УДК 37. 018. 46
Иванова Ирина Ивановна
Начальник учебно-методического управления Чувашского республиканского института образования, [email protected], Чебоксары
РЕЗУЛЬТАТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Ivanova Irina Ivanovna
The head of the educational and methodological department in Chuvash Republic Educational Institute, [email protected], Cheboksary
RESULTS OF MODERNIZATION OF IN-SERVICE TRAINING SYSTEM FOR EDUCATORS (AN EXAMPLE OF THE CHUVASH REPUBLIC)
Основной целью модернизации российского образования является достижение нового качества общего образования, создание новой модели школы, которое невозможно без повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников. Осуществляемые в России реформы требуют качественного повышения уровня профессиональной компетентности, как учителей, так и руководителей образовательных учреждений. О необходимости повышения квалификации педагогических работников свидетельствуют наиболее значимые документы, принимаемые на уровне Министерства образования и науки Российской Федерации: Национальная доктрина образования [2], Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [1], Федеральная программа развития образования [5], Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной среды» [6], Программа модернизации педагогического образования [3]и ряд других.
Чувашская Республика в 2007 году вошла в число регионов, реализующих Комплексный проект модернизации образования (КПМО), в ходе которого апробируются новые модели повышения квалификации педагогов. Данный проект является продолжением целенаправленной государственной политики в Чувашской Республике, начатой в 1997 году в соответствии с Президентской программой «Новая школа». Ключевыми характеристиками реализации основных направлений модернизации образования в Чувашской Республике являются повышение качества, эффективности и доступности дошкольного, общего и профессионального образования.
Одним из основных направлений КПМО является развитие сети образовательных учреждений: обеспечение условий для получения качественного
____________РЕЗУЛЬТАТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ...
общего образования независимо от места жительства учащихся благодаря развитию сети общеобразовательных учреждений, организации различных видов и типов их взаимодействия, введению предпрофильной подготовки и профильного обучения старшеклассников, разработке индивидуальных программ и графиков обучения с учетом индивидуальных образовательных запросов учащихся и др.
Оптимизация сети сельских и городских общеобразовательных учреждений Чувашской Республики в городской и особенно сельской местности в изменяющихся социально-экономических условиях и отрицательных демографических показателей как в целом по России, так и в республике в настоящее время достаточно актуальна, В 2002 году в республике была принята Республиканская программа реструктуризации сети общеобразовательных учреждений на 2003-2005 годы. Дальнейшее продолжение оптимизации сети школ было обозначено в Республиканской целевой программе развития образования в Чувашской Республике на 2006-2010 годы.
За пять лет (2002-2007 гг.) в республике реструктуризировано 340 общеобразовательных учреждений. Вместо почти 700 зачастую мелких, однако высокозатратных школ с низкими образовательными результатами в республике была создана эффективно фунционируюшая образовательная сеть, включающая в себя 138 базовых школ республики (54 из них являются ресурсными центрами).
Создание ресурсных центров и базовых школ позволило организовать их сетевое взаимодействие с другими общеобразовательными школами для предоставления учащимся качественных образовательных услуг. В целях обеспечения равного доступа учащихся к качественному образованию, создания необходимых условий для этого в соответствии с их интересами, расширения возможностей их социализации особое внимание уделяется организации профильного обучения. Во всех муниципальных районах и городских округах разработаны и утверждены программы сетевого взаимодействия ресурсных центров с базовыми и другими общеобразовательными школами.
Профили обучения старшеклассникам предлагаются с учетом предпро-фессиональных интересов учащихся и реальных потребностей рынка труда на основе опыта организации углубленного изучения отдельных предметов и различных моделей реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся.
В перспективе предусматривается дальнейшая организация сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений за счет создания муль-тисервисной информационной образовательной среды, благодаря которой высококвалифицированный педагог сможет вести дистанционные уроки по учебным предметам на профильном уровне для всех желающих.
Большое внимание в рамках КПМО уделяется повышению квалификации управленческих и педагогических кадров. Чувашский республиканский
институт образования в своей деятельности выделяет следующие приоритетные направления:
- реализация стратегии развития дополнительного профессионального образования;
- многоуровневое повышение квалификации и переподготовки кадров для сферы образования;
- научно-методическое сопровождение различных экспериментов в образовании: по совершенствованию структуры и содержания общего образования, предпрофильной подготовки и профильного обучения на старшей ступени общего образования, организации и проведения единого государственного экзамена и т. д.;
- обеспечение внедрения инновационных процессов в практику, знакомство с новыми технологиями обучения, передовым педагогическим опытом;
- выполнение мероприятий республиканских программ;
- обеспечение работников образования всех уровней актуальной профессиональной информацией;
- организация аналитико-прогностической, диагпостико-аттестацион-ной экспертной работы, мониторинговых исследований в системе образования;
- организация консультативно-внедренческой деятельности, обеспечивающей научно-методическую поддержку работникам образования и образовательным учреждениям в экспериментальной работе;
- подготовка и издание научно-методического журнала «Народная школа».
