О.Н. Калачикова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВУЗОВ И ШКОЛ В ОРГАНИЗАЦИИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
Приведены материалы эмпирического исследования взаимодействия вузов и школ в организации повышения квалификации педагогических кадров. Представлены методы и этапы исследования, описаны результаты и выдвинуты предложения о влиянии взаимодействия вузов и школ на организацию повышения квалификации педагогических кадров и качество образования. Осуществлена интерпретация эмпирического материала на основе синергетического подхода и методологии гуманитарного управления и исследования образовательных инноваций. Результаты исследования позволили обосновать направления управленческой поддержки взаимодействия вузов и школ при организации повышения квалификации педагогических кадров. Ключевые слова: взаимодействие вузов и школ; повышение квалификации педагогических кадров системы общего образования; качество образования; синергетический подход; методология гуманитарного управления и исследования образовательных инноваций.
Исследование потенциала взаимодействия вузов и школ для организации повышения квалификации педагогов и управленцев в региональной системе общего образования Томской области было инициировано в рамках проекта, реализуемого в ТГУ по заказу Администрации Томской области. Проект направлен на решение задачи повышения качества образования за счёт использования потенциала взаимодействия вузов и школ. Предпринята попытка использовать региональную специфику Томской области как места концентрации большого количества вузов, региона, ориентированного на создание и использование инноваций для повышения качества образования.
Одним из направлений проекта стало создание механизмов организации ПК кадров системы общего образования. Для решения этой задачи в проекте нами была разработана программа исследования. Основную рабочую группу составили О.Н. Калачикова (доцент ФП ТГУ), Е.В. Вторина (декан ФПК ТГПУ), Т.В. Рас-ташанская (проректор ТОИПКРО). Консультирование по вопросам разработки и реализации программы исследования осуществляла Г.Н. Прозументова (профессор ТГУ).
При обосновании актуальности исследования мы исходили из того, что повышение качества образования в значительной степени обусловлено уровнем подготовки и возможностью постоянного совершенствования профессиональной деятельности педагогов и управленцев, что связано с организацией работы по повышению квалификации.
Однако вопрос о том, какие управленческие условия способны обеспечить системное влияние на качество деятельности педагогов, достигая эффекта изменения качества образования, пока не имеет однозначных ответов. Это обусловлено тем, что повышение квалификации педагогов - это не только обучение учителей и управленцев и формирование у них умений, необходимых для выполнения своих профессиональных обязанностей. Речь идёт об организации ПК как инструмента влияния на процессы формирования представлений о качестве образования и механизма вовлечения педагогов и управленцев в процессы развития и повышения этого качества.
Нами были сформулированы исследовательские вопросы о том, какие возможности имеются в существующей организации ПК, для того чтобы не просто обучить учителей современным технологиям организации учебного процесса, а достичь вовлечения педаго-
гов и управленцев в осуществление образовательных инноваций. Что в сложившейся в Томской области практике организации повышения квалификации может способствовать участию учителей в обосновании представлений о современном качестве образования? Что может способствовать участию педагогов в выработке характеристик профессиональной деятельности, обеспечивающей это новое качество?
Целью исследования стало выявление потенциала взаимодействия вузов и школ в организации повышения квалификации работников общего образования. Наше исследование проводилось на основе методологии гуманитарного управления и исследования образовательных инноваций [1]. Избранная нами методология определила исследовательские задачи: проявить и систематизировать информацию о сложившейся практике использования в организации ПК сотрудничества школ и вузов; описать прецеденты взаимодействия вузов и школ для организации ПК управленческих кадров системы общего образования; провести эмпирический анализ и обосновать характеристики потенциала взаимодействия вузов и школ; осуществить анализ потенциала взаимодействия вузов и школ и определить возможные направления его использования в целях повышения эффективности ПК и создания условий влияния ПК на качество образования.
Нами были использованы следующие методы исследования: составление аналитического обзора, описание и анализ прецедентов взаимодействия (метод кейс-стади), методика реконструкции инновационного опыта, метод структурированного интервью, интерпретация и контекстуальный анализ результатов эмпирического исследования. Нами не применялись методы статистической обработки данных. Все выводы основаны на результатах качественного анализа. В ходе исследования был проведён сбор информации и составлен аналитический обзор, разработаны три кейса, включающих в себя описание прецедентов организации ПК управленческих кадров на основе взаимодействия школ и вузов, программы ПК, реализуемые во взаимодействии школ и вузов, проведены 15 интервью с руководителями общеобразовательных учреждений.
