От редакции:
Разграничение бесплатной медицинской помощи и платных медицинских услуг является одной из ключевых задач государства в сфере охраны здоровья граждан. Современное законодательство в этой сфере достаточно рационально, закрепляя права граждан на получение как бесплатной медицинской помощи, так и платных услуг. Тем не менее, ряд положений требует доработки: совершенствование законодательства - процесс непрерывный. В данной публикации приводится мнение наших экспертов по обозначенным проблемам, а также даются конкретные предложения по внесению изменений в законодательные акты.
Шеф-редактор Н. Г. Куракова
В. И. Стародубов, Ф. Н. Кадыров,
Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения Минздрава России, г. Москва, Россия
парадоксы законодательства: гарантии бесплатности
медицинской помощи нередко ограничивают права пациентов на улучшение ее качества
УДК 614.251
Стародубов В. И., Кадыров Ф. Н. Парадоксы законодательства: гарантии бесплатности медицинской помощи нередко ограничивают права пациентов на улучшение ее качества (Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения Минздрава России, г. Москва, Россия) Аннотация. Законодательство Российской Федерации, признавая права граждан как на бесплатную медицинскую помощь, так и на платные медицинские услуги, тем не менее делает явный крен сторону бесплатности. При этом гарантии бесплатности сформулированы таким образом, что нередко ограничивают права граждан на получение медицинской помощи с использованием лекарственных препаратов, медицинских изделий и т.д., не предусмотренных в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Более того, если права граждан на получение платных медицинских услуг прямо прописаны в законе, то о праве граждан на самостоятельное приобретение лекарственных препаратов, медицинских изделий и т.д. вообще ничего не говорится. При этом нет и прямых запретов, что на практике приводит к многочисленным конфликтными ситуациям. В статье даются конкретные предложения по совершенствованию законодательства в данной сфере.
Ключевые слова: гарантии в сфере здравоохранения, бесплатность медицинской помощи, платные медицинские услуги, законодательство в сфере здравоохранения, доступность медицинской помощи, качество медицинской помощи, стандарты медицинской помощи, лекарственные препараты, медицинские изделия.
© В. И. Стародубов, Ф. Н. Кадыров, 2017 г.
Доступность медицинской помощи и доступность качественной медицинской помощи
Привычное клише «доступность и качество медицинской помощи», казалось бы, не требует комментариев. Однако нередко проблемой является доступность именно качественной медицинской помощи (вопросы качества доступной медицинской помощи - это отдельная проблемы, выходящая за пределы данной публикации). Речь идет не о высокотехнологичной медицинской помощи (объемы которой объективно ограничены), не о нередкой удаленности учреждений, оказывающих специализированную помощь, не об имеющих место дефектах оказания медицинской помощи, а о возможности пациента получить более качественную медицинскую помощь, чем это может быть обеспечено при помощи использования лекарственных препаратов, входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), медицинских изделий, входящих в соответствующие перечни и т.д. Проще говоря, речь идет о возможности пациента получить медицинскую помощь с использованием ресурсов, не предоставляемых в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи - ресурсов, за которые нужно платить.
Объективно ни одно государство в мире не способно профинансировать бесплатное здравоохранение в полном объеме. Поэтому определенные объемы платности медицинской помощи неизбежны, что ныне четко зафиксировано в действующих нормативных актах - Федеральном законе от 21.11.2011 г. № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», постановлении Правительства Российской Федерации от 4.10.2012 г. № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» и других.
Безусловно, права граждан на бесплатную медицинскую помощь должны быть законода-
тельно закреплены, и это сделано. Однако четко и непротиворечиво должны быть закреплены и права граждан на платные медицинские услуги, права граждан за свой счет приобретать ресурсы, используемые в процессе оказания медицинской помощи.
Особо следует отметить, что в данной публикации рассматриваются не вопросы сокращения видов и объемов медицинской помощи, входящих в программу госгарантий, а правовые основы оказания медицинской помощи за пределами программы госгарантий, а также права граждан на оплату ресурсов, используемых в процессе оказания медицинской помощи.
На первый взгляд, особых проблем с правами граждан на платные услуги нет - пациенты имеют право на платные медицинские услуги (в том числе входящие в программу госгарантий), на дополнительные медицинские услуги сверх стандартов медицинской помощи и т.д. Однако более детальный анализ законодательных и иных нормативных актов обнаруживает достаточно много проблем в этой сфере, связанной либо с противоречивостью законодательства, либо с правовой неурегулированностью многих вопросов. Эти проблемы и будут рассмотрены ниже.
