Научная статья на тему '«Парк национальных культур» и народная дипломатия'

«Парк национальных культур» и народная дипломатия Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
370
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРК НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУР / НАРОДНАЯ ДИПЛОМАТИЯ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ / ЭТНОПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / МЕДИАЦИЯ / ПРИМИРИТЕЛЬНОЕ ПРАВОСУДИЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Дворянов Сергей Викторович

Цель: Исследование народной дипломатии как инструмента разрешения межнациональных противоречий в современном мире через призму реализации масштабного социального проекта строительства «Парка национальных культур». Методология: Использовались формально-юридический метод, сравнительно-исторический подход. Результаты: В настоящей статье анализируется институт народной дипломатии, играющий важную роль в регулировании национальной политики и разрешении межнациональных противоречий. Обосновывается важность данного института для повышения эффективности национальной политики современного российского государства. Основное внимание уделяется негосударственным методам медиации как способам народной дипломатии в межнациональных конфликтах. В качестве эффективной практической меры укрепления межнационального согласия предлагается к рассмотрению проект создания в России «Парка национальных культур «Гавань Вероники» (далее «Парк национальных культур»), инициированный творческим коллективом под руководством Михаила Мышкина. В состав творческого коллектива входят Фонд поддержки культуры и искусства «Свет Преображения», Международный дипломатический клуб «Amicability», журнал «Азбука жизни» и другие авторитетные организации. В настоящее время проект «Парка национальных культур» активно поддержан Московским областным отделением Русского географического общества. По замыслу авторов проекта, в «Парке национальных культур» будут представлены культурные, этнические, религиозные, семейные, бытовые и иные традиции регионов России, а также других стран и регионов мира. Автор настоящей статьи рассматривает Проект «Парка национальных структур» как возможную наглядную модель эффективного использования инструментов народной дипломатии, приводит в качестве примера богатые традиции народной дипломатии разных районов России, обращает внимание на перспективность их использования в качестве методов примирительного правосудия с помощью медиации. Также автор останавливается на важной роли неправительственных организаций диаспор, национально-культурных автономий в процессе регулирования межнациональных отношений. По мнению автора, «разгосударствление» сферы национальной политики посредством использования института народной дипломатии и строительства «Парка национальных культур» позволяет добиться серьезных успехов в преодолении межнациональных противоречий и сохранении этнополитической стабильности российского государства, а также укрепит авторитет нашей страны на международной арене. Новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает значительной научной и практической ценностью, так как освещает очень важную для современной России проблему использования народной дипломатии в качестве инструмента разрешения межнациональных конфликтов и предлагает конкретные практические шаги в виде реализации актуального социального проекта строительства «Парка национальных культур». Изложенные в статье выводы способствуют закреплению народной дипломатии в качестве необходимого инструмента государственной национальной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Park of national cultures and public diplomacy

Purpose: To study the people’s diplomacy as a tool for resolving interethnic contradictions in the modern world. Methodology: We used a formal legal method, a comparative-historical approach. Results: This article analyzes the institution of people’s diplomacy, which plays an important role in regulating national policy and resolving interethnic contradictions. The importance of this institution for increasing the effectiveness of the national policy of the modern Russian state is substantiated. The main attention is paid to non-state methods of mediation as a way of people’s diplomacy in interethnic conflicts. The author gives as an example the rich traditions of the people’s diplomacy of the North Caucasus, draws attention to the prospects of their use as a model of conciliatory justice through mediation. Also, the author dwells on the important role of non-governmental organizations diasporas, national-cultural autonomies, in the process of regulating interethnic relations. In the author’s opinion, the «denationalization» of the sphere of national policy through the use of the institution of people’s diplomacy makes it possible to achieve serious success in overcoming interethnic contradictions and preserving ethnopolitical stability. Novelty/originality/value: The article has considerable scientific value, since it highlights the very important for modern Russia problem of using people’s diplomacy as a tool for resolving interethnic conflicts. The conclusions drawn in the article contribute to the consolidation of people’s diplomacy as a necessary tool of state national policy.

