Научная статья на тему 'Управление образовательным процессом на основе педагогического мониторинга'

Управление образовательным процессом на основе педагогического мониторинга Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / МОНИТОРИНГ / ОЦЕНКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Удотова Ольга Анатольевна

Определяя политику собственного развития, вузы вынуждены разрабатывать модели стратегического управления, овладевая методикой внутренней оценки образовательного процесса на основе педагогического мониторинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление образовательным процессом на основе педагогического мониторинга»

институт образования в своей деятельности выделяет следующие приоритетные направления:

- реализация стратегии развития дополнительного профессионального образования;

- многоуровневое повышение квалификации и переподготовки кадров для сферы образования;

- научно-методическое сопровождение различных экспериментов в образовании: по совершенствованию структуры и содержания общего образования, предпрофильной подготовки и профильного обучения на старшей ступени общего образования, организации и проведения единого государственного экзамена и т. д.;

- обеспечение внедрения инновационных процессов в практику, знакомство с новыми технологиями обучения, передовым педагогическим опытом;

- выполнение мероприятий республиканских программ;

- обеспечение работников образования всех уровней актуальной профессиональной информацией;

- организация аналитико-прогностической, диагностико-аттестацион-ной экспертной работы, мониторинговых исследований в системе образования;

- организация консультативно-внедренческой деятельности, обеспечивающей научно-методическую поддержку работникам образования и образовательным учреждениям в экспериментальной работе;

- подготовка и издание научно-методического журнала «Народная школа».

Участие Чувашской Республики с 2007 г. в реализации комплексного проекта модернизации образования и переход на новую систему оплаты труда потребовал изменений в подходах к проведению аттестации педагогических работников.

С 2007 года в Чувашии внедряется инновационная модель аттестации учителей - ЕГЭ для учителя. Новый механизм предполагает изменение квалификационных требований к учителям высшей категории, делая акцент на ИКТ-компетенции, что, в свою очередь, является основанием для существенного увеличения заработной платы учителей высокой квалификации. Учителя сдают экзамены на определение предметной компетентности, проходят тестирование на ИКТ-компетенцию (умение создавать и использовать цифровые образовательные ресурсы). Новая технология анализа результатов ЕГЭ учителей и выпускников школ позволяет перестроить методическую работу, корректировать программы повышения квалификации учителей, выстраивать индивидуальные образовательные программы для учителя и для ученика и др.

В республике ежегодно аттестуются около 23-25% педагогов от общего количества педагогических и руководящих работников ОУ дошкольного, общего, начального и среднего профессионального образования Чу ваше-

____________результаты модернизации системы повышения ...

кой Республики. В 2008 г. было проведено более 500 консультаций для лиц, изъявивших желание аттестоваться, для представителей муниципальных органов управления образованием, для методических служб ОУ; проведены проблемно-обучающие семинары. Инновационный механизм аттестации педагогических и руководящих работников ОУ сегодня выполняет функцию оценки качества труда педагога, а процедуры проведения аттестации позволяют использовать их для осознанного формирования системы знаний и компетентностей у педагогов. С учетом тех проблем, которые выявляются в процессе проведения аттестации, выстраивается персонифицированная модель повышения квалификации педагогических работников, а выявленные инновационные практики используются в системе повышения квалификации.

