Научная статья на тему 'Парламент России на окраине столицы'

Парламент России на окраине столицы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
190
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРЛАМЕНТСКИЙ ЦЕНТР / PARLIAMENTARY CENTRE / ВЕТВИ ВЛАСТИ / ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН / GENERAL PLAN / ПОИСК МЕСТА / SEARCH OF A PLACE / НОВЫЕ ТЕРРИТОРИИ / NEW TERRITORIES / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПЛОЩАДИ / PUBLIC SQUARES / BRANCHES OF POWER

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бочаров Юрий Петрович, Сиренко Элина Анатольевна

The article describes the perennial search for a place for the Parliamentary Center of Russia, as a result of which Parliament is supposed to be built on the outskirts of the capital, away from the executive authorities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Parliament of Russia in the Outskirts of the Capital

The article describes the perennial search for a place for the Parliamentary Center of Russia, as a result of which Parliament is supposed to be built on the outskirts of the capital, away from the executive authorities.

Текст научной работы на тему «Парламент России на окраине столицы»

Парламент России на окраине столицы

Ю.П.Бочаров, Э.А.Сиренко

Центры власти ведущих столиц мира недвусмысленно ассоциируются с местом своего расположения в городе. Вестминстер, Капитолий, Белый дом, Елисейский дворец, Кремль, Парламентский холм (Канберра) — не просто географические названия, а краткое обозначение центров законодательной, исполнительной или судебной ветви власти соответствующего государства. Эти центры занимают ключевое положение в планировочной структуре столиц и являются главными столицеобразующими элементами. Их роль в градостроительной структуре столицы отражает политический расклад сил — взаимоотношение ветвей власти в государстве. В странах с верховенством закона, с сильной (ведущей) законодательной властью, в столичном ядре доминирует законодательный центр (парламент, конгресс, ассамблея и т.д.). В столичном ядре стран с сильной исполнительной властью (президент, правительство и т.д.) главную роль играет власть исполнительная. Расположение и значимость центра судебной власти отражает роль в обществе правосудия.

Что происходит в Москве? После расстрела Белого дома в октябре 1993 года (рис. 1) верхняя и нижняя палаты парламента временно разместились в зданиях бывших Госстроя и Госплана СССР в центре столицы. Вскоре Управление делами Президента и Федеральное собрание Российской Федерации направили в Правительство Москвы предложения по резервированию земель для нового Парламентского центра, объединяющего обе палаты Федерального собрания.

Одним из альтернативных предложений стало размещение нового здания Совета Федерации рядом с Госдумой на месте снесенной в 2005 году гостиницы «Москва» (рис. 2.). После

Рис. 1. Расстрел Белого дома. Октябрь 1993 года

сноса две равноправные ветви власти (исполнительная и законодательная) неожиданно оказались друг против друга. Впервые наметился их визуальный диалог, а образовавшаяся большая площадь приобрела четкий политический смысл. Именно эта площадь могла стать главным общественным пространством новой, демократической России - в противовес Красной, прочно ассоциирующейся с коммунистической идеологией. Такое предложение поддержали депутаты Государственной думы из межфракционной группы «Столица», но мэр Ю. Лужков не одобрил сохранение свободного пространства, и гостиница «Москва» была восстановлена со значительным увеличением площадей.

В апреле 2012 года президент Д.Медведев поручил Правительству Российской Федерации и Администрации президента представить предложения по передислокации Совета Федерации Государственной думы на территорию,

Рис. 2. Формирование площади Федерации на месте снесенной гостиницы «Москва». 2005

108 3 2015

присоединенную к Москве с 1 июля 2012 года. Но вопрос о Парламентском центре решен не был.

В ранее одобренном Правительством РФ Генеральном плане столицы (при мэре Лужкове) были даны три варианта размещения Парламентского центра: на Софийской набережной (5 га), в зоне Москва-Сити (3 га) и южнее МГУ (20 га). Ни один из этих вариантов реализован не был, хотя проект нового парламента в Сити уже существовал (архитекторы М.Посохин, А.Асадов, К.Сапричян) (рис. 3). По информации В.Кожина, управляющего делами Президента, в конце 2012 года прорабатывался вопрос о создании «правительственного квартала» вблизи Кремля и двух вариантах размещения административного центра страны - одного в старой Москве и другого на присоединенных территориях. К этому времени комиссией Государственной думы во главе с В.Ресиным было разработано пять вариантов размещения парламента. Наиболее убедительные проекты размещения Парламентского центра рядом с Кремлем в Зарядье предлагали, например,

/и, МШЬ (и я^в • Ш ^ •е-т

*4>л Ч/ • , ^

шшшшшш

*

Рис. 3. Размещение Парламентского центра в Москва-Сити. Архитекторы М.Посохин, А.Асадов, К.Сапричян. 2003

Рис. 4. Парламентский центр в Зарядье. Архитектор Н.Фостер. 2008

архитекторы Н.Фостер (рис. 4) и А.Скокан (рис.5). Но позже от этой идеи отказались, и по личному указанию президента В.Путина в Зарядье началось проектирование, а позднее уже и строительство парка по проекту — победителю международного конкурса.

