Техника, тактика и методика спортивной тренировки
лантириш нафакат жисмоний тарбия дастурини уз-лаштиришга, балки муайян спорт турларини эгаллашга ижобий таъсир этади. "СПОРК" мосламасида сакраш нафакат жисмоний тарбия давлат стандартларини муваффаккиятли топшириш билан чекланиб колмай балки мусобакалашув воситаси сифатида ^ам куллаш мумкин. Чунки "СПОРК"да мусобакалашув жараёнида укувчилар мутлок жарохат олмайди. Мусобакалашув шароити болаларнинг портловчи хдракат кобилиятини устиришга каратилган мотивациясини ^ам кучайтира-ди. Бу эса портловчи хдракат кобилиятни оммавий тарзда ривожланишига олиб келади.
Адабиётлар:
1. Бурлачук Л.Ф.,"Психодиагностика" //Учебник ЗАО Издательский дом "Питер", 2005. - 264б
2. Гаппаров З.Г., Иштаев Ж.М. «СПОРК» спортчининг портловчан кучини янгича улчаш ускунаси. // Ж. Фан-спортга, №4, 2011, 6.37-39.
3. Гаппаров З.Г., Иштаев Ж.М. Х,аракатга рухий шайланишни маш^лантирувчи «СПОРК» тренажёри ёрдамида белбоFли курашчи-ларга хос портловчи кучни ривожлантириш имконияти ва уни беллашув фаоллигига таъсири. // Ж. Фан-спортга, №2, 2012;б.37-41.
4. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. Издательства "Наука", М:, 1980й
5. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. "Питер", 2009г с 76-77
6. МарищукВ.Л., БлудовЮ.М., ПлахтиенкоВ.А., СероваЛ.К. "Методики психодиагностики в спорте'У/Учебное пособие. М. Просвещение 1990; 256 б
7. Романова Е.С., "Психодиагностика" //Учеб пособие ООО "Питер Пресс" 2009;б.
8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии "Питер", Санк-Пе-тербург, Масква-Харьков-Минск,2002г, с 447
9. Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории. В христоматии "Психология индивидуальных различий" под общей редакцией Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. Изд-е третье. Из-во "Аристотель" М.,2008г. с 47-54.
10. Рубинштейн С.Л. "Способности" В христоматии "Психология индивидуальных различий" под общей редакцией Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. Изд-е третье. Из-во "Аристотель" М.,2008г. с 31-46.
11. Шадрин В.Д. "Психология способностей" В христоматии "Психология индивидуальных различий" под общей редакцией Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. Изд-е третье. Из-во "Аристотель" М.,2008г. с 64-79.
12. Теплов Б.М. "Способности и одаренност"В христоматии "Психология индивидуальных различий" под общей редакцией Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. Изд-е третье. Из-во "Аристотель" М.,2008г. с 55-63.
УУК (УДК, UDC) 796.071.424.4:2
РОЛЬ И ЗНАЧИМОСТЬ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВКИ
ПАРАЛИМПИЙЦЕВ
ПАУЭРЛИФТЁРОВ
ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ
и.о. доцента С.А. ЮНУСОВ1
1Узбекский государственный университет физической культуры и спорта, город Чирчик, Узбекистан
Информация для связи с автором:
Аннотация
otation
В статье раскрывается роль и значимость тренировочного процесса спортсменов высокой квалификации в паралимпийском пауэрлифтинге. Современный уровень спортивных соревнований предполагает сверхинтенсивный и сверхобъемный уровень физической нагрузки на спортсмена-паралимпийца
Но экстремальные стрессовые нагрузки испытывает и психика. Правильно подобранная психологическая подготовка становится обязательным условием спортивной деятельности, гарантирующей достижение высоких результатов.
Ключевые слова: паралимпийский пауэрлифтинг психологическая подготовка, программа, установки, визуализация, тренировочный процесс.
