МАЛЬКИНА М. Е.
БЮДЖЕТ ВРЕМЕНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Аннотация. В статье рассматриваются теоретические предпосылки к изучению бюджета времени студенческой молодежи. Анализируется бюджет времени современных студентов.
Ключевые слова: бюджет времени, свободное время, студенческая молодежь.
MALKINA M. E.
TIME BUDGET OF YOUNG UNIVERSITY STUDENTS
Abstract. The article deals with the theoretical background of the time budget of young students. The author presents an analysis of the time budget of students of Mordovia State University.
Keywords: time budget, free time, university student, youth.
За годы реформирования в нашей стране выросло новое поколение, социализация которого проходила, и в некоторой степени проходит и сейчас, в условиях продолжительного системного кризиса общества. Трансформирующееся общество было не в состоянии определить новые задачи воспитания. На данный момент именно это поколение является большей частью студенческой молодежи. Изучение поведения и ежедневной деятельности молодежи позволяет рассмотреть как решается противоречие между условиями социализации студенчества и стоящей перед ним необходимостью решать вопросы, связанные с социально-экономическими преобразованиями в организации и функционировании рынка труда, изменениями в системе образования и рядом других проблем.
Бюджет времени представляет собой распределение фонда времени студентов по направлениям его использования, состоит из рабочего и внерабочего времени. Он позволяет определить, каковы затраты времени на осуществление различных видов деятельности человека [4, с. 456].
Бюджет времени - это имеющееся у нас в распоряжении время (24 часа в сутки, не зависящее от нас) и совокупность дел, на которые мы его тратим. Получается, что мы реально планируем только расходную часть нашего бюджета времени исходя из имеющегося постоянного поступления этого времени. Чем бюджетирование отличается от планирования? При планировании бюджета мы планируем распределение имеющегося в нашем распоряжении ресурса (времени) на сферы наших интересов. А при бюджете рассматривается либо расход, либо уже израсходованное время [2].
Рабочее время - это время работы, с целью заработка, учебы, которое мы расходуем на выполнение общественно необходимых работ.
Свободное время - 1. Это часть внерабочего времени, остающаяся у человека за вычетом разного рода необходимых затрат. 2. Это время, направленное на развитие личностных качеств человека, удовлетворение его духовных, физических и других социально значимых потребностей.
В развитии исследований бюджета времени выделяют несколько этапов. Первый этап длился с 1920-1930 гг. и связан с С. Г. Струмилиным. Второй этап проходил с середины 1950-х до конца 1960-х гг. и его связывают с Г. А. Пруденским. Третий этап - 1970-1980-е гг. Во время данного периода ученые чаще всего применяли методику, использованную в международном проекте под руководством А. Салаи.
XXI век характеризуется глобальными переменами, динамизмом и ускорением. На образ жизни человека, как и на использование им времени, влияют изменения в технике, образовании, доходах. Так, если раньше молодежь могла себе позволить часто ходить в театры и музеи, то в современном мире, если молодой человек и захочет пойти в театр, то сначала нужно будет накопить деньги.
Облик современного студента тоже довольно сильно поменялся. Изменилось и содержание свободного времени. Теперь оно стало рассматриваться не как средство культурного развития, а как средство отдыха.
Свободное время является одним из важных средств формирования личности студента. Оно непосредственно влияет и на его учебную сферу деятельности. Использование свободного времени студентов является своеобразным индикатором их культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы [3, с. 107].
Современные формы времяпровождения отражают не только возрастные особенности студентов, но и уровень жизни молодых людей. Общей тенденцией стала примитивизация свободного времени, сведение его к визуальным пассивным способам времяпровождения [1, с. 116].
Г. А. Пруденский предложил следующую классификацию внерабочего времени: свободное время он определяет как часть внерабочего времени, остающегося за вычетом: 1. Времени, не находящегося в процессе труда, но непосредственно связанного с производством (переодевание, умывание). 2. Времени, идущего на дорогу. 3. Времени, затрачиваемое на бытовые нужды. 4. Времени на личную гигиену, питание, сон.
Вероятно, исследования бюджетов времени в Советской России были одной из важных предпосылок появления в конце 30-х гг. работ П. А. Сорокина по проблематике
времени. В США изучение бюджетов времени испытало сильное воздействие структурно-функциональной методологии Т. Парсонса и Р. Мертона. В Германии послевоенных лет, возможно, под влиянием работ Ю. Хабермаса и Н. Лумана, исследования бюджетов времени особо выделяли динамику изменений межличностных взаимодействий, «цепей человеческих взаимосвязей» по месту и времени деятельности.
Социология досуга, в рамках которой в мировой социологии развивалось рассматриваемое направление, претерпевала несомненные изменения под влиянием смены общетеоретических парадигм. В этом ракурсе менялись акценты целевых установок исследований бюджетов времени. Например, многие исследователи переходили к качественному изучению деятельности, распределенной во времени.
Исследования бюджетов времени - направление, которое получило широкое распространение в России, начиная с 1920-х гг., затем после длительного перерыва - с конца 1950-х гг. и по настоящее время.
Бюджет времени рассчитывается, как правило, на одного человека в качестве представителя определенной социальной группы в среднем за день или неделю.
Образование относят к свободному времени, хотя у современной студенческой молодежи образование занимает одно из ведущих место в жизни на момент получения образования, и, соответственно, отнимает достаточно большое количество времени, за исключением работающих студентов. Так как у студенческой молодежи, которая помимо учебы еще и работает - время на работу и учебу чаще всего приходится на одну и ту же часть суток, и, для студента автоматически работа ставится приоритетнее обучения в учебном заведении.
