания мои не продвинулись дальше школьных. Знания немецкого языка пошли назад. По теоретической механике, математике, сопротивлению материалов и теплотехнике кое-что получил. Особенно прибавил в знаниях общественных наук. Был участником многих парадов...

Время шло быстро, а знаний настоящих не было.. » [4].

При подобном подходе к преподаванию фундаментальных учебных дисциплин трудно было рассчитывать на создание столь же сильного преподавательского коллектива, как в 1919-1925 гг.

К этому времени А. Ф. Иоффе окончательно сосредоточил свои усилия в области изучения теории полупроводников, возглавляя институт в Ленинграде.

0.10. Шмидт, продолжая исследования в абстрактной теории групп, преподавал в Московском государственном университете и много занимался организаций Арктического института, первым директором которого он и стал.

С.А. Чаплыгин возглавлял ЦАГИ. В этом же институте в 1931 г. оказался H.H. Лузин, возвратившийся из научной командировки во Францию и избранный в 1929 г. действительным членом Академии наук по кафедре философии.

Уход в ЦАГИ для H.H. Лузина из 1-го Московского государственного университета можно расценить только как вынужденный ход, поскольку давление на него со стороны ряда членов Московского математического Общества стало невыносимым. Цель этого давления была очевидна — вытеснить его с руководящих позиций как в Обществе, так и в университете. К сожалению, среди атакующих H.H. Лузина было немало его учеников: П С. Александров, С.Л. Соболев, А.Я. Хинчин, А.О. Гельфонд, Л.А. Люстер-ник и др.

Эту группу активно поддерживал, кстати, и О.Ю. Шмидт.

Уход H.H. Лузина в ЦАГИ, очевидно возможный только благодаря поддержке С.А. Чаплыгина, разрядил на время ситуацию к неудовольствию нападавших.

Э. Кольман, математик по образованию, впоследствии доктор философских наук, профессор, а в это время заведующий отделом науки Московского Комитета ВКГ1(б), обвинил в докладной записке H.H. Лузина в сочувствии Промпартии, связях с Борелем, известным математиком - сотрудником французского военного ведомства, в воинствующем идеализме.

Уход H.H. Лузина в ЦАГИ он расценил как хитрость врага, указывая на то, что он никогда на занимался практическими приложениями и даже «хвастал, что никогда не решил ни одного конкретного уравнения». В связи с этим Э. Кольман утверждал, что использование H.H. Лузина в ЦАГИ невозможно. (Об этом подробно, а также о последующем в 1936 г., так называемом «деле Лузина») [10-12].

В то же время факты говорят о том, что совместная работа с С.А. Чаплыгиным в ЦАГИ дала существенные результаты в ранее незнакомой для H.H. Лузина прикладной области математики.

Так, например, в ЦАГИ он приступает к изучению метода приближенного интегрирования С.А. Чаплыгина [13], а также пишет и другую прикладную работу [14].

Прошло время, и идея фундаментального обучения будущих специалистов лесотехнической отрасли вновь нашла государственную поддержку, причем в самые тяжелые военные годы.

Постановлением Совнаркома Союза ССР от 15 июля 1943 за № 771 был учрежден вновь Московский лесотехнический институт. Расположить институт на сей раз было предписано за пределами городской черты Москвы на станции Строитель Ярославской железной дороги вблизи подмосковных городов Мытищи и Калининград (ныне Королев).

Основательной на сей раз явилась, как техническая подготовка реализации этого постановления, так и подборка кадров преподавательского корпуса. Для занятий студентов был предоставлен учебный корпус Центрального научно-исследовательского института Механизации и энергетики

лесной промышленности, а преподавательский состав был в значительной степени укомплектован уже к началу учебного года. Ряд преподавателей был приглашен из Воронежских высших учебных заведений. Среди них такие яркие фигуры в математическом мире, как Н.В. Ефимов (1910-1982), впоследствии декан механико-математичес-кого факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и Б. А. Фукс (1907-1985).

Н.В Ефимов - доктор физико-математических наук, профессор (1940), ранее работал в Воронежском университете и Воронежском авиационном институте. Период работы в МЛТИ ознаменовался появлением монографии «Высшая геометрия» в 1945 г., а также циклом работ по дифференциальной геометрии [5-8]. Всего же в период работы в МЛТИ в 1943-1953 гг. Н.В. Ефимов опубликовал более 15 работ по дифференциальной геометрии. В 1950 г. ему была присуждена премия имени Н.И. Лобачевского.

На возглавляемой им кафедре высшей математики он возглавлял научную работу коллектива. Еще недавно в библиотеке института можно было познакомиться с двумя основательными научными отчетами: Н.В. Ефимов. Исследование одной линии. МЛТИ, отчет № 224, 1950 и Н.В. Ефимов. Исследование бесконечно малых изгибаний частей сферы. МЛТИ, отчет № 234, 1952. В 1989 г. эти отчеты наряду с другими были переданы в Московский областной архив.

