ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО
DOI 10.22337/2077-9038-2019-3-58-69
Формирование столичных функций Москвы в планировочной структуре города с 1918 по 2018 год
Ю.П.Бочаров, ЦНИИП Минстроя, Москва С.Б.Ткаченко, МАРХИ, Москва
Вопрос о формировании столичного административно-политического центра возник в 1918 году после переезда советского правительства в Москву. Стратегия размещения зданий высших органов государственной власти эволюционировала вместе с пониманием миссии и роли законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти в советское время и после 1991 года. Советская политико-правовая доктрина отвергала принцип разделения властей как буржуазный и неприемлемый для социалистического общества, поэтому здания, где работали исполнительная и законодательная власть, находились в Кремле. Проекты Дворца советов закрепляли этот принцип. Дворец советов как символ победы советского строя претендовал стать самым высоким, амбициозным зданием своего времени. Конституциональное изменение структуры ветвей власти в начале 1990-х годов, после которого появились новые высшие органы государства: Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство и судебные органы Российской Федерации, - не привело к принципиальному изменению градостроительной политики в отношении размещения зданий власти, которые занимали приспособлявшиеся для этого объекты. Концепции размещения нового федерального правительственного центра, появлявшиеся с 1996 года, не нашли отражения в части 4 Генерального плана развития Москвы до 2025 года: «Обеспечение интересов Российской Федерации в развитии столицы Российской Федерации - города федерального значения Москвы». Инаугурация президента отражает приспособленность общественных пространств, формируемых ансамблями зданий государственной власти, к выполнению столицей государства своих столичных функций. Полицентрический принцип формирования градостроительной структуры соответствует демократической структуре общества и власти. Пространственное разделение равнозначных комплексов зданий законодательной, исполнительной и судебной власти создаёт масштаб, соответствующий парадигме столичности, и символизирует взаимную независимость государственных функций.
Ключевые слова: столичные функции, законодательная, исполнительная и судебная ветви власти, планировочная структура Москвы.
Formation of the Capital Functions of Moscow in the City
Planning Structure from 1918 to 2018
Yu.P.Bocharov, RAACS, Moscow
S.B.Tkachenko, MARKHI, Moscow
The question of the formation of the Moscow administrative-poLiticaL center arose in 1918 after the Soviet government
moved to Moscow. The strategy of placing the buildings of the highest bodies of state power has evolved along with an understanding of the mission and role of the legislative, executive and judicial branches in Soviet times and after 1991. The Soviet political and legal doctrine rejected the principle of separation of powers as bourgeois and unacceptable to socialist society, therefore the buildings where the executive andlegislative powers worked were in the Kremlin. The projects of the Palace of Soviets reinforced this principle. The Palace of Soviets, as a symbol of the victory of the Soviet system, claimed to be the tallest, most ambitious building of its time. The constitutional change in the structure of the branches of government in the early 1990s, after which new state supreme bodies appeared: the Federation Council, the State Duma, the Government and the judiciary of the Russian Federation, did not lead to a fundamental change in the urban planning policy regarding the location of the buildings for such bodies. The concept of the location of the new federal government center, appeared since 1996, was not reflected in part 4 of the General Development Plan of Moscow until 2025: "Ensuring the interests of the Russian Federation in the development of the capital of the Russian Federation - Moscow, the city of federal importance". The inauguration of the president reflects the adaptability of public spaces, formed by ensembles of buildings of the state authorities, to the performance of the capital functions by the capital of the state. The polycentric principle of forming a city planning structure is consistent with the democratic structure of society and its government. The spatial separation of equivalent building complexes of legislative, executive and judicial authorities creates a scale corresponding to the paradigm of the capital of the state, and symbolizes the mutual independence of state functions.
Keywords: capital functions, legislative, executive and judicial branches of government, planning structure of Moscow
В XX веке в России дважды сменилась социально-политическая формация. В октябре 1917 года Российская империя превратилась в РСФСР, а затем, в 1922 году, в СССР. Первые пять месяцев столицей РСФСР оставался Петроград, 12 марта 1918 года правительство переехало в Москву. Тогда Москва вернула себе статус столичного города, утраченный в начале XVIII века.
Перенос столицы в Москву в 1918 году трактовался как временная мера, «впредь до изменения» сложившейся внешне- и
внутриполитической ситуации [1]. Из трёх рассматриваемых вариантов размещения правительства Л. Троцким по соображениям безопасности был выбран Кремль. Через четыре года, 30 декабря 1922 года, Первый Всесоюзный съезд Советов провозгласил Москву столицей СССР, и Кремль стал постоянным местом размещения законодательной и исполнительной власти (рис. 1).
Проекты планировки и реконструкции новой, социалистической Москвы, стали появляться сразу после переезда советского правительства из Петрограда (рис. 2). В это время Москва позиционировалась новой властью как столица мировой революции. С 1922 году, после образования СССР, этот лозунг сохранился, но подвергся уточнению: столица первого в мире социалистического государства.
Новая столица должна была иметь новые столичные учреждения, поскольку Кремль и те здания, в которых располагались наркоматы и Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, достались от прежней власти. Простого уничтожения на фасадах символики Российской империи было недостаточно. После завершения второго этапа Граж-
данской войны (1918-1920), когда из страны ушли войска интервентов и произошёл коренной перелом в ходе военных действий, советское правительство стало чувствовать себя уверенно, взяв под контроль основную территорию страны. В это время встал вопрос о формировании в Москве административно-политического центра.
Послереволюционные проекты перепланировки Москвы по-разному отвечали на этот вызов времени. По плану «Новая Москва» Кремль преобразовывался в музей, функция общественного центра разделялась между Кремлем (рис. 3 в) и окружавшими его местными административными центрами, а также новым административно-политическим центром СССР на Петроградском шоссе - с Екатерининским путевым дворцом и Ходынским полем (рис. 3 а, б). Вынос столичных функций из исторического ядра города на его периферию не нашёл понимания у советской власти, и Ходынское поле осталось аэродромом.
