Научная статья на тему '"иные условия" как основание для платности оказываемой медицинской помощи. Часть 2'

"иные условия" как основание для платности оказываемой медицинской помощи. Часть 2 Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
86
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАТНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ / PAID MEDICAL SERVICES / ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ УСЛУГ / GROUNDS FOR RENDERING PAID SERVICES / ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ БЕСПЛАТНОГО ОКАЗАНИЯ ГРАЖДАНАМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / THE PROGRAM OF THE STATE GUARANTEES OF FREE RENDERING MEDICAL CARE TO CITIZENS / БЫТОВЫЕ УСЛУГИ / HOUSEHOLD SERVICES / СЕРВИСНЫЕ УСЛУГИ / SERVICE

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Кадыров Ф.Н.

Законодательство определило, что одним из оснований для оказания медицинской помощи за плату является ее предоставление на иных условиях, чем предусмотрено программой госгарантий. Однако трактовка«иных условий» довольно неоднозначна и требует детального рассмотрения. Для этого необходимо изучить не только саму программу госгарантий, но и целый ряд других нормативных правовых актов.При этом следует четко отличать «иные условия» оказания медицинской помощи от бытовых и сервисных услуг. В статье рассматриваются различные аспекты оказания медицинской помощи за плату на основании ее предоставления на условиях, отличающихся от программы госгарантий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"Other conditions" as the basis for paymentof the rendered medical care. Part 2

The legislation determined that one of the grounds for the provision of medical care for a fee is its provision on other conditions than provided by the state guarantees program. However, the interpretation of «other conditions» is rather ambiguous and requires detailed consideration. For this purpose it is necessary to study not only the state guarantees program itself, but also a number of other regulatory legal acts. Thus it is necessary to distinguish accurately other conditions of rendering medical care from household and service. The article deals with various aspects of medical care for a fee on the basis of its provision on terms different from the state guarantees program.

Текст научной работы на тему «"иные условия" как основание для платности оказываемой медицинской помощи. Часть 2»

От редакции:

Законодательно основания для оказания платных медицинских услуг закреплены уже достаточно давно. Однако вопросы практической реализации законодательных положений возникают постоянно. Тем более, что меняется и само законодательство. В связи с этим мы в очередной раз возвращаемся к вопросам оказания платных медицинских услуг. В предлагаемом материале рассматривается такое основание для оказания платных медицинских услуг, как «иные условия».

Шеф-редактор Н.Г. Куракова

Ф.Н. Кадыров,

д.м.н., профессор, заместитель директора Центрального научно-исследовательского института организации и информатизации здравоохранения Минздрава России, г. Москва, Россия

«ИНЫЕ УСЛОВИЯ» КАК ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ПЛАТНОСТИ ОКАЗЫВАЕМОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ. ЧАСТЬ 2

УДК 614.2.003

Кадыров Ф.Н. «Иные условия» как основание для платности оказываемой медицинской помощи. Часть 2

(Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения Минздрава России, г. Москва, Россия)

Аннотация. Законодательство определило, что одним из оснований для оказания медицинской помощи за плату является ее предоставление на иных условиях, чем предусмотрено программой госгарантий. Однако трактовка «иных условий» довольно неоднозначна и требует детального рассмотрения. Для этого необходимо изучить не только саму программу госгарантий, но и целый ряд других нормативных правовых актов.

При этом следует четко отличать «иные условия» оказания медицинской помощи от бытовых и сервисных услуг. В статье рассматриваются различные аспекты оказания медицинской помощи за плату на основании ее предоставления на условиях, отличающихся от программы госгарантий.

Ключевые слова: платные медицинские услуги, основания для оказания платных услуг, программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, бытовые услуги, сервисные услуги.

Продолжение. Начало см. в МЗ-2-2018

«Иные условия» по сравнению с предусмотренными порядками оказания медицинской помощи

К еще одной составляющей бытовых условий оказания медицинской помощи относится оснащение палат дополнительной мебелью и бытовой техникой.

В связи с этим постараемся ответить еще на один часто возникающий вопрос: относится ли к «иным условиям» (как основанию для оказания медицинских услуг за плату) оснащение палат мебелью и оборудованием, не предусмотренными порядками оказания медицинской помощи (далее также - Порядки)? Будут ли эти условиями иными по сравнению с предусмотренными госгарантиями?

