Научная статья на тему 'Этноконфессиональный ресурс стратегического развития республики Татарстан'

Этноконфессиональный ресурс стратегического развития республики Татарстан Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
230
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ РЕСУРС / ЭКСТРЕМИЗМ / ТЕРПИМОСТЬ / ЭТНИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / КОНФЛИКТ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ИСЛАМ / ПРАВОСЛАВИЕ / ETHNO-RELIGIOUS RESOURCE / EXTREMISM / TOLERANCE / ETHNIC POTENTIAL / CONFLICT / COOPERATION / ISLAM / ORTHODOXY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мифтахов Ф. Ф.

В статье рассматривается проблема реализации этноконфессионального ресурса стратегического развития Татарстана. По мнению автора, при сбалансированной внутренней политике в области конфессиональных и межнациональных отношений данный ресурс несет в себе мощный общественный потенциал, проявляясь в сфере образования, культурной политики, национальной безопасности, народной дипломатии. Предлагается алгоритм факторов принятия политических решений: баланс исламо-православного пограничья; сотрудничество конфессий; учет религиозного потенциала как культурного фактора; адаптация ислама к современным реалиям; формирование гибкой системы взаимоотношений государства и религиозных объединений; постоянный анализ и мониторинг с учетом исторических традиций ситуации в данной сфере; противодействие деструктивным религиозным течениям; разумная политика средств массовой информации, опирающихся на позитивный потенциал содержания религий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Мифтахов Ф. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnoconfessional resource OF strategic development of the Republic of Tatarstan

The problem of ethno-religious resources’ implementation for the strategic development of Tatarstan is viewed. According to the author, with the balanced internal policy confessional and interethnic relations have the resource of valuable social potential. Ethno-confessional resource manifests itself in the field of education, cultural policy, national security, the establishment of people's diplomacy. Author proposes algorithm of factors to be taken into account when making policy decisions. This is the account balance of the Islamic-Orthodox borderlands; development of cooperation between the faiths; accounting religious potential as a cultural factor; adapting Islam to modern conditions; the formation of a flexible system of relations between the state and religious associations; constant analysis and monitoring, taking into account the historical traditions of the situation in this area; countering destructive religious movements; a reasonable policy of the media, based on the content of the positive potential of religions.

Текст научной работы на тему «Этноконфессиональный ресурс стратегического развития республики Татарстан»

7. Сороченко Е.Н. Концепт «Скука» и его лингвистическое представление в текстах романов И.А.Гончарова: дис. ... канд. филолог. наук. - Ставрополь, 2003. - 184 с.

8. Франкл В. Доктор и душа. - СПб.: Ювеста, 1997. - 287с.

9.Хайдеггер М. Бытие и время / пер. с нем. В.В.Бибихина. - Харьков: Фолио, 2003. -503с.

10. Хюбнер Б. Произвольный этнос и принудительность эстетики /пер. с нем. А.Лаврухина. - М., Мн.: Пропилеи, 2000. - 103 с.

УДК 390.930.9(471.34)

Ф. Ф.Мифтахов

ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ РЕСУРС СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

В статье рассматривается проблема реализации этноконфессионального ресурса стратегического развития Татарстана. По мнению автора, при сбалансированной внутренней политике в области конфессиональных и межнациональных отношений данный ресурс несет в себе мощный общественный потенциал, проявляясь в сфере образования, культурной политики, национальной безопасности, народной дипломатии. Предлагается алгоритм факторов принятия политических решений: баланс исламо-православного пограничья; сотрудничество конфессий; учет религиозного потенциала как культурного фактора; адаптация ислама к современным реалиям; формирование гибкой системы взаимоотношений государства и религиозных объединений; постоянный анализ и мониторинг с учетом исторических традиций ситуации в данной сфере; противодействие деструктивным религиозным течениям; разумная политика средств массовой информации, опирающихся на позитивный потенциал содержания религий.

