Научная статья на тему 'МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ БЕГУНОВ НА 400 М С БАРЬЕРАМИ'

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ БЕГУНОВ НА 400 М С БАРЬЕРАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
392
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАРЬЕРНЫЙ БЕГ / КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ СПОРТСМЕНЫ / МЕТОДИКА / БЛОКОВАЯ СИСТЕМА / ГОДИЧНЫЙ ЦИКЛ ПОДГОТОВКИ / СПЕЦИАЛЬНАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ / БЕГОВЫЕ НАГРУЗКИ РАЗЛИЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / HURDLING / QUALIFIED ATHLETES / METHODOLOGY / BLOCK SYSTEM / ANNUAL CYCLE OF TRAINING / SPECIAL ENDURANCE / RUNNING LOADS OF DIFFERENT DIRECTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Титова Елена Петровна

В статье представлены структура и содержание методики развития специальной выносливости квалифицированных бегунов на 400 м с барьерами на основе использования беговых нагрузок различной направленности. Разработанная методика сочетает в себе традиционный подход и блоковую систему построения годичного цикла подготовки. Общеподготовительный этап соответствует блоку А (базовая подготовка, направленная на развитие общей выносливости), специально-подготовительный этап - блоку В (преимущественное развитие специальной выносливости), соревновательный этап - блоку С (соревновательная подготовка, направленная на максимальное развитие специальной выносливости). На различных этапах круглогодичной тренировки осуществляется комплексное развитие физических качеств барьеристов с доминирующим воздействием на развитие специальной выносливости посредством применения определенного соотношения беговых нагрузок различной направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Титова Елена Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF DEVELOPMENT OF SPECIAL ENDURANCE OF QUALIFIED RUNNERS ON 400 M HURDLES

The article presents the structure and content of the methodology of development of special endurance of qualified runners on 400 m hurdles based on the use of running loads of different directions. The developed methodology combines the traditional approach and block system for building up one-year training cycle. The general training stage corresponds to block A (basic training aimed at the development of general endurance), special-preparatory stage - block B (preferential development of special endurance), competitive stage - block C (competitive training aimed at the maximum development of special endurance). At various stages of year-round training, the complex development of physical qualities of hurdlers is carried out with the dominant impact on the development of special endurance through the use of the certain ratio of running loads of different directions

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ БЕГУНОВ НА 400 М С БАРЬЕРАМИ»

средств и содержания образования, способные обеспечивать его продуктивную деятельность.

В инновационной образовательной среде элементы системы взаимодействий обеспечивают достижение единой цели - развитие личности обучающегося. Школа учится, не только прогнозировать изменения, но и внедрять инновации таким образом, чтобы получить для себя конкурентные преимущества. Поэтому мы, вслед за Л.С. Выготским, определяем образовательное пространство как поле активного взаимодействия трех компо-нентов: школьника, педагога и среды между ними.

ЛИТЕРАТУРА

1. Иванова, С.В. Образовательное пространство в научных исследованиях и правовых документах: понятия, практика применения, сложности и риски / С.В. Иванова // Ценности и смыслы. - 2014. - № 5 (33). - С. 4-17.

2. Шамова, Т.И. Воспитательная система: сущность, содержание, управление / Т.И. Ша-мова, Г.Н. Шибанова. - Москва : ЦГЛ. 2003. - 200 с.

REFERENCES

1. Ivanova, S.B. (2014), "Educational space in scientific researches and legal documents: concepts, application practice, difficulties and risks", Values and meanings, No. 5 (33), pp. 4-17

2. Shamova, T.I. and Shibanova, G.N. (2003), Educational system: essence, content, management, TSGL, Moscow.

Контактная информация: OOOMOCT@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 20.07.2020

УДК 796.422.093.352

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ БЕГУНОВ НА 400 М С БАРЬЕРАМИ

Елена Петровна Титова, кандидат педагогических наук, Могилевский институт Министерства внутренних дел, Республика Беларусь

Аннотация

В статье представлены структура и содержание методики развития специальной выносливости квалифицированных бегунов на 400 м с барьерами на основе использования беговых нагрузок различной направленности. Разработанная методика сочетает в себе традиционный подход и блоковую систему построения годичного цикла подготовки. Общеподготовительный этап соответствует блоку А (базовая подготовка, направленная на развитие общей выносливости), специально-подготовительный этап - блоку В (преимущественное развитие специальной выносливости), соревновательный этап - блоку С (соревновательная подготовка, направленная на максимальное развитие специальной выносливости). На различных этапах круглогодичной тренировки осуществляется комплексное развитие физических качеств барьеристов с доминирующим воздействием на развитие специальной выносливости посредством применения определенного соотношения беговых нагрузок различной направленности.