Maqolada paralimpiya pauerliftingida yuqori malakali sportchilarni tayyorlash ja-rayonining roli va ahamiyati ochib berilgan. Zamonaviy sport musobaqalari paralimpiya sportchisi uchun juda shiddatli va ko'p hajmli jismoniy faollikni nazarda tutadi. Ammo psixika ham haddan tashqari stressni boshdan kechiradi. To'g'ri tanlangan psixologik tayyorgarlik yuqori natijalarga erishishni kafolatlaydigan sport faoliyatining zaruriy shar-tiga aylanadi.
Kalit so'zlar: Paralimpiya pauerliftingi, psixologik tayyorgarlik, stress, yuklar, vizual-izatsiya, mashg'ulot jarayoni.
***
The article reveals the role and significance of the training process of athletes of high qualification in Paralympic powerlifting. The modern level of sports competitions involves a super-intense and super-voluminous level of physical activity on a Paralympic athlete. But the psyche also experiences extreme stress. Properly selected psychological training becomes a prerequisite for sports activities, guaranteeing the achievement of high results.
Key words: Paralympic powerlifting, psychological training, stress, loads, imaging, training process.
Актуальность. Сегодня современный спорт с каждым днем расширяет наши представления о границах человеческих возможностей. Спорт становится все более профессиональным и ставит новые вызовы перед спортивной наукой. Это обусловливает высокую степень эмоционального и психического напряжения, которые, как правило, негативно влияют на эффективность тренировочного процесса и соревновательную результативность.
Следует отметить, что психологическая подготовка спортсменов становится все более актуальной. Спортивная деятельность требует, чтобы спортсмен мог контролировать свое психологическое состояние. Без
этого в современном спорте высших достижений шансы добиться побед на международных соревнованиях становятся призрачными.
Так, во многих исследованиях ряда авторов (Малкин В., Рогалева Л. 2015; Загайнов Р.М., 2012; Гиссен Л.Д. 2010; Яковлев Б.П. 2014; Сопов В.Ф. 2010; Иванов А.А. 2016; Ильин Е.П. 2012 и др.) раскрывается высокая значимость психологической подготовки спортсменов, достижения намеченных результатов на соревновании. Однако достаточно полного раскрытия содержания психологической подготовки в конкретных видах спорта, необходимого для спортсменов и тренеров, в данных источниках не обнаруживается.
Техника, тактика и методика спортивной тренировки
о сч о сч 00
го
£ о о.
СО
Проблема диагностики и формирования специальных способностей спортсменов обусловлена тем, что она была и остается базисной проблемой теории и методики физического воспитания и спорта, а её дальнейшая разработка связана с логикой развития спортивной науки и обеспечивает её теоретико-методологический уровень [1]. Знание ведущих психомоторных способностей в конкретном виде спорта является основой для определения специальных средств подготовки. Развитие различных компонентов психомоторных способностей в значительной мере помогает и юным, и квалифицированным спортсменам научиться в совершенстве управлять своими двигательными действиями и добиваться высокого технического мастерства [1,2].
Психологическая готовность спортсмена не должна ограничиваться его эмоциональным состоянием, настроем или точностью реагирования, она включает в себя комплекс психологических характеристик, отражающих состояние спортсмена в целом. Поэтому, психологическая подготовка спортсмена должна включать комплексную диагностику составляющих психологическую готовность спортсмена, и их коррекцию с целью приведения спортсмена к наилучшему состоянию.
В последние десятилетия исследований о психологической подготовки спортсменов (в частности, биологической обратной связи) стали очень популярны среди ученых и практиков. Точно так же создание ментальных образов в сочетании с практическим упражнениями оказалось эффективным методом, облегчающим освоение навыков движения, техники и тактики и увеличивающим эффект традиционно используемых силовых тренировок. Травмированным и спортсменам с ограниченными возможностями ментальные образы дают возможность поддерживать технико-тактические навыки, когда их двигательная активность ограничена.
Цель исследования: заключалась в обосновании роли и значении психологической подготовки пара-лимпийцев пауэрлифтёров, а также практических путей оказания эффективной психологической подготовки.
