Научная статья на тему 'Управление образованием в ситуациях неопределенности: использование потенциала взаимодействия школ и вузов'

Управление образованием в ситуациях неопределенности: использование потенциала взаимодействия школ и вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ В ОБРАЗОВАНИИ / УПРАВЛЕНИЕ В СИТУАЦИЯХ ФУНКЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ / РЕФЛЕКСИВНАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ ОПЫТА / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / MANAGEMENT OF INNOVATIONS IN EDUCATION / MANAGEMENT IN SITUATIONS OF FUNCTIONAL SEMANTIC UNCERTAINTY / METHOD OF HUMANITARIAN RESEARCH / RECONSTRUCTION OF EXPERIENCE / SYNERGISTIC POTENTIAL OF COOPERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Танцева Светлана Геннадьевна

На материале реконструкции опыта показаны затруднения, возникающие в управлении инновациями и обусловливающие ситуации функционально-смысловой неопределенности, а также возможности взаимодействия вузов и школ для преодоления ситуаций функционально-смысловой неопределенности и повышения эффективности управления инновациями. Актуализирована проблема использования синергетического потенциала взаимодействия школ и вузов в практике управления инновационным развитием образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Танцева Светлана Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management of education in situations of uncertainty: school and university interaction potential use

Education today is a subject of interest of different members of social activities. Innovation processes, processes of modernization, different actors' participation and influence on education lead to situations in education of functional-semantic indeterminacy as a fundamental shift of situations in education itself and its transition to new forms, patterns and quality. Management in these conditions allows and creates such situations simultaneously facing the need to overcome them. It is therefore necessary to understand the difficulties that arise in managing situations of functional sense of uncertainty and what the synergistic potential of interaction between universities and schools is to overcome them successfully. The analysis of the difficulties arising in situations of functional-semantic ambiguity we conducted on the material of innovation management experience reconstruction shows that, first, situations of uncertainty of meaning and content of activity are caused by the innovative development of education; second, there are certain difficulties in the practice of innovation management, which have been grouped as follows: functional (organization of activities with the participants of the educational process); semantic (understanding the sense of the situation, definition of goals, tasks and types of activity); emotional and psychological (stress and confusion); third, the condition for overcoming the situation of functional sense of uncertainty for management is the use of synergistic interaction potential of different subjects of education. We studied the trends, subjects and results of interaction of educational institutions and universities of Tomsk region. The study involved 94% of the total number of schools in Tomsk region. The study identified the main areas of cooperation between schools and universities, compiled rating of these areas, which demonstrates that in most cases the interaction between schools and universities is situational, occasional, and, therefore, cannot significantly influence the change in the content and efficiency of an educational institution in innovative development. However, 20% of the interaction between schools and universities is systemic in nature (the model of "cooperation"). Analysis of 10 cases of educational institutions has shown that the quality of the interaction changes significantly when the school raises and deliberately solves problems of innovative development: they cause the emergence of functionally significant situations of uncertainty. The results of these studies provide a basis to conclude that in the innovative development of educational institutions it is important to use the synergistic potential of interaction with universities in order to develop joint innovative educational models, concepts, programs, because such interaction causes the overcoming of the situation of functional and sense uncertainty.

Текст научной работы на тему «Управление образованием в ситуациях неопределенности: использование потенциала взаимодействия школ и вузов»

С.Г. Танцева

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ В СИТУАЦИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛ И ВУЗОВ

На материале реконструкции опыта показаны затруднения, возникающие в управлении инновациями и обусловливающие ситуации функционально-смысловой неопределенности, а также возможности взаимодействия вузов и школ для преодоления ситуаций функционально-смысловой неопределенности и повышения эффективности управления инновациями. Актуализирована проблема использования синергетического потенциала взаимодействия школ и вузов в практике управления инновационным развитием образования.

Ключевые слова: управление инновациями в образовании; управление в ситуациях функционально-смысловой неопределенности; рефлексивная реконструкция опыта; синергетический потенциал взаимодействия.