© Ф.Н. Кадыров, 2018 г.

Да, будут. Часть 7 статьи 80 Федерального закона № 323-ф3 устанавливает: «Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи формируется с учетом порядков оказания медицинской помощи...».

Поэтому условия оказания медицинской помощи, отличающиеся от предусмотренных Порядками, подпадают под понятие «иных условий».

В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона № 323-ф3 «Медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями.».

В соответствии с частью 3 данной статьи порядок оказания медицинской помощи включает в себя, в том числе, стандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений.

На практике утвержденные стандарты оснащения содержат набор мебели, который ограничивается обычно кроватью, стулом, прикроватным столиком или тумбочкой. Бытовые приборы и оборудование для пациентов (холодильник, телевизор, телефон и т.д.) Порядками вообще не предусматриваются. Поэтому предоставление лучших условий оснащения палат пациентов, чем предусмотрено Порядками, может быть основанием для взимания платы с пациентов.

Ответ на вопрос: «За что именно должен платить пациент - только за дополнительную мебель и оборудование или за всю медицинскую помощь?» - находим по стандартной схеме:

- если лечение осуществляется в палате, оснащенной дополнительной мебелью и бытовой техникой (палата повышенной комфортности), работающей в системе ОМС или по бюджету, то пациент платит только за дополнительную комфортность (за немедицинскую услугу), а сама медицинская помощь оказывается бесплатно в рамках бюджетного финансирования или ОМС;

- если лечение осуществляется в дополнительной (сверх выделенных средств для оказания медицинской помощи в рамках бюджета или ОМС) платной палате повышенной комфортности, тогда пациент платит за все. В данном случае речь идет об основании для оказания медицинских услуг за плату в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 84 Федерального закона № 323-ФЗ - об оказании за плату «медицинских услуг». То есть, в соответствии с этим основанием, пациентом должна быть оплачена вся услуга (а не только бытовая составляющая) - пациент платит за все.

Установление индивидуального поста медицинского наблюдения при лечении в условиях стационара

Как уже отмечалось, Правилами предусмотрено, что к «иным условиям» относится «установление индивидуального поста медицинского наблюдения при лечении в условиях стационара» (далее - индивидуальный пост). Казалось бы, особых проблем с данным пунктом быть не должно. Однако на практике возникает ряд вопросов:

- Это платная медицинская или сервисная услуга?

- За что должен платить пациент при установлении для него индивидуального поста: только за индивидуальный пост или полностью за оказание медицинской помощи, включая индивидуальный пост?

По поводу того, относится ли услуга к медицинской или сервисной, вопрос решается просто. Во-первых, это пост медицинского наблюдения, предполагающий участие медицинской сестры или младшей медсестры по уходу за больными. К ее трудовым функциям в соответствии с профессиональным стандартом «Младший медицинский персонал» как раз и относится «Профессиональный уход за пациентом», а к трудовым действиям - уход за пациентами. Во-вторых, п. 1) части 5 статьи 84 Федерального закона № 323-ФЗ, посвященный «иным условиям», касается прав

медицинских организаций на оказание платных медицинских услуг. Поэтому это не сервисная, а именно медицинская услуга.

Ситуация с тем, за что должен платить пациент, гораздо сложнее. С одной стороны, в Правилах говорится об установлении индивидуального поста медицинского наблюдения (что может рассматриваться как предоставление за плату индивидуального поста в качестве самостоятельной дополнительной услуги, требующей отдельной оплаты). С другой стороны, пункт 1 части 5 статьи 84 Федерального закона № 323-ф3 говорится, что на иных условиях пациентам оказываются платные медицинские услуги, то есть речь идет не о дополнительных медицинских услугах, оказываемых за плату, а о том, что предоставление иных условий оказания медицинских услуг дает основания для платности оказания этой медицинской услуги целиком (то есть платности оказания стационарной помощи). При этом нормы закона выше норм Правил, утвержденных постановлением Правительства.

