Научная статья на тему 'Мониторинг оценки взаимодействия вузов и школ для повышения качества образования в регионе'

Мониторинг оценки взаимодействия вузов и школ для повышения качества образования в регионе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
315
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА / МОНИТОРИНГ В ОБРАЗОВАНИИ / ОЦЕНКА / PEDAGOGICAL INTERACTION / QUALITY CONTROL / MONITORING / EDUCATION / ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андриенко Алена Васильевна

Рассматриваются вопросы управления качеством образования посредством организации мониторинга оценки взаимодействия вузов и школ в Томской области. Представлены возможные объекты мониторинга в регионе, принципы его организации и этапы. Особое место в работе уделяется методам оценки изменений в образовательных учреждениях: регистрационному, расчетному, экспертному, социологическому. Делается вывод о том, что система показателей мониторинга это прежде всего инструмент управления для руководства вузов и школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Monitoring of measuring interaction of universities and schools to improve quality of education in the region

The article deals with the quality management education through the organization of monitoring of measuring the interaction of universities and schools in Tomsk region. The author presents a developed monitoring system of the program "Use of interaction potential of universities and schools to improve the quality of education and development of Open Space in the region", developed at the Department of Psychology, Tomsk State University. The program aims to achieve deep qualitative changes in the regional education system with a common focus on the transformation of education into the real resource of innovation development of Tomsk region. The components that make up the quality of the results of interaction between universities and schools include development and implementation of innovative projects, organizing educational events, formation of the bank of innovative development, development and implementation of online educational programs, development of regional networking projects, professional education in educational institutions, and transition to the status of autonomous institutions, reforming the compensation system of employees of educational institutions, certification of teachers and managers of educational institutions, development of system to improve management skills of general education representatives. This paper describes the possibility of control as a key feature of quality management, monitoring is seen in education as a system whose main components are monitoring, diagnosis, prognosis and correction of the quality of the interaction potential of universities and schools. A special place in the work on methods and evaluation of changes in educational institution belongs to registration, payment, and expertise. Based on the analysis of regional policy in the field of education quality assessment the possible objects of monitoring, the principles of its organization and stages are identified and described. The article concludes that the system of monitoring indicators is primarily a management tool for the management of universities and schools.

Текст научной работы на тему «Мониторинг оценки взаимодействия вузов и школ для повышения качества образования в регионе»

А. В. Андриенко

МОНИТОРИНГ ОЦЕНКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ И ШКОЛ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНЕ

Рассматриваются вопросы управления качеством образования посредством организации мониторинга оценки взаимодействия вузов и школ в Томской области. Представлены возможные объекты мониторинга в регионе, принципы его организации и этапы. Особое место в работе уделяется методам оценки изменений в образовательных учреждениях: регистрационному, расчетному, экспертному, социологическому. Делается вывод о том, что система показателей мониторинга - это прежде всего инструмент управления для руководства вузов и школ.

Ключевые слова: педагогическое взаимодействие; контроль качества; мониторинг в образовании; оценка.

За последние годы система образования Томской области получила значительный импульс развития, направленный на удовлетворение потребностей спроса и предложения на образовательные услуги населения. Участие Томской области в проекте «Реформа системы образования» и в Приоритетном национальном проекте «Образование» позволило разработать и принять Комплексный проект модернизации системы образования Томской области (2008-2009 гг.).

Главной целью программы «Использование потенциала взаимодействия вузов и школ для повышения качества и развития Открытого образовательного пространства региона», разработанной на факультете психологии Томского государственного университета, является достижение глубоких качественных изменений в региональной системе образования с общей ориентацией на приоритеты превращения образования в реальный ресурс инновационного развития Томской области в долгосрочной перспективе.

