Научная статья на тему 'Музеи Казани на рынке «красного туризма»'

Музеи Казани на рынке «красного туризма» Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
643
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музей / «красный туризм» / Россия / Китай / туристические ресурсы / маршрут / коммунистическое наследие / В.И. Ленин / экскурсия / museum / "Red Tourism" / Russia / China / tourism routes / tourism resources / the communist legacy / V.I. Lenin / excursion

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Тимофеева Людмила Сергеевна, Тимофеева Елена Рафаиловна, Яруллина Сирена Рафаэлевна

В последние годы в российском туризме сложилась достаточно сложная ситуация. Санкционные меры, нестабильный валютный курс привели к заметному снижению уровня выездного и въездного туризма в России. Необходимо искать новые туристические рынки, определять новых партнёров. Китай обладает в настоящее время быстрорастущим и весьма ёмким туристическим рынком. Одним из наиболее перспективных направлений может стать формирование в России маршрутов «красного туризма». Первоначально он развивался как посещение китайцами мест боевой и революционной славы внутри страны, укрепление с помощью туризма коммунистической идеологии среди населения. В 2010-е гг. «красный туризм» приобрёл международный характер. В маршруты «красного туризма» китайские туроператоры стали включать и зарубежье, в первую очередь, Россию, Вьетнам и Северную Корею. В России возник ряд маршрутов, в рамках которых китайские туристы путешествовали по местам, связанным с революционным движением и победами социализма в СССР. Важными туристическими ресурсами на этих маршрутах стали мемориальные и иные музеи. Казань является одним из городов, входящих в эти маршруты. В статье рассматривается степень изученности «красного туризма», различные подходы к ней. Изучаются музеи Казани, которые являются главными объектами показа – музей В.И. Ленина, музей истории Казанского университета, музей социалистического быта. Выявляются ресурсы, которыми располагают эти музеи, и влияние «красного туризма» на их экскурсионную и методическую деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Тимофеева Людмила Сергеевна, Тимофеева Елена Рафаиловна, Яруллина Сирена Рафаэлевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KAZAN MUSEUMS ON THE "RED TOURISM" MARKET

In recent years, the Russian tourism experiences some difficulties. Sanctions measures, exchange rate instability have led to a marked reduction in outbound and inbound tourism. It is necessary to look for new tourist markets, identify new partners. China has currently the fastest growing and highly receptive tourism market. One of the most promising areas may be the creation of routes for ";Red Tourism" in Russia. It was originally developed as a visiting by Chinese places of revolutionary and military glory in the country, and as a strengthening communist ideology among the population through tourism. In 2010-ies ";Red tourism" has acquired an international character. Chinese tour operators begun to include foreign countries in ";Red tourism" routes, such as Russia, Vietnam and North Korea. In Russia a number of routes were appeared, through which Chinese tourists traveled to the places associated with the revolutionary movement and the victory of socialism in the USSR. Memorial and other museums have become important tourism resources on these routes. Kazan is one of the cities included in these routes. The article discusses about the level of scrutiny of ";Red Tourism", different approaches to it. The authors study Kazan museums, which are the prime attractions, namely V.I. Lenin Museum, Kazan University History Museum, Soviet lifestyle Museum. The article reveals resources of these museums, and the influences of ";Red Tourism" on their excursion and methodical activity.

Текст научной работы на тему «Музеи Казани на рынке «красного туризма»»

УДК 069.338.48 DOI: 10.24411/1995-042X-2018-10108

ТИМОФЕЕВА Людмила Сергеевна

Казанский (Приволжский) Федеральный университет (г. Казань, Респ. Татарстан, РФ);

кандидат исторических наук, доцент; e-mail: [email protected]; ТИМОФЕЕВА Елена Рафаиловна

Казанский (Приволжский) Федеральный университет (г. Казань, Респ. Татарстан, РФ);

магистрант; e-mai: [email protected];

ЯРУЛЛИНА Сирена Рафаэлевна

Казанский (Приволжский) Федеральный университет (г. Казань, Респ. Татарстан, РФ);

магистрант; e-mail: [email protected]

Музеи Казани на рынке «красного туризма»

В последние годы в российском туризме сложилась достаточно сложная ситуация. Санкционные меры, нестабильный валютный курс привели к заметному снижению уровня выездного и въездного туризма в России. Необходимо искать новые туристические рынки, определять новых партнёров. Китай обладает в настоящее время быстрорастущим и весьма ёмким туристическим рынком. Одним из наиболее перспективных направлений может стать формирование в России маршрутов «красного туризма». Первоначально он развивался как посещение китайцами мест боевой и революционной славы внутри страны, укрепление с помощью туризма коммунистической идеологии среди населения. В 2010-е гг. «красный туризм» приобрёл международный характер. В маршруты «красного туризма» китайские туроператоры стали включать и зарубежье, в первую очередь, Россию, Вьетнам и Северную Корею. В России возник ряд маршрутов, в рамках которых китайские туристы путешествовали по местам, связанным с революционным движением и победами социализма в СССР. Важными туристическими ресурсами на этих маршрутах стали мемориальные и иные музеи. Казань является одним из городов, входящих в эти маршруты. В статье рассматривается степень изученности «красного туризма», различные подходы к ней. Изучаются музеи Казани, которые являются главными объектами показа - музей В.И. Ленина, музей истории Казанского университета, музей социалистического быта. Выявляются ресурсы, которыми располагают эти музеи, и влияние «красного туризма» на их экскурсионную и методическую деятельность.

Ключевые слова:

музей, «красный туризм», Россия, Китай, туристические ресурсы, маршрут, коммунистическое наследие, В.И. Ленин, экскурсия

Введение. Политическая ситуация, сложившаяся в мире в последние годы, привела к серьёзным изменениям в экономической сфере, в том числе и в туризме. Меняются приоритеты туристов, возникают новые моти-

вации, влияющие на выбор маршрутов поездок. Российский туристический бизнес вынужден серьёзно менять ориентиры, находить новых партнёров, развивать внутренний рынок. В последние годы все большее число ки-

тайских туристов путешествует, осваивая все новые туристические регионы. Так, в 2016 г. 135 млн. граждан КНР совершили зарубежные поездки1. Наиболее часто они путешествуют в Европу и страны АСЕАН, принося тем самым значительные доходы в бюджеты этих государств.

