Научная статья на тему 'Сопровождение деятельности педагогов по созданию инновационных разработок в логике гуманитарного подхода'

Сопровождение деятельности педагогов по созданию инновационных разработок в логике гуманитарного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
359
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ РАЗРАБОТКА ПЕДАГОГА / INNOVATIVE TEACHER DEVELOPMENT / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИННОВАЦИЯ / EDUCATIONAL INNOVATION / УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ / INNOVATION MANAGEMENT / ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ / MANAGEMENT APPROACHES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юрчук Ольга Александровна

Представлено понятие инновационной разработки как процесса и результата участия педагога в инновационной деятельности как деятельности по изменению образовательной практики в школе. Рассмотрены разные подходы к управлению инновациями в школе: технологический, экономический, проектный, синергетический, гуманитарный. В результате сравнительного анализа разных управленческих подходов установлено, что только гуманитарный подход обеспечивает смысловую коммуникацию педагогов и личное участие каждого в создании, реализации и распространении инновационных разработок. А гуманитарное управление ориентируется на субъект и создает условия для совместной деятельности, поддерживает инициативы всех участников процесса. Доказана необходимость смыслопорождающей коммуникации в педагогическом сообществе, в процессе которой педагоги оформляют смыслы своего участия в инновационной деятельности. Педагогам необходимо взаимодействие, которое позволит расширить рамки своей инновации и обогатить ее при помощи взаимообмена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юрчук Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACCOMPANYING THE WORK OF TEACHERS IN CREATION OF INNOVATIVE DEVELOPMENTS IN THE LOGIC OF THE HUMANITARIAN APPROACH

The article presents the concept of innovative development as a process and the result of the participation of the teacher in the innovation as an activity to change educational practices in the school. Considered different approaches to the management of innovation at school: technological, economic, design, synergy, humanitarian. A comparative analysis of different management approaches found that only a humanitarian approach provides a semantic communication of educators and personal involvement of everyone in the creation, implementation and dissemination of innovations. A humanitarian management focuses on the subject and creates conditions for joint activities, supports initiatives of all participants. The necessity of meaning-communication in the pedagogical community, during which teachers make out the meaning of their participation in innovation. Teachers need interaction, which will give an opportunity to expand the scope of its innovation, and will enrich it with the interchange.

Текст научной работы на тему «Сопровождение деятельности педагогов по созданию инновационных разработок в логике гуманитарного подхода»

О. А. Юрчук. Сопровождение деятельности педагогов по созданию инновационных разработок...

ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 371

О. А. Юрчук

СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ПО СОЗДАНИЮ ИННОВАЦИОННЫХ РАЗРАБОТОК В ЛОГИКЕ ГУМАНИТАРНОГО ПОДХОДА

Представлено понятие инновационной разработки как процесса и результата участия педагога в инновационной деятельности как деятельности по изменению образовательной практики в школе. Рассмотрены разные подходы к управлению инновациями в школе: технологический, экономический, проектный, синергетический, гуманитарный. В результате сравнительного анализа разных управленческих подходов установлено, что только гуманитарный подход обеспечивает смысловую коммуникацию педагогов и личное участие каждого в создании, реализации и распространении инновационных разработок. А гуманитарное управление ориентируется на субъект и создает условия для совместной деятельности, поддерживает инициативы всех участников процесса. Доказана необходимость смыслопорождающей коммуникации в педагогическом сообществе, в процессе которой педагоги оформляют смыслы своего участия в инновационной деятельности. Педагогам необходимо взаимодействие, которое позволит расширить рамки своей инновации и обогатить ее при помощи взаимообмена.

Ключевые слова: инновационная разработка педагога, инновационная деятельность, образовательная инновация, управление инновационной деятельностью, подходы к управлению.

Изменение представлений и понимания современного образования нашло свое отражение в новом ФГОС начального и общего образования. Результатом качественного образования, согласно стандарту, являются такие способности личности, как самоорганизация, деятельность по преобразованию самого себя, самоидентификация. Поэтому большое внимание уделяется формированию не предметных навыков, а таких универсальных учебных действий, как умение работать с информацией, ставить цель и планировать свои действия, умение взаимодействовать и принимать позицию партнера. Качество усвоения знаний определяется в стандарте многообразием и характером видов универсальных действий. В работах целого ряда авторов (И. Д. Фрумина, Л. И. Якобсона, Л. С. Выготского, В. Е. Клочко, Г. Н. Прозументовой, Р. Акоффа, Д. Гринберга) также актуализируется вопрос о развитии и состоянии современного образования. Авторы обращают внимание на то, что является определяющим для столь существенных изменений: переход с трансляционной модели на компетентностную; попытки преодоления антропологического, синергетического и гуманитарного дефицитов в образовании; появление представлений об образовании как месте «образования» человека, как месте взаимодействия и коммуникации, в процессе которых происходит осмысление человеком места личного присутствия в своем образовании [1, 2].

