Научная статья на тему 'ПАРАМЕТРЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ ЮНИОРОВ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ'

ПАРАМЕТРЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ ЮНИОРОВ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
102
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Fan-Sportga
Область наук
Ключевые слова
ВЕЛОСПОРТ / ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПОДГОТОВКИ / СРЕДСТВА ТЯЖЕЛОЙ АТЛЕТИКИ / ВЕЛОСИПЕДИСТЫ - ЮНИОРЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тоштурдиев Ш. Х.

В настоящей статье рассматривается процесс управления физической подготовленностью велосипедистов юниоров на подготовительном этапе подготовке, средствами тяжелой атлетики в общей физической подготовке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПАРАМЕТРЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ ЮНИОРОВ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ»

Техника, тактика и методика спортивной тренировки

Совокупность этих личностных характеристик и условий является фундаментом, наличие которого обеспечивает практически постоянное успешное преодоление трудностей и может быть определено как личностный потенциал преодоления.

В результате анализа полученного материала мы предлагаем следующее: используя определённую психологическую установку на конкретный результат в соревновательном упражнении, спортсмен формирует своё состояние психической готовности, а также на преодоление разнообразных проблем встречающихся в день соревнований.

Выводы. Использование установки психологической подготовки в течение подготовительного периода спортсменами-паралимпийцами позволили получить положительное влияние совершенствования процесса увеличения силы, которая повысилась на 23 %. Выполнение этой программы подготовительного периода привело как к улучшению психики, так и выполнению намеченных результатов. Спортсмены экспериментальной группы повысили результат на 8-10 кг.

Резюмируя вышеизложенное нужно отметить, что:

1. Значение организации сеансов психологической подготовки мысленного самопрограммирования спор-тсменов-паралимпийцев освоена. Экспериментально обоснована установка психологической готовности спортсменов-паралимпийцев к соревнованиям.

2. Приемами идеомоторной тренировки являются упражнения по мысленному воспроизведению освоенных ранее двигательных актов - образы движения, при этом интенсивное повторение мысленно выполненного

движения способствует стабилизации и закреплению навыков.

Вместе с тем, идеомоторную тренировку можно использовать в тех случаях, когда сеанс психологической регуляции включает метод нервно-мышечной релаксации: двигательные релаксационные упражнения могут быть трансформированы в их мысленное воспроизведение.

3. Прием мысленного самопрограммирования в состоянии релаксации идеомоторной тренировки применялся на фоне состояния аутогенного погружения с целью мысленной отработки определенных двигательных программы предстоящего соревнования. При организации процедуры диагностики, учитывалась необходимость комплексного и системного подхода.

В заключении можно предположить, что последующие усилия исследователей и выдающихся тренеров приведут к более значительному вкладу этих технологий в дальнейший прогресс процесса спортивной подготовки и мирового спорта в целом.

Литература:

1. Атакаева А.Т. Роль психологической подготовки к спортивным соревнованиям / А. Т. Атакаева, А. А. Беков, С. К. Тулеев // Современные исследования - 2017: сб. ст. по материалам междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. А. И. Вострецова. - Нефтекамск, 2017. - С. 864-870.

2. Ахмадеев Д.Н. Психологическая подготовка учащихся к соревнованиям / Д. Н. Ахмадеев//Новая наука: стратегии и векторы развития. - 2016. - № 4-2 (76). - С. 6-7.

3. Гаспарян А.Г. Психологическая подготовка к соревнованиям / А. Г. Гаспарян О. А. Гнилицкая // Новая наука: соврем. состояние и пути развития. - 2016. - № 4-4. - С. 47-50.

4. Леонова А. Б., Кузнецова А. С. «Психические технологии управления состоянием человека». - М.: «Смысл», 2007 г.

УУК (УДК, UDC) 796.61.093.557

ПАРАМЕТРЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ВЕЛО СИПЕДИСТОВ ЮНИОРОВ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ

Научный соискатель Ш.Х. ТОШТУРДИЕВ1

'Узбекский государственный университет физической культуры и спорта город Чирчик, Узбекистан

Информация для связи с автором:

[email protected]

Аннотация

Annotation

В настоящей статье рассматривается процесс управления физической подготовленностью велосипедистов юниоров на подготовительном этапе подготовке, средствами тяжелой атлетики в общей физической подготовке.

Ключевые слова велоспорт, подготовительный этап подготовки, средства тяжелой атлетики, велосипедисты - юниоры.

Abstract: This article examines the process of managing the physical fitness of junior cyclists at the preparatory stage of training, by means of weightlifting in general physical training.

Key words: Cycling, preparatory stage of training, weightlifting equipment, cyclists - juniors.