Имеют ли право пациенты приобретать за свой счет лекарственные препараты, медицинские изделия, компоненты крови, лечебное питание?
Казалось бы, ответ на этот вопрос очевиден - по своему желанию за свой счет пациенты могут приобретать все что угодно. Однако внимательное рассмотрение норм законодательства приводит к выводу о том, что не все так просто.
Часть 2 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ) устанавливает: «Каждый имеет право
на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования».
Часть 1 статьи 84 Федерального закона № 323-ф3 устанавливает: «Граждане имеют право на получение платных медицинских услуг, предоставляемых по их желанию при оказании медицинской помощи, и платных немедицинских услуг (бытовых, сервисных, транспортных и иных услуг), предоставляемых дополнительно при оказании медицинской помощи».
Итак, формально граждане имеют право на платные медицинские услуги, но только целиком, а не на отдельные их элементы (медикаменты, медицинские изделия и т.д.).
При этом законодательство никак не определяет - имеют ли право пациенты приобретать за свой счет лекарственные препараты, медицинские изделия, компоненты крови, лечебное питание при оказании им медицинской помощи в рамках либо за пределами программы госгарантий? Причем это право не прописано даже в отношении рассматриваемых ресурсов, не включенных в соответствующие перечни (например, ЖНЛВП), в стандарты медицинской помощи и т.д.
С другой стороны, граждане вправе делать все, что не запрещено законом. Поэтому резонным является вопрос: а имеются ли юридические основания для ограничения прав граждан на приобретение по их желанию медикаментов и т.д. в процессе оказания им медицинской помощи за счет бюджетов или средств обязательного медицинского страхования? Как соотнести вышеприведенные нормы закона с принципом: гражданин имеет право на все, кроме того, что прямо запрещено? Ситуацию нередко трактуют так: пациент имеет право приобрести за свой счет эндопротез, но медицинская организация не
вправе его использовать при оказании медицинской помощи в рамках программы госгарантий. В ряде субъектов Российской Федерации Территориальные фонды ОМС прямо настаивают на том, что при желании пациента получить помощь с использованием медицинских изделий и т.д., не предусмотренных стандартами медицинской помощи или Перечнем, пациент должен заключить договор на оказание за плату всего объема медицинской помощи. Безусловно, для пациента это гораздо менее выгодно, чем оплатить или купить только эндопротез и т.п.
Закономерен вопрос: в чьих интересах ограничения по приобретению пациентами более качественных лекарственных препаратов, эндопротезов и т.д., чем те, которые предоставляются в рамках программы госгарантий? Является ли это заботой о пациенте?
Четкого однозначного ответа, закрепленного в законе либо ином нормативном правовом акте, на эти вопросы нет, что является основанием для конфликтов, санкций в системе ОМС, судебных разбирательств и т.д.
Имеет ли право пациент купить за свой счет более качественные медицинские изделия, чем предусмотрено программой госгарантий?
Часть 2 статьи 80 Федерального закона № 323-ФЗ устанавливает: «При оказании в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной, паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в соответствии с Федеральным
законом от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», и медицинскими изделиями, включенными в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека. Порядок формирования перечня медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, устанавливается Правительством Российской Федерации».
Это означает, что не все медицинские изделия, имплантируемые в организм человека (далее также - импланты), входящие в стандарты медицинской помощи, используются при оказании медицинской помощи в рамках программы госгарантий бесплатно, а только те, что вошли в соответствующий перечень. Это «Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи» (далее - Перечень), утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2016 г. № 2229-р.
Из положений части 2 статьи 80 Федерального закона № 323-ФЗ вытекает, что медицинские изделия, не вошедшие в этот Перечень, должны приобретаться при оказании медицинской помощи в рамках программы госгарантий, в т.ч. в системе ОМС за счет средств граждан или организаций (при их желании). Казалось бы, все логично. Однако уже следующая (третья) часть этой же статьи 80 устанавливает иное, фактически запрещая покупку имплантов за счет средств пациентов, если они вошли в стандарты медицинской помощи (безотносительно к тому, входят они в Перечень или нет).
В части 3 статьи 80 Федерального закона № 323-ФЗ определено: «При оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам
медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан:
1) оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям, в соответствии со стандартами медицинской помощи».