Сегодня на первом месте в образовании не стоят такие процессы, как усвоение и запоминание, сегодня главным становится способность человека быть субъектом своего образования, участвовать в порождении целей и смыслов образования. Г. Н. Прозументова го-

ворит о построении человеком места личного присутствия, осмыслении своего образования, которое вырабатывается в процессе взаимодействия [3, 4].

Следует заметить, что ФГОС делает акцент на создание условий для порождения участниками своих смыслов, не на воспроизводство информации, поскольку информация имеет свойство к редукции, а на участие детей и педагогов в порождении смыслов, тем самым влияя на образовательный процесс. А одна из форм влияния человека на образовательный процесс - это инновационная разработка. Под инновационной разработкой мы понимаем процесс и результат участия педагога в инновационной деятельности, продукт, в котором системно описано участие педагога в изменении образовательной практики. Создание инновационных разработок важно рассматривать не как количество новшеств, а как процесс образовательных инноваций, в которых участники имеют возможность создавать и оформлять собственные представления о смыслах и целях индивидуальной и совместной деятельности как контекст порождения и оформления смыслов участников.

Переход с трансляционной модели образования на компетентностную [5, 6] обусловливает изменение содержания образования, педагогической деятельности, что нуждается в организованном управлении исследованием и проектированием происходящих изменений, что, в свою очередь, обеспечивается вовлечением педагога в процесс создания инновационных разработок. Общим признаком инновационной разработки является то, что она должна быть введена в употребление. Это новое средство организации образовательной деятельности и распространения, позволяющее обеспечить формирование нового качества образовательных результатов. Инновационная разработка - не только результат деятельности, но и процесс порождения и реализации образовательных инициатив участниками совместной деятельности, становление их субъектной позиции в этой деятельности и образовании. Инновационные разработки не только влияют на качество образования, но и вызывают качественные изменения других компонентов системы школы [7].

Таким образом, управление инновациями представляется деятельностью по созданию и использованию потенциала совместной деятельности участниками инноваций для организации своего образования. Отсюда актуализируется понимание, что инновационная разработка есть проявление потенциала совместной деятельности и обоснования средств для изменения качества образования. Сравнивая разные подходы к управлению инновациями, следует заметить, что каждый из них - это и разное использование возможностей инновационной разработки.

Так, в технологическом (технократическом) подходе требования к изменениям поступают от «центра» (от министерства в случае с введением ЕГЭ, ФГТ, ФГОС). Требование спущено «сверху», разработано достаточно много документов по внедрению и разработке образовательных программ, проектов, в которых четко представлены процедурные требования по введению инновации. Сроки осуществления инноваций четко определены. При этом человек вытесняется, поэтому при технократическом подходе часто возникает ситуация сопротивления инновациям. При таком подходе инновационная разработка представляет собой тотальный отчет о проделанной работе со стороны руководства или педагога на разных этапах внедрения, контроль за выполнением процедуры, сроков инноваций.

В экономическом подходе управление характеризуется как создание ценностей, создание нового продукта, чего-то, что имеет «стоимостную» ценность (М. Портер). Содержанием управления является создание нового продукта, новых услуг, которые нужны людям, на которые есть спрос, которые меняют качество жизни. Стратегия управления: выращивание лидеров, предпринимателей, поддержка эффективных предпринимателей. Предприниматель занимается инновационной деятельностью, которая создает ресурсы. Ресурс не становится

ресурсом до тех пор, пока кто-то не находит чему-то существующему в природе применение, тем самым придавая этому чему-то экономическую ценность. Если при технократическом подходе существует контроль за выполнением процедур, то содержанием управления при экономическом подходе является контроль качества, мониторинг. В основе инновационной деятельности лежит формирование спроса, важен «не спрос, а предложение» [8].