Большой интерес китайцы проявляют и к поездкам в Россию. В 2016 г. Россию посетило около 1,3 млн китайских туристов - на 40% больше, чем годом ранее. Об этом заявил сопредседатель Российско-китайского комитета дружбы, мира, развития Борис Титов, выступая на V Российско-китайском туристическом форуме2. Истоки этого интереса во многом кроются в тех ностальгических чувствах, которые испытывают представители старшего поколения китайских туристов к историческому прошлому России. Речь идёт, прежде всего, о коммунистическом прошлом. Этот фактор сыграл важную роль в процессе включения туристических объектов России в маршруты «красного туризма».

Цель статьи - состоит в выявлении возможностей, которые открываются как перед музеями, развивающими «красный туризм» на своих площадках, так и перед туристическими фирмами, развивающими эту форму туризма в России. Для достижения цели требуется решить ряд важных задач. Прежде всего, необходимо уточнить содержание дефиниции «красный туризм», для чего проследить историю возникновения и развития этой формы туризма и степень её изученности в литературе. Следует изучить маршруты «красного туризма» в Европейской России и уяснить место, которое занимают на них музейные объекты. Наконец, требуется оценить ресурсы, которыми располагают казанские му-

1 Что способствует росту китайского турпотока в Россию? URL: http://www.atorus.ru/news/press-centre/new/38865.html (Дата обращения: 25.01. 2018).

2 Титов Б. Выступление на V Российско-китайском туристическом форуме. URL: https://rns.online/consumer-market/Potok-turistov-iz-Kitaya-v-Rossiyu-v-2016-godu-viros-na-40--2017-03-10/ (Дата обращения: 25.01.2018).

зеи для привлечения «красных туристов» из Китая.

Объект исследования - маршруты «красного туризма» в России.

Предмет и следования - потенциал казанских музеев на этих маршрутах и степень его использования.

Определение дефиниции «красный туризм»

Официально термин «красный туризм» появился в Китае в 2004 г. Первоначально «красный туризм» развивался как посещение китайцами мест боевой и революционной славы внутри страны. Эта форма туризма возникла по инициативе правительства с целью укрепления коммунистической идеологии и сохранения революционных традиций китайского народа. В том же году Государственным советом и Комитетом Коммунистической партии Китая была принята «Национальная программа развития красного туризма 2004-2010 гг.». В ней были представлены более 100 объектов революционного движения, которые должны были использоваться в 30 маршрутах по 12 основным регионам «красного туризма». Согласно этой программе, «красный туризм» определялся как тематическая туристическая деятельность, обучение, осмотр достопримечательностей и ностальгия в местах коммунистического наследия [9].

По мнению К.К. Караба (Caraba C.C.) понятие «красный туризм» в Китае охватывает в основном (если не только) посещение мест, где рождались разные коммунистические лидеры и герои, связанные с китайской коммунистической революцией [9]. Его основной целью является изучение истории Коммунистической партии в период между созданием китайской Коммунистической партии (1921 г.) и провозглашением в 1940 г. Китайской Народной Республики. На первый план была поставлена задача укрепления с помощью туризма коммунистической идеологии, воспитания преданности Коммунистической партии Китая и патриотизма.

Не менее важен и другой аспект развития «красного туризма». Большинство объек-

Музеи Казани на рынке «красного туризма»

тов «красного наследия» расположены в наиболее бедных, внутренних провинциях Китая, где в период революционной борьбы у Коммунистической партии было больше сторонников. И в настоящее время «красный туризм» должен способствовать экономическому развитию этих территорий за счёт улучшения инфраструктуры, привлечения дополнительных инвестиций, возникновения новых источников прибыли и повышения уровня жизни местного населения.

Постепенно «красные туры» стали одним из главных направлений внутреннего туризма в Китае, в рамках которого происходит в настоящее время более 700 млн поездок в год. Позже в маршруты «красного туризма» китайские туроператоры стали включать и зарубежье, в первую очередь, Россию, Вьетнам и Северную Корею, то есть те страны, в истории которых вписана коммунистическая страница.

Публикации, посвящённые данной форме туризма, появились сначала в англоязычной туристике. Число их быстро растёт, и уже возможно выделить несколько направлений исследований. Одно из них - изучение ярко выраженной тенденции роста числа китайских туристов в Европе, экономические и социальные аспекты этого явления. «Красный туризм» рассматривается как часть туристического потока из Китая [11]. В другом направлении -внимание сосредоточено на мотивации путешественников. В рамках этого направления «красный туризм» рассматривается как новая форма туризма. Авторы подчёркивают политическую составляющую в развитии подобных маршрутов, отмечают факторы, объясняющие поддержку «красного туризма» со стороны властей Китая [9; 10].

Характерно, что в ряде подобных публикаций проводится сопоставление «красного туризма» и туризма коммунистического наследия, все более популярного в Европе с начала 1990-х гг. Отмечается, что интерпретация коммунистического наследия в рамках этих двух направлений коренным образом

отличается. В «Красном туризме» объекты такого наследия являются базой для формирования патриотизма и усиления идеологического влияния Коммунистической партии. В туризме коммунистического наследия акцент делается на изначально негативном отношении к коммунистическому прошлому [9; 13]. Объекты наследия интерпретируются и преподносятся именно с такой позиции.

Активно изучают развитие китайско-российского туризма и китайские туристологи. Исследования «красного туризма», проведённые за последние 8-10 лет, сфокусированы, в первую очередь, на стратегиях разработки и маркетинга «красных» достопримечательностей в разных китайских провинциях [12]. Особо следует выделить публикации, где рассматривается ситуация в приграничном туризме, туристические ресурсы отдельных китайских провинций [2; 8].

