Научная статья на тему 'Парадоксы времени: проблема недостатка его у студентов'

Парадоксы времени: проблема недостатка его у студентов Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1028
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРЕМЯ / ДВИЖЕНИЕ / ПРОСТРАНСТВО / МАТЕРИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ / СОЗНАНИЕ / TIME / MOVEMENT / SPACE / SUBSTANCE / PSYCHOLOGICAL TIME / CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Новоженина В. С.

Автор анализирует понятие, виды, формы, свойства времени как философской категории, а также научные подходы к его изучению. Время в данной работе рассматривается, прежде всего, как психологическое, субъективное. Обосновывается идея о том, что временем можно управлять: замедлять или ускорять в зависимости от целей и интересов человека.Т

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

he author analyzes concept, types, forms, properties of time as philosophical category, and also scientific approaches to time studying. Time in this work is considered, first of all, as psychological, subjective category. The author proves idea that time is possible to slow down or accelerate depending on the purposes and interests of the person.

Текст научной работы на тему «Парадоксы времени: проблема недостатка его у студентов»

УДК:614.2; 658.5+316.346.3-053.81 ББК:87.3+88

ПАРАДОКСЫ ВРЕМЕНИ: ПРОБЛЕМА НЕДОСТАТКА ЕГО У СТУДЕНТОВ

В.С. НОВОЖЕНИНА, Южно-Уральский государственный медицинский университет, г. Челябинск

E-mail: veronika. novozhenina@mail. ru

Научный руководитель: к.соц.н., доцент Волкова Т.И.

Аннотация

Автор анализирует понятие, виды, формы, свойства времени как философской категории, а также научные подходы к его изучению. Время в данной работе рассматривается, прежде всего, как психологическое, субъективное. Обосновывается идея о том, что временем можно управлять: замедлять или ускорять в зависимости от целей и интересов человека.

Ключевые слова: время, движение, пространство, материя, психологическое время, сознание.

Что такое время? Правильней было бы начать отвечать на этот вопрос известным изречением Августина Блаженного: "Если никто меня об этом не спрашивает, я знаю, что такое время: если бы я захотел объяснить спрашивающему - нет, не знаю" [1, с. 217]. Цитата хороша тем, что очень честно отражает и наше современное положение в деле изучения времени. "Время - основная (наряду с пространством) форма существования материи, заключающаяся в закономерной координации сменяющих друг друга явлений" [2, с. 434]. Именно это представление о времени закрепилось в науке как базовое. Для человека время не существует вне его эго, то есть он может воспринимать только психологическое время, точно так же, как время Вселенной не может существовать вне гравитационных полей. Судя по всему, линейное время - иллюзия. Время целиком, включая все, что когда-либо происходило и все, что произойдет когда-нибудь в будущем, существует как единое неделимое целое, здесь и сейчас. И. Кант предположил, что такой вещи как "объективное время", не существует. Время - всего лишь "категория нашего сознания, необходимая нам для упорядочения опыта" [3, с. 415]. В окружающем мире время не существует, мы "приписываем" его миру как часть своего "аппарата восприятия". Также время не является чем-то готовым, предстающим в завершенных формах перед гипотетическим человеческим разумом. "Время - это нечто такое, что конструируется в каждый данный момент. И человечество может принять участие в процессе этого конструирования" [4, с. 225]. Другими словами, чувство линейного времени - необходимое для выживания свойство сознания, похожее на механизм десенсибилизации. Но означает ли это, что мы непременно должны подчиняться линейному времени? Так, известный английский физик С. Тейлор считает, что "человек может изменить свое восприятие времени, научиться замедлять его или ускорять, и, даже, выходить за его пределы, то есть можно управлять временем" [5, с. 198]. Попытаемся разобраться в данном вопросе.

Цель исследования: выявить факторы, влияющие на формирование недостатка времени у студентов и определить виды деятельности, являющиеся приоритетными у респондентов.

Материалы и методы. 1) теоретические: анализ научной и философской литературы, обобщение, гипотетико-дедуктивный; 2) эмпирические: социологический анкетный опрос (выборка: гнездовая).

