Научная статья на тему 'ПАРФЮМЕРНО-КОСМЕТИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И САНИТАРНАЯ ОХРАНА АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА'

ПАРФЮМЕРНО-КОСМЕТИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И САНИТАРНАЯ ОХРАНА АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
217
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПАРФЮМЕРНО-КОСМЕТИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И САНИТАРНАЯ ОХРАНА АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА»

УДК 614.71 /.72:668.5

Н. Н. Костродымов

ПАРФЮМЕРНО-КОСМЕТИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И САНИТАРНАЯ ОХРАНА АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

ЦОЛИУВ, Москва

Парфюмерно-косметическая промышленность (ПКП)—одна из развитых подотраслей пищевой промышленности, входящей в агропромышленный комплекс страны, — насчитывает более 100 предприятий, на которых работает свыше 30 тыс. человек. Развитие ПКП обусловлено постоянно растущей потребностью в продукции подотрасли, удовлетворяющей эстетические и гигиенические запросы населения. За последние 40 лет общий объем производства парфюмерно-косметической продукции вырос в 4 раза, а по отдельным ее видам — более чем в 50 раз. В 1983 г. на заводах подотрасли было произведено более 1,5 млрд. единиц парфюмерно-косметических изделий, из них 560 298 тыс. парфюмерных и 1 190 179 тыс. косметических [4, 5, 10, 12, 15, 16, 30]. Помимо использования душистых веществ (ДВ), вырабатываемых заводами подотрасли по прямому назначению, растет их потребление другими отраслями пищевой промышленности (табачной, масложировой, винодельческой и др.), где ДВ и эфирные масла применяются в качестве отдушек и ароматизаторов [31, 32].

Развитие ПКП идет за счет существенного изменения качественного состава продукции: увеличивается удельный вес ДВ в единице продукции, улучшается ее качество за счет применения новых ДВ и композиций. Так, если раньше в большинстве отечественных духов и одеколонов доля ДВ составляла соответственно 15 и 5%, то в настоящее время — 50 и 30 % [11, 30]. В связи с получением цитраля из изопрен-а появилась возможность резко увеличить производство не только самого цитраля, но и других ДВ из него [8, 34].

Анализ принадлежности ДВ к классам химических соединений показал, что большинство из них относится к эфирам, спиртам, альдегидам. Рассмотрение же динамики объема производства синтетических ДВ дало возможность установить, что эфиры и спирты составляют среди них ведущую группу (85 % от общего объема производства). При этом темпы роста производства спиртов опережают таковые для эфиров [9, 12, 34, 35]. К синтетическим ДВ, которые имеют наибольшие объемы производства, относятся: среди эфиров — пихтасин, ацетат дегидролина-лоола, алендиацетаты, бензилацетат, метиловый эфир рициленовой кислоты, метилсерная кислота, изоамилацетаты, этиллауретан; среди спиртов — линалоол, дегидролиналоол, терпинеол, фенилэтиловый спирт, бензиловый спирт, гваякол, флотомасло, дикрезолы; среди альдегидов — цитраль, цитронеллаль, гидроксицитронел-

лаль, бензальдегид, салициловый альдегид, ванилин, куминовый альдегид. Кроме получения ДВ синтетическим путем, в стране создано производство эфирных масел из натурального сырья. На эфиромасличных заводах налажено многотоннажное производство эфирных масел более 30 наименований, из которых к ведущим по объемам производства относятся кориандровое, лавандовое, мятное, шалфейное, гераиновое, базиликовое, розовое, фенхельное. Общий объем производства эфирных масел в СССР составляет около 1,5 тыс. т [30, 33]. Анализ данных литературы показал, что эфирные масла можно характеризовать по, ведущим компонентам. Так, мятное масло состоит из терпенов и ментола, лимонное— на 9/ю из лимонела, эвкалиптовое — на 78% из цинеола, кориандровое — на 90% из линалоола, анисовое — на 90% из анетола, розовое — на 50 % из фенилэтилового спирта и на 35% из цитронеллола, апельсиновое — на 90% из лимонена [2, 3].