Ключевые слова: этноконфессиональный ресурс, экстремизм, терпимость, этнический потенциал, конфликт, сотрудничество, ислам, православие.

Miftakhof F.F. ETHNOCONFESSIONAL RESOURCE OF STRATEGIC DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN

The problem of ethno-religious resources' implementation for the strategic development of Tatarstan is viewed. According to the author, with the balanced internal policy confessional and interethnic relations have the resource of valuable social potential. Ethno-confessional resource manifests itself in the field of education, cultural policy, national security, the establishment of people's diplomacy. Author proposes algorithm of factors to be taken into account when making policy decisions. This is the account balance of the Islamic-Orthodox borderlands; development of cooperation between the faiths; accounting religious potential as a cultural factor; adapting Islam to modern conditions; the formation of a flexible system of relations between the state and religious associations; constant analysis and monitoring, taking into account the historical traditions of the situation in this area; countering destructive religious movements; a reasonable policy of the media, based on the content of the positive potential of religions.

Keywords: ethno-religious resource, extremism, tolerance, ethnic potential, conflict, cooperation, Islam, Orthodoxy.

Кризис религиозных и нравственных ценностей, нарушение прав национальных и религиозных меньшинств, социальных групп является одной из генеральных причин региональных и международных конфликтов. Примером служат события, происходящие в Афганистане. Одним из факторов гражданской войны в этом государстве является противостояние между пуштунами и другими этническими сообществами. В списке событий и процессов подобного рода столкновения между шиитами и суннитами в Ираке, приведшие к фактическому распаду страны; столкновения на религиозной почве между христианами и мусульманами в Судане, следствием которых стало разделение страны на два государства. Вывод для мирового сообщества однозначен: признание межконфессионального и межэтнического согласия, соблюдение баланса во внутренней политике является важнейшим фактором достижения стабильности государства в настоящем и будущем. В поиске путей противодействия этноконфессиональному насилию и экстремизму важное место занимает сфера образования, поскольку в образовательных учреждениях формируются качества гражданственности и веротерпимости.

Республика Татарстан служит примером биконфессионального мирного сосуществования мусульманской и христианской религий, народов. Это территория национального согласия, в которой исторически синтезируются интеллектуально-культурные влияния Европы и Азии. Важна поэтому задача преумножения общечеловеческих ценностей для будущих поколений. В данном ракурсе традиционные монотеистические религии содержат ресурс толерантности, призывая сохранять душевное спокойствие и мир как внутри личности, так и в социальном окружении. В результате личность становится способной противостоять искушениям насилия, зла и несправедливости. Религия не является монополистом миротворения, но обладает глубинным нравственным потенциалом и

является инструментом формирования и поддержания межнациональной и межконфессиональной стабильности.

Большую роль в противодействии межконфессиональной конфронтации играют средства массовой информации, размещая материалы об этноконфессиональных отношениях, включая этническую преступность. Это предполагает пропаганду культурно-нравственных ценностей народов региона, распространение пропедевтических знаний о религии соседствующих народов, противодействие тенденциям замкнутости конфессий, поощрение диалога с целью их мирного сосуществования.

Стабилизация межэтнических отношений нацеливает государственные органы на поиск общих путей выхода из сложных ситуаций. Преодоление недоверия между представителями конфессий, отказ от культуры насилия в отстаивании доктринальных основ религии - основа внутренней и внешней политики властных органов. Важнейшим условием реализации потенциала этноконфес-сионального ресурса в стратегическом развитии Республики является инициирование и реконструкция атмосферы диалога, терпимости и согласия в обществе.

