Научная статья на тему 'Параметры анализа и оценки представителями вузов и школ качества взаимодействия'

Параметры анализа и оценки представителями вузов и школ качества взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ВУЗЫ / EDUCATION QUALITY / COOPERATION POTENTIAL ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горских Ольга Владимировна

Рассматриваются основания для параметров оценивания качества взаимодействия вузов и школ; описывается опыт разработки экспертной карты как инструмента для оценки качества взаимодействия вузов и школ; анализируется существующий в регионе опыт взаимодействия вузов и школ в области преемственности и непрерывности образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Parameters of analysis and assessment of quality cooperation by school and university representatives

An important analysis component of schools and universities cooperation is the development of cooperation quality assessment. Grounds for the quality assessment are the assessment parameters, which can be classified as preliminary profession-oriented training and professionoriented training; specialization-focused schools operating on the university premises; implementation of joint projects and programs; students pre-university training; distance network cooperation, etc. The article describes the experience of the expert map developed by education representatives as an instrument for cooperation quality assessment of schools and universities. The map includes parameters with the assessment scale, which reflect the main point of each parameter. For cooperation quality assessment the parameter "Distance Network Cooperation" is presented. It consists in the availability of distance education programs, scientific conferences organization, training courses for teachers, uploading text and course books on the web, scientific supervision of innovation activity, application of university scientific and education resources for individual education programs realization. The following factors have been focused in the parameter "Scientific Supervision": coaching, scientific supervision of departments/schools; development and implementation of joint innovative educational programs-projects, joint researches organization, and educational effects. To determine the assessment rate the following criteria have been used: scientific supervision of all directions of innovative and experimental activities; organization of innovation zones on university bases, organization of innovation enterprises (incubators), probationary/experimental springboards, development of different kinds of programs and projects, cross-disciplined researches, improvement of professional competence of teachers and heads of educational institutions, enhancement of education quality and educational environment changes. In the course of the analysis one can infer more than 20 parameters but their number can grow. The main idea is that they all must reflect the essence and way of cooperation development. Hence, for effective cooperation potential management of schools and universities in order to increase the quality of education and develop open educational environment of the region it is important to elaborate a system of cooperation quality assessment of schools and universities.

Текст научной работы на тему «Параметры анализа и оценки представителями вузов и школ качества взаимодействия»

О. В. Горских

ПАРАМЕТРЫ АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ВУЗОВ И ШКОЛ КАЧЕСТВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Рассматриваются основания для параметров оценивания качества взаимодействия вузов и школ; описывается опыт разработки экспертной карты как инструмента для оценки качества взаимодействия вузов и школ; анализируется существующий в регионе опыт взаимодействия вузов и школ в области преемственности и непрерывности образования.

Ключевые слова: качество образования; оценка потенциала взаимодействия; вузы.

Актуальность повышения качества образования и его оценки определяется в значительной мере стратегией экономического развития Сибирского региона в целом. Томская область, по оценкам экспертов, располагает крупнейшим, в сравнении с другими регионами России, научно -образовательным и научно-технологическим комплексом с большим инновационным потенциалом, который обеспечивается в немалой степени качеством взаимодействия высших учебных заведений и школ [1].

В связи с этим для повышения качества образования и развития Открытого образовательного пространства Томской области необходимо прежде всего обеспечение преемственности и непрерывности процесса образования в условиях взаимодействия школы и вуза.

Под преемственностью в данном случае понимается последовательное разворачивание вузовской системы образования в непосредственной связи с общеобразовательной школой. Преемственность в обучении находит свое проявление в обеспечении системности знаний обучающихся и дальнейшем развитии содержания, форм и методов обучения и их взаимообогащении.

Непрерывность образования - это непрекращаю-щийся процесс образования, видоизменяющийся по целям, содержанию и формам в зависимости от новых потребностей личности на том или ином жизненном этапе [2].

Проанализировав существующий в нашем регионе опыт взаимодействия вузов и школ в области преемственности и непрерывности образования, выявлено следующее: все шесть томских вузов в разной степени взаимодействуют со школами Томской области; из 331 общеобразовательного учреждения (далее ОУ) Томской области, участвовавшего в опросе, 172 (52%) взаимодействуют с вузами по различным направлениям.