Исследование позволило составить характеристику содержания и форм взаимодействия вузов и школ в организации ПК. Нами было установлено, что в регионе сложился широкий круг организаций и учреждений, участвующих в ПК. Можно говорить о специфике региональной системы ПК педагогических кад-
ров. Это проявляется в наличии множества субъектов, предлагающих программы и формы ПК для педагогов и управленцев. Услуги по повышению квалификации оказывают ТГУ, ТГПУ, ТПУ, СибАГС, ТОИПКРО, РЦРО.
По данным аналитического обзора видно, что в повышении квалификации работников системы общего образования в разной степени активно участвуют практически все вузы и при этом они сотрудничают в организации ПК с общеобразовательными учреждениями. Например, в ТГУ создана сеть школ-лабораторий инновационного образования, организована деятельность экспериментальных площадок, создан Институт дистанционного образования с постоянно действующими интерактивными дистанционными формами ПК учителей. В ТГПУ имеется положительный опыт выявления заказа и разработки программы ПК для руководителей школ, организована деятельность ФПК, складываются формы сотрудничества между факультетами и кафедрами вуза и школами по сопровождению научно-исследова-тельской деятельности школьников; ТУСУР через создание базовых школ осуществляет образовательное сопровождение педагогов. Очевидно, что в регионе реализуется много направлений и форм сотрудничества школ и вузов, что может рассматриваться в качестве потенциала для организации ПК педагогов и управленцев системы общего образования.
Нами был зафиксирован количественный рост услуг и форм ПК. В частности, на базе ТГУ реализуются программы ПК по нескольким направлениям, программы ППК для управленческих кадров, программы подготовки магистров, осуществляет свою деятельность Школа гуманитарного управления и исследования образовательных инноваций; на базе ТОИПКРО более 60 программ ПК для управленческих кадров основаны на использовании взаимодействия между школами и вузами; в ТГПУ факультет повышения квалификации предлагает программы и для педагогов и для руководителей ОУ; Региональный центр развития образования реализует свыше 100 образовательных модулей с привлечением специалистов различных вузов г. Томска.
В ходе исследования нами была проведена серия интервью с руководителями школ, направленных на построение характеристики ситуации в повышении квалификации. Нам удалось выявить, что появление при вузах структур, осуществляющих ПК в сотрудничестве с общеобразовательными учреждениями, и активизация их деятельности обусловлены рядом факторов.
Материалы интервью показали, что новый опыт сотрудничества с вузами и появление новых форм взаимодействия школ и вузов в области повышения квалификации относятся руководителями к периоду начала 2000-х гг. В это время возможности развития взаимодействия вузов и школ в сфере ПК были заложены в рамках реализации в Томской области в 2001-2003 гг. Мегапроекта «Развитие образования в России» (поддержка Института «Открытое общество»). Тогда был разработан и введён в практику организации ПК педагогов принцип демонополизации, который заключался в том, что педагоги и управленцы системы общего образования получили право выбора форм, программ и мест прохождения повышения квалификации.
В ходе реализации Мегапроекта в разработку образовательных программ ПК оказались вовлечены не только учреждения высшего образования, но и инновационные школы, которые смогли разработать отдельные модули и целые программы ПК на основе инновационных разработок, созданных в ОУ. Реализация принципа демонополизации опиралась на механизм субвенций, который закрепляет за каждым педагогом право получения финансирования на прохождение ПК один раз в пять лет. Кроме того, руководители школ отмечают, что роль прямого стимулирования повышения квалификации со стороны управления образованием выполняли КПМО, ПНП «Образование», региональные конкурсы ОУ, «Лучшие учителя», поскольку по всем направлениям ПК выделено как область внимания и оценки.