Отношение к ситуации межнационального диалога официальных властей выражено в выступлениях и статьях руководителей Татарстана, республиканских законодательных актах, которые посвящены проблемам конфессиональных и межэтнических отношений[2, с.9]. Как правило, в документах данного рода отмечается актуальность той или иной проблемы, обозначается центральная линия внутренней политики с отсылкой на чаяния социума. Политический тренд является обогащением ресурсного потенциала республики, на основе которого выстраиваются последующие политические шаги. Проведение политики мирного сосуществования ислама и православия в исламско -православном пограничье создает позитивный имидж в глазах представителей других конфессий, проживающих в Республике (иудейской, католической, буддийской). Примером высокого уровня сотрудничества между конфессиями явилась совместная акция исламских и православных молодежных организаций: они заложили аллею в парке им. Урицкого в г. Казани, что имело символическое и политическое звучание.

Модернизация ислама как культурного фактора духовной жизни татарского народа не предполагает изменение основных постулатов религии, означая разъяснение принципов религии в современном дискурсивном поле. Приоритетное значение имеет внимание к постулатам религии, которые сближают и консолидируют народы. Это требует устойчивой и гибкой системы взаимоотношений государства и конфессий, позволяющей максимально адаптироваться меняющимся условиям. Это не только создание официальных учреждений по взаимодействию с конфессиями, но и постоянная корректировка стиля, способов и форм работы взаимодействия, избегая формализма.«В Республике Татарстан, в отличие от центральной России и многих других регионов, ислам и в равной мере православие взаимно уравновешивают друг друга...и правительство не проводит особой мусульманской политики, ориентируясь прежде всего на светские властные органы. Общественные деятели и политики практически не участвуют в религиозных обрядах и праздниках» [6, с.288].

Требуется анализ общественно-политической ситуации с учетом исторических традиций с целью противодействия деструктивным силам, религиозным сектам и экстремистским течениям, пытающимся эксплуатировать религиозные чувства людей. В этой связи значим образовательный ресурс, прежде всего педагогический потенциал религиозных ценностей. Положение в сфере регулируется нормативно-правовыми актами. Это Конституция РФ и Конституция РТ, законы «О свободе совести религиозных объединениях», законы РФ и РТ «Об образовании». В данных законах регулируются рамки сотрудничества и взаимоотношений между религиозными организациями и учреждениями образования. Органы власти РТ, учитывая светский характер учреждений образования, а также специфику этноконфессиональной ситуации и опыт ситуации крушения советской власти считают, что недопустимо заниматься религиозным просвещением и воспитанием в учреждениях образования.

По этой причине в РТ не были введены предметы «Основы православия», «Основы ислама». Был введен культурологический предмет, знакомящий учащихся с культурными ценностями традиционных мировых религий. Предмет нацелен на включение нравственных ценностей религии в учебно-воспитательный процесс для оказания положительного влияния на мировоззрение, эмоционально-ценностную сферу подрастающего поколения. Наряду с ценностями религии, национальными приоритетами в содержание курса включены научные данные, литература, искусство. Это призвано расширить гуманитарную и гуманистическую компоненту содержания образования как общей, так и высшей школы. Культурно-нравственные ценности религии, наряду и в совокупности с научным подходом - это средство формирования духовного облика личности и одно из приоритетных направлений в деятельности учреждений образования и культуры.

Надо учесть, что роль религии как фактора формирования национального самосознания и культуры возрастает в условиях глобализации. Религия подчеркивает самобытность народов, явля-

ется элементом национального самосознания. Как ни парадоксально, но ислам, буддизм, христианство выступают факторами сближения народов. Это демонстрирует опыт Республики Татарстан, где информация о религиях в образовательных учреждениях служит средством формирования согласия и терпимости.

Роль религии в сохранении и формировании духовно-нравственного потенциала социума несомненна. Властные органы призваны противодействовать активизации деструктивных религиозных течений и сект, которые чаще всего апеллируют к молодежи. Содержанием деятельности противоправных религиозных течений является антигуманизм - отказ от семьи, собственной жизни, подстрекательство к насильственным действиям к представителям других религиозных течений и т.п.