Одним из основных направлений модернизации системы повышения квалификации педагогических работников является внедрение новых информационных технологий и средств телекоммуникаций как ключевое условие подготовки современных высоко конкурентных специалистов. С 2007 года в Чувашии начал реализовываться еще один проект Национального фонда подготовки кадров «Внедрение модели системы межшкольных методических центров для поддержки информатизации образования». Организационной основой проекта является сеть межшкольных методических центров (ММЦ), обеспечивающих современные формы повышения квалификации и методической поддержки учителей, расширенный доступ к информации, учебно-методическим, цифровым образовательным и техническим ресурсам для педагогов, муниципальных методических служб и населения. В результате такого внедрения традиционная методическая служба приобретает дополнительный ресурс, трансформирует технологическую составляющую своей деятельности. Межшкольный методический центр должен стать центральным звеном в решении этой задачи. Именно на их основе предполагается сформировать более гибкую и эффективную модель методической службы, оперативно реагирующей на появление новых педагогических практик, новые запросы учителей и потребности школ. Создание этих центров обеспечивает условия для перехода от курсовой к непрерывной системе повышения квалификации работников образования. В ходе реализаций данного проекта в республике открыто 28 ММЦ, на базе которых прошли обучение 3897 педагогов по применению информационно-коммуникационных технологий.

Новый этап повышения качества образовательных услуг, предоставляемых Чувашским республиканским институтом образования, мы связываем с планами создания республиканской мультисервисной информационнокоммуникационной сети с интегрированными услугами, что сделает возможным использование Интернет пространства для обучения учащихся в режиме реального времени лучшими учителями.

Межшкольные методические центры мы рассматриваем, как инновационные центры профессионального развития педагогических и руководящих

работников, направленные как раз на повышение потенциала ресурсных центров и на организацию сетевой системы повышения.

Библиографический список

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Текст]. - М.: АПКиПРО, -2002 - 24 с.

2. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (одобрена постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751)

3. Программа модернизации педагогического образования, Приказ Министерства образования Российской Федерации от 01. 04, 2003 г. № 1313

4. Программа развития педагогического образования в России на 2001-2010 годы (проект) // Преподаватель. - 2000. - № 3. - С. 10—22.

5. Федеральная программа развития образования: Приложение к Федеральному Закону «Об утверждении Федеральной программы развития образования» от 10. 04. 2000 № 51-ФЗ

6. Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы), Постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2001 г. № 630

УДК 378. 1

Удотова Ольга Анатольевна

Кандидат технических наук, профессор кафедры общетехнических дисциплин Магнитогорского государственного университета, [email protected], [email protected], Магнитогорск

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ НА ОСНОВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

Udotova Olga Anatoievna

Candidate of technologies sciences, SEE HPE «Magnitogorsk state university», the city of Magnitogorsk Chelyabinsk region, [email protected], [email protected], Magnitogorsk

MANAGEMENT OF EDUCATIONAL PROCESS ON THE BASIS OF PEDAGOGICAL MONITORING

В процессе реформирования российской системы высшего профессионального образования была значительно расширена и усовершенствована практика применения механизмов управления образованием по аттестации и аккредитации учебных заведений, лицензированию их образовательной деятельности, аттестации педагогических и руководящих работников. Такая оценка деятельности вузов, связанная с вопросами выдачи лицензий, аккре-

_______________УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ ...

дитации, аттестации находится в исключительной компетенции государства и называется внешней. Однако, процедуры лицензирования, аттестации и аккредитации вузов являются лишь нормативной основой для установления уровня качества их деятельности, которая гарантирует предоставление образовательных услуг в соответствии с государственными требованиями.

В то же время, частично перекладывая финансовые проблемы на учебное заведение, государство вынуждено делиться с университетами в вопросах управления, предоставляя им возможность взять на себя часть ответственности за дальнейшее существование вуза. В этом случае вузы, укрепляя свою самостоятельность и пытаясь реализовать накопленный потенциал, неизбежно приходят к необходимости определения политики собственного развития, разрабатывая и применяя модели стратегического управления. В этой связи, например, Н. В. Дрантусова и Е. А, Князев отмечают: «Логика экономических процессов и изменений в обществе свидетельствует, что вузы обречены на все большую самостоятельность и автономию, они должны развивать потенциал самоуправления и саморегуляции и поэтому - овладевать методикой внутренней оценки, как одной из важнейших областей управленческого процесса» [8, с. 42].

