Научная статья на тему 'ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ ИМПОРТ: ЛЕГАЛИЗАЦИЯ В РОССИИ УСЛУГ В СФЕРЕ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ ИМПОРТ: ЛЕГАЛИЗАЦИЯ В РОССИИ УСЛУГ В СФЕРЕ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
916
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ ИМПОРТ / ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ИМПОРТА / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ИМПОРТ / ПРИНЦИП ИСЧЕРПАНИЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ПРАВА НА ТОВАРНЫЙ ЗНАК / ПРИНЦИП ИСЧЕРПАНИЯ ПРАВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Репушевская Ольга Александровна, Ишкина Анна Александровна

Актуальность статьи обусловлена тем, что внедрение параллельного импорта является совершенно новым для России явлением, поддерживающим экономику. Авторами рассмотрен процесс легализации параллельного импорта в России в 2022 г., его влияние на развитие сектора малого и среднего предпринимательства. Определены категории товаров, импортируемых с его помощью, а также роль импорта в экономике страны. В статье также затронуты вопросы поддержки сектора малого и среднего предпринимательства, развитие которых важно для российской экономики, поскольку благодаря им создаются новые рабочие места. Сектор малого и среднего предпринимательства приспособлен и достаточно гибок для изменений в экономическом климате, поэтому государство должно уделять внимание развитию этой сферы. Отдельное место в статье посвящено проблемам и перспективам развития параллельного импорта в Российской Федерации, которые также затрагивают сектор малого и среднего предпринимательства. У этого явления наблюдаются как достоинства, так и недостатки, однако в сложившейся для российской экономики ситуации легализация параллельного импорта - необходимый шаг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARALLEL IMPORT: LEGALIZATION OF SERVICES IN THE FIELD OF SUPPORT AND DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN RUSSIA

The relevance of the article is due to the fact that the introduction of parallel imports is a completely new phenomenon for Russia that supports the economy. The authors consider the process of legalization of parallel imports in Russia in 2022, its impact on the development of the small and medium-sized business sector. The categories of goods imported with its help as well as the role of imports in the country's economy are determined. The article touches upon the issues of supporting the sector of small and medium-sized enterprises, the development of which is undoubtedly important for the Russian economy, since new jobs are created thanks to them. The sector of small and medium-sized businesses is adapted and flexible enough for changes in the economic climate, so the state should pay attention to the development of this sphere. A separate place in the article is devoted to the problems and prospects for the development of parallel imports in the Russian Federation, which also affect the sector of small and medium-sized businesses. This phenomenon has both advantages and disadvantages, but in the current situation for the Russian economy, the legalization of parallel imports is a necessary step.

Текст научной работы на тему «ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ ИМПОРТ: ЛЕГАЛИЗАЦИЯ В РОССИИ УСЛУГ В СФЕРЕ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

УДК 338.1

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ ИМПОРТ: ЛЕГАЛИЗАЦИЯ В РОССИИ УСЛУГ В СФЕРЕ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

О.А. Репушевская, А.А. Ишкина

Актуальность статьи обусловлена тем, что внедрение параллельного импорта является совершенно новым для России явлением, поддерживающим экономику. Авторами рассмотрен процесс легализации параллельного импорта в России в 2022 г., его влияние на развитие сектора малого и среднего предпринимательства. Определены категории товаров, импортируемых с его помощью, а также роль импорта в экономике страны.

В статье также затронуты вопросы поддержки сектора малого и среднего предпринимательства, развитие которых важно для российской экономики, поскольку благодаря им создаются новые рабочие места. Сектор малого и среднего предпринимательства приспособлен и достаточно гибок для изменений в экономическом климате, поэтому государство должно уделять внимание развитию этой сферы.

Отдельное место в статье посвящено проблемам и перспективам развития параллельного импорта в Российской Федерации, которые также затрагивают сектор малого и среднего предпринимательства. У этого явления наблюдаются как достоинства, так и недостатки, однако в сложившейся для российской экономики ситуации легализация параллельного импорта - необходимый

Ключевые слова: параллельный импорт; легализация параллельного импорта; малый и средний бизнес; развитие малого и среднего предпринимательства; импорт; принцип исчерпания исключительного права на товарный знак; принцип исчерпания прав.