Текст научной работы на тему ««Парк национальных культур» и народная дипломатия»

Дворянов С.В.

«парк национальных культур» и народная дипломатия

цель: Исследование народной дипломатии как инструмента разрешения межнациональных противоречий в современном мире через призму реализации масштабного социального проекта - строительства «Парка национальных культур».

методология: Использовались формально-юридический метод, сравнительно-исторический подход.

результаты: В настоящей статье анализируется институт народной дипломатии, играющий важную роль в регулировании национальной политики и разрешении межнациональных противоречий. Обосновывается важность данного института для повышения эффективности национальной политики современного российского государства. Основное внимание уделяется негосударственным методам медиации как способам народной дипломатии в межнациональных конфликтах. В качестве эффективной практической меры укрепления межнационального согласия предлагается к рассмотрению проект создания в России «Парка национальных культур «Гавань Вероники» (далее - «Парк национальных культур»), инициированный творческим коллективом под руководством Михаила Мышкина. В состав творческого коллектива входят Фонд поддержки культуры и искусства «Свет Преображения», Международный дипломатический клуб «Amicability», журнал «Азбука жизни» и другие авторитетные организации. В настоящее время проект «Парка национальных культур» активно поддержан Московским областным отделением Русского географического общества. По замыслу авторов проекта, в «Парке национальных культур» будут представлены культурные, этнические, религиозные, семейные, бытовые и иные традиции регионов России, а также других стран и регионов мира.

Автор настоящей статьи рассматривает Проект «Парка национальных структур» как возможную наглядную модель эффективного использования инструментов народной дипломатии, приводит в качестве примера богатые традиции народной дипломатии разных районов России, обращает внимание на перспективность их использования в качестве методов примирительного правосудия с помощью медиации. Также автор останавливается на важной роли неправительственных организаций - диаспор, национально-культурных автономий - в процессе регулирования межнациональных отношений. По мнению автора, «разгосударствление» сферы национальной политики посредством использования института народной дипломатии и строительства «Парка национальных культур» позволяет добиться серьезных успехов в преодолении межнациональных противоречий и сохранении этнополи-тической стабильности российского государства, а также укрепит авторитет нашей страны на международной арене.

новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает значительной научной и практической ценностью, так как освещает очень важную для современной России проблему использования народной дипломатии в качестве инструмента разрешения межнациональных конфликтов и предлагает конкретные практические шаги в виде реализации актуального социального проекта - строительства «Парка национальных культур». Изложенные в статье выводы способствуют закреплению народной дипломатии в качестве необходимого инструмента государственной национальной политики.

ключевые слова: Парк национальных культур, народная дипломатия, межнациональные конфликты, этнополитическая ситуация, медиация, примирительное правосудие, национальная политика.

Dvorjanov S.V.

PARK of NATioNAL cuLTuRES AND PuBLic DIPLoMAcY

Purpose: To study the people's diplomacy as a tool for resolving interethnic contradictions in the modern world.

Methodology: We used a formal legal method, a comparative-historical approach.

results: This article analyzes the institution of people's diplomacy, which plays an important role in regulating national policy and resolving interethnic contradictions. The importance of this institution for increasing the effectiveness of the national policy of the modern Russian state is substantiated. The main attention is paid to non-state methods of mediation as a way of people's diplomacy in interethnic conflicts. The author gives as an example the rich traditions of the people's diplomacy of the North Caucasus, draws attention to the prospects of their use as a model of conciliatory justice through mediation. Also, the author dwells on the important role of non-governmental organizations - diasporas, national-cultural autonomies, in the process of regulating interethnic relations. In the author's opinion, the «denationalization» of the sphere of national policy through the use of the institution of people's diplomacy makes it possible to achieve serious success in overcoming interethnic contradictions and preserving ethnopolitical stability.