Идеологическим ядром исторического административного центра Москвы, намеченным планом «Новая Москва», должен был стать Дворец труда в Охотном Ряду (рис. 3 г). Это был пер-
Рис. 1. Московский Кремль - резиденция обеих ветвей советской власти
Рис. 2. Архитектурные и градостроительные концепции размещения высших органов государственной власти на карте Москвы
а) б) в) г)
Рис. 3. Проекты высших органов власти на революционно-романтическом этапе московского градостроительства (19171928): а) 1920 год. Перспективный вид Ходынского поля с административно-политическим центром СССР. Архитектурная мастерская МСРиКД. Мастера-архитекторы: И. Фидлер, К. Мельников, А. Поляков (из архива А.В. Щусева); б) 1923 год. Фрагмент плана «Новой Москвы» с административно-политическим центром СССР на Ходынском поле; в) 1922 год. Эскиз к плану «Новой Москвы». Кремль как общественный центр (из архива А.В. Щусева); г) 1922 год. Конкурсный проект Дворца труда. Архитекторы - братья Веснины (3 премия)
выи опыт проектирования главного здания столицы мирового пролетариата, утверждавшегося во дворцах как господствующий класс: Дворце народов, заложенном в 1918 году, Дворце труда и, как апофеоз «дворцовой» темы, - в Дворце Советов.
Здание Дворца труда, включавшее множество помещений общественного и административного характера, не имело аналогий в мировой практике. Открытый международный конкурс на составление проекта был объявлен в ноябре 1922 года, что совпало с подготовкой к образованию Союза ССР (30 декабря 1922 г.). Во Дворце труда должны были разместиться: большой зал-аудитория на 8 тыс. мест, зал заседаний Моссовета на 2,5 тыс. мест, три лекционные аудитории на 300, 500 и 1000 мест, библиотека, читальные залы, музей социальных знаний, рабочие помещения Моссовета и Московского комитета партии, почта, телеграф и центральная радиостанция Москвы. Программой подчёркивалось, что здание должно «иметь богатый, соответствующий своей идее вид».
Дворец труда задумывался как часть комплекса правительственных зданий - напротив должно было возникнуть здание Государственного банка СССР. Впоследствии на этом месте по проекту А.Я. Лангмана в 1932-1935 годы было построено здание Совета труда и обороны (СТО) - высшего органа Союза ССР, отвечавшего за руководство хозяйственным строительством и обороной страны (табл. 1).
Дворец труда не был построен - программа конкурса была обращена в будущее, что делало Дворец в большей мере футуристическим и экспериментальным объектом. Необходимо также отметить, что финансовые возможности советского государства не позволяли тратить средства на возведение столь значительных объектов.
Советская политико-правовая доктрина отвергала принцип разделения властей как буржуазный и неприемлемый для социалистического общества. Государственная власть была единой и провозглашалась как власть Советов, то есть представительных органов: «Высшим органом государственной власти СССР является Верховный Совет СССР. <...> Законодательная власть СССР осуществляется исключительно Верховным Советом СССР» [2, с. 15].
Наиболее отчётливо это было выражено в проекте Дворца Советов, где все высшие органы ветвей государственной власти - законодательная, исполнительная, судебная и главная власть в СССР - партийная, должны были находиться в одном здании.
Выбор места строительства Дворца Советов не был случаен. Новый представительный орган обеих ветвей советской государственной власти - законодательной и исполнительной, находившихся под руководством и контролем партии, занял место сакрального символа высшей, божественной власти - Храма Христа Спасителя. Не только место возведения было уникально по значению - Дворец Советов претендовал стать самым высоким зданием своего времени, превзойдя Эйфелеву башню и небоскрёб Эмпайр Стейт Билдинг (рис. 4).
Фактическое слияние ветвей советской власти определило градостроительную политику в отношении размещения высших органов государственной власти в столице СССР (см. рис. 1; рис. 5). Расчистка территории Кремля в 1920-1930-х
Рис. 4. 1936. Проект стального каркаса Дворца Советов (435 м) в сравнении с высочайшими зданиями в мире - Эй-фелевой башней (300,5 м) и небоскрёбом Эмпайр Стейт Билдинг (383 м)
Рис. 5. 1947 год. Подъезд Большого Кремлёвского дворца, в котором в 1934-1962 годах размещался Верховный Совет СССР. Фото В.В. Ковригина
Таблица 1. Здания высших органов власти РСФСР - СССР - Российской Федерации*
S-S с Законодатсльная власть Представительные и законодательные органы Исполнительная власть Судебная власть
i V 2 X о. 01 g о fi О X л с Я о и s 0 ■ о. 01 1 0> с ■л m Ф N А <917-1922. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) Постоянно действующий орган Всесоюзного съезда Совете* (Преэвдиум ВЦИК) 1922-1!Ш-Креиль, 6. здание Судебных УстмовгтиО, jflenusBUM К., зàm\»Ребые-кргсглытшво лрае™е.пьсгпеэ (Сенагпншй бворец) Использование существовавших здании 1922-1936. Всесоюзным съезд Советов (двухпалатный) №№-1920-Доя июзое; 1922- большой театр; 1934-19EÍ - Кремль БКД Использование существовавших зданий 1922-1930- 1|$^Тр(1ЛьНЫК ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ СССР (ЦИХ СССР) Постоянно действующий орган Всесоюзного съеодв Совете (Президиум ЦИК); 1922-1934 - Крвипь, здание Рзбоче-креопьянском правительства (Сенатский двореи) Использование существовавших зданий 1934-1931. Верховный Совет СССР Î934-196Î-На месте Лнйреевсико и Александровского залов БКД (КА Тон, 183В-1849); 19вО-1991-Креипь, Ш корпус (арх В. Л. Лльли™. 