Российские исследователи лишь в последние годы начали серьёзно изучать тенденции развития российско-китайского туризма. В частности, изучается роль «красного туризма» в увеличении туристического потока в Россию и его влияние на экономику в целом и различные стороны туристической деятельности. Так, в статье Е.А. Джанджугазовой рассматриваются экономические аспекты «красного туризма». Автор отмечает, что следствием динамичного развития китайской экономики стали социальные изменения. В обществе «нового потребления», которое уже стало в Китае реалией, стремление путешествовать охватило миллионы людей. Происходит изменение акцентов туристской мотивации от шопинга к экскурсионно-познавательному, экологическому и рекреационному туризму, что, несомненно, говорит о растущей зрелости туристской мотивации китайцев. Эти изменения ставят новые задачи перед принимающими китайских туристов странами и, в том числе, перед Россией [3].

Тенденции развития туризма в Китае, который выступил инициатором создания международных маршрутов «красного туриз-

ма», история формирования маршрутов в России изучаются в статье И.Ю. Соломиной [7]. Ведётся и анализ туристических ресурсов, способных стать объектами маршрутов «красного туризма», возможности расширения круга этих объектов [1; 5]. Ещё одним предметом исследования стала специфика поведения китайских туристов, отличающаяся от европейских стандартов и риски, которые возникают при работе с ними [4]. Изучаются и перспективы развития приграничного туризма, совместная деятельность отдельных субъектов Российской Федерации и КНР в этом направлении [6].

Анализ публикаций позволяет говорить о том, что интересы организаторов маршрутов «красного туризма» в России охватывают достаточно широкий круг туристических ресурсов. Во-первых, это объекты, связанные с личностью В.И. Ленина и других видных большевиков. Во-вторых, это свидетельства успешного строительства социализма в СССР, героизма его участников. В-третьих, живой интерес китайцев вызывают судьбы их соотечественников-коммунистов в СССР и связанные с этим мемориальные места. Отсюда необходимость изучения ресурсной базы «красного туризма», выявления новых объектов, которые могут быть использованы в нем. Музеи, где собраны свидетельства истории советского периода, представлены мемориальные материалы, являются важнейшим ресурсом «красного туризма». Однако публикаций российских авторов, где бы исследовались возможности музеев в этой сфере, пока нет. Это и объясняет актуальность данной статьи.

Нормативно-правовая база развития «красного туризма» в России

Интерес российских исследователей к «красному туризму» не случаен. Контакты в сфере туризма между Россией и Китаем возникли достаточно давно. Активное межгосударственное взаимодействие в сфере туризма началось с подписания Соглашения между Правительством РФ и Правительством КНР о сотрудничестве в области туризма в ноябре 1993 г. Большую роль в динамичном развитии

туризма сыграли также межправительственные Соглашения между РФ и КНР «О безвизовых групповых туристических поездках», подписанные в 1993 и 2000 гг.

Как уже было сказано, в 2010-е гг. «красный туризм» обретает международный характер. В маршруты «красного туризма» китайские туроператоры стали включать и зарубежье. Применительно к России, это было связано с общим коммунистическим прошлым и достаточно высоким интересом китайских туристов к нашей стране. Имя Ленина является мифологемой для китайцев, оно играет значимую роль в пропагандистской деятельности. Поэтому «красные маршруты», проходящие по России, определяются, в первую очередь, местонахождением объектов, в советское время называемых «ленинскими местами».

В 2006 г. были внесены изменения в Соглашение 2000 г., которые несколько изменили требования к туроператорам, организующим туры в рамках безвизового туризма. Кроме того, сократился срок пребывания туристов [6]. В рамках этого соглашения туристические группы из Китая, в составе которых было пять и более человек, могли находиться в России в течение 15 дней без оформления визы.

В марте 2007 г. был принят Меморандум о сотрудничестве между некоммерческим партнёрством «Объединение международной интеграции в туризме «Мир без границ» и Китайской ассоциацией туристских компаний.

«Путешествие в Россию считается политически корректным», - заявил Вольфганг Арльт, директор Китайского научно-исследовательского института выездного туризма. Немаловажна и ситуация, складывающаяся в последние годы Европе в связи с притоком мигрантов, опасность терактов, тревожащая китайских туристов. Россия в этой ситуации рассматривается как один из самых безопасных вариантов. Эти факторы приводят к постепенной переориентации туристической инфраструктуры ряда регионов России на гос-

Музеи Казани на рынке «красного туризма»

тей из Китая3.

О ежегодном росте числа туристских прибытий из Китая свидетельствуют следующие цифры. За 9 месяцев 2017 г. число китайских туристов, посетивших Россию, составило 1243000 чел. По сравнению с аналогичным показателем 2016 г. -1072585 чел.- прирост составил 16 %4.

Поездки по регионам России, связанным с военно-историческим туризмом, начали практиковаться с 2013 г. Тогда состоялось несколько встреч представителей Ростуризма и Главного управления по туризму КНР. Были намечены места исторического наследия, связанные с деятельностью лидеров КПСС и КПК, которые должны были стать основой «красных маршрутов» в России. Во встречах принимали участие представители региональных туристических структур из Ульяновска и Татарстана, где находится ряд объектов коммунистического наследия. В том же году из Харбина открылся новый туристический маршрут, включающий посещение Екатеринбурга, Москвы и Санкт-Петербурга. Новый маршрут был совместно разработан Харбинским международным турагентством «Ханкуншицзи» и российской авиакомпанией «Уральские авиалинии». Он был ориентирован на туристов в возрасте от 55 лет, которые воспринимают Россию, как родину социализма, и поэтому его назвали «Путешествуя, вспоминаю прошлое».