Педагогическое взаимодействие есть социальное взаимодействие, которое осуществляется в условиях педагогического процесса и определяется целями развивающего характера по отношению к субъектам взаимодействия; при этом цели такого взаимодействия могут в разной степени осознаваться каждым из субъектов. Эффективность процесса взаимодействия складывается из следующих компонентов: эффективности технологии взаимодействия, качества управленческого воздействия, эффективности контроля за ходом процесса взаимодействия вуза и школы.

Взаимодействие обусловлено общими целями и задачами образования, общественными запросами и определяется стратегией образовательной политики, которая основана на Федеральных государственных образовательных стандартах с учётом достижений мировой культуры, российских традиций, культурно-национальных особенностей региона. Оно позволяет заинтересованным сторонам находить общие интересы, действовать совместно для достижения конкретных результатов и удовлетворять разнообразные интересы и потребности детей, родителей, общества и государства, дополнять друг друга в рамках партнерского объединения в зависимости от своих возможностей и преимуществ.

К компонентам, составляющим качество результатов взаимодействия, могут быть отнесены разработка и реализация инновационных проектов, организация образовательных событий, формирование инновационного банка разработок, разработка и реализация сетевых образовательных программ, разработка региональных

сетевых проектов профильного образования в образовательных учреждениях, переход в статус автономных учреждений, реформирование системы оплата труда работников общеобразовательных учреждений, аттестация педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений, развитие системы повышения квалификации управленческих кадров системы общего образования.

Рассматривая проблемы качества образования, важно определить базовые понятия: качество, обеспечение качества, управление качеством образования, улучшение качества.

К настоящему времени в научно-педагогической и законотворческой среде утвердилась формулировка, включающая в себя две ключевые составляющие термина «образование»: процесс и результат. Образование, в соответствии с Законом РФ «Об образовании», -это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

По международной стандартной классификации образования ЮНЕСКО термин «образование» включает в себя все виды целенаправленной и систематической деятельности, осуществляемой в целях удовлетворения образовательных потребностей. Подразумевается, что под образованием понимается организационный и устойчивый процесс коммуникации, порождающий обучение [1].

Некоторые авторы рассматривают образование как «процесс предоставления образовательной услуги» [2. С. 21]. В российской педагогике наиболее распространенна трактовка образования, связывающая процесс получения знаний с результатом через обучение и воспитание [3]. Образование «есть, прежде всего, относительный результат процесса обучения, выражающийся в формируемой у обучающихся системе знаний, умений и навыков, а также процесс воспитания, самовоспитания, влияния» [1], «совокупность результатов образовательной деятельности вуза» [4. С. 207]. Системный подход к определению данной категории, предпринятый Д.В. Чернилевским и О.К. Филатовым, позволяет определить четыре аспекта образования: образование как ценность, как система, как процесс, как результат [5].

Качество можно рассматривать как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.

Обеспечение качества - это все планируемые и осуществляемые виды деятельности, доступные постоянному контролю и необходимые для создания уверенности в выполнении требований к качеству.

Управление качеством образования - осуществляемая система стратегических и оперативных действий, направленная на обеспечение, улучшение, контроль и оценку качества образования.

Улучшение качества - процесс и результат приближения имеющихся параметров образовательной деятельности к целям и задачам, определенным политикой в области качества образования.

Для анализа состояния и развития открытых образовательных систем важное значение имеет понятие скользящее улучшение качества, которое описывает позитивные изменения объекта качества в ходе его непрерывного развития, необязательно предполагающие достижение конечного результата.

Определение цели закладывает основу для принятия решений и стратегического выбора среди альтернативных направлений деятельности. Условия открытости образовательного учреждения формируют две группы целей.

Первая группа целей сориентирована на достижение образовательных результатов, закрепленных в нормативных требованиях (Закон об образовании, государственный образовательный стандарт, федеральные, региональные, муниципальные программы развития образования).