Поиски места для парламента продолжались. При этом земли под федеральными объектами непрерывно сокращались, а расстояние до участков, выделяемых под парламент, от центра столицы увеличивалось. Если в 1990-е годы площадь федеральных земель в Москве составляла примерно 14% всех территорий (доклад Москомзема, 1999), то в проекте актуализированного Генплана (кн. 4, с. 42) указана доля территорий, выполняющих столичные функции в 2010 году, в размере только 0,3% от общей территории столицы.

Госстрой обращал внимание Прокуратуры РФ (указ № НМ-1567 от 27.03.2002) на незаконное отнесение в Генплане земель и объектов федеральной собственности к землям субъекта Федерации (Москвы). Согласно российскому законодательству земельные участки, находящиеся в собственности Москвы, приобретаются федеральными органами государственной власти РФ в федеральную собственность или предоставляются им в аренду в соответствии с Генеральным планом развития города Москвы, разрабатываемым и утверждаемым столичной мэрией.

После многолетних поисков в октябре 2014 года Градо-строительно-земельная комиссия (ГЗК) Москвы под председательством заместителя мэра по градостроительной политике и строительству М. Хуснуллина неожиданно и без обоснования одобрила проект комплексного развития Мневниковской поймы (по существу, острова с устойчивой тенденцией к относительному опусканию его поверхности и с высоким стоянием грунтовых вод, где ранее было запрещено

Рис. 5. Парламентский центр в Зарядье. Международный конкурс на концепцию развития Московской агломерации. Архитектор А.Скокан. 2012

капитальное строительство) с размещением в северной ее части Парламентского центра РФ (рис. 6). Однако чем руководствовалась комиссия, осталось неясным. До этого глава московского стройкомплекса поддерживал идею создания в Мневниках детского парка развлечений под рабочим названием «познавательный парк природных достопримечательностей с эколого-просветительским центром» (рис.7).

Вскоре после решения Градостроительно-земельной комиссии Москвы комиссия Государственной думы по строительству Парламентского центра, в свою очередь, объявила о размещении Федерального собрания и Государственной думы на территории Мневниковской поймы, вошедшей в состав столицы в 1960 году и имеющей статус «особо охраняемой природной территории (ООПТ)». В настоящее время она занята громадными несанкционированными свалками, постройками бетонного завода, деревни с 80 жителями, байкерского клуба «Ночные волки» и рестораном. На этом месте в 1930-е годы вдали от столицы располагалась часть концлагеря Дмитровлаг, заключенные которого строили Канал имени Москвы. Только

в 2014 году с территории Мневниковской поймы было вывезено 5 тыс. т различного мусора (в основном бытовые и строительные отходы).

За последние годы мэрия много раз подбирала различные участки (от 4 до 100 га) для нового здания Парламентского центра России (рис. 8), но все они вскоре оказывались в руках частных инвесторов. Теперь для парламента предназначается северная часть Мневниковской поймы?

Практика, при которой городская власть принимает решения о размещении объектов государственного значения, не характерна ни для развитых, ни для развивающихся стран, заботящихся о своем политическом имидже. Если бы мэрии других столиц мира выбирали место для законодательной власти государства, наверное, они бы тоже постарались сослать эту власть подальше. Интересы города как хозяйственного объекта и столицы государства всегда находятся в определенном противоречии. И в большинстве стран, не только демократических, это противоречие решается в пользу государства, населения всей страны, а не только

Рис. 6. Размещение Парламентского центра в Мневниковской пойме

Рис. 7. Детский Парк чудес. Нижние Мневники. Предложение Л.Вавакина, З.Церетели. 1990-е годы

Рис. 8. Варианты размещения парламента (1998-2014)

110 3 2015

столичных жителей. Для этого создаются столичные округа или столичные территории с прямым правлением президента или парламента, где полномочия местной городской власти ограничены.