Получается, что за импланты, включенные в стандарт, оплату с пациента брать нельзя, но бесплатно обеспечат только теми из них, что вошли в Перечень. То есть, если импланты устанавливаются по медицинским показаниям, тогда даже за те из них, которые не вошли в Перечень, брать оплату с пациента нельзя, но и бесплатно их тоже не предоставят. Поэтому пациент при наличии медицинских показаний все равно может рассчитывать только на то, что вошло в Перечень. А требовать оплаты можно только за те импланты, которые устанавливаются без медицинских показаний по желанию пациента (при отсутствии противопоказаний), например, зубные импланты (по эстетическим соображениям и т.д.), импланты груди и т.п.
Итак, мы видим, что правовое регулирование данного вопроса оказалось противоречивым: в одной части статьи 80 Федерального закона № З23-Ф3 (часть 2) речь идет о бесплатном обеспечении только медицинскими изделиями (имплантами), включенными в Перечень, в другом (часть 3) всеми, включенными в стандарт медицинской помощи, независимо от того, вошли ли они в Перечень или нет. При том, что Перечень касается только имплантов, а в стандарте медицинской помощи могут фигурировать и другие медицинские изделия, не относящиеся к имплантам. Кроме того, фраза «не подлежат оплате за счет личных средств граждан» является неоднозначной, допускающей различное толкование, что недопустимо: и как недопустимость требовать оплаты со стороны пациента, и как
невозможность оплаты со стороны пациента даже по его желанию.
Необходимо устранить эту правовую коллизию, изложив содержание частей 2 и 3 статьи 80 Федерального закона № 323-ФЗ с использованием одних и тех же понятий. В частности, мы предлагаем изложить пункт 1 части 3 данной статьи 80 в следующей редакции: «При оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан:
1) оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям, в соответствии со стандартами медицинской помощи (в части медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека)».
Допустимо ли за счет средств пациента оплачивать медицинские услуги, включенные в стандарты медицинской помощи?
Пункт 1 части 3 статьи 80 Федерального закона № 323-ФЗ вступает в прямое противоречие с положениями еще одной статьи данного закона. Часть 4 статьи 84 Федерального закона № 323-Ф3 устанавливает, что «платные медицинские услуги могут оказываться в полном объеме стандарта медицинской помощи либо по просьбе пациента в виде осуществления отдельных консультаций или медицинских вмешательств...». Исходя
из содержания этой статьи следует, что по желанию пациента за его счет могут оказываться любые медицинские услуги (в виде консультаций или медицинских вмешательств), входящие в стандарт медицинской помощи.
Между тем, пункт 1 части 3 статьи 80 Федерального закона № 323-Ф3 запрещает оказывать за счет средств пациента любые медицинские услуги, входящие в стандарт медицинской помощи. В соответствии с положениями данного пункта, при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежит оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Для устранения и этой правовой коллизии предложенную нами выше формулировку целесообразно дополнить фразой: «за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом». Тогда полная предлагаемая нами формулировка пункта 1 части 3 статьи 80 Федерального закона № 323-Ф3 будет следующей: «При оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан (за исключением случаев, предусмотренных настоящим федеральным законом):
1) оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям, в соответствии со стандартами медицинской
помощи (в части медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека)».
Подобным исключением являются, например, вышеуказанные ситуации, прописанные в части 4 статьи 84 Федерального закона № З23-Ф3.
Допустимо ли за счет средств пациента оплачивать лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, медицинские изделия, компоненты крови, лечебное питание, включенные в стандарты медицинской помощи?
Часть 4 статьи 84 Федерального закона № 323-ФЗ устанавливает, что «платные медицинские услуги могут оказываться в полном объеме стандарта медицинской помощи либо по просьбе пациента в виде осуществления отдельных консультаций или медицинских вмешательств...». Исходя из содержания этой статьи следует, что по желанию пациента за его счет могут оказываться любые медицинские услуги (в виде консультаций или медицинских вмешательств), входящие в стандарт медицинской помощи.
Но при этом ничего не говорится о праве пациента приобретать за свой счет медицинские изделия, компоненты крови, лечебное питание, включенные в стандарты медицинской помощи. Получается, что пациенты могут за свой счет приобрести медицинскую услугу в форме операции по эндопротезиро-ванию определенного сустава, но отдельно по своему желанию приобрести эндопротез этого сустава не имеют права. Как уже отмечалось выше, подобное право не прописано и в отношении лекарственных препаратов, не включенных в перечень ЖНВЛП, имплантов, не включенных в утверждаемый
Правительством Российской Федерации перечень, других медицинских изделий, компонентов крови и лечебного питания, включенного в стандарты медицинской помощи.
