Научная статья на тему 'О восстановлении прав федеральных властей и ликвидации монополии мэрии на развитие столицы России. Письмо президенту Российской Федерации Д. А. Медведеву'

О восстановлении прав федеральных властей и ликвидации монополии мэрии на развитие столицы России. Письмо президенту Российской Федерации Д. А. Медведеву Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
61
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бочаров Ю. П.

It is suggested to pass the laws concerning the status of federal cities and the capital status

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reestablishing of the Federal Government Rights and Elimination of Monopoly of the Moscow City Government for Development of the Capital of Russia

It is suggested to pass the laws concerning the status of federal cities and the capital status

Текст научной работы на тему «О восстановлении прав федеральных властей и ликвидации монополии мэрии на развитие столицы России. Письмо президенту Российской Федерации Д. А. Медведеву»

актуально

О восстановлении прав федеральных властей и ликвидации монополии мэрии на развитие столицы России. Ю.П.Бочаров

Господин Президент!

Это письмо направляется в связи с подготовкой к ежегодному посланию Президента Федеральному собранию. Основная цель письма - обратить внимание на необходимость взять под контроль Правительства России развитие столичного региона. Все столицы мира развиваются под контролем президентов или глав правительств. Исключением из этого правила последние 15 лет стала Москва, многие законы которой противоречат федеральному законодательству.

Единый Генеральный план развития Москвы и Московской области до 2010 года принят в 1992 году. После утверждения Верховным Советом Российской Федерации (1993 год) закона «О статусе столицы Российской Федерации» московское правительство отказалось от стратегии целостного развития столичного региона и начало разрабатывать собственный Генплан до 2020 года, реализация которого привела к серьезным негативным явлениям. Закон Российской Федерации не установил полномочий федеральных властей в столице. Мосгордума поспешила утвердить перечень муниципального имущества (около 7000 крупных объектов) и передала эту собственность в управление мэрии. Земли и львиная доля недвижимости, ранее принадлежащей правительству СССР, союзным республикам и СЭВ, оказалась в монопольном ведении московской мэрии.

Центробежное развитие города сменилось на центростремительное, ориентированное на максимальное извлечение прибыли от застройки наиболее ликвидных земель в центральной зоне вокруг Кремля. Советский лозунг «Пролетарии всех стран, объединяйтесь вокруг Москвы» сменился на новый: «Инвесторы всего мира, обогащайтесь в Москве». В столице, т.е. на 0,006% территории страны, сосредоточилось около 9% населения страны. Если число жителей России ежегодно сокращается на 0,9 млн. человек, то население столицы растет на 150-180 тыс. человек в год. Такой концентрации населения не знает ни одна федеральная столица мира. 60% всех миграций в стране ориентировано на столичный регион. Это свидетельствует о сжатии зоны расселения россиян.

Территориальные ресурсы Москвы фактически исчерпаны, а плотность населения на единицу территории в 5-8 раз превысила этот показатель в Лондоне, Париже, Вашингтоне и других столицах. В Москве нельзя ничего построить, не разрушив жилые дома, спортивные объекты, промышленные предприятия или не уничтожив зеленые насаждения. Проект Генплана до 2020 года, не согласованный Правительством России, незаконно утвержден Мосгордумой в 2005 году. В нем предлагалось увеличить жилой фонд на 25% и снести для освобождения территории вполне добротные пятиэтажные жилые дома площадью 12 млн. кв. м. (На месте пятиэтажных домов обычно строятся 20-25-этажные здания, что в несколько раз увеличивает плотность населения, существенно ухудшает условия проживания и блокирует движение

Письмо Президенту Российской Федерации Д.А.Медведеву

транспорта). В проекте Генплана до 2025 года намечено увеличить жилой фонд на 60% и для этого снести 7,5 тыс. жилых домов общей площадью 22 млн. кв. м; это означает насильственное переселение более 1 млн. жителей. Для получения земель под застройку мэрией за 15 лет снесено около 700 зданий, определявших облик Москвы как исторического города.

