Научная статья на тему '0 соблюдении интересов Российской федерации в Генеральном плане Москвы'

0 соблюдении интересов Российской федерации в Генеральном плане Москвы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
98
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бочаров Алексей Борисович

Письмо Председателю Правительства Российской Федерации В.В. Путину

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Observance of the Interests of the Russian Federation in the Master Plan of Moscow

It is suggested to draw attention at possible political and socio-economical consequences caused by the monopoly on capital development by the Moscow city administration

Текст научной работы на тему «0 соблюдении интересов Российской федерации в Генеральном плане Москвы»

О соблюдении интересов Российской Федерации в Генеральном плане Москвы

Ю.П.Бочаров

Письмо Председателю Правительства Российской Федерации В.В.Путину

Господин Председатель Правительства!

Это письмо направляется в связи с принятием Мосгордумой закона о Генеральном плане развития федеральной столицы до 2025 года без предусмотренного федеральным законом согласования с Правительством России. Основная цель письма - обратить внимание на возможные политические и социально-экономические последствия монополии мэрии на развитие столицы.

В соответствии с федеральным законом «0 статусе столицы Российской Федерации» от 18.07.1995 года №107-ФЗ проект Генерального плана развития Москвы должен быть согласован Правительством Российской Федерации в части осуществления Москвой функций столицы (ст. 7). Однако город застраивается городской администрацией по местным нормативам и нелегитимно, поскольку разработанный в 1999 году Генплан-2020 с расчетным населением 8,6 млн. человек не согласован Федеральным правительством. На заседании Совета министров РФ в марте 2003 года проект отвергли. Но Городская Дума в мае 2005 года утвердила этот Генплан без раздела «Столичные функции Москвы». Реализация проекта вызвала протестное движение населения против массовой точечной застройки и отсутствия решения транспортных проблем. Поэтому уже в декабре 2005 года Правительство Москвы решило актуализировать Генеральный план до 2025 года с расчетным населением 12 млн. человек (постановление №1094-ПП).

29.09.2009 года Московское правительство вновь одобрило проект Генплана развития Москвы до 2025 года без Сводного заключения Министерства регионального развития, нарушив тем самым статью 7 Федерального закона №107-ФЗ. Затем, в противоречие с федеральным законодательством, Мосгордума 05.05.2010 года приняла закон о Генплане в третьем чтении. К сожалению, Генеральная прокуратура не опротестовала это противоправное решение.

В Общественной палате РФ состоялись слушания по проекту Генерального плана развития Москвы до 2025 года. В слушаниях приняли участие члены 0П РФ, авторы проекта, депутаты Мосгордумы, специалисты Российской Академии архитектуры и строительных наук, представители общественных объединений Москвы и Московской области. Члены ОП РФ назвали проект Генплана «смертельным приговором столице» (журнал СНИП, №4,2010, с .54).

Результатом слушаний в Общественной палате стали следующие выводы.

1. Градообразующей основой Москвы являются столичные и международные функции города. Однако проект Гене-

рального плана Москвы до 2025 года не решает вопросов развития столичных и международных функций города и ориентирован на удовлетворение запросов элиты строительного комплекса города. В мире существует 22 федеративных государства, столичные регионы которых развиваются под контролем президентов или глав правительств. Исключением из этого правила стали Москва и Московская область, стратегии социально-экономического и пространственного развития которых разрабатываются субъектами федерации и реализуются без согласования с федеральным правительством. Согласно Конституции РФ (ст. 5, п. 3 и 4) субъекты Федерации равноправны между собой и во взаимоотношениях с федеральными органами власти. Но Москва оказалась «равнее» всех остальные поскольку субъект федерации №77 обрел градостроительные рычаги давления на федеральную власть. Монополия местной администрации на развитие федеральной столицы России привела к серьезным негативным последствиям. Предложения Федерального собрания и Управления делами Президента РФ по резервированию зоны для нового Парламентского центра, направленные в Правительство Москвы 19.11.1998 года. (№УДИ-398б), до сих пор не реализованы и в проекте Генплана до 2025 года не учтены. Участки (от 4 до 100 га), ранее предложенные для федерального центра, застраиваются близкими к мэрии инвесторами, Ряд представительств субъектов Федерации располагается в случайных квартирах, а восемь представительств не имеют даже адресов в столице. За 15 лет в столице не построено ни одного здания или площади федерального значения, ни одной федеральной скоростной магистрали.