Вопрос о количественном и качественном составе выбросов в атмосферу предприятий ПКП сложен. Во-первых, это обусловлено большим разнообразием выпускаемых в стране ДВ (более 300), во-вторых, с тем, что сам процесс получения ДВ связан с выбором других химических соединений (исходного сырья и полупродуктов). Так, при производстве цитраля происходит выброс в атмосферу не только самого цитраля, но и таких химических соединений, как ацетон, ацетилен, диметилвинилбикарбонол, изопрен, толуол [3]. Исходя из вышеизложенного, можно считать, что выбросы для производства ДВ и эфирных масел содержат ДВ, исходное сырье, полупродукты производства, для парфюмерно-косметических фабрик — ДВ, составляющие основу композиций.

На предприятиях подотрасли не получили распространения сооружения по очистке производственных выбросов в атмосферу от органических соединений. Описаны лишь установки по очистке атмосферных выбросов от толуола в производстве цитраля, от крезолов в производстве синтетического ментола [9, 13, 14].

Данные литературы о гигиенической оценке предприятий ПКП как возможных источников загрязнения атмосферного воздуха населенных мест немногочисленны, но все они указывают на загрязнение предприятиями подотрасли атмосферного воздуха ароматическими соединениями. Имеются сведения с том, что атмосферные загрязнения при производстве синтетических ДВ вызывают снижение неспецифической реактивно-

сти организма, что приводит к росту заболеваемости верхних дыхательных путей, изменению микрофлоры слизистых оболочек носа [1, 17].

О биологическом действии натуральных и синтетических ДВ, входящих в состав атмосферных выбросов ПКП, известно, что эти вещества вызывают аллергические заболевания у рабочих парфюмерно-косметических фабрик и у населения при контакте с духами и одеколонами. В частности, выявлена положительная кожная реакция у этих лиц на такие ДВ, как цитронел-лол, розовое масло, гераниол, эвгенол, коричный спирт, кумарин, гераниевое масло [6, 26, 35]. Л. А. Зуев на основании собственных исследований пришел к выводу, что такие ДВ, как гераниол, эвгенол, розовое масло, можно отнести даже к сильным аллергенам [13]. Установлено, что резкий запах духов и одеколонов может вызывать обострение бронхиальной астмы. При этом отмечено, что приступы при этом заболевании в ответ на вдыхание духов возникают чаще, чем на другие запахи. По данным некоторых авторов, духи занимают 2-е место среди причин возникновения бронхиальной астмы у человека [7, 8, 21]. Выявлено, что даже относительно небольшие концентрации эфирных масел (от 0,00028 до 0,005 мг/м3) при контакте человека с ними во время рабочей смены вызывают изменения со стороны обонятельного анализатора. У рабочих, занятых возделыванием эфироносов, выявлена повышенная сенсибилизация к эфирным маслам (шалфейное, лавандовое, розовое, мятное) [29]. Такие ДВ, как ванилин, ацетил-анезол, в условиях производства вызывают у работников снижение обонятельной чувствительности, нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы (артериальное давление, частота сердечных сокращений), раздражение верхних дыхательных путей [17, 20, 22—25].

Анализ доступной литературы о параметрах острой токсичности ДВ позволяет считать, что эти соединения относятся к умеренно или малотоксичным соединениям [18, 27, 29, 30]. Имеются данные о запаховом воздействии ДВ на организм человека и экспериментальных животных. Так, эфирные масла, в состав которых входят ДВ, могут вызывать головокружение, изменение эмоционального статуса [28]. В экспериментах на животных показано, что запаховое воздействие таких веществ, как цитронеллол и гераниол, ведет к изменению эмоциональной сферы белых крыс-самцов, вызывает изменение со стороны обонятельного анализатора [19, 20].