Взаимодействие средних и высших образовательных учреждений постоянно расширяет свою сферу. Причинами расширения взаимодействия можно считать следующие:

- В соответствии с современной социокультурной ситуацией в стране меняются образовательный интерес, запросы учащихся и их родителей. Этот фактор непосредственным образом влияет на образовательное пространство и как следствие - на развитие взаимодействия вузов и школ. Каждый вуз заинтересован в привлечении к обучению не только лучших учащихся, но и способных к тем специальностям, по которым вуз организует подготовку.

- Со стороны родителей и учителей школ это взаимодействие в основном диктуется стремлением непременного поступления в вуз.

- В некоторой степени ОУ стремятся выйти на региональный уровень взаимодействия, поднимая статус своего образовательного учреждения, необходимый для общего рейтинга и престижа.

В ходе анализа взаимодействия вузов и школ обозначились некоторые проблемы, осложняющие достижение желаемых образовательных результатов взаимодействия:

- отсутствие механизма финансирования (оплата труда преподавателей, координаторов совместных образовательных программ и проектов, проведения внешней экспертизы, рецензирования; финансовая обеспеченность договорных обязательств и пр.);

- недостаточность развития сетевого дистанционного взаимодействия;

- закрытость территорий (ЗАТО Северск), отдаленность от областного центра;

- недостаточная компьютеризация школ: отсутствие свободного доступа к Интернет-ресурсам во время учебного дня (компьютерный класс с выходом в Интернет, как правило, является единственным на всю школу), низкая скорость подключения;

- необходимость обновления материально-технической базы.

В настоящее время сотрудничество строится в большей степени благодаря личным контактам.

Для преодоления выявленных проблем взаимодействия необходимо создание условий для усиления потенциала взаимодействия:

- формирование нормативно-правовой базы взаимодействия школа - вуз;

- формирование межведомственных механизмов взаимодействия.

Следующим актом анализа взаимодействия вузов и школ является оценка качества взаимодействия. Для осуществления оценки качества взаимодействия можно выделить параметры оценивания, которые в какой-то степени совпадают с направлениями взаимодействия вузов и школ, выявленными в ходе информационно-аналитического этапа исследования прецедентов взаимодействия вузов с образовательными учреждениями.

Предлагаем следующие параметры оценки качества взаимодействия:

- организация мероприятий вузами для школ (научно-практические конференции, семинары, олимпиады и другие мероприятия);

- организация профессиональных конкурсов;

- организация специализированных классов на базе школ;

- предпрофильная подготовка и профильное обучение;

- профориентация школьников;

- агитационные студенческие отряды по профориентации;

- профильные / специализированные школы при вузе;

- издание специализированных учебников, учебнометодических пособий для школьников;

- реализация совместных образовательных проектов и программ;

- организация совместных исследований в области инновационного образования;

- повышение квалификации (переподготовка) педагогов и / или руководителей ОУ на базе вузов;

- довузовская подготовка старшеклассников (подготовительные курсы);

- дистанционное сетевое взаимодействие;

- дистанционные мероприятия для педагогов и обучающихся / дистанционное обучение на курсах и семинарах;

- организация досуговой деятельности с жителями (детьми) микрорайонов;

- стажировка (педагогическая практика) студентов;

- педагогические Интернет-мастерские, Интернет-лаборатории, Интернет-конференции;

- научное руководство инновационной деятельностью в ОУ;

- чтение ведущими профессорами научно-популярных лекций по современным направлениям развития науки и техники: 1Т-технологиям, наноэлектронике, инновационному бизнесу;

- использование школьниками лабораторного оборудования вузов;

- организация работы с одаренными детьми;

- организация летнего отдыха обучающихся в профильных сменах физико-математических школ;

- в качестве инструментария по оценке качества взаимодействия вузов и школ предлагается использовать экспертные карты. Первые пробы по разработке экспертных карт были проведены на проектном семинаре.

Для разработки собственно экспертной карты по оценке потенциала взаимодействия вузов и школ для повышения качества образования требовалось к каждому критерию разработать конкретные показатели.

Рассмотрим в качестве примера такой параметр, как «Дистанционное сетевое взаимодействие». Приведем варианты показателей, шкалы оценок, из которых складывается данный параметр (табл. 1).