Подобных разрушений не знает ни одна столица мира. Если города России последуют примеру столицы и начнут сносить свои 5-9-12-этажные вполне добротные жилые дома, то понадобится переселить 18-20 млн. жителей и построить два города, равных Москве. В целях реализации коммерческой застройки мэрия застраивает общественные площади и санитарно-защитные зоны предприятий. В нарушение Указа Президента от 24.08.1995 №873 «О реконструкции Центрального аэродрома имени Фрунзе» создан элитный жилой район вокруг зоны бывшей взлетно-посадочной полосы. В угоду близким к мэрии инвесторам застраивается охранная зона Кремля. Плотность населения Москвы запредельна, поскольку местные нормативы (МГСН-01-99) позволяют строить жилые дома с плотностью до 1,5-2 тыс. человек на гектар жилого квартала, что в три раза превышает предельно допустимый уровень в других столицах. Увеличение плотности населения и этажности застройки ведут к стрессу, росту числа нервных заболеваний, самоубийств. По данным Foreign Policy Magazine, Москва вошла в пятерку столиц мира с самым высоким уровнем преступности. В международном рейтинге Merser Human Resource Consulting Москва по качеству жизни стоит на 171 месте. По уровню болезней эндокринной системы и онкологии столица занимает 200 место. Объемы только строительного мусора достигли 5 млн. тонн в год (мировой рекорд). При этом Москва продолжает увеличивать плотность и этажность застройки без учета решения Верховного суда РФ об ограничении действия московских норм инсоляции.

Закон «О статусе городов федерального значения» за 15 лет не разработан. Предложения Федерального собрания и Управления делами Президента Российской Федерации по резервированию зоны для нового Парламентского центра, направленные в Правительство Москвы 19.11.1998 (№УДИ-3986), до сих пор не реализованы. Некоторые участки (от 4 до 100 гектаров), ранее предложенные для Парламентского центра, в настоящее время застраиваются близкими к мэрии инвесторами. Ряд представительств субъектов Федерации до сих пор располагается в случайных квартирах, а восемь представительств не имеют даже адресов в столице. В то же время московское правительство давно нашло территории под Мосгордуму и мэрию и даже провело с этой целью международный конкурс.

Если в Генплане до 2020 года площадь федеральных земель в Москве составляла примерно 14% всех территорий (13954,7 гектара, доклад Москомзема, 1999 год), то в проекте актуализи-

4 4 2009

актуально

рованного Генплана до 2025 года (кн. 4, стр. 42) указано, что доля территории, занятой объектами, выполняющими столичные функции, составляет 0,3% от общей территории города. Госстрой РФ обращал внимание Генеральной прокуратуры (№НМ-1567 от 27.03.2002 и др.) на незаконное отнесение в Генеральном плане земель и объектов федеральной собственности к собственности субъекта Федерации, но безрезультатно. На необходимость доработки проекта Генплана до 2025 года указала Мосгорэкспертиза, в состав которой входили члены Российской Академии архитектуры и строительных наук (№63/07 МГЭ от 29.04.2008), но ответа нет 15 месяцев.

Не обеспечено решение транспортных проблем столицы. Около 80% московских дорог исчерпали пропускную способность. В рабочие дни на дорогах столицы формируется около 650 пробок, где заперто более 400 тыс. автомобилей. До 500 тыс. автомобилей движутся из области в столицу, а пробки растягиваются на 15-18 км. Ежегодные потери времени на передвижение оцениваются в 600-700 млрд. руб. Но мэрии важно не решить транспортную проблему, а освоить максимально крупные инвестиционные ресурсы. Поэтому строятся сверхдорогие и практически бесполезные двухъярусные автомобильные тоннели под действующим метрополитеном на глубине 30-40 м и стоимостью до 60 млрд. рублей! Земли, зарезервированные по Генплану 1971 года на скоростные транспортные магистрали (хорды), распроданы или сданы в аренду мэрией под инвестиционную застройку. В городах Австралии, США и Канады на дороги и стоянки приходится 3035% общей площади города, в Западной Европе - 20-25%, в странах Азии - 10-12%. А в Москве, в соответствии с Генпланом, дороги к 2025 году займут только 8,6 % территории города. Это означает, что в ближайшие 5-6 лет движение транспорта в столице будет практически остановлено.