Таким образом, для ПКП как развивающейся подотрасли пищевой промышленности присущи особенности, характерные для всего народнохозяйственного комплекса страны (увеличение мощности производства, улучшение качества продукции за счет синтеза новых химических соединений). В связи с тем что на предприятиях ПКП отсутствуют сооружения по очистке орга-

нических выбросов в атмосферу, возможно загрязнение атмосферного воздуха запаховыми химическими соединениями. Несмотря на то что качественный и количественный состав выбросов в атмосферу ПКП чрезвычайно разнообразен, анализ литературы позволил выявить группу приоритетных (по объемам производства) загрязнений атмосферы. ПКП относится к числу малоизученных с позиций санитарной охраны атмосферного воздуха подотраслям пищевой промышленности, однако имеющиеся сведения указывают на возможное неблагоприятное влияние выбросов предприятий ПКП на здоровье населения. Данные о последствиях длительного воздействия запаха ДВ на здоровье человека отсутствуют. В то же время проведенные экспериментальные исследования на животных показывают, что подобное действие не проходит бесследно и существенно отличается от кратковременного воздействия запаха на человека, описанного в литературе.

Л и т е р а т у р а

1. Бабичева А. И., Головина 3. П., Мамолетова С. И. и др. // Масло-жиров, пром-сть. — 1984. — № 11.— С. 24—25.

2. Бакурадзе И. Ш. // Там же. — 1985. — № 1. —С. 20— 22.

3. Бахтинов А. А., Родионова И. Э., Линник В. В., За-лис В. М. // Там же.—1981. —№ П. —С. 24—26.

4. Бузырева А. С., Назарова Т. Л. // Там же. — 1984.— № 5. — С. 30—32

5. Бузырева А. С., Назарова Т. Л. // Там же. — 1985.— № 6. — С. 29—32.

6. Гутман С. Г., Сомов Б. А. // Вести, дерматол. — 1968. —№ 1. —С. 62—65.

7. Желтаков М. М., Сомов Б. А. Аллергия к лекарственным веществам. — М., 1968.

8. Залис В. М., Стенина И. П., Дувалина Г. Н. // Мас-ло-жир. пром-сть. — 1984. — №4. — С. 27—28.

9. Золотарев Е. Г. Нейман Л. 10. // Там же. — 1977. — № 8. —С. 1—7.

10. Золотарев Е. Г., Нейман Л. Ю. // Там же.— 1981.— № 6. — С. 25—30.

11. Золотарев Е. Г., Нейман Л. Ю. // Там же. — 1982.— № 2. —С. 5—10.

12. Зуев Л. А. // Вести, оторинолар.— 1964. — № 3.— С. 41—47.

13. Кияшко А. В., Бровцева В. М., Торопкина Г. Н. // Масло-жир. пром-сть.— 1984. — №9.—С. 30—31.

14. Коральчик С. И., Нейман Л. Ю. // Там же. — 1974.— № 4. — С. 43—45.

15. Коральчик С. И., Нейман Л. Ю. // Там же. — № 6.— С. 42.

16. Костродымов Н. Н. II Гиг. и сан. — 1981. — № 1.— С 48_49

П. Костродымов Н. Н. Ц Там же. —№9.— С. 20—22.

18. Костродымов Н. Н. // Там же. — 1986.— № 1.— С. 38—40.

19. Костродымов Н. Н. // Там же. — № 7. — С. 50—52.

20. Крофтон Д., Дуглас А. Заболевания органов дыхания: Пер. с англ. — М., 1974.

21. Лазарев Н. В., Левина Э. Н. Вредные вещества в промышленности.— Л., 1976. — Т. 1.

22. Макарук М. И. // Актуальные вопросы токсикологии в гигиенических исследованиях. — М., 1978. — С. 107— 111.

23. Макарук М. И. // Гиг. и сан. — 1980. — № 6.— С. 78—80.

24. Макарук М. И. // Всесоюзная учредительная конф. по токсикологии: Тезисы докладов. — М., 1980. — С. 61 — 62. '

25. Макарук М. И. // Гиг. и сан. — 1985. —№ 4. — С. 86— 87.