O.A. Repushevskaya, A.A. Ishkina. PARALLEL IMPORT: LEGALIZATION OF SERVICES IN THE FIELD OF SUPPORT AND DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN RUSSIA

The relevance of the article is due to the fact that the introduction of parallel imports is a completely new phenomenon for Russia that supports the economy. The authors consider the process of legalization of parallel imports in Russia in 2022, its impact on the development of the small and medium-sized business sector. The categories of goods imported with its help as well as the role of imports in the country's economy are determined.

The article touches upon the issues of supporting the sector of small and medium-sized enterprises, the development of which is undoubtedly important for the Russian economy, since new jobs are created thanks to them. The sector of small and medium-sized businesses is adapted and flexible enough for changes in the economic climate, so the state should pay attention to the development of this sphere.

A separate place in the article is devoted to the problems and prospects for the development of parallel imports in the Russian Federation, which also affect the sector of small and medium-sized businesses. This phenomenon has both advantages and disadvantages, but in the current situation for the Russian economy, the legalization of parallel imports is a necessary step.

Keywords: parallel import; legalization of parallel import; small and medium-sized businesses; development of small and medium-sized enterprises; import; the principle of exhaustion of exclusive trademark rights; the principle of exhaustion of rights.

С 2002 г. параллельный импорт был запрещен в России, однако 29 марта 2022 г Председатель Правительства Российской Федерации М.В. Мишустин подписал Постановление Правительства Российской Федерации № 506 «О товарах (группах товаров), в отношении которых не могут применяться отдельные положения Гражданского кодекса Российской Федерации о защите исключительных прав на

результаты интеллектуальной деятельности, выраженные в таких товарах, и средства индивидуализации, которыми такие товары маркированы» [2].

Причиной такого шага, как легализация параллельного импорта, послужили санкции, которые были выдвинуты России весной 2022 г. Множество крупных зарубежных компаний и брендов приостановили или прекратили свою

деятельность на территории страны, что негативно сказалось на экономике, так как импорт занимает важное место в экономическом благополучии России. Так, например, за январь 2022 г. импорт со всеми странами составил 23,3 млрд долл., экспорт - 45,8 млрд долл.

Согласно данным официального сайта Федеральной таможенной службы России (далее - ФТС) [4], самыми распространенными категориями импортируемых товаров из разных стран в 2021 г являлись продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, пушнина, металлы, минеральные продукты, каучук, драгоценные камни, топливно-энергетические товары, машины, обувь, химические продукты, древесина, текстиль, оборудование и транспортные средства. Следовательно, многие товары, которые используются повсеместно, завозятся в Россию, что еще раз подтверждает важность такого явления, как импорт.

Рассмотрим специфику параллельного импорта [9]. «Серый импорт» представляет собой ввоз в страну товаров с товарным знаком без разрешения его правообладателя. Подобные товары нельзя назвать контрабандой или кон-трафактом, поскольку они ввозятся на территорию страны со всеми необходимыми лицензиями и сертификатами качества, а также декларируются на таможенных постах в обычном порядке. Ввоз такой продукции происходит, как правило, через альтернативные каналы, а не через официальных дистрибьюторов.

Параллельный импорт открывает новые возможности и для развития сектора малого и среднего предпринимательства в России. На это есть несколько причин: короткий жизненный цикл компаний, рост уровня инфляции, налоги, которые могут быть неподъемными для бизнеса. Доля сектора в валовом внутреннем продукте России составляет 29 % [7]. Очевидно, что сектор малого и среднего предпринимательства не является значительным элементом экономики Российской Федерации. Более того, пандемия COVID-19 сильно затронула сектор малого и среднего предпринимательства: негативные последствия повлияли на около 4,17 млн компаний из 6,05 млн. Одной из главных проблем малого и среднего предпринимательства является неравномерная налоговая нагрузка, именно поэтому необходимо реконструировать налоговую систему, создав льготы для предприятий. Так, к примеру, необходимо ввести особые условия для компаний, которые честно и прозрачно выплачивают налоги. Они должны иметь более лояльный порядок проведения проверок и ставиться в приоритет в получении государственной поддержки [9].