Проектный подход. При таком подходе стратегия управления - субъективация. Субъект управления инновациями - лидеры, проектная группа. Г. П. Щедровицкий [9] устанавливает различие между управлением и руководством. Он отмечает, что невозможно «руководить» проектами - ими необходимо управлять. Инновационную разработку при таком подходе можно рассматривать как анализ, изучение вызовов внешней среды, мониторинг результатов. Содержание управления при разработке и реализации проектов характеризуется этап-ностью и включает в себя: анализ ситуации, изучение вызовов среды, постановку проблемы, разработку и реализацию проекта, формирование команд, координацию, распределение ролей и позиций, мониторинг результативности, бюджетирование, привлечение ресурсов.

Синергетический подход. Содержанием управления является создание ситуации неопределенности, выращивание и создание норм и форм деятельности собственной организации. Стратегия управления - синергизм и самоорганизация. Целью синергизма являются ресурсы, аккумулируемые в одной части компании, используемые одновременно и без каких-либо дополнительных расходов другими ее частями. Особенностью управления являются организация взаимодействия, создание хаотизированной среды, ситуации выбора, ситуации принятия решения. Управление направлено: на создание ситуаций неопределенности, открытия возможностей, смыслообразования; выстраивание рамок возможностей, перспектив; создание условий для образования групп с целью объединения; поиск близких людей; создание ситуации выбора; создание основания для анализа; организация рефлексии [10].

Гуманитарный подход. Управление при таком подходе - посредник, создающий среду. Стратегия управления - диалогизация (создание коммуникативного поля и переговорных площадок, мест обсуждения людьми, потенциала смыслообразования); смысло- и целепо-рождение происходит в совместной деятельности (многосубъекность управления). Управление при таком подходе допускает инициативы, вовлекает сотрудников в решение управленческих задач, допускает множество способов достижения результата. Позиция управления - поддержка, реагирование на потребность участников процесса. Гуманитарное управление ориентируется на субъект и создает условия для совместной деятельности, поддерживает инициативы всех участников процесса. Инновационную разработку при таком подходе можно рассматривать как становление собственного уникального опыта. При этом важное значение приобретают диалог и взаимодействие.

Необходимость вовлечения в инновационную деятельность - подход к реальности с точки зрения «человека», это попытка увидеть мир в «человеческом измерении», что характерно для гуманитарного подхода. Гуманитарный взгляд концентрируется на наиболее сущностных проявлениях человеческой природы, а все иные аспекты пытается понять с точки зрения того, в какой мере они способствуют (или препятствуют) раскрытию человеческого в человеке [11, 12].

Принципиальная особенность гуманитарного подхода - признание сложности, противоречивости, неисчерпаемости и постоянной изменчивости человеческого в человеке.

Таким образом, основной целью инновационной разработки становится проявление потенциала образовательных инноваций для изменения системы образования и превращение потенциала в ресурс, что означает указание на задачи, которые могут быть решены

только путем использования образовательных инноваций и усиления их влияния на практику образования.

Выделив разные подходы к управлению инновациями, Г. Н. Прозументова [1] характеризует гуманитарный подход к управлению инновациями следующим образом. Во-первых, источником появления инноваций выступает событие и влияние участников совместной деятельности на ее содержание (цели, нормы, формы организации). Во-вторых, содержанием такого управления является создание ситуаций обсуждения, смысло- и целепорож-дение совместной деятельности, формирование инновационного опыта и его реконструкция, становление практики влияния на свою совместную деятельность, работа с инициативами, потенциалом совместной деятельности. В-третьих, результатами гуманитарного управления будет являться создание мест организации образования, возможности влияния людей на свое образование.

Таким образом, есть разные управленческие подходы к созданию разработок. Разработки создаются для решения разных задач: в технократическом - для совершенствования производственного процесса; в экономическом - для создания новых, востребованных на рынке и более дешевых услуг или для усовершенствования прежних; в проектном - инновационная разработка является способом разрешения проблем организации. Синергетический подход связан с созданием и умощнением ресурса развития организации, которым могут пользоваться другие, гуманитарный - с определением места своего присутствия в образовании.

Опираясь на характеристики известных нам подходов (технологического, проектного, экономического, синергетического, гуманитарного) в нашей организации можно идентифицировать следующие признаки:

1. Технологический:

- иерархия (директор, зам. директора, завучи);

- обязательное ведение документации (классные журналы, журналы по ТБ, учебные планы);

- административные моменты (инструкции, заполнение журналов).

2. Проектный:

- организация проекта с четкой целью и результатом (создание продукта или услуги);

- в рамках проекта участвуют люди из разных подразделений;

- проекты, которые касаются как основной деятельности (образовательной), так и управленческой (введение новой системы оплаты труда);

- каждый участник проекта настроен на успех;

- организация анализа и рефлексии данного вида деятельности.

