Научная статья на тему 'Пространство народной дипломатии: туризм'

Пространство народной дипломатии: туризм Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
369
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / НАРОДНАЯ ДИПЛОМАТИЯ / ТУРИЗМ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНФЛИКТЫ / ИМИДЖ СТРАНЫ ЗА РУБЕЖОМ / RUSSIA / NATIONAL DIPLOMACY / TOURISM / INTERNATIONAL CONFLICTS / THE IMAGE OF THE COUNTRY ABROAD

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Можаева Любовь Алексеевна

В статье анализируются основные документы и исследования, посвященные современному туризму. Отмечается, что в эпоху политической турбулентности в мире связанная с туризмом народная дипломатия выходит на первый план, способствует смягчению кризисных явлений, препятствует перерождению этих явлений в открытые вооруженные конфликты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Space of People's Diplomacy: Tourism

The article analyzes the main documents and studies on modern tourism. It is noted that in the era of political turbulence in the world, national diplomacy linked to tourism is coming to the fore, helping to mitigate crisis phenomena, and prevents the transformation of these phenomena into open armed conflicts.

Текст научной работы на тему «Пространство народной дипломатии: туризм»

ОБЗОРЫ. РЕФЕРАТЫ

DOI: 10.31249/rsm/2019.02.17

Л.А. Можаева

ПРОСТРАНСТВО НАРОДНОЙ ДИПЛОМАТИИ: ТУРИЗМ

Аннотация. В статье анализируются основные документы и исследования, посвященные современному туризму. Отмечается, что в эпоху политической турбулентности в мире связанная с туризмом народная дипломатия выходит на первый план, способствует смягчению кризисных явлений, препятствует перерождению этих явлений в открытые вооруженные конфликты.

Ключевые слова: Россия; народная дипломатия; туризм; международные конфликты; имидж страны за рубежом.

Можаева Любовь Алексеевна - кандидат исторических наук, доцент Российского государственного гуманитарного университета, Москва. E-mail: [email protected]

L.A. Mozhaeva. Space of People's Diplomacy: Tourism

Abstract. The article analyzes the main documents and studies on modern tourism. It is noted that in the era of political turbulence in the world, national diplomacy linked to tourism is coming to the fore, helping to mitigate crisis phenomena, and prevents the transformation of these phenomena into open armed conflicts.

Keywords: Russia; national diplomacy; tourism; international conflicts; the image of the country abroad.

Mozhaeva Lyubov Alekseevna - Candidate of Historical Sciences,

Associate Professor of Russian State University

for the Humanities, Moscow. E-mail: [email protected]

Современный период можно считать переломным в международных отношениях. Глобальная турбулентность оказывает влияние на функционирование такой весьма формализованной и ритуализированной сферы, как традиционная дипломатия. Размываются ее стандартные нормы и каноны, что нередко сопровождается высылкой дипломатов и ограничением работы него-

243

сударственных и некоторых государственных структур. Обычным явлением становится политизация многих сторон общественной жизни и деятельности. Обострение отношений ряда крупных стран мира с Россией, характер политического и экономического давления на нее отражают кризис современной мировой системы.

В этой ситуации возрастает значение других рычагов межгосударственного взаимодействия и общения народов, в частности туризма.

Современная идеология туризма строится на ряде международных документов. Так, декларация, принятая Второй Всемирной конференцией по туризму в Маниле (октябрь 1980 г.), Резолюция № 36/41 Генеральной Ассамблеи ООН (ноябрь 1981 г.) характеризуют туризм как важный инструмент стратегии международного развития. Манильская декларация зафиксировала принципиальное положение о мировом туризме как существенном факторе обеспечения мира во всем мире, который способен закладывать моральные и интеллектуальные основы для международного взаимопонимания и сотрудничества. Туризм, согласно Манильской декларации, представляет собой положительный и постоянный фактор содействия взаимному познанию и пониманию между народами, закладывает основы для повышения степени международного уважения и доверия [5].