Поэтому предлагаем часть 4 статьи 84 Федерального закона № 323-ФЗ изложить в следующей редакции: «4. Платные медицинские услуги могут оказываться в полном объеме стандарта медицинской помощи либо по просьбе пациента в виде осуществления отдельных консультаций или медицинских вмешательств, в том числе в объеме, превышающем объем выполняемого стандарта медицинской помощи. Кроме того, по желанию пациента и за его счет могут приобретаться медицинской организацией или самим пациентом лекарственные препараты, не включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинские изделия, не включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, другие медицинские изделия, компоненты крови и лечебное питания, не включенные в стандарты медицинской помощи».
Допустима ли оплата пациентом лекарственных препаратов, медицинских изделий, продуктов питания, не закупаемых учреждением по контрактам?
Бюджетные и казенные учреждения обязаны осуществлять закупки товаров работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ). Именно эти лекарственные препараты (далее, также - медикаменты), медицинские изделия (далее, также - имплатны), продукты питания и т.д. должны использоваться в процессе бесплатного оказания медицинской помощи в рамках программы госгарантий, в т.ч в системе ОМС. Пациенты не вправе
настаивать на бесплатном использовании других (в том числе более качественных) медикаментов, имплантов, если по контракту учреждению поставляются именно данные медикаменты, импланты и т.д. Исключение составляет назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии» (часть 5 статьи 37 Федерального закона № 323-Ф3).
Логично, что более качественные медикаменты, импланты и т.д. должны закупаться медицинской организацией и использоваться в процессе оказания медицинской помощи по желанию самих пациентов за их счет. Возможно ли это в рамках действующего законодательства? Особенно учитывая, что закупка более качественных лекарственных препаратов (оригинальных и т.д.), медицинских изделий предполагает возможность проведения закупок медикаментов, имплантов и т.д. по торговым наименованиям, что недопустимо в рамках Федерального закона № 44-Ф3, поскольку, например, в отношении лекарственных препаратов требуется руководствоваться международными непатентованными наименованиями (МНН).
Действительно, в соответствии со статьей 33 Закона № 44-ФЗ, документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, груп-пировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства.
Исключения допустимы только в случаях, предусмотренных законодательством. Так, заказчик, в соответствии с этой же статьей 33 рассматриваемого закона, при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка
которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов, в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 Федерального закона № 44-ФЗ, вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Речь в указанном пункте 7 идет об осуществлении закупок лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Дополнительная возможность приобретения лекарственных препаратов, медицинских изделий и продуктов питания по торговым наименования предусмотрена в рамках Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее -Федеральный закон № 223-ФЗ), которым руководствуются, например, автономные учреждения.
Однако, начиная с 2014 г. и бюджетные учреждения получили право осуществлять в ряде случаев закупки в упрощенном порядке - по торговым наименованиям (в том числе не руководствуясь МНН), в соответствии с положением о закупках, предусмотренном Федеральным законом № 223-ФЗ. Данная норма закреплена в ч. 2 ст. 15 Федерального закона № 44-ФЗ. Руководствоваться требованиями Федерального закона № 223-ФЗ бюджетные учреждения могут в отношении закупок, производимых за счет средств, полученных в результате ведения приносящей доход деятельности, за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
То есть, по желанию пациентов и за плату с их стороны учреждение может приобретать лекарственные препараты, медицинские изделия, продукты питания и по конкретным торговым наименованиям, если это предусмотрено положением о закупках.
Формально это означает, что для пациентов, желающих, чтобы при их лечении использовали иные медикаменты и медицинские изделия, чем закупленные в рамках Федерального закона № 44-ФЗ, их можно закупить в случае, если пациенты готовы все услуги получать на платной основе, т.е. переведя пациентов в категорию «платных».
Таким образом, на практике возможны ситуации, когда для пациентов закупки будут осуществляться по их желанию и за их счет по торговым наименованиям. Однако для пациентов это означает перейти в категорию «платных», оплачивая, например, не только более дорогие медикаменты, но и все остальное. Для пациентов это «плохая перспектива».
Необходимо законодательно закрепить права медицинских организаций на приобретение по желанию пациентов и за их счет лекарственных препаратов, медицинских изделий и т.д., которые не предусмотрены программой госгарантий и не приобретены в рамках действующего требования о госзакупках.
Допустима ли самостоятельная закупка пациентом медикаментов, медицинских изделий, продуктов питания?