Если ранее площадь федеральных земель в Москве составляла примерно 14% всех территорий (13954,7 га, доклад Москомзема, 1999), то в проекте Генплана до 2025 года (книга 4, стр. 42) указано, что доля территории, занятой объектами, выполняющими столичные функции, составляет 0,3% от общей территории города (324 га). Госстрой РФ обращал внимание Генеральной прокуратуры (№НМ-1567 от 27.03.2002) на незаконное отнесение в Генплане земель и объектов федеральной собственности к собственности субъекта федерации. На необходимость доработки проекта Генплана указала Мосгосэкспертиза, в состав экспертов которой входили члены Российской академии архитектуры и строительных наук (№63/07 МГЭ от 29.04.2008).

Как инструмент модернизации финансовой индустрии России Союзом промышленников и предпринимателей намечено создание Международного финансового центра и Евра-

зийской биржи вблизи Софийской набережной. Однако это тоже не нашло отражения в Генеральном плане.

По данным Foreign Policy Magazine, Москва входит в пятерку столиц мира с самым высоким уровнем политической преступности. Громким преступлением стало убийство губернатора Магаданской области на подходе к своему представительству на Новом Арбате, 19, где регулярно проезжает кортеж Президента России. В проекте Генплана до 2025 года вопросы обеспечения безопасности столичных и международных объектов не решены. После террористического акта в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года в генпланы всех столиц мира включается специальный раздел «Обеспечение безопасности правительственных объектов и посольств».

2. Расчетное население столицы к 2025 году занижено. В настоящее время в городе проживает около 12 млн. человек и ежедневно прибывает до 3 млн. человек, в том числе к местам приложения труда - 2,0-2,2 млн. человек. Поэтому инженерно-транспортную и социальную инфраструктуру Москвы следует рассчитывать примерно на 15-16 млн. человек В проекте Генплана не учтено, что за последние 20 лет вокруг столицы построено около 400 жилых поселков, а численность населения Москвы, проживающего за пределами МКАД, увеличилась с 27о до 14% от общей численности.

Площадь лесопаркового защитного пояса абсолютно недостаточна (соотношение по площадям Москвы и пояса 1:1,6. Для сравнения: Минск -1:11, Токио -1:4, Нью-Йорк -1:15). Нередки случаи застройки берегов водоохранных и других уникальных территорий. К 2015 году лесопарковый защитный пояс Москвы будет практически ликвидирован, поскольку на 75-80%уже зарезервирован под застройку инвесторами Москвы и Московской области.

3. В СССР генеральные планы столицы и ее лесопаркового защитного пояса разрабатывались и утверждались Центральным правительством и 9 раз за 70 лет сопровождались отчуждением пригородных земель в пользу столицы. При этом рост земель по своим темпам опережал рост городского населения. После 1993 года столица стала развиваться центростремительно, поскольку границы субъекта федерации не меняются (108 тыс. га), а численность жителей быстро растет. Плотность населения Москвы стала запредельной. Городские нормативы (МГСН 1,01-99) позволяют строить многоэтажные жилые дома с плотностью до 1,5-2 тыс. человек/ на гектар жилого квартала, что в три раза превышает предельно допустимый уровень в других мировых столицах. Рост концентрации населения и этажности застройки ведут не только к транспортному коллапсу, но и стрессу населения, росту нервных заболеваний и т.п. В международном рейтинге Merser Human Resource Consulting Москва по качеству жизни и условиям движения транспорта опустилась за 15 лет на 171 место. В опубликованном Всемирным банком Глобальном рейтинге двенадцати федеральных столиц деловая среда Москвы оказалась наихудшей.