Генассамблея ООН акцентировала внимание на том факте, что туризм, являясь средством улучшения качества жизни людей, представляет собой мощную силу в борьбе за мир и международное взаимопонимание.

Основополагающие документы международного туризма - Хартия туризма и входящий в нее Кодекс туриста, принятые в 1985 г., - призывают туристскую сферу интенсифицировать контакты с местным населением в целях повышения взаимопонимания и взаимного обогащения. Кодекс ориентирует туристов на поведение, способствующее взаимопониманию и дружеским отношениям между народами, и, соответственно, - делу сохранения мира.

Роль туризма в деле сохранения мира специально обсуждала Международная конференция 1988 г. в Ванкувере (Канада). На ней присутствовали более 500 делегатов, представлявшие 65 стран мира. Конференция приняла итоговый документ «Кредо миролюбивого путешественника». В нем сформулированы важнейшие нормы поведения туристов: разнообразие мира, с которым турист сталкивается в поездках, необходимо воспринимать с благосклонностью и признательностью; следует уважать и защищать природную среду, уважать представителей всех культур и те культурные ценности, с которыми знакомятся туристы, благодарить хозяев за гостеприимство, предлагать руку дружбы всем, с кем встречается турист в путешествиях, поддерживать словами и поступками туристское обслуживание, содействующее достижению взаимопонимания, побуждать других мирно путешествовать по миру [7]. Ванкуверская конференция подтвердила положение о том, что 244

у туризма имеется богатый потенциал для выполнения миссии гаранта мира и безопасности.

Количество исследований, посвященных туризму, в настоящее время неуклонно растет. Современные аналитики подчеркивают, что туризм, напрямую зависящий от степени остроты международных и межнациональных конфликтов и невозможный в зонах политической и военной нестабильности, тесно связан с проблемами международной безопасности. В таком ключе проблему развития туристской отрасли ставят специалисты этой сферы приблизительно с 2010 г. Здесь следует назвать работы Е. Трофимова, Т. Чере-вичко, А. Мищенко, И. Орлова, А. Попова, Г. Никифоровой и А. Мазуренко [8; 9; 10; 16; 17]. Появились и первые диссертационные исследования по данной проблеме [13].

Исследователи отмечают, что публичная дипломатия в традиционном представлении означает комплекс мер, направленных на установление контактов с зарубежными странами, строительство долгосрочных отношений. При этом исследователи подчеркивают, что туризм как инструмент современной публичной дипломатии является открытой сферой, ориентированной, главным образом, на диалог.

По существу туризм дает возможность сформировать глобальное коммуникативное пространство в целях реализации контактов между людьми. Исследователи подчеркивают, что бренд территории посылает своеобразный месседж об открытости данного общества для бизнеса и туризма. Поэтому брендинг туристических территорий, мягко воздействуя на общественное мнение, способствует повышению эффективности народной дипломатии [17, ^ 93]. Отдельные ученые даже вводят термин «туристская дипломатия», понимая под ней инструмент, помогающий государству рассказать миру о себе

[17, ^ 94], определенным образом сформировать общественное мнение.

* * *

Конечно, сфера туризма, как и многие другие сферы современной жизни, сегодня подвергается политизации; такое явление характерно для большинства стран мира. Государственная система внутреннего и международного туризма нацелена не только на отдых и оздоровление людей. Внутренний туризм дает возможность людям более широко и обстоятельно узнать собственную страну, ее регионы с их культурными особенностями.

Международный же туризм, который, в свою очередь, может быть въездным и выездным, служит продвижению позитивного образа государства за рубежом, формирует представления об образе мыслей граждан этого государства, об их политической и культурной жизни, ценностных устремлениях.