Образование сегодня - это не просто одна из подсистем социальной сферы, удовлетворяющая ряд потребностей личности, но и специфическая область общественной жизнедеятельности, в которой моделируется будущее, формируются ресурсы развития и компенсируются многие негативные последствия функционирования других социальных институтов. Качественное изменение системы образования обусловливается появлением новых субъектов влияния (родители, бизнес-сообщество, институты гражданского общества и т.п.) и механизмов влияния на качество образования (федеральный государственный образовательный стандарт, социально -образовательный заказ и др.). Поэтому решать вопросы повышения качества образования необходимо используя потенциал взаимодействия разных участников социальной деятельности.

Инновационные процессы, процессы модернизации, происходящие в современном российском образовании при участии разных субъектов, приводят к возникновению ситуаций функционально -смысловой неопреде -ленности как ситуаций кардинального сдвига в самом образовании и перехода к его новым формам, моделям и качеству [1, 2]. Управление, ориентируясь на выполнение государственного и социального образовательного заказа, вынуждено допускать и даже создавать такие ситуации, одновременно сталкиваясь с необходимостью их преодоления. Поэтому следует понять, какие трудности возникают в управлении ситуациями функционально-смысловой неопределенности и каков потенциал взаимодействия вузов и школ для их преодоления.

Анализ затруднений, возникающих в ситуациях функционально-смысловой неопределенности, проводился нами на материале реконструкции опыта управления инновациями [3]: личного опыта исследователя и опыта трех стейкхолдеров - руководителей системы образования.

В ходе рефлексивной реконструкции инновационного опыта, где в качестве исследовательского материала использовалось феноменологическое описание трех ситуаций управления инновациями, были выявлены и обобщены:

а) эмпирические признаки ситуации функционально-смысловой неопределенности: приятие / неприятие ситуации неопределенности, эмоциональное напряжение, попытки понимания ситуации, поиск выхода из ситуации, выход из ситуации;

б) характерные признаки управления в этой ситуации: становление субъекта управления, затруднения в

управлении, связанные с неопределенностью, изменение практики управления, появление новых показателей качества образования.

Выявленные характеристики стали критериями для контент-анализа интервью со стейкхолдерами (начальником управления муниципальной системой образования и двумя директорами образовательных учреждений Томской области). Контент-анализ позволил уточнить как сами характеристики ситуации функционально -смысловой неопределенности, так и особенности управления в этих ситуациях: затруднения, цели и задачи, характерные управленческие механизмы.

В результате исследования было установлено, во-первых, что возникновение ситуаций неопределенности смысла и содержания деятельности обусловливается решением задач инновационного развития образования. При этом речь идет как о задачах, возникающих по инициативе самих управленцев, так и о задачах, поставленных перед ними вышестоящими органами управления образованием.

Во-вторых, нами были зафиксированы следующие характерные затруднения в ситуациях функционально -смысловой неопределенности:

а) восприятие неопределенности как фактора дестабилизации работы системы, источник которого находится во внешней среде;

б) функциональная редукция деятельности управленцев: отсутствие уверенности в завтрашнем дне, неверие в собственные силы;

в) осознанное или неосознанное сопротивление изменениям;

г) неясность по поводу объектов управления вследствие постоянно возникающих новых незапланированных задач, экспериментов;

д) нарушение сложившейся схемы распределения полномочий между уровнями управления;

е) отсутствие механизма финансирования;

ж) вариативность выбора необходимых подходов и способов управленческой деятельности для повышения эффективности управления.

Проявленные затруднения были сгруппированы нами следующим образом: функциональные - по организации деятельности с участниками образовательного процесса; смысловые - по пониманию смысла изменений, определению целей, задач и способов деятельности; эмоционально-психологические - напряжение и растерянность.

В-третьих, были проявлены изменения управленческой практики, позволяющие преодолевать ситуации

функционально-смысловой неопределенности: вовлечение людей в совместную деятельность по проблема-тизации, исследованию, целеполаганию и рефлексии; организация коммуникации, управленческой поддержки инноваций, организация событий, мест для совместной деятельности, гуманитарной экспертизы деятельности, децентрализация и диалогизация управления [3].