Проект культурно-познавательного гранд-тура «Красный маршрут» начал активно разрабатываться после выхода распоряжения Президента РФ В. Путина «О молодёжных обменах между РФ и КНР в 2014-2015 годах»5. В ноябре 2013 г. проект «Красный маршрут»

3 «Красный туризм» привлекает китайцев в Россию. URL: http://www.vestifinance.ru/articles/77010 (Дата обращения 25.01.2018).

4 Официальный сайт Федерального агентства по туризму. URL: https://www.russiatourism.ru/content/8/ (Дата обращения 25.01.2018).

5 Распоряжение Президента РФ В. Путина «О молодёжных обменах между РФ и КНР в 2014-2015 годах». URL: http://docs.cntd.ru/document/499069699 (Дата обращения: 25.01.2018).

был презентован делегации КНР по делам туризма во главе с Шао Цивэем и руководителю Федерального агентства по туризму А. Радь-кову. Китайские партнёры назвали этот проект «ключевой составляющей дальнейшего взаимодействия России и Китая» в сфере туризма. В 2015 г. был подписан ещё ряд важных двухсторонних документов. Это был Меморандум о взаимопонимании между Федеральным агентством по туризму и Государственным управлением КНР по делам туризма о сотрудничестве в области развития военно-исторического («красного») туризма. Кроме того, развивая региональное сотрудничество, власти Ульяновска подписали ряд соглашений с провинциям Китая и г. Чанша [7]. К этому моменту определился круг административно-территориальных субъектов Европейской России, задействованных в развитии «красного туризма». В их число вошли Москва, Санкт-Петербург, Ульяновск, Казань, Самара, Пермь.

Развитие «красного туризма» в Европейской России

Наибольшие возможности здесь открывались у тех городов, где было прямое авиационное сообщение с Китаем. Помимо части названных выше городов, это приграничные с Китаем территории, а также Екатеринбург и Новосибирск. В рамках российских «красных маршрутов» гостям из Китая наиболее часто предлагают посетить мавзолей Ленина в Москве, мемориальный музей-заповедник «Горки Ленинские» в Подмосковье, историко-мемориальный музей «Смольный» в Петербурге, музей истории Казанского университета, где учился В.И. Ленин, мемориал В.И. Ленина в Ульяновске, подземный музей «Бункер Сталина» в Самаре. Участие этих музеев в маршрутах «красного туризма» позволяет освоить новый туристический сегмент музейной аудитории, использовать те ресурсы, которые в постсоветское время оказались невостребованными.

Развитие российско-китайского туризма во многом связано с деятельностью туристической ассоциации «Мир без границ», обра-

зованной в 2002 г. и занимающейся продвижением российского национального туристского продукта на международном рынке. Это профессиональное объединение в сфере российско-китайского туризма, в которое входят свыше 170 компаний и организаций, работающих на китайском направлении.

В Европейской России «Красный маршрут» чаще всего включает в себя посещение Москвы, Санкт-Петербурга, Казани и Ульяновска. Если Москва и Петербург известны китайским туристам уже давно, то Казань и Ульяновск пока менее востребованы у китайских туроператоров. Инициатором создания «Красного маршрута» явились представители туристических структур Ульяновска. В 2014 г. проект получил всероссийскую туристскую премию «Маршрут года» в номинации «Лучшая идея туристического маршрута». Стандартный 8-дневный гранд-тур начинается в Москве, где главный акцент делается на посещение мавзолея В.И. Ленина и других, связанных с революционными событиями мест. Из столицы китайские туристы переезжают в Ульяновск, на родину вождя революции. Здесь туристам проводят один день. В туристический маршрут по Ульяновску включены посещение дома-музея В.И. Ленина, гимназии, в которой он учился, и Ленинского мемориала, где находится крупнейшее в мире музейное собрание, посвящённое жизни и деятельности В.И. Ульянова-Ленина. Ритуальной составляющей посещения является церемония принятия в пионеры, проходящая в Торжественном зале Ленинского мемориала.

Переезд в Казань совершается на автобусе или теплоходе. Пребывание в Казани занимает один день, в течение которого туристы посещают Казанский университет, где на юридическом факультете учился будущий вождь революции. Вторая «красная» достопримечательность Казани - мемориальный музей В.И. Ленина. Часть туристических групп посещает также частный Музей социалистического быта. Последним пунктом тура является Санкт-Петербург - город, который в рамках

«красного туризма» воспринимается китайцами, прежде всего, как колыбель социалистической революции.

Анализ маршрута позволяет говорить о том, что он обладает особенностью, свойственной и другим «красным маршрутам» в России - преобладающую часть объектов показа составляют музеи. Это касается, практически, всех городов, входящих в маршрут.

В рамках проекта «Visit Russia» Татарстан презентовал и новый маршрут «Золотой треугольник», включающий Москву, Санкт-Петербург и Казань. На пребывание в Казани в нем отводится два дня, что позволит включить в экскурсионные маршруты и другие объекты. Первая группа туристов из Китая, путешествующих по «Красному маршруту» появилась в Казани летом 2015 г. Согласно договорённости с китайским агентством по туризму CITS, Россию в течение лета посетили шесть туристических групп, численностью от 30 до 40 человек.

Развитие этого маршрута получило новый импульс с открытием туристического чартера Казань-Урумчи, который начал действовать с августа 2016 г. Туры в Казань были организованы китайским туроператором «Xinjang China International Travel Service». Урумчи - центр Синьцзян-Уйгурского автономного района, где преобладает уйгурское население. Уйгуры - мусульмане, достаточно хорошо понимающие татарский язык, что, по мнению организаторов, должно было стимулировать туристские поездки. Тогда за три месяца в Казань прилетело около 2000 китайских туристов. Подавляющее большинство из них путешествовало в рамках «красного туризма», и главными объектами на нем стали казанские музеи.