Общество, заинтересованное в стабильности, ищет способы примирения этнических групп. Деятельность граждан и общественных организаций по укреплению отношений между народами ориентирована на ненасильственное решение конфликтов. Это аксиома. Вопрос состоит в том, кто может реализовать стратегию сотрудничества. Инициативы, которые исходят от структур гражданского общества, подчас продуктивнее, чем действия властных органов. В связи с этим следует сказать, что учрежденное Министерство по делам национальностей на федеральном уровне себя не оправдало. В Татарстане отказались от бюрократизации этой сферы.

Татарстан имеет опыт взаимодействия властных органов и народов на площадке организации и разрешения этноконфессиональных проблем. В свое время на вопрос об отсутствии Министерства по делам национальностей в Республике председатель Ассоциации национально-культурных обществ РТ С.К.Джаксыбаев сформулировал свою позицию так: «Я категорически против создания здесь Министерства национальностей. Дело в том, что межнациональные отношения связаны с миром души человека. И я не верю, что министерские чиновники смогут этим управлять»[3, с.203, 204].

Создание Министерства чревато формализацией и долгим решением неотложных вопросов. Власти республики в работе с национальными общинами опираются на культурно-национальные автономии. Ассоциация национально-культурных обществ Республики Татарстан (АНКО РТ) создана на I съезде народов Татарстана (1992 г.), включив в свой состав более 22 национально-культурных обществ. АНКО организует воскресные школы по изучению языка, национальные праздники, выставки произведений искусства и концерты. Организуются Недели литературы и культуры народов Поволжья, Навруз, недели еврейской музыки, русский этнографический праздник «Каравон».

Одновременно АНКО РТ оказывает помощь соотечественникам, выполняя роль посредника между правоохранительными органами, участвуя в оказании юридической помощи и моральной поддержки. АНКО имеет штаб-квартиру, Дом дружбы народов в Казани, такой дом есть и в Набережных Челнах. Ассоциация пользуется государственной поддержкой, выдвигая инициативы по культурному развитию Республики. Республика использует этнонациональный потенциал общин, обогатившись новыми праздниками и палитрой культур. На протяжении многих лет такая форма взаимодействия с национальными общинами оправдала себя, но по мере развития социума она совершенствуется.

Важно отражение этноконфессиональной ситуации в архитектуре городов. В РТ пристальное внимание уделяется соотношению численности культовых зданий (мечетей и церквей) с учетом численности населения. Налицо историческая традиция, когда «сложился своеобразный архитектурно-пространственный уклад города, в котором нашли свое место различные социально-национальные и религиозные группы населения»[1, с.72].

Предусматривается полный отказ от религиозной символики. Так, РТ отказалась от религии-озной символики в дизайне флага, несмотря на то, что такие предложения поступали. Светский характер позволяет властным органам находиться на равноудаленном расстоянии в случае возникновения каких-либо коллизий. Такая политика повышает этноконфессиональный ресурс и позволяет властям быть арбитром, и это порождает доверие общества к власти.

Этноконфессиональный ресурс реализуется в установлении международных экономических и культурных связей, во внешней политике. «Религиозный фактор сказывается не только во внутренней, но и во внешней политике Татарстана. Например, позиция общественности и руководства республики по боснийской проблеме отличалась от официальной позиции МИДа России» [7, с.333]. Здесь уместно заметить, что Татарстан входит в организацию тюркских государств по культурному сотрудничеству «ТЮРКСОЙ», которая объединяет тюркские государства и республики РФ. Особенностью развития сотрудничества является, то что «татаро-турецкие связи постсоветского периода не ограничиваются лишь областью культуры. В лице Республики Татарстан эти связи поднялись на межгосударственный уровень и охватывают уже сферу экономики, торговли, строительства» [6, с.45].

Этноконфессиональный ресурс помогает реализации международных программ, презентации республики за рубежом, способствуя созданию позитивного имиджа. Это фактор привлечения ино-

странных инвестиций. Следует отметить, что татарская диаспора в Польше, Литве существует со времен Золотой Орды. В последние годы в связи с распадом СССР растет численность диаспоры в США. Канаде, Австралии. Татарские диаспоры в Польше, США и Канаде, Турции, Финляндии, Литве достаточно известны и влияют на общественную атмосферу, успешно действуя на ниве народной дипломатии [8, с.76-77].