На наш взгляд, вопрос должен разрешаться следующим образом. Установление индивидуального поста как предоставление самостоятельной дополнительной услуги регулируется нормами не пунктом 1 части 5 статьи 84 Федерального закона № 323-Ф3, а частью 4 данной статьи 84, которая устанавливает: «Платные медицинские услуги могут оказываться в полном объеме стандарта медицинской помощи либо по просьбе пациента в виде осуществления отдельных консультаций или медицинских вмешательств, в том числе в объеме, превышающем объем выполняемого стандарта медицинской помощи». Индивидуальный пост не предусмотрен стандартами медицинской помощи и устанавливается только в случае крайней необходимости. Поэтому установление индивидуального поста за плату при отсутствии медицинских показаний подпадает именно под часть 4 статьи 84 Федерального закона № 323-Ф3 (превышение объема выполняемого стандарта медицинской помощи).

Если же речь идет об основаниях, предусмотренных пунктом 1 части 5 статьи 84, то за плату должна предоставляться вся медицинская услуга (стационарное лечение), а не только индивидуальный пост.

«Иные условия» с точки зрения затрат времени на оказание медицинской помощи

Дискуссионным является вопрос о том, относится ли к оказанию медицинской помощи на «иных» условиях увеличение (удлинение) времени приема врача по сравнению с типовыми нормами труда или нормами времени, установленными в регионе, в самой медицинской организации и т.д.?

Напомним, что «иные условия» означают, что услуги оказываются «на иных условиях, чем предусмотрено программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, территориальными программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и (или) целевыми программами» (пункт 1 части 5 статьи 84 Федерального закона № 323-Ф3).

Ни данный закон № 323-Ф3, ни другой нормативный акт не дает основания взимать с пациента оплату только на том основании, что на пациента потратили больше времени, чем на других - нужно уделить пациенту ровно столько времени (в том числе и в рамках ОМС), сколько требуется.

Нормативные документы могут устанавливать типовые нормы времени на прием, но они носят лишь рекомендательный характер. Работодатель может установить обязательные для исполнения нормы, но это нормы для врача (установление меры труда врача), а не для пациента. Нужно отталкиваться от существующих требований (условий) по оказанию бесплатной медицинской помощи, предусмотренных именно Программой госгарантий, Терпрограмма-ми или иными нормативными документами, касающимися условий оказания медицинской помощи, которые указаны в госгарантиях.

«Иные условия» с точки зрения применения лекарственных препаратов

Программа госгарантий на 2018 год устанавливает: «При оказании в рамках Программы первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.».

Вернемся к приведенной выше формулировке Правил, касающейся отнесения к «иным условиям» применение лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП).

Итак, медицинские организации, участвующие в реализации Программы госгарантий и территориальной программы госгарантий, имеют право предоставлять платные медицинские услуги на иных условиях, чем предусмотрено Программой госгарантий, Терпро-граммами и (или) целевыми программами, по желанию потребителя (заказчика), включая в том числе применение лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, если их назначение и применение не обусловлено жизненными показаниями или заменой из-за индивидуальной непереносимости лекарственных препаратов, входящих в указанный перечень, а также применение медицинских изделий, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, не предусмотренных стандартами медицинской помощи.

Эта формулировка является далеко не однозначной. Из нее можно сделать как минимум три сильно отличающихся между собой

вывода - при желании пациента получать лекарственные препараты, не входящие в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, пациентом должны оплачиваться:

Вариант 1. Стоимость этих лекарственных препаратов.

Вариант 2. Применение (введение и т.д.) этих лекарственных препаратов, включая их стоимость.

Вариант 3. Вся медицинская помощь с использованием этих лекарственных препаратов (то есть она становится платной для пациента). В таком случае также, как и при желании лечиться, например, в палатах категории «люкс» платных отделений учреждений, пациент оплачивает все: и стоимость всех медикаментов (а не только препарата, не входящего в перечень ЖНВЛП), труд медицинского персонала, коммунальные услуги, амортизацию и т.д.

Первый вариант не соответствует понятию «оказание медицинских услуг на иных условиях» потому, что оплата лекарств самим пациентом (как это предусмотрено этим вариантом) - это покупка медикаментов, а не получение платных медицинских услуг. Между тем в пункте 1 части 5 статьи 84 Федерального закона № 323-ФЗ, уточнение которого приводится в Правилах, речь идет именно об оказании за плату медицинских услуг, а не об оплате лекарственных препаратов.