Задачи исследования: 1) Изучить мнение тренеров по паралимпийскому пауэрлифтингу о значимости психомоторных способностей спортсменов-паралим-пийцев, а также уровень психомоторной подготовки спортсменов-паралимпийцев. 2). Теоретически обосновать эффективность идеомоторной методики и аутотренинга паралимпийцев пауэрлифтёров; 3) Разработать индивидуальную программу для каждого спортсмена.
Методы исследования. Анализ и обобщение научно-методической литературы, анкетирование, беседа, психомоторное тестирование, методы математической статистики.
Организация исследования. В ходе проведения исследования мы контактировали более чем с 56 спортсменами паралимпийцами. Исследования проходили в два этапа по 6 недель. Контрольная группа, состоящая из 30 спортсменов, выполняла запланированную нагрузку без психологических методов. Экспериментальная группа, состоящая из 26 спортсменов, использовала сеанс психологической подготовки, выполняя три занятия в неделю длительностью до 15 минут по созданию образов, сопровождаемое консультантом-психологом,
используя визуализацию спортивной деятельности и создание внутренних образов индивидуально подобранных элементов. Кроме того, они выполняли одно индивидуальное занятие в неделю, концентрируясь на важных для себя задачах и комбинациях.
На первом этапе (6 недель) спортсмены экспериментальной группы включали практические занятия по созданию ярких внешних образов поведения перед стартом, включавшие схему их поведения перед выступлением, подход к помосту и постановку рук на стартовой позиции, психологическую концентрацию перед выжиманием штанги, выполнение опускания по своей траектории штанги на грудь в соответствующем ритме, выдерживание паузы и выжимание штанги. На втором этапе (6 недель) в естественных условиях спортсмены создавали соответствующие внутренние образы, включавшие специфические ощущения, сопутствующие предстартовой концентрации и развитию мышечных усилий. Процесс создания этих образных схем контролировался объективными показателями, такими как частота сердечных сокращений, дыхания и пульс.
Эта программа соответствовала подготовительному периоду с тренировочным планом, когда фазы объёмных нагрузок низкой интенсивности сопровождались более обобщёнными задачами по созданию образов, в то время как фазы высокоинтенсивных упражнений объединялись с созданием образов соревновательного упражнения.
Результаты исследования и их обсуждение.
В исследовании мы основывались на методологии Леоновой А.Б. «Психологические технологии управления состоянием человека». (2009).
В своей работе мы придерживались принципа ориентации на личность и ее внутреннее содержание, для чего использовался личностно-ориентированный подход. Это позволило не только диагностировать содержание внутреннего мира спортсмена, но и, в случае наличия в нем негативных компонентов (тщеславия, меркантилизма, ненависти и жестокости по отношению к соперникам), оказывать на личность соответствующее психолого-педагогическое воздействие в целях ее коррекции.
Для спортсменов высшей квалификации наиболее типичными оказались следующие ярко выраженные личностные особенности и условия деятельности: -постоянная нацеленность (мотивация) на успех в деятельности, на подтверждение и повышение самооценки; - постоянная потребность в психологической поддержке; - наличие тщательно подобранной личной группы психологической поддержки (11111); - наличие лидера ГПП - основного советчика спортсмена; - умение преодолевать специфические эмоциональные переживания (одиночество, конкуренция, ответственность, боязнь поражения и др.); - самостоятельность в деятельности и вне ее; - «ритуализм» (владение разработанной в процессе накопления соревновательного опыта системой поведенческих ритуалов, обеспечивающих стабильно высокий уровень готовности к старту); - «закрытость» (сознательная самоизоляция от других людей, исключая помощников и членов ГПП); - отдаленность от проблем повседневной жизни.
22 е-шай: [email protected] №3-2020
Техника, тактика и методика спортивной тренировки
Совокупность этих личностных характеристик и условий является фундаментом, наличие которого обеспечивает практически постоянное успешное преодоление трудностей и может быть определено как личностный потенциал преодоления.
В результате анализа полученного материала мы предлагаем следующее: используя определённую психологическую установку на конкретный результат в соревновательном упражнении, спортсмен формирует своё состояние психической готовности, а также на преодоление разнообразных проблем встречающихся в день соревнований.