В материалах интервью с руководителями школ нами были выявлены механизмы опосредованного влияния на повышение квалификации, которые основаны на взаимодействии вузов и школ, - это реализация в регионе сетевых проектов и программ по различным направлениям, инициируемым как на базе вузов, так и педагогами общеобразовательных школ. Участие педагогов в разработке и реализации проектов актуализирует проблемы компетентности и педагогов, и управленцев.
Описание и изучение прецедентов организации ПК на основе взаимодействия вуза и школы позволило нам выявить такую характеристику организации ПК, как вовлечение в разработку и реализацию форм ПК педагогов и руководителей, а также проектных групп и образовательных учреждений. Это проявилось в описании случаев организации ПК в разных вузах Томска. Например, ситуация в ТГПУ позволяет увидеть, что сотрудничество вуза и школ при организации ПК создаёт возможность участия руководителей школ в формировании образовательного заказа и целей программы ПК. В этом взаимодействии участвуют и представители школ и управления образованием и специалисты вуза.
В исследуемом кейсе видно, что разработка вузом программы ППК для руководителей школ была инициирована руководством муниципального департамента образования. Руководители школ приняли активное участие в постановке целей обучения, специалисты вуза при проектировании образовательной программы, с одной стороны, старались ориентироваться на заказ и ожидания со стороны представителей общего образования, с другой - привлекли к разработке и реализации программы представителей других вузов.
Таким образом, собственно ориентация на взаимодействие при постановке заказа на ПК и проектировании образовательной программы способствовала развитию сотрудничества и вовлечению в него новых участников, обогащающих образовательные возможности программы, порождая синергетический эффект.
Материалы кейса о взаимодействии ТГУ и школ позволяют увидеть, что сотрудничество может быть направлено на оформление и обобщение инновационного опыта школ-лабораторий ТГУ в модули программы подготовки управленцев. Например, в рамках программы ППК по направлению «Менеджмент» руководителями школ г. Томска разработано и реализуется несколько
мастер-классов по презентации инновационных разработок школы, директора инновационных школ выступают консультантами при разработке участниками программы ППК дипломных проектов. Собственно говоря, консультирование становится новой формой ПК управленческих кадров, формируя более высокий уровень профессиональной рефлексии и компетенции.
Ещё одним эффектом взаимодействия, выявленным в ходе эмпирического анализа, является создание совместных проектных разработок, когда отдельные выпускные работы участников ПК становятся основанием разработки и реализации инновационного проекта в учреждении общего образования с участием вуза. Такие прецеденты выявлены нами в практике взаимодействия ТГУ с общеобразовательными учреждениями.
Материалы кейсов показывают, что создаваемые в рамках взаимодействия вузов и школ проектные разработки становятся базой для создания новых услуг ПК, развития сетевого взаимодействия. Одним из результатов взаимодействия становится появление новых субъектов ПК, которые не закреплены на определённом уровне образования или представляют собой сообщества педагогов и научных работников, принадлежащих к разным уровням образования, но при реализации форм ПК выступают как самостоятельный субъект образовательной программы повышения квалификации. Можно говорить, что формируется потенциал к появлению новых коллективных субъектов, инициирующих создание форм и программ ПК, актуальных как для общего, так и для высшего образования.