Потенциал казанских музеев на маршрутах «красного туризма»

Семья Ульяновых перебралась в Казань из Симбирска летом 1887 г. 17-летний Володя Ульянов поступил на юридический факультет Казанского императорского университета, но проучился там недолго. В декабре его исключили из университета за участие в студенче-

Музеи Казани на рынке «красного туризма»

ской сходке и выслали под надзор полиции в пригородное село Кокушкино, где располагалось имение его деда доктора Бланка. Все главные события казанского периода жизни семьи Ульяновых последовательно освещены в экспозициях трёх музеев, созданных в советское время.

Казанский университет - место, где В.И. Ульянов-Ленин начал свою революционную деятельность является обязательным пунктом посещения для китайцев в Казани. Это правило на протяжении многих лет действует и для студентов, и для тех, кто посетил Казань с деловыми целями, и для туристов. Приём гостей ведёт музей истории Казанского университета, существующий с 1979 г. При этом сотрудники музея отмечают, что собственно экспозиция не вызывает у китайцев особого интереса, исключая рассказ о протестном выступлении казанских студентов в 1878 г. - сходке, в которой принял участие В.И. Ульянов. Но в состав музея входит так называемая «ленинская аудитория» с партой, где студент Ульянов слушал лекции. Посещение этой аудитории, фотографирование за партой носят ритуальный характер. Вызывает интерес и памятник молодому Ульянову, расположенный перед главным зданием университета. Из иных знаковых фигур в рассказе экскурсовода отклик находит упоминание о Л.Н. Толстом, также бывшем студенте Казанского университета. А вот имя Н.И. Лобачевского, всемирно известного математика, оставляет китайцев равнодушными.

В 1937 г., к 20-летнему юбилею Октябрьской революции, в бывшей усадьбе дворянки Орловой был открыт мемориальный музей В.И. Ленина. В этом доме поселилась семья Ульяновых по возвращении из с. Кокушкино, где В. Ульянов отбывал ссылку за участие в революционном выступлении. Они прожили в Казани до весны 1889 г. Именно в этот период Ульянов стал активно участвовать в марксистском кружке, что и определило его дальнейшую судьбу. При создании музея в здании была полностью восстановлена внутренняя

планировка. В формировании экспозиции принимали участие сестры В.И. Ленина - А.И. Ульянова-Елизарова и М.И. Ульянова, и младший брат Д.И. Ульянов. В экспозиции музея представлены мемориальные предметы домашнего обихода семьи. В последующие годы экспозиция пополнялась подлинными и типологическими предметами, и в результате удалось удачно воссоздать интерьеры дворянского дома. Особое очарование музею придаёт мемориальный ландшафт - небольшой живописный сад, окружающий постройки.

В советское время музей постоянно заполняли посетители, среди которых было много туристов. Однако 1990-е и начало 2000-х гг. были очень сложными - число желающих побывать в музее резко сократилось, экскурсионная тематика оказалась невостребованной. Музей нуждался в серьёзном ремонте. Интересно, что власти обратили внимание на состояние музея в связи с появлением там китайских посетителей. Во время празднования 1000-летия Казани в 2005 г. здесь побывала делегация из провинции Цинзян, которая была неприятно поражена состоянием здания. После этого музей был отремонтирован, а позднее прошла полноценная реставрация усадьбы.

Эти действия способствовали оживлению деятельности музея. Для российских гостей была разработана новая экскурсионная тематика, связанная с тем, что музей размещён в уникальном для современных российских городов усадебном комплексе второй половины XIX в. Однако путешественников из Китая интересовал, прежде всего, период, когда в доме проживала семья Ульяновых. Традиционная «советская» экскурсия вновь оказалась востребованной и стала приносить хорошие доходы музею. Достаточно сказать, что согласно данным, полученным во время интервью с сотрудницей музея В.И. Ленина К. Горшковой, китайские туристы составили в 2016 г. около 10% всех посетителей музея.

Стандартная обзорная экскурсия в музее составляет 45-60 минут, в китайском варианте

она ещё короче, т.к. необходимо обеспечить перевод и оставить время для фотографирования. Однако и содержание экскурсии адаптируется с учётом пожеланий китайской стороны. Интересы китайцев, отправившихся по «Красному маршруту», достаточно специфичны. При несомненно добром отношении к нашей стране, сказать о желании китайцев глубоко узнать русскую историю и культуру будет явным преувеличением. Отчасти такая позиция основывается на убеждении в величии китайской истории и культуры, с чем трудно не согласиться. С другой стороны, свою роль играет коммунистическая пропаганда, чётко формирующая представление о необходимости узнать во время поездки о жизни В.И. Ленина, революции и победах социализма в СССР. Эта позиция обосновывает запросы китайской стороны.

Экскурсионная информация должна носить конкретный характер, освещать, прежде всего, процесс становления В.И. Ульянова-Ленина как марксиста и революционера. Так, при осмотре дома Ульяновых китайских туристов больше интересует мемориальная часть, но при этом аутентичность тех или иных предметов важна для них не сама по себе, а как некое свидетельство начала революционной деятельности В.И. Ленина.

Казанское музейное сообщество возлагает надежды на то, что «красный туризм» позволит в полной мере использовать потенциал ещё одного объекта - музея-заповедника «Ленино-Кокушкино». Это усадьба деда В. Ульянова со стороны матери, доктора А.Д. Бланка. Семья Ульяновых неоднократно бывала в ней, проводя здесь летние месяцы. И сюда же В. Ульянов был выслан под надзор полиции за участие в студенческом выступлении. Во время революции усадьба была сожжена местными жителями. Сохранился лишь флигель. Музей в восстановленной усадьбе был открыт в 1939 г. к 100-летию высылки В.И. Ульянова в Кокушкино после участия его в революционной сходке студентов. Сами здания усадьбы (дом, флигели, хо-

зяйственные помещения) представляют собой реконструкцию поместья, созданную по воспоминаниям членов семьи, друзей и знакомых. Почти все экспонаты - мебель, медицинские принадлежности, шахматные столики, кузнецовский фарфор - это исторически достоверные предметы, расположенные в экспозиции в соответствии с описаниями тех, кто бывал в доме.