Вторая группа целей определяется особенностями организации, ее философией и корпоративной культурой, совокупностью запросов и ожиданий заказчиков и потребителей образовательных услуг. Цели, относящиеся к первой группе, могут быть условно названы нормативными, а цели второй группы - маркетинговыми. С учетом имеющихся требований рынка образовательных услуг и присущей ему ситуации конкуренции вторая группа целей в большей степени, чем первая, подвержена изменениям, корректировкам, модификациям.

Маркетинговые цели призваны гармонизировать образовательные потребности личности, различных социальных групп и общества в целом. Образовательные потребности выступают как взаимозависимый процесс выбора и освоения субъектом самостоятельной образовательной траектории. Вместе с тем образовательные потребности различных социальных заказчиков многообразны и могут не совпадать. Реализация маркетинговых целей связана с созданием широкого спектра образовательных услуг, призванных максимально сбалансировать разнообразные образовательные потребности заказчиков.

В словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой значение слова «услуга» определяется как «действие, приносящее пользу, помощь другому». Образовательная услуга в нашем понимании есть целенаправленная деятельность органов управления образованием, образовательных учреждений (федеральных, региональных, муниципальных, школьных) по удовлетворению образовательных потребностей социальных заказчиков.

Нормативные цели образования в известной степени коррелируют с таким важным элементом структуры

качества образования, как нормативно-целевые показатели, в то время как маркетинговые цели логично соотнести с социальными показателями.

Социальные показатели являются субъективными показателями, поскольку отражают уровень мотивации образовательной деятельности, степень удовлетворенности потребителя характером и качеством предоставляемых услуг. В данном контексте социальные показатели, выступающие как субъективная составляющая качества образования, определяют разрешение противоречий между образовательной потребностью определенной группы заказчиков и степенью ее реализации.

Ключевой функцией управления качеством является контроль, суть которого заключается в получении информации о состоянии объекта контроля и ее сопоставлении с установленными нормативными и маркетинговыми целями. Контроль как управленческая функция обеспечивает обратную связь, являясь важнейшим источником информации для каждого участника образовательной деятельности.

Контроль качества образования позволяет:

- целенаправленно влиять на качество образовательной деятельности на основе комплексного мониторинга объектов качества;

- вырабатывать рекомендации по совершенствованию управленческой деятельности;

- определять направления научно-методического сопровождения образовательного процесса;

- выявлять и обобщать инновационный опыт образовательной деятельности.

Мониторинг в образовании - это система сбора, обработки, хранения и распространения информации о качестве образования, ориентированная на информационное обеспечение органов управления данной системой, позволяющая судить о ее состоянии в любой момент времени и дающая прогноз ее развития. Мониторинг - это система, основными компонентами которой являются контроль, диагностика, прогнозирование и коррекция качества использования потенциала взаимодействия вузов и школ. Предоставление своевременной и полной информации, позволяющей принимать адекватные педагогические и управленческие решения в системе образования, является основной задачей мониторинга. Судить об эффективности взаимодействия вузов и школ в Томской области можно сравнивая поставленные перед ним цели и достигнутые результаты.

При организации мониторинга правомерны следующие вопросы:

Содержание информации. Какую информацию можно считать необходимой и достаточной для управления?

Качество информации. В какой форме нужно получать информацию, чтобы ее можно было быстро обработать? Сколько времени нужно уделять мониторингу взаимодействия вузов и школ? С какой периодичностью нужно проводить мониторинг? С помощью каких валидных средств можно получать информацию?

Использование информации для управления. Как использовать полученную информацию для повышения качества образования? Сколько времени нужно хра-

нить информацию? Как организовать процесс мониторинга, чтобы он был в ждущем режиме?

Если с методической точки зрения наибольшую сложность представляет собой ответ на вопросы «что измерять и чем измерять», то с практической точки зрения - «как измерять и кто будет измерять и анализировать». Возникает проблема с организацией системы сбора, анализа и хранения информации.