Введение. Рекогносцировка уровня физической подготовленности - задача, наиболее часто решаемая в исследованиях по спортивной педагогике. Известно, что оценка физической подготовленности молодых спортсменов традиционно проходит с опорой на какие-либо нормы, стандарты, показатели физического развития и физической подготовленности. Исследуя дан-

ный аспект, мы пришли к выводу, что данная область недостаточно исследуема, что явилось актуальностью выбранной темы. В своей работе мы попытались, внести коррективы, делая упор на подготовку спортсменов в подготовительном периоде на упражнения с уклоном на тяжелую атлетику, что привело к положительной тенденции роста физических качеств. [2]

Техника, тактика и методика спортивной тренировки

о

(N О СЧ 00

го

F

о

Q.

СО

Цель. Настоящего исследования разработать параметры индивидуализации тренировочного процесса спортсменов юниоров, с учетом контроля за динамикой физических качеств в подготовительном периоде.

Объект исследования: процесс спортивной подготовки велосипедистов - юниоров направленный на развитие физических качеств в подготовительном периоде.

Предмет исследования: явилось изучение тренировочного процесса велосипедистов юниоров в подготовительном периоде на основе определения параметров физической подготовки.

Научная новизна и практическая значимость: внесены коррективы в тренировочный процесс велосипедистов - юниоров в подготовительном периоде на упражнения из тяжелой атлетики, что привело к положительной тенденции роста физических качеств.

В ходе исследования для решения поставленных задач были использованы следующие методы: анализ и обобщение данных литературы; изучение опыта передовой тренерской практики; анализ тренировочной деятельности с использованием методов хронометрирования, пульсометрии, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

В нашу задачу входило индивидуализировать процесс управления развитием физических качеств в условиях тренировок молодых велосипедистов (юниоров). Педагогический эксперимент проводился в подготовительный период и был разбит на две части. В первой части эксперимента (май - август 2018 г.) изучались особенности развития физических качеств у отдельных спортсменов, тренирующихся по общему плану подготовки. Задача второй части эксперимента (май - август 2019 г.) состояла в определении эффективности индивидуализации тренировочного процесса с учетом последовательного преимущественного воздействия на отстающие и наиболее развитые физические качества спортсменов.

Эффективность построения тренировочного процесса в соревновательном периоде оценивалась по показателям достигнутого уровня развития физических качеств, а также по результатам выступления спортсменов в соревнованиях.[3]

Тренировочный процесс в подготовительном периоде (2018 г.) строился с учетом комплексного воздействия на физические качества спортсменов. Для этого использовались средства тяжелой атлетики. Программа тренировки на первом этапе соревновательного периода была составлена с учетом использования календарей шоссейных и трековых соревнований и предусматривала участие спортсменов в однодневных стартах на шоссе, а также в серии трековых гонок, носящих подготовительный характер. Общий месячный объем нагрузок в этом

периоде по сравнению с соревновательным снижался на 30 - 40% за счет сокращения объема шоссейной подготовки, которая предусматривала поддержание достигнутого уровня выносливости и создание благоприятного фона для проведения интенсивных трековых тренировок. Средства и методы подготовки гонщиков на треке были направлены на решение задач комплексного развития скоростно-силовых возможностей, скоростной и специальной выносливости спортсменов.

На втором этапе подготовительного периода объем шоссейной подготовки оставался на том же уровне. Однако интенсивность ее снижалась за счет увеличения доли восстановительного километража и отсутствия соревнований на шоссе.

В результате анализа динамики показателей развития физических качеств спортсменов установлено, что работа, характерная для подготовительного периода, на протяжении первого этапа подготовки (май - июнь) вызвала рост скоростных и скоростно-силовых качеств (показатель быстроты 102,1 ± 0,72%, скоростного компонента скоростной силы 102,4 ± 0,66%, силового компонента скоростной силы 101,1 ± 0,57%). Вместе с тем отмечалось некоторое снижение выносливости к аэробной работе (98,4 ± 1,22%) и стабилизация показателей развития специальной выносливости.

В течение второго этапа подготовки (июль - август) наблюдалась обратная динамика скоростно-си-ловых качеств. В то время как показатели быстроты и скоростного компонента качества скоростной силы остались на уровне, превышающем и исходное состояние (снижение статистически недостоверно), силовой компонент этого качества снизился в среднем до исходного уровня. Показатели развития специальной выносливости и выносливости спортсменов к аэробной работе продолжали снижаться и достигли к концу исследования соответственно 97,1 ± 1,12% и 95,6 ± 0,99% (по сравнению с исходными).

Анализ результатов исследования позволил установить, что работа, направленная на преимущественное развитие отстающих физических качеств, в течение 2 месяцев подготовки, с одной стороны, вызвала опережающее развитие этих качеств, с другой - не привела к значительному снижению доминирующих физических способностей спортсменов и тем самым создала благоприятный фон для их дальнейшего развития.