евразийская

> 2 (27) 2017 <

адвокатура

Novelty/originality/value: The article has considerable scientific value, since it highlights the very important for modern Russia problem of using people's diplomacy as a tool for resolving interethnic conflicts. The conclusions drawn in the article contribute to the consolidation of people's diplomacy as a necessary tool of state national policy.

Keywords: people's diplomacy, interethnic conflicts, ethnopolitical situation, mediation, conciliatory justice, national policy.

Рост межэтнической и межконфессиональной напряженности предстает одним из наиболее серьезных вызовов, с которыми сталкиваются многие государства современного мира. Для многонациональной России сохранение мирных и добрососедских отношений между населяющими страну народами имеет стратегическую важность. Однако современные исторические реалии таковы, что случаи возникновения межнациональных противоречий становятся довольно частым явлением, в качестве поводов для них выступают конфликты политического, экономического или бытового характера. Вот почему вопросы изучения различных инструментов разрешения межнациональных противоречий имеют большую актуальность для отечественной юридической науки. В условиях этнокультурной специфики многих регионов современной России особой перспективностью в данном отношении обладает институт народной дипломатии. Когда общественные институты поддерживаются государством, особенно если речь идёт о поддержке на самом высоком уровне, это позволяет выстраивать правильную стратегию развития государства и обеспечения его безопасности.

Вопросам применения медиации, посредничества и иных форм народной дипломатии в разрешении межнациональных противоречий посвящен достаточно внушительный пласт научной литературы. Мы можем отметить исследования М.М. Гаджиева, А.В. Лубского, А.В. Бедрика, А.В. Серикова, А.Н. Смирнова, Т.А. Невской и др. ученых [2, 4, 7, 8]. В то же время существует потребность в дальнейшем исследовании рассматриваемого вопроса, учитывая как его актуальность для современной России, так и необходимость динамичного реагирования на происходящие в жизни страны и мира изменения. В этой связи особенно востребованным представляется не просто абстрактное исследование, пусть и с глубоким историческим обзором, но конкретная практическая модель, которая могла бы принести свои плоды, быть полезной и эффективной, применимой в современном историческом контексте, а также и в ближайшем и далеком будущем. В качестве эффективной «практической модели» и её реализации в современной России предлагается рас-

смотрение возможности создания «Парка национальных культур» с развитой инфраструктурой просветительских, образовательных объектов и широкой сеткой досуговых модулей, а также развлекательных аттракционов. Прежде всего хотелось бы отметить, что создание «Парка национальных культур» не имеет аналогов в мире, и его возможное строительство на территории нашей страны способно показать лидирующую роль России в деле укрепления межнационального согласия и взаимодействия как державы со статусом «глобального миротворца». Кроме того, строительство подобного парка способно возвысить «народную дипломатию» или «гражданскую дипломатию» на новый уровень служения обществу.

Ряд исследователей предпочитает говорить о «гражданской дипломатии» как деятельности неправительственных гражданских организаций, политических партий, юридических и физических лиц. По мнению Т.И. Медведевой, термин «народная дипломатия» следует применять по отношению к авторитарным режимам, где ограничены гражданские права и свободы [5]. Однако в большинстве исследований все же применяется термин «народная дипломатия».

Может возникнуть вопрос: насколько сегодня востребована и эффективна народная дипломатия? В качестве главного аргумента необходимости развития этого общественного института следует упомянуть её созидательный, умиротворяющий потенциал. Современная история знает достаточно много примеров успешного использования народной дипломатии для разрешения межнациональных и межконфессиональных конфликтов. Богатый потенциал народной дипломатии как института, складывавшегося на протяжении тысячелетий человеческой истории, в глобальных и локальных конфликтах современности приобретает особую значимость [9]. Строительство «Парка национальных культур» также можно рассматривать как глобальный интернациональный проект, планетарную «площадку согласия» и эффективный инструмент глобальной медиации. В России медиация получила юридически закрепленную форму после принятия закона «Об альтернативной процедуре урегулиро-

eurasian

> 2 (27) 2017 <

advocacy

вания споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27 июля 2010 г. № 194-ФЗ (принят Государственной Думой РФ 7 июля 2010 г.) [10]. Однако правовому регулированию в большей степени подлежит медиация в сфере урегулирования коммерческих и гражданско-правовых конфликтов.

