Этнос/ и конфессии
Сергей УСТИНКИН, Ренат ВАГАПОВ
ИСЛАМСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
В статье анализируется государственная политика по отношению к исламу, рассматриваются проблемы содействия исламских организаций государственным органам и общественным институтам в реализации социально значимых программ, сформулированы основные тенденции возрождения ислама на территории России.
In the article the state policy towards Islam is analyzed, problems of Islamic organizations assistance to the state authorities and social institutes in the process of realization of socially important programs are considered; the main tendencies of Islamic rebirth in Russia are brought out.
Ключевые слова:
государственная политика, исламские организации, общественные институты, социальные программы, политический процесс, тенденции возрождения ислама; state policy, Islamic organizations, social institutions, social programs, political process, tendencies of Islamic rebirth.
УСТИНКИН
Сергей
Васильевич —
д.и.н., заведующий
кафедрой
международных
отношений
и политологии
НГЛУим.
Н.А. Добролюбова [email protected]
ВАГАПОВ Ренат Наильевич — аспирант кафедры политологии ННГУ им.
Н.И. Лобачевского [email protected]
С середины 90-х гг. ислам перестал проявлять себя только как религиозный фактор, носитель духовно-культурных ценностей или проводник социальных программ, а превратился в важную составляющую российского политического процесса.
В ряде трудов отечественных специалистов анализируются вопросы возрождения ислама в России, аспекты взаимоотношений ислама и государства1.
Освещению роли мусульманских религиозно-общественных деятелей России в формировании общественно-политических и нравственно-политических взглядов посвящены работы
А.Ю. Хабутдинова, Д.В. Мухетдинова и др.2
Однако роль исламских организаций в политическом процессе современной России в общем остается не раскрытой. Как же обстоит дело в действительности?
Россия — многонациональная и поликонфессиональная страна. В ней проживает более 100 больших и малых по численности народов, из них около 40 коренных для России наций и народностей. Сохранение атмосферы доверия и взаимного уважения в этих сложных и во многом противоречивых условиях — один из главных факторов благополучия и процветания России. Межнациональный и межконфессиональный мир и согласие имеют испытанную историческую основу и подкрепляются целенаправленной политической деятельностью во имя сохранения стабильности и устойчивого развития общества. В современных условиях многократно возрастает ответственность политиков, религиозных деятелей, журналистов за любое высказанное в этой сфере слово или действие.
1 Ислам в современной России. — М., 2004; Ланда Р.Г. Ислам в истории России. — М.,1995; Малашенко А.В. Исламское возрождение в современной России. — М., 1998; Набиев РА. Ислам и государство. Культурно-историческая эволюция мусульманской религии на европейском Востоке. — Казань, 2002; Мусульманские духовные организации и объединения Российской Федерации. — М., 1999; Ислам на пороге XXI века. — Н.Новгород, 1997; Ислам и мусульмане в России. — М., 1999; Саидбаев Т.С. Ислам и общество. Опыт историко-социологического исследования. — 2-е изд.— М., 1984; Мусульмане России накануне XXI века. — М., 1998; Сенюткина О.Н. История цивилизаций. — Н.Новгород, 1997, и др.
2 Мухетдинов Д.В. Общественное движение мусульман-татар: итоги и перспективы. — Н.Новгород, 2005; Хабутдинов А.Ю. Лидеры нации. — Казань, 2001.
Возвращение духовно-нравственных ценностей религии в современную жизнь протекает сложно и противоречиво. История и современная мировая практика показывают необходимость серьезных и взвешенных подходов в области религиозной политики. Строительство демократического и правового государства предполагает учет этноконфессиональных интересов народов нашей страны, сохранение и развитие светских и федеративных принципов многонационального и поликон-фессионального российского государства.
Государственно-конфессиональные отношения в России развиваются в соответствии с логикой переживаемого этапа религиозного возрождения. Их отличительной чертой является формирование новой модели взаимоотношений государства и религиозных структур. Данная модель получила свое правовое, общественно-политическое, организационное оформление. Вступивший в действие с октября 1997 г. Закон Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях» упорядочил отношения в данной сфере. За прошедшие годы религиознообщественная жизнь миллионов российских мусульман обрела необходимую для естественного развития степень свободы и возможность, исходя из положений Конституции РФ и Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», непосредственно влиять на формирование государственно-церковных отношений в России.
Освещая вопросы религии, надо отметить, что ислам представляет собой нерасторжимое единство веры, религии, государственно-правовых установлений и определенных форм культуры. Исламу в принципе чуждо разделение светского и религиозного.
В настоящее время ислам, играющий все возрастающую роль в религиозной жизни россиян, распространен на большой территории Российской Федерации среди значительной части верующих. По разным данным, ислам исповедуют от 15% до 18% населения РФ, т.е. около 20 млн чел.1 в Татарстане, Башкортостане, Удмуртии, Чувашии, Марийской республике, в
1 Эксперты приводят различные цифры численности российских мусульман: от 11 до 30 млн чел. (см.: Малашенко А.В. Указ. соч., с. 8). Муфтий Р. Гайнутдин в своих выступлениях останавливается на цифре 19—20 млн чел.