Результаты исследования. В феврале 2014 г. на базе ЮУГМУ было проведено социологическое исследование, в ходе которого было опрошено 67 студентов очного отделения 2-3 курсов. После обработки полученного материала было выявлено, что 95,4% опрошенных испытывают нехватку времени: 46,2% постоянно, 49,2% иногда. При этом 70, 0% студентов умеют правильно организовать свой день, однако только 23,8% от общего числа успешно используют этот навык. 46,2% пользуются им не всегда, остальные опрошенные считают, что не обладают подобным умением или затрудняются ответить на данный вопрос. В структуре факторов, вызывающих недостаток времени у студентов, превалирующим является повышенная учебная нагрузка - 67,2% респондентов указали на это, 49,2% опрошенных связывают недостаток времени с его повышенной тратой на общение в интернете и компьютерные игры, а 32,8% - с неумением рационально распределять между первоочередными и побочными целями и планами. Следует обратить внимание на другие факторы, влияющие на формирование недостатка времени: повышенные затраты времени на досуг (хобби), необходимость выполнения большого количества бытовых дел, неблагоприятные жилищные условия и высокая занятость на работе. Нельзя не отметить, что распределение вышеизложенных факторов рознится у представителей мужского и женского пола: мужчины в 2,7 раза чаще связывают недостаток времени с чрезмерным досугом, а женщины в 3,7 раза чаще с нерациональным его использованием. Для большинства опрошенных студентов характерна нехватка времени практически на все виды деятельности. Так, 58,2% студентов испытывают недостаток времени для подготовки к занятиям, выполнению домашних заданий. Около половины опрошенных студентов отмечают, что времени не хватает на ведение домашнего хозяйства, организацию быта. Половина студентов (50,7%) уделяют недостаточно времени для организации правильного питания (полноценное приготовление, потребление пищи). Значительная часть опрошенных (62,7%) испытывает недостаток времени в общении с друзьями и родственниками. Для почти половины респондентов (47,8%) нет времени на досуг (хобби). Спортивная деятельность (зарядка, посещение тренажерных залов, спортивных секций и пр.) является сложным по причине нехватки времени для половины студентов - (49,3%). Научно-исследовательской работе уделяют достаточное количество времени лишь 9,0% опрошенных студентов, для 90% студентов на эту деятельность не хватает времени. Общественной деятельностью (молодежная политика, волонтерство, профсоюзные организации, студенческие отряды) позволяет заниматься время только 7,5% студентов. Времени для ухода за внешностью, поддержанием опрятного внешнего вида достаточно 20,9% студентов. Лишь 10,6% студентов отмечают, что им хватает времени на посещение мероприятий, связанных с культурой и искусством (выставки, театры, музеи и пр.)

Выводы. Результаты исследования показали, что большая часть (более 50%) студентов 2-3 курсов ЮУГМУ испытывают хронический недостаток времени практически на все основные виды деятельности: подготовку к занятиям, нормальное питание, общение с друзьями и близкими, спорт, досуг, культурно-массовые мероприятия, сон и др. В наиболее полной степени подытоживает приведенные выше результаты социологического исследования тот факт, что у 70,2% опрошенных студентов возникает чувство, что "жизнь проходит", а они ничего не успевают сделать, что, несомненно, должно отразиться в вопросах, посвященных управлению временем.

Список литературы

1. Августин, А. Исповедь / Пер. с лат. М.Е. Сергеенко. Общ. ред. и ст. А.А. Столярова. - М.: Канон + ОИ Реабилитация, 2003. - 464 с.

2. Большая советская энциклопедия: В 30-ти т. / Гл. ред. А.М. Прохоров. Т. 5. -М.: Изд-во "Советская энциклопедия", 1971. - 640 с.

3. Кант, И. Критика чистого разума / Пер. с нем. Н. Лосского. Прим. Ц.Г. Арзаканяна. - М.: Эксмо, 2008. - 736 с.

4. Пригожин, И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. К решению парадокса времени: Пер. с англ. Изд. 5-е., исп. - М.: Эдиториал УРСС, 2003. - 240 с.

5. Тейлор, С. Покорение времени: Как время воздействует на нас, а мы на время / Стив Тейлор. - М.: Альпина нон-фикшн, 2010. - 256 с.

Abstract

ТЬе author analyzes concept, types, forms, properties of time as philosophical category, and also scientific approaches to time studying. Time in this work is considered, first of all, as psychological, subjective category. The author proves idea that time is possible to slow down or accelerate depending on the purposes and interests of the person.

Keywords: time, movement, space, substance, psychological time, consciousness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.