В 2003 г. органами власти Татарстана было принято решение о создании здесь историко-культурного музея-заповедника. Место расположения музея-заповедника очень удобно. Он находится в 40 км от Казани, в живописной местности рядом с федеральной трассой, сюда проложена хорошая дорога. Однако приток посетителей в музей-заповедник весьма невелик. Это связано как с необходимостью проведения здесь серьёзного ремонта, так и с отсутствием грамотного музейного маркетинга. Включение этого объекта в маршруты «красного туризма» способствовало бы успешному развитию музея-заповедника.

Интерес китайцев к советской эпохе, жизни советских людей позволил включить в число объектов «красного туризма» в Казани Музей социалистического быта. Это частный музей, мало признанный музейным сообществом города, но популярный как у российских, так и зарубежных туристов. Представленные в экспозиции предметы быта с традиционной советской символикой, одежда, книги, тематически связанные с Китаем, вызывают живую реакцию китайских туристов. Опыт включения этого музея в туристическую программу свидетельствует о возможности расширения круга туристических ресурсов Казани и Татарстана, которые можно будет использовать для развития «красного туризма». Инструментарий совершенствования «красного туризма» и место музеев в этом процессе

Проблемы, препятствующие развитию маршрутов «красного туризма» во многом связаны с глубокими ментальными различия-

Музеи Казани на рынке «красного туризма»

ми, иным историческим и культурным опытом китайских туристов. Поиск решений по преодолению этих проблем достаточно успешно ведётся туристической ассоциацией «Мир без границ», образованной в 2002 г. и занимающейся продвижением российского национального туристского продукта на международном рынке. С 2014 г. по инициативе ассоциации «Мир без границ» реализуется проект China Friendly («Дружественный Китаю»). А годом позже он получил статус государственного. Этот масштабный проект ориентирован на продвижение российского турпродукта на международный рынок. К программе присоединились также туристские субъекты из Белоруссии и Киргизии. Реализация программы позволит достигнуть нескольких задач. Это продвижение российского туристического продукта на китайский рынок, расширение географии поездок китайских туристов по России. Достигнуто это может быть только при условии, что в туристической индустрии России возникнут объекты, инфраструктура которых отвечает представлениям китайцев о качественных туристических услугах [10].

Основным инструментом проекта является система добровольной сертификации объектов туриндустрии России на соответствие требованиям туристов из Китая. В число таких объектов включены не только отели, туроператоры, авиакомпании, рестораны, торговые дома, экскурсионные бюро, развлекательные центры, финансовые и страховые компании, но и музеи, хотя количество их пока крайне мало. Главная идея проекта - понимание запросов китайских туристов, их стремления к культурной кастомизации. Это касается, в первую очередь, языкового барьера. Китайцы хотят, чтобы гиды и другой обслуживающий персонал говорили на китайском, а не английском языке. То же самое относится к языку навигации и информации -указателям, аудиогидам, путеводителям, в том числе музейным, брошюрам и видеофильмам, связанными с поездкой. Создание привычного для китайцев информационного

поля может быть достигнуто посредством предложения туристических карт на китайском языке с заранее нанесёнными важнейшими маршрутами, общение с китайскими гидами и членами туристических групп в любимом китайцами мессенджере WeChat. Не менее важна привычная бытовая и культурная среда в отелях, а также возможность оплаты услуг картами China Union Pay.

Реализация этих запросов способна принести, в перспективе, значительную прибыль. Китайские туристы отличаются любовью к покупкам, включая туристическую и сувенирную продукцию, реализуемую в музеях.

По данным программы China Friendly, за 2016-2017 гг. сертификаты уже получили более 40 отелей из разных городов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Казани, Твери, Ульяновска, Великого Новгорода, Волгограда и др., а также ряд туроператоров по въездному туризму, ресторанов, торговых центров. В Казани такие сертификаты получили четыре отеля. Это «Релита-Казань», «Park Inn by Radisson Kazan», «Регина» и «Гольфстрим».

В планах создателей программы активизация участие в ней музеев. Однако пока в программу China Friendly вошло лишь два музея. Это «Гранд Макет Россия» (Санкт-Петербург), который в 2016 г. запустил китайскую версию Интернет-сайта, предоставляет гостям информацию об объекте показа и план экспозиции на родном для них языке. Разработана и специальная экскурсия на китайском языке. Ещё одной новацией, вызванной запросами китайских путешественников, стала возможность фотосъёмки в музее без дополнительной оплаты6. К приёму китайских туристов готов и московский музей «Бункер 42», размещённый в фортификационном подземном сооружении, которое было построено в годы «холодной войны» и предназначалось

6 Первый российский музей получил сертификат China Friendly. URL: https://saletur.ru/Китай/news/105485_ Первый_российский_музей_получил_сертификат_Ш na_Friendly.htm (Дата обращения: 25.01.2018).

для работы правительства СССР в случае ядерного удара.

Отсутствие сертификатов China Friendly не означает, что специалисты в сфере туризма и музеев не задумываются о перспективах работы с китайскими туристами. Повышение качества сопровождения и экскурсионного обслуживания китайцев в казанских музеях определяется, прежде всего, уровнем перевода. Обязанности переводчиков выполняют сопровождающие групп, как правило, китайцы, чья профессиональная подготовка вызывает обоснованные сомнения. С одной стороны, китайские гиды лучше владеют языком, понимают менталитет своих сограждан. С другой стороны, качество перевода и интерпретация информации вызывают сомнение, а кроме того, администрация музеев столкнулась с проблемой «серого туризма». Поэтому в 2013 г., к проведению Всемирной Универсиады в Казани, было подготовлено 15 экскурсоводов с российской стороны. Сегодня эффективно работают около 10 из них. Основной кадровый потенциал переводчиков - студенты Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ. Поскольку потребность в переводчиках растёт, администрация дома-музея В.И. Ленина рассматривает вопрос о необходимости представления и сдачи контрольного текста теми гидами, которые получат право самостоятельно вести экскурсии. Нерешёнными остаются и вопросы нормативно-правовой регламентации деятельности китайских сопровождающих.