В-четвертых, анализ позволил проявить, что условием преодоления ситуаций функционально-смысловой неопределенности для управления являются не только активизация и консолидация внутренних ресурсов организации, но и привлечение внешних ресурсов посредством взаимодействия разных структур и субъектов системы образования.

Учитывая, что взаимодействие рассматривается вузами и школами в качестве внешнего ресурса и является одним из приоритетных направлений деятельности, нами были изучены основные направления и результаты взаимодействия вузов и школ Томской области как условия преодоления ситуаций функционально-смысловой неопределенности.

В исследовании приняло участие 331 общеобразовательное учреждение (далее - ОУ) (в том числе государственные и муниципальные средние общеобразовательные, основные общеобразовательные, начальные общеобразовательные, коррекционные общеобразовательные учреждения и кадетские корпуса Томской области), что составляет 94% от общего количества ОУ из 18 муниципалитетов (90% от общего количества). Оказалось, что 172 (52% от общего количества ОУ, принявших участие в исследовании) общеобразовательных учреждения Томской области взаимодействуют с вузами по различным направлениям.

По результатам исследования были выделены основные направления взаимодействия школ и вузов: участие школьников и / или педагогов в научно -практических конференциях, семинарах, олимпиадах, организованных вузами - 55%; повышение квалификации (переподготовка) педагогов и / или руководителей ОУ на базе вузов - 44%; профориентация - 34%; стажировка (практика) студентов - 26%; довузовская подготовка старшеклассников - 22%; научно-методическое сопровождение экспериментальной деятельности в ОУ - 16%; реализация совместных образовательных проектов и программ - 14%; реализация дополнительных дистанционных образовательных программ на базе школы - 13%; профильное обучение; обучение в дистанционных заочных школах на базе вузов - 11%; научное руководство инновационной деятельностью в ОУ - 4%; репетиторство - 1%; использование лабораторного оборудования - 1%; организация летнего отдыха обучающихся в профильной смене летней физико-математической школы - 1%.

Составленный нами рейтинг направлений свидетельствует о том, что в большинстве случаев взаимодействие школ и вузов происходит ситуативно, эпизодически: на образовательных событиях, курсах повышения квалификации, профориентации обучающихся, поэтому едва ли может существенно влиять на изменение содержания и эффективность управления образовательным учреждением в условиях инновационного развития. Например, МБОУ СОШ № 12 г. Томска

взаимодействует с Томским государственным педагогическим университетом по следующим направлениям: участие школьников и педагогов в научнопрактических конференциях, семинарах, олимпиадах, организованных вузом; повышение квалификации (переподготовка) педагогов и руководителей ОУ на базе вуза. Результатами взаимодействия школа считает: презентацию передового педагогического опыта (наличие сертификатов и дипломов); презентацию методических разработок педагогов и руководителей (наличие сертификатов и дипломов).

Вместе с тем в 20% случаев взаимодействие школ и вузов носит устойчивый системный характер (модель «сотрудничество»). Школы взаимодействуют с вузами по вопросам научно-методического сопровождения инновационной и экспериментальной деятельности в ОУ, в 4% ОУ представителями вузов осуществляется научное руководство инновационной деятельностью. Наиболее активно осуществляют деятельность по данным направлениям Томский государственный педагогический университет (ТГПУ) - 13% ОУ и Томский государственный университет (ТГУ) - 9% ОУ. Для сравнения: Томский политехнический университет

(ТПУ) - 1% ОУ, Томский университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) - 1% ОУ.

В этих вузах созданы структурные подразделения, которые являются координационными центрами региональных образовательных сетей, реализующих федеральные и региональные инновационные образовательные проекты и программы, что также свидетельствует об устойчивом характере взаимодействия. Например, НОЦ «Институт инноваций в образовании» осуществляет научно-методическое сопровождение исследовательской деятельности сети лабораторий инновационного образования ТГУ, в которую входят 20 образовательных учреждений. В ТГПУ создан отдел по работе с образовательными учреждениями, одной из задач которого является оказание консультативной помощи учителям и администрации образовательных учреждений.