После расширения Москвы и присоединения к ней 160 тыс. га новых земель прошло более трех лет. Однако Генеральный план Большой Москвы и ее инженерно-транспортная инфраструктура до сих пор не разработаны и не согласованы с Правительством РФ. По информации Москомархитектуры, еще только ожидается утверждение территориальных схем Троицкого и Новомосковского административных округов, и только затем с их учетом будет разработан Генплан Большой Москвы. В действующем Генплане не обеспечена транспортная связь Мневниковской поймы с центром города и новыми обширными территориями на юго-западе. В будущем через пойму намечено строительство линии метро с двумя станциями.

Московские власти хотели, чтобы Парламентский центр стал приманкой для инвесторов, поводом для перевода земель из одного назначения в другое. Предлагая то одно, то другое место, городская власть решает сиюминутные коммерческие задачи. Расширение Москвы в полтора раза под предлогом переноса на новые территории федеральных органов власти привело к коммерческой их застройке до разработки стратегического Генплана Большой Москвы. За три года численность «новомосквичей» увеличилась на 34%, а число рабочих мест удвоилось. Естественно, возникли многочасовые транспортные пробки на Калужском шоссе.

Мневниковская пойма для размещения парламента неприемлема. Размещение законодательного центра на острове в 15 км от центра столицы затруднит его оперативное взаимодействие со всеми органами государственной власти и особенно с президентской администрацией. Как заявил депутат Государственной думы В.Ресин, в Парламентский центр можно будет добираться по Москве-реке быстрее, чем на автомобиле.

В заключение отметим, что парламент должен строиться на бюджетные средства российского правительства, а не на деньги частного инвестора, которому в качестве компенсации (по предложению мэрии) достанутся федеральные земли в центре столицы и здания ныне действующего парламента с полной неопределенностью их дальнейшей судьбы - от сноса до перестройки и перепрофилирования.

Поскольку в начале июля 2015 года итоги закрытого конкурса отменены и ожидается объявление нового конкурса на Парламентский центр, целесообразно ускорить разработку нового Генерального плана Большой Москвы с детальной проработкой столичных функций и определением места для парламента в пределах Бульварного кольца. После этого целесообразно объявить международный конкурс на здание высшего органа законодательной власти страны.

Литература

1. Жидкин B. Новая Москва - три года активного строительства // Вестник Российского союза строителей. 2015. №4.

2. Хуснуллин М. Темпы строительства Москва снижать не намерена // Инженерные сооружения. 2015. №2 (7).

3. Бецкая А. Возвращение к истокам // Московские торги. 2014. №8.

4. Осипов В., Кутепов В., Макаров В. Геологические условия градостроительного развития города Москвы // Информационный сборник «Уникальные технологии в строительстве». 2006. №1.

5. Москва. Геология и город / Под ред. В. Осипова и 0. Медведева. М., 1997.

6. Парламенту нашли место на окраине // Московская перспектива. 11.11. 2014.

7. Диснейленд пропишут в Мневниках // Московская перспектива. 05.08.2011.

8. Волошина В. Красной площади ищут альтернативу // Известия. 12.04.2005.

9. Москва, центр. Интервью с В.Кожиным // Итоги. 12.12.2012.

Literatura

1. Zhidkin V. Novaya Moskva - tri goda aktivnogo stroitelstva // Vestnik Rossiiskogo souyza stroiteley. 2015. №4.

2. Husnullin M. Tempy stroitelstva Moskva snizhat ne namerena // Инженерные сооружения. 2015. №2 (7).

3. Betskaya А. Vozvrashchenie k istokam // Moskovskie torgi. 2014. №8.

4. Osipov V., Kutepov V., Makarov V. Geologicheskie usloviya gradostroitelnogo razvitiya Moskvy // Informatsionnyj sbornik «Unikalnye tehnologii v stroitelstve». 2006. №1.

5. Moskva. Geologiya i gorod / Pod red. V. Osipova i O. Medvedeva. М., 1997.

6. Parlamentu nashli mesto na okraine // Moskovskaya perspektiva. 11.11. 2014.

7. Disneylend propishut v Mnevnikah // Moskovskaya perspektiva. 05.08.2011.

8. Voloshina V. Krasnoy ploshchadi ishchut alternativu // Izvestia. 12.04.2005.

9. Moskva, centr. Interviju s V.Kozhinym // Itogi. 17.12.2012.

Parliament of Russia in the Outskirts of the Capital.

By Yu.P. Bocharov, E.A. Sirenko The article

describes the perennial search for a place for the Parliamentary Center of Russia, as a result of which Parliament is supposed to be built on the outskirts of the capital, away from the executive authorities.

Ключевые слова: Парламентский центр, ветви власти, генеральный план, поиск места, новые территории, общественные площади.

Key words: Parliamentary Centre, branches of power, general plan, search of a place, new territories, public squares.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.