Проанализировав результаты исследования, проведенного автором в марте и ноябре 2015 г. среди студентов МГУ им. Н. П. Огарева методом самофотографии, можно сделать вывод о том, что студенты данного вуза больше всего времени тратят на социальные сети, они «находятся в них» даже на учебе, работе и в общественных местах. Второе место занимает учебная деятельность, третье - время в пути, четвертое - просмотр телевизора. На социальные сети в среднем уходит по 7 часов в день у каждого «огаревца». Учебная деятельность занимает чуть меньше времени, на нее студенты тратят порядка 5,5 часов в день. На дорогу уходит в среднем от 1 до 2 часов в день. Соответственно, досуг современная студенческая молодежь проводит, в основном, в социальных сетях, таких как «Вконтакте», «Instagram», «Twitter», «Facebook» и реже в «Одноклассниках» (данной социальной сетью заинтересовано старшее поколение).
У большинства студентов, проживающих в общежитиях нет телевизоров, поэтому они меньше времени тратят на его просмотр. Однако, те, у кого он есть довольно часто могут просидеть за ним безо всякой надобности, и это время составляет в среднем 1,5-2 часа в день.
На чтение книг у студентов уходит в день около 1,5 часов. Современная молодежь или не читает вовсе, или же погружается в книги «с головой».
Гигиенические процедуры занимают в среднем у большинства студентов лишь 15-30 минут в день. У абсолютного большинства современных девушек достаточно много времени уходит на приведение себя в порядок. В среднем у каждой девушки расходуется на это около 1 часа каждый день.
Очень многие студенты любят поспать, на сон в среднем уходит 11 часов в сутки у каждого студента. К сожалению, занятия спортом отмечали далеко не все студенты. Лишь около 3 часов в неделю современный студент занимается спортом. Участвующих в волонтерских движениях и того меньше, на это уходит менее трех часов в неделю (в среднем 2,5 часа).
По данным исследования проведенного Социологическим центром РАГС в 2009 году свободное время студентов по местам распределилось таким образом: 1. СМИ (просмотр телепередач и видеофильмов) (43%). 2. Общение (31%). 3. Спортивные мероприятия, прогулки (18%). 4. Увлечения и развлечения студентов (8%). В среднем свободное время составляет 4-5 часов в день [5].
В свободное время россияне обычно смотрят телевизор, а общественной деятельностью, самообразованием или спортом занимается незначительное меньшинство. Психологи называют это пережитком советского прошлого, когда проявлять активность было принято только по приказу. По данным социологов, потребительский пассивный отдых предпочитают и большинство жителей развитых стран, однако они гораздо чаще россиян ходят в рестораны или кино. Перед телевизором проводят свободное время более трех четвертей (79%) россиян, гласят результаты опроса «Левада-Центра». Почти две трети опрошенных (61%) в часы досуга также общаются с семьей, более трети (38%) - слушают музыку, почти столько же (36%) - читают книги или прессу. Треть (33%) выезжают на природу - поработать на даче или порыбачить, пятая часть (20%) - сидят в барах или гуляют с компанией во дворах, почти каждый пятый (18%) играет в компьютерные игры. Лишь 13% участников опроса сказали, что любят тратить свободные часы, катаясь на велосипеде или на роликах. Только 8% регулярно посещает спортивные залы, еще меньше (4%) играют в командные виды спорта: волейбол, баскетбол, футбол. Сторонников интеллектуального отдыха тоже оказалось немного. Только 9% опрошенных посещают театр, музеи и лишь 6% ходят на курсы, лекции, или самостоятельно обучаются полезным навыкам. Меньше всего
оказалось тех, кто готов свободное время работать на благо общества - всего 2% респондентов заявили, что участвуют в деятельности общественных организаций или работают волонтерами. Еще 2% ответили, что у них практически нет свободного времени.
Жители Европы также предпочитают свободное время проводить в четырех стенах. Такие результаты демонстрирует опрос, проведенный Брюссельским маркетинговым центром GfK Ad Hoc Research Worldwide в 2013 году. Одним из самых популярных способов отдохнуть оказался «выход в город», например, посещение ресторана. Главные приверженцы этого - голландцы, шведы и британцы. Половина (49%) испанцев заявили, что одно из любимых занятий для них - поход в кино. Обустройству сада/огорода отдали свое предпочтение 56% румын. А больше половины финнов (55%) назвали своим любимым видом досуга спорт [6].
В завершении можно сделать вывод о том, что бюджет времени - распределение всего времени определенной временной единицы (сутки, неделя, месяц) на всевозможные виды деятельности, осуществляемые той или иной группой людей. Обычно рассматривают бюджет времени отдельных людей уже после изучения дневниковых записей распорядка дня. Большую часть своего времени современная молодежь тратит на социальные сети и учебу. Меньше всего времени студенты тратят на спорт и волонтерские движения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреев И. С. Проблемы реализации свободного времени студентов / Общественные науки. - Ставрополь: СевКавГТУ, 2007. - 168 с.
2. Бюджет времени [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pttm.ru/vesti-biudzhet-vremeni.
3. Зубок Ю. А. Социология молодежи. Энциклопедический словарь. - М., 2008. - 520 с.
4. Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. Г. В. Осипова. - М.: НОРМА-ИНФРАМ, 1998. - 664 с.
5. Свободное время студентов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rags.ru.
6. Смотреть в «ящик»: Опрос Левада-центра от 26.08.2014 г. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.levada.ru/2014/08/26/smotret-v-yashhik.