Все это применимо и к России. Данные Росстата говорят о том, что в 2017 г. российские туристы совершили 40 млн поездок за границу (на 25% больше, чем в 2016 г.). Наиболее часто они посещали Турцию (более 4 млн выездов). Затем - Абхазию, Финляндию, Казахстан, Украину и Китай. Список завершают Эстония, Польша, Германия, Таиланд, Грузия, Испания и Италия. В 2018 г. Ростуризм планировал увеличение выездного туристического потока на 15-17% [1]. При этом выездной туристический поток за девять месяцев 2018 г., по данным Турстата, превысил соответствующий объем за аналогичный период 2017 г. почти на 2 млн человек [2]. Ассоциация туроператоров России высказала мнение о том, что 2019 год станет рекордным по числу путешественников, въехавших в Россию: планируется встретить в России на 20% больший по объему поток иностранных туристов, т.е. более 30 млн человек [4].

С октября 2011 г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации работает программа «Новое поколение» [12]. В ее рамках осуществляются краткосрочные ознакомительные поездки в Российскую Федерацию молодых представителей политических, общественных, научных и деловых кругов иностранных государств. Программу реализуют Федеральные агентства по делам СНГ и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество). Поездки в Россию знакомят приезжающих с общественно-политической, социально-экономической, научно-образовательной, культурной жизнью в России. Цель организации таких поездок состоит, в частности, в том, чтобы по их итогам подготовить предложения по сотрудничеству (прежде всего, по сотрудничеству туристическому) России с государствами, которые представляют туристы.

Богатым и весьма плодотворным для развития сферы туризма в осуществлении программы стал 2015 год. В октябре в Москве состоялся Форум путешественников. Для участия в нем прибыли специалисты в области менеджмента, сервиса и туризма из Австрии, Армении, Германии, Италии, Канады, Китая, Франции, Южной Африки. В старинном здании Института географии РАН прошла конференция, посвященная деятельности выдающегося немецкого и русского ученого и путешественника Петера Палласа (1741-1811). Иностранные гости поделились на ней нестандартными идеями и проектами, связанными с Россией. Молодой австрийский спортсмен Михаэль Шрассер рассказал о совершенном им с товарищами в 2013 г. рекордном велопробеге от Москвы до Владивостока, в ходе которого они преодолели более 10 000 км. Он поделился планами о намерении совершить велопробег от Каира до Кейптауна и установить новый мировой рекорд.

В ноябре 2015 г. в Москве в рамках программы «Новое поколение» прошел XVII Конгресс Европейской федерации ассоциаций туристических гидов (создана в 1986 г.). Для участия в его работе приехали молодые гиды из 246

Франции, Германии, Австрии, Кипра, Ирана, Грузии, Армении и других стран. В работе конгресса участвовали более 200 представителей из 28 стран мира. 100 человек представляли 17 регионов Российской Федерации и стран СНГ. Это мероприятие было направлено на максимальную реализацию профессиональных ожиданий участников проекта при тесном взаимодействии со специалистами - партнерами из конкретных областей. Помимо официальной программы (пленарных заседаний, панельных дискуссий, семинаров, мастер-классов, воркшопов и тематических конференций) были проведены экскурсии, которые дали возможность делегатам познакомиться с туристическими возможностями столицы. Превратившись на некоторое время из гидов в туристов, делегаты побывали в Московском Кремле, на Красной площади, в Третьяковской галерее, Троице-Сергиевой Лавре, посетили Музей космонавтики, познакомились с архитектурой московского метро. Постигая историю и культуру России, участники организовали интерактивный мастер-класс методом глубокого погружения в русскую классическую живопись XIX в. Они воспроизводили в лицах сюжеты таких выдающихся полотен, как «Три богатыря» В. Васнецова, «Боярыня Морозова» И. Сурикова, «Иван Грозный и сын его Иван» И. Репина.