Этноконфессиональный ресурс способствует развитию экономических связей с исламскими государствами. В Республике открыты генеральные консульства Турции, Казахстана, Ирана. Ведется работа по открытию исламских банков, республика участвует в работе Организации исламских государств.

Заметим: в условиях глобализации этноконфессиональный ресурс при разумной реализации потенциала способствует национальной безопасности страны. В России «в первом списке находятся православие и ислам (75% и 18% верующих россиян соответственно). Для российского государства не может быть безразличным сосуществование этих двух конфессий, это вопрос национальной безопасности»[4]. Из изложенного следует:

1. Ресурсом стратегического развития республики является конфессионально-психологическая общность, которая достигается при длительной выверенной политике защиты этнических и религиозных чувств и установке на достижение общественного баланса.

2. Этнопсихологическая общность народов, населяющих республику - результат длительного процесса. Его проявления способствуют формированию гражданской идентичности. В этой связи наднациональный курс на консолидацию усилий народов в Татарстане выражен в лозунге «Мы можем -Без будлдырабыз!». Такая установка организует народы на позитивную деятельность, стабильность и экономическую эффективность не только в рамках Республики, но и в микромире домохозяйств.

3. Для религиозности характерна дихотомия. С одной стороны, религиозность проявляется в позитивности восприятия бытия, с другой стороны, высок риск религиозного фанатизма.

Позитивный потенциал этноконфессионального ресурса реализуется в палитре национальных праздников, выставок произведений, проведение национальных дней литературы и культуры; привлечение иностранных инвестиций; государственно-оформленные связи с зарубежными государствами; сотрудничество между народами. Таким образом, функционирование конфессионально- психологической и этнопсихологической общности представляет собой сложное явление, управление которым предполагает и учет традиций, и их развитие.

Литература

1. Айдарова-Волкова Г. Морфология архитектурного пространства Казани и культурологические аспекты реконструкции //Панорама-Форум. - 1996. - №4(7).

2. Выступление М.Шаймиева на III съезде Всемирного Конгресса татар. - Казань: Всемир. Конгресс татар, 2002. - 608 с.

3. Кузнецова Н. Народный вариант культуры мира / / Культура мира: от утопии и реальности / под ред. Э.Р.Тагирова. - Казань, 1999. -С 4.

4. Морозов А. Не поправки, а новая схема / / Независимая газета. -1996.- 11 дек.

5. Мухаметдинов Р.Ф. Идейно-политические течения в постсоветском Татарстане (1991-2006 гг.). (Сопоставление с опытом Турции). - Казань: Тамга, 2006. -232 с.

6. Султанов Ф.М. Государственная религиозная политика Республики Татарстан / / Проблемы истории, культуры и развития языков народов Татарстана и Волго-Уральского региона: материалы V Регионал. науч.-практ. конф. молодых ученых и специалистов, посвящ. Х-летию ТГГИ/ под ред. АА.Бурханова.- Казань: Gumani-tarya, 2002. -394 с.

7. Хакимов Р.С. Перспективы федерализации России: взгляд из Татарстана //Ислам в татарском мире: история и современность: материалы Междунар. симпозиума, Казань 29 апр.-1 мая 1996 г. // Панорама-Форум. -1997. - №12.- Спец. приложение. - 380 с.

8. Хаплехамитов Р.Б. Татарская диаспора Канады в контексте татарской эмиграции// Канадские тетради: сб. материалов науч.-практич. конф. Вып. 3. - Волгоград: Волгоградское научное изд-во, 2006.

9.Шаймиев М. Все же мы идем к демократии (извлечения) / / Языковая политика в Республике Татарстан. Документы и материалы (80-90-е годы). - Казань, 1999. - С.58-59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.