Эмпирические признаки появления потенциала взаимодействия вузов и школ при организации ПК
№ п/п Эффекты влияния взаимодействия на организацию ПК Признаки проявления эффекта в прецедентах взаимодействия
1 Большое количество образовательных услуг по повышению квалификации, появление конкуренции услуг Услуги в области ПК осуществляются на основе выбора среди предлагаемых различными вузами программ ПК. Вузы предлагают большой перечень форм и услуг ПК, активно взаимодействуют со школами, предлагая и разрабатывая услуги ПК. Предлагаются модульные программы ПК, позволяющие на основе накопительного принципа формировать индивидуальные программы ПК
2 Большое количество субъектов, осуществляющих услуги, в том числе появление коллективных субъектов из представителей разных уровней образования В Томской области имеется 5 постоянно действующих субъектов организации ПК педагогических кадров, существуют прецеденты разработки и реализации сетевых программ ПК. Появляются новые субъекты ПК - сетевые партнёры из числа школ и вузов (например, сеть школ-лабораторий инновационного образования ТГУ)
3 Вовлеченность педагогов и руководителей в формирование образовательного заказа на ПК Разработка образовательных программ ПК по заказу органов управления образованием. Взаимодействие органов управления образованием с вузами г. Томска в сфере организации подготовки руководителей образовательных учреждений и магистров
4 Участие педагогов и руководителей в оценке эффективности программ и форм ПК, формирование представлений о возможностях ПК в контексте задач развития школы Оценки и сравнение представляемых разными субъектами ПК программ и модулей (в материалах интервью с руководителями). Позитивное отношение руководителей к самой возможности выбора форм и программ ПК, возможность формирования индивидуальных программ ПК, формирования программ с учётом потребностей учреждения или муниципалитета
5 Создание сетевых программ ПК, аккумуляция научного и инновационного ресурса в программы ПК, появление синергии взаимодействия при разработке и реализации услуг ПК через сетевые программы Выявлено несколько прецедентов создания и реализации сетевых программ ПК. Существует опыт разработки и предложения модулей ПК представителями инновационных школ
6 Взаимная обусловленность и синергия процессов повышения квалификации, реализации инновационных проектов и создания инновационных разработок Выявлены прецеденты создания и реализации инновационных проектов в ходе обучения в программе ПК, а также прецеденты повышения квалификации в процессе участия в реализации сетевых проектов на базе РЦРО
7 Трудности координации между субъектами, предлагающими услуги ПК, и потребителями (учителями и руководителями ОУ) Выявлены негативные оценки руководителей школ относительно организации услуг повышения квалификации, трудности осуществления выбора и формирования собственного заказа. Определены трудности выбора программ ПК, обусловленные непониманием образовательных возможностей разных программ и критериев оценки эффективности ПК
8 Ограниченные возможности участия руководителей в постановке задач ПК Выявлены трудности в доступе и использовании ресурсов на повышение квалификации со стороны руководителей ОУ. Бюджет ПК и периодичность выделения средств по принципу «деньги за педагогом» затрудняют руководителю школы возможности постановки и реализации задач ПК для учреждения в целом. Часто это приводит к тому, что учреждения передают функцию выбора программ ПК на уровни муниципалитетов или ещё выше, отказываясь тем самым от возможности использования права выбора и организации ПК для педагогов своей школы
9 Слабая степень оформленной и содержательной дифференциации программ ПК Выявлены ограничения возможности участия в оценке результатов программы на уровне школы, педагога и негативные оценки руководителей относительно предлагаемого качества образовательного содержания программ, трудности практического применения результатов ПК и их влияния на качество деятельности педагогов
Как показывает анализ, реализация программ ПК на ление специфики образовательных программ по своим
основе взаимодействия вузов и школ обусловила появ- задачам и способам организации. Об этом говорят ма-
териалы интервью с руководителями школ. Большинство опрошенных руководителей рассматривают сотрудничество с вузами в области ПК как взаимодействие потребителя и производителя услуг. При этом около трети респондентов говорят о том, что при выборе услуги ПК для себя и педагогов свой школы опираются на собственный опыт сотрудничества с вузом.
Систематизируя собранный эмпирический материал, мы можем охарактеризовать управленческие эффекты, которые обусловлены взаимодействием вузов и школ в повышении квалификации педагогических кадров системы общего образования. Для этого нами была составлена таблица эмпирических признаков (см. таблицу).
Для обобщения результатов исследования мы использовали методику контекстуального анализа данных, рассмотрев эмпирический материал в контексте синергетического подхода и методологии гуманитарного управления и исследования образовательных инноваций. На наш взгляд, это позволило интерпретировать собранный материал, а также определить направления практического применения. Первичную интерпретацию мы осуществили в контексте синергетического подхода и рассмотрели обнаруженные нами эффекты как проявление процессов самоорганизации. Термин «синергетика» образован от греческого «си-нергиа», что означает «содействие, сотрудничество»; это в значительной мере является основанием выбора подхода к анализу результатов эмпирического исследования взаимодействия вузов и школ. При этом мы опирались на работы В.А. Белавина, Е.Н. Князевой и С. П. Курдюмова [2-4].
В логике синергетического подхода мы имеем дело с процессом взаимодействия двух систем, в каждой из которых ПК имеет важную функцию.