1932-1934) 1934. Арх. И А. Иванов-Wuu 1913-1922. Реввоенсовет 2-й До» Реввоенсовета (Средние торговые ряды) Использование существовавши*, зданий 1923-1946. Совет народных комиссаров СССР №3-1924 - Кремль, здание ВДМХ, здание Ребсие-чрестьянскоео правительства (Сенатский двореи) Крем.';-,. CenamcKLiu1 севдец Использование существовавших зданий JS33-f994. Дои Комитетов Совнаркоме СССР в Охотной ¡»¡у (гДои СТО*) Охотный ряй, 1: 1932-1935-проект и строительство. Арх. АЯ. Пангчан 1919. Революционный трибунал при Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете (ВЦИК) Гевреиееский (Вслолънъм) пер., Д (особняк И И. ЬЛиндоЖяоО. арх. Ф.О. Шехтель, 1913) Использование существовавших зданий 1919-1922. Верховный Революционный Трибунал грн ВЦП К 1919-1921 - Пречистенский (Гоголевский) бул., 6 1921-1922 -Пречистенскийбул.. в. 14,16 Использование существовавших зданий 1922-1923. Верховный Суд РСФСР 1922-1923 - Пречистенский (Гоголевский) бул., 6,14, 16; Колонный зал Дома Союзов (судебные процессы) Использование существовавших здании 1923-1992. Верховный Суд СССР 1923 - Пречистенский (Гоголевский) бул., 6 14,16; КолонныОзт Доме Союзов (доМйьв процессы) 1923-1556- использование существовавших маний
Û 2 S 3Ï О-in g 7 s й s СП ч= С: 1 S 1945-1991. Совет министров СССР Кремль. Сенатский двореи Использование существовавших зданий 19+9-1991. Совет окон □ мнч ее кой взаимопомощи (СЭВ) - орган гшонсмшескдго и научно-технического согрудн1«Бства социалистических стран
£ 0 1 I II ït a. £ с f ■ tn i б$ 19WM991- Верховный Совет СССР 1J-Í корпус Кремля, арх В.П Алышков, 1932-1934; Реконструкция 14-го корпуса Кремля 196 f. Кремлевский йорвц cbftricif (съезды КПСС) 1959-1961- проект и строительство. Арх М. В. Посохи*, A.A. Мчдоти. £ H Опте. ИП. Шт&вдр и др. 19Ы-1Э92. Верховный Совет РСФСР, Комитет народного контроля Дои Советов РСФСР. Краснопресненская наб. 1965-19$ 1 - проект и строительство. Арх Д. Н. Чечулин, П Л. Штеплер и др. 1949-1991. Совет экономичес кой взаимопомощи (СЭВ) Н. ДрОил, 36; J9S3-f3?0 - лроеклт и строительство комплекса зданий секретариате СЭВ, арх. UB. Посохин, А А. Мндояни. В. А. Свирепой и др 1923-1992 Верховный Суд СССР 1956-1892 - Ул. Поварская, 13-15; 1956- Проект и строительство Арх. £. П ЛеСбо
i S t CL Q> e s о s 0 X л с 1 J 3 E 1 :tt a 1 X а а С i* di flt ч- 1992-1991 Верховный Совет РФ Дои Ссевтов РСФСР. Краснопресненская неб. Использование существовавших зданий С 1994-го. Государственная Дума Федерального Собрания РФ Ул. Охйтный ряд, 1 - Георгиевский пёр., 2 PeKGWCfflpI'M^Jfl KÇUnnÇKÇQ iÖSWUÖ CM СССР 4И Государственной Думы Проект и строительство Моспроект-2 Арх ММ. Посокин. C.B. Ткачанио. CA. Ануфриев. ЮН Степанов и др. С 1997-го. Совет Феде рации Федерального Con рання РФ Реконструкция д. 24-26 по ул. S. Дмитровка (Гхстрой СССР, арх НА Покровский, ЮА Свердловский, Î3Â3J для Cöeema Федерации Проект и строительств0, Дох. С.5. Ткженко, СЛ. Ануфриев, Г.8. Николашина, СЛ. Бепянина и др. 1991-1993. Совет министров РСФСР Дом Советов РСФСР Краснопресненская наб. Использование существовавших зданий С 1993-го. Правительство РФ Дои Правительства РФ Краснопресненская наб. Восстановление после политического конфликта в 19S3 1991. Конституционный суд РСФСР Ул. Илы/жа, 21 Использование существовавших зданий 1991. Арбитражный суд города Москвы И Басманная /л, 10(Доходныйдом Московскомбасманного товарищества, арх. А.н. Зелигоом, Использование существовавших зданий 1993. Верховный суд РФ №. Лмерекая. 13-? 5; Уп. Ильинка, 7/3 (Доходный дом Иосифо-Вопоколэмского подворья. Ш2-1Ш,арх.А.С.Канина<ий), 2000-Проект и строительство. Арх Б.В Палуй, ДЛ Суспинидр 2969. Конституционный суд РФ 2068- перебазирование е СЛб Здание Сектой Сон оде (Арх к Росы. 1в29-1«30. Сенатская пл. С 2004-го, Арбитражный суд города Москвы Новое зйа™епч>£. Тульской. 17
* Составлено С.Б.Ткаченко
годах от монастырей, палат и дворцов и строительство на их месте новых зданий позволили сконцентрировать там резиденции исполнительной и законодательной власти. Конкурсные проекты Дворца Советов на Ленинских горах (1957, 1959) не были реализованы (табл. 2). Строительство Кремлёвского дворца съездов закрепило центростремительную стратегию размещения высших органов власти (табл. 1; рис. 6).
Правоохранительная и правоприменительная система, подведомственная Советам, Наркомюсту и НКВД, была сформирована в СССР до конца 1920-х годов [3]. Образец советского правосудия периода имперского социализма (1935-1954) - репрессивная практика заочного принятия решений «тройками» НКВД (1937-1938), не требовала специализированных зданий и помещений, приспособленных под исполнение судебных процедур и ведение судопроизводства. Выездные судебные заседания проводились в театральных залах, дворцах и клубах культуры, на предприятиях. Образ «зала массовых действий» сливался с образом «карающего меча» советской власти.
Следствием позиции судебной власти в советской властной иерархии стало положение, при котором и Ревтрибунал при ВЦИК, и Верховный Суд РСФСР и СССР с 1919 по 1956 год размещались в дореволюционных особняках на Пречистенском бульваре. Лишь в 1956 году Верховный Суд СССР получил новое здание, выстроенное на Поварской улице во вл. 13-15 по проекту архитектора Б.П. Лейбо (см. табл. 1).
Следующая смена социально-политической формации произошла после распада Советского Союза. 12 июня 1990 года Съездом народных депутатов была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР, 8 декабря 1991 года Беловежскими соглашениями было закреплено прекращение существования СССР. 25 декабря 1991 года Верховным Советом РСФСР страна была переименована в Российскую Федерацию. В соответствии со статьёй 70 Конституции, принятой 12 декабря 1993 года, столицей Российской Федерации стал город Москва.