Т а б л и ц а 1

Экспертная карта оценки потенциала взаимодействия вузов и школ для повышения качества образования. Направление «Дистанционное сетевое взаимодействие»

Показатель Оценка

Наличие дистанционных образовательных программ в учреждении Отсутствие Фрагментарно; модульный принцип построения программ Системно: доступ ко многим источникам учебной информации (электронные библиотеки, база данных университета). Выбор индивидуальной программы

Сетевые взаимодействия с учреждениями Отсутствие сетевого взаимодействия Наличие базовых школ, опорных площадок для инновационного развития Развернутая сеть. Наличие соглашений (рамочный договор, стандарты материальной, финансовой, организационной обеспеченности)

Проведение научно-практических конференций, семинаров Отсутствие Фрагментарно Доступ к участию в онлайн-режиме для большинства старшеклассников

Повышение квалификации педагогов, руководителей Отсутствие Наличие программ ПК Позитивная динамика вовлечения педагогов и руководителей в сетевое дистанционное взаимодействие

Размещение методических пособий на порталах Отсутствие Наличие авторских сайтов, вебстраниц педагогов, обучающихся Создание ассоциаций

Научное руководство инновационной деятельностью по сопровождению педагогов и талантливой молодежи Отсутствие Научное сопровождение единичных проектов Включение большинства преподавателей и обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность

Использование научнообразовательного ресурса вузов для реализации индивидуальной образовательной траектории Отсутствие Фрагментарно Доступ ко многим источникам информации в рамках реализации индивидуального запроса, увеличение доли, системность

В качестве показателей данного параметра участники семинара выделили следующие ключевые моменты:

- наличие дистанционных образовательных программ в учреждении. В данном параметре наиболее важным, по мнению экспертов, представляется системность использования дистанционных образовательных программ, предполагающая наличие доступа ко многим источникам учебной информации (электронные библиотеки, база данных университета);

- сетевые взаимодействия с учреждениями. Наиболее оценивается развернутое сетевое взаимодействие с наличием соглашений с внешними партнерами;

- проведение научно-практических конференций, семинаров в онлайн-режиме для большинства старшеклассников;

- повышение квалификации педагогов, руководителей, что проявляется в позитивной динамике вовлечения педагогов и руководителей в сетевое дистанционное взаимодействие;

- размещение методических пособий на порталах;

- научное руководство инновационной деятельностью по сопровождению исследовательской и проектной деятельности большинства преподавателей и обучающихся школы;

- использование научно-образовательного ресурса вузов для реализации индивидуальной образовательной траектории. В данном показателе особо учитывается дос-

В ходе анализа качества взаимодействия вузов и школ выделено порядка 20 параметров, но их может быть и больше, в некоторых случаях возможно объединение параметров, корректировка их названий; главное, чтобы они отражали суть и направление развития взаимодействия.

туп ко многим источникам информации в рамках реализации индивидуального запроса, увеличение доли, системность.

Следующий параметр «Научное руководство инновационной деятельностью в ОУ» показан в табл. 2.

Итак, для каждого параметра экспертным сообществом разрабатываются свои показатели и шкала оценок.

Таким образом, для управления потенциалом взаимодействия вузов и школ с целью повышения качества образования и развития Открытого образовательного пространства региона необходима разработка системы оценки качества взаимодействия вузов и школ.

Т а б л и ц а 2

Экспертная карта оценки потенциала взаимодействия вузов и школ для повышения качества образования.

Направление «Научное руководство инновационной деятельностью в ОУ»

Показатель Оценка

Кураторство, научное руководство школами / кафедрами Отсутствие Наличие научного руководства по конкретному направлению инновационной / экспериментальной деятельности Наличие научного руководства по всем направлениям инновационной / экспериментальной деятельности

Разработка и реализация совместных инновационных образовательных программ / проектов, организация совместных исследований Отсутствие Представлены разнообразные виды программ и проектов; полидисциплинарность исследований и разработок Организация внедренческих зон на базе вузов и создание инновационных предприятий (инкубаторы); организация экспериментальных, апробационных и т.п. площадок на базе ОУ

Образовательные эффекты Повышение профессиональной компетентности педагогов и руководителей ОУ Повышение качества образования обучающихся Изменение образовательной среды ОУ

ЛИТЕРАТУРА

1. Материалы городской целевой инновационной программы муниципального образования «Город Томск» на 2009-2011 годы.

2. КоджаспироваГ.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. ИКЬ: http://slovo.yaxy.ru/87.html (дата обращения: 25.12.2011 г.).

Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 5 марта 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.