Участие Чувашской Республики с 2007 г. в реализации комплексного проекта модернизации образования и переход на новую систему оплаты труда потребовал изменений в подходах к проведению аттестации педагогических работников.
С 2007 года в Чувашии внедряется инновационная модель аттестации учителей - ЕГЭ для учителя. Новый механизм предполагает изменение квалификационных требований к учителям высшей категории, делая акцент на ИКТ-компетенции, что, в свою очередь, является основанием для существенного увеличения заработной платы учителей высокой квалификации. Учителя сдают экзамены на определение предметной компетентности, проходят тестирование на ИКТ-компетенцию (умение создавать и использовать цифровые образовательные ресурсы). Новая технология анализа результатов ЕГЭ учителей и выпускников школ позволяет перестроить методическую работу, корректировать программы повышения квалификации учителей, выстраивать индивидуальные образовательные программы для учителя и для ученика и др.
В республике ежегодно аттестуются около 23-25% педагогов от общего количества педагогических и руководящих работников ОУ дошкольного, общего, начального и среднего профессионального образования Чу ваше-
____________результаты модернизации системы повышения ...
кой Республики. В 2008 г. было проведено более 500 консультаций для лиц, изъявивших желание аттестоваться, для представителей муниципальных органов управления образованием, для методических служб ОУ; проведены проблемно-обучающие семинары. Инновационный механизм аттестации педагогических и руководящих работников ОУ сегодня выполняет функцию оценки качества труда педагога, а процедуры проведения аттестации позволяют использовать их для осознанного формирования системы знаний и компетентностей у педагогов. С учетом тех проблем, которые выявляются в процессе проведения аттестации, выстраивается персонифицированная модель повышения квалификации педагогических работников, а выявленные инновационные практики используются в системе повышения квалификации.
Одним из основных направлений модернизации системы повышения квалификации педагогических работников является внедрение новых информационных технологий и средств телекоммуникаций как ключевое условие подготовки современных высоко конкурентных специалистов. С 2007 года в Чувашии начал реализовываться еще один проект Национального фонда подготовки кадров «Внедрение модели системы межшкольных методических центров для поддержки информатизации образования». Организационной основой проекта является сеть межшкольных методических центров (ММЦ), обеспечивающих современные формы повышения квалификации и методической поддержки учителей, расширенный доступ к информации, учебно-методическим, цифровым образовательным и техническим ресурсам для педагогов, муниципальных методических служб и населения. В результате такого внедрения традиционная методическая служба приобретает дополнительный ресурс, трансформирует технологическую составляющую своей деятельности. Межшкольный методический центр должен стать центральным звеном в решении этой задачи. Именно на их основе предполагается сформировать более гибкую и эффективную модель методической службы, оперативно реагирующей на появление новых педагогических практик, новые запросы учителей и потребности школ. Создание этих центров обеспечивает условия для перехода от курсовой к непрерывной системе повышения квалификации работников образования. В ходе реализаций данного проекта в республике открыто 28 ММЦ, на базе которых прошли обучение 3897 педагогов по применению информационно-коммуникационных технологий.
Новый этап повышения качества образовательных услуг, предоставляемых Чувашским республиканским институтом образования, мы связываем с планами создания республиканской мультисервисной информационнокоммуникационной сети с интегрированными услугами, что сделает возможным использование Интернет пространства для обучения учащихся в режиме реального времени лучшими учителями.
Межшкольные методические центры мы рассматриваем, как инновационные центры профессионального развития педагогических и руководящих
работников, направленные как раз на повышение потенциала ресурсных центров и на организацию сетевой системы повышения.
Библиографический список
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Текст]. - М.: АПКиПРО, -2002 - 24 с.
2. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (одобрена постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751)
3. Программа модернизации педагогического образования, Приказ Министерства образования Российской Федерации от 01. 04, 2003 г. № 1313
4. Программа развития педагогического образования в России на 2001-2010 годы (проект) // Преподаватель. - 2000. - № 3. - С. 10—22.
5. Федеральная программа развития образования: Приложение к Федеральному Закону «Об утверждении Федеральной программы развития образования» от 10. 04. 2000 № 51-ФЗ
6. Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы), Постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2001 г. № 630
УДК 378. 1
Удотова Ольга Анатольевна
Кандидат технических наук, профессор кафедры общетехнических дисциплин Магнитогорского государственного университета, [email protected], [email protected], Магнитогорск
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ НА ОСНОВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА
Udotova Olga Anatoievna
Candidate of technologies sciences, SEE HPE «Magnitogorsk state university», the city of Magnitogorsk Chelyabinsk region, [email protected], [email protected], Magnitogorsk
MANAGEMENT OF EDUCATIONAL PROCESS ON THE BASIS OF PEDAGOGICAL MONITORING
В процессе реформирования российской системы высшего профессионального образования была значительно расширена и усовершенствована практика применения механизмов управления образованием по аттестации и аккредитации учебных заведений, лицензированию их образовательной деятельности, аттестации педагогических и руководящих работников. Такая оценка деятельности вузов, связанная с вопросами выдачи лицензий, аккре-