Широкую известность в научных кругах получил другой профессор кафедры высшей математики Б.А. Фукс (1907-1985), автор известных монографий «Теория аналитических функций многих комплексных переменных» (I и II части) и «Функции комплексных переменных и некоторые их приложения» (совместно с Б.В. Шабатом). К периоду работы в МЛТИ относятся и ряд значительных работ Б.А. Фукса [см., например, 5]. Н.В. Ефимов и Б.А. Фукс были членами Совета МЛТИ [см. список членов Совета МЛТИ в книге Лестех. Начало. 1919-1953, М.: МГУЛа, 1999, с. 88-89].

Солидный коллектив математиков (так, например, среди преподавателей кафедры был такой известный педагог, как Д.В. Клетеник - автор популярного и в наше время задачника по аналитической геометрии), сложившийся в МЛТИ оказался способным решать не только задачи фундаментальной подготовки инженеров лесного комплекса, но и задачи подготовки математически грамотных специалистов ракетно-космического комплекса страны при создании впоследствии по инициативе С.П. Королева факультета электроники и счетнорешающей техники.

Этот период авторы намерены осветить в последующей публикации.

Литература

1. В. А. Головня. Из воспоминаний. В сборнике «Лестех. Начало. 1919-1953». - Изд-во МГУЛа. 1999. -

С. 29-30.

2. Математика в СССР. За сорок лет (1917-1957). - Т.

2. - М: ГИФМЛ, 1959.

3. Журнал № 41 заседания лесного ученого комитета

при управлении лесами Наркомзема РСФСР от 15 мая 1925 года. В сборнике «Лестех. Начало. 1919— 1953». Изд-во МГУЛеса. 1999. - С. 53-55.

4. В.А. Баженов. Студенты тридцатых. В сборнике «Лестех. Начало. 1919-1953», изд-во МГУЛеса, 1999. - С, 65-68.

5. Н.В. Ефимов. Исследование изгибания поверхности с точкой уплощения. Мат. сборник, 19(61). 1946. - С. 461-488.

6. Н.В. Ефимов. Некоторые вопросы теории изги-

бания поверхностей. Успехи математических наук, 1.1 (11), 1946.-С. 220-222.

7. Н.В. Ефимов. О жесткости в малом. Доклады АН СССР, 60 (1948). - С. 493-500.

8. Н.В. Ефимов Качественные вопросы теории деформаций поверхностей «в малом». Труды Математического института АН СССО. 30 (1949). - С. 1-128.

9. Б.А. Фукс. О минимальной функции области. Математический сборник. 16 (58), 1945. - С. 21-38.

10. Демидов С.С., Токарева Т.А. О письме Лузина в ЦК ВКП(б). В сборнике «Историкоматематические исследования, РАН. ИИЕ и Т». вторая серия, выпуск 3 (38), 1999. - С. 119-127.

11. Демидов С.С., Есаков В.Д. «Дело академика H.H. Лузина» в свете сталинской реформы советской науки». В сборнике «Историко-математические исследования, РАН, ИИЕ и Т». вторая серия, выпуск 4 (39), 1999. - С. 156-170.

12. Токарева Т.А. «...Я вынужден решиться Вас обеспокоить и просить дать данному делу должное направление...» В сборнике «Историко-математические исследования, РАН. ИИЕ и Т», вторая серия. выпуск 4 (39), 1999. - С. 171-184.

13. H.H. Лузин О методе приближенного интегрирования академика С.А. Чаплыгина. Труды ЦАГИ. 141 (1932).-С. 1-32.

14. H.H. Лузин О качественном исследовании уравнения движения поезда. Математический сборник. 39:3 (1932). - С. 6-26.

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ КУРСА «ЧИСЛЕННЫЕ МЕТОДЫ» В РАМКАХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ КУРСОВ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

О.М. ПОЛЕЩУК, к. ф.-м. и., докторант МГУЛа,

К.К. РЫБНИКОВ, к. ф.-м. п., доцент кафедры высшей математики

Современные учебные программы высших учебных заведений часто предусматривают изучение предмета «Численные методы» («Методы вычислений») уже на 1 курсе. Таким образом, предполагается, что техника численного эксперимента будет усваиваться студентами одновременно с основами математического анализа, высшей алгебры и аналитической геометрии.

Помимо преодоления естественных трудностей формирования этого учебного курса в условиях недостаточно глубокого математического аппарата, имеющегося на вооружении у студентов к этому моменту, представляется совершенно необходимым именно в этом курсе познакомить их с первыми реальными примерами математического моделирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.