Поворотным этапом перехода от социалистической к новой политико-социальной формации стала отмена роли КПСС - руководящей и направляющей силы советского общества, ядра его политической системы, государственных и общественных организаций. Избранный в 1990 году российский парламент - Верховный Совет Российской Федерации, был независимым и действительно работал как законодательная власть.
В 1993 году, после того, как возникло противостояние законодательной и исполнительной ветвей власти, Верховный Совет был упразднён. Произошло конституциональное изменение структуры ветвей власти, что привело к появлению новых высших органов государства: Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства и судебных органов Российской Федерации. Этот процесс 1993 года, сопровождался перемещением высших органов власти из одних зданий в другие. Так, после обстрела Дома Советов РФ на
Краснопресненской набережной - Белого дома, из него были выведены органы законодательной власти.
Государственная Дума Федерального Собрания - орган законодательной власти РФ - была перемещена из Белого дома на Краснопресненской набережной в дом № 1 по Охотному ряду. Это произошло в начале 1994 года. Реконструкция, длившаяся 5,5 месяцев одновременно с проектными работами, была поручена Моспроекту-2. Уже в сентябре 1994 года очередная сессия Госдумы проходила в комплексе зданий в Охотном ряду, приспособленных под работу законодательной власти.
В советское время в генеральных планах реконструкции и развития Москвы планирование столичных функций города было учтено в ряде разделов. Особое внимание к осуществлению Москвой столичных функций, требовавшему отражения в документах территориального планирования, стало возникать с конца 1990-х годов.
В «Основных направлениях градостроительного развития Москвы и Московской области на период до 2010 г.» были указаны секторы народнохозяйственного комплекса, в которых происходили «перспективные структурные сдвиги», обеспечивавшие «...эффективное взаимодействие с международным и внутренним рынком, мобилизацию столичных интеллектуальных, историко-культурных, инновационных и научно-технических ресурсов». К объектам таких секторов был отнесён «комплекс федеральных органов власти и управления, иностранных представительств и международных организаций» [4, с. 26].
Раздел планирования градостроительных обязательств по осуществлению столичных функций появился в Генеральном плане развития Москвы до 2020 года.
В части 4 Генерального плана развития города Москвы до 2025 года: «Обеспечение интересов Российской Федерации в развитии столицы Российской Федерации - города федерального значения Москвы», подробно указаны задачи территориального планирования в части осуществления городом
Рис. 6. 1962 год. Кремлёвский Дворец съездов, в котором в 1961-1990 годы проводились съезды КПСС. Почтовая карточка
функций столицы Российской Федерации. В числе прочих предусматривалось создание градостроительных условий для проведения общегосударственных мероприятий, в том числе проведение массовых публичных акций, а также организация общественных пространств [5]. Удельная площадь общественных церемониальных пространств Москвы - 43 кв.м/ 1 тыс.жит., уступает показателям других столиц. В Лондоне это 185 кв.м/1 тыс.жит., Париже 350 кв.м/1 тыс.жит., Нур-Султане 1160 кв.м/1 тыс.жит., Вашингтоне 3660 кв.м/1 тыс.жит. [6].
Торжественная церемония вступления главы государства в должность отражает не только форму политико-социальной формации, но и приспособленность общественных пространств, формируемых ансамблями зданий высших органов ветвей государственной власти - представительской законодательной, исполнительной и судебной, к выполнению столицей государства своих столичных функций.
Первый российский президент Б.Н. Ельцин вступил в должность 10 июля 1991 года. Его инаугурация проводилась
Таблица 2. Основные концепции размещения зданий высших органов власти РСФСР - СССР - Российской Федерации*
Период Законодательная власть Представительные и законодательные органы Исполнительная власть Судебная власть
о гс 1- н О X Ц О» О- £ а = 1918. Эскизный проект перепланировки Москвы 1923. Проектный план «Новой Москвы» Всесоюзный административно-политический центр СССР на Ходынском попе Арх И В. Жолтовский, A.B. Щусев и др.
<= о. £ I 5- « 1922-1923, Дворец Труда (открытый международный конкурс) Охотный ряд
ю ? 8 1 1931 Дом съездов (конкурс) Охотный ряд Выработка программы конкурса на Дворец Советов
т^ С 1 " <71 О т- Ц 1931-1933, Дворец Советов Союза СССР (международный конкурс) Проведение съездов партии Варианты размещения: на месте Храма Христа Спасителя, в Охотном ряду, на Воробьевых ворах, Хамовническом валу
1935-1954 Период имперского социализма 1940. Второй Дом Совнаркомов СССР (конкурс) Зарядье Арх В.А. иА.А. Веснины, Г.М Орлов, В.А Лавров А.Г Чиняков Строительство прекращено в 1941
1954-1991. Период тоталитарного модернизма 1957,1959, Дворец Советов в Москве (всесоюзный открытый конкурс) Проведение съездов партии Ленинские горы
£ о X л 1996. Парламентский центр РФ Развитие комплекса Воспитательного дома на Москворецкой наб Арх ММ Посохин и др
« э о о 1993. Конгресс-центр Федерального Собрания РФ Цветной бул., 2. Арх. СБ. Ткаченко и др
о и О. си ■01 5 Е 1 2001. Совет Федерации Федерального Собрания РФ Развитие яомгиеква зданий по ул. Б Дмитровка, 24-26. Арх С Б Ткаченко и др.