Можно согласиться с выводами Т. В. Сильченко, что формирование внут-ривузовской системы качества образования должно рассматриваться как системный, комплексный процесс разработки стандарта деятельности его структурных подразделений, поддающийся проверке процесс обучения и содержания образования с учетом требований, предъявляемых условиями рыночной экономики. В основе которого заложены требования к компетенции будущих специалистов, а профессионально-квалификационные характеристики специалистов сопоставимы с требованиями международных стандартов профессиональной деятельности [18, с. 52]. Кроме того, исследование качества образовательного процесса, по мнению С. Ю. Трапицына «представляет собой триединую задачу: оценивание (измерение) выделенных показателей качества, анализ их соответствия критериям качества, синтез управленческого решения, направленного на минимизацию выявленного рассогласования» [19, с. 241].

Несмотря на то, что стандарт (ГОСТ Р ИСО 9004-2001) определяет внутреннюю оценку или самооценку как тщательное оценивание, итогом которого является мнение или суждение о результативности и эффективности организации и уровне зрелости системы менеджмента качества, мы согласны с замечанием ряда авторов, что «до сих пор нет единого мнения в трактовке сущности самооценки, механизма реализации, а также реакции организации на ее результаты» [7, с. 62]. Например, в качестве основных показателей эффективности деятельности вуза одни авторы выделяют «научную значимость программ докторских исследований, качество подготовки студентов, уровень подготовки профессорско-преподавательского состава, богатство информационного фонда, финансирование, объем и качество публикаций» [15, с. 98]. А, рассматривая осуществление процесса внутреннего монито-

ринга учебного заведения, считают целесообразным начинать диагностику с оценки качества индивидуальной академической деятельности, считая качество деятельности научно-педагогических работников одним их важнейших педагогических направлений кадровой политики образовательного учреждения [8, с. 42].

Применительно к оценке качества подготовки выпускника вуза, например, Н. Н. Петров приводит следующую «систему частных критериев», характеризующих, по его мнению, качество усвоения выпускником нормативной системы деятельности специалиста с высшим образованием определенного профиля [15, с. 98-99]:

- полнота (системность) усвоения выпускником нормативной системы деятельности специалиста с высшим образованием определенного профиля или сформированность системно-деятельностного мышления;

- качество (глубина) усвоения выпускником нормативной системы деятельности специалиста с высшим образованием измеряется достигнутым иерархическим уровнем усвоения деятельности;

- степень научности (степень абстрактности) усвоенной выпускником нормативной системы деятельности специалиста;

- степень автоматизма навыков усвоенной выпускником нормативной деятельности или сформированной необходимой динамичности в ориентировке и принятии решений в проблемных ситуациях.

О. А. Граничина при комплексной оценке качества в целях диагностирования учебного процесса предлагает использовать наряду с традиционными (востребованность выпускников, квалификация педагогических работников и т. д.) следующие обобщенные количественные показатели: инновационная деятельность преподавателей и студентов, совмещение студентами старших курсов учебы и работы по направлению подготовки [6, с. 58].

Другим направлением в современной теории управления образовательными системами, например, С. Ю. Платонова в целях своевременного принятия адекватных управленческих решений но коррекции образовательного процесса называет введение педагогического мониторинга на основе применения новых информационных и коммуникационных технологий [16, с. 28].

Мы считаем, что все имеющиеся подходы к самооценке деятельности учебного заведения (или отдельного его подразделения) в зависимости от поставленных целей или выделяемых приоритетов имеют право на жизнь. Однако в этой связи следует подчеркнуть, что только полная и объективная информация об организационно-педагогических условиях, оказывающих влияние на качество процессов и результатов образовательной деятельности способна послужить стимулом для дальнейшего развития и совершенствования всех сфер деятельности учебного заведения.

В последние годы исключительно большое внимание органами управления образованием уделяется вопросам стандартизации образования. Пересмотр обязательных требований к содержанию подготовки специалистов связан, прежде всего, с введением многоуровневых программ высшего обра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.