Поток китайских туристов, путешествующих по «Красному маршруту» обладает ярко выраженной возрастной особенностью. Средний возраст китайцев, выезжающих за рубеж, - от 25 до 45 лет. А средний возраст посещающих Россию китайских туристов - 50 лет7. Молодёжь в таких поездках чаще сопровож-

7 Интервью регионального директора по Китаю Азиатско-Тихоокеанской туристической ассоциации (PATA) Бо У газете «ЖэньминьЖибао онлайн». URL: http://inosmi.ru/social/20160403/235968189.html (Дата обращения: 25.01.2018).

дает родителей. Молодые китайцы обладают более широким взглядом на мир, однако в большей степени это относится к стремлению познакомиться с развлекательными центрами, аквапарками, заняться шопингом.

Говоря о поведенческой специфике китайских туристов, необходимо отметить следующее. Прежде всего, необходимо учитывать ритуалы, сложившиеся на «красных маршрутах» - использование транспарантов и плакатов, которые зачастую возят с собой китайские туристы, скандирование речёвок, обязательное фотографирование в знаковых местах. Серьёзной проблемой является и тот факт, что часть китайских туристов отличаются невысоким уровнем культуры, особенно, музейной. Это выражается в непосредственном, шумном поведении групп, стремлении потрогать экспонаты, использовать их при фотографировании. При этом аутентичность и сохранность экспонатов не имеет для них особого значения.

Заключение. Названные проблемы требуют создания новых подходов к практикам работы музеев с китайскими туристами, путешествующими в рамках «красного туризма». Во-первых, необходимо изучение туристической мотивации китайцев. Путешественники из Китая сегодня имеют возможность выбора из множества разнообразных предложений на туристическом рынке России. И те, кто отправились в путешествие по «Красному маршруту», желают познакомиться именно с «красными» достопримечательностями, личностями и событиями. Китайцам нужны хорошо известные им самим символы эпохи и в том числе, имеющие отношение к истории российско-китайских отношений [3]. Во-вторых, необходимо изучение историко-культурных ресурсов Казани с целью определения круга потенциальных объектов «красного туризма». В него могут быть включены, наряду с памятными местами, историческими объектами советской промышленности, и новые музеефицированные объекты. В-третьих, нуждается в совершенствовании организация

Музеи Казани на рынке «красного туризма»

работы музеев с китайскими группами - заключение договоров с турфирмами, решение проблем качества перевода и борьбы с «серым туризмом». В-четвертых, необходима серьёзная методическая работа - адаптация экскурсионных текстов в музеях «под» китайских туристов, поиск методических приёмов, повышающих эффективность экскурсий, создание этикетажа, информационных материалов, музейных схем и путеводителей на китайском языке.

Музеи являются действенным инструментом, с помощью которого возможно формирование интересов китайских туристов, расширение круга этих интересов и включение в них новых объектов. Решение обозначенных проблем, безусловно, потребует больших усилий от музейных специалистов. Однако заниматься этим необходимо. Потенциал китайского направления в туризме огромен, и освоение музеями этого сегмента туристического рынка создаст новые возможности для их развития.

Список источников:

1. Афанасьева Ю.Ю., Дмитриева А.В., Жилкова Ю.В. Музей-заповедник «Горки Ленинские» как объект усадебного туризма и проекта «Красный маршрут» // Международный туризм и спорт: Мат. I Всерос. науч.-практ. конф. М.: ФГБОУ ВПО "РГУФКСМиТ", 2013. С. 199-204.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Вэнь Ли. Китайско-российское сотрудничество в области туризма // Россия и АТР. 2011. №3. С 151-157.

3. Джанджугазова Е.А. Красный туризм в фокусе проблем развития российско-китайского экономического сотрудничества // Сервис в России и за рубежом. 2017. №6(76). С. 6-14. doi: 10.22412/1995-042X-11-6-1.

4. Золотарева Ю.В. Китайские туристы - репрезентативный сегмент на рынке гостеприимства // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. №12-6. С. 1132-1135.

5. Зяблова М.К., Ахметова А.Р. Объекты «красного туризма» в Татарстане // Историко-культурное наследие как потенциал развития туристско-рекреационной сферы: Мат. Международ. науч.-практ. конф. Казань: Изд-во КазГИК, 2017. С. 118-122.

6. Мирошниченко О.В., Понкратова Л.А. Международные туристские миграции как фактор интеграционных процессов между регионами России и Китая // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2011. №32. С. 42.

7. Соломина И.Ю. К вопросу об организации и реализации международного межрегионального проекта «Красный маршрут» в России // Современные проблемы сервиса и туризма. 2017. Т.11. №1. С. 89-96. DOI: 10.22412/1995-0411-2017-11-1-89-96.

8. Чэн Хунцзе. Особенности развития трансграничного туризма между КНР и РФ // Наука и мир. 2016. №8(36). Т. II. С. 93-95.

9. Caraba C.C. Communist heritage tourism and red tourism: concepts, development and problems // Cinq Continents. 2011. №1(1). Рр. 29-39.

10. Light D. An unwanted past: contemporary tourism and the heritage of communism in Romania // International Journal of Heritage Studies. 2000. №6(2). Рр. 145-160.

11. New Chinese tourists in Europe from 2017 (2017) TUI AG - TUI Think Tank. 40 p.

12. Yin X.Y., Zhu H., Gan M.Y. Study on product characteristics and developing modes of red tourism // Human Geography. 2005. №20(2). Рр. 34-76.

13. Zhao Sh., Timothy D.J. How Red is the Communist Heritage Tourism in China? - A Social Situation Analysis // Tourism Travel and Research Association: Advancing Tourism Research Globally. 2016. №22. Рр. 1-4.