Рассматривая процесс взаимодействия вузов и школ как процесс взаимодействия двух систем, можно интерпретировать выявленные нами эффекты и сделать предположения об их последствиях. Например, рост числа услуг и программ повышения квалификации и его взаимосвязь с появлением новых субъектов предоставления услуг ПК можно интерпретировать как движение от малых флуктуаций к формированию аттракторов, способных оказать влияние на изменение обеих систем. Появление в вузах прецедентов разработки программ ПК по инициативе и «под заказ» представителей общего образования указывает на то, что, с одной стороны, в системе общего образования появляются признаки участия конкретных руководителей, педагогов в формулировании целей собственной деятельности. Однако, с другой стороны, система высшего образования, участвуя в этом взаимодействии, опирается не на внутреннее представление о том, «как должно быть», а на «заказ», на потребность, формулируемую представителями общего образования (заказ «извне»). Появляется признак перехода от взаимодействия закрытых систем, которые не допускают влияния на целевые и процессуальные характеристики деятельности, к взаимодействию систем с признаками открытости. Усиление этого процесса проявляется в фиксируемом нами эффекте появления новых субъектов ПК, таких как группы разработчиков сетевых программ ПК. Это отслеживается по прецеденту из деятельности НОЦ
ТГУ «Институт инноваций в образовании», где мы видим, что участники сети школ-лабораторий инновационного образования становятся разработчиками сетевой программы ПК, вкладывая в неё модули, основанные на инновационных разработках отдельных участников сети, в том числе представителей и общего, и высшего образования. Здесь мы можем наблюдать классическое проявление базового принципа синергетики - «сумма отдельных частей - это больше чем целое».
Мы наблюдаем и другой прецедент реализации сетевой программы на базе РЦРО. В этом прецеденте множество модулей ПК создается разрозненно представителями образовательных учреждений, а интегрируется в целое не коллективным субъектом-разработчиком сетевой программы, а самим потребителем услуги ПК, например отдельным педагогом, действующим по принципу накопления модулей.
И в том и в другом примере очевидно появление новых субъектов ПК, которые с точки зрения синергетического подхода выступают в качестве структур-аттракторов, обладающих потенциалом влияния на развитие системы и её качественного изменения. Синергетический подход позволяет на основе оценки количества и устойчивости, возможных в системе структур-аттракторов, прогнозировать параметры изменения системы.
При этом важно отметить, что наблюдается рост числа предлагаемых услуг ПК, в том числе и созданных при взаимодействии вузов и школ, в то время как появление сетевых программ ПК, разработка программ ПК по заказу пока имеет прецедентный характер (одна программа в ТГПУ, одна программа в ТГУ). Выявленный нами эффект указывает на то, что взаимодействие вузов и школ в организации ПК обладает потенциалом к изменению организации ПК за счёт взаимодействия в ней систем высшего и общего образования. Однако формирование потенциала сопровождается возникновением напряжения и затруднений при взаимодействии (см. п. 7-9 таблицы).
Возникновение таких эффектов выглядит закономерным как пример нарастания энтропии в закрытых системах при возникновении флуктуаций. С точки зрения синергетического подхода закрытые системы стремятся уменьшить влияние аттракторов, однако количество аттракторов и их оформление в структуры, при определённой управленческой поддержке, обладает потенциалом перехода к открытой системе.
В связи с этим можно предположить, что создание механизмов поддержки взаимодействия между вузами и школой в организации ПК, разработка новых форм взаимодействия должны способствовать оформлению структур, основанных на взаимодействии, появлению коллективных субъектов, сообществ и профессиональных сетей.
Интерпретацию и анализ собранного эмпирического материала мы осуществили также на основе методологии гуманитарного управления и исследования образовательных инноваций, в рамках которой базовым условием эффективности управления и влияния управления на качество образования является потенциал и ресурс человека, потенциал «личного действия челове-
ка в образовании» [5]. В рамках этой методологии обосновывается необходимость создания и использования управленческих средств, направленных на вовлечение людей в порождение и формулирование целей образования и управления.