4. Территориальные ресурсы Москвы исчерпаны. Плотность населения на единицу территории значительно

превысила этот показатель в Лондоне, Париже, Вашингтоне и других столицах. В Москве нельзя ничего построить, если не разрушать жилые дома, спортивные объекты, промышленные предприятия, не уничтожать зеленые насаждения или не разрушать малоэтажные жилые поселки типа Южного Бутова или «Речника». По поручению Президента РФ Генеральная прокуратура провела проверку сноса «Речника», в результате которой выявлены грубые нарушения законодательства. В Генплане до 2025 года намечено снести в качестве «некомфортных» 7,5 тыс. вполне добротных 5-, 9-, 12- этажных жилых домов общей площадью 22 млн. кв. метров и, следовательно, переселить 1,2 млн. москвичей, многие из которых из собственников станут арендаторами (Закон г. Москвы N221 от 31.05.2006). Подобных разрушений и насилия над жителями, попрания их прав нет нив одной столице мира.

Если в Генплане 1935 года плотность жилья была примерно 4 тыс. кв. м на гектар,то в новом Генплане этот показатель увеличен до 18-24 тыс. кв. м на гектар, а на практике достигает 60-65 тыс. кв. м на гектар. В условиях сверхплотной застройки столицы и в свете ожидаемого потепления климата это ведет к резкому ухудшению экологии столицы и росту смертности населения. По данным Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, жилищная политика Генерального плана ориентируется не столько на удовлетворение спроса москвичей, сколько на обслуживание мигрантов, которые приобретают примерно 60% жилья (50% квартир приобретается с инвестиционными целями). Обеспеченность москвичей жильем падает. На одного москвича приходится около 19 кв. м жилой площади против 40-45 кв. м для жителей европейских столиц, 55-60 кв. м для жителей столиц Северной Америки и Австралии и 70-75 кв. м для жителей Осло и Стокгольма.

5. Историко-культурное достояние Москвы оказалось под серьезной угрозой. В целях получения земель для строительного комплекса под застройку за 15 лет мэрией снесено около 700 зданий, определявших облик Москвы как исторического города. В газете «Время новостей» доклад российских и международных экспертов «Московское архитектурное наследие: точка невозврата» («Moscow heritage at crisis point. Updated edition», M., 2009) сравнивается no характеру изложенных в нем фактов «суголовным делом, заведенным на коррумпированных московских чиновников и элиту строительного бизнеса столицы». Согласно проекту Генплана сотни федеральных памятников истории и культуры включены в «территории реорганизаций», что обрекает многие из них на ликвидацию.

4 2010

5

б. В Генплане нет целостной концепции решения транспортных проблем столицы. Уровень автомобилизации к 2025 году занижен на 70-75%. Транспортные нагрузки от области не учтены. Около 80% московских дорог уже сегодня исчерпали пропускную способность. В рабочие дни на дорогах столицы формируется около 650 пробок, где заперто более 500 тыс. автомобилей. До 700 тыс. автомобилей движутся из области в столицу, и пробки растягиваются на 15-20 км. Ежегодные потери времени на передвижение оцениваются в 700-800 млрд. рублей. Но мэрии важно не решить транспортную проблему, а освоить максимально крупные инвестиционные ресурсы. Поэтому строятся сверхдорогие и практически бесполезные двухъярусные автомобильные тоннели под действующим метрополитеном на глубине 30-40 м! При этом стоимость тоннеля на Ленинградском проспекте в районе Сокола достигла 60 млрд. руб., в то время как стоимость эстакады между улицами Алабяна и Балтийской была бы в 40-50 раз дешевле.