Вопрос о правомерности самостоятельной закупки пациентом лекарственных препаратов, медицинских изделий и т.д. не приобретаемых учреждениями в рамках программы госгарантий (а также право учреждения применять приобретенные самим пациентом лекарственные препараты и т.д.) в процессе оказания медицинской помощи вызывает много споров.
Приобретение лекарственных препаратов, медицинских изделий и т.д., и их использование в процессе оказания медицинской помощи допускается в соответствии с Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей». Статья 35 данного закона посвящена выполнению работы из материала (с вещью)
потребителя. Поэтому использование материалов пациента (потребителя) вполне допустимо с точки зрения действующего законодательства.
Пункт 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» устанавливает: «К отношениям по предоставлению гражданам медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями в рамках добровольного и обязательного медицинского страхования, применяется законодательство о защите прав потребителей».
Таким образом, рассматриваемая ситуация подпадает под действие Закона «О защите прав потребителей», допускающего приобретение материалов за счет потребителя (пациента).
С целью более четкого урегулирования этого вопроса необходимо прямо прописать в законе право пациента, при его желании, на оказание медицинской помощи с использованием приобретенных им за свой счет лекарственных препаратов, медицинских изделий и т.д., а также право медицинских организаций на применение их при самостоятельной покупке со стороны пациента (за исключением требующих особых температурных и иных условий хранения). При этом должны предъявляться единые требования к безопасности медицинских изделий, наличию необходимых документов и т.д., независимо от источника их приобретения.
Заключение
Как видим, проблем в рассматриваемой сфере очень много. Представляется, что реализация наших предложений позволит решить целый ряд задач:
- предоставить пациентам возможность получать более качественную медицинскую помощь, чем это может быть обеспечено ресурсами бюджетов и ОМС (лекарственные препараты, медицинские изделия и т.д.) при относительно небольших затратах с их
стороны по сравнению с затратами при оплате всей медицинской помощи;
- уменьшить число конфликтов между медицинскими организациями с одной стороны, и пациентами, страховыми медицинскими организациями, территориальными фондами ОМС, органами власти различного уровня и компетенций с другой стороны, в связи с не-
урегулированностью целого ряда вопросов;
- повысить защищенность медицинских организаций при оказании ими медицинской помощи с применением более качественных лекарственных препаратов, медицинских изделий, продуктов питания и т.д., если право на это будет прямо закреплено в законодательстве.
Литература
1. Кадыров Ф. Н. Платные услуги в здравоохранении. Том 1. Под редакцией академика РАМН В. И. Стародубова - М.: ИД «Менеджер здравоохранения», 2013. - 220 с.
2. Общественное здоровье и здравоохранение. Национальное руководство / под ред. В. И. Стародубова, О. П. Щепина и др. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 624 с.; 21 см. - 500 экз. -^N978-5-7704-2678-4.
3. Пивень Д. В., Кицул И. С. О некоторых проблемах реализации Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Менеджер здравоохранения. - № 12. - 2013. - С. 6-13.
4. Пивень Д.В., Кицул И. С., Иванов И. В. Обеспечение прав граждан при применении медицинских изделий // Менеджер здравоохранения. 2016. - № 8. - С. 6-12.
5. Стародубов В.И., Кадыров Ф. Н. Вопросы использования стандартов медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования // Менеджер здравоохранения. 2015. - № 5. - С. 60-74.
UDC 614.251
Starodubov V. I., Kadyrov F. N. Paradoxes of law: the guarantee of free medical aid often limit the rights of patients to improve quality (Federal Research Institute for Health Care Organization and Information of the Ministry of Health and Social Development of Russian Federation, Moscow, Russia)
Abstract. The legislation of the Russian Federation, recognizing the rights of citizens on free medical aid and paid medical services, however, makes clear the roll the side free of charge. At the same time guarantee free of charge formulated in such a way that often limit the rights of citizens to receive medical care with the use of drugs, medical devices, etc., not provided for in the programme of state guarantees of free rendering to citizens of medical aid. Moreover, if the rights of citizens to receive paid medical services directly spelled out in the law, the right of citizens to self-purchase of medicines, medical devices, etc. did not say anything. There is no outright bans, which in practice leads to numerous conflict situations. The article provides specific suggestions for improving the legislation in this field.
Keywords: guarantees in the health sector, free medical care, paid medical services, the legislation in the sphere of health care, accessibility of care, quality of care, standards of care, medications, medical products.