Сибири, Астраханской, Саратовской, Самарской, Пермской, Пензенской, Нижегородской, Ульяновской и др. областях, в Москве, Санкт-Петербурге, г. Касимове Рязанской обл., на Северном Кавказе и т.д. Мусульмане являются по количеству приверженцев второй после православия российской конфессией.
Состоявшаяся в марте 1996 г. в Москве встреча глав духовных управлений мусульман Центрально-Европейского региона, Республики Татарстан, Поволжья, Сибири, Ульяновской, Оренбургской, Нижегородской обл., а также представителей мусульманских объединений ряда областных центров Российской Федерации выявила стремление мусульманского духовенства к достижению взаимопонимания и единства взглядов по ключевым проблемам, волнующим мусульманское сообщество страны. На встрече подчеркивалось, что появилась потребность в принципиально иной, рожденной новыми историческими реалиями системе взаимоотношений между религиозными руководителями и духовными объединениями мусульман различных регионов Российской Федерации. Ее отличительными чертами являются равноправие, взаимоуважение и признание самостоятельности всех новообразованных и получивших юридический статус духовных управлений. Высшим исполнительным органом мусульманского духовенства с 21 августа 1996 г. юридически стал Совет муфтиев России, который реально координирует деятельность большинства духовных управлений Российской Федерации. По данным социологических опросов, проведенных независимыми экспертными службами РФ, Совет муфтиев России пользуется моральной поддержкой большинства глав мусульманских субъектов РФ (Татарстана, Башкортостана, Карачаево-Черкесии, Дагестана, Адыгеи и др.), а также ведет сотрудничество с более чем 1 500 мусульманскими религиозными объединениями РФ.
Согласно уставу Совета муфтиев России, его основными целями являются: организационная консолидация мусульманских религиозных организаций Российской Федерации с целью совместного решения наиболее крупных и касающихся всего мусульманского сообщества России проблем; координация и взаимопомощь в деятельности входящих в его состав организаций; выработка позиций в отноше-
201 0' 11
ВЛАСТЬ
107
ниях с органами центральной и местной государственной власти, с организациями, представляющими другие конфессии, а также с международными зарубежными организациями; создание необходимых условий для соблюдения прав и защиты интересов мусульман России.
Одним из зримых результатов деятельности Совета муфтиев России можно считать участие в подготовке и принятии Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», в преамбуле которого ислам назван в числе религий, «составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России». Закон, являющийся компромиссным юридическим документом, формулирует современные нормы регулирования государственно-церковных отношений и одновременно создает необходимую правовую базу для упорядочения деятельности мусульманских управленческих структур, позволяет приступить к перерегистрации действующих (фактически и на бумаге) духовных управлений.
По инициативе Совета муфтиев России и при поддержке администрации президента РФ, Комитета Правительства Москвы по связям с религиозными организациями проводятся семинары руководителей духовных управлений мусульман РФ. В работе московских семинаров принимали участие руководители республиканских и региональных мусульманских общин. С целью распространения в обществе объективных и достоверных знаний об исламе Совет муфтиев России совместно с государственными органами власти и мусульманскими общественно-политическими движениями «Союз мусульман России» и «Hyp» проводил международные и всероссийские научно-практические конференции. В серии «Ислам, как он есть» издавались книги, освещавшие различные аспекты мусульманского богословского знания.
Входят в обычную практику и регулярные встречи и совещания членов Совета муфтиев России — высшего органа мусульманского духовенства страны — с руководителями всех ветвей государственной власти на федеральном и местном уровнях, на которых обсуждается участие мусульманских духовных организаций и объединений в образовательных, культурных и благотворительных программах, миротворческих и междуна родных акциях РФ.
Таким образом, создание Совета муфтиев России как центра координации деятельности духовных управлений мусульман, безусловно, отвечает интересам самой многонациональной мусульманской общины РФ и способствует установлению нормального взаимодействия с государственными учреждениями, отвечающими за проведение единой согласованной политики в области государственно-церковных отношений.
Мусульманское общественное движение в последние годы все более превращается в реальную силу. Исламское возрождение в основном является ответом на модернизацию и глобализацию, и в большинстве случаев этот ответ весьма конструктивен. Исламские организации возникли, чтобы удовлетворять потребности возрастающего числа мусульманского городского населения, предоставляя ему социальную поддержку, моральное руководство, материальную помощь, медицинские услуги, образование, помощь в преодолении безработицы.
Для понимания роли исламского фактора в современном обществе приведем несколько примеров. Дагестан обычно сравнивают с Татарстаном как наиболее классическим примером развития ислама. Палестинцев обычно сравнивают с татарами по примерно равному уровню образованности и дисперсности расселения. Пензенская обл. обычно приводится как пример максимальной мусульманской мобилизации в условиях Приволжского федерального округа. Полевые исследования в Дагестане и Палестине были проведены учеными Института востоковедения РАН
В. Бобровниковым1 и Д. Макаровым2, представляющими новое поколение российских исламоведов.