Прежде всего, требованиям принципа открытости должна соответствовать практическая система мониторинга проекта, включающего в себя следующие структурные элементы:

- постановка целей и задач мониторинга;

- выбор объектов мониторинга и соответствующего набора показателей и индикаторов;

- методика разработки инструментария для сбора и интерпретации информации о состоянии и развитии объектов мониторинга;

- делегирование полномочий организационно -функциональным структурам, которые обеспечивают сбор, переработку и хранение информации (в соответствии с нормативно утвержденным форматом мониторинга проекта);

- практическое применение данных мониторинга для принятия соответствующих управленческих решений органами государственного и муниципального управления образованием, администраторами школ и вузов (прежде всего решений по вопросам развития образования в регионе и предотвращению рисков);

- оформление и представление данных мониторинга для субъектов образовательной деятельности (родители обучающихся, представители местного сообщества; работодатели и другие категории стейкхолдеров; представители СМИ; органы государственного и муниципального управления).

Кроме того, к принципам организации мониторинга относят:

- объективность информации. Процесс должен опираться на объективные данные, получаемые в ходе информационного обмена между учебными заведениями и органами управления образованием области. Запрашиваемые данные должны быть максимально формализованы и легко проверяемы. Информация, предоставляемая учебным заведениям, также должна быть конкретной и полезной для руководства образовательного учреждения;

- сравнимость данных. Требование обусловлено тем, что отслеживание результатов функционирования системы предполагает не только констатацию ее состояния, но и изучение изменений, которые в ней происходят. Возможность сравнения появляется только тогда, когда изучается один и тот же объект, на основе одинаковых эмпирических показателей;

- адекватность. Изучение системы с учетом изменяющихся внешних условий (на соответствие им). Реализация этого принципа предполагает оценку влияния различных внешних факторов на работу образовательного учреждения. Такая оценка может быть осуществлена только на основе специально проведенных исследований;

- прогностичность. Получение данных, позволяющих прогнозировать будущее системы, возможные из-

менения в путях достижения поставленных целей. Этот принцип предполагает оценку возможных тенденций;

- целевое назначение. Получение необходимой и достаточной информации, исходя из обозначенной цели осуществляемой деятельности [6, 7].

В структуру объектов мониторинга оценки взаимодействия вузов и школ для повышения качества образования региона могут входить индикаторы, характеризующие динамику этих изменений:

а) исходя из потребностей университетского комплекса Томской области (повышение уровней готовности выпускников школ к обучению в вузе и т. п.);

б) исходя из потребностей региональной системы общего среднего образования (использование кадровых, материальных и научно-методических ресурсов вузов для обновления содержания и типа образовательных программ, совершенствования условий образовательной деятельности, повышения качества конечных результатов образовательной деятельности школ и т. п.);

в) исходя из потребностей развития потенциала

взаимодействия школ и вузов (обновление содержания и форм совместной деятельности вузов и школ; кардинальное обновление нормативной базы, методов и средств управления развитием образования в регионе на основе более эффективного использования возможностей партнерства вузов и школ; интеграция ресурсов вузов и школ (кадровых, научно-методических, информационных, финансовых, материально-техни-

ческих) для внедрения открытой региональной модели мониторинга и оценки качества образования в ходе реализации проекта).

Кто же осуществляет этот большой по объему педагогический мониторинг?

1. Учителя и преподавателия оцениваются себя сами.

2. Школьные методические объединения и творческие группы учителей обеспечивают методическое сопровождение реализуемых в образовательных учреждениях образовательных программ.

3. Малые педагогические советы дают текущую оценку состояния дел, осуществляют коррекцию взаимодействия вузов и школ для повышения качества образования региона.

4. Аналитическая группа, в которую входят завучи, руководители школьных методических объединений, осуществляет сбор информации и ее анализ.

5. Социологическая группа, в которую входят социальные педагоги, классные руководители, школьный психолог, специалисты из центра развития карьеры, осуществляет психодиагностику, сбор информации, анализ данных по проблеме.