Ключевые слова: барьерный бег, квалифицированные спортсмены, методика, блоковая система, годичный цикл подготовки, специальная выносливость, беговые нагрузки различной направленности.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.7.p400-405

METHODOLOGY OF DEVELOPMENT OF SPECIAL ENDURANCE OF QUALIFIED

RUNNERS ON 400 M HURDLES

Elena Petrovna Titova, the candidate ofpedagogical sciences, Mogilev Institute of the Ministry

of internal Affairs, Republic of Belarus

Abstract

The article presents the structure and content of the methodology of development of special endurance of qualified runners on 400 m hurdles based on the use of running loads of different directions. The developed methodology combines the traditional approach and block system for building up one-year training cycle. The general training stage corresponds to block A (basic training aimed at the development of general endurance), special-preparatory stage - block B (preferential development of special endurance), competitive stage - block C (competitive training aimed at the maximum development of special endurance). At various stages of year-round training, the complex development of physical qualities of hurdlers is carried out with the dominant impact on the development of special endurance through the use of the certain ratio of running loads of different directions.

Keywords: hurdling, qualified athletes, methodology, block system, annual cycle of training, special endurance, running loads of different directions.

ВВЕДЕНИЕ

Бег на 400 м с барьерами является достаточно сложным видом легкой атлетики: во время бега по дистанции в условиях нарастающего утомления барьеристу необходимо преодолевать 10 препятствий на достаточно высокой скорости, что предъявляет высокие требования к физической подготовленности спортсменов.

Результаты исследований различных авторов (В.Г. Алабин, Я. Искра, А.В. Карасев, И.В. Кубыщенко, М.М. Майшутович, В.В. Степанов, C. Gevat) указывают на то, что спортивный результат в беге на 400 м с барьерами в наибольшей степени зависит от уровня развития скоростно-силовых качеств и специальной выносливости. Специальная выносливость барьериста - это способность спортсмена противостоять утомлению и сохранять заданную скорость и темпо-ритмовую структуру бега во время преодоления дистанции. Для развития данного физического качества используются беговые нагрузки различной направленности: алактатно-анаэробной, анаэробно-гликолитической, смешанной анаэробно-аэробной и аэробной.

Базой для развития специальной выносливости является общая выносливость, связанная с проявлением аэробных возможностей организма спортсменов. Связующим элементом тренировки при переходе от средств общей беговой подготовки к средствам специального характера являются беговые нагрузки смешанной анаэробно-аэробной направленности. Беговые нагрузки анаэробно-гликолитической направленности являются основным средством развития специальной выносливости барьеристов.

Вышеизложенное указывает на то, что применение определенного соотношения беговых нагрузок различной интенсивности и продолжительности в годичном цикле подготовки бегунов на 400 м с барьерами может оказывать существенное влияние на результат в соревновательном упражнении.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

По итогам проведенных исследований [3, 4] была разработана методика, обеспечивающая эффективное развитие специальной выносливости барьеристов на основе использования беговых нагрузок различной направленности. Данная методика предполагает применение определенного соотношения беговых нагрузок алактатно-анаэробной, анаэ-робно-гликолитической, смешанной анаэробно-аэробной и аэробной направленности в годичном цикле подготовки спортсменов.

В соответствии с разработанной методикой планирование тренировочного процесса барьеристов осуществляется, исходя из дат календаря, на которые приходятся главные соревнования бегунов на 400 м с барьерами (как правило, две последние недели июня, первая неделя июля).

Годичный цикл делится на осенне-зимний и весенне-летний циклы, включающие периоды и этапы, которые в свою очередь состоят из мезоциклов и микроциклов (МЦ) (рисунок).