3. Экономический:

- создание новых конкурентноспособных «продуктов» (образовательных форм, технологий);

- организация платных образовательных услуг;

- единое руководство (приказы только от одного начальника);

- соблюдение управленческой вертикали.

4. Синергетический:

- совокупность взаимосвязанных элементов, которые объединены единством цели;

- обмен информацией с окружающей средой;

- основа - коммуникация;

- новые формы отношений (партнерство, повышение влияния, участие);

- выработка собственных норм;

- совместное принятие решений (выработка критериев);

- совместное планирование жизни организации.

5. Гуманитарный:

- полноправное участие в жизни организации всех ее членов;

- формирование нового типа управленца в совместной деятельности;

- признаки саморазвивающейся системы (описание собственного опыта);

- потребность и создание ситуаций успеха;

- диалоговые, исследовательские технологии, где используется язык естественного общения людей;

- позиция управления - поддержка, реагирование на потребность.

Таким образом, в нашей школе используются разные подходы к управлению. Поскольку она - муниципальное образовательное учреждение, в котором многое задается «сверху», то административных моментов нам не избежать (инструкции, заполнение журналов). Для решения проблем организации используется проектный подход, где идет работа с вызовами, заказом внешней среды, в таком случае содержанием управления в образовательных учреждениях становится разработка образовательных проектов, которые касаются как основной деятельности (образовательной), так и управленческой (введение новой системы оплаты труда). Элементы экономического подхода проявляют себя в организации платных образовательных услуг [13].

В нашей организации преобладает синергетический и гуманитарный подходы. Синер-гетический подход обнаруживает себя прежде всего в открытом обсуждении целей, открытости управленческих решений, выбора, в стимуле к созданию новых исследований и новых форм отношений (партнерство, повышение влияния, участия). Управление в таком подходе организует взаимодействие, создает ситуации выбора, принятия решения.

Гуманитарный подход в нашей школе определяется совместным принятием решений (выработка критериев) в диалоговых формах общения, в полноправном участии всех членов организации процесса. Также гуманитарный подход проявляется в организации инновационной деятельности в школе, в процессе, который управление организует как восстановление контекстов инновационной деятельности и обеспечивает самоопределение и выбор.

Таким образом, результаты анализа разных подходов к управлению инновациями свидетельствуют о том, что для решения выделенной нами проблемы сопровождения инновационных разработок наиболее подходящим является гуманитарный подход, основанный на организации смысловой коммуникации участников совместной деятельности [14, 15].

Это позволяет говорить о ряде необходимых управленческих условий и потенциале образовательных инноваций, среди которых:

- наличие управленческих форм организации совместной деятельности, в которых осуществляются презентация, выбор, проектирование инновационных разработок и их анализ (методические дни, семинары и др.);

- организация сопровождения деятельности педагогов по созданию инновационных разработок;

- организация такой коммуникации в рамках управленческих форм, когда в обсуждение включаются другие и разные участники совместной деятельности (родители, дети, учителя), расширяя тем самым круг взаимодействия и проявляя в процессе коммуникации разные смыслы, что позволяет педагогу самоопределяться, «открывать» и удерживать новый предмет - совместную деятельность педагога и детей. Одновременно при таких условиях смысловое поле коммуникации начинает обогащаться, что может происходить только при условии, если предмет коммуникации - не презентация и не оценка деятельности педагогов, а изменения, происходящие в деятельности педагога и детей [13, 14].

Педагогам необходимо взаимодействие, которое даст возможность расширить рамки своей инновации и обогатить ее при помощи взаимообмена. Это позволяет говорить о том, что потенциал гуманитарного управления проявляет себя:

- в потребности педагогов в смысловой коммуникации;

- воссоздании смыслового пространства совместной деятельности;

- осознании педагогом своей идеи, опыта, т. е. «своего места» в образовании и в определении «места» и «роли» инновации в изменении образовательной практики;

- открытии новых вариантов и возможностей использования инновационных разработок в процессе их обсуждения педагогами;

- открытии нового предмета - совместной деятельности педагога и детей, которая реализуется только в смысловой коммуникации.

Обобщая полученные результаты, можно выделить, что для педагогов важно, чтобы при оформлении технических заданий управление организовывало:

- восстановление контекста инновационной деятельности в школе, поскольку это позволяет увидеть ее целостность, восстановить ценности школы, понимать направления и содержание инновационной деятельности;

- самоопределение и выбор педагогов в областях и тематике собственных исследований. Это обеспечивается управлением с помощью организации обсуждения направлений и содержания исследований педагогов, проблем педагогов в организации совместной деятельности с детьми и способов их преодоления, выделения и презентации способов вхождения педагогов в инновационную деятельность и возможностью выбора педагогами разных позиций, организации экспертной деятельности, наставничества и консультирования педагогов.