Чтобы установить, как меняется качество взаимодействия с вузами, когда школы ставят и целенаправленно решают задачи инновационного развития, тем самым обусловливая возникновение ситуаций функционально-смысловой неопределенности, мы отобрали школы, имеющие высокие показатели качества образования.

Анализ прецедентов 10 общеобразовательных учреждений, неоднократных победителей конкурсного отбора школ, внедряющих инновационные образовательные программы (среди них: 2 лицея, 3 гимназии, 5 общеобразовательных школ), показал, что в этих учреждениях приоритетными являются следующие направления взаимодействия с вузами: научное руководство инновационной деятельностью, реализация совместных образовательных проектов и программ, научно-методическое сопровождение экспериментальной деятельности в ОУ, повышение квалификации (переподготовка) педагогов и / или руководителей ОУ на базе вузов.

Например, МАОУ гимназия № 1 им. А.С. Пушкина г. Томска взаимодействует с Томским государствен-

ным университетом, Томским политехническим университетом и Томским университетом систем управления и радиоэлектроники по следующим направлениям: осуществление совместных организационно-педагогических мероприятий по решению задач целевой довузовской подготовки учащихся профильных классов, ориентированных на направления и специальности образовательных программ, реализуемых ТГУ (реализация программ предпрофильной подготовки и профильного обучения; оказание научно-методической помощи учителям, работающим в профильных классах; привлечение их для участия в семинарах, конференциях; повышение квалификации; профориентационные мероприятия; участие школьников в научно-практических конференциях, олимпиадах, конкурсах, организованных вузом).

Результатами сотрудничества с вузом школа считает: наличие учебных планов; высокие результаты отраслевых олимпиад (Росатом), наличие призеров и победителей всероссийской конференции «Юные дарования - российской науке и технике»; высокий процент поступления в вузы (более 80% в течение 4 лет); высокий процент поступления в соответствии с профилем обучения (более 70% в течение 4 лет); высокий процент поступления на бюджетные места (более 80% в течение 2 лет); стабильно высокие результаты Единого государственного экзамена; стабильно высокий процент выпускников, продолжающих обучение в ТГУ.

МБОУ СОШ № 49 г. Томска взаимодействует с ТГУ и ТГПУ по следующим направлениям: научное руководство инновационной деятельностью, руководство, разработка и реализация инновационных образовательных проектов и программ; участие педагогов в программах ПК, грантах, проектах; организация практики студентов; участие педагогов в профессиональных конкурсах; участие детей в олимпиадах, конкурсах, организованных вузами; организация стажировок старшеклассников.

Результатами взаимодействия школа считает: вовлеченность в инновационную деятельность педагогов, управленческой команды школы; инновационные образовательные программы и проекты; разработки, созданные совместно педагогами и учеными; разработки по управлению инновациями; положительная динамика компетенций совместной деятельности у обучающихся; профессиональные достижения педагогов; статусы и награды школы; публикации.

Необходимо отметить, что в Томской области есть и другие примеры успешного использования потенциала взаимодействия вузов и школ по разработке и реализации авторских инновационных проектов для повышения качества образования. Это школы с устойчивой инновационной ориентацией, школы-лаборатории:

МБОУ СОШ «Эврика-развитие» (директор Т.М. Долгова), МБОУ СОШ № 49 (директор О. И. Назарова), МБОУ «Академический лицей» г. Томска (директор Тоболкина И. Н.), МАОУ Прогимназия «Кристина» г. Томска (директор И. Е. Сахарова), МБОУ «Северская гимназия» и др.

Специфика данных школ в том, что они имеют собственное имя, в них в течение многих лет в тесном со-

трудничестве с представителями учреждений системы высшего образования разрабатывается и реализуется новое содержание образования, создается инновационный образовательный потенциал. Эти школы, представляя инновационные проектные разработки и образовательные результаты, полученные за счет изменения образовательной практики, становятся победителями престижных образовательных конкурсов всероссийского уровня, имеют не только региональные, но и федеральные статусы. Вокруг этих школ сформированы собственные инновационные сети, участниками которых становятся образовательные учреждения не только Томской области, но и разных регионов РФ.