Информация накапливается в форме таблиц и диаграмм. Обработка и систематизация материала позволяет делать анализ влияния взаимодействия вузов и школ на повышение качества образования в Томской области. Объектом мониторинга являются модели взаимодействия вузов и школ, а его направлением -повышение качества образования в Томской области. Отбор критериев мониторинга совпадает с критериями развития взаимодействия и обеспечивает полноту и адекватность информации. Критериями мониторинга

выступают инновационная деятельность педагогов, трансляция педагогического опыта, руководство профессиональными объединениями и экспертными группами, сформированность уровней и форм взаимодействия, аттестация педагогических кадров. Таким образом, материалы мониторинга могут демонстрировать влияние уровня взаимодействия на качество образования в Томской области.

В рамках первого этапа администрация образовательного учреждения должна провести мониторинг по следующим направлениям:

1. Мониторинг потребностей учащихся и их родителей; потребностей рынка труда Томской области, которые должны соответствовать потребностям системы профессионального образования; потребностей системы профессионального образования.

2. Мониторинг внутренних ресурсов, которые включают в себя образовательные ресурсы (профильные, базовые, элективные курсы, лабораторную базу, цифровые образовательные ресурсы); кадровые ресурсы (педагоги профильного обучения, педагоги, обеспечивающие базовое образование, уровень ИКТ-компетенций педагогического состава, педагоги, имеющие квалификацию сетевых педагогов и сетевых тьюторов); информационно-техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса (компьютеры, прин-

Главное требование к создаваемой системе измерения и мониторинга процесса - предупреждение несоответствий, а не контроль конечного результата, влияние на процесс, а не на результат. Выходы процесса, верифицированные относительно требований к его входу, должны учитывать потребности и ожидания потребителей и других заинтересованных сторон, соответствовать цели процесса.

На основании изучения процесса осуществляется отбор необходимых показателей для его мониторинга.

Анализ классификации методов, применяемых в квалиметрии, показывает, что для измерения и оценивания в образовательных учреждениях могут применяться следующие методы:

- измерительный - основан на информации, получаемой с использованием технических средств (например, ПЭВМ), используется для измерения и оценивания в меньшей степени;

- регистрационный - основан на информации, получаемой путем подсчета числа определенных достижений, событий или затрат (например, количество победителей предметных олимпиад регионального, всероссийского и международного уровней или количество сетевых лабораторий по созданию инновационных разработок на основе взаимодействия школа - вуз);

теры, проекторы, экраны, наличие локальной сети, компьютерные классы, медиатеки, возможность выхода в Интернет и т.п.).

Далее администрация образовательного учреждения проводит комплексный анализ по сопоставлению образовательных потребностей и ресурсов образовательного учреждения, выявляя таким образом дополнительные потребности в ресурсах сети.

Рассмотрим на конкретном примере предлагаемые подходы к формированию системы показателей оценки результативности процессов. Объектом оценки и анализа выберем использование потенциала взаимодействия вузов и школ в организации образовательных событий. На первом этапе необходимо определить важность процесса, его зрелость, степень критичности, так как от этого будут зависеть количество и качество используемых показателей и глубина оценки процесса.

Следующим этапом является изучение процесса, процедуры его планирования, осуществления и контроля. Далее для определения показателей измерения и мониторинга процесса проводится анализ всех существующих систем внешней и внутренней оценки.

Например, показатели реализации потенциала взаимодействия вузов и школ в организации образовательных событий на 2012-2015 гг. могут быть представлены следующим образом:

- расчетный - основан на информации, получаемой с помощью теоретических и эмпирических зависимостей (например, доля учащихся 10—11-х классов, охваченных профильным обучением, или доля учащихся общеобразовательных школ, демонстрирующих высокие учебные достижения и повышенные способности в освоении научных и предметных областей);

- экспертный - проводится группой специалистов (например, доля инновационных разработок, прошедших экспертную оценку, или доля образовательных учреждений-победителей конкурсов школ, внедряющих инновационные программы (проекты));

- социологический - предполагает проведение опросов внутренних и внешних потребителей и других заинтересованных сторон (например, доля учащихся общеобразовательных школ, демонстрирующих высокие учебные достижения и повышенные способности в освоении научных и предметных областей, или количество обучающихся, имеющих доступ к качественному образованию, реализуемому на основе сетевого взаимодействия с вузами).