Также педагоги выделили и то, что управление серьезно изменило работу по оформлению технических заданий; изменения связаны с организацией понимания педагогами того, чем занимаются их коллеги, с пониманием общности проблем педагогов в организации совместной деятельности с детьми, ценности и важности инновационных разработок для своей профессиональной деятельности и для школы.

Список литературы

1. Прозументова Г. Н. Ситуация функционально-смысловой неопределенности как область гуманитарной практики и исследования // Гуманитарное исследование в образовании: опыт, размышления, проблемы. Томск: Изд-во ТГУ, 2002. С. 244-259.

2. Аккоф Р., Гринберг Д. Преобразование образования / пер. с англ. Томск: Изд-во ТГУ, 2009. 196 с.

3. Прозументова Г. Н. Стратегии управления инновациями в образовании // Управление инновационными процессами в образовании: проблемы и подходы к их решению. Томск, 2000. С. 60-68.

4. Прозументова Г. Н. Субъективация образовательных практик в открытых системах: идеологизация и целеобразова-ние как ресурс управления изменениями // Управление изменениями в образовании. Томск: Изд. дом «Твердыня», 2001. С. 15-27.

5. Закон РФ «Об образовании» [Электронный ресурс] // Российская газета. 2012. 1^1.: http://www.rg.ru/2012/12/30/obra-гсмапю-сЬк (дата обращения: 17.01.2013).

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 // Гарант: информационно-правовой портал. Электрон. текст. дан. М., 2010. 1^1.: http://www.garant.ru/proCucts/ipo/prime/Coc/97127 (дата обращения: 14.12.2011).

7. Зоткин А. О. Экспертиза как признак и условие профессионализации // Экспертиза образовательных инноваций / под ред. Г. Н. Прозументовой. Томск, 2007. С. 52-61.

8. Друкер П. Ф. Бизнес и инновации / пер. с англ. М., 2007. 432 с.

9. Щедровицкий Г. П. Рефлексия // Мышление. Понимание. Рефлексия / Г. П. Щедровицкий. М.: Наследие ММК, 2005. 800 с.

10. Итами Х. Невидимые активы // Стратегический синергизм / Э. Кемпбелл, К. Саммерс Лачс. 2-е изд. СПб.: Питер, 2004. С. 59-85.

11. Гуманитарное исследование в образовании: опыт, размышления, проблемы: кол. монография / под ред. Г. Н. Прозу-ментовой. Томск: Изд-во ТГУ, 2002. 342 с.

12. Инновационные процессы в педагогической практике и образовании / под ред. Г. Н. Прозументовой. Барнаул; Томск, 1997. 128 с.

13. Сорокова Л. А. Как измерять эффективность управления в развивающейся школе // Диагностика изменений в образовании / под ред. Г. Н. Прозументовой. Томск, 2002. С. 82-86.

14. Поздеева С. И. Образовательное содержание совместной деятельности в начальной школе. Томск: Дельтаплан, 2004. 311 с.

15. Калачикова О. Н. Управленческая поддержка образовательных инноваций в деятельности педагогов общеобразовательной школы: дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2009. 189 с.

Юрчук О. А., учитель начальных классов, магистр. МБОУ СОШ № 49 «Школа совместной деятельности».

Ул. Мокрушина, 10, Томск, Россия, 634045. E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 10.11.2014.

O.A. Yurchuk

ACCOMPANYING THE WORK OF TEACHERS IN CREATION OF INNOVATIVE DEVELOPMENTS IN THE LOGIC OF THE HUMANITARIAN APPROACH

The article presents the concept of innovative development as a process and the result of the participation of the teacher in the innovation as an activity to change educational practices in the school. Considered different approaches to the management of innovation at school: technological, economic, design, synergy, humanitarian. A comparative analysis of different management approaches found that only a humanitarian approach provides a semantic communication of educators and personal involvement of everyone in the creation, implementation and dissemination of innovations. A humanitarian management focuses on the subject and creates conditions for joint activities, supports initiatives of all participants. The necessity of meaning-communication in the pedagogical community, during which teachers make out the meaning of their participation in innovation. Teachers need interaction, which will give an opportunity to expand the scope of its innovation, and will enrich it with the interchange.