Земли, зарезервированные по Генплану советского периода под четыре скоростные транспортные магистрали (хорды), распроданы или сданы в аренду мэрией под инвестиционную застройку. В столицах Австралии, США и Канады под дороги и стоянки приходится 30-35% общей площади города, в Западной Европе - 20-25%, в странах Азии - 10-12%, а в Москве - около 7%. В соответствии с утвержденным мэрией Генпланом дороги к 2025 году займут только 8,6% территории города при росте автотранспорта на 30-40%. Это означает, что в ближайшие 5-6 лет движение транспорта будет практически остановлено.

Не успела Мосгордума принять закон №14 о Генплане, как движение транспорта к международному аэропорту Шереметьево было парализовано. Это вызвало специальное заседание Президиума Правительства о перспективах развития инфраструктуры столичного региона. Выяснилось, что связность международных аэропортов с федеральной столицей не обеспечена, дублеры дорог не построены и в Генплане не указаны. Это противоречит целям России по превращению федеральной столицы в глобальный деловой и финансовый центр типа Большого Токио или Лондона. Отметим, кстати, что объем авиаперевозок в Лондоне достигает 125 млн. пассажиров в год, то есть на порядок превышает аналогичный показатель Москвы, которая занимает 26 место в рейтинге кандидатов в глобальные города мира.

Началось противостояние населения и строителей в Кадашевской слободе, на улице Бахрушина и в районе Вешняки, а Химкинский лес стал знаменем борьбы гражданского общества за свои права и экологию столицы. Из опубликованного в «Вестнике мэра и Правительства Москвы» (июнь, 2010) Положения о территориальном планировании Москвы следует, что произвол субъекта федерации в столице продолжится. В Части 4 «Обеспечение интересов Российской Федерации в развитии столицы» названы только задачи по размещению высших органов законодательной, исполнитель-

ной и судебной властей, но никаких расчетов или конкретных данных по их реализации не приводится. Не случайно Министерство иностранных дел в письме в адрес Правительства (от 20.07.2010 №30379/ПС) указало на неприемлемость Генерального плана, поскольку «не представляется возможным исполнить принятые Российской Федерацией на себя международные обязательства по предоставлению земельных участков иностранным миссиям». Прокуратура внесла представление Правительству Москвы об устранении нарушений законов в сфере международного права. Некоторые посольства в течение 8-10 лет безуспешно обращаются по поводу предоставления земельных участков для строительства зданий для посольств. Зарезервированные ранее под посольства территории, например, на Староволынекой улице, определены под другие цели. Но в новом Генплане эти вопросы не решены.

Около десяти общественных организаций создали коалицию, которая выступила против Генплана. В нее вошли такие движения, как «Солидарность», «Левый фронт», «Пушкинская площадь», комиссия «Старая Москва», комитет «Возрождение», инициативная группа «Большая Ленинградка» и др. С критикой проекта выступило руководство партии «Справедливая Россия», а руководство партии «Яблоко» требует отмены Закона о Генплане в Московском городском суде (иск от01.07.2010г.).

В связи с вышеизложенным полагал бы целесообразным:

1) рассмотреть на Президиуме Правительства Российской Федерации Сводное заключение Министерства регионального развития на проект Генплана Москвы до 2025 года с учетом интересов законодательной, исполнительной и судебной властей РФ и обеспечения безопасности федеральных объектов;

2) просить Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству Государственной Думы рассмотреть (сучетом ст. 66 п.2 и ст. 67 п.З Конституции РФ) возможность расширения территории столицы в рамках реально существующей Московской агломерации как единого социально-экономического комплекса;

3) поручить Министерству регионального развития возглавить разработку Федеральной целевой программы «Долгосрочная социально-экономическая стратегия развития столичного региона» и обеспечить ее законодательное и нормативное сопровождение с учетом правовой документации Российской Федерации, Москвы и Московской области. Создать при Министерстве регионального развития Совет по решению проблем столичного региона.

Observance of the Interests of the Russian Federation in the Master Plan of Moscow. By Yu. P. Bocharov.

It is suggested to draw attention at possible political and socio-economical consequences caused by the monopoly on capital development by the Moscow city administration.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.