Аналитический комментарий. Результаты проведенных исследований дают основание сделать существенные для дальнейшего обобщения фиксации. Во-первых, в условиях инновационного развития, повышения степени открытости системы образования, обусловленной усиливающимся влиянием на образование многих социальных акторов, руководители системы образования сталкиваются с трудностями, связанными с необходимостью преодоления постоянно возникающих в управленческой практике ситуаций функционально-смысловой неопределенности.

Во-вторых, взаимодействие школ и вузов - это один из значимых процессов, происходящих в сфере образования и влияющих на изменение качества образования.

В-третьих, образовательные учреждения с инновационной ориентацией, которые широко используют взаимодействие с вузами для создания совместных инновационных образовательных и научно-исследовательских разработок и достижения новых образовательных результатов, имеют высокие показатели качества образования, признание профессионального сообщества, поддержку государства и общества. Этот факт позволяет предположить, что взаимодействие с вузами имеет потенциал для повышения эффективности управления школой в условиях инновационного развития.

Аналитическое обобщение. Образовательные учреждения, работая в режиме инновационного развития, находятся в процессе постоянных изменений и эволюционируют за счет «интенсивного динамического взаимодействия и обмена энергией, веществом и информацией между компонентами внутренней и внешней среды» [4]. Неопределенность в этом случае, дестабилизируя работу системы, усиливая ее неустойчивость, хаотичность, становится катализатором перехода сложной динамической системы к другому равновесному состоянию на более высоком организационном уровне [4].

Самоорганизацию локальных систем и механизмы их эволюции наиболее полно теоретически обосновывает синергетика. Синергетический подход основывается на результатах исследований Г. Хакена и И. При-гожина [5, 6].

Согласно синергетике, эволюция открытых систем творится постоянно на уровне элементарных процессов в результате влияния на закономерное их протекание неустойчивостей, неравновесности, нелинейности и флуктуаций. При этом с ростом числа элементов в системе повышается вероятность нели-

нейных микрофлуктуаций, связанных с индивидуальной свободой выбора каждого элемента. Пока система находится в состоянии равновесия, поведение ее элементов независимо. В силу этого процессы упорядочивания маловероятны. В результате внешнего воздействия возникают процессы стихийной самоорганизации, т.е. процессы рождения из физического хаоса некоторых устойчивых упорядоченных структур с новыми свойствами [4].

Иными словами, синергетика, в отличие от классической и даже неоклассической науки, теоретически обосновывает не разрушительную, а наоборот, созидательную роль неустойчивости, неравновесности, неоп-

ределенности и возникновения хаоса как реального условия активизации жизненных сил и сил развития, условия образования самим человеком нового порядка, новой организации жизни (Э. Тоффлер) [3].

Таким образом, переводя основные идеи синергетического подхода в контекст нашего исследования, связанного с управлением образованием в ситуациях неопределенности, можно сделать вывод о том, что взаимодействие с вузами как с субъектами внешней по отношению к образовательным учреждениям среды усиливает влияние на образование фактора неопределенности и в то же время является, как мы показали, условием повышения качества образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Прозументова Г.Н. Ситуация функционально-смысловой неопределенности как область гуманитарной практики и исследования // Гумани-

тарное исследование в образовании: опыт, размышления, проблемы. Томск : Изд-во ТГУ, 2002. С. 244-259.

2. Переход к Открытому образовательному пространству: стратегии инновационного управления / под ред. Г.Н. Прозументовой. Томск : ИБО-

ргейй, 2003. 224 с.

3. Прозументова Г.Н. Стратегия и программа гуманитарного исследования образовательных инноваций // Переход к открытому образователь-

ному пространству. Ч. 1: Феноменология образовательных инноваций / под ред. Г.Н. Прозументовой. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2005. С. 15-105.

4. Вагурин В.А. Синергетика эволюции современного общества. М. : КомКнига, 2007. С. 6-31.

5. ХакенГ. Синергетика. М. : Мир, 1980. 403 с.

6. Пригожин И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. М. : Прогресс, 1986. 390 с.

Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 28 февраля 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.