Выводы. Использование установки психологической подготовки в течение подготовительного периода спортсменами-паралимпийцами позволили получить положительное влияние совершенствования процесса увеличения силы, которая повысилась на 23 %. Выполнение этой программы подготовительного периода привело как к улучшению психики, так и выполнению намеченных результатов. Спортсмены экспериментальной группы повысили результат на 8-10 кг.
Резюмируя вышеизложенное нужно отметить, что:
1. Значение организации сеансов психологической подготовки мысленного самопрограммирования спор-тсменов-паралимпийцев освоена. Экспериментально обоснована установка психологической готовности спортсменов-паралимпийцев к соревнованиям.
2. Приемами идеомоторной тренировки являются упражнения по мысленному воспроизведению освоенных ранее двигательных актов - образы движения, при этом интенсивное повторение мысленно выполненного
движения способствует стабилизации и закреплению навыков.
Вместе с тем, идеомоторную тренировку можно использовать в тех случаях, когда сеанс психологической регуляции включает метод нервно-мышечной релаксации: двигательные релаксационные упражнения могут быть трансформированы в их мысленное воспроизведение.
3. Прием мысленного самопрограммирования в состоянии релаксации идеомоторной тренировки применялся на фоне состояния аутогенного погружения с целью мысленной отработки определенных двигательных программы предстоящего соревнования. При организации процедуры диагностики, учитывалась необходимость комплексного и системного подхода.
В заключении можно предположить, что последующие усилия исследователей и выдающихся тренеров приведут к более значительному вкладу этих технологий в дальнейший прогресс процесса спортивной подготовки и мирового спорта в целом.
Литература:
1. Атакаева А.Т. Роль психологической подготовки к спортивным соревнованиям / А. Т. Атакаева, А. А. Беков, С. К. Тулеев // Современные исследования - 2017: сб. ст. по материалам междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. А. И. Вострецова. - Нефтекамск, 2017. - С. 864-870.
2. Ахмадеев Д.Н. Психологическая подготовка учащихся к соревнованиям / Д. Н. Ахмадеев//Новая наука: стратегии и векторы развития. - 2016. - № 4-2 (76). - С. 6-7.
3. Гаспарян А.Г. Психологическая подготовка к соревнованиям / А. Г. Гаспарян О. А. Гнилицкая // Новая наука: соврем. состояние и пути развития. - 2016. - № 4-4. - С. 47-50.
4. Леонова А. Б., Кузнецова А. С. «Психические технологии управления состоянием человека». - М.: «Смысл», 2007 г.
УУК (УДК, UDC) 796.61.093.557
ПАРАМЕТРЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ВЕЛО СИПЕДИСТОВ ЮНИОРОВ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ
Научный соискатель Ш.Х. ТОШТУРДИЕВ1
'Узбекский государственный университет физической культуры и спорта город Чирчик, Узбекистан
Информация для связи с автором:
Аннотация
Annotation
В настоящей статье рассматривается процесс управления физической подготовленностью велосипедистов юниоров на подготовительном этапе подготовке, средствами тяжелой атлетики в общей физической подготовке.
Ключевые слова велоспорт, подготовительный этап подготовки, средства тяжелой атлетики, велосипедисты - юниоры.
Abstract: This article examines the process of managing the physical fitness of junior cyclists at the preparatory stage of training, by means of weightlifting in general physical training.
Key words: Cycling, preparatory stage of training, weightlifting equipment, cyclists - juniors.
Введение. Рекогносцировка уровня физической подготовленности - задача, наиболее часто решаемая в исследованиях по спортивной педагогике. Известно, что оценка физической подготовленности молодых спортсменов традиционно проходит с опорой на какие-либо нормы, стандарты, показатели физического развития и физической подготовленности. Исследуя дан-
ный аспект, мы пришли к выводу, что данная область недостаточно исследуема, что явилось актуальностью выбранной темы. В своей работе мы попытались, внести коррективы, делая упор на подготовку спортсменов в подготовительном периоде на упражнения с уклоном на тяжелую атлетику, что привело к положительной тенденции роста физических качеств. [2]