II {I а. щ 2005. Парламентский центр РФ Площадь Федерации-Манежная пл.-Охотный ряд (после сноса гостиницы * Москва»). Арх. Ю.П. Бочаров
с о см 1 ч— 2006-2007. Парламентский центр РФ Дружинниковская ул., 18. Арх. С Б. Ткаченко, МД Хазанов и др
СП 2006-2012. Парламентский центр РФ Ззряйье. Моспроект-2
С 2011. Этап 2012. Федеральный центр (меадународный конкурс на проект развития Московской агломерации) Пос. Коммунарка (на присоединенных территориях Московской обл.) 2014-2016. Судеб нын квартал в Санкт-
авторитарного реновизма 2015. Парламентский центр РФ (конкурс) Нижние Мневники Петербурге Васильевский остров
* Составлено С.Б.Ткаченко
в Кремлёвском дворце съездов. С 2000 года инаугурация президента Российской Федерации проводится в Андреевском зале Большого Кремлёвского дворца - парадной резиденции президента Российской Федерации. Патриархом Московским и Всея Руси проводится праздничный молебен, устанавливающий преемственность инаугурации президента с коронацией российских императоров. Завершается инаугурация парадом президентского полка на Соборной площади, который принимает вступивший в должность президент. Сценарий инаугурации и парад составлены для ограниченного количества приглашённых - представителей элит российского общества. На инаугурацию 2012 года были приглашены более двух тысяч человек, на инаугурацию 2018-го - около пяти тысяч гостей (рис. 7) [7].
Можно прийти к выводу, что ни здания высших органов законодательной власти, ни общественные пространства столицы - города Москвы, не приспособлены к проведению массовых мероприятий, связанных со вступлением в должность президента Российской Федерации. Таким образом, имеет место административный и культурно-исторический градостроительный конфликт, который «...возникает тогда, когда территория, находящаяся в процессе развития городской среды под влиянием одних участников, приобретает такую форму, которая прямо противоречит представлениям о развитии других пользователей» [8].
После 1991 года в Москве стали действовать новые факторы, влиявшие на территориальное планирование столицы, связанные с общественными пространствами - местами проведения массовых общественных действий, митингов и про-тестных демонстраций. Наметилась тенденция к ликвидации церемониальных открытых пространств города, необходимых для выражения общественного мнения населением столицы и страны. В период четвёртого социального эксперимента (1991-2011), а в особенности на этапе авторитарного реновиз-ма московского градостроительства (с 2011) [9], стала происходить трансформация главных площадей столицы. Наиболее показательной стала эволюция двух центральных московских площадей - Манежной и Триумфальной.
С 1987 года Манежная площадь стала территорией проведения у стен Кремля несанкционированных митингов и демонстраций всевозможной направленности - от патриотов и активистов общества «Память» до сторонников Б.Н. Ельцина, от противников КПСС до футбольных фанатов. В 1993 году на площади начались строительные работы, в результате которых возник полуподземный торговый центр «Охотный ряд». Площадь утратила свою историческую планировку, сложившуюся в 1930-х годах после сноса средовой застройки, но архитектурный ансамбль в целом сохранился. При этом архитектурные цели проекта были возвышенными: «.взаимодействие с наземной частью города, который таким образом будет развиваться в трёхмерном пространстве вместо двухмерного» [10].
Ознакомившись с проектом, президент Б.Н. Ельцин его одобрил: «Очень хорошо, Анпилову негде будет устраивать демонстрации» [11].
Снос гостиницы «Москва» продемонстрировал возможность организации площади Федерации - главного церемониального пространства России, обрамлённого зданиями высших органов власти, на которой при стечении огромных масс народа может проводиться инаугурация президента Российской Федерации (рис. 8). Предложения архитектора (Ю.П. Бочаров) не совпали с намерениями ни федеральных, ни столичных властей.
Площадь Маяковского (с 1992 года Триумфальная) после установки в 1958 году памятника В.В. Маяковскому стала пространством для поэтических чтений шестидесятников, а впоследствии и неофициальных акций. Это заложило традицию «оппозиционности» площади. С 2009 года сторонники так называемой «Стратегии-31», выступавшие в защиту 31 статьи Конституции о свободе собраний, стали проводить каждое 31 число месяца на Триумфальной площади несанкционированные митинги. В 2010 году пешеходную часть площади закрыли для производства археологических изысканий, предшествовавших строительству многоуровневой автостоянки. В дальнейшем, после 2011 года, со сменой стратегии транспортного обслуживания центра и введением тактики «репрессий для автомобилей», от стоянки отказались. Но задача «защиты» площади от активной части населения осталась. Решение было найдено с помощью архитекторов. После проведения в 2014 году конкурса на благоустройство Триумфальной площади она полностью изменила
Рис. 7. 2012 год. Андреевский зал Большого Кремлёвского дворца. Вступление в должность президента Российской Федерации. На церемонию инаугурации приглашено более двух тысяч гостей
Рис. 8. 2005 год. Проект площади Федерации - главного церемониального пространства России, на которой может проводиться публичная инаугурация президента Российской Федерации. Архитектор Ю.П. Бочаров
свои градостроительные характеристики и социальную направленность. Был реанимирован проект реконструкции Садово-Три-умфальной площади, составленный А.В. Щусевым в 1933 году, по которому в центральной части образовывалась приподнятая платформа [12]. Качели возродили традицию праздничных гуляний середины XIX века, когда, как описывал М.Н. Загоскин, за городской чертой строились качели, карусели и балаганы, народ водил хороводы и посещал питейные заведения. Озеленение, мощение, киоски и разновысокие скамейки превратили торжественный ансамбль столичной площади в удобное, полупешеходное расширение общественного пространства Тверской улицы. Исчез хрестоматийный вид на Садовое кольцо, градостроительный ансамбль с монументом превратился в дробную смесь разнохарактерных проходов, двориков и скверов.
Многие общественные пространства Москвы после 2011 года подверглись переосмыслению. Бульвары, площади и пешеходные зоны заполнились торговыми павильонами и киосками, монументальными стендами фотовыставок и ещё более монументальными декорациями - многоуровневыми арками, дизайнерскими композициями, малыми формами. Борьба градозащитников периода 1990-2000-х за свободу исторического центра от диссонировавшего вмешательства временных зданий и сооружений, нарушавших визуальную чистоту восприятия, потерпела сокрушительное поражение. На Тверской площади, перед зданием мэрии, памятник основателю Москвы Юрию Долгорукому заблаговременно обстроили павильонами, перекрестия карнизов которых отсылали к воспоминаниям о противотанковых ежах времён обороны Москвы в 1941 году.
Преображение площади Красных ворот в 2017 году также было связано с ликвидацией открытого пространства. Площадь покрыли закамуфлированные газоном и деревьями метровые земляные надолбы и эскарпы, оставив отдельные лучи восприятия искусно скрытого конструктивистского портала вестибюля станции метрополитена «Красные ворота» (Н.А. Ладовский, 1935). Вместо знаменитой московской площади появился труднопроходимый сквер, выстроенный по проекту КБ «Стрелка» и архитектора М. Девинь (Франция).