Безусловно, межнациональные противоречия - куда более сложная проблема, и деятельность медиаторов-посредников здесь носит более сложный и неформальный характер. Кроме того, в случае межнациональных противоречий отсутствуют какие-либо гарантии того, что усилия медиатора действительно повлияют на развитие событий. В большинстве ситуаций посредник лишь предотвращает эскалацию конфликта, но сам конфликт сохраняется до тех пор, пока для него существуют объективные основания. Однако одним из методов, позволяющих устранять эти «объективные основания» существования конфликтов, является метод просветительства, образования. Именно поэтому Парк национальных культур следует также рассматривать как системную инновационную просветительскую площадку, способствующую укреплению авторитета и эффективности народной дипломатии.

В современных исторических условиях институт народной дипломатии активно проявляет себя в самых разных регионах России. Это связано с особенностями традиционного уклада и менталитета народов и народностей, проживающих в России, которые на протяжении столетий прибегали к методам народной дипломатии для решения спорных и конфликтных ситуаций с соседями. Однако ни для кого не секрет, что столица нашей многонациональной Родины - Москва -является тем самым уникальным регионом, в котором национальное многообразие представлено наиболее ярко и объемно. Вот почему со всей очевидностью мы можем констатировать, что строительство «Парка национальных культур» наиболее целесообразно в максимальной приближенности к столице как современному многонациональному мегаполису, центру образования, культуры и науки.

Популяризация методов народной дипломатии, представленных в наглядной и живописной форме в «Парке национальных культур», также позволит решить многие проблемы самой столицы. В качестве пояснения приведем пример актуальной проблемы, которая сегодня активно обсуждается в сфере масс-медиа, в среде экспертов, а также на бытовом уровне. Речь идёт о так называемой «экспансии» кавказцев и кавказ-

ского менталитета в культурное полотно столицы. Апеллируя к исторической справедливости, стоит отметить, что сам по себе Кавказ - это обширный многонациональный регион, в традициях которого мы найдем множество примеров применения народной дипломатии. Так, среди видов народной дипломатии, применяемых на Северном Кавказе, в частности, в Дагестане, можно выделить «маслаат». Он представляет собой достижение компромисса в конфликтной ситуации посредством привлечения стороннего посредника - «маслаатчи» [1]. Механизм маслаата идеально подходит для сложной полиэтничной структуры дагестанского общества. Развитость горизонтальных связей в северокавказских обществах способствует сохранению за традиционными структурами и институтами статуса одного из главных рычагов поддержания относительной эт-нополитической стабильности [8].

Несмотря на многочисленные социально-политические трансформации, пережитые дагестанским обществом на протяжении Х1Х-ХХ1 вв., маслаат сохранил свою актуальность, в первую очередь благодаря адекватности социокультурным реалиям Дагестана. Эффективность масла-ата в разрешении конфликтных ситуаций обеспечивается и его традиционным характером, исторически выверенным и внушающим жителям республики большее доверие по сравнению с современными дипломатическими методами разрешения противоречий. Кстати, как отмечают исследователи, современный институт медиации может многое почерпнуть в традициях примирительного правосудия кавказских народов [6]. «Парк национальных культур» способен стать прочной, фундаментальной площадкой аккумулирования и использования народной мудрости, проявляемой в самых разных регионах России, в разных сферах и областях, в том числе в виде традиций народной дипломатии.