Второй вариант касается уже не покупки медикаментов, а оказания медицинских услуг. Однако он тоже не соответствует понятию «иные условия» - основанием для использования этого варианта является часть 4 статьи 84 Федерального закона № 323-ФЗ, которая предполагает, что платные медицинские услуги могут оказываться по просьбе пациента в виде осуществления отдельных консультаций или медицинских вмешательств.

В пользу третьего варианта говорит то, что этот вариант как раз соответствует понятию «оказание платные медицинских услуги на иных условиях» согласно пункту 1 части 5 статьи 84 Федерального закона № 323-ФЗ.

Поэтому в зависимости от того, какими нормами законодательных актов руководствуется медицинская организация для определения оснований для платности, сфера платности для пациента (при условии его согласия) будет различной.

«Иные условия» с точки зрения применения медицинских изделий

Часть 2 статьи 80 Федерального закона № 323-Ф3 устанавливает: «При оказании в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной, паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», и медицинскими изделиями, включенными в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека. Порядок формирования перечня медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, устанавливается Правительством Российской Федерации».

Программа госгарантий на 2018 год устанавливает: «При оказании в рамках Программы первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, паллиативной медицинской помощи

в стационарных условиях осуществляется обеспечение граждан ... медицинскими изделиями, включенными в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека».

Это означает, что не все медицинские изделия, имплантируемые в организм человека (далее также - имплантаты), входящие в стандарты медицинской помощи, используются при оказании медицинской помощи в рамках программы госгарантий бесплатно, а только те, что вошли в соответствующий перечень. Это «Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи» (далее - Перечень), утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2016 г. № 2229-р.

Из положений части 2 статьи 80 Федерального закона № 323-Ф3 вытекает, что медицинские изделия, не вошедшие в этот Перечень, должны приобретаться при оказании медицинской помощи в рамках программы госгарантий, в т.ч. в системе ОМС за счет средств граждан или организаций (при их желании).

Как и в случае, касающемся лекарственных препаратов, в отношении оплаты пациентом имплантатов, не входящих в Перечни могут быть три основных ситуации оплаты пациентом:

Вариант 1. Только стоимость этих имплан-татов.

Вариант 2. Применение (установка и т. д.) этих имплантатов, включая их стоимость -часть 4 статьи 84 Федерального закона № 323-Ф3, которая предполагает, что платные медицинские услуги могут оказываться по просьбе пациента в виде осуществления отдельных консультаций или медицинских вмешательств.

Вариант 3. Вся медицинская помощь с использованием этих имплантатов (то есть она

становится платной для пациента). В таком случае пациент оплачивает все: и стоимость имплантата, лекарственные препараты, труд медицинского персонала, коммунальные услуги, амортизацию и т.д. - пункт 1 части 5 статьи 84 Федерального закона № 323-ФЗ («иные условия»).

Должны ли «иные условия» быть лучше, чем предусмотренные Программой госгарантий

Обращает на себя внимание любопытный факт: в общем случае ни законодательство, ни Правила не устанавливают, что эти «иные условия», являющиеся основанием для оказания услуг за плату, должны быть лучше, чем в программах госгарантий - они должны быть просто «иными» (т.е. другими).

Единственная ситуация, из которой однозначно следует, что «иные условия» должны быть лучше, чем предусмотрено госгарантиями, касается сроков ожидания. В Программе госгарантий в отношении сроков оказания медицинской помощи указывается: «Сроки ... не должны превышать.». Следовательно, в данном случае, «иными» могут быть условия, когда срок ожидания меньше, чем предусмотрено госгарантиями.

Аналогично и с количеством коек в палате: если в территориальной программе госгарантий будет указано, например, нормативное количество коек в палате от 3 до 6 (а такие положения действительно имели место в ряде субъектов Российской Федерации), то создав палату на 7 коек, учреждение обеспечивает «иные условия», что опять-таки формально дает основание требовать оплату с каждого пациента, находящегося в такой палате. Конечно, это скорее гипотетический пример (вряд ли найдутся желающие платить за худшие условия, чем предусмотрено Терпрограммой), но еще раз отметим, что ни законодательству, ни рассмотренным нормативным актам это не будет противоречить.

Конкретизация госгарантий -появление новых оснований для оказания медицинской помощи за плату

Как это ни покажется парадоксальным, чем конкретнее будут прописаны госгарантии, тем больше будет оснований для оказания медицинской помощи за плату «на иных условиях». Поясним это.