Поиск достойного места в столице для комплексов зданий высших органов власти начался сразу после переезда советского правительства из Петрограда в Москву. Первые концепции в соответствии со стратегией структурирования властных полномочий предусматривали совместную работу законодательной и исполнительной власти, и только в период четвёртого социального эксперимента (1991-2011) главной темой стало размещение Федерального Парламентского центра (табл. 2). Большая часть
этих концепции относится к категории неосуществлённых градостроительных проектов (табл. 2; см. рис. 2).
В начале 1990-х годов исполнительная власть страны была вынуждена искать поддержки у национально-патриотических движений и Российской православной церкви. Результатом стало восстановление роли РПЦ в общественной жизни государства. Стратегия «неполной реституции», а также решения о выделении участков для строительства храмов и, прежде всего, о воссоздании храма Христа Спасителя, нашли отражение в столичном градостроительстве. В 1994 году работы по воссозданию были поручены мэру Москвы Ю.М. Лужкову, и в 2000 году в храме прошла первая служба. Место строительства Дворца Советов, временно сохранявшееся под бассейном «Москва», было вновь возвращено церкви.
Идея создания Парламентского центра Российской Федерации стала набирать силу после восстановления Дома Правительства РФ на Краснопресненской набережной и реконструкции «Дома СТО» в Охотном ряду для размещения Государственной Думы Федерального Собрания РФ (архитекторы М.М. Посохин, С.Б. Ткаченко и др., 1994).
Одной из первых концепций Парламентского центра стали проектные предложения по приспособлению под эти цели Воспитательного дома на Москворецкой набережной (архитекторы М.М. Посохин, Т.В. Малявкина, З.В. Харитонова, 1996). Занимавшую Воспитательный дом Военную академию РВСН имени Петра Великого планировалось передислоцировать на юго-запад, в сложившийся комплекс высших специальных учебных заведений (рис. 9).
В связи с ограниченной площадью Воспитательного дома, защищённого статусом памятника культурного наследия, концепция была дополнена предложениями о развитии комплекса Парламентского центра за счёт включения в него зданий по нечётной стороне Китайгородского проезда (Министерство энергетики РФ, Министерство культуры РФ и др.) до Воспитательного проезда (архитекторы С.Б. Ткаченко, С.А. Ануфриев и др., 1999). В этом случае обе палаты законодательной власти государства - Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, могли получить необходимые и достаточные площади для своей работы.
В 1998 году была разработана инициативная концепция размещения законодательной власти в Конгресс-центре Федерального Собрания РФ при реконструкции или сносе Дома политпросвещения на Цветном бульваре, 2 (рис. 10). Концепция не была реализована, так как заказчик предпочёл выстроить на этом земельном участке жилой комплекс «Легенда Цветного».
Рис. 9.1996 год. Предложение по размещению Парламентского центра Российской Федерации на Москворецкой набережной. Моспроект-2. Архитекторы М.М. Посохин и др.
По поручению Управления делами Президента Российской Федерации в 2006-2007 годах была выполнена концепция и проект планировки для Парламентского центра Российской Федерации на Дружинниковской улице, 18, на месте стадиона «Красная Пресня» (рис. 11). Продвинуться дальше документации территориального планирования не позволило отношение жителей к утрате располагавшегося на этом месте стадиона.
В программу международного конкурса на проект развития Московской агломерации (2012) была включена инициатива Президента Российской Федерации Д.А. Медведева о строительстве Федерального центра на территориях Московской области, присоединённых к Москве, - в посёлках Коммунарка и Газопровод, в 4-х километрах от МКАД (рис. 12).
После отказа законодательной власти переезжать на присоединённые территории, в 2015 году был проведён конкурс на проект Парламентского центра на территории района Нижние Мнёвники. Ни один из трёх финальных проектов одобрен не был.
Планы перемещения касались не только законодательных органов. Стратегия децентрализации ветвей власти привела к идее перебазирования из Москвы Верховного суда. В 2014 году вышел Закон о Верховном суде Российской Федерации, в котором местом его постоянного пребывания был назван Санкт-Петербург. В 2016 году была одобрена концепция строительства Судебного квартала - зданий для высшего судебного органа государства - рядом с Петропавловской крепостью. Строительные работы планировалось завершить к 2021 году [13], однако в 2019 году Президент Российской Федерации во время посещения Санкт-Петербурга принял решение о создании вместо Судебного квартала «Арт-парка» по образу и подобию московского Зарядья [14]. Ситуация похожа: в Зарядье после сноса гостиницы «Россия» одним из вариантов застройки планировалось создать новый Правительственный центр (рис. 13), но в 2017 году по решению президента там был разбит парк.
Начало 2019 года было отмечено решением правительства Российской Федерации о переводе центральных аппаратов Минкомсвязи, Минпромторга, Минэкономразвития в одно из высотных зданий ММДЦ «Москва-Сити» «.в рамках совершенствования организации деятельности федеральных органов исполнительной власти, улучшения межведомственного взаимодействия, повышения качества выполнения государственных функций, оптимизации затрат на содержание и внедрение нового подхода к обеспечению деятельности федеральных органов» [15].
42-этажную башню Щ-квартала, в которую планировался переезд пяти тысяч чиновников, посетил Председатель Правительства Д.А. Медведев - инициатор создания в 2011 году Федерального центра в Коммунарке, на присоединённых территориях, и фактически одобрил новую версию формирования правительственного центра на базе высотного комплекса ММДЦ «Москва-Сити».
] г тййша TffWBW^^ Xii1 шМш-и
Рис. 10. 1998 год. Предложение по строительству Конгресс-центра Федерального Собрания Российской Федерации на Цветном бульваре, 2. Архитекторы С.Б. Ткаченко, С.А. Ануфриев, Г.В. Николашина и др.