Key words: innovative teacher development, innovation, educational innovation, innovation management, management approaches.

References

1. Prozumentova G. N. Situatsiya funktsional'no-smyslovoy neopredelennosti kak oblast' gumanitarnoy praktiki i issledovaniya [Functional-semantic situation of uncertainty as the area of humanitarian practice and research]. Gumanitarnoe issledovanie v obrazovanii: opyt, razmyshleniya, problemy. Tomsk, Izd-vo TGU Publ., 2002. Pp. 244-259 (in Russian).

2. Akkof R., Grinberg D. Preobrazovanie obrazovaniya [Transformation of Education]. Per. s angl. Tomsk, Izd-vo TGU Publ., 2009. 196 p. (in Russian).

3. Prozumentova G. N. Strategii upravleniya innovatsiyami v obrazovanii [Management Strategies of Innovation in Education]. Up-ravlenie innovatsionnymi protsessami v obrazovanii: problemy i podhody k ikh resheniyu. Tomsk, 2000. Pp. 60-68 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Prozumentov G. N. Sub'ektivatsiya obrazovatel'nyh praktik v otkrytyh sistemah: ideologizatsiya i tseleobrazovanie kak resurs upravleniya izmeneniyami [Subjectivation of educational practices in open systems: ideologisation and goal formation as a resource of change management]. Upravlenie izmeneniyami v obrazovanii. Tomsk, "Tverdynya" Publ., 2001. Pp. 15-27 (in Russian).

5. Zakon RF «Ob obrazovanii» [RF Law «On education»]. Rossiyskaya gazeta, 2012. URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazo-vanie-dok (accessed 17 January 2013) (in Russian).

6. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya: prikaz Ministerstva obrazo-vaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 6 oktyabrya 2009 № 373 [The federal state educational standard of elementary general education: Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated October 6, 2009 № 373]. Garant: informa-tsionno-pravovoy portal. Elektron. tekst. dan. M., 2010. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/97127 (accessed 14 December 2011) (in Russian).

7. Zotkin A. O. Ekspertiza kak priznak i uslovie professionalizatsii [Expertise as a sign and condition and the professionalization]. Ekspertiza obrazovatel'nyh innovaciy. Ed. by G. N. Prozumentova. Tomsk, 2007. Pp. 52-61 (in Russian).

8. Druker P. F. Biznes i innovatsii [Business and innovation]. Per. s angl. Moscow, 2007. 432 p. (in Russian).

9. Shchedrovitskiy G. P. Refleksiya [Reflection]. Myshlenie. Ponimanie. Refleksiya. Moscow, Nasledie MMK Publ., 2005. 800 p. (in Russian).

10. Itami H. Nevidimye aktivy [Invisible Assets]. Strategicheskiysinergizm / E. Kempbell, K. Sammers Lachs. 2-e izd. St. Petersburg, Piter Publ., 2004. Pp. 59-85 (in Russian).

11. Gumanitarnoe issledovanie v obrazovanii: opyt, razmyshleniya, problemy: kollektivnaya monografiya [Humanitarian Studies in Education: experience, reflection, problem: collective monograph]. Ed. by G. N. Prozumentova. Tomsk, Izd-vo TGU Publ., 2002. P. 342 (in Russian).

12. Innovatsionnye protsessy vpedagogicheskoy praktike i obrazovanii [Innovative processes in teaching practice and education]. Ed. by G. N. Prozumentova. Barnaul; Tomsk, 1997. P. 128 (in Russian).

13. Sorokova L. A. Kak izmeryat' effektivnost' upravleniya v razvivayushchejsya shkole [How to measure the effectiveness of governance in developing school]. Diagnostika izmeneniy v obrazovanii. Ed. by G. N. Prozumentova. Tomsk, 2002. Pp. 82-86 (in Russian).

14. Pozdeeva S. I. Obrazovatel'noe soderzhanie sovmestnoy deyatel'nosti v nachal'noy shkole [Educational content of joint activities in the elementary school]. Tomsk, Deltaplan Publ., 2004. P. 311 (in Russian).

15. Kalachikova O. N. Upravlencheskaya podderzhka obrazovatel'nykh innovatsiy v deyatel'nosti pedagogov obshcheobrazova-tel'noy shkoly [Management support of educational innovation in the activities of secondary school teachers]. Tomsk, 2009. 189 p. (in Russian).

MBOU School № 49 "School of Joint Activity".

Ul. Mokrushina, 10, Tomsk, Russia, 634045.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.