Годичный цикл подготовки

Осенне-зимний цикл

Г_

Подготовительный период

| --г

Соревновательный период

Общеподготовительный этап (блок А)

Базовая функционально-энергетическая подготовка, направленная на развитие общей выносливости. Основные средства: кроссовый бег, фартлек (интенсивность менее 81 %)

Втягивающий мезоцикл

Базовый

мезоцикл

5 5 2 'з

я я я s

£ £ 5 2

О О О В

о

Специально-подготовительный этап (блок В)

Преимущественное развитие специальной выносливости. Основные средства: гладкий бег на

отрезках 300-600 м с интенсивностью 81-90 %

ш

Соревновательный этап (блок С)

Соревновательная подготовка, направленная на максимальное развита! специальной выносливости. Основные средства: гладкий бег на отрезках 100-300 м с интенсивностью 91-95 %

Базовый мезоцикл

Контрольно-подготовительный мезоцикл

Соревновательный Соревновательный мезоцикл мезоцикл

Весенне-летний цикл

Подготовительный период

I

^Соревновательный период

Общеподготовительный этап (блок А)

Базовая функционально-энергетическая подготовка, направленная на развитие общей выносливости Основные средства кроссовый бег, фартлек (интенсивность менее 81 %)

Специально-подготовительный этап (блок В)

Преимущественное развитие специальной выносливости. Основные средства: гладкий бег на отрезках 300-600 м, барьерный бег на отрезках 300—400 м с интенсивностью 81-90 %

Соревновательный этап (блок С)

Соревновательная подготовка, направленная на максимальное развитие специальной выносливости. Основные средства: гладкий и барьерный бег на отрезках 100-300 м с интенсивностью 91-95 %

I

Базовый мезоцикл

Контрольно-подготовительны! мезоцикл

Соревновательный мезоцикл

Соревновательный мезоцикл

►¡Переходный

период

Рисунок. - Структура методики развития специальной выносливости квалифицированных бегунов на 400 м с

барьерами

Разработанная методика развития специальной выносливости бегунов на 400 м с барьерами предполагает комплексную (разнонаправленную) подготовку спортсменов: проводятся тренировочные занятия с малыми, средними и большими нагрузками скоростной, силовой, скоростно-силовой, технической направленности, а также тренировочные занятия, направленные на развитие общей выносливости барьеристов. Для развития специальной выносливости спортсменов используются беговые нагрузки анаэробно-гликолитической и смешанной анаэробно-аэробной направленности. Планирование данных беговых нагрузок в круглогодичной тренировке осуществляется на основе использо-

вания особенностей блоковой системы периодизации годичного цикла подготовки (последовательная смена нагрузок различной преимущественной направленности, противофазное изменение объема и интенсивности) [2].

Выполнение большого объема беговых нагрузок анаэробно-гликолитической и смешанной анаэробно-аэробной направленности является достаточно сложной задачей. Для того чтобы избежать состояния переутомления необходимо создавать условия, обеспечивающие эффективное протекание восстановительных процессов. С этой целью, по мнению специалистов, могут использоваться стандартные тренировочные занятия и недельные циклы тренировки, оказывающие положительное влияние на приспособление тех систем организма, которые принимают непосредственное участие в определенной деятельности [1]. Поэтому в годичном цикле подготовки барьеристов применяются стандартные тренировочные занятия, направленные на развитие специальной выносливости. При этом соблюдается постепенное увеличение объема беговых нагрузок анаэробно-гликолитической направленности на общеподготовительном, специально-подготовительном и соревновательном этапах (от одного мезоцикла к другому продолжительностью 4 недели). Объем беговых нагрузок смешанной анаэробно-аэробной направленности постепенно увеличивается на общеподготовительном и специально-подготовительном этапе и снижается на соревновательном этапе. Такой подход предъявляет жесткие требования к организму барьеристов, поэтому на общеподготовительном этапе годичного цикла осуществляется предварительная подготовка (выполняются большие объемы беговых нагрузок аэробной направленности).