Рис. 11. 2006-2007 годы. Проект Парламентского центра Федерального Собрания Российской Федерации на Дружинниковской улице, 18. Архитекторы С.Б. Ткаченко, М.Д. Хазанов, А.Ф. Орлов, О.Л. Дубровский, И.И. Вознесенский, А.В. Кононенко и др.: а) 2006 год. Эскиз; б) вариант объёмно-пространственного решения; в) 2007 год. Одобренный заказчиком вариант, послуживший основой для разработки проекта планировки
б;
Рис. 12. 2012 год. Международный конкурс на проект развития Московской агломерации: Федеральный центр: а) проект консорциума Грюмбах-Вильмотт-Ткаченко (Франция-Россия); б) проект UDA (Великобритания-США)
Необходимо отметить, что изменения в политической структуре России не вызвали возникновения стратегии размещения высших органов федеральной власти в столице, что явно противоречит парадигме столичности. Поручения правительства и инициативные концепции размещения Федерального Парламентского центра за 25 лет не получили развития, направленного на их реализацию (табл. 2; см. рис. 2). Создание подмосковных государственных резиденций в Ново-Огарёво (по аналогии с «ближней дачей» И.В. Сталина в Кунцево) и «Горки-9» не привело к децентрализации комплексов зданий высших органов власти.
Указанные противоречия усиливает отсутствие градостроительных решений по реализации общенациональной идеи формирования России как устойчивого государства. Основные федеральные структуры ветвей государственной власти, образованные в начале 1990-х годов, как правило, до сих пор расположены в приспособленных зданиях бывших ведомств Союза ССР. Градостроительная политика «приспособления» априори исключила перспективу возникновения масштабных центров власти в столице - ансамблей зданий высших органов власти и сопутствующих им общественных пространств для реализации конституционных прав граждан на свободное волеизъявление.
Столицы ведущих стран мира имеют полицентрический принцип формирования градостроительной структуры, что соответствует демократической структуре общества и власти. Аналогичная задача может быть очередной раз поставлена и перед столицей Российской Федерации: «Целенаправленное формирование в столице России Парламентского, Правительственного и Судебного комплексов, выявление в структуре города функций Москвы как мирового культурного центра, центра страны, Московской области и Московской агломерации может создать объективные предпосылки полицентрического развития» [16].
Пространственное разделение комплексов зданий законодательной, исполнительной и судебной власти, символизирующее независимость государственных функций, приведёт к созданию нового масштаба города Москвы, соответствующего парадигме столичности.
а)
б)
Рис. 13. Проект развития территории района Зарядье (улица Варварка, вл. 6, кв. 20-25) с возможностью размещения Парламентского центра РФ. Моспроект-2: а) проект 2010 года; б) панорама 2008 года;
3 2019 67
Литература
1. Бонч-Бруевич, В.Д. Переезд Советского правительства из Петрограда в Москву : (По личным воспоминаниям) / В.Д. Бонч-Бруевич. - М. : Жизнь и знание, 1926. - 19 с. - (Библиотека документов, записок и воспоминаний : Кн. 11).
2. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик. Утверждена Чрезвычайным VIII съездом Советов Союза ССР 5 декабря 1936 года. - М. : ОГИЗ, 1937. - 36 с.
3. Борозинец, Ю.О. История судебной системы России эпохи СССР 1917-1930-х гг. / Ю.О. Борозинец // Инновационная наука. - 2015. - № 7. - С. 64-67.
4. Основные направления градостроительного развития Москвы и Московской области на период до 2010 г. - М. : Москомархитектура, НИиПИ Генплана Москвы, 1993. - 95 с.
5. О Генеральном плане города Москвы: закон города Москвы № 17 от 05.05.2010 // Вестник Мэра и Правительства Москвы, 03.06.2010. - Спецвыпуск № 1. - Тт. 1, 2, 3. - Ст. 2.3, 3.3.
6. Бочаров, Ю.П. Общественные пространства Москвы в условиях становления гражданского общества / Ю.П. Бочаров, Э.А. Сиренко // Academia. Архитектура и строительство..
- 2012. - № 2. - С. 101-105.
7. Путин вступил в должность президента. Сравниваем четыре инаугурации [Электронный ресурс] // ВВС. News. Русская служба. 7.05.2018 [сайт]. - Режим доступа: https://www. bbc.com/russian/news-44027663 (дата обращения 25.06.2019).
8. Конченков, С.М. Процессуальные характеристики градостроительного конфликта // Архитектон: известия вузов. 2018. - № 3 (63) - С. 1-12. ISSN 1990-4126.
9. Ткаченко, С.Б. Один век московского градостроительства. Кн. 1. Москва социалистическая / С.Б. Ткаченко. - М. : Улей, 2018. - 312 с.
10. Назарова, Л.С. Мечты о Манежной площади: подземное пространство как средообразующий инструмент градостроительства / Л.С. Назарова // Academia. Архитектура и строительство. 2017. - № 4. - С. 125-129.
11. Бочаров, Ю.П. Стратегия тесной политики / Ю.П. Бочаров, Э. Сиренко // Коммерсантъ Власть. - № 10 (964) от 12.03.2013. - С. 24-26.
12. М-нов, А. Садово-Триумфальная площадь / А. М-нов // Строительство Москвы. - 1933. - № 7. - С. 20-22.
13. Верховному суду отложили переезд // Коммерсантъ.
- № 56 от 03.04.2017. - С. 5.
14. Колганов, Г. Судебный квартал в Санкт-Петербурге превратится в парк [Электронный ресурс] / Г. Колганов // Коммерсантъ FM. 24.04.2019 [сайт]. - Режим доступа: https:// www.kommersant.ru/doc/3954242 (дата обращения 02.06.2019).
15. Шадрина, Т. Правительство согласовало переезд ряда министерств в «Москва-Сити» [Электронный ресурс] / Т. Шадрина // RG.RU, 04.01.2019 [сайт]. - Режим доступа: https:// rg.ru/2019/01/04/reg-cfo/pravitelstvo-soglasovalo-pereezd-riada-ministerstv-v-moskva-siti.html (дата обращения 02.06.2019).
16. Бочаров, Ю.П. Центры власти в пространстве Москвы / Ю.П. Бочаров, Э.А. Сиренко // Архитектура в истории русской
культуры. Вып. 4. Власть и творчество. - М. : Эра, 1999. - 192 с. - C. 54-60.