Обсуждая проблему совершенствования системы туристско-экскурсион-ного обслуживания на состоявшейся тогда же международной конференции, гиды и экскурсоводы разных стран рассмотрели вопросы организации работы ассоциации гидов в различных государствах, сформировали программы повышения квалификации и переподготовки специалистов в этой области. Были внесены предложения о совершенствовании законодательства стран в отношении регламентации работы гидов, в том числе и в случае их работы в экстремальных ситуациях. Молодые гиды - участники программы высоко оценили поездку в Россию. По их словам, как туристам им удалось многое понять в российской жизни. Как профессионалы они смогли подняться на новые ступени мастерства, получив новые знания и обменявшись опытом с коллегами. Участники встречи отметили сильное воздействие на них российского культурно-исторического наследия и стремление использовать приобретенные знания в работе при организации туров из их стран в Российскую Федерацию [11].

Периодический характер в рамках программы «Новое поколение» приобрели поездки молодых специалистов различных сфер деятельности именно с туристическими целями. Так, в конце лета 2017 г. группа молодых иностранных гостей посетила города Золотого кольца России. Они смогли изнутри посмотреть жизнь людей в Российской Федерации и составить свое представление о стране. В ноябре 2017 г. более 70 участников программы «Новое поколение» из государств СНГ, Абхазии, Южной Осетии, Германии, Швеции, Вьетнама в ходе туристической поездки в Россию познакомились

с культурными достопримечательностями Москвы и Владимира. В этом культурно-ознакомительном путешествии участвовали молодые активисты, журналисты, преподаватели и другие работники сферы образования [15].

Формированию положительного имиджа России на мировой арене способствует и современный агротуризм в Россию [14]. Перспективными представляются и идеи развития отечественного медицинского туризма.

Однако исследователи, изучающие туризм как общественный и политический феномен, сталкиваются не только с его позитивными, но и с негативными последствиями. Такого рода последствия наблюдаются, в частности, в вопросе о туристических связях России и Китая. В 1994 г. между этими странами было подписано соглашение о культурном сотрудничестве, актуальное до сего дня.

С одной стороны, туристический поток из Китая является одним из самых мощных, проявляющим тенденцию к постоянному росту. По данным, приведенным на VI Саммите Российско-Китайского туристического форума в Москве (март 2018 г.) главой дипломатического представительства Государственного управления туризма КНР в Москве госпожой Ван Сяося и заместителем руководителя российского Федерального агентства по туризму Н. Королёвым, взаимный турпоток между РФ и Китаем составляет почти 4 млн человек [3].

Однако в вопросе о туризме китайских граждан в Россию проявились и сложности: под видом развития туристической отрасли стала разрастаться нелегальная китайская миграция на российский Дальний Восток. В связи с этим министр иностранных дел России С.В. Лавров заявил о необходимости пересмотреть ряд соглашений, допускающих безвизовый въезд для туристов из Китая [6, с. 401].

Впрочем, проблемы с турпотоком из Китая - это скорее исключение, чем правило. Огромные возможности туризма, в том числе и возможности политические, осознаются руководством страны: в 2014 г. утверждена Стратегия развития туризма до 2020 г.; в настоящий момент разрабатывается аналогичная Стратегия - до 2035 г. В условиях кризиса мировой политической системы туризм является важным связующим звеном между государствами, способствует - посредством контактов рядовых граждан - смягчению кризисных явлений, препятствует перерождению этих явлений в открытые вооруженные конфликты.

Библиография

1. Игнатова О. Российские туристы побывали за границей в прошлом году 40 млн раз // Российская газета. 2018. 16 марта. URL: https://rg.ru/2018/03/16/rossijskie-turisty-pobyvali-za-granicej-v-proshlom-godu-40-mln-raz.html (Дата обращения: 20.02.2019.)

2. Итоги VI Саммита Российско-Китайского туристического форума в Москве // Profi+тTravel. 2018. 16 марта. URL: http://profi.travel/news/33918/details (Дата обращения: 20.02.2019.)

3. Итоги выездного туризма в России в 2018 // ТурСтат. 2019. 20 февр. URL: http://turstat. com/outboundtravelrussia9month2018 (Дата обращения: 20.02.2019.)