Выше уже отмечалось, что Терпрограмма может предполагать верхний уровень количества коек в палатах, в которых медицинская помощь оказывается бесплатно (например, палаты, в которых имеется от 3 до 6 коек). Это уточнение условий оказания медицинской помощи в рамках госгарантий. Но одновременно это и дополнительное основание для оказания медицинской помощи за плату (оплата за оказание медицинской помощи в 7-местной палате - это иные условия, чем от 3 до 6 коек в палате).

Мы уже отмечали, что это скорее гипотетическая ситуация. Но есть и более реалистичные примеры. Так, сроки ожидания консультаций и диагностических исследований появились в госгарантиях всего несколько лет назад. Ранее были только сроки ожидания плановой госпитализации - сроки ожидания оказания специализированной (за исключением высокотехнологичной) медицинской помощи не должны были превышать 30 календарных дней со дня выдачи лечащим врачом направления на госпитализацию. До этого нельзя было предлагать пациентам оказание этих медицинских услуг (консультации и исследования) за плату в связи с оказанием медицинской помощи на «иных условиях» с точки зрения сроков потому, что сами сроки не были обозначены.

В соответствии с Программой госгарантий на 2018 год:

- сроки проведения консультаций врачей-специалистов не должны превышать 14 календарных дней со дня обращения пациента в медицинскую организацию;

- сроки проведения диагностических инструментальных (рентгенографические ис-

следования, включая маммографию, функциональная диагностика, ультразвуковые исследования) и лабораторных исследований при оказании первичной медико-санитарной помощи не должны превышать 14 календарных дней со дня назначения.

Поэтому сейчас, при регламентации сроков ожидания консультаций и диагностических исследований, можно основание «иные условия» с точки зрения сроков ожидания применять не только к плановой госпитализации, но и к консультациям и диагностическим исследованиям.

Иные ситуации «иных условий»

Условий оказания медицинской помощи, отличающихся от общепринятых, и претендующих на «иные условия» может быть достаточно большое количество:

- дополнительное питание (при желании пациента получать дополнительное или более качественное питание);

- иные условия предоставления мягкого инвентаря (при желании пациента, чтобы ему чаще меняли белье, выдавали халат, тапочки, дополнительные полотенца и т.д.) и т.д.

Если говорить о дополнительном питании, то здесь ситуация примерно такая же, как и с лекарственными препаратами, не входящими в перечень ЖНВЛП.

В соответствии с Программой госгарантий на 2018 год Территориальная программа в части определения порядка и условий оказания медицинской помощи должна включать, в том числе, «порядок обеспечения граждан . лечебным питанием, а также специализированными продуктами лечебного питания, по назначению врача».

В настоящее время действует Приказ Минздрава России от 21.06.2013 № 395н «Об утверждении норм лечебного питания», устанавливающий количество продуктов в граммах (на одного человека в сутки) в зависимости от вида диеты.

Как и в случае с лекарственными препаратами, не входящими в перечень ЖНВЛП,

с медицинскими изделиями, имплантируемыми в организм человек, здесь может быть несколько ситуаций, когда пациент оплачивает:

Вариант 1. Только стоимость этих дополнительных продуктов питания.

Вариант 2. Предоставление (приготовление и т. д.) блюд из этих продуктов питания, включая их стоимость.

Вариант 3. Всю медицинскую помощь с использованием этих продуктов питания или блюд (то есть вся медицинская помощь становится платной для пациента). В таком случае пациент оплачивает все: и стоимость продуктов питания, и лекарственные препараты, и труд медицинского персонала, и коммунальные услуги, и амортизацию и т.д. - пункт 1 части 5 статьи 84 Федерального закона № 323-Ф3 («иные условия»).

Аналогичные ситуации возникают в отношении дополнительного мягкого инвентаря и т. д.

Очевидно, что во всех подобных случаях должны соблюдаться права граждан на получение бесплатной медицинской помощи в обычных условиях (добровольность, наличие альтернативных вариантов и т. д.).

Выводы

Следует четко различать «иные условия» оказания медицинской помощи, как отличающиеся от предусмотренных нормативными правовыми актами, и «иные условия», как основание для предоставления медицинских услуг за плату.