Также в качестве эффективного инструмента народной дипломатии, реализуемого на площадке «Парка национальных культур», можно рассматривать возможность привлечения к переговорам известных деятелей в сфере культуры, искусства и науки, пользующихся авторитетом у всех сторон конфликта. Эта практика эффективно использовалась и используется в новейшей истории России. В качестве «хрестоматийного» мы можем привести пример, когда в переговорном процессе на Северном Кавказе во время вооруженных конфликтов в Чечне участвовал певец Иосиф Кобзон. Роль музыкальной культуры и «музыкальных авторитетов» подвигает нас к

евразийская

> 2 (27) 2017 <

адвокатура

мысли о насущной необходимости создания на территории «Парка национальных культур» летней эстрады и концертного холла, где можно бы эффективно задействовать самых разных представителей музыкальной культуры, начиная от классики и джаза и завершая рок-музыкой и современными молодежными музыкальными направлениями, в служении высоким целям духовного объединения людей.

В настоящее время в сфере регулирования межнациональных отношений растет роль неправительственных организаций, ориентированных на использование методов народной дипломатии. В первую очередь, это национально-культурные автономии, общины, диаспоры, общества дружбы народов и стран, занимающиеся образовательно-культурной деятельностью. Все эти организации могут и должны быть представлены в «Парке национальных культур», который со временем способен стать некой отправной точкой внутригосударственного и межгосударственного созидания и гармонии. Участие всех вышеперечисленных организаций в разрешении межнациональных противоречий, как показывает практика, во многих ситуациях оказывается более эффективным, чем деятельность органов государственной власти. Однако поддержка со стороны органов государственной власти делает данные организации еще более эффективными, и одним из наиболее явных проявлений этой поддержки может стать строительство «Парка национальных структур».

Некоторые исследователи считают, что «разгосударствление» национальной политики способствует более активному включению в переговорный процесс институтов гражданского общества [3]. В современной России представители диаспор и национально-культурных автономий играют ключевую роль в процессе урегулирования бытовых конфликтов, которые периодически возникают в разных регионах страны и могут при отсутствии должного внимания со стороны власти и гражданского общества перерасти в межнациональные конфликты. «Парк национальных культур» способен стать идейным мотиватором и реальным штаб-офисом авторитетных представителей диаспор и национально-культурных автономий. Более того, созидательный потенциал «Парка национальных культур» может максимально раскрыться в создании на его территории культурно-туристических представительств иностранных государств, что придаст особенно значимый интернациональный статус этому проекту и будет способствовать развитию

культурного имиджа России в целом, усилению роли нашего государства в новейшей истории как глобального миротворца.

Таким образом, мы можем констатировать, что реализация проекта по строительству «Парка национальных культур» как фактора поддержки института народной дипломатии приобретает особенную актуальность в современном мире, более того, становится одним из важнейших инструментов урегулирования межнациональных и межконфессиональных противоречий. Эффективность народной дипломатии обусловлена активным использованием традиционных методов медиации; привлечением авторитетных посредников, находящихся «вне политики» и способных примирить противоборствующие стороны; участием гражданского общества, в том числе неправительственных организаций - национально-культурных автономий, диаспор, обществ дружбы народов. Народная дипломатия, выводя процесс урегулирования конфликта в неформальную плоскость, позволяет преодолеть определенные издержки государственной национальной политики. Патронаж со стороны государства этой общественной институции, внимание и забота, проявленные в виде реализации масштабного социального проекта - «Парка национальных культур», способны стать зримым и весомым проявлением той самой «национальной идеи России», «духовной миссии России», в которой заключена суть российской цивилизации как цивилизации мира и согласия.

Пристатейный библиографический список

1. Алиев А.К., Юсупова Г.И. Миротворчество и народная дипломатия на Северном Кавказе. Махачкала, 2002.

2. Гаджиев М.М. Традиционные механизмы разрешения этнополитических конфликтов в Республике Дагестан в современных условиях // Общество: политика, экономика, право. 2016. № 3. С. 59-62.

3. Керни Р. Диалоги о Европе. М., 2002.

4. Лубский А.В., Бедрик А.В., Сериков А.В. Социальный институт диаспоры в контексте обеспечения национальной безопасности России // Гуманитарий Юга России. 2016. Т. 21. № 5. C. 63-73.