В годы перестройки и первые годы новой России ислам играл весьма незначительную роль для национального движения, его лидеров и правящей элиты. В качестве примера в данной работе мы возьмем Республику Татарстан, так как лидеры национального движения уже в 1990 г. планировали перевести Духовное управление мусульман Европейской России и Сибири (ДУМЕС)
1 Бобровников В. Ислам и советское наследие в колхозах северо-западного Дагестана // Этнографическое обозрение, 1997, № 5.
2 Makarov D. Islam and Development at MicroLevel: Community Activities of the Islamic Movement in Israel. - M., 1997, p. 49-63.
в Казань для закрепления роли столицы Татарстана как национальной и религиозной столицы татар. После отказа муфтия ДУМЕС Т. Таджутдина от такого предложения ВТОЦ фактически приступил к созданию собственного Духовного управления мусульман Татарстана (ДУМ РТ).
Созданное в 1992 г. Духовное управление мусульман Республики Татарстан во главе с Габдуллой Галиуллой оказалось, с одной стороны, в тесной связи с национальным движением во главе с ВТОЦ, с другой — в противостоянии с ДУМЕС, которое в 1994 г. вновь переименовало себя в ЦДУМ. Лидеры ВТОЦ откровенно подчеркивали необходимость подчинения религии и духовенства общенациональным задачам и светским лидерам. Так, один из лидеров ВТОЦ, подполковник в отставке Рашат Сафин, в программной статье «Национальное движение и религия» указывал: «Вкратце, нация (миллят)... первична, а религия — вторична», «религия должна служить нации, а не наоборот. Следовательно, религиозное движение — это одна из составляющих национального движения»1.
Для лидера радикального крыла национального движения, председателя партии «Иттифак» Ф. Байрамовой характерно более активное, чем для лидеров ВТОЦ, использование мусульманских лозунгов. Однако ислам и у нее занимает подчиненное место: «А для народов, подобных татарскому, имевших в свое время большие государства и утративших независимость наций, цель может быть только одна — заново восстановить свою государственность, сохранить татарскую нацию, ее язык, нравственность, веру и религию ислама». Байрамова говорит о великой татарской государственности, простиравшейся от Карского моря до Кавказских гор и от Татарского пролива до берегов Волги и Урала. При этом она уравнивает понятия «Великая страна татар» и «Земля ислама»2.
В начале 1990-х г., когда ВТОЦ в РТ оказывал значительное влияние на орга-
1 Сафин Р. Милли хэрэкэт хэм дин // Татарская нация: прошлое, настоящее, будущее. — Панорама-Форум, 1997, спец. выпуск № 13, с. 94-99.
2 Вестник Международного союза общественных объединений «Всемирный конгресс татар»
(апрель-декабрь 2004 г.). - Казань, 2004, с. 37—38.
ны власти в духовной и образовательной сферах, лидерам ДУМ РТ была важна его поддержка. По мере же ослабления роли ВТОЦ со второй половины 1990-х гг. и понимания населением недостижимости его главной цели — независимости Татарстана — неизбежно должна была укрепляться связь муфтия ДУМ РТ с президентом РТ. Новый муфтий ДУМ РТ Г. Исхаков 14 февраля 1998 г. на объединительном съезде мусульманского духовенства РТ был избран муфтием, председателем Духовного управления мусульман РТ. На встрече президента РФ В.В. Путина и президента РТ М.Ш. Шаймиева с представителями III съезда Всемирного конгресса татар 30 августа 2002 г. М. Шаймиев подчеркнул важность объединительного съезда.
Другой пример. Мусульманское общественное движение в Нижегородской обл. развивается, опираясь в основном не на властные ресурсы или иностранную помощь, а на собственные силы. Нижегородские татары составляют только 1,5% населения области и 1% населения областного центра. Поэтому, чтобы не распылять немногочисленные силы, в 2004 г. Духовным управлением мусульман Нижегородской области (ДУМНО) совместно с общественными татарскими движениями была создана региональная национально-культурная автономия татар Нижегородской обл. (РНКАТНО). В целях активизации религиозной, просветительской, научной, экономической деятельности она объединила все национальные общественные организации области. Нижегородская традиция совместных действий органов религиозной и национально-культурной автономии татар региона, заложенная в 1917 г., приносит свои плоды. В Нижегородской обл. мусульманские религиозные и национально-культурные организации сотрудничают друг с другом3.
Пример двух российских мегаполисов — Казани и Нижнего Новгорода — и регионов Нижегородской обл. и Татарстана показывает, что, несмотря на все имеющиеся различия, татары-мусульмане имеют общие цели и задачи.
3 Медина ал-Ислам, 2005, № 6 (9), с. 6.