С легализацией параллельного импорта процедура импорта для сектора малого и среднего предпринимательства упрощается, так как отсутствует необходимость получать сложные разрешения на ввоз [6]. Кроме того, именно малый и средний бизнес получает преимущества при параллельном импорте продукции. Спрос на исчезающие товары увеличивается, официальные представители компаний приостанавливают свою деятельность на территории страны. Далеко не все крупные предприятия будут ввозить товары с помощью параллельного импорта, так как большие партии им невыгодны. Популярность сектора малого и среднего предпринимательства у потребителей возрастает, поскольку малый и средний бизнес станет основным параллельным импортером.

Легализация параллельного импорта повлияет и на лимитацию поставок того или иного товара по решению государственных органов или же правообладателя. Если и был установлен лимит на количество товара, то параллельный импорт позволяет его обойти, так как импорт совершается не через официальных представителей, а практически любыми участниками внешнеэкономической деятельности. Ограничить малых или средних предпринимателей во ввозе товаров значительно сложнее. Более того, они, как правило, импортируют не слишком крупные партии товаров, однако общее количество может во много раз превышать заявленный ранее лимит.

23 апреля 2022 г. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации утвердило перечень товаров, которые можно ввозить с помощью параллельного импорта. Цель данной меры - попытка избежать дефицита товаров, которые не производятся в России, и удовлетворить спрос населения на подобную продукцию [3].

Рассмотрим юридический аспект параллельного импорта. В его сущности лежит принцип исчерпания исключительного права на товарный знак. Он представляет собой право регулирования интеллектуальной собственности, в соответствии с которым право правообладателя запрещать продажу товара третьим лицам ограничивается после того, как продукт впервые введен на рынок самим собственником или производителем [7].

До 2009 г. в России параллельный импорт был нежелателен, поскольку возникал конфликт между импортерами и правообладателями, которые хотели иметь полный контроль над своим товарным знаком. Нарушители прав на товарный знак подвергались нормам как

гражданско-правовой ответственности, так и административно-правовой.

Однако в 2018 г. произошло изменение в практике параллельного импорта. Конституционный суд принял решение, что в некоторых случаях суды могут отказать в применении санкций в отношении параллельного импорта той или иной партии товара. Подобными основаниями считались ситуации, когда из-за недобросовестности правообладателя и производителя продукции запрет на параллельный импорт может создать угрозу для жизни граждан, например, запрет на ввоз жизненно важных товаров или сильное завышение цен на них.

Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 23.04.2022 № 1532 [3] установлен перечень товаров, на которые не распространяется действие ст. 1359 и 1487 Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи, которые запрещали параллельный импорт).

Необходимо учитывать тот обязательный фактор, что товары, которые будут параллельно импортироваться на территорию России, должны быть введены в оборот самим производителем, не должны быть под запретом из-за санкций, иначе поставка товаров из-за рубежа будет невозможна. К таким товарам, к примеру, можно отнести предметы роскоши.

Одной из проблем легализации параллельного импорта является уровень качества: официальные представители брендов следят за качеством поставляемой продукции и условиями ее хранения и транспортировки, однако далеко не все дилеры и дистрибьюторы, которые занимаются параллельным импортом товаров, тщательно следят за их качеством. Подобная проблема в наибольшей степени касается фармацевтической продукции, эфирных масел, косметических, моющих, очищающих средств.

Отрицательным последствием легализации параллельного импорта является снижение качества обслуживания товаров после их продажи. В первую очередь это касается техники, машин и их комплектующих. Иными словами, происходит снижение сервисного обслуживания и уменьшение гарантий на ввозимые товары, так как эффективную деятельность в подобном направлении может обеспечить только производитель.

Увеличение контрафактных товаров на рынке - еще одна проблема, связанная с параллельным импортом. Контроль над ввозимыми товарами ослабевает, и многие импортеры могут этим воспользоваться. Однако, по словам В.И. Булавина, руководителя ФТС, за 5 месяцев 2022 г. таможенные органы выявили более

5 млн контрафактных товаров, что позволяет сделать следующий вывод: если на рынке и будут появляться поддельные товары, то в небольших количествах [5].

Несмотря на все недостатки, параллельный импорт имеет и положительные стороны. Прежде всего, это удовлетворение спроса и потребителей, и производителей на товары, материалы и технику, необходимую для производства, поскольку зависимость от импорта в некоторых сферах экономики остается довольно высокой. Например, авторынок пострадал от нехватки необходимых комплектующих частей. Фармацевтическая промышленность, в которой около 80 % продукции изготавливается из импортных субстанций, также выигрывает при легализации параллельного импорта.