4. Количество иностранных туристов в России в 2019 году превысит 30 млн // Ведомости. 2018. 18 июля. URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2018/07/18/775848-ino-strannih-turistov (Дата обращения: 20.02.2019.)

5. Манильская декларация по мировому туризму (Извлечения). Принята Всемирной конференцией по туризму, проходившей в Маниле (Филиппины) с 27 сентября по 10 октября 1980 года // Российский союз туриндустрии. Официальный сайт. URL: http://www.rostourunion. ru/proekty_v_rst/megdunarodnye_pravovye_akty/manil_skaya_deklaraciya_po_mirovomu_turizmu_i zvlecheniya.html (Дата обращения: 20.02.2019.)

6. Матвиенко В.В. Народная (общественная) дипломатия в китайско-российских отношениях // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2010. № 8. С. 400-403.

7. Международный туризм // Индустрия туризма. Информационный сайт. URL: http:// tur.portal-1.ru/mejdunartur.html (Дата обращения: 20.02.2019.)

8. Мгщенко А.Г. Туризм як бизнес, народна дипломапя i наука // Економжа. Менеджмент. Бiзнес. 2016. № 1. С. 48-53.

9. Никифорова Г. Ю., Мазуренко А.В. Брендинг и публичная дипломатия как факторы устойчивого развития территории в условиях глобализации // Проблемы современной экономики. 2013. № 2 (46). С. 187-189.

10. Орлов И.Б., Попов А.Д. Сквозь «железный занавес». Руссо туристо. Советский выездной туризм, 1955-1991. М.: Высшая школа экономики, 2016. 351 с.

11. Отчет о проведении XVII Конгресса FEG: Информационное письмо от 04.12.2015 // Ассоциация гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров: Официальный сайт. URL: http://www.agipe.ru/docs/?ELEMENT_ID=959 (Дата обращения: 20.02.2019.)

12. Программа «Новое поколение» // Россотрудничество: Официальный сайт. URL: http:// rs.gov.ru/ru/activities/4/projects/23 (Дата обращения: 20.02.2019.)

13. Савельев Н.С. Международный туризм и народная дипломатия в середине 1950-х -конце 1970-х годов. (На примере Новгородской обл.). Дис... канд. истор. наук: 07.00.02. СПб.: СПбИИ РАН, 2017. 284 с.

14. Сельский туризм - это общественная дипломатия // Rata: ежедневная электронная газета Российского союза туриндустрии. 2009. 21 мая. URL: http://www.ratanews.ru/news/news_ 21052009_5.stm (Дата обращения: 20.02.2019.)

15. Субоч Д. Делегаты «Нового поколения» оценили туристический потенциал России // Международная жизнь. 2017. 13 ноября. URL: https://interaffairs.ru/news/show/18744 (Дата обращения: 20.02.2019.)

16. Трофимов Е.П. Туризм как бизнес и народная дипломатия // Международная жизнь. 2010. № 2. URL: https://interaffairs.ru/jauthor/material/191 (Дата обращения: 20.02.2019.)

17. Черевичко Т.В. Туризм как инструмент публичной дипломатии // Известия Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. 2014. Сер. История. Международные отношения. Вып. 4. С. 93-95.

References

Cherevichko T.V. Turizm kak instrument publichnoj diplomatii // Izvestija Saratovskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.G. Chernyshevskogo. 2014. Ser. Istorija. Mezhdunarodnye otnoshenija. Is. 4. P. 93-95.

Ignatova O. Rossijskie turisty pobyvali za granicej v proshlom godu 40 mln raz // Rossijskaja gazeta. 2018. March 16. URL: https://rg.ru/2018/03/16/rossijskie-turisty-pobyvali-za-granicej-v-proshlom-godu-40-mln-raz.html (Data obrashhenija: 20.02.2019.)