«Иные условия» являются основанием для предоставления медицинских услуг за плату только в том случае, если это условия, прямо прописанные в федеральном законодательстве, госгарантиях, целевых программах либо в федеральных нормативных документах, уточняющих положения этих документов (Постановление № 1006 и т.д.).

Не любые условия, отличающиеся предусмотренных приказами, стандартами медицинской помощи и т. д. подпадают под понятие «иных условий», предусмотренных пунктом 1 части 5 статьи 84 Федерального

Литература

закона № З23-Ф3. Это либо условия, отличающиеся от предусмотренных госгарантиями, целевыми программами, либо прямо указанные в нормативных правовых актах как подпадающие под понятие «иных условий» в значении, используемом в пункте 1 части 5 статьи 84 Федерального закона № 323-ФЗ (например, в Постановлении № 1006).

Это не означает, что при предоставлении лучших услуг по сравнению с СанПиНами и т.д. медицинские услуги не могут оказываться за плату. Это означает лишь то, что в подобных случаях не может применяться основание для оказания медицинских услуг за плату, предусмотренное пунктом 1 части 5 статьи 84 Федерального закона № 323-ФЗ. Но могут быть использованы иные основания для оказания медицинской помощи за плату:

- желание самого пациента (часть 1 статьи 84 Федерального закона № 323-ФЗ) получать медицинскую помощь за плату;

- осуществление по просьбе пациента отдельных консультаций или медицинских вмешательств, входящих в стандарт медицинской помощи (часть 4 статьи 84 Федерального закона № 323-ФЗ) и т.д.

При этом следует отметить, что предусмотренные пунктом 1 части 5 статьи 84 Федерального закона № З23-Ф3 основания -это не ситуации, когда граждане имеют право получать платные медицинские услуги по своему желанию - это те ситуации, когда услуга, входящая в программу госгарантий будет предоставляться гражданам за плату, только за плату и никак иначе. Либо вообще не предоставляться на этих условиях (то есть не будет предоставляться в «иных условиях»).

Проще говоря, это оказание медицинских услуг за плату не потому, что пациент захотел получить в этих условиях медицинскую услугу за плату, а ситуация, когда пациент согласился на это (хотя, скорее всего, не хотел бы платить при наличии такой возможности).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тем не менее альтернатива в этих ситуациях, конечно, должна быть: либо бесплатно в обычных условиях, либо на «иных условиях» - за плату.

При оказании медицинских услуг на «иных условиях» не должны нарушаться права этих и других граждан на получение медицинской помощи на бесплатной основе.

1. Кадыров Ф.Н. Платные услуги в здравоохранении. Том 3. Под ред. академика РАН В.И. Стародубова. - М.: ИД «Менеджер здравоохранения». - 2018. - 316 с.

2. Селезнева Е.В. (2012) Оплата населением медицинской помощи: социальные и региональные различия // Экономика здравоохранения. - № 5. - С. 36-41.

3. Шейман И.М. (2007) Платные медицинские услуги или фиксированные соплатежи? // Здравоохранение. № 1. С. 53-65.

4. Шишкин С.В. (2007) Стратегии трансформации государственных гарантий оказания бесплатно медицинской помощи // SPERO. № 7 осень-зима. - C. 27-50.

5. Шишкин С.В., Потапчик Е.Г., Селезнева Е.В. (2013) Частный сектор здравоохранения в России: состояние и перспективы развития // Вопросы экономики. - № 4. - С. 94-112.

UDC 614.2.003

Kadyrov F.N. «Other conditions» as the basis for payment of the rendered medical care. Part 2 (Central research Institute of the organization and information of health care of the Ministry of health of the Russian Federation, Moscow, Russia) Abstract. The legislation determined that one of the grounds for the provision of medical care for a fee is its provision on other conditions than provided by the state guarantees program. However, the interpretation of «other conditions» is rather ambiguous and requires detailed consideration. For this purpose it is necessary to study not only the state guarantees program itself, but also a number of other regulatory legal acts. Thus it is necessary to distinguish accurately other conditions of rendering medical care from household and service. The article deals with various aspects of medical care for a fee on the basis of its provision on terms different from the state guarantees program.

Keywords: paid medical services, grounds for rendering paid services, the program of the state guarantees of free rendering medical care to citizens, household services, service.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.