Перспективой параллельного импорта является развитие сектора малого и среднего предпринимательства. Крупному бизнесу невыгодно ввозить маленькие партии товаров, а малые и средние предпринимательства могут делать это без ущерба для себя. Помимо этого, снижается влияние монополий. Если какая-либо компания становится монополистом в той или иной области вследствие ухода зарубежных компаний с аналогичной продукцией, то теперь с помощью параллельного импорта и возвращения большого перечня товаров подобные случаи минимизируются, что оказывает благоприятное влияние на среду рыночной экономики.

Параллельный импорт также обеспечивает закупку иностранных товаров в более короткие сроки, так как отсутствует необходимость добиваться согласия правообладателя на ввоз товаров. По данным ФТС, с момента легализации параллельного импорта в страну уже было завезено продукции на более чем 2 млрд долл.

Итак, легализация параллельного импорта - новое явление для России и ее экономики, поэтому важно наладить четкий механизм параллельного импорта: создать новые логистические каналы, усилить контроль над качеством импортируемых товаров на границе, отслеживать деятельность независимых импортеров. Все это требует согласованной работы многих государственных органов, а в первую очередь, ФТС и таможенных постов.

Таким образом, внедрение параллельного импорта в России несет положительные последствия для рынка, поскольку импорт занимает значительное место в экономике государства.

Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Фе-

дерации (ч. 4) от 24.11.2006 № 318-Ф3 (в ред. от 11.06.2021). URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_64629 (дата обращения: 14.06.2022).

2. О товарах (группах товаров), в отношении которых не могут применяться отдельные положения Гражданского кодекса Российской Федерации о защите исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выраженные в таких товарах, и средства индивидуализации, которыми такие товары маркированы: постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2022 № 506. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_413173 (дата обращения: 14.06.2022).

3. Об утверждении перечня товаров (групп товаров), в отношении которых не применяются положения подпункта 6 статьи 1359 и статьи 1487 Гражданского кодекса Российской Федерации при условии введения указанных товаров (групп товаров) в оборот за пределами территории Российской Федерации правообладателями (патентообладателями), а также с их согласия: приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 19.04.2022 № 1532 (зарегистрировано в Минюсте России 06.05.2022 № 68421). URL: http://publication.pravo.gov.ru/ document/view/0001202205060001 (дата обращения: 14.06.2022).

4. Данные по таможенной статистике внешней торговли Российской Федерации в разрезах товаров, стран, временных периодов // Федеральная таможенная служба: офиц. сайт. URL: http://customs.gov.ru/statistic (дата обращения: 14.06.2022).

5. Интервью Владимира Булавина о параллельном импорте // Таможенный портал компании Альта-Софт: интернет-сайт. URL: https:// www.alta.ru/external_news/91142 (дата обращения: 19.06.2022).

6. Косова Е.О., Репушевская О.А. Пункты пропуска через государственную границу, проблемы и пути их совершенствования // Таможенное дело. 2021. № 4. С. 3-5.

7. Министерство экономического развития Российской Федерации: офиц. сайт. URL: http://www.economy.gov.ru (дата обращения: 15.04.2022).

8. Репушевская О.А. Анализ и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в России // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономи-ки.2020.№ 2. С. 129-135.

9. Специальный доклад Президенту Российской Федерации «МСП/ПОСТКОВИД Время для системных решений»: подготовлен Экспертным центром при Уполномоченном и общественным

представителем Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей по вопросам малого и среднего бизнеса. URL: http://doklad.ombudsmanbiz. ru/2021/7.pdf (дата обращения: 25.06.2022).

References

1. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federa-tsii (ch. 4) ot 24.11.2006 № 318-FZ (v red. ot

11.06.2021) [The Civil Code of the Russian Federation (part 4) of 24.11.2006 № 318-FZ (as amended. from 11.06.2021)]. URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_64629 (Accessed

14.06.2022).