Itogi VI Sammita Rossijsko-Kitajskogo turisticheskogo foruma v Moskve // Profi+Travel. 2018. March 16. URL: http://profi.travel/news/33918/details (Data obrashhenija: 20.02.2019.)

Itogi vyezdnogo turizma v Rossii v 2018 // TurStat. 2019. Feb. 20. URL: http://turstat.com/ outboundtravelrussia9month2018 (Data obrashhenija: 20.02.2019.)

Kolichestvo inostrannyh turistov v Rossii v 2019 godu prevysit 30 mln // Vedomosti. 2018. July 18. URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2018/07/18/775848-inostrannih-turistov (Data obrashhenija: 20.02.2019.)

Manil'skaja deklaracija po mirovomu turizmu (Izvlechenija). Prinjata Vsemirnoj konferenciej po turizmu, prohodivshej v Manile (Filippiny) s 27 sentjabrja po 10 oktjabrja 1980 goda // Rossijskij sojuz turindustrii. Official Website. URL: http://www.rostourunion.ru/proekty_v_rst/megdunarodnye_ pravovye_akty/manil_skaya_deklaraciya_po_mirovomu_turizmu_izvlecheniya.html (Data obrashhenija: 20.02.2019.)

Matvienko V.V. Narodnaja (obshhestvennaja) diplomatija v kitajsko-rossijskih otnoshenijah // Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2010. N 8. P. 400-403.

Mezhdunarodnyj turizm // Industrija turizma. Informacionnyj sajt. URL: http://tur.portal-1.ru/ mejdunartur.html (Data obrashhenija: 20.02.2019.)

Mishhenko A.G. Turizm jak biznes, narodna diplomatija i nauka // Ekonomika. Menedzhment. Biznes. 2016. N 1. P. 48-53.

Nikiforova G. Ju., Mazurenko A.V. Brending i publichnaja diplomatija kak faktory ustojchivogo razvitija territorii v uslovijah globalizacii // Problemy sovremennoj jekonomiki. 2013. N 2 (46). P. 187-189.

Orlov I.B., Popov A.D. Skvoz' «zheleznyj zanaves». Russo turisto. Sovetskij vyezdnoj turizm, 1955-1991. M.: Vysshaja shkola jekonomiki, 2016. 351 p.

Otchet o provedenii XVII Kongressa FEG: Informacionnoe pis'mo ot 04.12.2015 // Associacija gidov-perevodchikov, jekskursovodov i turmenedzherov: Official Website. URL: http://www.agipe. ru/docs/?ELEMENT_ID=959 (Data obrashhenija: 20.02.2019.)

Programma «Novoe pokolenie» // Rossotrudnichestvo: Official Website. URL: http://rs.gov.ru/ ru/activities/4/projects/23 (Data obrashhenija: 20.02.2019.)

Savel'ev N.S. Mezhdunarodnyj turizm i narodnaja diplomatija v seredine 1950-h - konce 1970-h godov. (Na primere Novgorodskoj obl.). Dis... kand. istor. nauk: 07.00.02. Saint Petersburg: SPbII RAN, 2017. 284 p.

Sel'skij turizm - jeto obshhestvennaja diplomatija // Rata: ezhednevnaja jelektronnaja gazeta Rossijskogo sojuza turindustrii. 2009. May 21. URL: http://www.ratanews.ru/news/news_ 21052009_5.stm (Data obrashhenija: 20.02.2019.)

Suboch D. Delegaty «Novogo pokolenija» ocenili turisticheskij potencial Rossii // Mezhdu-narodnaja zhizn'. 2017. Nov. 13. URL: https://interaffairs.ru/news/show/18744 (Data obrashhenija: 20.02.2019.)

Trofimov E.P. Turizm kak biznes i narodnaja diplomatija // Mezhdunarodnaja zhizn'. 2010. N 2. URL: https://interaffairs.ru/jauthor/material/191 (Data obrashhenija: 20.02.2019.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.