Площадь Лесопаркового защитного пояса стала абсолютно недостаточной, соотношение по площадям Москвы и пояса - 1:1,6 (Минска - 1:11; Токио - 1:4; Нью-Йорка - 1:15). Нередки случаи застройки берегов водоохранных и других уникальных территорий. К 2015 году Лесопарковый защитный пояс Москвы будет практически ликвидирован, поскольку на 75-80% уже зарезервирован под застройку инвесторами Москвы и Московской области. Между двумя субъектами Федерации 15 лет продолжается борьба за землю, аэропорты и зоны отдыха. В письме областного правительства №2-11863 от 01.08.2008 названы 22 территории, незаконно намеченные проектом Генплана Москвы для включения в территорию столицы. Остатки Лесопаркового защитного пояса оказались под дополнительной угрозой в связи с постановлением Московского правительства № 313-ПП о строительстве шести крупных мусоросжигательных заводов.

Господин Президент! Будучи первым заместителем Председателя Правительства, Вы поручили Министерству регионального развития участвовать в разработке Генплана столицы в части развития столичных функций (№ДМ-П9-1880).

Управления Минрегионразвития изучают проект Генплана около 14 месяцев. При этом если Мосгордума не получает сводного заключения более 3 месяцев, то проект Генплана считается согласованным со всеми вытекающими последствиями! (п. 3 Положения о согласовании схем территориального планирования субъектов РФ от 24.03.2007, №178).

В Генплане отсутствует раздел обеспечения безопасности в зонах размещения правительственных объектов, иностранных посольств и представительств РФ. Обеспечение безопасности стало исключительно актуально после убийства губернатора Магаданской области при подходе к своему Представительству на Новом Арбате, 19. В утверждаемых материалах части 4 Генплана до 2025 года нет показателей по очередности и территориальному развитию столичных функций. Минрегионразвития разослал материалы Генплана органам исполнительной власти, забыв об органах законодательной и судебной властей. Проект Правил землепользования и застройки Москвы противоречит федеральным законам.

В связи с угрозой утраты управления столичным регионом с населением около 16-17 млн. человек, ухудшением санитарной, экологической и транспортной ситуации, целесообразно:

1. Предложить Правительству Российской Федерации разработать и направить в Федеральное собрание законы «О статусе столицы России» и «О статусе городов федерального значения», в которых предусмотреть ведущую роль Федерального правительства в развитии их политических и исторических центров.

2. Законодательно закрепить в Москве федеральную зону, соответствующую структуре власти президентской республики, взять под контроль охранную зону ансамбля Кремля и зафиксировать резервную территорию для нового Парламентского центра Российской Федерации.

3. Поручить Министерству регионального развития совместно с Российской Академией архитектуры и строительных наук разработать Федеральную целевую программу «Развития единой социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры Московского региона до 2025 года» и обеспечить ее согласованное законодательное и нормативное сопровождение с учетом правовой документации Российской Федерации, Москвы и Московской области.

4. Поручить Министерству юстиции регулярно проверять на соответствие федеральному законодательству постановления правительства Москвы по разработке Генплана и другой градостроительной документации, связанной с развитием столицы.

Re-establishing of the Federal Government Rights and

Elimination of Monopoly of the Moscow City Government

for Development of the Capital of Russia.

By Yu.P.Bocharov

It is suggested to pass the laws concerning the status of federal cities and the capital status.

4 2009 5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.