В последние годы в соревновательном периоде подготовки спортсменов высокого класса выделяют этап непосредственной предсоревновательной подготовки (Черникова Е.Н., 2011). В данном эксперименте этот этап решал задачу: с одной стороны, повысить доминирующие физические качества спортсменов; с другой - трансформировать достигнутый уровень

24 e-mail: [email protected] №3-2020

Спорт машFулотлари: техника, тактика, усулият Техника, тактика и методика спортивной тренировки

развития качеств в максимально возможный спортивный результат. Этап непосредственной подготовки к основным соревнованиям (общей продолжительностью 7 недель) состоял из двух мезоциклов; один из них (5 недель) был направлен на развитие доминирующих качеств спортсменов, обусловливающих их спортивный результат, другой - способствовал накоплению соревновательного потенциала и созданию условий для полной его реализации в главных соревнованиях. [5]

На протяжении первого мезоцикла (6 июня - 9 августа 2019 г.) тренировочная программа спортсменов группы I предусматривала частичное использование средств скоростно-силовой направленности (15%), скоростной и специальной выносливости (40%); нагрузки аэробной направленности и восстановительный километраж составили 45%. Спортсмены группы II в этом мезоцикле выполнили значительный объем работы скоростного и скоростно-силового характера (30%); средства скоростной и специальной выносливости (40%) и умеренные нагрузки (30%) были направлены на поддержание достигнутого уровня развития этих качеств.

Предсоревновательный мезоцикл длительностью 2 недели предусматривал значительнее снижение объема и интенсивности тренировки и включал отдельные тренировки с большой нагрузкой.

Этапное тестирование, завершившее двухгодичный цикл исследований, выявило характер изменения показателей специальной физической подготовленности и послужило основанием для определения эффективности применения тренировочных программ с преимущественным воздействием на отдельные физические качества спортсменов.[1]

В табл. 1 приведены данные об изменении показателей исследуемых качеств под воздействием экспериментальной тренировки.

Таблица-1

Динамика показателей физических качеств в соревновательном периоде 2019 г.

(в % к исходному уровню)

Несмотря на значительный объем работы, направленной на развитие качеств выносливости, на втором этапе подготовки контрольная группа сохранил высокие скоростно-силовые и скоростные возможности. Проделанная тренировочная работа вызвала некоторое повышение показателей специальной выносливости и позволила удержать достигнутым уровень выносливости.

Для экспериментальная группа второй этап подготовки был эффективным для развития качеств быстроты и скоростной силы, а также основных способностей гонщика, от которых зависит уровень его спортивных достижений.

Таблица-2

Степень повышения показателей развития физических качеств велосипедистов под воздействием экспериментальной тренировки

Год

Показатели 2018 г. 2019 г. 2018 г. 2019 г.

контрольная экспериментальная

Быстрота 57 58 62 63

Скоростно-силовые возможности:

скоростной компонент 47,5 50,5 52 53,5

силовой компонент 37,5 40 42 43,5

Специальная выносливость 640 673,5 590 626,5

Выносливость к аэробной работе 10,71 11,20 9,62 10,00

В целом при сравнении результатов, показанных спортсменами в последнем тестировании, с результатами тестирования, проведенного в августе 2018 г., можно отметить их существенное улучшение (табл. 2).

Вывод. Анализ результатов исследования позволяет утверждать, что индивидуализация тренировочного процесса спортсменов юниоров, с учетом контроля за динамикой физических качеств с целью направленного их развития на этапах подготовительного периода тренировки, использую в подготовительном периоде упражнения с тяжелой атлетики, является действенным фактором достижения спортивных результатов.

Показатели Быстрота Контрольная группа Экспериментальная группа

Конец первого этапа Конец соревновательного периода Конец первого этапа Конец соревновательного периода

102,6 101,8 100,0 103,3

Скорост-но-силовые возможности:

скоростной компонент 106,1 103,1 101,0 103,9

силовой компонент 105,1 102,6 102,4 103,6

Специальная выносливость 100,3 101,1 101,1 101,4

Выносливость к аэробной работе 98,5 98,5 100,0 98,7

Литературы:

1. Маткаримов Р.М., Черникова Е.Н., Юн Р.С. Повышение спортивно-педагогического мастерства в велосипедном спорте, Методическое пособие, Издательско - полиграфический отдел УзГИФК,2009. - 90 с.

2. Нарбаева Т.К., Черникова Е.Н. Каримов И.И. VELOSIPED SPORTI, Укув кулланма, УзДЖТИ нашриёт-матбоа булими, Тошкент, 2016. - 291 б.

3. Полищук Д. А. Велосипедный спорт: науч. изд. - Киев : Олимп, лит., 1997. - 343 с.

4. www.UCI.com.

5. Черникова Е.Н. Совершенствование тренировочного процесса велосипедистов-шоссейников на этапе непосредственной предсо-ревновательной подготовки, Методическое пособие - Издательско - полиграфический отдел УзГИФК, 2011. - 39 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.