Стандартность тренировочных занятий заключается в том, что в каждом МЦ продолжительностью 7 дней проводится 2-3 занятия, включающие беговые нагрузки анаэ-робно-гликолитической и смешанной анаэробно-аэробной направленности. Структура и содержание которых повторяется в следующих 2-х МЦ (количество стандартных занятий в МЦ устанавливается в соответствии с временными границами, определяющими восстановление организма спортсменов после выполненной нагрузки). После 3-х таких МЦ следует восстановительный МЦ, в котором запланировано несколько иное соотношение беговых нагрузок различной направленности, способствующее протеканию адаптационных процессов, происходящих в организме, после применения больших объемов беговых нагрузок анаэробно-гликолитической и смешанной анаэробно-аэробной направленности.

Таким образом, из 3-х МЦ (втягивающих, ординарных, ударных, соревновательных) в зависимости от этапа круглогодичной подготовки и 1-го восстановительного МЦ складывается мезоцикл продолжительностью 4 недели (втягивающий, базовый, контрольно-подготовительный, соревновательный). Смена средств беговых нагрузок анаэ-робно-гликолитической и смешанной анаэробно-аэробной направленности осуществляется по окончании каждого мезоцикла. В таблице представлено содержание методики развития специальной выносливости квалифицированных бегунов на 400 м с барьерами.

Таблица - Содержание методики развития специальной выносливости квалифицирован-

Этапы Направленность беговых нагрузок Интенсивность, % Объем беговых нагрузок, %

Втягивающий мезоцикл - сентябрь (4 недели)

Ординарные микроциклы (3 недели)

алактатно-анаэробная 96-100 2

Общеподготовитель- анаэробно-гликолитическая 91-95 8

ный этап осенне- смешанная анаэробно-аэробная 81-90 25

зимнего цикла подго- аэробная менее 81 65

товки Восстановительный микроцикл на 4-й неделе (сентябрь)

(блок А) алактатно-анаэробная 96-100 2

анаэробно-гликолитическая 91-95 8

смешанная анаэробно-аэробная аэробная 81-90 менее 81 25 65

Этапы Направленность беговых нагрузок Интенсивность, % Объем беговых нагрузок, %

Базовые мезоциклы — октябрь - ноябрь (8 недель)

Ординарные микроциклы (1, 2, 3, 5, 6, 7-я неделя)

алактатно-анаэробная анаэробно-гликолитическая смешанная анаэробно-аэробная аэробная 96-100 91-95 81-90 менее 81 3 12 35 50

Восстановительные микроциклы на 4-й неделе (октябрь) и 8-й неделе (ноябрь)

Специально-подготовительный этап осенне-зимнего цикла подготовки (блок В) Контрольно-подготовительный мезоцикл - ноябрь - декабрь (5 недель)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ударные микроциклы (3 недели)

алактатно-анаэробная анаэробно-гликолитическая смешанная анаэробно-аэробная аэробная 96-100 91-95 81-90 менее 81 5 20 40 35

Восстановительный микроцикл на 4-й неделе (декабрь)

Подводящий микроцикл на 5-й неделе

алактатно-анаэробная анаэробно-гликолитическая смешанная анаэробно-аэробная аэробная 96-100 91-95 81-90 менее 81 5 35 35 25

Соревновательный этап осенне-зимнего цикла подготовки (блок С) Соревновательные мезоциклы - январь - февраль (8 недель)

Соревновательные микроциклы (1, 2, 3, 5, 6, 7-я неделя)

алактатно-анаэробная анаэробно-гликолитическая смешанная анаэробно-аэробная аэробная 96-100 91-95 81-90 менее 81 7 50 28 15

Восстановительные микроциклы на 4-й неделе (январь) и 8-й неделе (февраль)

Общеподготовительный этап весенне-летнего цикла подготовки (блок А Восстановительный микроцикл на 1-й неделе (март)

Базовый мезоцикл - март (4 недели)

Ординарные мик роциклы

алактатно-анаэробная анаэробно-гликолитическая смешанная анаэробно-аэробная аэробная 96-100 91-95 81-90 менее 81 3 12 35 50

Восстановительный микроцикл на 4-й неделе (март)

Специально-подготовительный этап весенне-летнего цикла подготовки (блок В) Контрольно-подготовительный мезоцикл - апрель (4 недели)