2. O tovarakh (gruppakh tovarov), v otno-shenii kotorykh ne mogut primenyatsya otdelnye polozheniya Grazhdanskogo kodeksa Rossijskoj Federatsii o zashchite isklyuchitelnykh prav na rezultaty intellektuaFnoj deyateFnosti, vyrazhen-nye v takikh tovarakh, i sredstva individualiza-tsii, kotorymi takie tovary markirovany [On goods (groups of goods) in respect of which certain provisions of the Civil Code of the Russian Federation on the protection of exclusive rights to the results of intellectual activity expressed in such goods and means of individualization with which such goods are marked cannot be applied]: postanovlenie Pravitelstva Rossijskoj Federatsii ot 29.03.2022 № 506. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_413173 (Accessed 14.06.2022).

3. Ob utverzhdenii perechnya tovarov (grupp tovarov), v otnoshenii kotorykh ne primenyayutsya polozheniya podpunkta 6 stafi 1359 i stafi 1487 Grazhdanskogo kodeksa Rossijskoj Federatsii pri uslovii vvedeniya ukazannykh tovarov (grupp tova-rov) v oborot za predelami territorii Rossijskoj Federatsii pravoobladatelyami (patentoobladatelyami), a takzhe s ikh soglasiya [On approval of the list of goods (groups of goods) in respect of which the provisions of subparagraph 6 of Article 1359 and article 1487 of the Civil Code of the Russian Federation do not apply, subject to the introduction of these goods (groups of goods) into circulation outside the territory of the Russian Federation by copyright holders (patent holders), as well as with their consent]: prikaz Ministerstva promyshlennosti i torgovli Rossijskoj Federatsii ot 19.04.2022 № 1532 (zaregi-strirovano v Minyuste Rossii 06.05.2022 № 68421). URL: http: //publication.pravo.gov.ru/document/ view/0001202205060001 (Accessed 14.06.2022).

4. Dannye po tamozhennoj statistike vneshnej torgovli Rossijskoj Federatsii v razrezakh tovarov, stran, vremennykh periodov // Federalnaya tamozhennaya sluzhba: ofits. sajt. URL: http://cus-toms.gov.ru/statistic (Accessed 14.06.2022).

5. Intervyu Vladimira Bulavina o parallelnom importe // Tamozhennyj portal kompanii Alta-Soft:

48

вестник Российского университета кооперации. 2022. № 3(49)

internet-sajt. URL: https://www.alta.ru/external_ news/91142 (Accessed 19.06.2022).

6. Kosova E.O., Repushevskaya O.A. Punkty propuska cherez gosudarstvennuyu granitsu, prob-lemy i puti ikh sovershenstvovaniya [Checkpoints across the state border, problems and ways to improve them] // Tamozhennoe delo. 2021. N° 4. S. 3-5.

7. Ministerstvo ekonomicheskogo razvitiya Ros-sijskoj Federatsii: ofits. sajt. URL: http://www.eco-nomy.gov.ru (Accessed 15.04.2022).

8. Repushevskaya O.A. Analiz i perspektivy razvitiya malogo i srednego predprinimateFstva v Rossii [Analysis and prospects for the develop-

ment of small and medium-sized businesses in Russia] // Fundamentalnye i prikladnye issledovaniya kooperativnogo sektora ekonomiki. 2020. № 2. S.129-135.

9. SpetsiaTnyj doklad Prezidentu Rossij-skoj Federatsii «MSP/POSTKOVID Vremya dlya sistemnykh reshenij»: podgotovlen Ekspertnym tsentrom pri Upolnomochennom i obshchestvennym predstavitelem Upolnomochennogo pri Prezidente Rossijskoj Federatsii po zashchite prav predprini-matelej po voprosam malogo i srednego biznesa. URL: http ://doklad.ombudsmanbiz. ru/2021/7.pdf (Accessed 25.06.2022).

РЕПУШЕВСКАЯ Ольга Александровна - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры таможенного дела. Российский университет кооперации. Россия. Мытищи. E-mail: Ashikh-olga@ yandex. ru.

ИШКИНА Анна Александровна - студент. Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Россия. Москва. E-mail: [email protected].

REPUSHEVSKAYA, OlgaAlexandrovna - Candidate of Economics, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Customs. Russian University of Cooperation. Russia. Mytishchi. E-mail: [email protected].

ISHKINA, Anna Alexandrovna - Student. The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. Russia. Moscow. E-mail: ishkina-a@mail. ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.