Liudmila S. TIMOFEEVA a, a-c Kazan (Volga) Federal University (Kazan, Russia);

Elena R. TIMOFEEVA b, a Candidate of Science in History, Associate Professor;

Sirena R. YARULLINA c e-mail: [email protected];

b Master's Degree student; e-mail: [email protected]; c Master's Degree student; e-mail: [email protected]

KAZAN MUSEUMS ON THE "RED TOURISM" MARKET

In recent years, the Russian tourism experiences some difficulties. Sanctions measures, exchange rate instability have led to a marked reduction in outbound and inbound tourism. It is necessary to look for new tourist markets, identify new partners. China has currently the fastest growing and highly receptive tourism market. One of the most promising areas may be the creation of routes for "Red Tourism" in Russia. It was originally developed as a visiting by Chinese places of revolutionary and military glory in the country, and as a strengthening communist ideology among the population through tourism. In 2010-ies "Red tourism" has acquired an international character. Chinese tour operators begun to include foreign countries in "Red tourism" routes, such as Russia, Vietnam and North Korea. In Russia a number of routes were appeared, through which Chinese tourists traveled to the places associated with the revolutionary movement and the victory of socialism in the USSR. Memorial and other museums have become important tourism resources on these routes. Kazan is one of the cities included in these routes. The article discusses about the level of scrutiny of "Red Tourism", different approaches to it. The authors study Kazan museums, which are the prime attractions, namely V.I. Lenin Museum, Kazan University History Museum, Soviet lifestyle Museum. The article reveals resources of these museums, and the influences of "Red Tourism" on their excursion and methodical activity.

References

1. Afanasieva, Yu., Yu., Dmitrieva, A. V, & Zhilkova, Yu. V. (2013). Muzey-zapovednik "Gorki Leninskie" kak ob'ekt usadebnogo turizma i proekta "Krasnyy marshrut" [Museum-Reserve "Gorki Leninskie" as an object of manor tourism and the project "Red route"]. Mezhdunarodnyy turizm i sport [International tourism and sport]: Materials of the I All-Russian scientific and practical. conference. Moscow: RSUPESY&T, 199-204. (In Russ.).

2. Wen Li (2011). Kitaysko-rossiyskoe sotrudnicestvo v oblasti turizma [The Chinese - Russian cooperation in the sphere of tourism]. Rossia i ATR [Russia and the Pacific], 3, 151-157.

3. Dzhandzhugazova, E. A. (2017). Krasniy turizm v fokuse problem razvitiya rossiysko-kitayskogo economicheskogo sotrudnichestva [Red tourism in the focus of Russian-Chinese economic cooperation]. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 6(76), 6-14. doi: 10.22412/1995-042X-11-6-1. (In Russ.).

4. Zolotareva, M. K. (2016). Kitayskie turisty - reprezentativnyy segment na rynke gostyepriimstva [Chinese tourists - a representative segment of the hospitality market]. Mezhdunarodnyj zhur-nal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij [International journal of applied and fundamental research], 12-6, 1132-1135. (In Russ.).

5. Zyablova, M. K., & Akhmetova, A. R. (2017). Ob'ekty krasnogo turizman v Tatarstane [Objects of "Red tourism" in Tatarstan]. Istoriko-kul'turnoe nasledie kak potentsial razvitiya turistsko-rekreatsionnoy sfery [Historical and cultural heritage as a potential for the development of

Keywords:

museum, "Red Tourism", Russia, China, tourism routes, tourism resources, the communist legacy, V.I. Lenin, excursion

Музеи Казани на рынке «красного туризма»

tourism and recreation]: Proceedings of the XXV International scientific-practical conf. Kazan: KazGIK publ., 118-122. (In Russ.).

6. Miroshnichenko, O. V., & Ponkratova, L. A. (2011). Mezhdunarodnye turistskie migratsii kak factor integratsionnykh processov mezhdu regionami Rossii i Kitaya [International tourist migration as a factor of integration processes between the regions of Russia and China]. Uprav-lenie ekonomicheskimi sistemami: elektronnyj nauchnyj zhurnal [Management of economic systems: an electronic scientific journal], 32, 42. (In Russ.).

7. Solomina, I. Yu. (2017). K voprosu ob organizatsii i realizatsii mezgdunarodnogo mezhregion-al'nogo proekta "Krasnyy marshrut" v Rossii [On question of the organizing and implementing the interregional international project "Red route" in Russia]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 11(1), 89-96. doi: 10.22412/1995-0411-201711-1-89-96. (In Russ.).

8. Hongze, Ch. (2016). Osobennosti razvitiya transgranichnogo turizma mezhdu KNR i RF [Peculiarities of cross-border tourism development in the People's Republic of China and the Russian Federation]. Nauka i mir [Science and world], 8-II(36), 93-95.

9. Caraba, C. C. (2011). Communist heritage tourism and red tourism: concepts, development and problems. Cinq Continents, 1(1), 29-39.

10.Light, D. (2000). An unwanted past: contemporary tourism and the heritage of communism in Romania. International Journal of Heritage Studies, 6(2), 145-160.

11.(2017). New Chinese tourists in Europe from 2017 TUI AG - TUI Think Tank.

12.Yin, X. Y., Zhu, H., & Gan, M. Y. (2005). Study on product characteristics and developing modes of red tourism. Human Geography, 20(2), 34-76.

13.Zhao, Sh., & Timothy, D. J. (2016). How Red is the Communist Heritage Tourism in China? - A Social Situation Analysis. Tourism Travel and Research Association: Advancing Tourism Research Globally, 22, 1-4.

Тимофеева Л.С., Тимофеева Е.Р., Яруллина С.Р.

Музеи Казани на рынке «красного туризма» // Сервис в России и за рубежом. 2018. Т. 12. Вып. 1. С. 91-103. 001: 10.24411/1995-042Х-2018-10108.

Timofeeva, L. S., Timofeeva, E. R., & Yarullina, S. R.

(2018). Kazan museums on the "Red tourism" market. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 12(1), 91-103. doi: 10.24411/1995-042X-2018-10108. (In Russ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.