Ударные микроциклы

алактатно-анаэробная анаэробно-гликолитическая смешанная анаэробно-аэробная аэробная 96-100 91-95 81-90 менее 81 5 20 40 35

Восстановительный микроцикл на 4-й неделе (апрель)

Подводящие микроциклы на 1-й и 2-й неделях мая

алактатно-анаэробная анаэробно-гликолитическая смешанная анаэробно-аэробная аэробная 96-100 91-95 81-90 менее 81 5 35 35 25

Соревновательный этап весенне-летнего цикла подготовки (блок С) Соревновательные мезоциклы - май - июль (8 недель)

Соревновательные микроциклы (1, 2, 3, 5, 6, 7-я неделя)

алактатно-анаэробная анаэробно-гликолитическая смешанная анаэробно-аэробная аэробная 96-100 91-95 81-90 менее 81 7 50 28 15

Восстановительные микроциклы на 4-й неделе (июнь) и 8-й неделе (июль)

Переходный период (июль - август)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Разработанная методика развития специальной выносливости квалифицированных бегунов на 400 м с барьерами построена на основе традиционного подхода и особенно-

стей блоковой системы периодизации круглогодичной подготовки. Годичный цикл делится на осенне-зимний и весенне-летний циклы, включающие периоды и этапы, которые в свою очередь состоят из мезо- и микроциклов. На этапах осуществляется комплексное развитие физических качеств с доминирующим воздействием на развитие специальной выносливости барьеристов посредством использования беговых нагрузок различной направленности. Данная методика дает возможность тренеру планировать оптимальное соотношение беговых нагрузок различной направленности в годичном цикле подготовки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бондарчук, А.П. Управление тренировочным процессом спортсменов высокого класса / А.П. Бондарчук. - Москва : Олимпия Пресс, 2007. - 272 с.

2. Верхошанский, Ю.В. Физиологические основы и методические принципы тренировки в беге на выносливость / Ю.В. Верхошанский. - Москва : Советский спорт, 2014. - 80 с.

3. Ковалькова, Е.П. Совершенствование структуры годичного цикла подготовки бегунов на 400 м с барьерами / Е.П. Ковалькова // Мир спорта. - 2016. - № 2 (63). - С. 24-28.

REFERENCES

1. Bondarchuk, A.P. (2007), Management of the training process of high-class athletes, Olympia Press, Moscow.

2. Verkhoshansky, UY.V. (2014), Physiological bases and methodological principies of training in endurance running, Soviet sport, Moscow.

3. Kovalkova, E.P. (2016), "Improvement of the structure of an annual training cycle for 400 m hurdles", World of sports, No.2 (63), pp. 24-28.

Контактная информация: elena_fiv@mail.ru

Статья поступила в редакцию 28.07.2020

УДК 796.417.2

МОДЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ

ПОДГОТОВЛЕННОСТИ АКРОБАТОВ МУЖСКИХ ГРУПП ВЫСОКОЙ

КВАЛИФИКАЦИИ

Вячеслав Вячеславович Тронев, аспирант, Николай Николаевич Пилюк, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой, Лариса Валентиновна Жигайлова, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар

Аннотация

Актуальность. В данной статье рассматриваются результаты исследования показателей модельных характеристик технической подготовленности акробатов высокой квалификации, специализирующихся в мужских групповых упражнениях. В настоящее время в спортивной акробатике недооценивается значение модельных характеристик из-за недостаточного научно-методического обеспечения спортивной акробатики и проведения фундаментальных исследований для обобщения практического опыта. Целью исследования являлась разработка модельных характеристик технической подготовленности акробатов, что поможет тренеру эффективнее планировать тренировочный процесс, оценивать текущий уровень технической подготовленности спортсменов в многолетней подготовке спортсменов на этапе высшего спортивного мастерства. Методы: анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент. Результаты исследования. При рассмотрении вопроса о составлении модельных характеристик технической подготовленности было проведено анкетирование 36 респондентов: Заслуженных тренеров СССР и России, Мастеров спорта международного класса, судей Международной и Всероссийской, первой и второй категории. Тестирование мужских групп высокой квалификации проводилось по специально разработанным комплексам упражнений для каждого партнера в группе (верхний, второй средний, первый средний, нижний), а составленные тесты от-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.