References
1. Bonch-Bruevich V.D. Pereezd Sovetskogo pravitel'stva iz Petrograda v Moskvu : (Po lichnym vospominaniyam) [Moving the Soviet government from Petrograd to Moscow: (According to personal memories)]. Moscow, Zhizn' i znanie Publ., 1926, 19 p. - (Biblioteka dokumentov, zapisok i vospominanii : Kn. 11).
2. Konstitutsiya (Osnovnoi zakon) Soyuza Sovetskikh Sotsialisticheskikh Respublik. Utverzhdena Chrezvychainym VIII s"ezdom Sovetov Soyuza SSR 5 dekabrya 1936 goda [The Constitution (Basic Law) of the Union of Soviet Socialist Republics. Approved by the Emergency VIII with the "ride of the Soviets of the USSR on December 5, 1936]. Moscow, OGIZ Publ., 1937, 36 p.
3. Borozinets Yu.O. Istoriya sudebnoi sistemy Rossii epokhi SSSR 1917-1930-kh gg. [The history of the judicial system of Russia of the era of the USSR 1917-1930-ies]. Innovatsionnaya nauka [Innovative science], 2015, no. 7, pp. 64-67.
4. Osnovnye napravleniya gradostroitel'nogo razvitiya Moskvy i Moskovskoi oblasti na period do 2010 g. [The main directions of urban development in Moscow and the Moscow region for the period up to 2010]. Moscow, Moskomarkhitektura, NIiPI Genplana Moskvy Publ., 1993, 95 p.
5. O General'nom plane goroda Moskvy: zakon goroda Moskvy № 17 ot 05.05.2010 [On the General Plan of the City of Moscow: Law of the City of Moscow No. 17 of 05/05/2010]. Vestnik Mera i Pravitel'stva Moskvy [Bulletin of the Mayor and the Government of Moscow], 03.06.2010, Spetsvypusk № 1, Vol. 1, 2, 3, St. 2.3, 3.3.
6. Bocharov Yu.P. Obshchestvennye prostranstva Moskvy v usloviyakh stanovleniya grazhdanskogo obshchestva [Public spaces of Moscow in the conditions of the formation of a civil society] Academia. Arkhitektura istroitel'stvo [Academia. Architecture and construction], 2012, no. 2, pp. 101-105.
7. Putin vstupil v dolzhnost' prezidenta. Sravnivaem chetyre inauguratsii [Elektronnyi resurs] [Putin took office as president. Compare four inaugurations]. VVS. Russkayasluzhba. 7.05.2018 [sait].URL: https://www.bbc.com/russian/news-44027663 (Accessed 25.06.2019).
8. Konchenkov S.M. Protsessual'nye kharakteristiki gradostroitel'nogo konflikta [Procedural characteristics of urban conflict]. Arkhitekton: izvestiya vuzov [Arkhitekton: News of universities], 2018, no. 3, pp. 1-12. ISSN 1990-4126
9. Tkachenko S.B. Odin vek moskovskogo gradostroitel'stva. Kn. 1. Moskva sotsialisticheskaya [One century of Moscow urban planning. Book. 1. Moscow is socialist]. Moscow, Ulei Publ, 2018, 312 p.
10. Nazarova L.S. Mechty o Manezhnoi ploshchadi: podzemnoe prostranstvo kak sredoobrazuyushchii instrument gradostroitel'stva [Dreams of Manege Square: underground space as an environment-forming tool for urban planning].
Academia. Arkhitektura i stroitel'stvo [Academia. Architecture and construction], 2017, no. 4, pp. 125-129.
11. Bocharov Yu.P. Strategiya tesnoi politiki [Close policy strategy]. Kommersant "Vlast'", no. 10 (964) of 12.03.2013, pp. 24-26.
12. M-nov A. Sadovo-Triumfal'naya ploshchad' [Sadovo-Triumfal'naya square]. Stroitel'stvo Moskvy [Construction of Moscow], 1933, no. 7, pp. 20-22.
13. Verkhovnomu sudu otlozhili pereezd [Supreme Court postponed the move]. Kommersant, no. 56 of 03/04/2017, P. 5.
14. Kolganov G. Sudebnyi kvartal v Sankt-Peterburge prevratitsya v park [Elektronnyi resurs] [Judicial quarter in St. Petersburg will turn into a park]. Kommersant FM. 24.04.2019
[sait]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3954242 (Accessed 02.06.2019).
15. Shadrina T. Pravitel'stvo soglasovalo pereezd ryada ministerstv v «Moskva-Siti» [The government agreed on the relocation of a number of ministries in the "Moscow-City"]. RG.RU, 04.01.2019 [sait].URL: https://rg.ru/2019/01/04/ reg-cfo/pravitelstvo-soglasovalo-pereezd-riada-ministerstv-v-moskva-siti.html (Accessed 02.06.2019).
16. Bocharov Yu.P. Tsentry vlasti v prostranstve Moskvy [Power centers in the space of Moscow]. Arkhitektura v istorii russkoi kul'tury. Vyp. 4. Vlast' i tvorchestvo [Architecture in the history of Russian culture. Issue 4. Power and creativity]. Moscow, Era Publ., 1999, 192 p., pp. 54-60.
Бочаров Юрий Петрович (Москва). Доктор архитектуры, профессор, академик РААСН. Главный научный сотрудник ЦНИИП Минстроя России (Москва, пр. Вернадского, 29. ЦНИИП Минстроя России). Эл.почта: [email protected].
Ткаченко Сергей Борисович (Москва). Кандидат архитектуры, член-корреспондент РАХ. Профессор МАРХИ (Москва, ул. Рождественка, 11/4. МАРХИ). Эл.почта: [email protected].
Bocharov Yuri Petrovich (Moscow). Doctor of Architecture, Professor, Academician of RAACS. Chief Researcher of the Central Institute for Research and Design of the Ministry of Construction and Housing and Communal Services of the Russian Federation (29 Vernadskogo avenue, Moscow, 119331. TsNIIP Minstroy of Russia). E-mail: [email protected].
Tkachenko Sergey Borisovich (Moscow). Candidate of Architecture, Corresponding Member of the RAS. Professor of the Moscow Institute of Architecture (11/4 Rozhdestvenka st., Moscow, 107031. MARCHI). E-mail: [email protected].