Методология гуманитарного управления выступает основанием проектирования гуманитарных технологий управления инновациями. Анализируя собранный эмпирический материал в контексте данной методологии, можно отметить, что взаимодействие вузов и школ в сфере повышения квалификации формирует потенциал участия и влияния человека на образование. Организация повышения квалификации начинает зависеть от участия в ней самих педагогов и руководителей школ в качестве разработчиков и заказчиков ПК. При взаимодействии вузов и школ происходит усиление процессов рефлексии собственной профессиональной деятельности, построение представлений о содержании и результатах образования, выявление профессиональных дефицитов и потребностей совершенствования деятельности на основе формируемых самими педагогами представлений об образовании. Более того, возникают прецеденты появления новых субъектов ПК - образовательных сетей и сообществ разработчиков программ ПК.
В рамках методологии гуманитарного управления процесс формирования субъектов образовательного пространства является частью процесса становления Открытого образовательного пространства и обладает потенциалом повышения качества образования. Однако методология гуманитарного управления актуализирует проблемы управления образованием при переходе к Открытому образовательному пространству. Проблемы, без решения которых оказывается невозможным использование потенциала участия и влияния человека, использование гуманитарного потенциала образования.
В рамках методологии гуманитарного управления мы можем интерпретировать появление затруднений и напряжения во взаимодействии, фиксируемое нашим эмпирическим исследованием. Например, выявленная нами слабая степень оформленной и содержательной дифференциации программ ПК (см. п. 9 таблицы) является проявлением дефицита управления взаимодействием субъек-тов-разработчиков услуг ПК, а также дефицитом коорди-
нации взаимодействия между разработчиками и потребителями. Эта координация в методологии гуманитарного управления должна реализовываться на основе гуманитарных технологий, в том числе таких, как организация открытой экспертизы; организация коммуникации разработчиков и потребителей и др.
Эмпирический материал позволяет констатировать барьеры взаимодействия, обусловленные тем, что собственно взаимодействие и сотрудничество не являются предметами внимания управления. Например, трудности при осуществлении выбора и формирования образовательного заказа обусловлены дефицитом форм совместной деятельности между субъектами, предлагающими услуги ПК, и субъектами, потребляющими услуги ПК.
Методология гуманитарного управления и исследования позволяет рассматривать данные эмпирического исследования как характеристики потенциала становления субъектов образования и проявление управленческих задач, обеспечивающих перевод потенциала взаимодействия в ресурс образования.
Анализ и обобщение результатов эмпирического исследования в контексте синергетического подхода и в контексте методологии гуманитарного управления и исследования образовательных инноваций позволили нам решить поставленную исследовательскую задачу -выявить и охарактеризовать потенциал взаимодействия вузов и школ в организации повышения квалификации работников общего образования.
Это позволяет нам сформулировать гипотезу об использовании потенциала взаимодействия вузов и школ при организации ПК для повышения качества образования. Она состоит в том, что для повышения эффективности организации ПК и усиления его влияния на качество образования необходимо создание управленческих механизмов поддержки взаимодействия вузов и школ в этой области. Предметом управления должны стать процессы формирования профессиональных сетей и сообществ, объединяющих представителей вузов и школ. Активизация и поддержка процессов формирования профессиональных сообществ, объединяющих представителей разных уровней образования, является механизмом опосредованного управления повышением квалификации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Прозументова Г.Н. Типологизация образовательной реальности инноваций: стратегия и методика гуманитарного исследования // Переход к
Отрытому образовательному пространству. Ч. 2 : Типологизация образовательных инноваций / под ред. Г.Н. Прозументовой. Томск : Томский государственный университет, 2009. С. 14-44.
2. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Трансдисциплинарность синергетики // Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях неста-
бильности. М. : Прогресс-Традиция, 2003. С. 341-358.
3. Белавин В.А. Синергетика и развитие человечества. URL: http://_spkurdyumov.narod.ru/D6Belavin.htm
4. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетические принципы коэволюции сложных систем. URL: http://spkurdyumov.narod.ru/D1Knyazeva
Kurdyumov.htm
5. Прозументова Г.Н. Методологическое самоопределение и выбор методов для исследования образовательных инноваций // Переход к Отры-
тому образовательному пространству. Ч. 1 : Феноменология образовательных инноваций / под ред. Г.Н. Прозументовой. Томск : Томский государственный университет, 2005. С. 84-105.
Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 14 февраля 2012 г.