5. Медведева Т.И. Гражданская (народная) дипломатия и её роль в российско-японском политическом диалоге: автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2007.

6. Мусаева А.Г. Примирительное правосудие у народов Дагестана // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http:// www.science-education.ru/ru/article/view?id=17095.

7. Невская Т.А. Народная дипломатия народов Северного Кавказа в первой четверти ХХ в. как фактор разрешения этнических и социальных конфликтов //

eurasian

> 2 (27) 2017 <

advocacy

Дипломатия: исгорико-психологические аспекты. СПб.,2012.

8. Смирнов А.Н. Этнополитические процессы на Северном Кавказе: особенности и основные тенденции. М.: ИМЭМО РАН, 2001.

9. Умарова З.Я. Проблема толерантного сознания в межнациональных отношениях // Теория и практика общественного развития. 2010. № 2. С. 57-64.

10. Шуренкова С.С. Социокультурный потенциал медиации в регулировании межнациональных конфликтов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Юридические науки. 2016. № 6-7. С. 120-123.

References (transliterated)

1. Aliev A.K., Jusupova G.I. Mirotvorchestvo i narodnaja diplomatija na Severnom Kavkaze. Mahachkala, 2002.

2. Gadzhiev M.M. Tradicionnye mehanizmy razresh-enija jetnopoliticheskih konfliktov v Respublike Dagestan v sovremennyh uslovijah // Obshhestvo: politika, jeko-nomika, pravo. 2016. № 3. S. 59-62.

3. Kerni R. Dialogi o Evrope. M., 2002.

4. Lubskij A.V., Bedrik A.V., Serikov A.V. Social'nyj institut diaspory v kontekste obespechenija national'noj

bezopasnosti Rossii // Gumanitarij Juga Rossii. 2016. T. 21. № 5. C. 63-73.

5. Medvedeva T.I. Grazhdanskaja (narodnaja) diplomatija i ejo rol' v rossijsko-japonskom politicheskom dialoge: avtoref. dis. ... kand. polit. nauk. M., 2007.

6. Musaeva A.G. Primiritel'noe pravosudie u narodov Dagestana // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. 2015. № 1 [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=17095.

7. Nevskaja T.A. Narodnaja diplomatija narodov Severnogo Kavkaza v pervoj chetverti HH v. kak faktor razreshenija jetnicheskih i sodal'nyh konfliktov // Diplo-matija: istoriko-psihologicheskie aspekty. SPb.,2012.

8. Smirnov A.N. Jetnopoliticheskie processy na Sever-nom Kavkaze: osobennosti i osnovnye tendencii. M.: IM-JeMO RAN, 2001.

9. Umarova Z.Ja. Problema tolerantnogo soznanija v mezhnacional'nyh otnoshenijah // Teorija i praktika obsh-hestvennogo razvitija. 2010. № 2. S. 57-64.

10. Shurenkova S.S. Sociokul'turnyj potencial mediacii v regulirovanii mezhnacional'nyh konfliktov // Gumani-tarnye, social'no-jekonomicheskie i obshhestvennye nau-ki. Juridicheskie nauki. 2016. № 6-7. S. 120-123.

EURASIANILEGALIPORTAL

ЕВРАЗИЙСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

наш портал состоит из следующих разделов:

a Законопроекты a Принятые законы a Судебная практика a Пресс-релизы a Юридические статьи a Юридические вузы a Юридическая школа в лицах a Новости a Наши партнеры a Институт законодательства a Бесплатная юридическая консультация

www. eurasialegal. info

целями проекта являются:

1. Создание информативной актуальной научной базы в области права для успешного ориентирования в современном юридическом мире.

2. Свободный обмен теоретическими и практическими знаниями в области права в рамках Содружества Независимых государств (СНГ).

Наша задача заключается в постоянном усовершенствовании портала, предоставлении полной и достоверной информации пользователям, внедрении новых актуальных проектов, интересных юридических источников и привлечении к развитию проекта профессиональных юристов для взаимовыгодного сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.