26. Машкиллейсон Л. М. Частная дерхматология. — М., 1975.

27. Мигукина Н. В., Лупанина Т. Б. // Гиг. и сан. — 1983. — № 10. —С. 90.

28. Мигукина Н. В., Янсон В. А. // Масло-жир. пром-сть. — 1974. — № 2. — С. 22—23.

29. Морарь М. И. // Съезд физиологов Молдавской ССР, 2-й: Тезисы докладов. — Кишинев, 1980. — С. 110.

I

УДК 614.7I/.73-07

За последние годы рядом авторов были предложены разные показатели степени загрязнения атмосферы (ГТСЗА) вредными веществами. Все они были разработаны на основе нормированной концентрации (/Сг) вредного вещества (0 [2-8].

Как известно, К% представляет собой отношение фактической концентрации (С{) вещества к

его ПДК:

_ С;

КЩ ПДК- (1)

Поскольку для разработки ПСЗА используются нормированные по ПДК концентрации, то при сравнительном анализе разных ПСЗА получены высокие коэффициенты корреляции (г = 0,87— —0,98). Сказанное свидетельствует о том, что любой ПСЗА может относительно адекватно характеризовать состояние атмосферного воздуха

[9].

Вместе с тем очевидно, что при использовании этих показателей не учитываются динамические аспекты процесса формирования концентраций загрязнителей атмосферы.

Мы попытаемся вкратце изложить наши соображения именно по этому вопросу. Для простоты изложения не будем учитывать возможность комбинированного действия загрязнителей.

Для определения степени атмосферных загрязнений отдельные авторы предлагают использовать дифференцированные по времени ПАК, а при отсутствии таковых — дифференцированные по времени оценочные шкалы — номограммы. Это обусловливается1 с одной стороны, био-

30. Назаров Ю. Ф., Сивкина //. С. // Масло-жир. пром-сть. — 1984. — № 7. — С. 26—29.

31. Петровский К. С. Гигиена питания. — М., 1964.

32. Рейслер А. В. Гигиена питания. — М., 1952.

33. Товбин И. М. // Обмен опытом работы парфюмерно-косметических фабрик, предприятий синтетических душистых веществ и эфиромасличной промышленности. — М., 1960. —С. 218—252.

34. Товбин И. М., Бушующий В. Н., Любошиц Н. Ю. // Масло-жир. пром-сть. — 1975. — № 9. — С. 30—32.

35. Шулов Л. М., Лишинер А. С. Справочник по душистым веществам и другим синтетическим продуктам парфюмерно-косметической промышленности. — М., 1972.

Поступила 23.01.87

логическими закономерностями, состоящими в том, что по мере снижения воздействующей концентрации возрастает время наступления одинаковых эффектов, а с другой — закономерностями распределения концентраций вредных веществ в атмосфере во времени, согласно которым по мере увеличения продолжительности периода осреднения абсолютные значения максимальных концентраций уменьшаются [1, 10].

Исходя из этих закономерностей, приходим к логическому выводу, что для динамической оценки степени загрязнения атмосферы можно использовать суммарную во времени концентрацию (С2г), которая может быть описана как сумма фактических концентраций разных периодов осреднения:

= (2)

где /— индекс, характеризующий период осреднения.

В принципе этот ряд состоит из бесконечно большого числа членов. Но на практике их число значительно ограничено [1]. Поэтому формула (2) может быть применена с учетом структуры номограмм оценки степени загрязнения атмосферы, предложенной М. А. Пинигиным [6, 7]. В этом случае суммарная во времени концентрация какого-либо вещества представляет сумму среднегодовой (Сгг*), среднемесячной (СМг), среднесуточной (ССг) и разовой (Ср,:) концентраций:

С2г = СГ 7- + См i + Сс i + Ср (3)

Из формулы (3) вытекает общая формула

За рубежом

Л. А. Б опито

О ДИНАМИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ СТЕПЕНИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ

АТМОСФЕРЫ

Национальный институт гигиены, эпидемиологии и микробиологии, Куба, Гавана

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.