Для современных образовательных учреждений, работающих в условиях конкуренции, оценка удовлетворенности внешних и внутренних потребителей является залогом успеха.

Показатели Факт Обязательства по годам

2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Количество участников образовательных событий в системе развития педагогической и управленческой деятельности в образовании, в том числе в области повышения квалификации, чел. 300 450 800 800 800

Количество участников образовательных событий в открытой социальнообразовательной среде (школьники и молодежь), чел. 2 000 2 500 4 000 5 000 5 000

Количество участников образовательных событий (школьники и педагоги), чел. 500 500 700 1 000 1 500

В первую очередь необходимо тщательно проанализировать существующую систему сбора, анализа и хранения информации, в том числе разработанных показателей системы измерения и мониторинга процессов. Проведенный анализ поможет выявить те показатели, которые в данный момент не оцениваются или оцениваются, но результаты оценки не анализируются и не используются для планирования улучшений.

Разрабатываемая система показателей мониторинга должна быть прежде всего инструментом управления для руководства вузов и муниципальных образовательных учреждений, основной целью которого является оценка деятельности образовательного учреждения в целом (динамика развития, сравнение с лицензионными и аккредитационными показателями, предлагаемыми Минобрнауки России и Рособрнадзором, с показателями других учреждений).

Результаты оценки качества использования потенциала взаимодействия вузов и школ для повышения качества образования доводятся до сведения пользователей данной информации в соответствии с

организационной схемой, определяемой Департаментом образования Томской области.

В этой связи на этапе внедрения практической системы мониторинга оценки взаимодействия вузов и школ для повышения качества образования региона должны учитываться как минимум два контекста:

- во-первых, появление в ходе реализации мониторинга проекта принципиально новых управленческих задач, связанных с анализом и оценкой эффективности внедряемых в ходе проекта новшеств по степени их реального влияния на изменение показателей качества образования;

- во-вторых, тот факт, что внедряемые в ходе реализации проекта мероприятия по использованию потенциала взаимодействия ориентированы на достижение системных изменений в сфере регионального образования.

Таким образом, организация совместной деятельности вузов и школ по практическому обеспечению мониторинга проекта (в том числе и в организации открытой экспертной оценки эффективности внедряемых в ходе проекта новшеств) может рассматриваться в качестве самостоятельного механизма повышения качества образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вишнякова С.М. Профессиональное образование : словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М. : НМЦ СПО, 1999. 538 с.

2. Логачев В. Система качества для образовательных услуг // Высшее образование в России. 2001. № 1. С. 20-24.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Андреев А.Н. Определимся в понятиях // Высшее образование в России. 1998. № 4. С. 53-58.

4. Шишков Г.М. Концепция качества как основа образовательной деятельности высшего учебного заведения // Управление качеством и серти-

фикация : материалы Всерос. науч.-практ. конф. М. : Изд-во «МАТИ» - Российского государственного технологического университета им. К.Э. Циолковского, 2002. С. 207-209.

5. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. М. : Юнити-Дана, 2002. 440 с.

6. Кошкарева Н.В., Левшина В.В. Методические подходы к описанию процессов системы менеджмента качества вуза // Качество. Инновации.

Образование. 2004. № 1. С. 42-48.

7. Кошкарева Н.В. Мониторинг сети процессов системы менеджмента качества образовательной организации. Красноярск : СибГТУ, 2006.

120 с.

Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 5 марта 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.